Иконы двунадесятых праздников
Икона, рассказывающая о рождении Сына Божьего Иисуса Христа в пещере близ города Вифлеема.
Икона, иллюстрирующая Новозаветное предание о Сошествии Святого духа на апостолов на вершине горы Сион.
Икона, повествующая о том, как архангел Гавриил сообщил Деве Марии радостную весть о скором рождении Иисуса Христа.
Благую весть — скорое рождение Сына Божьего принёс архангел Гавриил будущей Богородице — Деве Марии.
Икона, на которой описано рождение будущей Богородицы — Девы Марии, дочери Святого Иоакима и Святой Анны.
Икона, ключевыми фигурами которой являются Бог Отец, Бог Сын, и Бог Дух Святой.
Икона, рассказывающая о событиях последних минут жизни Пречистой Девы Марии.
Икона, рассказывающая о крещении Иисуса Христа его предтечей Иоанном Крестителем.
Одна из самых известных икон, на которой изображены Бог-Отец, Бог-Сын и Бог Святой Дух.
Икона, на которой зримо присутствуют Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Святой Дух.
Красивая икона, на которой изображен триединый Бог в ветхозаветном сюжете.
Икона, на которой изображено обретение Креста Господня, который был спрятан у Голгофы, рядом с Иерусалимом.
Икона, на которой описано чудесное явления трём ближайшим ученикам Христа его истинного лика.
Икона двунадесятых праздников, на которой изображено первое принесение во Храм Младенца Иисуса.
Икона, рассказывающая о первом посещении Иерусалимского храма трёхлетней Марией.
Иконы двунадесятых праздников повествуют о самых важных событиях земной жизни Иисуса Христа и Девы Марии — Богородицы, которые особо прославляются и почитаются Православной Церковью. Более почитаемым праздником, чем двунадесятые является Пасха — Воскресение Иисуса Христа. Двунадесятые праздники входят в число великих праздников и всегда отмечаются торжественными богослужениями. В православных храмах и соборах, на высоком иконостасе иконы двунадесятых праздников размещаются в третьем, праздничном ряду — между деисусным и пророческим рядом. Как ясно следует из названия, двунадесятых праздников — двенадцать. Они подразделяются на 8 Господских и 4 Богородичных праздника.
Господни праздники
К Господским (Господним, Владычным) относятся следующие праздники:
Источник статьи: http://spb-icon.ru/ikoni-dvunadesyatich-prazdnikov/ikoni-dvunadesyatich-prazdnikov.html
Икона «Воскресение Христово»
Икона «Воскресение Господне» — святой образ, созданный для постоянного напоминания христианам о великой жертве Христа, цене пролитой Им крови и великой благодати, дарованной при этом.
Рождение Иисуса Христа изменило течение жизни человечества, открыв новый век, однако, без Воскресения Спасителя это событие не имело бы такого значения. В светлый праздник Пасхи великий Господь, Бог Сын сошел в ад, забрал у сатаны ключи от рая, чтобы каждый, верующий в Спасителя, имел жизнь вечную.
Значение иконы
Чтобы понять значение Живописного образа, в котором можно увидеть великие и трудно постижимые умом события, следует обратиться к евангелию от Никодима.
Невзирая на то что Благая весть от Никодима не вошла в каноническую Библию, она является уникальным, единственным в своем роде повествованием, рассказывающем о событиях, произошедших во время пребывания Иисуса в преисподней.
- Это произошло в течение того времени, когда Христос был погребен и воскрес.
- Дьявол праздновал победу у Голгофского Креста, однако, дальнейшие события заставили его забить тревогу и приказать запереть ворота ада, чтобы не пустить Спасителя.
- Великий Бог Сын разрушает стены ада, передав в его власть связанного сатану, забирает ключи.
- Все праведники вышли из своих гробов и последовали за Христом, вышли все желающие, такая же возможность сегодня дана современным людям, выбор каждый делает сам.
- Пройдет время и Христос вернется за своими праведниками, грешникам будет вынесен окончательный приговор.
Смысл древних икон — отобразить суть и значение Воскресения для всего человечества. Смерть была побеждена Христом, сошедшим в ад, это знает каждый верующий в Бога человек.
Читайте о других иконах Христа:
Интересно, что нигде не встречается описание самого воскресения. Есть у Бога Таинства, к которым людям не стоит прикасаться.
Важно! Смысл иконы «Воскресение Христово» показать истины, что некогда мертвый Иисус воскрес, и так с Ним воскреснут праведники.
Описание святого образа
Икона «Воскресение Христово», значение трудно переоценить, представлена несколькими различными изображениями.
Афонский монастырь Ставроникита является обладателем святого образа, написанного Феофаном Критским в XVI столетии в виде фрески.
На святом изображении представлен архангел Гавриил, которой сидит на отваленном камне и показывает женщинам, что гроб пуст. Православные иконописцы редко делают копии с этого извода, а вот в католицизме он нашел особое почитание.
Интересной деталью на этой фреске является отсутствие главного персонажа этого события — Иисуса Христа.
В мире есть несколько икон «Воскресенье Христово», написанных в византийском стиле, всех их объединяют одинаковые принципы написания:
- Фоном для центральной фигуры Иисуса служит окружность, из которой в виде лучей распространяется Божий свет — Небесная слава Христа. Сошедший в ад Спаситель и там оставался Богом Сыном.
- Руки Христа поднимают Крест — орудие Его казни и символ победы христианства.
- Воздушные одежды, похожие на крылья ангела, развиваются от потоков света при поднятии Спасителя из ада.
- Ноги Иисуса попирают черную бездну, на некоторых изображениях едва заметно виден образ сатаны.
- На многих образах Христос стоит на скрещенных вратах, под Его ногами частицы цепей, засовов, петель, всего того, что удерживало праведников в аду.
- Объединяющим элементов для икон «Воскресение Христово» является золотистый фон, знак царского достоинства Бога Сына, в нем заключена вечная слава Спасителя и благодать.
- На многих иконах, символизирующих победу Бога над адом, Иисус выводит из преисподней Адама и Еву, они нарисованы в приподнятом с колен состоянии. Их грех прощен, но без Создателя освобождение было бы невозможно.
Икона как бы говорит грешникам, чтобы они вложили свои руки в руку Спасителя, оставили грех и обрели освобождение от страстей для познания красоты небесной жизни.
В XVI веке появляется новое изображение, на нем Иисус в золотистых одеждах стоит на поверженных вратах, закрывающих некогда вход в ад. Христос окружен миндалевидным нимбом, Его руки держат Адама и Еву, восставших из гроба. На заднем фоне иконы стоят ветхозаветные праведные пророки.
На этом образе изображен церковный догмат, согласно которому праведники не могли войти в рай, пока Христос не умер на Кресте и не воскрес.
Врата ада сложены крестообразно. Их погибелью стал Голгофский Крест, под ногами Спасителя гвозди, которыми Он был прибит к кресту.
Как мы видим на старинных иконах «Воскресение Христово» нет единого направления в изображении библейского события. На одних изображениях можно увидеть только Иисуса и двух ангелов, на других Спаситель с праотцами и святыми, на третьих есть картина ада.
На изображениях воскресения Христа прослеживается 3 линии:
- выход Спасителя из гроба;
- встреча Христа с женами-мироносицами;
- схождение в преисподнюю.
В католицизме эти направления представлены скорее как живописные полотна, чем святые образа.
Есть вариации, на которых изображение воскресшего Иисуса окружено картинами двенадцати православных праздников, своего рода — это Евангелие в картинках, ведь каждый праздник является одного из главных событий в жизни Христа. Изображения вокруг основного персонажа называются клеймами.
В чем и кому помогает икона
К святому образу чаще всего обращаются те, кто упал физически или душевно. Даже в самых сложных жизненных ситуациях следует помнить о великой любви Господа к своему созданию и цене, уплаченной Спасителем за наше спасение.
Нет такого греха, который не простит Творец, если человек искренне покается и призовет имя Иисуса, то спасется.
Матери, молящиеся о своих непутевых детях, имеют великую надежду, что придет момент, и Господь выведет чадо из плена греха.
Молитвенные обращения у светлого лика помогают укрепить веру.
Воскресение Христово видевше, поклонимся святому Господу Иисусу, Единому безгрешному. Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое воскресение Твое поем и славим: Ты бо есть Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Придите все верные, поклонимся святому Христову воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши.
Источник статьи: http://molitva-info.ru/ikony/ikona-voskresenie-hristovo.html
Пасха в картинах и иконах
Воскресение Христово — центральное событие евангельского благовестия, один из главных иконографических сюжетов.
Интересно, что в православной иконографии нет иконы Воскресения Христова! Знакомое всем нам изображение Христа, в белоснежных ризах исходящего из гроба со знаменем в руке, — это позднейшая католическая версия, лишь в послепетровское время появившаяся в российских храмах.
Воскресение Христово. Сербская икона
Традиционная православная икона не изображает момент Воскресения Христа. Существует, однако, немало икон, надпись на которых говорит, что перед нами «Воскресение Господа нашего Иисуса Христа», а реальное изображение все же повествует о событиях, имевших место днем раньше — в Великую Субботу.
В Православной Церкви иконой Пасхи считается икона, называемая «Ανάστασις» – «Воскресение Христово», к которой в России приблизительно с XVIII века стало применяться также название «Сошествие во ад».
Воскресение Христово. Сербская фреска
Воскресение Христово. Греческая икона
Воскресение Христово. Греческая икона
Воскресение Христово. Китайский образ
Сюжет «Воскресение Христово — Сошествие во ад» можно без сомнения назвать одним из наиболее распространенных иконографических сюжетов. Для православного сознания свет Воскресения Христова, воссиявший даже до преисподней, является такой же зримой реальностью, как и свет Фаворский в иконографии Преображения Господня.
Икона архимандрита Зинона
Воскресение Христово 1-я половина XV века. Нижний Новгород, художественный музей.
Сошествие во ад. По оригиналу М. В. Нестерова Мозаика храма Воскресения Христова (Спаса на крови), Санкт-Петербург
Воскресение. М. В. Нестеров. 1890-е. Бумага, акварель. 50,8×27,7 Государственный музей истории религии
Воскресение Христово. П. И. Бромирский. 1918 г.
Воскресение Христа. К. А. Штейбен. 1843–1854 гг. Холст, масло. Живописная работа в нише пилона Исаакиевского собора
Христос воскресший. К. П. Брюллов. 1840-е гг. Холст, масло. 177×89. Эскиз для храма Христа Спасителя в Москве. Замысел не осуществлен.
Воскресение. Триптих. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве. М. А. Врубель. 1887 г.
Воскресение Христово. Рафаэлино дель Гарбо
Robert Anning Bell. Жены-мироносицы
Гюстав Доре. Жены-мироносицы
Фра Беато Анжелико. Воскресение (фреска из монастыря Сан Марко, Флоренция, сер. XV в.)
Джотто ди Бондоне. Noli me tangere — явление воскресшего Христа Марии Магдалине (фреска из капеллы Скровеньи, Падуя)
Уверение Фомы Греция. Начало XI в.
Сошествие во ад Начало XI в, мон. Осиос Лукас, Греция
Сошествие во ад Средиземноморье. Середина XV в.
Уверение Фомы Дионисий и мастерская. 1500 г.
Воскресение Христово с праздниками Михаил Фунтусов. 1761 г.
Воскресение Христово Плащаница. Россия. Конец XIX в.
Явление Христа после Воскресения Сергей Карпычев 1910 г.
Источник статьи: http://www.pravmir.ru/voskresenie-xristovo-v-kartinax-i-ikonax/