Праздники
Вороний день «Вурна хатл» (хант.), «Урна-эква хотал» (манс.) — день прихода весны, традиционно праздновавшийся в день прилёта ворон. Позднее он стал отмечаться 7 апреля, на Благовещенье Пресвятой Богородицы, что связано, по-видимому, с христианизацией края. Вороний день — любимейший праздник обских угров и поэтому широко отмечается во всех национальных посёлках ХМАО. В Ханты-Мансийске празднование проходит в этнографическом музее под открытым небом «Торум-Маа».
В представлениях обских угров ворона-покровительница ассоциируется с женским духом, а Вороний праздник — с солнцем. Ворона считалась вестником жизни, покровительницей женщин и детей. Обские угры связывали ворону с прародительницей Калташ-эквой, помогающей при родах, или Торум-эви, небесной Девой-Матерью, принимающей облик вороны. В этот день готовили мясо оленей и других домашних животных, ходили друг к другу в гости, угощались, танцевали традиционные танцы, а также танцы, изображавшие весенне поведение птиц. Их исполняли женщины, закрыв лица плакатами.
На краю деревни совершали поры (бескровное жервоприношение): ставили стол, а на него — жертвенную пищу для ворон. На берёзы вешали символизировавшие солнце свежие калачи, которые съедали дети. На Казыме этому дню готовили оленье мясо и выставляли его воронам с просьбой: «Не троньте наших оленей и оленят». На Северной Сосьве и Ляпине ещё зимой заготавливали мясо убитого на охоте оленёнка, чтобы весной приготовить праздничное блюдо для детей.
В преданиях ханты и манси вороны выступают покровительницами женщин и детей. Мокрый цап (стружка из мягкой древесины, которые насыпались в детскую люльку) обычно складивали в одно место на окраине селения под пеньком. И ворона, прилетев с юга, в холодные дни садилась на эту кучку преющего цапа и грела свои лапки. А когда улетала в тёплые края, то пролетая над селением, приговаривала: «Пусть больше появляется на свет мальчиков, пусть больше появляется на свет девочек. Когда я вернусь сюда весной, будет где лапки свои погреть». Старые люди говорят, что ворона — хорошая птица, потому что всегда радуется рождению детей.
Праздник водяного царя Витхона
В настоящее время отмечается в Березовском районе и ряде национальных сёл ХМАО весной, после вскрытия рек. Витхон (манс.), или Вит-куль (хант.) — водяной царь — персонаж религиозных верований, мифов и сказок обских угров — почитается духом воды, хозяином всех водоёмов. По разным вариантам мифа Витхон — сын небесного божества Торума либо древний человек-богатырь, которого Торум поставил присматривать за реками. Представляется он в образе пожилого мужчины, может также принимать облик крупной рыбы. Основной обязанностью его является справедливое распределение рыбных запасов по водоёмам.
В день первого спуска лодок а воду Витхону коллективно приносится жертва. Этот обычай был когда-то воспринят от ханты и манси русскими старожилами края. В прошлом, как правило, практиковался ир (принесение в жертву животных), в настоящее время обычно ограничиваются бескровным угощением духа повседневной пищей, часто выливают в реку стакан водки. В случае неудачного промысла совершались дополнительные жертвоприношения и обряды с просьбой одарить хорошим уловом. Существовал также обычай дарить Витхону самую лучшую рыбу из первого улова. В хантыйских мифах в роли Витхона часто выступает Ас-Ики («обской мужик»).
Проводится ежегодно в июле в Нижневартовском районе поочерёдно в каждом национальном посёлке. Гвоздь праздничной программы — гонки на обласах. В каждом заезде учавствуют 5-6 обласов, затем победители заездов соревнуются между собой. Состязания проводятся отдельно в группах юношей до 17 лет, мужчин до 55 лет, мужчин-ветеранов иженщин. Кроме того, мужчины состязаются в борьбе, слегка напоминающей самбо. Женщины выясняют, кто из них самая ловкая и сильная, игрой в палочку (две женщины садятся на землю, упираются ступнями друг в друга и, вцепившись в палочку, тянут ещё каждая к себе, пытаясь отобрать у соперницы). Вечером — застолье. В последние годы в празднике обласа принимают участие представители коренных народов других регионов России и из-за рубежа.
Проводится в феврале в Нижневартовском и Березовском районах. Как правило приурочивается к Дню защитника Отечества, 23 февраля. Уже с утра гремит музыка, хозяйки готовят традиционное угощение — оленину и чай. Праздник длится целый день, на протяжении которого можно заскочить погреться в чум, съесть кусок мяса или строганины, выпить чаю или пропустить чарку-другую, чтобы согреться. Самое главное зрелище праздника — гонки на оленьих упряжках. Разновидностей этих увлекательных состязаний насчитывается целых пять: гонки рысью, махом, стоя на нартах, на лыжах за оленями и на оленьей шкуре. Отдельно соревнуются женщины. Одновременно с гонками проходят другие соревнования по традиционным северным видам спорта: метание тынзяна на хорей, прижки через нарты, бег на охотничьих лыжах, тройной прыжок, метание топора на дальность.
Источник статьи: http://www.hantymansiiskao.ru/Holidays/
Праздники народов севера ханты и манси
Праздники народов Севера (Уральская языковая семья) – это простые торжества, посвященные каким-то событиям, как-то: день оленевода, или поклонению богам: хозяину тайги или духу моря. Суровый образ жизни, строгие правила, крепкие запреты — все это не располагало ханты и манси к бурному веселью.
Северные народы вели оседлый образ жизни, занимались охотой, рыболовством, разводили оленей, некоторые передвигались с летнего пастбища на зимнее, и наоборот. Образ жизни в суровых северных районах отразился в праздниках и обрядах коренного населения.
Ханты и манси с детства были приучены к запретам. Проживая в зоне тундры, они хорошо знали, если порезать топором или лопатой поверхностный слой, растения на этом месте появятся лет через 80 – 100, поэтому бережно относились к окружающей природе. Отправляясь на охоту или рыбалку, проводили обряд жертвоприношения, обращаясь к божествам с просьбой об удачной охоте.
Вороний день
Этот день считался женским праздником, который выражал заботу о детях, стремление к лучшей жизни. Вся женская половина занималась накрытием стола, на котором главным блюдом была каша. Праздник имел интересное название, так как был посвящен вороне.
Птица самая первая прилетала на Север, своим карканьем она будила природу. Ей посвящали песни, проводили разные ритуалы, танцевали, надевая на себя вороньи костюмы. Многие ханты и манси связывали этот праздник с богиней, которая помогала во время родов и определяла дальнейший путь человека. Праздник проходил задорно и весело.
Медвежий праздник
Один из самых любимых народами Севера праздников. Ханты и манси считают медведя сыном великих божеств, которым они поклоняются, и воспринимают медведя как своего брата. К тому же, животное считают хозяином тайги. Несмотря на это, люди охотятся на медведя. После успешной охоты проводится праздник с применением обрядов, в которых они стараются показать жалость к животному и загладить свою вину за то, что они его убили.
Считается, что после таких обрядов, все, кто принимал участие в празднике, будут жить в полном достатке. Медвежьи шкуры кладут в жертвенный угол и наряжают. Если это была медведица, на голову ей надевают платок и бусы из бисера. Если медведь – надевают намордник из бересты.
Поют песни, посвященные хозяину тайги, танцуют в масках и костюмах животных. Во время праздника другие наряжаются в костюмы вороны, пытаются утащить мясо и душу убитого медведя. Участники праздника отгоняют нападающих птиц, придавая веселое настроение всем присутствующим на мероприятии.
По окончании торжественного и показательного выступления проводятся спортивные состязания. Продается много украшений, сделанных своими руками. Праздник мог продолжаться несколько недель.
Кормление духа – хозяина моря
Малочисленные народы Севера, проживающие на побережье морей Северного Ледовитого океана, жили, в основном, за счет даров моря. Чтобы сети были заполнены рыбой, они поклонялись «хозяину воды», задабривая его праздниками – обрядами перед выходом в море.
Обряд могли проводить только старейшины. Они бросали в воду приготовленные кушанья, читая молитвы – заклинания, после чего проводилась развлекательная программа, состоящая из спортивных состязаний, дегустации национальных блюд.
День оленеводов
Праздник проводили с наступлением осени, когда считали собранных оленей в загон, пытались отвести злых духов от стада. Забивали оленя, разделывали его и сразу на месте съедали. Сначала кушали мужчины. Старейшине, как самому уважаемому человеку, давали сердце животного.
Сегодня праздник утратил свое былое значение и проводится, чтобы привлечь внимание к одной из важных отраслей сельского хозяйства малочисленных народов Севера – оленеводству, передать молодому поколению традиции и обычаи предков и поднять престиж оленевода.
Уходят в прошлое обычаи и традиции наших предков, а вместе с ними и праздники, точные детали некоторых из них не известны, так как сокращается численность отдельных народностей. К сожалению, хранить и передавать историю развития этих народов некому.
Почитать еще, как празднуют фестиваль огня Апхелио в Шотландии — увлекательное зрелище!
Источник статьи: http://dnidaty.ru/prazdniki/prazdniki-narodov-severa-hanty-i-mansi/
Сценарий развлечения «Праздник водяного царя»
Наталия Хорева
Сценарий развлечения «Праздник водяного царя»
.: Ребята, а вы знаете, что летом принято отмечать один веселый праздник?
Дети: (предполагают день солнца, день дождя и пр.)
В. Ребята, летом, когда жарко к нам в гости приходит Водяной Царь.
Под музыку появляется Кикимора.
В. Вот, посмотрите, кто к нам пожаловал?. (указывает на Кикимору) Но нет, это совсем не водяной Царь.
К. : Я его помощница! Привет всем! Я вам «привет» принесла – вот! (достает сверток бумаги)
«Сия грамота написана великим Водяном царем, владеющим всеми морями и океанами, речками и озерами, болотами и водоемами!
Я, великий Водяной царь повелеваю Вам — и взрослым, и детям праздновать сегодня День Водяного Царя!
Всем купаться, плескаться и играть, баловаться с водой, развлекаться и меня дожидаться.
Скоро прибуду со свитой своей. Возьму я русалок, лягушек, чертей и будет на празднике всем веселей!
Подпись: Водяной Царь».
К: Пока царь Нептун сюда добирается со своей свитой, расскажите мне ребята, кто обитает в реках, озерах, морях, океанах?Отгадайте мои загадки:
Драчун и забияка,
Щука не проглотит.
Блинчик плавает живой —
Он с хвостом и головой.
К нам плывёт живой фонтан
В реках Африки живёт
Злой зелёный пароход!
Хвост рыбий, а не рыба.
Пасть с клыками, а не зверь.
Выпуча глаза сидит,
Не по-русски говорит,
Родилась в воде,
А живёт на земле.
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка.
Родилась в воде,
А живёт на земле.
Поёт так напевно,
Что все на суше
Волны к берегу несут.
Зверь морской клыкастый,
Вместо ног — ласты.
Кровь пью, а жизнь даю.
Тихо, чтоб никто не слышал,
Под водой из норки вышел,
Повернулся, а потом
Зашагал вперёд хвостом.
Ножницы есть, а не портной,
Панцирь есть, а не воин.
В воде живёт, а не рыба.
По земле не хожу,
Рот есть, да не говорю,
Глаза есть — не мигаю,
Крылья есть — не летаю.
На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно.
У неё во рту пила.
Под водой она жила,
Всех пугала, всех глотала,
А теперь в котёл попала.
Стой, плотва и караси,
И пощады не проси!
Я хозяйка здесь, в пруду,
Это самый крупный зверь,
Словно лайнер многотонный.
А питается — поверь! —
Только мелочью — планктоном.
Проплывает тут и там
По арктическим морям. (Кит)
Над водой взметнулась глыба —
Это очень злая рыба.
Показала свой плавник
И опять исчезла вмиг. (Акула)
Ты уже, дружок, конечно,
Что-то слышал обо мне:
Я всегда пятиконечна
И живу на самом дне. (Морская звезда)
Пронеслась о нем молва:
Восемь ног да голова.
Чтобы всем страшнее было,
Выпускает он чернила. (Осьминог)
Чтобы не было ошибок:
Зверь я, воздухом дышу,
Но похож на крупных рыбок.
В ватерполо я ловкач
И с детьми играю в мяч. (Дельфин)
Появляется Водяной Царь
Царь: Здравствуйте взрослые и дети! Вас приветствую я, владыка всех морей, океанов, озер и рек, болот и водоемов. Предлагаю не скучать, а со мною поиграть!
Знаю я игру морскую, интересную такую!
Будем мы в нее играть, все в фигурах замирать.
Вы знаете в какую фигуру вы будете замирать? – В морской фигуре!
1 игра «Море волнуется раз…»
Царь: Вот вам новая игра. Есть у меня «Тина», кто в нее войдет-никуда уж не уйдет.
(игра «резинка» дети стоит в резинке — под музыку двигаются по кругу, как музыка смолкает-выпрыгивают)
Царь: Ребята, а вы любите фокусы? Покажу я вам сейчас свои фокусы.
Ты вода – водица!
Друг ты мой студеный.
Стань вода – водица,
Не простой – зеленой.
Ты вода – водица!
Светлая, как иней
Стань вода – водица,
Не простой, а синей!
Ты вода – водица!
Друг ты мой прекрасный!
Стань вода – водица,
Не простой, а красной!
Царь: Ребята, хотите с водичкою плескаться? В веселых конкурсах соревноваться?
Дети делятся на две команды
1. Игра «Водоносы»
Группа делится на две команды. Из одного ведра наполненного водой дети переносят воду стаканчиком в другое ведро. Побеждает команда, которая перенесёт воду первой.
На конце тесьмы привязана «рыбка». Дети накручивают тесьму на карандаш, кто быстрее накрутит.
3. игра «Спасательный круг»
У каждой команды — свой спасательный круг. Первый ребенок надевает его и бежит до ориентира, затем возвращается к команде, где передает спасательный круг следующему игроку. Побеждает та команда, где задание выполнят быстрее.
4. «Сделай пену в тазике»
Приглашаются по шесть человек из команды к тазикам с трубочками для коктейля. Дуть можно только внутрь трубочки и чем сильнее. Тем больше будет пены. Чтобы набрать воздух, отстраняем трубочку ото рта.
Царь: Вот как хорошо резвились, дружно мы повеселились?
За веселый праздник хочу всех наградить,
И за участье в играх подарки подарить.
Все подарки получайте и наш праздник
Спасибо милые друзья,
Повесили вы меня.
Но мне уж хочется покоя…
Отправлюсь я на дно морское… До свидания!
«Папин праздник — главный праздник всех мальчишек и мужчин». Сценарий развлечения во второй младшей группе Сценарий развлечения во второй младшей группе «Папин праздник — главный праздник всех мальчишек и мужчин. » Составлен воспитателем МБДОУ.
Сценарий летнего развлечения «В гостях у Водяного» для детей 4–7 лет «В гостях у Водяного» Персонажи: Ведущий – Водяной – Лягушка – Пиявка – Ход занятия. 1 ТРЕК. Дети входят в зал под музыку: «Вместе.
Сценарий летнего спортивного равлечения «В гостях у водяного» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Малоугреневская СОШ» структурное подразделение Бийского района Алтайского края.
Летний праздник «Ждем в гости морского царя» для детей старшей группы Ведущий. Здравствуйте, ребята! А вы знаете какое сейчас время года? (лето). Вы любите лето? А что можно делать летом? (ответы детей). Начинаем.
Летний спортивный праздник «В гостях у Водяного» Летний спортивный праздник «В гостях у Водяного». Цели: Создать у детей радостное настроение. Задачи: Показать огромное значение.
Новогодний праздник для старших дошкольников «Новый год у Царя Гороха» Сценарий новогоднего праздника «Новый год у Царя ГорохаДля детей подготовительной группы Цель: Создание яркого, радостного, праздничного.
Сценарий развлечения «Праздник красок» Под веселую музыку дети усаживаются на стулья. Ведущая: Если б всё на свете было одинакового цвета, Нас бы рассердило и не радовало это.
Сценарий развлечения «Праздник пап» Цель: способствовать психологическому сближению детей и родителей, развитию гармонии в отношениях. адачи: 1. Образовательные: — расширять.
Сценарий спортивного праздника «Праздник царя Нептуна» Сценарий летнего праздника «Праздник царя Нептуна» Цель: активизация интеллектуальных и творческих способностей детей через различные задания.
Сценарий весеннего развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Проделки Водяного» (дети забегают в зал под весеннюю песенку) Ребенок: Если снег повсюду тает, День становится длинней, Если все зазеленело И в полях звенит.
Источник статьи: http://www.maam.ru/detskijsad/razvlechenie-prazdnik-vodjanogo-carja.html