Эвенкийский праздник встреча солнца
Живые традиции народов России запись закреплена
ПРАЗДНИК «ЭВИДЕК» – ОБРЯД ВСТРЕЧИ СОЛНЦА ПО ЭВЕНКИЙСКОМУ ТРАДИЦИОННОМУ КАЛЕНДАРЮ
В дни летнего солнцестояния с 21 по 24 июня эвены проводят главный календарный праздник «Эвидек» — праздник Нового Солнца и Нового года. Этот цикл обрядов связан с их хозяйственно-бытовой деятельностью: рыболовством, оленеводством. Ритуальные действия обряда: танец по кругу (по солнцу) «Кын’гылн’ы», ритуальные действия с огнем (очищение). В этот период эвены встречаются со своими родичами, угощают друг друга ритуальными блюдами, веселятся и проводят различные ритуальные игры. По традиции, во время празднества, было принято девушкам приглядывать себе женихов, а юношам невест. После этого праздника часто совершали свадьбы.
Эвены — народ родственный эвенкам, происхождение которого также связано с освоением тунгусскими племенами Восточной Сибири и этнокультурным взаимодействием с автохтонным населением.
Эвены – представители коренных малочисленных народов Севера, которые проживают в Хабаровском и Красноярском краях, в Магаданской области, в Якутии, на Чукотке и Камчатке. Эвены – это одна из уникальных этнических групп, сохранившая до нынешних дней кочевой образ жизни, язык, относящийся к тунгусо-маньчжурской группе, традиции и обычаи.
Традиционные занятия эвенов — охота и содержание оленей, которых они использовали для верховой езды и под вьюк. Культура эвенов близка эвенкийской, вместе с которой она образует мощный неповторимый пласт в культурной традиции народов Северной Азии.
Народное творчество эвенов многообразно и уникально, оно отражает трудолюбие, неиссякаемую волю и желание народа сохраниться на земле, его богатый духовный мир, тесную связь с окружающей средой и донесла до наших дней элементы древней языческой культуры.
Материальная и духовная культура прошлых и нынешних поколений неотделимы между собой и уходят корнями в глубокую древность. Человек и Природа, Искусство и Природа – неразрывное целое. Природные северные условия определяют ряд особенностей кочующего народа. Их жизнь протекает на огромных пространствах с непонятными для непривычного глаза ориентирами, условиями, требует в качестве необходимого условия способности человека выживать в этих экстремальных условиях, ориентироваться в пространстве в любую погоду.
Человек опирается не только на свой богатый опыт: умение читать следы зверей, знание повадок животных и привычных мест их обитания, но и на собственный, чувственный, эмоциональный мир, который помогает проникнуть в психологию животного, учитывая его характер, своеобразно перевоплощаться в него, соображать, как мог бы «соображать» отыскиваемый или преследуемый им зверь. В этом случае в силу вступает не только личный опыт человека, но и опыт многих поколений, запечатленный в народном творчестве – мифологии, сказках, обычаях и традициях северных народов.
К первой половине XIX-го и в начале XX-го веков эвены сумели сохранить в своем творчестве этнические традиции, проявившиеся в исключительной зрительной памяти, наблюдательности, способности художника охватить наиболее характерное и передать его в развитом чувстве цвета.
Впервые фольклорный праздник «Нургэнэк» (с эвенского языка «Праздник танца») проводился в июне 1989 года и, с тех пор этот праздник проходит ежегодно. Если первые праздники включали в себя в основном театрализованные действия, концертные программы и конкурсы для команд, то жители сел Эссо и Анавгая становились потенциальными зрителями. И, как положено, в памяти зрителя не остается каких-либо впечатлений.
Анализируя прошедший праздник, организаторы старались что-нибудь изменить в лучшую сторону, чтобы после каждого праздника оставались в памяти только позитивные воспоминания.
Праздник «Нургэнэк» длится не менее 3-х дней. В программу входят обязательные мероприятия: детский фольклорный праздник «Нургэнэкэкэн» в детском саду «Родничок» с различными темами («Веселая камлеечка», «Здравствуй, Нюльтен! (Солнце)», «Колокольчики детства», «Цветы жизни», «Папа, мама плюс Я», конкурс воспитанников «Мут дю» (Мой дом), выставка изделий декоративно-прикладного искусства, национальные танцевальные марафоны, командные состязания («Дюлипки», конкурс костровищ, семейные конкурсы и т.д.) и обязательное угощение ухой или оленьим супом и чаем с лепешками.
В 2001 году организаторы праздника возродили обряд встречи Нового Солнца и Нового года, используя материал преподавателя Якутского государственного университета Анатолия Алексеева.
С давних пор у эвенов существовала традиция в пору пробуждения природы организовывать встречи родственников с песнопениями, угощениями, игрищами. Со встречи родственников в мае начинался целый цикл весенне — летних праздников. Он продолжался до окончания летнего солнцестояния. Завершал его главный календарный праздник «Эвидек» — праздник Нового Солнца и Нового года, происходил он с 21 по 24 июня.
Праздник начинается с проведения обряда очищения по эвенскому обычаю, который в стародавние времена проводили эвенские шаманы. Их задачей было очистить, отделить души соплеменников от различных болезней и скверны. Каждый человек, чтобы предстать перед новым Солнцем и Верховным божеством с чистой душой, поджигает веточку можжевельника и обкуривает себя, затем веточку бросает в огонь, перешагивает его и отряхивается. Только в этом случае у него, у членов его семьи и рода все будет благополучно. Можжевельник, по представлениям эвенов способен изгонять болезни, злой дух, нехорошие помыслы из человека.
После обряда очищения под звуки бубнов все участники направляются к большой поляне, где начинается празднество.
В полночь начинается ритуал встречи Нового Солнца и Нового года. Для проведения обряда должно быть выбрано место, чтобы рядом стояли две лиственницы. Два дерева означают священных птицу-мать и птицу-отца. Между ними натягивается веревка – гилбэр, на которую прежде чем привязать разноцветный лоскуток материи надо загадать самое заветное желание с надеждой его исполнения в Новом году, и оно должно обязательно исполниться. По представлениям эвенов, эти две лиственницы и гилбэр символизируют небесные ворота, открываются они только с 21, 22, 23 и 24 июня – в дни солнцестояния. Возле священных деревьев разжигаются два ритуальных костра и женщины подкладывают в огонь веточки можжевельника, дым которого очищает от скверны.
По древним верованиям эвенов, огонь является воплощением доброго духа, семейного счастья и благополучия. Культ огня, очага широко распространен у народов Севера. Функции очага – отопление и освещение жилища, приготовление пищи, защита от диких зверей – обусловили особое отношение к нему как к сакральному центру жилища. В прошлом очаг у народов Севера имел открытую форму, и хранительницей очага считалась женщина. Многие народы Севера традиционно добывали огонь трением.
Огонь – главная семейная святыня – широко использовался в семейных обрядах. Домашний очаг стремились постоянно поддерживать. Во время перекочевок эвенки и эвены перевозили его в котелке. Правила обращения с огнем передавались из поколения в поколение.
Огонь очага берегли от осквернения, запрещали бросать в него мусор, шишки («чтобы не залепить бабушке смолой глаза» – эвенки), касаться огня чем-либо острым, лить в него воду. Почитание огня перешло и на предметы, имеющие с ним длительное соприкосновение, – крюк над очагом и некоторые виды посуды.
Народы Севера считали огонь живым существом, имеющим душу. Дух-хозяин огня представлялся чаще в виде старой женщины, у якутов, якутизированных эвенков, эвенов, отчасти долган – в виде старика, иногда с семьей. Духа-хозяина огня, покровителя домашнего очага, семьи, рода постоянно «кормили» кусочками лучшей пищи и вином, к нему обращались с различными просьбами.
На свадьбах молодую жену, вводя в дом мужа, обводили вокруг очага: она «кормила» огонь, прикасалась к почитаемым предметам, имеющим к нему отношение. Культ огня неотделим от культа предков.
Перешагивая через первый ритуальный костер, прощаемся со старым годом, оставляем в огне свои невзгоды. Перешагнув второй ритуальный костер, переходим к рождающемуся Новому году. Это означает пробуждение природы, а с ней и обновление жизни человека, рождение лучших надежд.
Все участники обряда мысленно обращаются к Солнцу: «Пусть Новый год принесет мне счастья. » Подходят к гилбэр и привязывают свой лоскуток, загадывая заветное желание.
Потом все берутся за руки и образуют большой круг: круг символизирует Солнце, а руки — его лучи. Эвенский круговой танец «Кын’гылн’ы» посвящается Новому Солнцу и Новому году.
По всей поляне горят костры, у которых суетятся хозяева. Каждый хозяин приглашает гостей к своим кострам, чтобы гости отведали угощения. По древним поверьям, если у твоего костра побывает больше народу, то Новый год будет благополучным.
На рассвете гилбэр с желаниями обвивают вокруг ствола лиственницы, так как сила и энергия дерева будет способствовать исполнению заветных желаний участников ритуала.
На празднике всегда присутствует много молодых девушек, и в праздничные дни наступает пора для юношей выбрать невесту. Если молодой человек, сделал свой окончательный выбор, то он должен подать особый знак — коснуться рукой девушки и пригласить ее на национальный танец «Кын’гылн’ы», участвовать в игрищах рядом с ней.
В зимнее время женщины и девушки в преддверии весенней встречи шьют или дополняют новыми украшениями свою праздничную одежду. Основной функцией эвенской одежды была естественная практическая направленность – защита от холода, снега, дождя. Так же одежда защищает человека от нежелательных воздействий не только природной среды, но и от злых глаз.
Одежда еще выполняет знаковую систему, позволяющую различать людей по полу, возрасту, а также по территориальной, родовой, этнической, религиозной и социальной принадлежности. Во время праздников, когда все одеты в национальные костюмы, можно четко отличить эвенов: из какого они стойбища, района или региона.
Эвенская одежда различается и по назначению: ритуальная, праздничная и будничная. Так же существовали одежды для погребальных обрядов, свадебных обрядов, обрядов кормления огня, обрядов прощания с родной землей, обрядов встречи со священным местом.
Эвенская одежда еще раскрывает душу человека. Поэтому женщины за изготовлением и украшением костюма все время напевают какую-нибудь мелодию. Песни бывают разные, в зависимости от того, какой костюм шьют и какое у него предназначение. Мелодии могут быть веселые, праздничные, или песни-воспоминания о ком-то, песни — плач, когда вспоминают умерших сородичей.
Эвенский фольклорный праздник «Нургэнэк» и обряд встречи Эвенского нового года (Нового Солнца и Нового года — Эвидек) в 2009 году получил статус краевых праздников Камчатского края.
Банаканова Л.Е. Камчатский центр народного творчества.
1. Краски северного сияния в узорах мастериц: (Прикладное искусство эвенов Березовки) / Авт.-сост. М.Е.Роббек. — Новосибирск: Наука, 2004.-88с.- (Памятники этнической культуры коренных малочисленных народов СС и ДВ: Т.4).
2. Экспедиция В.И.Иохельсона, МАЭ, колл. 4404-194.
3. Новикова К.А. Эвенский фольклор. Магадан, 1958
Источник статьи: http://vk.com/wall-144961270_4370
Встреча Солнца
Дьячкова Ольга Васильевна
Учитель начальных классов, МКОУ «ПСОШ» МР НР КШ-ДС «Нутендли», Республика Саха (Якутия)
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Дьячкова О.В. Встреча Солнца // Совушка. 2019. N1 (15). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/15/ (дата обращения: 10.03.2021).
Цель: познакомить с обычаями, традициями и национальной культурой коренных народов Республики Саха (Якутия).
Оборудование: карта, фотоальбом, рисунки обучающихся, лэпбук «Республика Саха (Якутия)», картины «Времена года Якутии», картина пылающего огня, багульник, тарелка с различными продуктами питания (олений жир, оладьи, мясо и т.д.),
Ход урока
Учитель: Ребята, я рада вас видеть на очередном уроке и надеюсь, что сегодняшний урок, как и предыдущие уроки, будет вам полезен и интересен.
Посмотрите, пожалуйста, на карту. Велика ли наша матушка Россия? Правильно, ребята, велика. И в ее состав входит наша Республика Саха (Якутия).
Якутия образовалась 27 апреля 1922 года. Она расположена на северо-востоке России и Восточной Сибири.
Столица Якутии удалена от Москвы на 8 468 км, поэтому жители Якутии на 6 часов раньше встречают новый день.
Площадь Якутии 3 млн. 103 тыс. км, что составляет 1/7 часть территории России. Территория Якутии входит в пределы 3-х природных зон: тундры, лесотундры и тайги.
-Ребята, а если она входит в пределы 3-х природных зон, скажите: «Чем богата наша Республика?» (лесом, а в лесу много животных, ягод, грибов, орехов).
-А еще? (полезными ископаемыми: нефтью, газом, углем, алмазами, золотом, песком, глиной и многим другим).
-А какая промышленность в Якутии? (лесная, нефтегазовая, горнодобывающая, золотопромышленная).
-Скажите, пожалуйста, а какие народы живут в Якутии? (русские, чукчи, якуты, долганы, эвены, эвенки, юкагиры) .
— А также в нашей республике проживают другие национальности. кто может сказать, какие?
-Докажите, что люди разных национальностей живут в Якутии. (учащиеся: меня зовут Саша – я эвэн и живу в Якутии. Я – Тамра, я – чукча, живу в Якутии. Я – Лиля, я – русская и тоже живу в Якутии и т. д.).
Очень богата и разнообразна наша Якутия, а также и многонациональна, но коренное население – якуты, эвены, эвенки, юкагиры, чукчи, ненцы и другие народы. И у каждого народа, населяющего нашу землю, есть свои традиции, обычаи и своя культура.
-Какой праздник у русских? (масленица, на этом празднике пекут блины, всех угощают ими, танцуют, поют частушки).
А у нас, у украинцев – рождество. На празднике готовят 12 блюд, ходят колядовать, за колядки их угощают, а утром они пьют чай с этими угощениями. А у якутов- Новый год встречают в начале июня).
-Как все интересно, ребята, правда?
-Но сегодня на уроке мы с вами будем знакомиться с обычаями, традициями и праздником Республики Саха (Якутия).
-А что такое праздник?
— праздник – это проявление всех форм и видов культуры. Раньше он давал полное слияние с природой и вместе с тем утверждал власть человека над ней. Народное искусство связано с историей и бытовыми традициями. Песни, танцы, сказки, былины неотделимы от повседневной жизни народа, потому что в них воплощались мечты о прекрасном, о лучшей жизни, о добре и зле.
— А кто мне скажет, какой традиционный праздник у чукчей? (Встреча Солнца).
1-й ученик: Да, этот праздник имел тесную связь со скотоводческим хозяйством. Он проводился в начале января, когда появляются первые лучики солнца. Чукчи возносили перед огнем благодарность, хвалу и молитву небожителям и духам природы.
2-й ученик: Встреча Солнца начинается с церемонии кормление огня. Суеверные люди думали, что соблюдение этого обычая способствует развитию скотоводческого хозяйства. Вслед за обрядом начиналось пиршество. Основным угощением были мясо, кровяной суп, колбаса (которая готовится не по-простому рецепту), лепешки из печени и т.д.
(Дети разносят всем гостям угощения).
3-й ученик: Не зря наши предки почитали огонь, ведь, огонь это символ жизни. И также Солнце почитают чукчи, ведь первые лучи символизируют, что скоро конец долгой, холодной зиме.
Во время обычая чукчи просят у Солнца, огня хорошей погоды, хорошего сохранения поголовья оленей, удачной охоты и чтобы все было хорошо. Также во время обычая чукчи слегка поджигали багульник, чтобы он издавал сладкий аромат и легкий дымок. Затем Человек, который проводит обряд, сверху до ног багульником обтряхивал т.е. человек купается в дымке багульника. Этими жестами, считается, что горе и беда пройдут мимо тебя.
4-й ученик: На празднике устраивали спортивные игры, борьба, перетягивание на ремнях, палке, состязание по прыжкам разных видов, бега, оленьи гонки
-Давайте и мы послушаем стихотворение, которое называется «К,эюк,эй» (Олененок).
-Какие чувства вызвали у вас это стихотворение, о чем он? (Пробуждение природы).
5-й ученик: Встреча Солнца – важная часть духовной культуры чукчей.
Учитель: За всю свою многовековую историю народы Якутии создали уникальную материальную и духовную культуру. Народы Крайнего Севера более бережно относятся к своим традициям, обычаям и культуре. Они передаются из поколения в поколение.
Учитель: В своих рисунках дети тоже отразили традиции, обычаи и праздник Республики Саха (Якутия). В рисунках нарисовано природа, обычай кормления огня, стадо оленей.
Учитель: Богата у чукчей и современная культура. Многообразно декоративно-прикладное искусство, профессиональная музыка, различные ансамбли и многое другое.
Ну, вот и подошел к концу наш урок. И я хотела бы, чтобы вы отгадали кроссворд о том, что запомнили из урока.
- Какой главный праздник считается у чукчей? (Встреча Солнца)
- За каким животным ухаживает чукча? (олень)
- Какие игры проводятся во время Встречи Солнца?
- Каким растением обтряхиваются вовремя Встречи Солнца?
- В какое время справляют Встреча Солнца?
Ребята, у вас есть предметы, которыми мы сейчас воспользуемся.
1. Интересны ли чукотские традиции и обычаи, о которых мы сегодня узнали?
«Да!» — солнышко. «Нет!» — облачко.
2. Хотели бы вы принять в них участие?
«Да!» – белый цветок. «Нет!» – синий цветок.
3. Знакомы ли с этими традициями ваши родители?
«Да!» – желтый цветок. «Нет!» – красный цветок. «Не знаете!» – зеленый цветок.
Я надеюсь, ребята, что после этого урока, узнав о традициях, обычаях коренных народов Якутии вы будете относиться с уважением к ним. И обязательно познакомьте с ними своих родителей.
И в завершение нашего интересного урока, ученица 1-го класса прочитает стихотворение о тундре на чукотском языке.
Источник статьи: http://kssovushka.ru/zhurnal/15/1640-vstrecha-solntsa/