Хакасский календарь хакасские праздники

Хакасский календарь хакасские праздники

1) 22 марта (день весеннего равноденствия) Чыл пазы – Голова Года. Хакасский Новый год. Праздник почитания Космоса, Солнца, Природы, Праздник очищения.

2) 22 апреля (в течение полной луны со дня весеннего равноденствия) Чир Ине – Мать-Земля. Праздник почитания Земли, ее освещения, очищения.

3 ) Апрель — май ( в течение полной луны со дня Матери-Земли) Праздник первого Грома – Кугурт Кун. Праздник почитания и освящения жилища.

4) Май (в течение новолуния) Праздник поклонения Небу – Тигiр тайыг.

5) Июнь (в течение новолуния) Праздник поклонения Горе – Таг тайыг. Родовые праздники.

6) Июнь (в течение новолуния) Праздник поклонения Воде – Суг тайыг. Родовые праздники.

7) Июнь (в полнолуние) Пай Хазын, — Праздник Священной Березы.

8) Июнь (в течение новолуния) Урен Хурты – Праздник семенного зародыша (сельскохозяйственный праздник по окончании весеннего сева).

9) Июнь (в течение новолуния) Тун Айран – Праздник Первого Молока (скотоводческий праздник в связи с выездом на летние пастбища).

10) 22 июня (день летнего солнцестояния) Улуг Кун – Кун Пазы. Праздник поклонения Солнцу.

11) Июнь – июль (в течение полной луны со дня летнего солнцестояния) От тайыг – Праздник поклонения Огню.

12) 3 июля – День Республики Хакасия Праздник поклонения предкам.

13 22 сентября (день осеннего равноденствия) в течение полной луны Уртун Тойы – Праздник урожая (праздник благодарения Природы и освящения урожая).

14) Октябрь — ноябрь Хуртуях ай – месяц стариков. Праздник почитания и благодарения стариков.

15) 22 декабря – день зимнего солнцестояния (в течение полной луны со дня зимнего солнцестояния) Мылтых – месяц обережения от злых сил Природы .

«Тун Пайрам» праздник первого айрана.

У хакасского народа видное место занимает скотоводческий праздник Тун-пайрам, проводившийся в степных районах Хакасии. Тун-пайрам — это праздник первого айрана (кислый напиток, приготовляемый из перебродившего коровьего молока). Он проводился обычно в конце мая — начале июня, после перекочевки скотоводов с зимника на летник. В это время перезимовавший скот поправлялся на первом зеленом корму и появлялись первые молочные продукты. Праздник Тун-пайрам был связан с почитанием скотоводства — основы традиционного хакасского хозяйства.
К этому празднику готовились заранее. Заводили первый айран, готовили первые молочные продукты, шили новые национальные платья. В определенный день жители нескольких аалов собирались утром на ближайшей горной вершине, где устанавливались березки, коновязь, и разводили большой костер. К коновязи привязывали ритуального коня, называемого по хакасски — «ызых». «Ызых» освящался и считался храните­лем благополучия скота. Почтенный старец подходил к коню, мыл его молоком, окуривал богородской травой «ирбен». К хвосту и гриве привязывали ленточки красного и белого цветов, а коня после этого отпускали на волю, сняв уздечку. Выборный старец краплением айрана на ритуальные костер, березки, коновязь благословлял небо, землю и желал, чтобы скот и молочные продукты не переводились у скотоводов.
После ритуальной части устраивались спортивно-массовые мероприятия. К ним относились конные скачки, соревнования по силе и ловкости. Победителей щедро угощали айраном и аракой (молочная водка, перегнанная из айрана).
Первый айран и первая арака считались лекарственными напитками. Поэтому во время праздника их нельзя было проливать на землю.
По обычаю вся приготовленная первая молочная пища должна быть съедена во время праздника. Оставлять её на следующий день запрещалось. После ритуальной части, как было сказано выше, устраивались спортивно-массовые мероприятия. Большой популярностью у хакасов пользуется борьба (курес). В борьбе (курес) существуют определенные правила.
Соперники делятся по весовой категории. Сначала на поле выходят борцы легкого веса, которых постепенно сменяют все более сильные и ловкие. Борцы-соперники выходят на поле с разных сторон, обвязанные поясом (хур). Они подходят друг к другу и каждый из них дает возможность своему сопернику схватиться руками за пояс (хур). Судья дает сигнал и начинается схватка. Обычными приемами борцов являлись: захваты ногой, бросок через левое или правое бедро, броски через голову в положении «полулежа» (прогибом) и т. д. При проведении борцовских приемов борцы не должны выпускать из рук пояс (хур) соперника. Победителем считался тот, кто положит на спину или на четыре конечности своего соперника. Первый раунд заканчивался, когда все пары сразятся по одному разу. Судьи разбивают всех победителей на пары и начинается второй раунд. Все повторяется сначала. Наступает момент, когда в каждой весовой категории выявляется победитель. Победителей щедро угощают айраном, вручают награды.
Стрельба из лука — второй вид спортивных игр. Меткость в стрельбе качество, ценившееся в хакасском обществе и в мирное время, и в военное. И в древности, и в наше время многие скотоводы были одновременно и охотниками. С появлением огнестрельного оружия стрельба из лука, как военное искусство, стала исчезать и сохранилась лишь как вид спорта.
Однако самая популярная часть праздника — это конные скачки (чарыс). Почти каждый сельский житель прекрасно разбирался в лошадях и мог отобрать наиболее пригодных для участия в скачках коней.

Читайте также:  Национальный праздник мордвы шумбрат

Источник статьи: http://adezhkina.narod.ru/_private/5prazdnik.htm

Хакасский календарь хакасские праздники

Каждый народ создаёт свою систему летоисчисления, учёта времени, времён года. В основе создания хакасского календаря выделяется 3 главных компонента:трудовая деятельность, связанная со скотоводством, поклонение окружающей природе и культ предков. По календарю с древности осуществлялись хозяйственные работы, праздники, религиозные обряды.

Хакасы, как и многие другие народы Сибири, в прошлом пользовались своим календарём. Древний двенадцатилетний календарь по-хакасски назывался «мучел». Каждый год носил имя определённого животного и, согласно народным представлениям, имел свои признаки и особенности:

Каждый «мучел» соответствует одной из пяти стихий и обозначается определенным цветом:небу — синий, огню — красный, земле — чёрный, воде — белый, растительному покрову — зелёный.

5 «мучел» составляют 60 лет или один век «пукул».

В месяце 29 или 30 дней. Он делился на 2 периода:«ай наазы» — новая Луна и «ай иргiзi» — старая Луна. Канун рождения нового месяца назывался «ай аразы», т.е. междулуние. В этот промежуток времени происходило рождение нового месяца. По хакасским поверьям, в момент рождения месяца небо внезапно озарялось. Озарение неба мог увидеть только счастливый человек, который сразу должен был лечь на спину, схватить из-за правого плеча любой попавшийся предмет и произнести заветное желание. Например, если поговорить:«Буду вечным баем», то человек станет очень богатым. Некоторые ленивцы, думавшие без труда разбогатеть, верили в подобные сказки и специально в междулуние караулили всю ночь озарения небосвода.

Согласно хакасской мифологии, на Луне обитает семиголовое чудовище Чилбиген, помещённое туда творцом за свою прожорливость. Он хорошо виден на полнолуние. Лунное затмение «ай őлгенi» (букв. умирание луны), согласно одним версиям фольклора, происходит из-за Чилбигена, желающего его проглотить, а по другим — из-за злой колдуньи, которая своими распущенными волосами закрывает её. Колдунья поднимается на небо по белой шелковой нити, которая в виде луча протягивается от вотнутого в порог юрты шила или ножниц. В период затмения производят невероятный шум:«Луна умерла!» Обязательно стреляют в неё из ружья, иначе колдунья или Чилбиген не испугаются и не отпустят жертву. Окончание затмения является большой радостью для всех людей, ибо они помогли Луне освободиться от напасти.

Кӱске чылы (год мыши) — хороший тёплый год

Iнек чылы (год коровы) — холодный год

Тӱлгӱ чылы (год лисицы) — плохой год

Хозан чылы (год зайца) — холодный год

Килескi чылы (год ящерицы) – хороший год

Чылан чылы (год змеи) – тёплый год

Чылғы чылы (год лошади) — тёплый год

Кiзi чылы (год человека) — холодный год

Хой чылы (год овцы) — холодный год

Таңах чылы (год курицы) — холодный год

Адай чылы (год собаки) — год недостатка молочных продуктов (у качинцев)

Турна чылы (год журавля) — тёплый, хороший год (у сагайцев)

Сосха чылы (год свиньи) — трудный год (качинцы)

őскi чылы (год козы) – хороший год (сагайцы)

Источник статьи: http://xn—-7sbab3bbulzjlg7dvg.xn--p1ai/local-history/narodnyj-kalendar-khakasov

Презентация «Хакасский календарь и народные праздники хакасов»

Виктория Искра
Презентация «Хакасский календарь и народные праздники хакасов»

В настоящее время хакасы пользуются уже русскими названиями месяцев.

1. Январь — чил айы, кюрген айы — месяц ветра.

2. Февраль — азых айы — месяц охоты на медведя, по-качински — пёзиг айы.

3. Март — улуг кёриг айы — месяц большого бурундука, пастагы кёрик айы — первый месяц охоты на бурундука, кёрик айы — месяц бурундука, по-качински называют его хаан айы.

4. Апрель —• кичиг кёрик айы — месяц большого бурундука, сон кёрик айы — месяц вторичной охоты на бурундука, а качинцы называют хосхар айы — месяц приплода животных.

5. Май — хыра тартчан ай — месяц вспашки пашни, тарлаг айы — месяц пашни, а качинцы называют сил-кер айы.

Читайте также:  Новогодние праздники во дворах города

6. Июнь — паар айы — месяц пара, хандых айы — месяц сбора кандыка, тос айы — месяц съема бересты, по-качински — чугун айы.

7. Июль — от айы — месяц сенокоса, тос айы — месяц снимания бересты, по-качински — хара чулуг ай.

8. Август — от айы — месяц уборки сена, хыра кис-чен ай — месяц жатвы, оргах айы •— месяц серпа.

9. Сентябрь — жыра кисчен ай — месяц жатвы, юртюн айы — месяц зернотока, по-качински — пёзиг айы — месяц урожая.

10. Октябрь — чарыс айы — месяц бегов и скачек, кичиг соох айы — месяц малого мороза, еще его называют кичкер.

11. Ноябрь — кичиг харнас айы — месяц малого мороза, улух соох айы — месяц большого мороза.

12. Декабрь — улуг хырнас айы — месяц большого мороза.

Каждый месяц у хакасского народа имеет свое название.Каждый месяц разделялся на недели по семь дней: позырах — воскресенье, пас кун — понедельник, тоой кун — вторник, саарсых кун — среда, торт хондых — четверг, пис хондых — пятница, чичiме — суббота. Каждый день недели имел свои приметы и связанные с ними поверья и запреты.

Хакасский календарь называется «мучел» (двенадцатилетний цикл). Каждый «мучел»соответствует одной из пяти стихий и обозначается определенным цветом: небу (синий, огню (красный, земле (черный, воде (белый, растительному покрову (зеленый). Пять «мучел» составляют 60 лет или один век — «пукул».

В соответствии с календарем проводились праздники,которые можно разделить на несколько категорий: сезонные (Чыл Пазы, Тун Пайрам, Таан той и др., хозяйственные (Урен хурты, уртун той, христианские (Рождество, Пасха, Троица и др., традиционные религиозные (Тигiр тайыг, Таг тайыг, Суг тайыг). В хакасском языке праздник называется «улукун» (букв. — великий день). Праздники отражают историко-культурное наследие народа и в известной мере формируют духовный мир детей и молодежи. На праздниках люди отдыхают от трудовых будней, проводят время вместе, испытывают положительные эмоции. Праздники, давали людям физическую, психологическую и социальную разрядку.

Источник статьи: http://www.maam.ru/detskijsad/-hakaskii-kalendar-i-narodnye-prazdniki-hakasov.html

Консультация «Хакасские народные праздники»
консультация (подготовительная группа) на тему

В жизни народов Хакасии большое значение имеют праздники с их многообразием обычаев, обрядов, церемоний и ритуалов. Праздники (по-хакасски «улукун» — буквально «великий день») отражают историко-культурное наследие народа и в известной мере формируют духовный мир подрастающего поколения.

Важную роль в праздниках играют религиозные обычаи и обряды. Весь обрядово-праздничный комплекс составляет значительную часть современной этнической культуры народа.

Праздник может оскудеть, даже выродиться, но он не может исчезнуть. Для большинства людей праздник является возможностью уйти от забот повседневной жизни, своеобразной коллективной психологической разрядкой.

Именно во время праздника особенно активно проявляется культурная личность, поскольку с детского возраста открывается возможность участвовать в коллективных действиях. Праздник является одним из орудий воспитания молодежи в духе национальных традиций.

Наиболее популярными хакасскими календарными праздниками в наше время считаются Чыл пазы и Тун-пайрам. Но существуют и другие хакасские праздники, которые сопровождаются различными обрядами.

Хакасские календарные праздники

  • ЧЫЛ ПАЗЫ праздник начала года
  • УРЕН ХУРТЫ праздник земледельцев
  • ТУН-ПАЙРАМ праздник первого айрана
  • УРТУН-ТОЙ праздник урожая
  • АЙРАН СОЛЫНДЫЗЫ праздник последнего айрана

Чыл пазы

праздник начала года

Чыл пазы (на русском языке — Голова года или Начало года) — один из главных календарных праздников хакасского народа.

Пик праздника приходится на день весеннего равноденствия-22 марта. Встреча нового года весной, а не зимой, как в европейской традиции, связана с древними представлениями о цикличности времени, согласно которым год «рождается», «живет» и умирает» вместе со сменой сезонов. Весенний Новый год, знаменующий начало новой, обновленной жизни, отмечали многие народы Востока. Каждая семья, даже самая бедная, по мере своих возможностей усердно готовилась к встрече праздника. Необходимо было справить и одеть новую одежду.

До начала Чыл пазы на всей территории аала весь сор, все нечистое тщательно убиралось и выметалось. Юрту внутри и снаружи очищали от снега и пыли; снимали войлочное покрывало дымохода и проветривали до тех пор, пока не исчезал запах дыма. Выносили из юрты и трясли постель, одежду, обувь и т.д. При этом соблюдался один обычай — оставить возле дверей дома, в углу небольшую соринку, чтобы не вымести свою удачу.

Читайте также:  Когда праздник день мышей

В день весеннего равноденствия, рано утром, жители аала выходили на ближайшую возвышенность и встречали восход солнца.

Все ритуальные действия праздники Чыл Пазы связаны с огнём и священной Берёзой, поэтому праздник проводится на лоне природы.

Проводились следующие ритуалы.

1.Ритуал почитания огня. Кормили огонь мясом за то, что он берег людей от морозов всю зиму.

2.Ритуал очищения души. Все неприятности, грехи и болезни люди завязывают узлом на чёрный ленту, а затем бросают во второй костёр, который называется Очистительным.

3.Ритуал почитания Священной Берёзы. Для хакасов священным деревом издревле была берёза. В день праздника Чыл Пазы Берёзу трижды обходят навешивают ленточки белого, красного, синего и зелёного цветов. Привязывая их к дереву, человек говорит пожелание самому себе, своей семье, – здоровья, любви, благополучия, доброго урожая.

4.Ритуал почитания Природы и испрашивания благословления. В праздник нужно было простить людям все обиды, примириться.

Во время праздника Чыл пазы жители аала ходили друг к другу в гости.

Урен хурты

праздник земледельцев

Праздник Урен хурты – основной праздник хакасских земледельцев, посвященный благополучию посева, чтобы червь не погубил зерно.

После монгольского завоевания произошел упадок земледельческой культуры. Ко времени присоединения Хакасии к России земледелие сохранилось только в подтаежных районах.

В посевную страду хакасы придерживались различных суеверных обычаев. С первого дня работы на пашне они не умывались, иначе можно смыть счастье. Нельзя было делать талкан, иначе зерно будет с сажей и т.д.

После завершения посевной хакасские земледельцы проводили праздник Урен хурты. Все готовились к этому празднику, делали хлебное вино из остатков зерна, вино из перебродившего айрана, хлебные и молочные продукты. В назначенный день люди выходили на пашни, где разводили костры.

Руководитель праздника окраплял засеянные поля вином, кланялся небу и

В конце ритуала старец производил гадание — бросая через плечо чашку с ложкой. Если данные предметы падали емкостью вверх, то это предвещало хороший урожай. Но если они падали вверх дном, то народ с сожалением восклицал: «Хара TopiK» (черная судьба). После ритуальной части, собравшиеся на поле потчевали друг друга вином со словами: « Жуй зернового червя!».

Тун-пайрам

праздник первого айрана

У хакасского народа видное место занимает скотоводческий праздник Тун-пайрам. Тун-пайрам — это праздник первого айрана (кислый напиток, приготовляемый из перебродившего коровьего молока). Он проводился обычно в конце мая начале июня, после перекочевки скотоводов с зимника на летник.В это время появлялись первые молочные продукты. К этому празднику готовились заранее. Заводили первый айран, готовили первые молочные продукты, шили новые национальные платья. В определенный день жители нескольких аалов собирались утром на ближайшей горной вершине, где устанавливались березки, коновязь, и разводили большой костер. К коновязи привязывали ритуального коня. Почтенный старец подходил к коню, мыл его молоком, окуривал богородской травой . К хвосту и гриве привязывали ленточки красного и белого цветов, а коня после этого отпускали на волю, сняв уздечку. Затем благословляли небо, землю, желали, чтобы скот и молочные продукты не переводились в семье. После ритуальной части устраивались спортивно-массовые мероприятия. К ним относились конные скачки, соревнования по силе и ловкости. Победителей щедро угощали айраном и аракой .

Первый айран и первая арака считались лекарственными напитками. Поэтому во время праздника их нельзя было проливать на землю. По обычаю вся приготовленная первая молочная пища должна быть съедена во время праздника. Оставлять ей на следующий день запрещалось.

Уртун-той

праздник урожая

Осенью устраивали праздник урожая Уртун — той. Из молодого зерна готовили хмельной напиток «поза». Застолье устраивали прямо на току, сидя за маленькими хакасскими столиками. Старец совершал ритуальное крапление водкой в сторону окружающих гор и читалось благословление земле. В конце пашни оставляли пучок несрезанных колосков «хыра улузi» на счастье. На празднике их торжественно завязывали цветными ленточками. Обряд посвящали духу-хозяину пашни за полученный урожай.

Айран солындызы

праздник последнего айрана

После перекочевки на зимник хакасы отмечали праздник последнего айрана — Айран солындызы . Его проводили, когда закончат заготовку дров на зиму. Как правило, Айран солындызы отмечали 1 октября.

Для праздника готовили араку из последнего айрана. С раннего утра собирались сначала у самого уважаемого человека в аале. Затем целый день гуляли, переходя семьями из юрты в юрту. Айран солындызы посвящался проводам «умирающей природы».

Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/03/19/konsultatsiya-hakasskie-narodnye-prazdniki

Оцените статью
Adblock
detector