Сценарий фольклорного развлечения Никола — зимний
методическая разработка (старшая группа)
фольклорное развлечение для детей старшей группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nikola_-_zimniy.doc | 88.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г.Хабаровска «Детский сад №23»
Посиделки: «Никола – зимний»
Автор-составитель — Музыкальный руководитель Гущина А.Л.
Цель: Приобщить детей к традициям и обычаям русского народа.
1). Формировать у детей интерес к русскому фольклору на примере народных игр, песен, танцев, игре на музыкальных инструментах и хохломских ложках.
2). Формировать основы музыкальной культуры через знакомство с элементами музыкальной грамоты: определения музыкальной фразы, считывание ритмической схемы.
3). Формировать исполнительские навыки и умения игры в оркестре и приёмы игры на хохломских ложках.
4). Воспитывать познавательную активность: познакомить с предметами домашнего быта.
Дети в русских народных костюмах проходят и садятся на заранее приготовленные для них места.
Приглашённые гости – родители и дети старшей группы под звучание русской народной музыки входят в зал.
Музыкальный руководитель. Проходите, гости добрые, садитесь поудобнее. Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?
Чем дальше в будущее смотрим,
Тем больше прошлым дорожим,
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
Россия – мать! Тебе хвала!
В веках ты видела немало,
Когда б ты говорить могла,
То многое бы рассказала.
Какие замечательные слова! А хотите ли вы узнать, как жили люди в старину, чем занимались? Тогда слушайте.
День становится всё короче и короче, и вот, наконец, «сама идёт волшебница – зима». Первые самые сильные морозы бывают на зимнего Николу – 19 декабря. Недаром говорили в старину: «Никола на реках мосты мостит, деревья в лесах и парках трещать заставляет». Дети очень рады снегу.
Почему вы, ребята, радуетесь снегу? (Дети отвечают)
А какую работу выполняли зимой мужчины в деревне? (Дети отвечают)
Какую работу выполняли женщины? (Дети отвечают)
Музыкальный руководитель: Да, зимой торопиться некуда, погода не подгоняет. Мужчины возили с поля сено, возили дрова из леса, кололи их, носили воду, кормили животных, расчищали дорожки от снега, плели лапти, подшивали валенки, столярничали.
Женщины трепали лён, пряли, вязали, вышивали, занимались рукоделием, хозяйничали у печи.
Вечерами в избах парни и девчата собирались на посиделки. Вот как мы с вами.
Если приходил запоздалый путник, его встречали поклоном: «Милости просим!», усаживали к столу, угощали всем, что было в доме. И мы с вами гостеприимную песню знаем. Давайте так её споём, чтобы всех наших гостей порадовать.
Песня «Самовар», муз. А. Боярского
А ещё, детушки, был добрый обычай, когда люди помогали друг другу. Если, кто-то строил избу – помогали все. Не забывали стариков, детей-сирот – приносили им пищу, вместе убирали урожай.
А сейчас, давайте вспомним пословицы о труде.
1. С миру по нитке – голому рубашка.
2. Без – труда … не вынешь рыбку из пруда
3. Делу время…потехе час
4. Труд человека кормит…., а лень портит
5. Терпенье и труд…всё перетрут.
6.Друга ищи, а найдёшь … береги.
7.Кто много говорит…, тот мало делает.
8. Других не суди…на себя погляди.
9. Конец…- делу венец.
Запомните, ребята, эти мудрые пословицы.
А сейчас все в круг вставайте и частушки запевайте!
Но прежде чем исполнить частушки, давайте вспомним, что это за песни — частушки, как их поют?
Дети: Частушки – это весёлые, шуточные песни. Исполнять их нужно задорно, радостно.
Выходят двое детей рассказывают прибаутку
А мы не только частушки знаем, но и шутки-прибаутки.
-Котик-коток, где ты был?
-Котик-коток, что ты там делал?
-Котик-коток, что из муки пёк?
-Котик-коток, с кем прянички ел?
— Не ешь один, не ешь один.
Музыкальный руководитель: Потешку можно не только рассказать, но и спеть и даже сыграть. Вот трещётка, бубенцы – целый оркестр.
А играть мы будем эту потешку по музыкальным фразам. А что такое музыкальная фраза?
Дети: Это музыкальное предложение.
Музыкальный руководитель: А сколько музыкальных фраз в потешке?
Музыкальный руководитель: Каждый из вас будет играть свою музыкальную фразу.
Ребята, после каждого куплета есть проигрыш, играть мы его будем на ритмических ударных инструментах вот по такой схеме, пожалуйста прочитайте её (Дети читают ритмическую схему – ТА-ТА – ТИ-ТИ –ТА и отхлопывают ритмический рисунок).
Музыкальный руководитель: А сейчас, пожалуйста, подойдите к своим инструментам.
Игра на музыкальных инструментах «Долговязый журавель», р.н.п.
Музыкальный руководитель: Посмотрите, ребята, какой у меня замечательный сундук от бабушки достался. В нём разные старинные вещи хранятся.
Хочу показать вам старинную вещь – это Рушник. Рушник – это полотенце с вышивкой на концах. Вот, посмотрите (демонстрирует).
Такие рушники ещё моя бабушка вышивала на одном конце солнышко вышито, а на другом — месяц. Утром вся семья пойдёт умываться, а бабушка, чтобы вытереться, рушник подаёт, да не просто так, а тем концом, где солнышко. Вечером, когда все с работы придут, умоются, бабушка рушник другим концом подаёт, тем, где месяц. А мы рушник рассмотрим и весёлую песню споём.
Песня «Жили – были», р.н.п.
Музыкальный руководитель: А ещё в сундуке есть деревянные раскрашенные ложки (показываю). А что же это за роспись – листочки, ягодки нарисованы, как называется?
Дети: Хохлома, а ложки хохломские.
1 ребёнок. Наши ложки всем знакомы, не лежат без дела дома.
2 ребёнок . Ложки по свету гуляют, и народ наш прославляют.
Музыкальный руководитель: А ну – ка, ребята, покажите, какие вы приёмы игры на ложках знаете?
Игра на ложках «Весёлые ложкари»
А вы, ребята, (обращается к гостям) хотите на ложках поиграть?
А ну давайте, разбирайте ложки, поиграйте с нашими ложкарями.
Дети – гости играют на ложках под рус. нар. песню «Во саду ли, огороде»
С Покрова Пресвятой Богородицы начинались ярмарки. А что такое ярмарка?
Дети. Это место, где все что-нибудь покупают или продают, базар, рынок.
Музыкальный руководитель: Правильно, ещё на ярмарке можно было посмотреть кукольный спектакль Петрушки, покататься на каруселях, попеть весёлые, шуточные песни, что мы с вами сейчас и сделаем. А какую мы песню будем петь?
Дети: «Купим мы, бабушка».
Музыкальный руководитель: Но мы не только споём, но и сыграем.
«Купим мы бабушка», р.н.п.
А сейчас дети, я хочу показать вам тряпичную куклу. Можете её рассмотреть. Раньше куклы не делали на фабриках, их шили своими руками, не ломали их, бережно с ними обращались (показывает куклу). Пока вы куклу рассматриваете, я вам колыбельную песенку спою, в старину их ещё называли баюкашными песенками. Баюкашник собирал свою песенку, словно бусинки на нитку, ведь петь нужно было до тех пор, пока малыш не уснёт.
«Колыбельная песенка», р.н.п.
Котя, серенький хвосток.
Приди, котик, ночевать,
Мою деточку качать:
«Баю-бай, баю-бай, поскорее засыпай».
Музыкальный руководитель: Ребята, а вы знаете колыбельные песенки?
Дети исполняют колыбельные песенки
Музыкальный руководитель: Ребята, прежде чем спеть с вами песню, давайте расскажем, как мы будем её исполнять?
-Как будем вести звук?
Дети. (показывают рукой) Протяжно, плавно.
Музыкальный руководитель. Правильно, исполнять будем вполголоса, напевно и мягко брать дыхание.
Исполнение колыбельной песни с детьми
А кто же сочинял колыбельные песенки?
Ребёнок. Один человек сочинил, передал другому – мама напела своей дочке, дочка запомнила, добавила что-то своё и передала другому. Так и сохранились колыбельные песенки до наших дней.
Ведущая. А чтобы ребёночка не сглазили, матушка клала в колыбельку кувадку — оберег. Кувадка – это безликая куколка, у неё нет личика. Я каждому приготовила вот такую кувадку — оберег (показывает). Чтобы хорошие сны вам снились, добрые люди на пути встречались, а плохие стороной вас обходили.
Музыкальный руководитель: Заглянем в наш сундук, что же ещё в нём есть? Это русский народный костюм, мужская рубаха, а называется она косоворотка. Раньше молодые ребята ходили, как и вы сейчас в косоворотках. А какие песни пели, давайте послушаем.
Песня «Спляшем, Ваня», муз. А. Варламова
А ещё мы знаем старинную русскую игру «Ремешок». После гуляний молодые парни и девушки приходили домой поздно и крепко засыпали и частенько просыпали утреннюю зорьку, за что и ругали их батюшка с матушкой.
Р. н. игра «Ремешок»
А теперь мы поиграем в игру «Золотые ворота» и пригласим гостей поиграть с нами.
Р. н. игра «Золотые ворота»
Дети садятся на стульчики
Как хорошо мы пели, плясали и играли, а теперь вы мне расскажите, что вам больше всего сегодня понравилось делать? (Дети отвечают).
Ребята, все песни, которые сегодня звучали, игры в которые вы играли — это чьё творчество, какого народа?
Правильно, ребята, это русское народное творчество. Если мы с вами будем петь русские народные песни, играть в русские народные игры, то мы больше будем знать о своей Родине, и будем любить и беречь её.
А теперь домой пора. Но прежде, я вам хочу подарить, как и обещала обереги. Как они называются, подскажите мне?
Ведущая раздаёт всем детям (гостям и артистам) кувадки
Дети благодарят хозяйку, прощаются и уходят.
Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/scenarii-prazdnikov/2020/01/16/stsenariy-folklornogo-razvlecheniya-nikola-zimniy
Сценарий праздника «Весёлые посиделки на Зимнего Николу»
Ирина Евграфова
Сценарий праздника «Весёлые посиделки на Зимнего Николу»
Цель: Воспитание патриотизма, приобщение к истокам народной культуры на основе использования различных форм народного творчества.
— активизировать речевую деятельность детей;
— продолжать знакомить детей с обычаями и традициями русского народа;
с народным праздником Николов день;
— развивать память, внимание, образное мышление, творческую активность;
— закреплять ранее изученные народные игры;
— воспитывать интерес к народному быту;
— приобщать детей, через музыку русских народных песен, частушек, к истокам русской культуры.
— формировать умение устанавливать положительные взаимоотношения с взрослыми и детьми при коллективной деятельности на основе соблюдения элементарных норм и правил поведения (не ссориться, договариваться о предстоящих действиях, помогать друг другу, обращаться за помощью);
— вызвать эмоциональный интерес к проведению народного праздника, доставить детям радость.
Форма организации: групповая
Предварительная работа: беседы на темы –«Мы — россияне», «Народное творчество».
Материалы и оборудование:
Зал красочно оформлен в стиле русской избы.В оформлении использованы предметы быта и прикладного искусства: прялка, стол, скамьи, вышитые полотенца, плетёные кружева, деревянные, расписные и гончарные изделия, русские народные игрушки и т. д.
Аудиозаписи: музыка и слова Роот «Русская изба», частушки, песня
Воспитатель обращает внимание на «красных девиц»:
— Сегодня с утра в горнице суета!
— Утро доброе красны девицы! По какому поводу у вас хлопоты?
1. Так гостей встречаем!
2. Здравствуйте гости дорогие! В старину, встречая гостей,всегда говорили: «Дай Бог тому, кто в нашем дому,чтобы хорошо было все: и житье, и бытье, и здоровьице».
1. Посиделки нынче у нас. Торопимся, тесто поставили, в горнице прибрались, теперь подружек пойдём звать.
2. И Вы, гости дорогие, не судите не рядите долго, а к нам приходите. Зимние вечера длинные, вместе за работой, разговорами, весёлой шуткой, разными сказками и песнями и скоротаем время.
1. Ой, пора нам, побежали, побежали!
2. А, вы, гости дорогие, не забудьте в светлицу к нам заглянуть!
Ход мероприятия.
/ На середину зала выходит ведущая – хозяйка (воспитатель) /
Здравствуйте, гости, дорогие!
Быт людей отмечен веком,
Поменялся старый мир.
Нынче все мы по «сусекам»
Личных дач или квартир
Наш досуг порою мелок,
И чего там говорить.
Скучно жить без посиделок,
Их бы надо возродить.
И мы приглашаем вас в русскую избу на посиделки «Никола Зимний»!
Звучит русская народная мелодия
В горнице за работой хозяин и хозяйка в народных костюмах.
— Ну, вот и пришёл Никола со снегами сыпучими да морозами трескучими.
— Да, Никола на реках мосты мостит, деревья в лесах и оврагах трещать заставляет. … Ну-ка, посмотри, Акулина, никак красны девицы да добрые молодцы к нам идут?
— Ну, конечно, Митрофан, это же ребята к нам спешат.
— Тётушка Акулина! Акулина Семёновна!
— Тётушка Акулина! Пустишь нас в свою избу?
Хозяин: Здравствуйте, гости дорогие! Здравствуйте, на долгие века!
1 ребёнок: С праздником вас, с Николой!
2 ребёнок: Веселья вам, да радости!
Хозяйка: Давно мы вас ждём — поджидаем
Праздник не начинаем.
Хозяин: Гость на гость – хозяину радость.
Хозяйка: Красному гостю – красное место. Прошу всех в избу, заходите, вперёд по лавочкам садитесь. Удобно ли Вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?
Мальчик: Гостям – то известное дело, хватило места, да не тесновато ли хозяйке?
Хозяйка: В тесноте, да не в обиде. Нет в мире нигде дома уютнее, чем наша русская изба.
Хозяин. Срублена она из сосновых брёвен, воздух в ней пахнет смолой. Особенно хорошо в избе зимой. За окном Дедко Морозко, да Бабка Вьюга, снежные морозы крутят, а в избе тепло и радостно.
/ Дети по очереди говорят пословицы /
1. Наша изба ровно тепла – на дворе метель, а у нас тепло!
2. Домом жить – не лукошко шить!
3. Домом жить – не развеся уши ходить!
4. Домом жить – обо всём не тужить!
5. Дом вести – не лапти плести.
6. Хозяюшка в дому,что оладушек в меду:
Она приберёт, она позовёт,
Она одна за всех отвечает!
Хозяйка: Молодцы, ребята. Вон сколько пословиц про нашу избу знаете, и про меня не забыли.
Хозяйка. А ещё бы песню про русскую избу послушать.
/ Исполняется песня «Русская изба», музыка и слова З. Я. Роот /
Вот спасибо мои милые, песня и впрямь про мою избу.
Хозяйка: Ребята, а как вы думаете, почему в моей избе так тепло и уютно? (ответы детей).
Правильно, весь день печка пыхтит – старается. Печь избу согревает, да освещает. Хлеб печёт, щи да кашу варит.
Хозяйский ребёнок: Сударь – батюшка,
Хватит ли у нас угощенья?
Гостей – то вон сколько!
Хозяин. Наши гости не жоры.Им немного надо: пять печей хлебов да печь пирогов. Как наиграемся — проголодаемся, тогда сами насытимся и других угостим.
Ждали мы вас для утехи,
Мы начинаем свои потехи!
Хозяйка: Небылицы в лицах сидят в теремах – светлицах, щёлкают орешки да творят насмешки.
У нашего господина
И коровы и быки
По лужку гуляли,
Себе лапти плёл,
На жену променял.
По курам гонюша.
Он вышел, побежал,
Всех кур напужал,
На сосенку сели.
Поп упал с печки,
Хозяйка. А ну — ка красны девицы, поживее, выходите, хоровод свой заводите.
Исполняется хоровод «___»
Спасибо вам, ребятушки! Хорошо, славно вы танцуете.
Рассаживайтесь по местам.
Вы послушайте, ребятки,
Загадаем вам загадки:
1. На дворе горой,
А в избе водой. (Снег)
2. В огне не горит,
И в воде не тонет. (Лёд)
3. Гуляет в поле, да не конь.
Летает на воле, да не птица. (Метель)
А кто из вас загадки знает,
Да гостям их загадает?
Не король, а с короной,
Не гусар, а при шпорах,
На часы не поглядывает,
А время показывает (петух)
С бородой родится,
И никто не дивится (коза)
Седьмой – вертун (корова)
Чудо- чудо сошлось кругом:
Дыр много, а выскочить некуда (решето)
Хозяйка. Ну, молодцы, загадки отгадывать горазды.
Хозяйка. Вот и тесто подоспело,
Нужно взяться нам за дело,
Напечь калачи всем дружно (воспитатель раздает детям уже приготовленное тесто, все вместе лепят калачи складывают их на противень ставят в печку).
Хозяйка: — Берем кусочек, теста скатываем его колбаской, вот так, и соединяем по кругу, получается у нас вот такая баранка, и кладем ее на противень. Вот и налепили мы с вами калачей, теперь поставим их в печку.
А пока калачи пекутся, расскажу я вам одну историю.
«Жили в одной деревушке две девчушки, Настенька и Алёнушка. Настенька очень любила наряжаться в мамины вещи, надевать бусы, туфли и всем говорить «Я уже стала взрослая!». Алёнушка в тоже время убирала игрушки,подметала пол в избе и тоже говорила: «Я уже стала взрослая!».
— Как вы думаете, какая же из девочек стала взрослая? Почему? (Алёнушка стала большой, потому что она помогает маме. А Настя только, любит наряжаться).
Так вот ребята, в народе говорят «По одёжке не суди, по делам гляди».
Станем девочки рядком
Да частушки пропоём.
Да и мы, пожалуй, встанем,
От подружек не отстанем.
1. На земле на красногорской
Люди добрые живут,
А ещё они с душою
Вам частушки пропоют.
2. Начинаю я припевку
Я хочу развеселить
3. А мы пензенски мальчишки,
Знаем с кем знакомиться:
У кого есть куль картошки
И корова доится.
4. По деревне я пошла,
Под кустом сидел и плакал:
5. Вы послушайте, девчата,
Нескладушку буду петь:
На дубу свинья пасётся,
В бане парится медведь.
6. А мы пензенски девчата,
Мы нигде не пропадём,
Если надо — мы станцуем,
Если надо – мы споём.
7. Запрягу я кошку в дрожки,
А котёнка в тарантас.
Повезу свою подружку
Всем соседям напоказ.
8. Ты прости, дружочек, Федя,
Что тебя обидела.
Я пирог твой откусила,
А тебя не видела.
9. Ой, довольно, мы напелись,
Дайте смену новую.
Ой, спасибо гармонисту
За игру весёлую.
10. Подбирали мы частушки,
Изорвали все галоши,
Чтобы вы похлопали.
Хозяйка: Ребята, я слышу какой-то шум за дверью… Кто – то, видимо, опоздал на наши посиделки.
В зал вбегает соседка,говорит торопливо:
Соседка: Вы слыхали? Вы слыхали?
Хозяйка: Что слыхали? Ничего не пойму…
Ты, соседка, отдохни,
Да все толком расскажи.
Соседка : У Иванова двора
Всем селом пожар тушили
А огонь не загасили.
Соседка : Пришел дедушка Фома,
Он народ погнал в овин,
Затушил пожар один.
Соседка : Как Фома тушил пожар,
Он об этом не сказал.
Только слышно стороной,
Что тушил он бородой!
Хозяйка: Проходи, соседушка, в нашу горницу. С нами посиди, отдохни.
(соседка проходит, садится, продолжая тараторить)
Соседка: Вы слыхали? Вы слыхали? Неужели, ничего не слыхали?
Хозяйка: Вижу я, самое время в молчанку играть.
Раз- два – три — замри!
Соседка: Вы слыхали? Вы слыхали? Неужели, ничего не слыхали?
Хозяйка: Ну что, тараторка, игра-то ведь еще не закончилась, а ты заговорила? Придется тебе выполнить какое-нибудь задание (думает… Придумала!
Где песня льется,
Там легче живется!
Соседка: Да для нас такое дело
Очень даже просто!
Соседка исполняет песню___
Раз, два, раз, два,
Ждёт вас русская игра
Не, толкайтесь, не спешите,
В ряд скорее становитесь.
Вспомним с вами русскую народную игру «Бояре»
Русская народная игра «Бояре»
Девочка. Ты, пожалуй, молодец,
В нашу круговую,
Уж, я топну ногой,
Да притопну другой,
Выходи ко мне, Ванюша,
Попляши – ка со мной.
Ставлю ножку на носок,
А потом на пятку,
Стану «русскую» плясать,
А потом вприсядку.
Пляска под русскую плясовую музыку ___
Хозяйка: Вот и наши калачи поспели. Красивые румяные, не зря мы с вами постарались. Молодцы! (Воспитатель достаёт из печи калачи).
Хозяин. А мы рады всем
На Николов день.
Угостим же гостей
От души ото всей.
Хозяйка. Самовар уже пыхтит,
Мне на ушко говорит:
«Пора к столу приглашать,
Гостей чаем угощать!»
Хозяйка. Присаживайтесь, гости дорогие, за столы дубовые, скатерти узорчатые, да угощайтесь на здоровье!
Хозяйка: Наш праздник подошёл к концу. Будьте здоровы, счастливы, живите без бед много-много лет. А мы Вас в гости будем ждать.
/ Под русскую народную мелодию дети уходят из зала /.
Сценарий открытого фольклорного праздника «Посиделки на Покров» Одной из задач ФГОС является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных.
Сценарий праздника «Семейные посиделки с самоваром» Цели: Познакомить с посиделками, традиционными для русской народной культуры. Учить бережно относиться к фольклорным традициям русского.
Сценарий фольклорного праздника «Осенние посиделки» Под музыку «Русские матрешки» входят Хозяйка и 5 матрешек. Музыка закончилась, а матрешки продолжают танцевать. Хозяйка: Дуняша! Наташа.
Сценарий праздника «Капустные посиделки» Капустные посиделки. Праздник для детей старшей группы. Дети одеты в русские народные костюмы. Музыкальный зал празднично украшен, на.
Сценарий праздника «День зимнего именинника» в 8 классе День зимнего именинника в 8 классе 2018 год. Ведущая : Здравствуйте дорогие ребята, уважаемые гости нашего праздника! Мы рады видеть вас.
Сценарий праздника «Деревенские посиделки» в старшей группе Ведущая: Посмотрите-ка, ребята, в этой избе живут Дед, Баба и курочка Ряба. Что-то они хлопочут. Ой, да ведь это они избу к празднику прибирают.
Сценарий праздника к 8 Марта «Праздничные посиделки. У самовара я и моя мама» Группа оформлена в стиле «Посиделки у самовара»- на центральной стене висит картина стола, на котором стоит самовар с калачами, блинами,.
Источник статьи: http://www.maam.ru/detskijsad/-vesyolye-posidelki-na-zimnego-nikolu.html