- Языческий праздник молодежи Трндез
- Хыдыреллез – христианская традиция донских армян
- Армянская община Германии: время объединения
- Тер-Гукасов. Взятие Баязета
- Чудо святого Минаса на холмах
- Шамиль Тарпищев: «У меня две семьи – теннисная и обычная»
- Хыдыреллез – христианская традиция донских армян
- Утром – хаш, вечером – бозбаш
- Храм в Саратове откроется в 2014 году
- Трехсторонняя встреча в Сочи понизила градус напряженности
- История без сослагательного наклонения
- Насколько безопасно проведение Олимпиады-2014 в Сочи?
- Что за праздник Терендез в Армении 2020: традиции, история
- Что за праздник Терендез
- Традиции праздника
- Терендез в Армении
Языческий праздник молодежи Трндез
Языческий праздник молодежи
Зачем нам (армянам) западные праздники? Речь идет о празднике Святого Валентина.
У нас есть свой праздник молодежи, которому много веков, даже тысячелетний. Праздник который не смогли искоренить христианская церковь и атеизм в годы советской власти.
В праздничном танце вокруг костра у молодых есть возможность познакомиться и пообщаться. А в преддверии весны, когда природа вот-вот проснется и заговорят гормоны, появятся новые пары, которые образуют семью в ближайшие месяцы.
И так из века в век, в танцах вокруг костра и прыжках через костер, с шутками и песнями рождались чувства и желания.
Я много лет прожила в Эчмиадзине(Армения), где находится резиденция Католикоса Всех армян и не понимала: какая связь между христианством и огнем костра. А ведь именно в Эчмиадзине, в самом сердце Араратской долины люди не забывали этот праздник. Тогда я только наблюдала, не понимая смысла праздника.
Что празднуют армяне 13 февраля? Трндез.
Что это за праздник такой? Как он называется: «дрндез» или «трндез»? Для чего нужен костер? Христианский это праздник или языческий?
Устав от суровой зимы, арии зажгли костры, чтобы помочь солнцу и ускорить приход весны. Арий Ман (Армен – предок армян) раскопал сокровища из недр горы Арагац. Утреннее солнце зажгло тростник. С помощью этого огня Ман из сокровищ выковал меч. Из божественного огня утреннего солнца родился бог огня Ваагн, который превратил меч Мана в меч-молнию. Ман этим мечом победил Титанов, которые были слугами Вишапа (змея), охранявшего воду. Вишап давал воду лишь за большие человеческие жертвы. Ваагн победил Вишапа. Пришла вода и зацвела земля.
ЯЗЫЧЕСКИЙ ПРАЗДНИК ДРНДЕЗ
Праздник назывался «дрндез» (дур-дверь, дез-стог сена, пер. с арм.), буквально «стог сена у вашей двери» — пожелание благополучия и плодородия. Его всегда праздновали 13-го февраля. Чем-то этот праздник похож на русскую «масленницу», это проводы зимы.
В старину дрндез был самым любимым праздником. В центре внимания молодожены: те кто женат меньше года и те, кто обручен. Тогда предполагали, что обрученные женятся в течении года.
Главный атрибут праздника костер.
Люди наряжались в лучшие одежды. Самые близкие родственники шли в гости к молодым: к молодоженам или к обрученной невесте. Обязательно несли подарки молодым и сладости. Если молодые лишь обручены, то жених нес подарок невесте, а невеста готовила подарок жениху. Праздник начинался ближе к вечеру, пока светло. Устраивали костер из соломы и сухих веток. Часто несколько соседей устраивали один костер – так веселее и интересней, ведь надеялись, что в танце вокруг костра юноши проявят интерес к девушкам.
Если село было небольшим, то костер строили общий.
Вокруг костра, взявшись за руки с песнями и танцами, нужно было пройти семь кругов.
Свекровь осыпала молодых семенами пшеницы и конопли – символы плодородия и достатка.
Как только костер разгорелся, через него прыгали. Первыми прыгали молодожены и обрученные, обязательно, взявшись за руки – считалось, что их брак будет прочным, если им удалось перепрыгнуть не расцепляя рук. За ними прыгали бездетные женщины с надеждой, что огонь костра поможет им забеременеть. Затем девушки с надеждой на замужество в ближайшем году и все остальные от мала до велика.
Возможно, что подол одежды загорелся – это хорошая примета! Многие специально поджигали подол, ведь огонь очищающий: в нем сгорали все неудачи и болезни прошлого года. Умышленно бросали в огонь старую одежду, чтобы в огне сгорело все плохое: сглаз, недуги.
Пока костер горел, народ танцевал и веселился у костра. Хозяйки угощали всех сладостями. Гасить костер нельзя было ни в коем случае – костер должен был сгореть дотла. Как только костер погас, каждая хозяйка брала немного золы, несла в свой дом и рассыпала ее внутри дома у порога – для прибавления в семействе, в помещении, где содержались животные – для приплода. Остальную золу рассыпали по полям – чтобы год был урожайным.
После этого все садились за праздничный стол, который в основном был сладким – чем больше сладостей, тем слаще жизнь в текущем году.
ХРИСТИАНСКИЙ ПРАЗДНИК ТРНДЕЗ
В первые годы принятия христианства армянская церковь поняла, что народ не намерен отказываться от своих любимых праздников и потому главные языческие праздники получили новые христианские звучания и объяснения. Так дрндез стал называться трндез (тер – Господь). Празднику трндез было нелегко дать новое толкование ведь огонь костра главный атрибут праздника. Но и здесь церковь нашла объяснение: свет костра символизирует спасительный свет Христа.
Праздник еще называют «тиарн энд дзез» (Господь с вами) или «тиарн энд арач» (навстречу Господу) — это День Сретения Господня: встреча младенца Иисуса Христа с огнем Господа через 40 дней после его рождения. Мария и Иосиф на 40-й день после рождения Иисуса отнесли младенца в храм божий. Им навстречу вышел праведный старец Симеон, который давно ждал этого часа. Как только Симеон увидел пришедших, Святой Дух открыл ему, что младенец и есть ожидаемый Мессия. Симеон принял на свои руки младенца Христа. 40-й день приходится на 14-ое февраля.
Армянская Апостольская церковь начинает праздновать трндез вечером 13-го февраля торжественным Богослужением. Если трндез по времени совпадает с Великим Постом, то в церквях открывают завесы алтарей и служат открытую литургию. Юноши заранее готовят дрова для костров. Во дворе церкви зажигают большой костер от благословленной свечи, которую вынесли из церкви. Затем совершается Андастан – обряд освящения четырех сторон света. Дети несут зажженную от костра свечу в свои дома, чтобы зажечь им свой костер.
Гости пришли, подарки для молодых принесли – все выходят во двор и зажигают костер свечой зажженной от костра церкви. Свекровь осыпает молодых зернами пшеницы, чтобы молодые жили в достатке и имели детей. Все взявшись за руки с танцами и песнями ходят вокруг костра, затем прыгают через него. Сначала молодожены и обрученные, взявшись за руки, стараясь не расцеплять рук, чтобы семья была нерушимой. Потом через костер прыгают все остальные участники праздника. Вокруг костра танцуют и веселятся пока костер не погаснет – костер должен догореть до конца.
После садятся за праздничный стол, на котором много разных сладостей для сладкой жизни молодых.
Сыграть свадьбу в праздник трндез хорошая примета.
Католикосом всех армян 14-е февраля объявлен Днем благословения молодоженов. И в церкви им дарят подарки.
Что интересно: в праздник трндез день теплее, какой бы суровой не была зима, в воздухе ощущается дыхание весны. В народе даже есть поверье: нужно лишь дождаться 13-го февраля и считай, весна не за горами.
Если вы увидели костер и людей вокруг него, знайте, армяне захотели окунуться вглубь тысячелетий.
Трндез! Дрндез! Благополучие в Ваш дом!
Источник статьи: http://proza.ru/2014/02/08/1166
Хыдыреллез – христианская традиция донских армян
Светлана Хачикян
Армянская община Германии: время объединения
Тер-Гукасов. Взятие Баязета
Чудо святого Минаса на холмах
Шамиль Тарпищев: «У меня две семьи – теннисная и обычная»
Хыдыреллез – христианская традиция донских армян
Утром – хаш, вечером – бозбаш
Храм в Саратове откроется в 2014 году
Трехсторонняя встреча в Сочи понизила градус напряженности
История без сослагательного наклонения
Насколько безопасно проведение Олимпиады-2014 в Сочи?
«Самым большим народным праздником считался день святого Геворка — 23 апреля. На площади, названной именем этого святого, на пустыре между Ростовом и Новой Нахичеванью открывалась огромная ярмарка, продолжавшаяся целую неделю. Крестьяне в ярких национальных одеждах придавали ярмарке своеобразный колорит. Вокруг царил невероятный гул, создаваемый шумящим народом, криками продавцов фруктов, сладостей, воды, игрушек и других товаров». Так отписывает Мартирос Сарьян народный праздник Хыдыреллез.
Церковный праздник, посвященный Георгию Победоносцу (Сурб Геворг), Армянская Церковь празднует 9 октября. По армянской версии, Георгий жил во второй половине II – начале III вв., служил в римской армии при императоре Диолектиане, был христианином. В годы правления Диолектиана возобновились гонения на христиан. Подвергся гонениям и Георгий. Его обезглавили после восьмидневных пыток.
Позже житие св. Георгия превратилось в легенду. Согласно ей молодой воин-христианин Георгий убил копьем дракона, опустошавшего палестинские земли и съедавшего детей. С тех пор он стал именоваться Георгием Победоносцем. 23 апреля православные христиане, в том числе и греки, празднуют день св. Георгия Победоносца. В этот же день, а не в октябре, по традиции празднуют и армяне Крыма.
В турецком фольклоре праздник Хыдыреллез тоже отмечается 23 апреля, в день встречи пророков Хыдыра и Ильяса. По турецкому поверью, они братья, договорившиеся вернуть на землю Весну. Они встречаются всего лишь раз в году. От соединения их имен и произошло турецкое название Дня Весны — Хыдыреллез.
Веротерпимость и толерантность характерна была для всех народов Крыма, праздник Весны их объединял. Христиане отдавали дань своему святому Георгию, татары — Хызыру и Ильясу, турки — Хыдыру и Ильясу.
Множество поверий связано было у нахичеванцев с этим праздником. Считалось, что человек, попробовавший в этот день мясо молодого ягненка, наполняется силой и здоровьем. Также верили, что если в этот день собрать лекарственные травы и цветы, приготовить из них настой и выпить его, то исцелишься от всех болезней. А если этим настоем вымыть лицо, то обязательно помолодеешь.
Праздновали нахичеванцы Хыдыреллез во дворе церкви святого Георга с 23 по 30 апреля. Церковь находилась между Нахичеванью и Ростовом, несколько ниже здания Северо-Кавказской железной дороги, ближе к Ростовской границе. В дневниковой тетради «Давтар» Иосифом Аргутинским было записано: «В году 1783 в воскресенье 10 основал св. Георг». Вот при этой церкви и проходил Хыдыреллез.
Иосифу Аргутинскому не по нраву был нахичеванский праздник, но все его попытки отменить его успеха не имели. Многочисленное духовное сословие крымских по происхождению армян рьяно ограждало старозаветные обычаи от проникновения чуждых нравов.
Светлана Хачикян, историк, Ростов-на-Дону
Источник статьи: http://noev-kovcheg.ru/mag/2011-06/2476.html
Что за праздник Терендез в Армении 2020: традиции, история
Древний армянский праздник Терендез или Трндез – один из самых любимых и массовых в Армении, который празднуют 13 февраля
Sputnuk Грузия рассказывает, что за праздник Терендез в Армении, а также об истории и традициях этого народного торжества.
Что за праздник Терендез
История возникновения праздника Терендез в Армении восходит к языческим временам — он символизировал проводы зимы и радостное ожидание весны.
Праздник в древней Армении был связан с поклонением богу Огня – громовержцу Ваагну. По легенде, Ваагн, рожденный из божественного огня утреннего Солнца, убил дракона, охраняющего источник воды, который в обмен на человеческие жертвы давал людям воду. С приходом воды земля зацвела. Так огонь помог победить зиму.
В дохристианские времена праздник в Армении отмечали как фестиваль пробуждения природы, поскольку люди считали, что сломать холод зимы и сделать поля плодородными может сила огня. Поэтому на Терендез зажигали костры, чтобы помочь Солнцу и ускорить приход весны.
Люди верили, что после праздника Терендез погода становилась теплее.
Традиции праздника
После принятия христианства Терендез привязали к одному из главных церковных праздников – Сретению Господня.
Армянская апостольская церковь ежегодно празднует Сретение Господне или Тъярнэндарач (встреча с Творцом) на 40-й день после Богоявления – 14 февраля. Богоявление как единый праздник Рождества и Крещения Господня Армянская церковь отмечает 6 января.
По ветхозаветному закону, женщине, родившей мальчика, в течение 40 дней было запрещено входить в Божий храм. По истечении этого времени она приходила в храм с младенцем, чтобы принести благодарственную жертву Господу.
Навстречу Богоматери, переступившей с младенцем на руках порог храма, вышел древний старец — Симеон, которому Духом Святым было предсказано, что он не умрет, пока не увидит Спасителя.
По церковному уставу, накануне праздника, после завершения вечернего богослужения, совершается обряд освящения четырех сторон света — Андастан, а затем — обряд благословения свечи.
По древнейшей традиции, восходящей к дохристианской эпохе, от благословленной свечи разжигают костер, символизирующий спасительный свет Христа, а молодожены и влюбленные, взявшись за руки, прыгают через огонь.
В народе верят, если пары смогут трижды перепрыгнуть через костер, не разнимая рук, их семья будет крепкой, а любовь — вечной. В качестве залога счастья и благополучия молодоженов, по традиции, осыпают семенами пшеницы и конопли.
Через огонь, по традиции, прыгают бездетные женщины в надежде обзавестись потомством, а также другие участники Терендеза, чтобы привлечь удачу и благосостояние. Затем все берутся за руки и водят вокруг костра хороводы.
На Терендез, по традиции, костры разжигают и на улицах, и во дворах домов в городах и селах Армении, через которые прыгают все желающие. Особую радость это традиция доставляет детям и молодым.
На Терендез в Армении можно увидеть необыкновенно романтическое зрелище – поздно вечером юноши и девушки гуляют, держа в руках стаканчики с маленькими свечками.
В сельских местностях собирают пепел, оставшийся от костров, и развеивают по полям, чтобы год был удачным, а урожай хороший.
Праздник Сретения Господня Католикос Всех Армян Гарегин Второй объявил Днем благословения молодоженов. Во всех армянских церквях, по традиции, 14 февраля после праздничной литургии Тъярнэндарача проводится обряд благословения молодых.
Материал подготовлен на основе открытых источников
Источник статьи: http://sputnik-georgia.ru/spravka/20200212/247718278/Chto-za-prazdnik-Terendez-v-Armenii-2020-traditsii-istoriya.html
Терендез в Армении
Важный атрибут праздника — костер (Фото: Kapu, shutterstock)
Национальный армянский праздник Терендез (Трндез), отмечаемый ежегодно 13 февраля, своими народными гуляниями очень напоминает русскую Масленицу, но с элементами католического Дня святого Валентина, поскольку главные действующие лица этого дня — влюбленные.
Изначально Терендез был языческим праздником в ритуале огнепоклонников и назывался Дерендез, что в переводе с армянского значит «сноп сена перед вашим домом» и обозначает пожелание хорошего урожая.
После того, как Армения приняла христианство, изменилось и название праздника, и его суть. Он стал отмечаться в честь Сретения Господня (Тъярнэндарач), а главными участниками Терендеза стали юноши и девушки — молодожены или те, кто только собирается связать свои судьбы узами брака.
Согласно старинным армянским поверьям, праздничный костер в этот день дает благополучие тем, кого он коснется своими языками. Когда огонь гаснет, оставшийся пепел собирают и рассыпают по полям, что должно принести хороший урожай будущей осенью.
В настоящее время костры разжигают не везде, но, в любом случае, юноши и девушки гуляют вечером по улицам, держа в руках стаканчики с зажженными свечами.
Трндез отмечают не только в Армении, но и в некоторых городах России — как правило, в тех, где сильны национальные общины.
Другие праздники в разделе «Праздники Армении»
Источник статьи: http://www.calend.ru/holidays/0/0/2720/