- Галиасгар Камал. Биобиблиографический справочник
- Галиаскар Камал: жизнь, творчество, театр
- Знакомство
- Работа
- Театр Галиаскара Камала (Казань): история
- Театр имени Галиаскара Камала: присуждение имени
- Современное положение
- Память
- Галиаскар Камал
- Биография
- Творчество
- Личная жизнь
- Смерть
- Камал Галиасгар
- Содержание
- Биография
- Творчество
Галиасгар Камал. Биобиблиографический справочник
Он по праву считается одним из основоположников татарского театра и драматургии.
Г. Камал (Галиасгар Галиакберович Камалетдинов) родился 6 января 1879 г. Его талант многогранен. Особо заслуживает внимание его деятельность в области татарского театрального искусства и татарской драматургии.
Его произведения – драмы и комедии: «Банкрот», «Бәхетсез егет» («Несчастный юноша»), «Беренче театр» («Первое представление») и т.д. считаются вершинами не только его творчества, но и татарской драматургии.
Печатался с 1900 года. Важнейшие произведения: драма «Несчастный юноша» (1907, 2-й вариант), комедии «Из-за подарка» (1908), «Любовница» (1911), «Тайны нашего города» (1911), «Банкрот» (1912, рус. пер. 1944) — резко бичевали пороки буржуазного общества. После Октябрьской революции Камал писал сатирические стихи, сотрудничал с газетами «Эш» («Труд»), «Кызыл байрак» («Красное знамя»).
Перевёл на татарский язык «Ревизора» Н. В. Гоголя, «Грозу» А. Н. Островского и «На дне» М. Горького.
Биобиблиографический справочник «Г. Камал»
состоит из 6 разделов, где можно найти материалы, освещающие жизненный и творческий путь, биографию, произведения, библиографические и полнотекстовые ресурсы, аудио- видеофайлы, сценарный материал.
В фотоархиве размещены фотографии драматурга, его родственников, сцены из его пьес и т.п
Источник статьи: http://kitaphane.tatarstan.ru/kamal.htm
Галиаскар Камал: жизнь, творчество, театр
Сегодня мы поговорим о жизни и творчестве Галиаскара Камала — известного татарского писателя и общественного деятеля.
Знакомство
Галиаскар Камал по праву считается одним из основоположников татарского театра и драматургии. Он появился на свет в январе 1879 года в Казани. Детские годы мальчика прошли в родной деревне его матери – Масре (Арский район). Когда он немного подрос, мать отдала его в казанский медресе «Госмания», а после — в медресе «Мухаммадия».
Работа
Начиная с 1901 года, Галиаскар Камал занимался издательством газеты «Прогресс». Немного позже, поднабравшись опыта, создал издательский дом «Просвещение». Начиная с 1906 года, печатался в ряде газет («Свободный народ», «Свобода»), где пропагандировались марксистские идеи. Вскоре после этого Галиаскар Камал стал главой сатирического журнала под названием «Молния», печатался в газете «Звезда».
Молодой человек занимался переводами разных произведений русских писателей («Ревизор», «На дне» и «Гроза»). Критики писателя считают, что важнейшими его произведениями являются такие: комедии «Тайна нашего города», «Любовница», «Банкрот» и «Из-за подарка», драма «Несчастный юноша». Комедии Галиаскара в резкой форме высмеивали всё буржуазное общество, его стереотипы и пороки. После окончания Октябрьской революции мужчина всё чаще писал сатирические стихотворения. В это время он сотрудничал с такими газетами, как «Красное знамя» и «Труд».
Театр Галиаскара Камала (Казань): история
Зимой 1906 года творческие молодые люди Казани представили жителям свой спектакль, который был сыгран полностью на татарском языке. Если конкретнее, то были показаны две постановки: «Беда из-за любви» и «Жалкое дитя». 22 декабря 1906 года считается настоящей датой рождения этого театра. Первую труппу основал Ильяс Кудашев-Ашказарский — обычный, но талантливый преподаватель из города Оренбурга. Вскоре членом труппы стал режиссер и артист Габдулла Кариев, который быстро стал её главой. Этого человека называли «отцом татарского театра» ещё в расцвете его карьеры. Новосозданная труппа «Сайяр» быстро становится островком культуры, просвещения и демократических движений. В 1912 году из труппы уходят несколько артистов, которые формируют театральное образование под своим началом. В «Сайяр» вступают новые молодые артисты. Труппа показывала не только классику, но и современные постановки. Большой популярностью пользовался спектакль, написанный Галиаскаром Камалом, под названием «Банкрот».
В 1922 году названную труппу соединяют с ещё двумя другими и создают «Первый государственный показательный драматический татарский театр имени Красного октября». Его главой становится актер, режиссер и педагог Карим Тинчурин.
Театр имени Галиаскара Камала: присуждение имени
В 1926 году празднуется 20-летний юбилей. Многих артистов награждают почетными званиями, а театр становится академическим. Во времена сталинских репрессий театр теряет много ценных кадров: некоторые из них покидают страну, спасаясь бегством, а некоторые становятся заключёнными. Многие из тех, кто остался на свободе, решили не возвращаться к своей деятельности. В 1940-х годах на сцене всё ещё показывают переводные зарубежные пьесы и русскую классику. В 1939 году празднуется 60-летие героя нашей статьи. В честь этого театру присуждают имя Галиаскара Камала.
Когда начинается война, многие артисты уходят на фронт. В театр поступают новые свежие силы из студии ГИТИСа. В 1956 году власть реабилитирует многих значительных деятелей татарского народа. В 1957 году в Москве театр Галиаскара Камала награждают высшей из возможных наград – орденом Ленина.
Современное положение
1980-1990 годы известны сменой режиссерских поколений. От этого театр только выигрывает. Благодаря таланту и профессионализму своих артистов, он занимает призовые места на множестве фестивалей. В 1996 году актеры театра впервые выступают за границей (Германия») на Международном фестивале. В начале 2001 года главный режиссёр Марсель Салимжанов становится лауреатом премии «Золотая маска». После его смерти в следующем году на эту должность приходит Фарид Бикчантаев – близкий друг и ученик Марселя.
Начиная с 2000-х годов, труппа активно гастролирует по всей России, собирая огромные залы зрителей. Получив такую славу, театр Галиаскара Камала (Казань) выходит на новый уровень и начинает проводить гастроли в странах дальнего и ближнего зарубежья. В особый восторг от талантливых артистов приходят зрители Испании, Венгрии, Колумбии, Эстонии, Германии, Литвы, Казахстана и Финляндии.
Память
Советский народ любит и помнит своих героев, поэтому чтит их память. В 1978 году появился маркированный художественный конверт с изображением Камала. В честь писателя названы улицы в Елабуге, Набережных Челнах. Дом писателя в Казани признан памятником истории. Поскольку он был построен в 1902 году, то нуждался в серьёзной реставрации, которая была произведена в 2012 году.
Галиаскар Камал был выдающимся человеком, который внёс огромный вклад в развитие татарского искусства. В честь этого деятеля назвали уже известный нам театр, который по сей день радует зрителей не только России, но и зарубежных стран.
Источник статьи: http://www.syl.ru/article/299621/galiaskar-kamal-jizn-tvorchestvo-teatr
Галиаскар Камал
Биография
Галиаскар Камал – татарский литератор, автор драматургических произведений, общественный деятель и основоположник театрального дела в Татарстане. Он переводил произведения русских классиков и способствовал их постановке на подмостках в родном городе.
Настоящее имя писателя – Галиаскар Галиакбарович Камалетдинов. О детстве литератора известно немного. Он родился 6 января 1879 года в Казани. Отец мальчика работал кустарем, и семья не отличалась большим достатком.
Родители Галиаскара Камала
Детство Галиаскар провел в деревне, откуда была родом его мать. Он наблюдал за тем, как течет жизнь в Нижней Марсе, и делал первые выводы об устройстве мира.
Образование будущий писатель получил в медресе «Госмания» и «Мухаммадия» в Казани. Юноша самостоятельно учил русский язык и по мере расширения горизонтов знаний открывал для себя мир русской драматургии и театра. О том, что Галиаскара увлекает творчество и литература, стало понятно, когда он был подростком, поэтому легко было предположить, что его биография будет связана именно с этими направлениями.
Творчество
Первой опубликованной пьесой, вышедшей из-под пера будущего драматурга, стало произведение «Несчастный юноша». Галиаскар написал его в 1898 году, а в 1907-м создал вторую редакцию. Главным лейтмотивом сочинения стали социальные вопросы и просветительские идеи, которые высказывал начинающий автор.
Галиаскар Камал в 1908 году
Ярко выраженный демократ, он поощрял революционное движение 1905-1907 годов и стал основателем нескольких газет. В 1906-м появилось издание «Азат», что переводится как «Свобода», позднее «Азат халык» («Свободный народ»), а спустя 2 года в тираж вышли первые выпуски журнала «Яшен» («Молния»), который Галиаскар Камал выпускал совместно с поэтом Габдуллой Тукаем.
Юношеское увлечение театром не оставляло Камала и в старшем возрасте. Он пропагандировал развитие театрального дела и участвовал в создании первой постановки, презентованной публике в 1906 году. Драматург писал произведения для сцены, в которых сквозили реализм, актуальные конфликты и яркие характеры. Его пьесы легли в основу репертуара татарского дореволюционного театра.
Писатель Галиаскар Камал
Постепенно юношеские просветительские идеи сменились высмеиванием необразованности, существующего режима и социальных устоев. Сатирические комедии драматурга стали олицетворением ситуаций, которые порождал ненавистный ему мир. Он использовал реальные случаи как основу произведений и выводил на сцену легко узнаваемых персонажей.
В 1908 году в театре прошла премьера комедии «Первое представление». Она описывала борьбу революционеров против организации национального театра. В образе главного героя выразилось все допотопное, что было ненавистно автору. В 1912 году зрители увидели постановку «Тайны нашего народа», в которой драматург срывал маску с поддерживающих царский строй, выдававших себя за благодетелей. В том же году вышла пьеса «Банкрот», развенчивающая идеи о честном составлении капитала, которые пропагандировали местные представители буржуазии.
Галиаскар Камал, Хади Такташ, Мажит Гафури
Драматургические произведения Галиаскара Камала стали показательными для татарских режиссеров и актеров того периода. Вместе с театральными единомышленниками писатель ратовал за развитие сценического жанра как инструмента воспитания публики и преподнесения мировой классической литературы.
Драматург попробовал себя в роли переводчика, и на сцене театра начали играть спектакли по пьесам Максима Горького, Александра Островского, Николая Гоголя на татарском языке. Театральный деятель также писал критические очерки и статьи, делился своими идеями о реализме на сцене.
Октябрьская революция и гражданская война вдохновили литератора. Он погрузился в создание произведений с советским духом, писал стихотворения и создавал инсценировки. Поддерживая активную гражданскую позицию, Камал стал артистом в рядах Красноармейской татарской труппы. Под псевдонимом Аулиа и компания автор писал сатирическую прозу, к которой с большим интересом относились рабочие и крестьяне.
Здание Татарского Государственного Академического театра имени Галиаскара Камала
В 1921 году Галиаскар познакомил публику с пьесой «Милая Хафиза», рассказывающей о положительных сторонах народной революции и изменениях, которые она повлечет в области социальных отношений. В 1926-м литератор получил звание народного драматурга.
Любопытно, что, помимо театральной и литературной деятельности, Галиаскар Камал увлекался рисунком и каллиграфией. Он оказался автором многих изображений на социально-политическую тематику. Сотрудничая с типографиями издательств, мужчина уделял большое внимание модернизации татарской каллиграфии. Он также участвовал в работе художественно-постановочной части в театре, занимаясь оформлением спектаклей.
Личная жизнь
Галиаскар Камал реализовался в профессиональной и личной жизни. Литератор и общественный деятель был зятем известного в Казани купца Садыка Хайбуллина. Дочь торговца стала его женой, и новый родственник особенно уважал в Камале образованность и амбициозность.
Галиаскар Камал и его первая жена Бибигайша в 1908 году
Купец имел свои планы на Галиаскара. Знание драматургом шариата могло пригодиться, если бы тот согласился стать имамом в мечети, которую построил Хайбуллин. Камала такие перспективы не прельщали. Компромисс был найден благодаря соглашению: зять стал продавать печатную продукцию.
Галиаскар Камал и его вторая жена Асма в 1918 году
Свадьба состоялась в 1900 году, и отец подарил в качестве приданного для любимой дочери особняк на улице Нариманова, который стоит в Казани и сегодня. Дети в семье появились спустя несколько лет. Галиаскар Камал был несказанно рад рождению сына в 1908 году.
Галиаскар Камал был женат дважды, второй его супругой стала девушка по имени Асма. У драматурга было 6 наследников : 5 сыновей и одна дочь.
Смерть
Татарский драматург скончался в 1933 году. Причины смерти литератора не стали поводом для обсуждений. Галиаскар Камал оказался одним из немногих татарских деятелей искусства, сумевших принять новый политический режим и продолжавших творить с вдохновением. Смерть драматурга стала утратой для национальной литературы и театра.
Последнее фото Галиаскара Камала
Сейчас его фото можно увидеть в стенах академического театра в Казани, названного в честь драматурга. В Татарстане есть несколько улиц, названных именем общественного деятеля, а дом писателя стал музеем. В 1959 году он получил статус памятника истории и культуры.
Источник статьи: http://24smi.org/celebrity/79513-galiaskar-kamal.html
Камал Галиасгар
Камалетдинев Галиасгар Галиакберович. Драматург, публицист, театральный и общественный деятель, Герой Труда (1924), народный драматург ТАССР (1926)
Содержание
Биография
25 декабря 1879 г., Казань – 16 июня 1933 г., там же.
Г.Камал – один из основателей национальной журналистики и организаторов татарского профессионального театра.
В 1880-е гг. он учился в медресе «Усмания» и «Халидия», в 1890-е гг. – «Мухаммадия», одновременно получил начальное образование в трехклассной русской школе.
Вопреки воле отца, желавшего видеть сына муллой , Г.Камал избрал путь служения просвещению своего народа. В 1901 г. он организовал общество по изданию и распространению книг «Мәгариф көтебханәсе» («Библиотека просвещения») и до 1905 г. руководил им.
В 1905 г. работал в первой татарской газете «Казан мухбире», в 1906 г.– в газете «Азат», являясь ее фактическим руководителем, в том же году стал издателем и редактором этой газеты под новым названием «Азат халык». После выхода 15 номеров за публикацию материалов революционного содержания газета была закрыта, Г.Камал оштрафован.
В 1908–1909 гг. он издавал и редактировал сатирический журнал «Яшен», до 1917 г. работал в газете «Йолдыз» (во время Балканской войны 1912–1913 гг. был собственным корреспондентом в Турции), после 1917 г. – в газетах «Эш», «Эшче», «Кызыл Армия».
Творчество
К первым литературным опытам Г.Камала относятся пьесы «Бәхетсез егет» («Несчастный юноша», 1900 г.; 2-й вариант 1908 г.), «Өч бәдбәхет» («Три злодея», 1900 г.; другое название «Уйнаш» – «Распутство», 1910 г.) и перевод пьесы «Кызганыч бала» («Жалкое дитя», 1900 г.) Н.Кемаля.
Г.Камал-драматург выступал в общем русле художественных традиций литературы просветительского реализма. Лейтмотив этих произведений – критика патриархального семейного уклада татар.
В последующие годы раскрылся талант Г.Камала как комедиографа. Он обогатил национальную драматургию и театральное искусство комедиями «Беренче театр» («Первое представление», 1908 г.), «Бүләк өчен» («Ради подарка», 1909 г.), «Банкрот» (1911 г.), «Безнең шәһәрнең серләре» («Тайны нашего города», 1911 г.). В них с сатирических позиций Г.Камал воссоздал картины жизни татарского общества начала ХХ в., затронул проблемы отцов и детей, супружеских и семейно-бытовых отношений, создал яркие образы представителей национальной купеческо-мещанской среды, воспитанных в духе патриархальной старины.
Общее направление тематики творчества Г.Камала – распад патриархальной жизни, зарождение новых отношений, взглядов, противоречие и борьба между старым и новым.
Персонажи пьес Г.Камал заняты «общественными» и «культурными» делами (Фатих, Насыр, Гариф, Карим – «Тайны нашего города»), выступают против всего нового (Хамза-бай – «Первое представление»), ставят превыше всего собственные корыстные интересы (Хамида – «Ради подарка»), нарушают элементарные правила делового партнерства и человеческой порядочности (Сиразетдин – «Банкрот»). Почти все слои татарского городского населения (интеллигенция, духовенство, чиновники, приказчики, слуги и т.д.) представлены в пьесе «Тайны нашего города», которую высоко оценил Г.Тукай.
Комедии Г.Камала отличаются остротой конфликтов, динамичностью действия, насыщенностью событий, в них мастерски отображен внутренний мир героев, ярко высвечены национальные обряды, нравы, детали быта (обстановка и убранство дома, национальная кухня и др.). Автор проявил себя как мастер диалога, язык его комедий насыщен народным юмором.
Поэтическое творчество Г.Камала отражает господствовавшие в татарском обществе идеи и настроения в период Революции 1905–1907 гг. Он пишет о нуждах нации, надеждах на получение свободы, развитие национального просвещения, культуры и науки («Азатлык» – «Свобода», 1905 г.; «Өндәү» – «Воззвание», 1905 г.; «Безнең кирәк» – «Что нам нужно», 1906 г.; «И, мөселман, йокламагыл!» – «Эй, мусульманин, не спи!», 1906 г. и др.).
Разнообразна тематика публицистики Г.Камала:
- отношение к Государственной думе и манифесту 1905 г. («3 нче ноябрь манифесты ни бирә?» – «Что дает манифест 3го ноября?», 1906 г.; «Дума, дума, дума», 1906 г.; «Депутатлар озату» – «Проводы депутатов», 1907 г. и др.),
- проблемы татарской общественной жизни («Кем гаепле?» – «Кто виноват?», 1905 г.; «Искелек сакчыларына ачык хат» – «Открытое письмо сторонникам старого», 1906 г.; «Ачларга ярдәм эшләре» – «Работа в помощь голодающим», 1907 г.; «Иван Николаевич Харитонов», 1909г.; «Кыз сату» – «Продажа девушки», 1912 г. и др.).
В своих рассказах Г.Камал, отрицая бессмысленное, пустое времяпрепровождение, призывал направлять свои силы на полезные обществу и народу дела («Сабир хәзрәт яки гыйбрәт» – «Сабир-хазрет, или Поучительный пример», 1903 г.; «Күгәргән алтыннар» – «Потускневшее золото», 1909 г.).
Г.Камал пристально следил за развитием татарской литературы и театра, опубликовал множество литературно-критических статей и рецензий («Татарча театр» – «Театр на татарском», 1907 г.; «Габдулла Тукаев шигырьләре» – «Стихи Габдуллы Тукаева», 1907 г.; «Ачлык кушты» – «Голод заставил», 1908 г.; «Яңа әсәрләр» – «Новые произведения», 1909 г.; «Саран» пьесасы хакында» – «О пьесе «Скупой», 1915 г. и др.).
В годы Гражданской войны он освещал события, происходившие в стране и республике, облекая революционное содержание в традиционные поэтические формы («Декламацияләр» – «Декламации», 1921 г.). Творчество Г.Камала после 1917 г. в художественном плане значительно уступает творчеству дооктябрьского периода. В поздней драматургии пропагандируются идеи социального переустройства общества. Работники советских органов, их сторонники становятся положительными героями, противники перемен подвергаются осмеянию (комедия «Хафизәләм иркәм» – «Милая Хафиза», 1922; драма «Өч тормыш» – «Три жизни», 1930 г. и др.).
Г.Камал – автор переводов на татарский язык многих произведений русской и зарубежной драматургии: «Женитьба» и «Ревизор» Н.В.Гоголя, «Гроза» А.Н.Островского, «Скупой» и «Лекарь поневоле» Ж.Б.Мольера, «Индианка» Г.Хамида и др.
Г.Камал обладал самобытным талантом художника. Он автор первых иллюстраций к произведениям Г.Тукая, сатирических рисунков на актуальные общественные и политические темы в журналах «Яшен» (1907–1908 гг.), «Ялт-Йолт» (1908–1910 гг.).
Как художник-график внес значительный вклад в развитие культуры издательского дела в Татарстане: создал новые рисунки татарских шрифтов для Казанской типографии И.Н.Харитонова, первые театральные афиши. Им выполнено художественное оформление ряда спектаклей в татарском театре.
В 1920-е гг. Г.Камал усовершенствовал татарскую каллиграфию, разработал шрифты для журнала «Чаян», газеты «Кызыл байрак».
Источник статьи: http://tatarica.org/ru/razdely/kultura/literatura/personalii/kamal-galiasgar