Сценарий внеклассного мероприятия «Наш великий, могучий, прекрасный русский язык!(для учащихся начальных классов)
методическая разработка на тему
Викторина «Наш великий, могучий, прекрасный русский язык!(для учащихся начальных классов)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_meropriyatie_po_russkomu_yazyku_v_nachalnoy_shkole.docx | 122.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие по русскому языку в начальной школе
Викторина для начальной школы по русскому языку. Сценарий
Материал для учителей начальных классов.
Викторина «Наш великий, могучий, прекрасный русский язык!(для учащихся начальных классов)
На доске – эпиграф
“Учите русский язык –
Вас ждет великая награда,
И та награда – в нем самом”
— прививать любовь к родному языку;
— закреплять знания и умения, полученные на уроках;
— воспитание у уч-ся бережного отношения к родному слову;
— развитие интереса к глубокому изучению русского языка во внеурочное время;
— расширить словарный запас детей, используя высказывания писателей о русском языке.
— формирование интереса к нему как к учебному предмету,
— повышение общей языковой культуры
— высказывания писателей о русском языке;
— плакат с ребусами;
— карточки с заданиями.
Ведущий . Здравствуйте, уважаемые гости, участники нашей викторины. Сегодня у нас викторина по русскому языку. Главный гость сегодня — его величество русский язык. Могуч и прекрасен русский язык. Послушайте, что говорили о нём выдающие русские и зарубежные писатели.
Дети читают высказывания о русском языке.
Ученик 1. Александр Сергеевич Пушкин прекрасно относился к родному языку. По его мнению, «русский язык-это выразительный и звучный язык, гибкий и мощный в своих оборотах и средствах». Ему свойственны «величавая плавность, яркость, простота и точность».
Ученик 2. «Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – строгий, серьёзный, где нужно-страстный, где нужно – бойкий и живой». Так считал Лев Николаевич Толстой.
Ученик 3. Классик французской литературы Проспер Мериме так отзывался о русском языке: «Это прекраснейший из всех европейских языков, не исключая и греческого».
Ученик 4 . Иван Сергеевич Тургенев в 1882 году посвятил русскому языку стихотворение в прозе.
«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык. Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома. Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»
Ученик 5 . Иван Сергеевич Тургенев просил: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, — это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!»
Ученик 6. Мне очень нравятся высказывание Гоголя о русском языке: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи».
Ведущий. Наша викторина посвящена русскому языку. Участвуют четыре команды. Я буду задавать вопросы. Подсчитывать баллы будет жюри.
Напоминаю правила игры.
1. На обсуждение вопроса даётся время.
2. До истечения этого времени команда должна найти ответ, а капитан — поднять руку.
3. Капитан решает вопрос о том, кто будет отвечать.
4. Если команда даёт неправильный ответ, у другой команды есть время на обсуждения.
2. Представление команд
3. Разминка «Вопрос-ответ» (каждый правильный ответ – 1 балл)
Сколько букв в русском алфавите? (33)
Сколько согласных букв? (21)
Слова какой части речи могут заменять существительные в предложениях? (местоимения)
Как называется часть речи, обозначающая действие предмета? (глагол)
Сколько гласных букв? (10)
Первый звук в слове Яблоко? (й)
Как называется главный член предложения, отвечающий на вопрос «кто?» или «что?» (подлежащее)
Какая часть слова служит для связи слов в предложении? (окончание)
4. Конкурс «Весёлая грамматика»
Из предложенных слогов составьте слова:
Лу мон ли но ня на ре мер ма ня мо ма
Найдите и выпишите слова, которые перемешались.
(ёжики, стол, роза, город, астра, работа)
В этом квадрате с буквами спрятались 13 обитателей морей и рек. Отыщи их. Учти, что слова могут быть написаны по горизонтали, по вертикали и по диагонали. Одно слово – краб – уже найдено.
Материал для учителя:
Отгадки к конкурсу «Весёлая грамматика» для 3 класса:
В этом квадрате с буквами спрятались 14 названий сладостей. Слова можно искать по горизонтали, по вертикали и по диагонали. Одно слово – торт – мы за тебя уже нашли.
Отгадки к конкурсу «Весёлая грамматика» для 4 класса
Игра «Вертолина» (для болельщиков)
Сейчас, уважаемые болельщики, вы можете помочь своей команде заработать дополнительные баллы. Для этого вам нужно выполнить задания. На листе вы видите 6 букв Д О К О С А. Сколько различных слов — имён существительных — сумеете прочитать, столько баллов вы подарите своей команде.
Читать разрешается в разных направлениях; буквы читать подряд.
(сад, сок, осадок, оса, док, коса, садок, ода, ад, око, код)
5. Игра «Найди лишнее»
Будьте внимательнее! Есть лишние слова (ударение на 1 или 2 слог)
Будьте внимательнее! Есть лишние слова. Объясните, почему одно слово является «лишним»
Дождь, снег, град, луна
Тетрадь, книга, дневник, самолёт
Будьте внимательнее! Есть лишние слова. Объясните, почему одно слово является «лишним»
Земля, серая, жёлтая, зелёная
Увидеть, покрасить, краска, добежать
Будьте внимательнее! Есть лишние слова. Объясните, почему одно слово является «лишним»
Белый, белизна, белеет, белка
Вкусный, интересный, искусный, грустный
Игра с болельщиками «Доскажи словечко».
1. Жеребенок с каждым днем
Подрастал и стал . (конем)
2. Кто альбом раскрасит наш?
Ну, конечно, . (карандаш)
3. Кругла, рассыпчата, бела
На стол с полей пришла.
Ты посоли ее немножко,
Ведь правда вкусная . (картошка)
4. Что за скрип, что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть, без хруста,
Если я . (капуста)
5. Мчусь как пуля я вперед,
Лишь поскрипывает лед.
Да мелькают огоньки!
Кто несет меня? . (коньки)
6. По дороге наша Машенька идет,
За веревочку козу она ведет
А прохожие глядят во все глаза
Очень длинная у девочки . (коса)
7. В яме спит зимою длинной
Но чуть солнце станет греть,
В путь за медом и малиной
8. В черном поле заяц белый.
Прыгал, прыгал, петли делал.
След за ним был тоже бел
Кто ж этот заяц . (мел)
9. В подполье, в каморке
Живет она в норке.
Кто же это? . (мышка)
10. Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись стал реветь
Этот зверь лесной . (медведь)
6. «Половинки»
(задание на развитие словесно-логического мышления)
Дети, прочитав первую часть пословицы, должны подобрать к ней вторую.
Любишь кататься, люби и саночки возить.
Век живи, век учись.
Старый друг лучше новых двух.
Делу время, потехе час.
При солнышке тепло, при матери добро.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Труд человека кормит, а лень портит.
Игра с болельщиками
О каких знаках препинания идет речь?
Когда слова гремели и блистали,
Я в моде был, я был на пьедестале!
Однако время новое настало –
Оно меня и свергло с пьедестала.
Что о себе сказать могу?
Согнула жизнь меня в дугу.
За свой характер я плачу –
За то, что много знать хочу.
Известно миру с давних пор,
Что знак я немаловажный
И не окончен разговор:
И начинает думать каждый.
Он очень вежлив:
Не любит споров он и драк.
Он всем старается помочь,
Он в слове, «мать» и в слове «дочь»
И в тихом лунном слове «ночь»
Чтоб никого не огорчать,
Он все старается смягчить.
Вопросы для болельщиков
Придумайте слово, состоящее из трех букв и трех звуков.
Придумайте слово, состоящее из четырех букв и четырех звуков.
Придумайте имя девочки, в котором три слога.
Имя мальчика, в котором на один слог меньше.
Подсчитайте сколько букв и звуков в словах яблоко и енот.
Сколько слогов в именах: Петр и Алеша.
Какая буква русского алфавита всегда стоит под ударением? (Буква ё)
Что означают эти выражения? Когда мы их употребляем?
— Шиворот на выворот («Совсем наоборот»);
— Спустя рукава («Трудиться неохотно»);
— Точить лясы («ничего не делать», «без пользы проводить время за разговором»).
Источник статьи: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/stsenarii-prazdnikov/2017/08/13/stsenariy-vneklassnogo-meropriyatiya-nash-velikiy
Сценарий праздника, посвященного русскому языку
Подойдёт и взрослым и детям
Внеклассное мероприятие по русскому языку «Я знаю и люблю русский язык»
Учитель Линник Н.А.
Внеклассное мероприятие проводится в форме праздника для учащихся 5-6 классов с участием 9 классов.
Цель: проведение праздника русского языка.
— стимулировать интерес к изучению русского языка;
— создать условия для демонстрации учащимися своих знаний и умений;
— формировать навыки правильной речи ;
— воспитывать уважение к русскому языку.
Учитель. Ребята! Сегодня у нас праздник русского языка. Он называется «Я люблю и знаю русский язык» Русский язык богат, велик, могуч. «Мы живём в царстве слов, и слова имеют огромную власть над нашей жизнью, мы заколдованы словами»,- писал известный русский учёный Н. Бердяев.
Общаясь, мы говорим друг другу разные слова. Так пусть слова наши будут чистыми, вежливыми, культурными. Пусть минует наше слово равнодушие и болезни, рабство моды и штампа. Давайте будем стараться доставлять окружающим радость приятным, ласковым словом.
Итак, поговорим о русском языке, о богатстве его лексики, о правильности письменной и устной речи.
(По ходу праздника на экране проецируются высказывания русских и зарубежных писателей о русском языке).
Проводить праздник помогут мои помощники Лексика и ее друг Лексикон .
— Что обозначают слова «лексика» и «лексикон»?
(Лексика – это все слова языка, лексикон – это словарный запас одного человека).
— Правильно. Так убедимся же еще раз, как богата лексика русского языка и пополним свой лексикон новыми хорошими словами.
Лексика . Великий, могучий, правдивый, свободный,
Народной живительной силы родник,
Тебе посвящаем игру мы сегодня,
Наш гордый, наш русский, родной наш язык!
Учитель представляет участников команд, жюри. Предлагает придумать названия командам.
Основная часть игры
Первый конкурс «ГОВОРИ ПРАВИЛЬНО»
Лексикон. Лексика, я начал учить стихотворение, послушай, правильно я его говорю?
Говорил он, между прочим,
«КрасивЕе», «Мы так хоЧЕм»,
«ДОсуг, шОфер, прОцент, зАем,
КвАртал, пОртфель, бЮллетень»,
«ПОВЕРХ плана выполняем»,
«А´гент звОнит цельный день».
(В. Масс, М. Червинский)
Лексика. Конечно же, ты неправильно учишь.
Учитель . Задание командам – исправить ошибки в ударении и произношении отдельных слов. за каждое правильно исправленное слово – 1 балл.
Лексикон. Лексика, недавно я услышал один диалог, может быть, мне стоит запомнить слова молодого человека?
Доктор: Проходите, молодой человек, в кабинет. Почему же вы не здороваетесь?
Доктор: На что жалуетесь?
Вася: Прихворнул я, что-то горло дерёт, башка болит.
Доктор: Температуру измеряли?
Вася: Да я градусник вчера кокнул!
Доктор: А как лечились вчера?
Вася: Дрыхнул весь день, аж надоело.
Доктор: Да … Тяжёлый случай. Но лекарствами здесь не поможешь. У вас очень болен язык. Его срочно нужно лечить.
Лексика. Лексикон, ты слышал слова доктора: «… у молодого человека болен язык, его нужно срочно лечить»
Учитель. А мы послушаем пятиклассников, они напомнят нам об этикетных словах, словах-антибиотиках.
Пятиклассники обращаются к детям, используя в речи этикетные слова: добрый день, привет, здравствуй; всего доброго, желаю удачи, до свидания; будьте любезны, пожалуйста, не затруднит ли вас; извините, не сердитесь и т.д.
Учащийся 5 класса. Слово – это не пустяк.
В каждом слове свой костяк.
Говорите и любите это чудо.
В школе учат понимать,
Что словом нужно выражать
Доброту, тепло, любовь, заботу к людям.
Не стесняйтесь говорить
И «спасибо», и «прости»,
И «люблю», «целую», «верю», «уважаю».
Постарайтесь не грубить,
В своём сердце сохранить
Слово. Это то, что сердцем выражаешь.
Учитель. Команду получают следующее задание. Нужно составить пословицы, которые напечатаны в разорванном виде на этих листочках. Кто быстрей?
Конкурс «НАЙДИ ВТОРУЮ ПОЛОВИНУ»
Человеческое слово… по полёту.
Видно птицу… острее стрелы.
Речи что мёд, … книга растит человека.
Испокон века… а дела – что полынь.
За каждую правильно собранную пословицу – 1 балл.
Лексикон . Я понял, что пословицы нужно знать. Они украшают речь, показывают нашу мудрость.
Лексика . Ты все правильно понял.
Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают,
Порой чему – то поучают
И от беды нас берегут.
Пословица вовек не сломится –
Ведь с ней и горе – не беда.
И наша речь красна пословицей!
Учитель. Фразеологизмы также делают нашу речь ярче, образнее. Следующий конкурс «ОДНИМ СЛОВОМ» . Командам нужно заменить фразеологический оборот одним словом. В каком разделе русского языка изучаются фразеологизмы?
· Во весь дух. (Быстро)
· Рукой подать. ( Близко)
· Сломя голову. (Быстро)
· Прикусить язык. (Замолчать)
· Сесть в калошу (Опозориться)
· Как снег на голову (Неожиданно)
За каждый правильный ответ – 1 балл
Викторина со зрителями. Я загадала слово. Вы должны его угадать по тем подсказкам, которые я буду говорить.
1. Имя апостола Петра в переводе с древнееврейского обозначает именно это. Он бывает краеугольным, а бывает – преткновения. Плохой человек носит его за пазухой. В споре коса может на него найти. (Камень)
2. Она очень маленькая, но с её помощью можно прервать жизнь одного сказочного героя, отличающегося своей чрезмерной худобой. Глупый человек будет искать её в стоге сена, а тот, кто очень волнуется, будет на них сидеть. Новая одежда только что с неё. Что это за предмет? (Иголка)
3. В неё можно переместить водоплавающую птицу, но всё будет безрезультатно. Её можно толочь в ступе и носить в решете. Можно прятать в неё концы и водить по ней вилами. Она бывает мёртвая, живая и на киселе. А если вы не хотите отвечать на мой вопрос, то её можно в рот набрать. Но в ваших же интересах на него ответить. Что это? (Вода)
Учитель. У нас в гостях девятиклассники. Они прочитали на уроке литературы роман в стихах «Евгений Онегин» и решили поделиться впечатлениями о нем.
— Артур, ну чё, прочитал?
— Прикольно или стремно?
— Прикольно. Слушай. Короче, одного понтового чела достала лайф. Сам в порядке, зелени до бровей. А ему все по барабану. Свалил в деревню. Стал типа колхозником. Нашёл себе дружбана, Ленского. Сидят вечером, за жизнь перетирают. Запала на парнишку деваха деревенская, ничо так, прикольная. Но Онегину не в кайф. Он ей культурно: «Учитесь, девушка, властвовать собой, не всякий. Типа, вас, как я, поймет».
— А тут, блин, праздники. Ну и, подкатил Онегин к подруге своего другана. Тот за ствол.
— Нехорошо получилось. Кровь пролилась. Пацан в бега… Короче… А короче, Юля, знаешь, я играл роль своего современника. И мне было как-то нехорошо и от этих манер, и от языка.
— Да, Артур, наш слог, действительно ужасен. А вот слог Александра Сергеевича Пушкина. Двести лет назад он написал, обращаясь к своему читателю, а как современно, просто и гениально звучит:
Кто б ни был ты, о мой читатель,
Друг, недруг, я хочу с тобой
Расстаться нынче как приятель.
Прости. Чего бы ты за мной
Здесь ни искал в строфах безбрежных:
Воспоминаний ли мятежных
Отдохновенья ль от трудов,
Живых картин, иль острых слов,
Иль грамматических ошибок.
Дай Бог, чтоб в этой книжке ты
Для развлеченья, для мечты,
Для сердца, для журнальных сшибок
Хотя б крупицу мог найти,
За сим расстанемся, прости!
Учитель. Хочется и нам сказать: «Простите Вы и нас, Александр Сергеевич, за наше отношение к тому языку, который Вы нам подарили.
Лексика. Когда ты хочешь молвить слово
Мой друг, подумай, не спеши.
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Оно то жаворонком вьётся,
То медью траурной поёт,
Покуда слово сам не взвесишь,
Не выпускай его в полёт.
Им можно радости прибавить
И радость людям отравить.
Им можно лёд зимой расплавить
И камень в крошку раздолбить.
Оно одарит иль ограбит,
Пусть ненароком, пусть шутя,
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя.
Учитель. Проводим следующий конкурс «ОТГАДАЙ СЛОВО». Это задание из раздела Морфемика.
Задание для всех команд:
Приставка – в слове ПОДЪЕХАЛ.
Корень — в слове СНЕЖИНКА.
Суффикс – в слове ЛЕСНИК.
Окончание – в слове СТОЛ. (Подснежник)
За правильный ответ – 1 балл
Задание для зрителей:
Корень – в слове МОЛОДОЙ.
Суффикс – в слове КОСЦЫ.
Окончание – в слове ТРАВЫ.
КОНКУРС «ТЁМНАЯ КОМНАТА». Конкурс состоит из заданий трех разделов науки о языке: Морфологии, Фонетики, Орфографии. Напомните, что изучается в этих разделах.
(Морфология – раздел науки о языке, изучающий части речи и их морфологические признаки.
Фонетика – раздел науки о языке, изучающий звуковой состав речи.
Орфография — раздел науки о языке, изучающий правильное написание слов.)
Задание командам: придумайте 5 существительных из 6 букв, начинающихся со слога пар-. Команда получает 1 балл за скорость и 1 балл за правильность и количество.
(Парник, партер, пароль, партия, парень, паркет )
2 .Задание командам: распределите слова в 3 колонки так, чтобы было:
Юла, шитьё, уголь, её, соловьи, линия, подъезд, оттаял, рассказ, пень, мост, семья.
Команда получает 1 балл за правильность.
3.Задание командам: сколько в этом тексте букв Ы?
Попыхивая ц…гаркой, ц…ган ц…дил пойло в ц…нковое корыто. «Ц…ц, куриц…н сын! – ц…кнул он на подбежавшего ц…плёнка, — ещё получишь свою порц…ю». (5 букв ы)
За правильный ответ – 1 балл, если есть ошибки – 0 баллов.
Продолжаем викторину со зрителями.
4. Её нужно съесть пуд, чтобы чему-нибудь научиться. Давным-давно она была почти на вес золота. Её помещали гостю прямо в яства. Если гостя уважали, то клали этого много, а если нет – то и вообще не клали. Что же это за съедобный предмет? (Соль)
5. Она обладает странной способностью воспламеняться на том, кто участвует в краже. Её можно снимать, ломать, хватать в охапку; ими можно даже закидать! Без неё никак не обойтись в обычной жизни, учитывая особенности нашего климата. А у сказочных героев она часто бывает невидимая. И что же это за необходимый предмет? (Шапка)
6. Странно, почему-то все бояться узнать, где он зимует, но с нетерпением ждут, когда он, взобравшись на гору, свистнет. Когда человеку стыдно или он после бани, то становится похож именно на него. Это пресноводное беспозвоночное увековечено в одной из басен И. А. Крылова. Вы догадались, кто это? (Рак)
7. Оно бывает пятым у телеги вопреки всякому здравому смыслу. И что самое удивительное, некоторые шутники любят вставлять в него палки. На нём даже можно жить, а можно в нём вертеться. Но особенно его почему-то любят белки. Что это? (Колесо)
8. Молодожёны очень хорошо знают его, потому что он рядом с ними целый месяц. А когда его целая бочка, то находятся, не побоюсь сказать этого слова, вредители, которые готовы испортить его, добавив туда ложку дёгтя. Его обожал один представитель млекопитающих, любящий прикидываться тучкой. И что же это? (Мёд)
9. Он может бить, а может открывать дверь. Он может быть мокрым, а может быть сухим. Иногда его можно потрогать, а иногда это всего лишь средство для разгадки или понимания чего – либо. Что же это такое? (Ключ)
Жюри подводит итоги. Объявление команды – победительницы.
Подсчёт очков у зрителей. Вручение грамот.
Лексика. Язык наш прекрасный –
Богатый и звучный,
То мощный и страстный,
В нём есть и усмешка,
И меткость, и ласка.
И рассказы, и сказки –
Наш великий язык!
Лексикон. Много языков на свете разных-
Выучить их все не смог бы я
Все они по-своему прекрасны,
В каждом есть изюминка своя.
Говорят в Париже по-французски,
По-немецки говорит Берлин;
Мне же дорог мой, привычный, русский,
Для меня родной лишь он один.
Учитель. Мелодичный, гибкий и певучий,
С детства он меня очаровал,
И не зря великим и могучим
Наш язык Тургенев называл.
Развиваясь быстро, динамично,
Впитывая разные слова.
Новое воспринимал отлично,
Но и мудрость предков в нём жива.
Да и только нашей, русской речью
Можно Русь привольную воспеть!
Будет жить язык наш русский вечно
И не сможет, верю, умереть!
(Участники праздника дарят гостям праздника и друг другу открытки-сердечки, подписанные словами: Люблю Вас; Уважаю; Признателен Вам; Спасибо за знания; Благодарю; Горжусь тобой; Вы – мудрая; Справедливая; Чуткая; Прости меня; Желаю здоровья; Будьте счастливы и т.д.)
Источник статьи: http://infourok.ru/scenariy-prazdnika-posvyaschennogo-russkomu-yaziku-469101.html