Езидские праздник айда эзди

ИНСТИТУТ ЕЗИДСКОЙ ИСТОРИИ И РЕЛИГИИ

ИНСТИТУТ ЕЗИДСКОЙ ИСТОРИИ И РЕЛИГИИ

Посты и праздники

История езидских праздников восходит к древним незапамятным временам. Далее к ним примыкают и праздники, берущие свое начало с эпохи шейха Ади. Каждый из езидских праздников посвящен воспоминанию какого-либо важного события в жизни народа, а также есть день памяти усопших.

Почти все езидские праздники начинаются с поста и заканчиваются торжеством. Сообразно этому устроена и вся жизнь езидов в праздничные дни: празднику предшествует трехдневный пост. Пост начинается во вторник утром – до восхода солнца и длится до заката. На четвёртый день, который приходится на пятницу, начинается торжество (Айд). Люди накрывают праздничные столы, ходят в гости и поздравляют друг друга.

Езидские праздники не имеют постоянную дату, каждый праздник ежегодно перемещается датой празднования в зависимости не от цифры, а от дня недели. Праздник должен совпадать с определенным расположением солнца или луны. По своей сути езидский календарь расходится с григорианским и является подвижным.

Çarsema Sor (Красная среда) – это самый главный для езидов праздник посвященный сотворению мира. По езидскому календарю мир был сотворен 6766 лет назад. Согласно мифологии Бог создал мир с помощью семи ангелов: «Вначале Бог создал семь ангелов, а затем с их помощью приступил к сотворению мира. Бог с помощью ангелов начали сотворение мира в субботу и завершили в среду. После сотворения мира Бог поставил во главе ангелов Малик Тауса и завещал ему быть покровителем езидов». С этого дня езиды отсчитывают летоисчисление. Езидский Новый год начинается со среды. Дата его празднования приходится он на третью среду месяца Апрель.

Перед этим праздником в семьях пекут кулич (Kiloç), красят яйца во все цвета радуги и украшают свои дома свежими цветами.

Айда Езид (Eyda Êzîd) — великий праздник езидов, посвящённый Богу — Творцу. Праздник приходится на третью пятницу декабря.

Cemaya Lalişê (Джамаи Лалиш) — 6 октября (по григорианскому календарю) начинается неделя паломничества езидов в святыню Лалиш. Каждый езид по мере возможности считает своим долгом поклониться святым местам и быть освящённым святой водой – Kanya Spî.

Айда Хидирнаби Хидрилиас (Eyda Xidirnebî Xidirîliyas) – праздник любви и исполнения желаний. Хидир Наби считается покровителем влюбленных, воссоединяет любящие сердца и исполняет их заветные желания. Через него и при его содействии исполняется божественное веление и предначертание судьбы. Согласно преданию, если в этот день молодые люди обратятся с молитвой к Хидирнаби и съедят на ночь соленую лепешку, то во сне могут увидеть своего суженого. Хидирилиас считается защитником больных, путников и невинно заключенных. Праздник отмечается в первую пятницу февраля.

Кроме описанных выше праздников, существует множество других праздников: Чиле Хавине – праздник отмечается в июле после окончания летнего сорокадневного поста. Чиле Звестане – праздник отмечается в январе, после окончания зимнего сорокадневного поста. Батезми в честь Пир Али у езидов Турции. Джамайа Шарфадин у езидов Шангала.

Есть день в году, посвященный памяти усопших. Айда Беленде празднуется езидами Ирака в декабре — январе. Езиды Армении, Грузии и России не отмечают этот праздник. В отличие от остальных езидов, они отмечают этот день летом, который попадает на второй четверг июня. В этот день езиды посещают могилы родственников и делают пожертвование в виде еды, напитков, денег и других вещей. Считается, что эти пожертвования, таким образом, передаются их усопшим.

Источник статьи: http://eziin.org/posty-i-prazdniki

Езиды отмечают праздник «Айда эзди»

В Ярославской области проживает более 5 тысяч езидов, сегодня они отмечают свой самый главный религиозный праздник «Айда эзди», возникший задолго до Рождества Христова, сообщает Ярославская ГТРК.

Перед праздником существует трехдневный пост, во время которого принимать пищу можно лишь перед восходом солнца и после его захода. Постные дни – это всегда вторник, среда и четверг второй половины декабря. В это время езиды обязательно поминают родственников, ушедших в этом году из жизни.

«Это празднование берет начало с древних времен, когда еще наши предки жили в Месопотамии, три тысячелетия назад. Это очень дорогой для нас праздник», — рассказал председатель совета старейшин Ярославского общества «Езиды» Сергей Полатов.

«Езиды никогда свою религию не меняли, сохранили ее и мы стараемся передать ее нашим детям», — рассказал президент Ярославского общества «Езиды» Файзо Полатов. В праздник готовятся самые лучшие блюда, и часть еды обязательно отдается малоимущим.

Читайте также:  Чем отличается праздник спорта от праздник спорта 2

У езидов есть поверье – чем богаче стол, тем благополучнее сложится ближайший год. Существует и такая традиция: за столом желать здоровья сначала всем народам и лишь потом всем присутствующим.

«В этот праздничный день от имени езидского духовенства благословляем народы Росссии и государство на процветание. Желаю всех благ, которые только есть на земле», — такое пожелание за праздничным столом высказал руководитель езидского духовенства в Ярославской области Титал Шехбавки.

Источник статьи: http://credo.press/48698/

Езидские праздник айда эзди

Наш долг помнить этот День! Февраль/Сəбат

P’ожие Xьдрнəби: -148 дней

19 Ə’ида Xьдрнəби

Ə’ида Xьдрнəби: -144 дней

Кöлоч’е Сəре Сале:

17 (ледьхьн): -118 дней

18 (кəридькьн): -117 дней

Чаршəма Сор: -90 дней

19 P’ожа Сəр Мəзəла

P’ожа Сəр Мəзəла: 5 дней

P’ожие Эзди: 153 дней

Ə’ида Эзди: 157 дней
Пусть неверующие не думают, что предоставленная Нами отсрочка является благом для них. Мы предоставляем им отсрочку для того, чтобы они приумножили свои грехи. Им уготованы унизительные мучения.
Курдская свадьба

Клоч.

В первую среду марта, по восточному календарю, в каждой семье хозяйка выпекает кулич, в который кладется небольшая голубая бусинка или монета. На следующий день, рано утром, все члены семьи собираются вокруг пирога (кулича), глава семьи, после упоминания имени Бога, разрезает его. Сначала ножом проводят по середине пирога, и называют это ХАТА ДЖОТ, т.е. борозда плуга; затем одну сторону делят на куски, каждый из которых приносят в дар ангелам и святым:

Другую половину разрезают на части по количеству членов семьи, называя их имена. По преданию, в чьей доле окажется бусинка или монета, тот будет в этом году благословлен Богом. Этот праздник отмечается только Езидами Грузии, Армении и России, аналогом данного праздника является Чаршама Сор, который справляется Езидами Месопотамии.

Айда Рожиен Эзид

Праздник соблюдения поста в честь Селтан Эзида. Он попадает на первую пятницу декабря по восточному календарю. Три дня длится пост, а на четвертый день празднуют Айда Эзид. Это один из самых любимых и всеми отмечаемых праздников, поскольку посвящен непосредственно Богу.

Рожие Ходане мале.

Трёхдневный пост за неделю до рожие Эзид. Праздники посвящены покровителям семьи. Начинается во вторник, а в пятницу — айд.

Рожие Шешамс.

Трёхдневный пост за неделю до рожие Ходане Мале (в честь Светоносного ангела). Начинается во вторник, а в пятницу — айд.

Чаршама Сор.

Красная среда. Первая среда апреля по восточному календарю. Один из важнейших езидских праздников в честь Малаки Тауса. Согласно езидским священным текстам, каждый год Бог садится на трон и созывает к себе ангелов во главе с Малак Тавусом. Он выбирает одного из них и посылает на землю, чтобы тот управлял миром в течение года. езиды говорят, что Ангел сходит на землю и наряжает ее цветами и зеленью.

Особо отмечается езидами Ирака и Сирии.

В этот праздник езиды красят пасхальные яйца, так же как и у Христиан на пасху, у езидов традиция красить яйца существовала ещё задолго до появления Христианства. Яйцо это символ вселенной. Белок — небосвод, желток — земля. Когда езиды красят яйца, это значит, что они хотят, чтобы в новом году расцвели бы все «краски мира».

Айда Челе Хавине.

Летний праздник, попадает на июль. Праздник окончания летнего сорокадневного поста. Отмечается, в основном, в Лалеше, иракскими езидами, езиды, проживающие в Армении и Грузии этот праздник не отмечают.

Айда Джемайе или Джемайи Лалеш.

Праздник паломничества у езидов. Во время него посещают святилище и другие места поклонения Зийарат (святилище). Длится семь дней с 23 сентября по 1 октября (по восточному календарю).

Айда Хедер Наби и Хедер Айлас.

В первую пятницу февраля празднуется день святых Хдр Наби и Хдр Айлас. Празднику предшествует 3-х дневный пост. Хдр Наби считается покровителем влюбленных и исполняет заветные желания, а Хедер Айлас является защитником больных, путников и заключенных. Это один из самых любимых и радостно отмечаемых праздников у Езидов.

В этот день, по легенде, Ангел Хдр Наби (покровитель всех влюблённых) на своём мифическом коне, который перелетает через горы, леса и реки похищает себе девушку в жёны. По суеверию, в эти дни, как девушки, так и юноши, могут во сне увидеть своих будущих супругов. Для того, чтобы увидеть своего суженного (ую), необходимо съесть соленую лепешку, предварительно выдержав пост. Лепешки небольшого размера пекут незамужние девушки, лучше, если это делают девочки, не достигшие брачного возраста. В состав лепешки входит ровно 7 ингредиентов, основным, из которых является соль, сладости в состав не входят. Лепёшка должна быть максимально солёной, ее нужно съесть перед сном (но прежде держать пост), а небольшой кусочек положить под подушку. По суеверию, во сне, съевшего печенье, будет мучить жажда, после чего приснится человек подающий стакан воды, чтобы напиться. По легенде, если девушка или парень всё это увидит, то значит в этом году им суждено жениться.

Читайте также:  Кухня наизнанку торты которые можно заморозить до праздников

Помимо всего этого, в деревнях, у кого в основном есть печи в которых пекут хлеб, по суеверию стены дома обсыпают мукой и на стенах изображают разнообразных животных, по суеверию в этот день Ангел Хдр Наби на своём коне проскачет по дому, оставит на стене след подковы означающий благословение в этом доме.

Всё это говорит о том, что Езиды очень суеверный народ, эти поверья идут с древнейших времён, когда магия и астрология у народов Месопотамии (ассирийцы, шумеры, аккадцы, мидийцы и т.д.) были на более высокой ступени развития, нежели окружающие их народы.

Айда Беленде.

Празднуется зимой, некоторыми езидами в декабре, другими в январе. Это день памяти умерших. Во время празднования разжигаются костры и люди прыгают через них. Езиды Армении и Грузии не отмечают этот праздник.

Айда чле Зевестане.

Торжественно празднуется в начале февраля по новому стилю, которому предшествует 40-дневный пост (Члахана). Этот тяжёлый пост соблюдают духовенство высшего ранга, хотя и рядовой езид может присоединиться к ним. Этот пост соблюдается для того, чтобы Бог помог людям перенести 40 самых суровых дней зимы и вознаградил благоденствием и миром.

Обряд жертвоприношения в жизни и верованиях -езидов занимало важное место.
Жертвенное животное предварительно освящалось религиозными обрядами. Шейх езидов заранее наносил краской метку на голове жертвенного ягненка и молитвой просил Малакетауса признать данное священнодействие истинным курбаном /жертвоприношением/.
Жертвоприношение в основном отправлялось в оджахах шейхов, пиров или кочаков.
Еврейские легенды о жертвоприношении через Святую книгу получили широкое распространение в мифологии многих народов. Общеизвестна история Абраама, который был готов во имя бога принести в жертву своего отрока. Эта легенда почти с аналогичным содержанием бытует и среди курдов и называется «Сын Абрама» (Kurê Abram). Она повсюду на устах у всех. Естественно, езиды подвергли эту легенду определенным изменениям, присвоили ее себе и рассказывают ее в соответствии со своим пониманием этой истории.
Малакетаус, будучи милостивым к Абраму, которому сделал много добра, решил испытать его на преданность. Он потребовал, чтобы Абрам отвел своего сына ИСО /Исаака/ на вершину горы Джуд и принес его в жертву. Абрам безропотно взял сына и поднялся на гору Джуд, где, согласно легенде, и по сей день горит вечный огонь. Вдруг на горе до Абрама донесся некий таинственный голос, повелевающий взять нож и зарезать сына. Абрам смиренно взял в руку нож и поднес к шее сына, но в этот миг перед ним в облике птицы появился Малакетаус и велел Абраму остановиться. Малакетаус сообщил Абраму, что он убедился в его преданности и верит ему.
Абрам поблагодарил бога и произнес:

Господь наш — ты благодетель.
Малакетаус, ты милосерден,
Благодарю тебя за милость твою.

Xodê tu kerîmî,
Melektaûs, tu rehîmî,
Ez razîme ji keremê te.

Возблагодарив бога, Абрам взял отрока своего за руку и радостно возвратился домой.
Еврейская и курдская легенды по содержанию почти одинаковы, но разнятся тем, что в курдском варианте Абрам действует без слуг, а в еврейском Абраам отправился на гору вместе со своими слугами.
НИ в библии, ни в самой легенде «Абраам» об участии женщины ничего не сказано, в то время как в курдском варианте упоминается жена Абрама — кнез, считающаяся дочерью рода, клана. В курдском варианте упоминается также гора Джуд (Gyaye Cîd) с вечным огнем на вершине, о чем ничего не говорится в еврейской легенде.
Легенда «Абрам» в курдской мифологии — это вариант народного пересказывания еврейской легенды, однако общим в обоих вариантах является жертвоприношение во имя обретения благосклонности и покровительства богов, и духов.

В жертву езиды приносили исключительно животных-самцов, в основном это был баран или белый петух. Жертвоприношение осуществлялось в святых оджахах, у подножья гор, возле священных деревьев, пещер, родников и камней. По обычаю этот обряд совершался руками мужчины.

Читайте также:  Веселая комната для праздника

Подобный обычай существовал также у армян, евреев, греков, грузин и еще у многих других народов. У евреев и древних греков считалось, что первым жертвенным животным должен быть самец.

По свидетельству Грикога Татеваци, «жертвенного животного должен был зарезать только мужчина, который обязательно должен был быть из мирян и человеком верующим». [147] Мысль о принадлежности жертвенных животных к особи мужского пола проскальзывает и в курдском фольклоре. В знаменитой поэме «Маме и Зине» ее персонажи, трое братьев, в знак того, чтобы им сопутствовала удача, в жертву приносят барана, мясо которого раздают сиротам, беднякам и нищим. [148]

В сказке «Давреш» ее герой Давреш, чтобы найти своего сына и вырвать его из рук великанов, возле капища у горы Ардауд в жертву приносит ягненка-самца.

Если жертвоприношение не помогало успешному завершению задуманного дела, езиды приносили к святым местам три камня и оставляли их там. В народном понимании этот обычай символизировал нейтрализацию зла, и, возможно, в некоторой степени связан также с культом камня.

В начала XX века в местах компактного проживания курдов-езидов

имелись следующие священные оджахи и места, где осуществлялся обряд жертвоприношения:

1.Оджах шейха Хасана в с.Яманчаио Тегорокого района Карской области.

2.Оджах Джин Тайара в с.Мирак Апаранекого района.

З.Оджах шейха Амо и кочака Худо в с.Карвансара Артикского района.

4.Оджах кочака Амо в с.Малый Джамушлу Апаранского района.

5. Гора Бозутлу в Талинском районе.

Обряд жертвоприношения у езидов ознаменовывался выпиванием нескольких глотков жертвенной крови или нанесением нескольких капель на лицо с помощью указательного пальца.

В святом оджахе Джин Тайар в Апаранском районе для исцеления страдающего недугом человека в жертву приносили барана и белого петуха, кровью которых на лбу больного делали отметину и после этого передавали его под покровительсво духа Джин Тайара. Мясо жертвенного животного обычно отваривали. Сам больной и его родственники, обратившиеся к святому оджаху за помощью, непременно обязаны были отведать немного жертвенного мяса в качестве ТУЛУСМЫ /т.е. в качестве причащение и священного снадобья/. Ритуал испития жертвенной крови и смазывания ею лба существовал также среди некоторых христианских и нехристианских народов.

Хевсуры кровью жертвенного животного рисовали крест на лбу больного [149] , а осетины первые капли жертвенной крови бросали в огонь.

Поедание кусочка сырого или вареного мяса жертвенного животного, испитие крови или смазывание ею лба у курдов имели значение причащения. Корни этого обычая восходит корнями к периоду первобытного общества, когда главенствующим предметом религиозных культов являлись тотемные животные. Причащение означало слиться воедино своей плотью и кровью с данным святым, стать с ним единокровным, чтобы в дальнейшем быть под его началом и покровительством.

Жертвоприношение у езидов выражалось также самоистязанием своей плоти: женщины во время похорон близкого человека царапали себе лица, рвали на себе или стригли волосы, мужчины обеми руками били себя по голове и т. д.

Как пережиток прошлого и в наши дни верующие езиды продолжают соблюдать пост, но обычай жертвоприношения, о чем говорилось выше, постепенно исчезает.

Жертвоприношение у езидов носил характер общественного мероприятия. Это выражалось в том, что после принесения животного в жертву устраивалась большая общая тпапеза с исполнением всех религиозных обрядов. Такая трапеза с людским собранием являлась клановым /родовым/ мероприятием и имела коллективный характер. У многих народов принявших христианство или ислам, эти обряды были освящены соответствующими религиозными законами.

Со слов кавала Аджи, христианские трапезы по случаю жертвоприношения внешне похожи на курдские, устраиваемые у храма в Лалеше.

В случае, если трапеза была неколлективной, езиды такой обряд не признавали курбаном [150] (qurban). Подобные мероприятия проводились, как правило, в святых местах, оджахах, в горах, под священными деревьями и т д. Подобный обряд жертвоприношения с коллективной трапезой в память об усопших исполнялся и на кладбищах.

Обычай коллективных трапез на кладбищах существовал и у древних греков, который нашел свое отражение в «Иллиаде» Гомера, когда Ахиллес, во имя спокойствия души Патроклеса, организовал подобную трапезу.

Многие народы, в том числе и курды-езиды, животных в жертву приносили, как правило, в начале весны.

Исполнение в весенний период обряда жертвоприношения, ритуалов и молитв связано было с пробуждением природы и всходом зерновых культур, чтобы год выдался хлебным и природа, в благодарность за людской труд, наградила их своими дарами.

Источник статьи: http://www.sites.google.com/site/newrepublikezdi/prazdniki

Оцените статью
Adblock
detector