фольклорный праздник
методическая разработка (2 класс) на тему
знакомство с разными жанрами народного творчества
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_folklornogo_prazdnika_v_nachalnoy_shkole.docx | 24.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий фольклорного праздника в начальной школе
Учитель : Ребята, сегодня мы собрались на праздник с необычным названием — Фольклорный калейдоскоп. Калейдоскоп — это красочно, необычно. Это лучик света, преломленный в нескольких гранях сразу. Грани для нас сегодня — это разные фольклорные жанры. А что же такое фольклор? Нам расскажут ребята!
Ученик : Фольклор в переводе с английского означает «народная мудрость». История фольклора уходит в глубокое прошлое человечества. Фольклор — это единство слова, музыки, танца, декоративного искусства. В фольклоре традиция народа выступает на первый план.
Ученик : Фольклор — это искусство коллективное. Произведения фольклора воспроизводятся устно, хранятся в памяти народа и живут во множестве вариантов. Например, одна и та же сказка при каждом исполнении рождается как бы заново , потому что в ней могут произойти изменения в зависимости от того, кому и с какой целью её рассказывают.
Ученик : Фольклор- это не только сказки, это и русские былины, народные песни, считалки, потешки, колыбельные песни, дразнилки, игровые песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, страшилки, перевёртыши, загадки, частушки. Фольклор русского народа неповторим, как и сама история русского народа, его быт, обычаи, культура.
Учитель : Культурное наследие прошлого народ хранит веками. Давайте откроем этот прекрасный ларец народной мудрости.
Учитель : Высокие нравственные черты русского народа , а также презрение к лени, глупости, жестокости выражены в пословицах. В народе есть пословицы о мире , дружбе, любви, работе, пословицы с числами и многое другое. Мы учимся дружить друг с другом. Послушаем пословицы, которые были для ваших прабабушек и прадедушек правилами в жизни :
- Дружный дом — счастья полон, дружбу потерял — счастье расплескал.
- Уважай всякого, кто хочет жить в дружбе.
- Худой мир лучше доброй ссоры.
- Дружба крепка взаимностью.
- Сила птицы в крыльях, сила человека в дружбе.
- Друга нет — в душе покоя нет.
- Рыба-вода, ягода — трава, а хлеб — всему голова.
- Чтобы узнать человека, надобно с ним пуд соли съесть.
- Доброе братство милее богатства.
Учитель : Давно в народе замечено, что народный фольклор отличается удивительной поэтической щедростью. Вслушайтесь в звучание скороговорок, которые слагались для того, чтобы научить ребёнка быстрому и чистому произношению. На доске написаны скороговорки, прочитайте их про себя, а затем попробуем быстро их произнести. Вы заметите, что звуки в словах подобраны так, чтобы затруднить произношение.
На возу лоза, у воза коза.
Кошка-крошка на окошке кашку кушала по крошке.
Наш Полкан попал в капкан.
Учитель : Кому из нас не приходилось отгадывать загадки? Они входят в жизнь человека с самого раннего детства и остаются с ним навсегда. Загадка — это такое описание предмета, при котором предмет не называется, а описывается его внешний вид, повадки, характер. Чтобы отгадать загадку, нужно проявить всю свою наблюдательность, сообразительность, память, мышление. А вот вам, ребятки, наши загадки:
- На одной ноге стоит, в воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад — ищет в речке лягушат.
- В капусту он забрался осеннею порой:
рогатый и лохматый и с длинной бородой.
- Это что за потолок?
То он низок, то высок,
То он сер, то беловат,
То чуть-чуть голубоват.
А порой такой красивый
Кружевной и темно-синий.
- Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали,
А пошли искать их днем,
Ищем, ищем, не найдем!
- Зелена, а не луг,
Бела, а не снег,
Кудрява, а не голова.
Клейкие почки,
Зелёные листочки.
- Что за дерево стоит —
Ветра нет, а лист дрожит?
- Он в лесу стоял,
Никто его не брал,
В красной шапке модной,
Никуда не годный.
- Носится, свищет, мечется, рыщет
Где пробежит — листик дрожит,
Где пронесётся — дерево гнется.
Где играет детвора,
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей.
Учитель : Наши предки одушевляли мир природы, относились к нему сердечно, как к живому, чувствовали своё родство с природой. Так родились потешки, считалки, дразнилки, заклички. Послушаем, что приготовили нам ребята :
- Солнышко, солнышко,загляни в окошко.
Загляни в окошко,разбуди Серёжку.
Чтоб денек чуть- чуть был дольше,чтобы мы узнали больше,
чтоб игрушки не скучали,а с Серёженькой играли.
- А ну-ка, друзья за работу! Покажем свою охоту!
Матвею дрова рубить, Тимофею печь топить,
Савелию воду носить, Прокопию кашу варить,
А Иванушке песню петь и плясать, своих друзей забавлять.
Вот мы навсегда — друзья не разлей вода!
- Андрей-воробей, не гоняй голубей!
Голуби боятся, на крышу не садятся!
Крыша ломается, хозяин ругается!
- Конь ретивый , долгогривый
Скачет полем, скачет нивой.
Кто коня того поймает,
С нами в салочки играет.
- Бубенчики, бубенчики, летели голубенчики
По утренней росе, по зелёной полосе.
Сели на сарай. Беги, догоняй!
На носу горячий блин!
Плакать не годится,
На полу валяется , никто его не ест!
- Солнышко, покажись! Красное, снарядись!
Чтобы год от года давала нам погода:
Тёплое летечко, грибы в берестечко,
Ягоды в лукошко, зелёного горошка.
- Дождик, дождик, пуще! Дам тебе гущи,
Хлеба краюшку, щей черепушку,
Дам тебе ложку — кушай понемножку!
Учитель : Неотъемлемой частью народного фольклора всегда были частушки, полные весёлого задора :
Сушки, пряники жую!
Я частушек много знаю
И сейчас для вас спою!
У меня такой характер —
Как крапива жгучая!
- С горки ехала Иришка
— Самой быстрою была;
Ира даже свои лыжи
По пути обогнала!
- Закопчённую кастрюлю
Юля чистила песком.
Два часа в корыте Юлю
Мыла бабушка потом.
- Говорил друзьям Серёжа:
«Смел я, ловок и силен».
Вдруг навстречу вышел ёжик,
И смельчак полез на клён.
- Если хвалят не Ерёму,
Жить Ерёме тяжко —
Он завидует любому,
Мается, бедняжка.
- Если б Нина не глазела
В скважину замочную,
То на лбу бы не имела
Шишку крупноблочную!
- На припёке возле ели
Подремать Семён прилег…
Червяка рыбёшки съели,
Доедают поплавок!
- Таня кушать не любила,
У неё исчезла сила.
Ветер сильный вдруг подул
И случайно Таню сдул.
- Я люблю перед всем классом
На уроках отвечать.
Этот опыт пригодится –
Я хочу артисткой стать!
- На компьютере в игру
Доиграл Денис к утру.
В школе у доски Денис,
Как компьютер, сам «завис».
- Отвечал Егор урок –
Пал учитель в обморок!
От его незнания
Учитель без сознания.
Учитель : Главной составной частью русского фольклора является песня — в ней тесно переплетаются язык и ритм, слово и мелодия. Наши предки запечатлевали в песне весь ход своей жизни : работу и развлечения, радость и печаль, малозначительные происшествия и великие исторические события. «Песня — живая летопись русского народа», — говорили наши предки. О песнях вам расскажет наш учитель музыки — Наталья Александровна.
(песни, свирель, хоровод)
Учитель : А какой же фольклор без русской народной сказки! Они полны чудес, в особенности — волшебные сказки. Неведомо откуда появляется скатерть, не простая — самобранка : в один миг соберёт обед, только пожелай! А от превращений дух захватывает!
В сказках также заключается мудрость наших предков. «Сказка — ложь, да в неё намёк — добрым молодцам урок». Хорошо ли вы знаете сказки? Сейчас ребята покажут нам сказки, а вы вспоминайте, как они называются!
(по 1 сказке от каждого класса)
Учитель : Фольклор — это устная литература, устное творчество народа. Оно живёт до тех пор, пока произносится. Фольклор — это народный театртодного человека, его не читают, а исполняют. Словно роль играют в театре. Фольклор — это наше духовное богатство. Цените его. Любите его. Берегите его.
Источник статьи: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2016/04/10/folklornyy-prazdnik
Фольклорный праздник «Русская завалинка»
классный час (2 класс) на тему
Фольклорный праздник «Русская завалинка» знакомит учащихся с обычаями и традициями русского народа, со старинными русскими народными песнями, играми, бытом русской деревни, активизирует интерес к истории своей Родины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zavalinka.docx | 35.25 КБ |
Предварительный просмотр:
- Знакомство со старинными русскими песнями, пословицами, поговорками, обычаями и традициями русского народа.
- Формирование интереса и уважения к традициям на Руси.
- Активизацию интереса у учащихся к истокам и истории своего народа.
- Воспитание нравственных качеств личности.
- Развитие художественно — прикладных навыков в традиционной деятельности ремёсел.
1 ведущий: Здравствуйте, дорогие гости!
2 ведущий: Добро пожаловать на наш праздник!
Не стесняйтесь, проходите
В нашу горницу, друзья,
И улыбки захватите,
Ведь без них никак нельзя!
От души признаться надо,
Что давно вас в гости ждем,
Вы своим приходом радость
Принесли в наш светлый дом!
И потому принять изволь, тот, кто пришёл на посиделки,
На этой праздничной тарелке из наших рук и хлеб и соль.
Нынче мы гостей встречаем
На своей родной земле,
Как обычай нам велел.
Дай Бог тому, кто в нашем дому-
Дорогим гостям, да вашим детушкам.
Наделил бы вас Господь
И житьём, и бытьём, и здоровьицем!
Гость в дом – хозяину радость.
Какие добрые слова говорили наши далекие предки, не правда ли?
А теперь так часто за событиями и за сутолокой дней старины своей не помним, забываем мы о ней. А ведь прошлое – особая страна! В ней всё милей, и понятнее, ближе, и родней. И как жаль, что прошлое уходит всё дальше и дальше и многое забывается. Как жаль, что забыты такие красивые слова: узорочье, матица , высокий терем, завалинка , посиделки…
К счастью, ничто не проходит бесследно. Народная мудрость жива и всегда будет жить в народе.
Нам повезло – мы сельские жители и многие традиции по крупинкам сохраняются и передаются из поколения в поколение.
В каждом селе в старину были свои обычаи посиделок и праздников, куда собирались холостые девушки да парни. Не всегда родители отпускали их. Нужно было хорошо поработать дома, чтобы заслужить это. Да и отпустят – обязательно дадут работу: девушкам напрясть пряжи из шерсти, связать кружево. Юноши тоже не сидели без работы: плели лапти, из дерева вырезали донце, нарезали гребни для расчёсывания конопли.
Роднило их одно: на посиделки собирались, чтобы себя показать и других посмотреть, переброситься частушкой, посоперничать в потехах и забавах, умением и мастерством блеснуть.
И сегодня на нашей завалинке мы постараемся показать вам фрагменты деревенских посиделок. Вы увидите и услышите то, о чём говорили, что пели и о чём мечтали наши прабабушки и прадедушки.
ХОРОВОД — «В СЫРОМ БОРУ ТРОПИНА»
В сыром бору тропина,
В сыром бору тропина,
Тропина,тропина,
Тропина,тропина.
По той пропе галка шла,
По той пропе галка шла,
Галка шла,галка шла,
Галка шла,галка шла.
За голицей соколик,
За голицей соколик,
Соколик,соколик,
Соколик,соколик.
Поймал галку за крыло,
Поймал галку за крыло,
За крыло,за крыло,
За крыло,за крыло.
А ты сокол не держи,
А ты сокол не держи,
Не держи,не держи,
Не держи,не держи.
На завалинках, в светёлке,
Иль на бревнышках, каких.
Собирались посиделки
Пожилых и молодых.
При лучине ли сидели,
Иль под светлый небосвод –
Говорили, песни пели
Да водили хоровод.
Добрым чаем угощались
С мёдом, явно без конфет.
Как и нынче мы, общались, —
Без общенья жизни нет.
А играли как? В горелки!
Ах, горелки хороши,
Словом, эти посиделки
Были праздником души.
Быт людей отмечен веком.
Поменялся старый мир.
Нынче все мы по “сусекам”
Личных дач, своих квартир.
Наш досуг порою мелок
И чего там говорить,
Скучно жить без посиделок,
Их бы надо возродить.
Если вы в “своей тарелке”
И пришли к нам не на час,
Предлагаем посиделки
Провести вот здесь сейчас.
Отдых – это не безделки –
Время игр и новостей,
Начинаем посиделки!
Открываем посиделки!
Для друзей и для гостей!
Поют русскую народную песню «В ХОРОВОДЕ БЫЛИ МЫ «
В хороводе были мы — 2р
Были мы, были мы — 2р
Кого надо видели -2р
Видели, видели — 2р
Стань, девица, подбодрись,
Подбодрись, подбодрись
Вправо, влево повернись,
Повернись, повернись
Ты, девица, потанцуй,
Потанцуй, потанцуй
В хороводе ты пройдись,
Пройдись, да ты пройдись
Кому хочешь поклонись,
Поклонись, поклонись
проигрыш и повтор 1 и 2 куплета
Из-за печи выходит Домовой.
Веселитесь, а про меня-то забыли?
Угощу тебя халвой!
Я за печкою живу
С ребятишками дружу
Я хозяйке помогаю
Всех гостей я развлекаю
Домовой: -У бабушки!
Домовой: -Под лавкой.
Х -Экий, ты, Кузя чудак.
Домовой : -А вы бы как?
— Х А мы бы оладушки на стол поставили и съели.
Домовой: — Ладно, в другой раз так и сделаю.
Домовой: -У бабушки!
Домовой: -А я сделал как вы велели.
На стол поставил и съел.
(Домовой выходит из-за печки)
Х -Эх, Кузя, ничего ты не понял. Ладно. Проходи к нам на завалинку, посиди с нами.
-Сяду рядышком на лавке
Вместе с вами посижу.
Загадаю вам загадки
Кто смышленый погляжу.
- Как раньше кипятили чай ? (в самоваре)
- Что за кушанье драники?
- Что в старину вторым хлебом называли? Репа
- Круглый, а не пирог, горячий, а не солнце, а есть можно? Блин
- В земле родится, на стол годится, впятером тянули, вшестером вытащили? Репа
За правильный ответ вручают баранку.
6 ведущий: Но на посиделках не только загадки загадывали, но и частушками развлекались. Это такие короткие забавные стишки, в которых с юмором рассказывается обо всем. Частушки зарождались между простых людей, обычных селян. Во время игр или на посиделках они стали напевать веселые строки о том, что видели на каждом шагу. Ну а как же петь без музыки? Частушке всегда подыгрывала гармонь. Смешная частушка способна поднять настроение любому человеку!
Кто сложил для нас частушки,
Кто их, право, сочинил?
Ты пойди теперь, узнай-ка,
Где он был и как он жил?
Так живи, частушка, всяко,
Под гитару и струну,
Надо нам, друзья, однако,
Спеть частушку не одну!
Начинаем петь частушки
Просим не смеяться
Тут народу очень много,
Шире круг, шире круг, дайте круг пошире.
Не одна иду плясать, нас идёт четыре.
Не хотела я плясать, стояла и стеснялася,
А гармошка заиграла, я не удержалася
По деревне я шла, и Ванюшу видела
Под кустом сидел и плакал: курица обидела.
Я плясала в три ноги, потеряла сапоги,
Оглянулась я назад: сапоги мои лежат.
Балалаечка гудок своё дело знает,
Она в Ваниных руках хорошо играет.
Сидит ёжик на берёзе – белая рубашка,
На головке сапожок, на ноге- фуражка.
На горе стоит телега, слёзы капают с дуги.
Под горой стоит корова надевает сапоги.
Поддавай, ребята газу, мы идём, куда велят,
нам туда, куда ни разуНе гонял Макар телят.
Мы кончаем петь частушки
До другого вечера
Вы сидите до утра,
Коли делать нечего!
2 ведущий: Ох, попели, поплясали, отдохнуть теперь пора.
1 ведущий: Предлагаем вам сыграть в русские народные игры.
Играют в русские игры:
«Бой петухов». Условия игры:
На полу начерчен мелом круг.
В него становятся 2 игрока.
Одна рука за спиной, одна нога согнута — поза боевого петуха.
Задача: вытолкнуть соперника за круг!
Нельзя! Вставать на две ноги и отпускать руку из-за спины.
«Воробышек». Условия игры:
Выбрать воробышка и поставить его в центр.
Воробышек пляшет и изображает то, что сейчас напевают.
Роль воробья меняется.
Скажи, скажи, воробей, скажи, скажи, молодой, как девицы ходят?
Он не так, он не сяк и вот так.
Туда глядь, сюда глядь, где молодцы сидять.
Скажи, скажи, воробей, скажи, скажи, молодой, как молодцы ходят?
Он не так, он не сяк и вот так.
Туда глядь, сюда глядь, где голубушки сидять.
Скажи, скажи, воробей, скажи, скажи, молодой, как старушки ходят?
Он не так, он не сяк и вот так.
Туда глядь, сюда глядь, где молодушки сидять.
Скажи, скажи, воробей, скажи, скажи, молодой, как богатые ходят?
Он не так, он не сяк и вот так.
Туда глядь, сюда глядь, где молодушки сидять.
Небылицы в лицах сидят в светлицах,
Щелкают орешки да творят насмешки.
Хотите знать какие? А вот такие.
Сценка «ПРО НЕБЫЛИЦЫ»
Участники девочка и мальчик.
Д. Федул, что губы надул?
М. Кафтан прожёг.
Д. А велика ли дыра?
М. Да один ворот остался.
Д. Фома, что из леса не идёшь7
М. Да медведя поймал.
Д. Так веди сюда.
М. Да он не идёт.
М. Так медведь не пускает.
1д. Здорово, кума!
2 д. Да на рынке была.
2д. Да купила петуха!
1д. Прощай дорогая кума!
2д. Нет! Недорого, всего гривенник дала.
Выходят ребята с русскими музыкальными инструментами и исполняют русскую народную песню: «Во — кузнице, во — кузнице:».
Во ку… во кузнице,
Во ку… во кузнице,
Во кузнице молодые кузнецы,
Во кузнице молодые кузнецы.
Они, они куют,
Они, они куют,
Они куют, приговаривают,
Молотками приколачивают.
Пойдем, пойдем Дуня
Пойдем, пойдем Дуня
Пойдем Дуня во лесок, во лесок
Сорвем Дуня лопушок, лопушок
Сошьем, сошьем Дуня
Сошьем, сошьем Дуня
Сошьем Дуня, сарафан, сарафан
Сошьем Дуня, сарафан, сарафан
Носи Дуня не марай, не марай
По праздничкам надевай, надевай
Во ку… во кузнице,
Во ку… во кузнице,
Во кузнице молодые кузнецы,
Во кузнице молодые кузнецы,
Учитель: А сейчас мы приглашаем вас на чаепитие.Какие же посиделки без чая! И выпьем чайку по – нашему по-русски. А как? (Самовар, чай в блюдцах)
Чай пришел к нам из Китая, где был известен еще 4700 лет назад. Но у нас в России чай появился только в 17 веке. Причем вначале он не имел большого успеха у русского народа, потому что, во-первых, был очень дорог, а во-вторых, мало кто знал, как его надо заваривать. Только в конце 19 века чай стал широко распространяться по России, стали открываться чайные, люди приглашали друг друга в гости не просто так, а на чай. Чай входит в пословицы, поговорки, сказки.
1. Чай не пьешь – какая сила, чай попил – совсем ослаб.
2. Чайку покушать да органчика послушать.
3. Выпей чайку – забудешь тоску.
От чая лиха не бывает.
Чай пить – не дрова рубить.
В небе, будто от побелки
засветился млечный путь
Отшумели посиделки
в нашей праздничной светёлке
Где пришлось нам отдохнуть.
Дни общенья — счастья вехи,
посиделкам каждый рад.
Делу время, а потехе
рады люди как-никак.
На завалинке сегодня
Отдохнули вместе мы,
Вспомнив песни, игры, шутки
Нашей русской старины.
Мы делились новостями,
мы старались вас развлечь,
мы прощаемся с друзьями, говоря:
Все вместе: До новых встреч!
Х очется пожелать вам , чтобы души ваши были добрыми, чтобы любили
землю, на которой живёте, берегите любовь свою к матери, отцу, брату, сестре. Если будет среди вас лад, будет вам всем и клад.
Дом, земля наша, любовью богата и трудом.
А песнями, играми счастье копится и полнится.
Старое уходит, но его нужно знать и беречь.
Русская старина пронизана добром, а это очень важно в наши дни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Данная разработка рассчитана на учащихся четвертого класса коррекционной школы восьмого вида. Дети показывают свои знания русского фольклора. Занятие проходит в виде конкурса.
Сценарий фольклорного праздника для 2-3 класса. Данный сценарий знакомит детей с потешками, скороговорками, дразнилками, перевёртышами и частушками.
Сценарий праздника «На завалинке» подготовлен к завершению Недели начальной школы в рамках изучения культуры русского народа.
В данном сценарии говорится о композиторах, их творчестве для детей, поэтах — песенниках. первоклассники знакомятся с историей рождения песни «В лесу родилась ёлочка». участвуют в игровой ча.
Дорогие друзья! Размещаю сценарий 8 Марта для 3 — 4 классов «На завалинке» . Праздник прошёл в русском народном стиле. Было очень весело.
экскурсионная программа в школьном музее русской избы.
Цель занятия: формировать личность, патриота, гражданина своей малой и большой Родины с развитой этномузыкальной культурой, этническим самосознанием, этнической и этнокультурной толерантностью в ходе .
Источник статьи: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/stsenarii-prazdnikov/2016/12/18/folklornyy-prazdnik-russkaya-zavalinka