- Иоакимо — Анновский храм Можайска
- Официальный приходской сайт
- Иконы праздников
- Иконы двунадесятых праздников
- Господни праздники
- Праздничные иконы – во славу Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы и Святых, и для долгой памяти событий в жизни их
- Вышитые бисером праздничные иконы. Православные праздники
- Православные праздники в иконописи
- Пасхальная икона
- Иконы двунадесятых праздников
- Иконы великих Православных праздников
- Иконы, творящие чудо
Иоакимо — Анновский храм Можайска
Официальный приходской сайт
Иконы праздников
Из повести Владимира Солоухина «Черные доски»
Особенный ряд икон составляют «праздники». Собиратели их ласково величают «празднички» и очень ценят. Считается, что их должно быть двенадцать, почему они иногда называются еще «двунадесятые праздники». Может быть, в церковном иконостасе выставляют действительно двенадцать икон, но сюжетов, если возьмешься считать, гораздо больше. Например, «Благовещенье», «Рождество», «Сретенье», «Крещенье», «Вход в Иерусалим (Вербное воскресение)», «Преображение», «Покров», «Успение», «Воздвиженье креста», «Воскресение или сошествие во ад», «Троица», «Введение во храм», «Вознесенье», «Распятие», «Жены-мироносицы», «Воскрешение Лазаря», «Рождество Богородицы», «Положение во гроб»…
«Благовещенье». Архангел Гавриил сообщает Марии, что у нее родится сын, который впоследствии пострадает за людей. Изображаются на доске две фигуры: слева – архангел, справа – Мария. На иконе может быть изображена архитектура, а также клубок ниток: Мария в момент благовещенья пряла.
«Рождество». Очень красивый сюжет, который бывает либо развитой, либо упрощенный, как, впрочем, и каждый сюжет, но «рождество» в особенности. В центре иконы – пещера. Около пещеры лежит Богоматерь. Рядом стоят ясли с Младенцем. Коровы возле яслей. Вот основа сюжета. Кроме того, тут же, на этой же доске, бывают изображены: звезда над Вифлеемом и волхвы, идущие на свет путеводной звезды. Волхвы поклоняются младенцу. Омовение младенца, служанка, подающая воду, мамка Соломония, пастух, пасущий овец, Иосиф, сидящий на камне, сатана, прикинувшийся старцем и смущающий Иосифа. Воины царя Ирода, избивающие младенцев. Бегство святого семейства в Египет…
«Успение». То есть смерть, умирание Богородицы. В центре иконы Богородица лежит на спине, со сложенными на груди руками. Справа и слева от нее стоят апостолы, по шести с каждой стороны. За апостолами могут располагаться святители и жены иерусалимские. Над лежащей Богородицей возвышается Христос, держащий на руках душу умершей, в виде младенца. Верхнюю половину доски обыкновенно занимает иерусалимская архитектура.
«Успение» бывает с Авфонием или без Авфония. Этот Авфоний решил осквернить смертное ложе Богородицы, он подкрался, чтобы его опрокинуть, и даже протянул руки. Но откуда ни возьмись налетел ангел с мечом и обрубил Авфонию обе руки. Момент обрубания рук часто изображается на иконе: ангел взмахнул мечом, кисти рук Авфония написаны отдельно от остальных рук, и даже течет кровь.
«Крещение» . Иисус Христос изображается стоящим среди вод Иордана. Рядом с ним Иоанн Креститель возлагает свои руки на голову Христа. С небес протянут к Христу яркий луч, а по нему нисходит благодать.
«Сретенье» . В правой части иконы, на паперти в церкви, стоит, несколько склонившись, первосвященник Симеон. Слева, лицом к нему, стоят Богоматерь, Анна, Иосиф. Богоматерь передает Симеону с рук на руки младенца, Симеон его принимает.
«Воскресение или сошествие во ад» . По преданию, Иисус Христос, воскреснув, первым делом спустился в ад, чтобы вызволить прародителей Адама и Еву. Икона представляет из себя торжество Иисуса Христа над адом. Он стоит в «славе» на обломках ворот ада и за руку выводит Адама и Еву. Славой на иконах называется овал или, реже, круг, в который вписана фигура Христа или Богородицы. «Слава» может быть розовая, зеленая, золотая. Тут же у его ног валяются оборванная цепь, клещи и разные мелкие орудия пыток. Поднимаются ветхозаветные праведники. Ангелы избивают дьяволов.
Один из самых ярких «праздников» – «Вход в Иерусалим». Но о нем я говорил уже в начале этой главы. Приведу описание конкретной иконы, относящейся к московской школе середины XV века и хранящейся в Третьяковской галерее. «Христос, сидя боком на белой лошади, представляющей здесь осла, едет вправо, обернувшись назад к семи идущим за ним апостолам. У ног лошади дети расстилают, одежды и разбрасывают ветки. Навстречу Христу из высокого каменного града выходят жители Иерусалима… За Христом высится гора, достигающая левого верхнего угла иконы. Из-за стен града вырастает изогнувшееся влево дерево. В его листве виднеются трое обламывающих ветки детей в белых одеждах» (Каталог древнерусской живописи, т. 1, стр. 315).
«Преображение» . В центре композиции, обыкновенно на горке, стоит Христос в белых одеждах и в «славе». От Христа вниз и несколько в стороны исходят три острых, похожих на клинки, луча. Своими остриями они нацелены в трех апостолов: Петра, Иоанна и Якова, упавших на землю от ослепительного сияния или, может быть, от простого испуга.
«Покров». В центре иконы, преимущественно в верхней ее части, на условном маленьком облаке стоит Богородица. Иногда в «славе». Она стоит на фоне многоглавого храма. В руках у нее покрывало, которое она распространяет над всеми, кто располагается в нижней половине иконы. Символика состоит в том, что Богородица покровительствует. Среди предстоящих могут находиться и святители, и апостолы, и митрополиты, и обязательный в этом сюжете архимандрит Роман.
Иногда встречаются заказные иконы. Например, приходит купец к иконописцу и просит написать «Покров». Самого купца зовут Алексеем, жену его зовут Екатериной. В этом случае, наверное, среди предстоящих мы найдем на иконе Алексея Божия человека и Екатерину великомученицу.
Очень часто праздничные сюжеты объединяются на одной доске. Тогда в центре доски изображается «Воскресение или сошествие во ад», а по сторонам и сверху и снизу, в виде клейм, остальные праздники. Такая икона называется всегда по центральному клейму «Воскресением». Читатели, может быть, не забыли, как мы в Пречистой Горе искали икону «Воскресение», оставщуюся от древнего монастыря. Нужно предположить, что на той, не найденной нами иконе были написаны все праздники. Живопись на иконе «Воскресение» всегда имеет характер миниатюры. У меня в собрании есть сейчас «Воскресение». Доска небольшая, 50 на 40 сантиметров, однако на ней уместилось 38 самостоятельных иконописных сюжетов.
Источник статьи: http://ioakimo-annovskiy.prihod.ru/2014/12/15/ikoni-prazdnikov/
Иконы двунадесятых праздников
Икона, рассказывающая о рождении Сына Божьего Иисуса Христа в пещере близ города Вифлеема.
Икона, иллюстрирующая Новозаветное предание о Сошествии Святого духа на апостолов на вершине горы Сион.
Икона, повествующая о том, как архангел Гавриил сообщил Деве Марии радостную весть о скором рождении Иисуса Христа.
Благую весть — скорое рождение Сына Божьего принёс архангел Гавриил будущей Богородице — Деве Марии.
Икона, на которой описано рождение будущей Богородицы — Девы Марии, дочери Святого Иоакима и Святой Анны.
Икона, ключевыми фигурами которой являются Бог Отец, Бог Сын, и Бог Дух Святой.
Икона, рассказывающая о событиях последних минут жизни Пречистой Девы Марии.
Икона, рассказывающая о крещении Иисуса Христа его предтечей Иоанном Крестителем.
Одна из самых известных икон, на которой изображены Бог-Отец, Бог-Сын и Бог Святой Дух.
Икона, на которой зримо присутствуют Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Святой Дух.
Красивая икона, на которой изображен триединый Бог в ветхозаветном сюжете.
Икона, на которой изображено обретение Креста Господня, который был спрятан у Голгофы, рядом с Иерусалимом.
Икона, на которой описано чудесное явления трём ближайшим ученикам Христа его истинного лика.
Икона двунадесятых праздников, на которой изображено первое принесение во Храм Младенца Иисуса.
Икона, рассказывающая о первом посещении Иерусалимского храма трёхлетней Марией.
Иконы двунадесятых праздников повествуют о самых важных событиях земной жизни Иисуса Христа и Девы Марии — Богородицы, которые особо прославляются и почитаются Православной Церковью. Более почитаемым праздником, чем двунадесятые является Пасха — Воскресение Иисуса Христа. Двунадесятые праздники входят в число великих праздников и всегда отмечаются торжественными богослужениями. В православных храмах и соборах, на высоком иконостасе иконы двунадесятых праздников размещаются в третьем, праздничном ряду — между деисусным и пророческим рядом. Как ясно следует из названия, двунадесятых праздников — двенадцать. Они подразделяются на 8 Господских и 4 Богородичных праздника.
Господни праздники
К Господским (Господним, Владычным) относятся следующие праздники:
Источник статьи: http://spb-icon.ru/ikoni-dvunadesyatich-prazdnikov/ikoni-dvunadesyatich-prazdnikov.html
Праздничные иконы – во славу Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы и Святых, и для долгой памяти событий в жизни их
В плеяде знаковых событий Русской Православной Церкви есть даты, отметить которые считает своим святым долгом каждый православный христианин. Сколько же главных праздников? Двенадцать. Ключевые знаковые даты в календаре называются «двунадесятыми», и посвящаются эти праздники Господу нашему Иисусу Христу и Божьей Матери.
Во славу каждого из этих праздников и для их надлежащего проведения в Храме Божьем на протяжении многих веков мастера-иконописцы создают иконы ручной работы. Без праздничных икон проведение любого знакового события в церкви немыслимо.
Помимо основных «двунадесятых» праздников есть и даты, в которые чествуются Святые Русской Православной Церкви, а также отмечаются важные священные события. Из этих дат соткан так называемый Церковный год. Примечательно: его точкой отсчёта считается вовсе не 1 января (мирской Новый год), а 14 сентября (или 1 сентября по новому стилю).
Итак, подытожим, какими бывают праздники
- Господскими (отмечаются знаковые события из жизни Иисуса Христа)
- Богородицы (в эти дни отмечается всё, что связано с жизнью Пресвятой Богородицы)
- Святых.
Существует и временная дифференциация праздников. По времени они бывают:
- Не переходящими (празднуются каждый год в один и тот же день, как Рождество Христово)
- Переходящими (ориентированными на дату празднования Светлой Пасхи, которая всегда отмечается в воскресенье, но далеко не всегда в конкретные дни)
Существуют и разные степени торжественности службы, которая проходит в Церкви. Как уже отмечалось, праздники бывают двунадесятыми (ключевыми) великими, средними, малыми.
Мастера-иконописцы создадут проникнутые Духом Святым иконы к праздникам Рождества Христова или Пресвятой Богородицы, Благовещения и Крещения.
Ваша душа будет озарена небывалым светом, когда вы возьмёте в руки икону ко Сретению Господню или Входу Господа в Иерусалим. Настоящие шедевры иконописного искусства создают к Успению или Воздвижению. И, конечно, краеугольным камнем иконописи являются иконы, созданные к Пасхе, когда воскрес наш Спаситель.
Необходимо помнить, что каждый праздник начинается не с покраски яиц или освящения куличей, а с контакта с Нашим Создателем, проводником к которому в земном мире является созданная благословлённым мастером икона.
Источник статьи: http://www.mnogoikon.ru/articles/prazdnichnye-ikony-vo-slavu-iisusa-khrista-presvyatoy-bogoroditsy-i-svyatykh-i-dlya-dolgoy-pamyati-s/
Вышитые бисером праздничные иконы. Православные праздники
Православные праздники в иконописи
В иконописи все образа условно делятся на Господние, Богородичные, изображения святых и те, что иллюстрируют важные для понимания церковной истории события. Роль последних выполняют праздничные иконы. Их размещают в праздничном ряду иконостаса, кладут на аналой для поклонения в день чествования, они являются храмовыми, если храм освящен в честь какого-то Евангельского события.
Есть такие образа в домах православных христиан. Безусловно, перед ними молятся, как и перед другими образами. Все праздники православной церкви, которые имеют свою иконографию, делятся на двунадесятые, великие и Пасху. Источниками иконографии служит как Церковное Писание, так и Предание. Каждая праздничная святыня наполнена глубоким духовным содержанием.
Пасхальная икона
Иконы Воскресения Христова – главные праздничные святыни Православной Церкви, как и само событие Воскресения. В центре композиции на фоне нескольких окружностей, символизирующих власть, могущество и славу, изображена фигура Христа. В руках у Него Крест, как символ спасения.
Стоит Господь над черной бездной на двух плитах, символизирующих створки дверей ада. Края его плаща вздуты, как крылья ангела – Он поднимается в Рай. На Руси особое распространение получила святыня, не обилующая символикой. На ней изображен момент выхода Христа из погребальной пещеры. Он в белых одеждах. На выходе Его, смиренно склонив голову, встречают два ангела.
Иконы двунадесятых праздников
Из всех событий новозаветной истории Отцы Церкви выделили двенадцать наиважнейших. Эти праздники названы двунадесятыми и посвящены воспоминаниям земной жизни Христа и Богородицы. Посвященные этим событиям праздничные иконы имеют свои особенности.
Вышивка бисером Рождество Христово
Рождество. Иконография праздника прославляет воплощение в человеке Бога. Главные элементы образа – пещера и Вифлеемская звезда, приведшая к Младенцу волхвов. Основная композиция – спеленатый Младенец в яслях, возлежащая рядом с Ним Богородица, сидящий Иосиф, животные возле яслей. Дополнительные элементы, которых может и не быть, – ангелы, восхваляющие Рождество, волхвы и пастухи. На многих, особенно древнерусских святынях, присутствует сцена Омовения (обряд очищения водой) Христа.
Вход Господень в Иерусалим. Иконография прославляет самое торжественное в земной жизни Христа событие – Он вступает в Иерусалим и народ встречает его, как Царя, пришествие Которого предсказали пророки. Основная композиция – въезжающий на осляти Христос, следующие за Ним апостолы и всеобщее народное ликование. Непременные элементы – Елеонская гора в левой части образа и город Иерусалим в правой.
Богоявление или Крещение. Посвященные событию праздничные святыни прославляют момент, когда Господь впервые показался (явился) собравшимся, как Бог. Главные фигуры композиции – крещающийся Спаситель и благословляющий его Иоанн Креститель (Предтеча). Над Христом в сегменте неба изображен голубь, а во многих древнерусских изводах – Бог Саваоф.
Сретение. На сороковой день по Рождеству благочестивые родители принесли Младенца в храм. Там его встретил старец Симеон, имеющий предсказание, что он покинет мир, как только увидит Спасителя, и праведная Анна Пророчица. В этом и смысл композиции. Как правило, фигуры изображаются на фоне ступенек в храм. Этот элемент в иконописи имеет глубокое символическое значение.
Благовещение. Этот день считается Церковью днем всеобщего спасения. Через Деву Марию Бог воплотился и стал человеком. Иконография прославляет момент сообщения Пречистой Деве Благой Вести Архангелом Гавриилом. Она достаточно разнообразна. Момент встречи происходит у колодца, или в доме Иосифа за пряжей (главный извод), или просто на золотом фоне.
Вознесение. На сороковой день по Воскресению Господь вознесся на Небо. Христос изображен в торжестве, каким и придет судить мир. Это иконография Пантократора (Господа Вседержителя). В нижней части композиции изображены апостолы, наблюдающие это событие и, неизменно, Пресвятая Богородица.
Святая Троица вышитая бисером и камнями
Троица или Пятидесятница. Об иконографии Троицы пишутся целые научные труды. Изобразить Бога невозможно, потому что Его не видел никто. Согласно канонам, допустимы лишь символические изображения. Праздничные иконы Пятидесятницы языком иконописи передают историю сошествия Святого Духа на собравшихся в иерусалимской горнице апостолов.
Преображение. Господь на Фаворе явил апостолам через преображение свою Божественную природу. Главные лица композиции – преобразившийся Христос, Моисей и Илия. Моисей держит в руках книгу или скрижали Завета. Иконография может быть дополнена изображением апостолов, которые пришли на Фавор вместе со Спасителем.
Крестовоздвижение. Даже человек слабо знающий церковную историю, легко определит, какое событие прославляется этим образом. В центре композиции – Крест на возвышении. Его поддерживают несколько священнослужителей. Остальные части изображения в разных изводах могут отличаться.
Успение Пресвятой Богородицы. На иконе изображены скорбящие апостолы вокруг тела Богородицы. В верхней части образа – Христос с душой Пречистой Матери.
Рождество Пресвятой Богородицы. Иконография прославляет рождение Матери Господа. В ряду образов двунадесятых праздников стиль и строй этой иконы наиболее земной. Анна сидит или полулежит на ложе. Ей прислуживают женщины. Повивальная бабка вместе со служанками омывают в купели Богоотроковицу и подносят Ее матери. На некоторых изводах Мария изображена спящей в колыбельке.
Введение во храм Пресвятой Богородицы. Введенские праздничные иконы центром композиции имеют фигуру хрупкой маленькой девочки, будущей Богородицы, которую родители, согласно обету, привели во Храм. К Ней склонился первосвященник. По преданию, им был Захария – отец Предтечи.
Иконы великих Православных праздников
Кроме двунадесятых есть еще и великие праздники – Обрезание Господне, Покров Богородицы, Рождество Иоанна Крестителя, день памяти Первоверховных Апостолов, Усеконовение Главы Предтечи.
Икона Покрова Пресвятой Богородицы вышитая бисером
Покров. Композиция образа Покрова основывается на событии, когда Богородица простерла над молящимися во Влахернской церкви свой омофор, как символ заступничества и Ее особой милости. Богородица с омофором – главный элемент композиции, отличающий праздничные иконы Покрова от других Богородичных образов.
Обрезание. В композиции образа Обрезания главные фигуры – Богородица и Иосиф Обручник, принесшие в храм для совершения обрезания своего восьмидневного ребенка. Перед ними коленопреклоненный слуга с блюдом для жертвоприношений, в стороне – группа священников в торжественных облачениях.
Рождество Иоанна Крестителя. На образах Рождества Иоанна Крестителя, самого почитаемого после Богородицы святого, изображена лежащая на ложах праведная Елизавета, младенец на кроватке рядом с ней и нарекающий сына именем Праведный Захария.
Усекновение главы Иоанна Крестителя. Главный элемент композиции Усеконовения Главы Иоанна Предтечи – Честная Глава Крестителя на блюде, как и была она преподнесена беснующейся Иродиаде.
Малые праздники связаны с памятью святых. Они отмечаются в церкви каждый день и их иконой является образ того или иного святого.
Иконы, творящие чудо
На протяжении сотен лет известны факты исцеления от прикосновения к иконам. Люди исцеляются от разных болезней, фобий и многого другого, что есть в человеке. Почему та или иная святыня начинает исцелять, а другие — нет, неизвестно.
Но факт вещь упрямая и доказательство исцелений есть. Многие паломники стремятся попасть туда, где сейчас находится исцеляющая икона. С верой и надеждой несут они свои проблемы к ней. Возле таких образов молятся не только за себя, но и за своих детей.
Есть люди, которые кардинально не верят в такие случаи или не хотят верить. Есть и такие, которые получили свое исцеление от мучавших их проблем. И каждый раз, когда скептик и верующий встречаются и начинают разговаривать о вере — начинается бурный спор, ведь один видел исцеление, а второй и верить в это не хочет.
С помощью икон проводят экзорцизм и изгоняют бесов, которые мучают человека. Подносят образ к бесноватому и читают молитву. Человек начинает кричать или разговаривать на языке, который он не мог знать.
Иногда бесноватый кидается на священника и его с трудом могут удержать несколько человек, специально находящихся в помещении, именно для этой цели. И такое может продолжаться по несколько часов.
Бывает такое, что одним молящимся возле чудотворной иконы приходит исцеление, другим — нет, у третьих было исцеление, но болезнь вернулась. Возможно, причина возвращения болезни состояла в духовной нищете человека и нежеланием покаяться и изменить жизнь.
Сколько примеров, когда человек получал от Бога свое чудо и начинал опять пить, курить или баловаться наркотой и зарабатывал себе болезнь, от которой он избавился. Поэтому лучше посоветоваться со священником и делать так, как он говорит.
Неканонические иконы не признаются церковью и запрещены для всякого совершения молитвы. Их признают вредными — для духовного понимания мирянами, основных постулатов духовных законов. То есть от неканонической иконы пользы никакой не будет.
Так как же отличить каноническую, от неканонической иконы.
На неканонической иконе могут присутствовать хоть намек на эротизм, могут подменять Иисуса ангелом или сделать образ с множеством деталей которые относятся к земному. На некоторых иконах можно встретить святых которые не смотрят на Иисуса.
И таких всевозможных дорисовок, перерисовок и собственных фантазий может быть множество. Такого нарушения церковь не признает.
Каноническую икону пишут специально обученные иконописи люди, которые много времени проводят в постах и молитве перед написанием иконы. Поэтому она получается такой, какой вы видите ее в церкви. А когда возле неё начинают происходить чудеса, ее называют чудотворной и она признается особо чтимой.
Избранность иконы можно проверить, если с ней происходит чудесное самообновление, может исходить от образа свет, мироточение и слезотечение и тому подобные чудеса. Избранные образы не раз исцеляли больных и спасали от несчастий, катастроф, стихийных бедствий, которых в нашем мире немалое количество.
Образа ставят на восточной стороне дома. Она специально выделяется только для этого и обрамляется освященным полотенцем или полотенцем с вышивкой . Также нельзя, чтобы образа святых стояли выше образа Господа, Святой Троицы и Божьей Матери.
Вышитая бисером икона Богородицы Неувядаемый Цвет
В дизайне украшений сочетание двух оттенков металлов — современный тандем, подчёркивающий хороший вкус. Циферблат часов украшен белыми кристаллами Swarovski и змеёй — символом одновременно страсти и мудрости.
Аксессуар с универсальным и в то же время заметным дизайном станет важным стильным элементом любого ежедневного или торжественного вечернего образа. Идеальным дополнением будут украшения в оттенках белого или розового золота.
Источник статьи: http://ikona2.info/prazdnichnye-ikony.php