Дарите друг другу подарки
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Подарки усилят любовь между вами, а посему старайтесь это делать, дабы любить друг друга и укреплять между собою связь».
Подарки всегда очень приятно получать, но куда приятнее их дарить! Этому нас учит наш любимый пророк (мир ему и благословение Аллаха), он принимал подарки и всегда старался тем же ответить людям.
Подарки сближают сердца, вселяют в них радость, вызывают расположенность к тому, кто преподносит их. Всегда считалось, что умение создать настроение есть проявление хорошего тона. Само дарение наполняет человека любовью и добротой, оно делает человека душевно богатым. Ислам побуждает делать своим родным и близким то, что вы сами пожелали бы для себя, естественно и правильно дарить людям что-то приятное, чему вы сами обрадовались бы.
В наше время у людей сложилось ошибочное мнение, что у мусульман нет праздников, нет радости, одни только запреты, что нет даже поводов делать подарки… Но мы, мусульмане, никогда не должны забывать о том факте, что ислам – это совершенный образ жизни, который охватывает все стороны нашего бытия. И важнее всего показать миру, что ислам приносит в нашу жизнь огромную радость.
Проявление должного внимания и уважения к своим праздникам во многом определяет нас как мусульман. Поэтому необходимо показать красоту ислама через проведение религиозных праздников и других обрядов наиболее красочно и в атмосфере духовного торжества. Такая форма выражения радости является призывом к исламу. И от того, как будет представлена модель исламских празднеств, в частности, зависит формирование нового отношения к мусульманам и искоренение в общественном сознании неверных стереотипов об исламе.
Всемогущий Аллах повелел: «Посредством того, что Аллах даровал тебе, стремись к Последней обители, но не забывай о своей доле в этом мире! Твори добро, подобно тому, как Аллах сотворил добро для тебя, и не стремись распространять нечестие на земле, ведь Аллах не любит распространяющих нечестие» (Коран, 28:77). Это значит, что к праздникам так же, как и ко всем другим делам, следует относиться ответственно. И тогда праздник будет выглядеть великолепно даже в глазах немусульман.
Ислам предлагает верующим два повода для веселья, два праздника: праздник Разговения (Орозо-айт) и праздник Жертвоприношения (Курман-айт). Оба мусульманских праздника – повод для общей радости, это дни духовного подъема и полной покорности воле Всемогущего. Есть также еженедельный праздник мусульман – Пятница (Джума), которому следует уделять больше внимания, делать подарки и готовить сладости для своей семьи. Но вовсе не обязательно ждать наступления этих праздников, если у вас есть желание и возможность, то вы можете в любой день радовать родных и близких вам людей подарками.
Чтобы сделать правильный подарок, нужно хорошенько подумать, кому вы его собираетесь сделать и с какой целью, то есть первым делом, конечно, надо понять, насколько правильное у нас намерение. Все начинается с намерения, ведь именно оно определяет, будет ли для нас благо в дарении или же оно может обернуться для нас чем-то дурным. Дарить нужно что-то полезное, приятное, что не обидит человека.
Правильными целями мусульманина, который желает преподнести кому-либо подарок, должны быть следующие: достичь довольства Всевышнего, порадовав своего брата или сестру по религии, помочь кому-то в трудную минуту, поздравить с праздником. Подарки сближают людей, они помогают зародить в наших сердцах тепло и любовь.
Всем нам известно выражение: «Дорог не подарок, дорого внимание». Давайте не будем об этом забывать, постараемся сделать свои помыслы чистыми, тогда любой, даже самый маленький подарок принесет большую радость и баракат.
Источник статьи: http://ummamag.kg/ru/articles/interesting/270_darite_drug_drugu_podarki
Отказ от подарка
Наша религия – религия мира, любви и милосердия. Распространение любви является неотъемлемой ее частью, а подарки – одним из её средств.
Дарение подарков является желательным действием (сунной) нашего любимого Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который заповедовал дарить подарки от чистого сердца, чтоб проявить свою любовь и заслужить довольство Всевышнего Аллаха за доброе дело.
В хадисе, переданном от имама аль-Бухари, сказано:
«Дарите подарки, и меж вами будут укрепляться чувства любви, уважения друг к другу»
[Имам аль-Бухари №954].
Так же передается хадис от имама Ахмада в «Муснаде» о нежелательности отказываться от подарков.
« من بلغه معروف عن أخيه من غير مسألة، ولا إشراف نفس فليقبله ولا يرده ؛
فإنما هو رزق ساقه الله إليه »
«Если кому-то будет сделано что-либо благое со стороны единоверца не по его просьбе и инициативе, то пусть примет и не отказывается от него: ведь это удел, которым наделил его Всевышний Аллах»
[«Муснад» имама Ахмада №17936].
قال الإمام النووي في كتابه شرح صحيح مسلم
В своей книге «Шарх Сахих аль-Муслим» имам ан-Навави пишет:
واختلف العلماء فيمن جاءه مال هل يجب قبوله أم يندب ؟ والصحيح المشهور الذي عليه الجمهور أنه يستحب
«Относительно того, обязан ли человек отказаться от подарка, или желательно ли ему принять его, если человек вручил что-либо из своего имущества в качестве подарка, среди ученых в шафиитском мазхабе есть разногласие.
Согласно более известному и достоверному слову, принимать подарки желательно (мустахаб)».
Далее имам ан-Навави пишет:
أنه يستحب لمن امتنع من قبول هدية و نحوها لعذر أن يعتذر بذلك إلى المهدي تطييبا لقلبه
Также желательно тому, кто отказался от подарка или подобного ему по уважительной причине, объяснить дарителю причину отказа, проявляя к нему уважение»
[См. «Шарх Сахих аль-Муслим» том 8, стр. 107].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
• Принимать подарки, будь они дорогими или скромными, желательно, как и отвечать на них взаимным подношением или искренним дуа.
• Нежелательно возвращать подарок без уважительных причин. А если ясно, что даритель желает получить взамен и т.д., тогда нет нежелательности вернуть.
• Если есть веская причина не принимать подарок, то он должен красиво отказаться, объяснив причину, чтоб не обидеть дарителя.
Отдел фетв, Муфтият РД
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Источник статьи: http://islamdag.ru/fatawa/49060
Дарение в исламе
Подарки представляют собой свидетельство особого отношения к человеку во всех культурах мира. Не является исключением и мусульманская умма, членам которой предписано укреплять отношения внутри собственной общины. Дарение в этом смысле выступает прекрасным способом расположить к себе других людей и заручиться поддержкой, что особенно актуально в современном, насквозь пропитанном индивидуализмом мире.
У арабов для обозначения дарения используется слово «аль-хиба». Его можно перевести как «совершение пожертвования». Это слово позволяет рассматривать дарение не только сквозь призму личностных отношений в случае возникновения симпатии между людьми, но и как один из важных аспектов благотворительности, которая помогает решать острые социальные проблемы (борьба с бедностью, помощь тяжелобольным и так далее). В исламском праве дарение определяется как безвозмездная передача права собственности от одного человека (дарителя) к другому (получателю дара).
Коран о дарении
В Священной Книге Аллах множество раз употребляет одно из Своих имён – Аль-Ваххаб («Дарующий). Например, обратим внимание на аят из суры «Сад»:
«Неужели у них есть сокровища милости Твоего Господина, Обладающего безграничным могуществом и Дарующего» (38:9)
То есть дарение разного рода благ – один из атрибутов Самого Всевышнего. Человек, радующий окружающих какими-то подарками, фактически демонстрирует щедрость, готовность помочь безвозмездно другим. Это, безусловно, благородные качества, актуальные для всех мусульман. Аят из суры «Хашр» об этом убедительно свидетельствует:
«Мусульмане Медины (ансары) … не являются скупыми и даруют переселившимся из Мекки единоверцам блага…» (59:9)
Положение дарения в исламе
В исламском праве дарение классифицируется как мандуб, то есть рекомендуемое деяние. Это действие для дарителя будет характеризоваться дополнительным савабом (благодатью). Человек, который ничего не дарит, не осуждается за подобное бездействие. Принятие дара возведено в ранг сунны.
Неотъемлемыми чертами дарения, как и в торговых сделках, выступают предложение (иджяб) и согласие (кабул). Можно также (а в определённых ситуациях – нужно) составить специальный договор.
Обычно подарок принимается в то же самое время и в том же самом месте, где было сделано соответствующее предложение. Его отсроченное принятие возможно только в случае, если подобный вариант развития событий согласован с дарителем.
Существуют отдельные нюансы при одаривании детей:
- Когда отец дарит своему малолетнему (до 7 лет) ребёнку что-то, тот получает право собственности на эту вещь. При этом неважно, что подарком может распоряжаться отец. В столь юном возрасте это необходимо, дабы избежать происков возможных мошенников. Аналогичное решение применяется в отношении матери, которая в случае смерти своего мужа вынуждена сама обеспечивать малолетних детей.
- Если малолетний ребёнок получает подарок со стороны постороннего человека, то его должен принять отец.
- В случаях одаривания сироты это имущество принимает его опекун.
- 7-летний ребёнок может принять подарок сам, но в присутствии отца.
Возврат подарка
Возврат дара, согласно исламскому праву, возможен. Есть несколько хадисов Заключительного посланника Всевышнего Мухаммада (с.г.в.) по этому поводу.
«Тот, кто сделал подарок, имеет на него по сравнению со всеми другими людьми больше прав. Исключение только в том случае, если вещь дарится повторно» (Аль-Байхакый).
Однако есть и другое высказывание Пророка Мухаммада (с.г.в.) по поводу возврата подарков: «Человек, вернувший себе обратно подаренную ранее вещь, подобен тому, кто употребляет собственную тошноту» (Абу Дауд).
Собственно, именно поэтому возвращение подарка считается не самым красивым поступком, который может расцениваться как признак скупости человека. Его можно совершить, если имеется взаимное согласие сторон либо если подобное решение было принято судебным органом. Тем не менее, в Шариате обговорены случаи, когда возврат подарка невозможен:
1) Получатель подарка в знак благодарности делает ответный жест, предоставляя дарителю вознаграждение. Принципиально важным моментом в этом случае будет проговаривание человеком вслух, что ответный подарок (который, к слову, считается желательным у мусульман — примечание Islam.Global) стал следствием первоначальных действий другого человека. И не важно, эквивалентны ли подарки по своим качествам, количеству либо ценности.
2) Если одариваемый сумел прирастить изначальный подарок, то он не должен его возвращать. Например, человек получил какую-то ткань, из которой сшил себе рубашку. Эту рубашку даритель не имеет права требовать обратно.
3) Смерть дарителя. Его наследники не могут требовать у получателя подарок обратно, так как они не были причастны ни коим образом к договору дарения.
4) Получатель дара теряет право собственности на него после его продажи, дарения, уничтожения. Следовательно, даритель в этом случае будет не у дел.
5) Подарок супругов друг другу тоже не может быть потребован обратно.
Отметим также, что в исламе не принято одаривать верующих в честь дня рождения.
Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!
Источник статьи: http://islam.global/verouchenie/adaby/darenie-v-islame/
Хадис про подарки друг другу
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Адабы дарения подарка и его запреты
1.Достоинство дарения подарка
Передают со слов Абу Хурайры, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, cказал: «О женщины-мусульманки, пусть ни одна соседка ни в коем случае не пренебрегает (ничем, чтобы сделать добро) своей соседке, даже если (речь идёт всего лишь об) овечьем копыте».
Имамы аль-Бухари и Муслим, да смилуется над ними Аллах, передали хадис о том, что посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, подарили шёлковую одежду, и люди были поражены её красотой. Он же, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Платок Са да ибн Му аза в Раю лучше этого».
Сообщается, что однажды ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала ‘Урве, да помилует его Аллах Всевышний:
«О сын моей сестры, бывало так, что мы видели молодой месяц, потом ещё один, (всего же мы видели) три молодых месяца в течение двух месяцев, (и за всё это время) в домах посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не разжигали огня 2 ».
(‘Урва сказал):
«Я спросил: “О тётя, что же поддерживало вас?”
Она сказала:
“Финики и вода, однако (помимо этого) у посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, были соседи из числа ансаров, у которых были дойные верблюдицы или овцы, 3 и они приносили в подарок посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, их молоко, а он поил им нас”».
2.Дарения того , что носить нежелательно.
Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
«(Однажды) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, пришёл к дому своей дочери Фатимы, да будет доволен ею Аллах, но не вошёл к ней, и, когда домой вернулся ‘Али, она рассказала ему об этом. ‘Али спросил о (причине этого) пророка, да благословит его Аллах и приветствует, (на что) он ответил: “Поистине, я увидел на её дверях вышитую разноцветную занавеску!” Кроме того, (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Что мне до мира этого!” После этого ‘Али пришёл к (Фатиме) и (обо всём) рассказал ей. Она сказала: “Пусть он велит мне сделать с ней то, что ему угодно”, и (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Отошли её такому-то, семья которого испытывает нужду”».
Сообщается, что ‘Али, да будет доволен им Аллах, сказал:
«(Однажды) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, подарил мне полосатую шёлковую 1 одежду и я надел её, однако, увидев по его лицу, что он гневается, я разорвал её на куски и отдал своим женщинам 2 ».
Сообщается, что Асма бинт Абу Бакр ас-Сиддик, да будет доволен Аллах ими обоими, сказала:
«( В своё время) ко мне приехала моя мать 1 , которая при жизни посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, была многобожницей. Я обратилась за советом к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и сказала: “Ко мне приехала моя мать, которая чего-то хочет 2 , так следует ли мне поддерживать с ней отношения?” – (на что) он ответил: “Да, тебе (следует делать это)”».
Сообщается от Анаса (да будет доволен им Аллах), что однажды один человек попросил у Пророка (мир ему и благословение Аллаха) стадо овец, находящееся между двумя горами. И Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) выполнил его просьбу, подарив ему все стадо целиком. Этот человек вернулся к своему народу и воззвал к ним: «О, люди! Принимайте Ислам! Клянусь Аллахом, Мухаммад раздаёт богатства, как человек, который не боится обнищать». Анас сказал: «Человек хотел принять Ислам, желая всего лишь мирские блага, а когда он принимал Ислам, религия становилась для него важнее, чем этот мир со всеми благами».
4. Подарок флакон духов женщине
: «Разрешается ли подарить флакон духов женщине, зная, что она нанесет их перед выходом на улицу? Будет ли грех на той, кто преподнесет подарок?»
Ответ:
Вся хвала Аллаху.
Нет ничего плохого в том, чтобы подарить духи женщине, так как это проявление любви и дружелюбия и дающая подарок получит за это награду.
Если женщина, которой подарили духи, использует их запретным способом, то в таком случае грех будет на ней.
Но если дающая подарок знает,что той, которой она их собирается подарить, будет использовать духи перед выходом на рынок, то не разрешено ей дарить их, потому что это является помощью в совершении греха.Всевышний говорит( интерпретация смысла): «но не помогайте друг другу в грехе и вражде.»[аль-Маида, 5:2] Конец цитаты.
Маджму’ Фатауа Ибн Бааз (20/62).( «مجموع فتاوى ابن باز″ (20/62)
Шейх Мухаммад Салих аль-Мунаджид
5. Дарить подарки неверным в их праздники
Сказал Абу Хафс аль-Кабир, один из ученых ханафитов: « Тот, кто подарил в праздник найруз (один из праздников неверных) яичко неверному возвеличивая этот день, то он стал неверным в Аллаха, и его дела будут уничтожены»
И сказал аль-Кади Абу аль-Махасин аль-Хасан ибн Мансур аль-Хинки:
«Тот, кто купил в этот день, что то из того что не покупал обычно, или подарил в этот день подарок кому-то другому человеку, и хотел этим возвеличивания этого дня, так же как его возвеличивают неверные, то он стал неверным. Если же он хотел этой покупкой просто наслаждения, и развлечения, а подарком проявление хорошего отношения как это обычно принято, то это не будет неверием, однако это будет нежелательным, по причине нежелательности уподобления неверным, и нужно в этом случае остерегаться этого » (См. Аун ль Ма’буд 3\341)
Сказал Ибн Хаджар, комментируя этот хадис: «Извлечено из этого хадиса доказательство на нежелательность веселья во время праздников неверных и уподобление им. И шейх Абу Хафс аль-Кабир ан-Насафи из ханафитских ученых преувеличил и сказал, что тот, кто подарил в праздник яичко многобожнику возвеличивая этот день, то он стал неверным в Аллаха.» См. «Фатхуль –Бари», 2\442
6.Дарить взамен подарку.
Считается желательным (мустахаб), чтоб человек, получивший подарок, ответил на него, дав взамен что-нибудь равное или лучше. Потому что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если кто-нибудь сделает тебе добро, ответь ему тем же, и если у тебя нет ничего, чтобы дать ему, тогда делай дуа за него (и продолжай делать), пока ты не будешь думать, что сделал достаточно» Передано Абу Даудом и ан-Насааи.
Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что (однажды) Умм Хуфайд, тётка Ибн ‘Аббаса, да будет доволен всеми ими Аллах, прислала в подарок пророку, да благословит его Аллах и приветствует, сушёный творог, топлёное масло и песчаных ящериц, и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поел творога и масла, но не притронулся к ящерицам (, так как не любил их).
Ибн ‘Аббас сказал:
«(Однако другие) ели их за столом посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, а если бы (употреблять ящериц в пищу) было запретно, то их бы не ели за столом посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует ».
Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Когда посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, приносили какую-нибудь еду, он всегда спрашивал: “Это подарок или садака?” — и если ему говорили, что это садака, он говорил своим сподвижникам: “Ешьте”, а сам не ел. Если же ему говорили, что это подарок, (пророк), да благословит его Аллах и приветствует, сразу же протягивал руку и ел вместе с ними».
8.Прием подарка с охоты
Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:
«(Однажды) мы вспугнули зайца в Марр аз-Захране и люди стали гоняться за ним, но выбились из сил, а я догнал и схватил его. Потом я принёс (этого) зайца Абу Тальхе, который зарезал его и отослал посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, его задние ноги, а он принял это».
В другой версии (этого хадиса сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал):
«…а он отведал его».
9.Принимать скромные подарки.
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если пригласят меня отведать баранью ногу 1 , я обязательно приму приглашение, и если подарят мне баранью ногу, я обязательно приму (этот подарок)».
10.Прием подарка от многобожника.
Допустимо ли для мусульманина принять подарок от своего брата,который является кафиром или мушриком, или нет?
Вся хвала Аллаху.
Мусульманину разрешается принимать подарок от своего брата, если он является кафиром или мушриком, так как это может способоствовать смягчению его сердца и Аллаx введет его в Ислам, ИншАллах.
И у Аллаха мы берем силы.
Фатва аль-Ладжна аль-Даима, 16/183
Сообщается, что ‘Абд ар-Рахман бин Абу Бакр, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
«( Однажды, когда) мы в количестве ста тридцати человек находились вместе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, он спросил: “Есть ли у кого-нибудь из вас еда?” — и оказалось, что у какого-то человека есть около одного са‘ (муки), из которой было замешено тесто. А потом очень высокий человек с растрёпанными волосами из числа многобожников пришёл (к нам) и привёл с собой овец. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил (его): “(Ты) продаёшь (их нам) или даришь?” Он ответил: “Не (дарю), а продаю”, и (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) купил у него одну овцу, которая была забита и разделана, после чего пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел зажарить её потроха. И, клянусь Аллахом, среди этих ста тридцати человек не осталось ни одного, которому пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не отрезал бы куска от этих потрохов, давая его каждому присутствовавшему и откладывая (кусок) для отсутствовавшего. А потом пророк, да благословит его Аллах и приветствует, положил (её мясо) на два больших блюда, и все люди наелись досыта, после чего на этих блюдах ещё осталось (мясо) и мы погрузили это на верблюда».
11. Принимать подарки от тех кто занимается растовщичеством
Шейха ибн Усеймина спросили: «Разрешено ли принимать подарки от тех кто занимается растовщичеством?»
Он ответил: «Основным принципом является, что подобное харам, по причине запрещенного способа их приобретения тем кто приобретает это, но не для того кто берет это в разрешенной форме.
Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) принимал подарки от иудеев, как в случае с иудейкой, которая дала ему овцу в Хайбаре. Он также имел с ними отношения; когда он умер его кальчуга была в залоге у иудея. Он делал это, не смотря на то, что они занимались ростовщичеством, как Аллах сказал нам о них (перевод смысла): « За то, что иудеи поступали несправедливо и многих сбивали (или часто сбивали людей) с пути Аллаха, Мы запретили им блага, которые были дозволены им. А также за то, что они брали лихву, хотя она была запрещена им, и незаконно пожирали имущество людей. Для неверующих из них Мы приготовили мучительные страдания.»
Основываясь на этом, разрешается брать подарки от того, кто занимается ростовщичеством, и также разрешено покупать и продавать ему, если только в избегании этого не будет пользы, в этом случае мы должны отстраниться от совершения подобного, по причине пользы.
Относительно принятиея того, что является запрещенным, то это запрещено для берущего и для других.
Например, если мне иудеи или хрстиане дадут в подарок вино (которые считают, что оно разрешено), то его не разрешено принимать, потому что подарок сам является харамом.
Аналогично, если человек украл деньги и дал их другому человеку, то не разрешено принимать их, потому что эти деньги являются харамом (по той причине, что они были украдены).
Лигаат аль Бааб ил Мафтух, 2, 1:76
12.О том какие подарки не следует отвергать.
Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не отвергал благовоний (, которые ему дарили люди).
13. Об отвратительности дарения неравноценных подарков своим детям
Сообщается, что ан-Ну‘ман бин Башир, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
«(Однажды) мой отец сделал мне подарок, но ‘Амра бинт Раваха 1 сказала: “Я не соглашусь (с этим), пока ты не попросишь посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, засвидетельствовать (дарение)”. Тогда (мой отец) пришёл к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: “Я сделал подарок моему сыну от ‘Амры бинт Раваха, но она сказала мне, чтобы я призвал в свидетели тебя, о посланник Аллаха!” (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) спросил: “А сделал ли ты такие же подарки и всем остальным своим детям?” (Мой отец) ответил: “Нет”. (Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Побойтесь Аллаха и будьте (одинаково) справедливы ко (всем) вашим детям!” — после чего (мой отец) вернулся обратно и забрал свой подарок».
14.Равномерное расходавние подарков и прочего.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «У кого было две жены, а он склонился только к одной из них, тот предстанет в Судный день лишенный части своего тела!» Ахмад 2/295, Абу Дауд 2133, ан-Насаи 5/63. Хафиз Абдуль-Хаккъ аль-Ишбили и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.
15. Принятия подарков, связанных с праздниками неверующих.
Среди ученых было разногласие в отношении принятия подарков, связанных с праздниками неверующих. Одни ученые запретили это, считая, что это проявление довольства праздником неверующих.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Если кто-то подарил мусульманам подарок в дни этих праздников, противореча обычному положению дел – обычно он не давал подарки, кроме как в эти дни, то этот подарок не принимается. Особенно если этот подарок был из того, что уподобляет им самим, как например свечи и пр. в день рождения, или яйца, молоко и овчинное мясо, которое они раздают в день пятницы в конце своего поста. Точно также никто из мусульман не дарит никому подарков из-за этого праздника, тем более, если это из того что уподобляет неверующим как было упомянуто” [См. «Икътида ас-сырат», 1/227]
Другие же учение сочли это дозволенным, если будут соблюдаться принципы непричастности к неверующим, и они будут осознавать непричастность мусульман к ним и их празднику, а принятие подарка – не даст им повода считать, что мусульманин согласен с ними или не против их праздника. При таких условиях часть ученых разрешила это.
Шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Ученые разногласили в отношении принятия от неверующих их подарков, связанных с их праздниками. Некоторые ученые сказали, что не дозволено принимать их подарки в их праздники, потому что это проявление довольства тем, что они совершают. Другие же ученые сказали, что в этом нет проблем. В любом случае, если не будет запретных шариатом элементов, как например если ты примешь подарок, то он сочтет это за одобрение праздника с твоей стороны – если этого нет, то нет проблем в принятии, а если есть – то лучше оставить” [См. «Маджму’уль фатауа», 3/13]
16. О запрете забирать преподнесенный подарок
Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Человек, забирающий назад то, что он подарил, подобен псу, которого тошнит, после чего он возвращается к своей блевотине (и поедает её)».
Позволительно отцу забрать назад подарок сына.
Это позволительно, если служит вескому интересу, и если сын способен это вернуть, потому что Пророк (Салл Аллааху ‘Алейхи уа Саллам) сказал: ”Не дозволено мусульманину дарить подарок, а затем его забирать, кроме в случае подарка, сделанного отцом своему сыну”. (Передали Имам Ахмад, Абу Дауд, аль-Тирмизи, ал-Насаа’и и Ибн Маджаh. Классифицировали как сахиих аль-Тирмизи, Ибн Хиббаан и аль-Хааким).
Маджмуу’ Фатаауа уа Макалат Мутнауи’аh ли Самахат аль-Шейх аль-’Алламаh ’Абд аль-’Азииз ибн ’Абд-Аллаах ибн Бааз (Рахима-хуллаах), том 9, стр. 300
Источник статьи: http://ahmadmuslim.livejournal.com/4950.html