Харлицкий, Н. Русские праздники, народные обычаи, традиции, обряды:
Харлицкий, Н. Русские праздники, народные обычаи, традиции, обряды: книга для чтения.- М.: Изд-во Рос. гос. ун-та Дружбы народов, 1996. – 130 с. Богата наша Русь на традиции и праздники. Веками русский народ свято чтил и хранил свои традиции, передавая их из поколения в поколение. И сегодня, спустя уже десятки и даже сотни лет, многие обычаи до сих пор не утратили для нас интерес. Так, например, на Масленицу, как и сто лет назад, сжигают чучело, пекут блины, устраивают веселые игрища. А на народных гуляниях и на днях города продолжают разыгрывать сценки из древнерусских обрядов. И это понятно, ведь эти традиции — часть богатой истории русского народа, а историю своей страны необходимо знать. В данной программе собраны исчерпывающие сведения о веками складывавшихся национальных обычаях русского народа. Вы узнаете, как на Руси праздновали рождение человека, как крестили новорожденных и справляли день ангела, как играли свадьбы и строили дома. Мы познакомим вас с кикиморой и василиском, банником и домовым. Кроме того, вы узнаете о календарных и религиозных праздниках и обрядах.
Слайд 31 из презентации «Народная культура в духовно-нравственном воспитании дошкольников»
Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Скачать всю презентацию «Народная культура в духовно-нравственном воспитании дошкольников.ppt» можно в zip-архиве размером 7401 КБ.
Похожие презентации
«История праздников» — Ведь до XIV века год на Руси начинался с марта. После принятия Русью христианства Масленица приобрела нынешний облик. Старый новый год — праздник отмечают с 13 на 14 января. Согласно Священному писанию, 19 января совершался обряд крещения Иисуса Христа. Как и Рождество, и Пасху, Крещение принято праздновать в ночь с 18 на 19 января.
«Дни праздников» — Крещение. Троица. Пресвятая Богородица. Более всех святых почитали казаки Пресвятую Богородицу. Праздник Святой Троицы праздновался на Дону красочно и светло. В Крещенский сочельник бывает два великих водосвятия. Праздники на Дону. Блины на масленицу были её золотым гвоздём. Празднику Троицы предшествует Троицкая родительская суббота.
«Праздники России» — Рождество. Пасха. День ангела. Праздники. 23 февраля. Мая. Новый год. Свадьба. День влюблённых. 8 марта. День рождения. 9 мая.
«Праздники в 1 классе» — Отдых в ЦТДиЮ. Праздник «прощай азбука!». Праздник «новогодний сувенир». Праздничный пирог. Первый раз в первый класс! Праздник мам.
«Народные праздники» — Инструменты: духовые, струнные (щипковые и смычковые). Девушки наливали блюдо с водой, бросали туда предметы и гадали. Гудок – струнный инструмент овальной формы. Святки – «светлые вечера». Народность идейного содержания Многовариантность фольклорных произведений Коллективность творческого процесса.
Источник статьи: http://900igr.net/prezentacija/doshkolnoe-obrazovanie/narodnaja-kultura-v-dukhovno-nravstvennom-vospitanii-doshkolnikov-160706/kharlitskij-n.-russkie-prazdniki-narodnye-obychai-traditsii-obrjady-31.html
Харлицкий м хромов с русские праздники народные обычаи традиции обряды
Георгий Победоноеец (Егорий вешний): 23 апреля (6 мая).
Николин день (Никола вешний): 9 (22) мая.
Борис и Глеб: 2 (15) мая. Аграфена-купальница: 23 июня (6 июля). Иванов день (Иван Купала): 24 июня (7 июля). Кузьма и Демьян (летние кузьминки): 1 (14) июля. Петров день (Петр-солнцеворот): 29 июня (12 июля). Ильин день: 20 июля (2 августа). Первый Спас: 1 (14) августа.
Преображение Господне (Второй Спас): 6 (19) августа.
Успение Пресвятой Богородицы (Третий Спас): 15 (28) августа.
Семен-летопроводец: 1 (14) сентября.
Рождество Пресвятой Богородицы: 8 (21) сентября.
Воздвижение Креста Господня: 11 (27) сентября.
Покров Пресвятой Богородицы: 1 (14) октября.
Параскева Пятница: 14 (27) октября.
Дмитрий Солунский: 26 октября (8 ноября).
Дмитровская (родительская, дедова) неделя: неделя после дня Дмитрия Солунского.
Кузьма и Демьян (зимние кузьминки): 1 (14) ноября. Егорьев день (Егорий осенний): 26 ноября (9 декабря). Николин день (Никола зимний): 6 (19) декабря.
Литература
Азбука христианства. Словарь-справочник.— М., 1997. Бершптам Т. Русская народная культура Поморья в XIX— начале XX века. JL, 1983. Гимбутас М. Славяне. М., 2005. Гимбутас М. Балты. М., 2004. Громыко М. М. Мир русской деревни. М., 1991. Духовная культура северного Белозерья. Этнодиалект-ный словарь. М., 1997.
Жили-были. Русская обрядовая поэзия. СПб., 1997. Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды. Предания, суеверия и поэзия. М., 1880, 1989. Зеленин Д. Восточнославянская этнография. М., 1991. Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Конец XIX — начало XX века. Зимние праздники. М., 1973.
Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Конец XIX — начало XX века. Весенние праздники. М., 1977.
История мировой культуры. Справочник школьника. Сост. Ф. Капица, Т. Колядич. М., 1996. Кагаров Н. Религия древних славян. М., 1918. Коринфский А. Народная Русь. М., 1901. Круглое Ю. Обрядовая поэзия. Т. 1—2. М., 1998. Круглый год. Русский земледельческий календарь. М., 1989.
Культурный ландшафт как объект наследия. СПб., 2004. Левкиевская Б. Мифы русского народа. М., 2000. Максимов С. Нечистая, неведомая и крестная сила. СПб., 1903.
Мифы народов мира. Т.1—2. М., 1982. Мифологический словарь. М., 1986. Некрылова А. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII — начало XX века. Л., 1988.
Обрядовая поэзия. Кн. 1—3. Сост. Ю. Круг лов. М., 1997. Очерки истории культуры славян. М., 1996. Панченко А. Народное православие СПб., 1998. Петрухин В. Язычество древних славян в свете международных исследований. М., 1985.
Померанцева Э. Мифологические персонажи в русском фольклоре. М., 1975.
Поэзия крестьянских праздников. Л., 1970. Пропп В. Русские аграрные праздники. Опыт истори-ко-этнографического исследования. Л, 1963. Путилов Б. Древняя Русь в лицах. СПб., 1999. История культуры Древней Руси. Т.1—2. М., 1951. Русский демонологический словарь. СПб., 1995. Рыбаков Б. Язычество древних славян. М., 1981. Рыбаков Б. Язычество Древней Руси. М., 1987. Сад демонов. Словарь инфернальной мифологии Средневековья и Возрождения. М., 1998. Семенова М. Мы— славяне! М., 1997. Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 1995.
Славянские древности. Этнолингвистический словарь. Т.1.М., 1995.
Снегирев И. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. Вып. 1—4. М., 1838. Соколова В. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов. М., 1979. Терещенко А. Быт русского народа. Т.1—4. СПб., 1848. Токарев С. Религиозные верования восточнославянских народов. М., 1957.
Чичеров В. Зимний период народного русского земледельческого календаря. XVI — XIX вв. М., 1957. Харлицкий М., Хромов С. Русские праздники, народные обычаи, традиции, обряды. Книга для чтения. М., 1996. Христианство. Энциклопедический словарь. Т.1—3. М., 1995.
Шангина И. Русский народ. Будни и праздники. Энциклопедия. СПб, 2004.
Шангина И. Русский традиционный быт. Энциклопедический словарь. СПб., 2003.
Этнография восточных славян. Очерки традиционной культуры. М., 1987.
Источник статьи: http://litvek.com/br/464610?p=77
ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: От Киева до Москвы: история княжеской Руси
НАСТРОЙКИ.
СОДЕРЖАНИЕ.
СОДЕРЖАНИЕ
От Киева до Москвы: история княжеской Руси
1. Залесская земля
Верховья Волги, Днепра, тихая спокойная Ока с ее лесными притоками… Этот край принято называть сердцем земли Русской. Но так было не всегда. В течение тысячелетий здешние места оставались глухим и далеким углом обитаемого мира. В незапамятных глубинах прошлого тут жили племена ариев, оставившие о себе память разве что в названиях речек. Арии растеклись по земле, завоевывая страны и континенты, и пришли другие народы. Самым древним из тех, кто известен нам по историческим источникам, были угры. Они тоже оставили нам на память имена рек — Угра в Тульской обл., Угреша и Угричка в Московской. Угров упоминали Геродот и еще ряд античных авторов, искажая названия, писали: йирки, урки, уроги. Археологи связывают с этим народом Дьяковскую культуру — по городищу-крепости Дьяково (ныне в черте Москвы). А славяне именовали угров берендеями, отсюда и царь Берендей русских сказок[1][2][3].
Во II в. до н. э. на юге начались жестокие войны. Погибла Скифия, одна за другой по степям хлынули войны сарматских народов. Некоторые угорские племена участвовали в этих переселениях и сражениях, двинулись на юг, в привольные лесостепные районы. А на север, в более спокойные места, отступали финны. Здешних угров они вытеснили на восток, в Приуралье. На Оке обосновалось племя мурома, по соседству мещера, междуречье Оки и Волги заняло многочисленное племя меря, у Белого озера поселилась весь, у Финского залива ижора, нарова, чудь. От воинственных южных соседей отступили и племена балтов, расселились полосой от Западной Двины через верховья Днепра к верховьям Оки.
В IV в. в Причерноморье возникла обширная империя готов. Их король Германарих совершал завоевательные походы в разных направлениях, в том числе на север. Среди народов, которые он обложил данью, были и мордва, меряне, весь, чудь. Но империя была непрочной, в 371 г. ее разгромили гунны, и держава распалась. А в VI в. в Паннонии образовался могущественный и хищный Аварский каганат. Он сокрушил славянскую Антию, подверг ее земли жуткому опустошению, порабощал соседние народы, и в начале VII в. произошли новые масштабные переселения.
Племя словен и часть русов отправились на север, остановились возле озера Ильмень и Ладоги, заключив союз с местными финнами, наровой и ижорой. На север ушли и кривичи, жившие в верховьях Немана. На Двине их остановили балты, и они осели по р. Полоте. Но со временем в жестокой войне славяне одолели балтов. Те, кто остался на Полоте, стали Полочанами, а кривичи прорвались к Псковскому озеру и верховьям Днепра. От аваров изрядно досталось и ляхам. От них отделились две партии и двинулись на восток. Одна обосновалась в Среднем Поднепровье, радимичи. Вторая, вятичи, добралась до Десны. Они тоже сражались с балтами. Археология показывает, что крепости на территории Брянской и Тульской областей брались штурмом, после чего балтскую культуру сменила славянская[4]. Разгромив противника, вятичи стали продвигаться на Оку. А балтское племя галиндов отошло в леса, поселилось по р. Протве.
Северный край лежал далеко от центров тогдашней мировой политики, но он был богатым. В лесах в изобилии водились пушные звери, а меха высоко ценились на рынках Средиземноморья, Византии, Востока. В лесах было много пчел. А воск был ценнейшим товаром, восковые свечи стоили дорого, их могли себе позволить только очень состоятельные люди и храмы. Северные реки служили важными дорогами, связывали между собой Балтийское, Каспийское, Черное моря. Этими путями пользовались еще скифы. Пользовались и болгары, основавшие в VII в. ханство на Средней Волге и Каме. Ими стали пользоваться и славяне. Словене и кривичи установили дружеские отношения с финскими народами, ездили к ним скупать пушнину, мед, воск, проложили на Волгу постоянные дороги. Финны, в свою очередь, ездили торговать в Ладогу, Псков, Смоленск, перенимали славянскую культуру. У них появились свои города, у веси — Белоозеро, у мерян — Ростов, у муромы — Муром.
Хотя богатства и торговые пути интересовали не только друзей. В конце VIII в. Ладогу захватили скандинавские викинги. Отсюда они начали совершать экспедиции в глубь материка. Вслед за словенами покорили кривичей, чудь, весь, мерян. Но эти племена восстали под предводительством князя Гостомысла, изгнали захватчиков, а чтобы на будущее противостоять врагам, объединились[5]. Образовалось большое и сильное государство, Русский каганат. А в IX в. с низовий Волги развернулась экспансия иудейского Хазарского каганата. На юге он подчинил славянские княжества северян, полян, радимичей. Продвигаясь на север, шаг за шагом подмял и обложил данью буртасов, мордву, черемисов, мурому, вятичей. Русский каганат был ему не по зубам, но около 844 г. умер князь Гостомысл, и его держава распалась в междоусобицах. Хазары этим не преминули воспользоваться, покорили мерян. Граница их владений дошла до верховий Волги.
Положение изменилось через два десятилетия. Словене, кривичи, чудь и весь снова решили объединиться, призвали от прибалтийских славян-ободритов князя Рюрика, внука Гостомысла по дочерней линии[6][7][8]. Между 862 и 864 гг. он провел успешную войну с хазарами, в состав Руси перешло междуречье Волги и Оки, племена меря и мурома, в Ростове и Муроме появились княжеские наместники. Рюрик начал «грады ставити» — опорные пункты своей администрации, таможенные и пограничные заставы. По Волге пошла оживленная торговля. С Балтики через Лодогу ехали купцы в Волжскую Болгарию, в хазарский Итиль. Сюда начали переселяселяться кривичи, строили деревни по соседству с мерянами, и никаких конфликтов это не вызывало. Свободной земли хватало, а места были выгодными: тем же проезжим купцам нужны были хлеб, мясо, рыба, пиво. Если балтийские варяги везли на продажу невольников, то и для них требовалось покупать продукты у местного населения.
Жители Ростова участвовали в войнах Вещего Олега, в его походе на Константинополь, привезли домой богатые трофеи[9]. По Волге войска русичей стали ходить через Хазарию на Каспий. Но в 912 г. Олег умер. Улучив момент, хазарский царь Вениамин вероломно вырезал нашу армию, возвращавшуюся из Закавказья, и Русь опять развалилась в межплеменных драках. А Хазария возобновила наступление, захватила Волжскую Болгарию, восстановила свое владычество над муромой и мерянами, каганат раскинул щупальцы до стран приуральской югры, до Белоозера, области племени весь[10]. Только в 965 г. великий князь Святослав Игоревич нанес Хазарии смертельный удар. Вятичи и мурома, с которых каганат драл тяжелую дань, охотно заключили союз с князем, пропустили его войско по Оке, хазарское войско было разгромлено, огромный Итиль, город роскоши, денег, страданий и слез порабощенных людей, разрушен до основания.
Однако вятичи, освободившись от хазар, не желали повиноваться и киевским князьям. Узнав, что Святослав выступил на Дунайскую Болгарию, они восстали. Князь таких шуток терпеть не стал. Сразу повернул войско в противоположном направлении, вятичей разбил и наложил на них дань. Не хотите служить Руси по-хорошему, извольте платить. Хотя он сохранил побежденным их обычаи, внутреннее самоуправление, племенных князей и старейшин. Меряне, мещеряки и мурома повели себя иначе. Они уже успели побывать и под властью русских князей, и под властью хазар, поэтому выбор сделали однозначный, и в состав Руси вернулись безоговорочно.
На Балканах Святослав Игоревич одолел болгар, потряс Византийскую империю. Но удержаться на Дунае он не сумел. Греки натравливали на Русь своих союзников, печенегов, подстрекали против Святослава подчинившихся ему властителей Болгарии Бориса II и Романа, объявляли их своими «друзьями», обещали женить на родственницах императора. Но это были лишь обычные византийские хитрости. В 971 г. внезапным вторжением греки раздавили Болгарию, осадили русичей в Доростоле. После кровопролитных боев Святослав согласился уйти с Балкан, за это византийцы обязались платить ему дань, признали русскими владениями отнятые у Хазарии Керчь и Тамань[11] .
Впрочем, император Цимисхий и глава греческого дипломатического ведомства епископ Феофил
Источник статьи: http://booksonline.com.ua/view.php?book=164700&page=140