Галиаскар камал ради подарка анализ

Галиаскар Камал: жизнь, творчество, театр

Сегодня мы поговорим о жизни и творчестве Галиаскара Камала — известного татарского писателя и общественного деятеля.

Знакомство

Галиаскар Камал по праву считается одним из основоположников татарского театра и драматургии. Он появился на свет в январе 1879 года в Казани. Детские годы мальчика прошли в родной деревне его матери – Масре (Арский район). Когда он немного подрос, мать отдала его в казанский медресе «Госмания», а после — в медресе «Мухаммадия».

Работа

Начиная с 1901 года, Галиаскар Камал занимался издательством газеты «Прогресс». Немного позже, поднабравшись опыта, создал издательский дом «Просвещение». Начиная с 1906 года, печатался в ряде газет («Свободный народ», «Свобода»), где пропагандировались марксистские идеи. Вскоре после этого Галиаскар Камал стал главой сатирического журнала под названием «Молния», печатался в газете «Звезда».

Молодой человек занимался переводами разных произведений русских писателей («Ревизор», «На дне» и «Гроза»). Критики писателя считают, что важнейшими его произведениями являются такие: комедии «Тайна нашего города», «Любовница», «Банкрот» и «Из-за подарка», драма «Несчастный юноша». Комедии Галиаскара в резкой форме высмеивали всё буржуазное общество, его стереотипы и пороки. После окончания Октябрьской революции мужчина всё чаще писал сатирические стихотворения. В это время он сотрудничал с такими газетами, как «Красное знамя» и «Труд».

Театр Галиаскара Камала (Казань): история

Зимой 1906 года творческие молодые люди Казани представили жителям свой спектакль, который был сыгран полностью на татарском языке. Если конкретнее, то были показаны две постановки: «Беда из-за любви» и «Жалкое дитя». 22 декабря 1906 года считается настоящей датой рождения этого театра. Первую труппу основал Ильяс Кудашев-Ашказарский — обычный, но талантливый преподаватель из города Оренбурга. Вскоре членом труппы стал режиссер и артист Габдулла Кариев, который быстро стал её главой. Этого человека называли «отцом татарского театра» ещё в расцвете его карьеры. Новосозданная труппа «Сайяр» быстро становится островком культуры, просвещения и демократических движений. В 1912 году из труппы уходят несколько артистов, которые формируют театральное образование под своим началом. В «Сайяр» вступают новые молодые артисты. Труппа показывала не только классику, но и современные постановки. Большой популярностью пользовался спектакль, написанный Галиаскаром Камалом, под названием «Банкрот».

В 1922 году названную труппу соединяют с ещё двумя другими и создают «Первый государственный показательный драматический татарский театр имени Красного октября». Его главой становится актер, режиссер и педагог Карим Тинчурин.

Театр имени Галиаскара Камала: присуждение имени

В 1926 году празднуется 20-летний юбилей. Многих артистов награждают почетными званиями, а театр становится академическим. Во времена сталинских репрессий театр теряет много ценных кадров: некоторые из них покидают страну, спасаясь бегством, а некоторые становятся заключёнными. Многие из тех, кто остался на свободе, решили не возвращаться к своей деятельности. В 1940-х годах на сцене всё ещё показывают переводные зарубежные пьесы и русскую классику. В 1939 году празднуется 60-летие героя нашей статьи. В честь этого театру присуждают имя Галиаскара Камала.

Когда начинается война, многие артисты уходят на фронт. В театр поступают новые свежие силы из студии ГИТИСа. В 1956 году власть реабилитирует многих значительных деятелей татарского народа. В 1957 году в Москве театр Галиаскара Камала награждают высшей из возможных наград – орденом Ленина.

Современное положение

1980-1990 годы известны сменой режиссерских поколений. От этого театр только выигрывает. Благодаря таланту и профессионализму своих артистов, он занимает призовые места на множестве фестивалей. В 1996 году актеры театра впервые выступают за границей (Германия») на Международном фестивале. В начале 2001 года главный режиссёр Марсель Салимжанов становится лауреатом премии «Золотая маска». После его смерти в следующем году на эту должность приходит Фарид Бикчантаев – близкий друг и ученик Марселя.

Начиная с 2000-х годов, труппа активно гастролирует по всей России, собирая огромные залы зрителей. Получив такую славу, театр Галиаскара Камала (Казань) выходит на новый уровень и начинает проводить гастроли в странах дальнего и ближнего зарубежья. В особый восторг от талантливых артистов приходят зрители Испании, Венгрии, Колумбии, Эстонии, Германии, Литвы, Казахстана и Финляндии.

Память

Советский народ любит и помнит своих героев, поэтому чтит их память. В 1978 году появился маркированный художественный конверт с изображением Камала. В честь писателя названы улицы в Елабуге, Набережных Челнах. Дом писателя в Казани признан памятником истории. Поскольку он был построен в 1902 году, то нуждался в серьёзной реставрации, которая была произведена в 2012 году.

Галиаскар Камал был выдающимся человеком, который внёс огромный вклад в развитие татарского искусства. В честь этого деятеля назвали уже известный нам театр, который по сей день радует зрителей не только России, но и зарубежных стран.

Читайте также:  Как красиво упаковать подарок фольгой

Источник статьи: http://www.syl.ru/article/299621/galiaskar-kamal-jizn-tvorchestvo-teatr

Счастливое перо Камала

Немногословный, жесткий, с твердым, волевым характером, Галиакбер Камалетдинов был известен в Старотатарской слободе как необычайно старательный и добросовестный человек, знавший цену своему труду и считавший каждую заработанную копейку. Наверно, поэтому он никогда не задерживался подолгу на одном месте, подыскивая для своей семьи удобные, но относительно недорогие квартиры. Вот почему жизнь Галиаскара — будущего татарского драматурга и одного из основателей национального театра — началась на постоялом дворе владельца артели извозчиков Х.Халиуллина, известного среди мусульман под прозвищем Сувор Хайрулла, а детство прошло в доходных домах, находившихся в самых разных уголках татарской Казани. Некоторое время семья Камалетдиновых жила в махалле Усмановской мечети в доме Ф.Монасыпова на Тихвинской улице (ныне ул.Тукая, д.5), неподалеку от городского рынка, где маленький Галиаскар часто и с большим интересом наблюдал за представлениями кукольного балагана. Эти импровизированные спектакли настолько увлекали мальчишек, что они пытались сами у себя во дворе поставить “кукольную комедию”.

Впрочем, в конце XIX века не только мусульманские дети стремились постичь тайны неведомого прежде искусства. К этому времени в Казани появились первые национальные драматурги: Г.Ильяси и Ф.Халиди, чьи произведения, перечитывая по 40-50 раз, Галиаскар Камал в конце концов выучил наизусть. В 1893 году он поступил на учебу в самое передовое мусульманское учебное заведение города — медресе “Мухаммадия”, где под началом Г.Баруди начал изучать не только религиозные, но и светские науки. В это же время шакирд регулярно посещает так называемый русский класс учителя Миргаяза Иманаева, поощрявшего литературные и театральные увлечения своего подопечного. Кстати, мало кто даже из самых близких друзей знал, что Галиаскар втайне от родителей и наставников стал постоянно ходить на дневные представления городского театра и (почти ничего не понимая по-русски) был в курсе всех его премьерных постановок. В медресе “Мухаммадия” он познакомился с турецкой драматургией и не без ее влияния в 1898 году написал свою первую драму “Несчастный юноша”, затем драму “Три несчастья” и переводную пьесу “Жалкое дитя”. С помощью М.Иманаева Г.Камал получает разрешение цензора и публикует свои литературные опыты в типографии братьев Каримовых. Таким образом к окончанию медресе в 1900 году он становится известен как подающий надежды национальный драматург и писатель.

Однако у богатых мусульман махалли были другие виды на талантливого и прекрасно образованного выпускника “Мухаммадии”. Дело в том, что в конце XIX века купец второй гильдии богатый торговец меховыми изделиями Садык Сахипович Хайбуллин решил утвердить свое влияние в общине постройкой деревянной мечети на месте старого татарского кладбища. Имамом в новом храме купец желал видеть своего человека, желательно родственника. А так как в его семье не нашлось подходящей кандидатуры на должность муллы, он решил женить представительного и перспективного сына мастера-меховщика на своей дочери Бибигайше с тем, чтобы он стал главой вновь образованного мусульманского прихода.

Для Галиаскара такая выгодная партия сулила обеспеченное будущее и возможность спокойно заниматься писательским трудом. Несмотря на явную болезненность невесты, он согласился на брак, но муллой быть категорически отказался. После недолгих препирательств стороны пошли на компромисс, и Галиаскар решил стать книготорговцем. Но для честолюбивого купца и этого было достаточно. В 1900 году была сыграна свадьба, а в 1902 году С.С.Хайбуллин подарил молодой чете только что построенный им двухэтажный дом со всей обстановкой на Большой Мещанской улице (ныне ул.Нариманова, д.48). Успешно пошла и предпринимательская деятельность Галиаскара Камала. В 1901 году он учредил фирму “Магариф”, которая вплоть до 1905 года обеспечивала мусульман-казанцев лучшими образцами турецкой, западноевропейской, русской и татарской литературы.

Годы первой русской революции обозначили новый этап в жизни литератора, с головой окунувшегося в журналистскую деятельность. Он успел поработать практически во всех национальных изданиях того времени. Причем для него почти ничего не значила политическая ориентация газеты. Искренне сочувствуя бедному люду, порой разделяя радикальные устремления учащейся молодежи, Камал обладал довольно гибким мышлением, остро чувствовал изменения в настроениях общества. Поэтому он свободно менял кадетскую, либеральную прессу (“Казан Мухбире”, “Азат”) на так называемую революционно-демократическую печать (“Азат Халык”, “Эль-Ислах”, “Яшен”) и вновь возвращался к буржуазным изданиям (“Юлдуз”).

Камал как журналист старался отразить мнения всех слоев татарского социума, переживавшего непростые времена культурных преобразований. Наверное, не случайно, что такой человек и стал самым популярным среди мусульман России драматургом и что именно его переводным произведением 22 октября 1906 года начал свою официальную жизнь национальный театр.

Все свои классические пьесы Г.Камал написал еще до революции. Причем главными героями его сочинений были представители богатых городских семей, их быт, общественная деятельность, что позволило современникам назвать Камала “татарским Островским”. В советское время пьесы Г.Камала “Первый театр” (1908), “Из-за подарка” (1909), “Банкрот” (1911), “Тайны нашего города” (1911) и другие оценивались как сатирические, социальные произведения, зло критикующие аморальную действительность татарской купеческой Казани. На самом же деле смех Камала был добрым и веселым, ну, может, быть, порой ироничным, но ни в коем случае не беспощадным. По сути его пьесы являлись своеобразными городскими анекдотами, в которых зрители татарского театра — в большинстве своем представители европеизированной буржуазии — легко узнавали своих знакомых, родителей, друзей, разного рода комичные ситуации и недавние всем известные события.

Читайте также:  Как упаковать винный столик для подарка

Для богатого интеллигентного мусульманина истории о невежественных чудаках, боящихся театра, о свадьбах, совершающихся лишь ради приданого, о фиктивном банкротстве и притворном сумасшествии должника, о нравах, царящих в Восточном клубе и Мусульманском благотворительном обществе, представлялись не столько сатирой, сколько комедийной интерпретацией нормальной повседневной жизни татарской Казани. Тем более что Камал, сам женившийся в свое время с большой выгодой и исполнявший обязанности старшины Восточного клуба, многие впечатления черпал и из своей личной жизни.

Конечно, творческая биография драматурга складывалась не так гладко и безупречно, как кажется на первый взгляд. Были в ней, наверно, неудачи, разочарования, жесткая состязательность с другими даровитыми авторами. Уже на закате жизни Камал с обидой вспоминал насмешливую реплику Гаяза Исхаки по поводу его первой пьесы “Несчастный юноша”: “Я слышал, ты недавно оперу написал”, — язвительно обронил при встрече с Камалом острый на язык писатель. Но в целом судьбу одного из классиков национальной драматургии можно назвать благополучной. Он был, пожалуй, единственным из когорты старейших татарских литераторов, не пострадавшим в годы советской власти. Напротив, умудренный опытом драматург сумел не растерять вдохновение в новых исторических условиях. Он активно сотрудничал с республиканскими газетами, продолжал писать пьесы, занимался переводами.

В 1923 году Г.Камалу было присвоено звание Героя Труда, а в 1926 году — народного драматурга. Его счастливое перо пользовалось огромной популярностью у молодой революционной публики, видевшей в злободневных произведениях мастера рождение реалистического, остросоциального пролетарского театра.

Галиаскар Камал скончался 16 июня 1933 года. Зять богатого купца, ученик муфтия Г.Баруди, сотрудник и соратник “кадета” Х.Максуди был похоронен с великими почестями на Братском кладбище Казани — местном советском пантеоне, рядом с могилами самых ярких и убежденных коммунистов “красного” Востока.

Источник статьи: http://www.e-vid.ru/index-m-192-p-63-article-3244.htm

Галиасгар Камал. Биобиблиографический справочник

Он по праву считается одним из основоположников татарского театра и драматургии.

Г. Камал (Галиасгар Галиакберович Камалетдинов) родился 6 января 1879 г. Его талант многогранен. Особо заслуживает внимание его деятельность в области татарского театрального искусства и татарской драматургии.
Его произведения – драмы и комедии: «Банкрот», «Бәхетсез егет» («Несчастный юноша»), «Беренче театр» («Первое представление») и т.д. считаются вершинами не только его творчества, но и татарской драматургии.

Печатался с 1900 года. Важнейшие произведения: драма «Несчастный юноша» (1907, 2-й вариант), комедии «Из-за подарка» (1908), «Любовница» (1911), «Тайны нашего города» (1911), «Банкрот» (1912, рус. пер. 1944) — резко бичевали пороки буржуазного общества. После Октябрьской революции Камал писал сатирические стихи, сотрудничал с газетами «Эш» («Труд»), «Кызыл байрак» («Красное знамя»).

Перевёл на татарский язык «Ревизора» Н. В. Гоголя, «Грозу» А. Н. Островского и «На дне» М. Горького.
Биобиблиографический справочник «Г. Камал»
состоит из 6 разделов, где можно найти материалы, освещающие жизненный и творческий путь, биографию, произведения, библиографические и полнотекстовые ресурсы, аудио- видеофайлы, сценарный материал.

В фотоархиве размещены фотографии драматурга, его родственников, сцены из его пьес и т.п

Источник статьи: http://kitaphane.tatarstan.ru/kamal.htm

Галиаскар Камал

Биография

Галиаскар Камал – татарский литератор, автор драматургических произведений, общественный деятель и основоположник театрального дела в Татарстане. Он переводил произведения русских классиков и способствовал их постановке на подмостках в родном городе.

Настоящее имя писателя – Галиаскар Галиакбарович Камалетдинов. О детстве литератора известно немного. Он родился 6 января 1879 года в Казани. Отец мальчика работал кустарем, и семья не отличалась большим достатком.

Родители Галиаскара Камала

Детство Галиаскар провел в деревне, откуда была родом его мать. Он наблюдал за тем, как течет жизнь в Нижней Марсе, и делал первые выводы об устройстве мира.

Образование будущий писатель получил в медресе «Госмания» и «Мухаммадия» в Казани. Юноша самостоятельно учил русский язык и по мере расширения горизонтов знаний открывал для себя мир русской драматургии и театра. О том, что Галиаскара увлекает творчество и литература, стало понятно, когда он был подростком, поэтому легко было предположить, что его биография будет связана именно с этими направлениями.

Творчество

Первой опубликованной пьесой, вышедшей из-под пера будущего драматурга, стало произведение «Несчастный юноша». Галиаскар написал его в 1898 году, а в 1907-м создал вторую редакцию. Главным лейтмотивом сочинения стали социальные вопросы и просветительские идеи, которые высказывал начинающий автор.

Читайте также:  Если мужчина дарит подарок ребенку

Галиаскар Камал в 1908 году

Ярко выраженный демократ, он поощрял революционное движение 1905-1907 годов и стал основателем нескольких газет. В 1906-м появилось издание «Азат», что переводится как «Свобода», позднее «Азат халык» («Свободный народ»), а спустя 2 года в тираж вышли первые выпуски журнала «Яшен» («Молния»), который Галиаскар Камал выпускал совместно с поэтом Габдуллой Тукаем.

Юношеское увлечение театром не оставляло Камала и в старшем возрасте. Он пропагандировал развитие театрального дела и участвовал в создании первой постановки, презентованной публике в 1906 году. Драматург писал произведения для сцены, в которых сквозили реализм, актуальные конфликты и яркие характеры. Его пьесы легли в основу репертуара татарского дореволюционного театра.

Писатель Галиаскар Камал

Постепенно юношеские просветительские идеи сменились высмеиванием необразованности, существующего режима и социальных устоев. Сатирические комедии драматурга стали олицетворением ситуаций, которые порождал ненавистный ему мир. Он использовал реальные случаи как основу произведений и выводил на сцену легко узнаваемых персонажей.

В 1908 году в театре прошла премьера комедии «Первое представление». Она описывала борьбу революционеров против организации национального театра. В образе главного героя выразилось все допотопное, что было ненавистно автору. В 1912 году зрители увидели постановку «Тайны нашего народа», в которой драматург срывал маску с поддерживающих царский строй, выдававших себя за благодетелей. В том же году вышла пьеса «Банкрот», развенчивающая идеи о честном составлении капитала, которые пропагандировали местные представители буржуазии.

Галиаскар Камал, Хади Такташ, Мажит Гафури

Драматургические произведения Галиаскара Камала стали показательными для татарских режиссеров и актеров того периода. Вместе с театральными единомышленниками писатель ратовал за развитие сценического жанра как инструмента воспитания публики и преподнесения мировой классической литературы.

Драматург попробовал себя в роли переводчика, и на сцене театра начали играть спектакли по пьесам Максима Горького, Александра Островского, Николая Гоголя на татарском языке. Театральный деятель также писал критические очерки и статьи, делился своими идеями о реализме на сцене.

Октябрьская революция и гражданская война вдохновили литератора. Он погрузился в создание произведений с советским духом, писал стихотворения и создавал инсценировки. Поддерживая активную гражданскую позицию, Камал стал артистом в рядах Красноармейской татарской труппы. Под псевдонимом Аулиа и компания автор писал сатирическую прозу, к которой с большим интересом относились рабочие и крестьяне.

Здание Татарского Государственного Академического театра имени Галиаскара Камала

В 1921 году Галиаскар познакомил публику с пьесой «Милая Хафиза», рассказывающей о положительных сторонах народной революции и изменениях, которые она повлечет в области социальных отношений. В 1926-м литератор получил звание народного драматурга.

Любопытно, что, помимо театральной и литературной деятельности, Галиаскар Камал увлекался рисунком и каллиграфией. Он оказался автором многих изображений на социально-политическую тематику. Сотрудничая с типографиями издательств, мужчина уделял большое внимание модернизации татарской каллиграфии. Он также участвовал в работе художественно-постановочной части в театре, занимаясь оформлением спектаклей.

Личная жизнь

Галиаскар Камал реализовался в профессиональной и личной жизни. Литератор и общественный деятель был зятем известного в Казани купца Садыка Хайбуллина. Дочь торговца стала его женой, и новый родственник особенно уважал в Камале образованность и амбициозность.

Галиаскар Камал и его первая жена Бибигайша в 1908 году

Купец имел свои планы на Галиаскара. Знание драматургом шариата могло пригодиться, если бы тот согласился стать имамом в мечети, которую построил Хайбуллин. Камала такие перспективы не прельщали. Компромисс был найден благодаря соглашению: зять стал продавать печатную продукцию.

Галиаскар Камал и его вторая жена Асма в 1918 году

Свадьба состоялась в 1900 году, и отец подарил в качестве приданного для любимой дочери особняк на улице Нариманова, который стоит в Казани и сегодня. Дети в семье появились спустя несколько лет. Галиаскар Камал был несказанно рад рождению сына в 1908 году.

Галиаскар Камал был женат дважды, второй его супругой стала девушка по имени Асма. У драматурга было 6 наследников : 5 сыновей и одна дочь.

Смерть

Татарский драматург скончался в 1933 году. Причины смерти литератора не стали поводом для обсуждений. Галиаскар Камал оказался одним из немногих татарских деятелей искусства, сумевших принять новый политический режим и продолжавших творить с вдохновением. Смерть драматурга стала утратой для национальной литературы и театра.

Последнее фото Галиаскара Камала

Сейчас его фото можно увидеть в стенах академического театра в Казани, названного в честь драматурга. В Татарстане есть несколько улиц, названных именем общественного деятеля, а дом писателя стал музеем. В 1959 году он получил статус памятника истории и культуры.

Источник статьи: http://24smi.org/celebrity/79513-galiaskar-kamal.html

Оцените статью
Adblock
detector