История праздника день матери казачки

День Матери-казачки

Более 200 лет День Матери-казачки отмечается казаками (21 ноября-по старому стилю) 4 декабря-по новому — на великий православный праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы.

История гласит, что 21 ноября 1774 года в турецкую войну девятитысячный отряд татар и турок вторгся на территорию государства Российского на Тереке и окружил станицу Наурскую. Так как все строевые казаки были в походе, то основная тяжесть по обороне станицы легла на женщин-казачек. Помочь им могли только старики и малолетние дети. И они выстояли! В честь этой нелегкой победы в станице Наурской насыпан курган Славы, а событие названо
«Днем матери-казачки».
Автор: — классный руководитель 8«А» школы № 28 станицы Вознесенской
Кондрашева Светлана Михайловна

День казачьей Матери в память о сражении.
Без мужей станица прогнала врага.
В этом Дне событие стало отражением
Материнской смелости в память на века.

В Интернете – памяти есть о том страницы.
Их перелистаем тихо, не спеша.
И живыми встанут перед нами лица,
О себе расскажет Матери душа.
***
«Не боли болячка – я Мать и казачка»,
Пречистая Дева надо мной всегда.
Я судьбы хозяйка, не нужна подачка,
Казаков рождаю, в крепости семья.

Муж, казак и воин, почести достоин.
«Будет сын таким же!» — отвечаю я.
Воспитаю храбрым, чтобы род свой помнил,
С Богом за Россию встанут сыновья.

Всех важней свобода, потому в походах,
На границах служат на своих конях.
Ждём мы и надеемся, кланяемся в ноги
Мы коню лихому, что довёз до дома,
Верным был в боях.

Поклонюсь и мужу, расцелую жарко,
Раны успокою, за свой дом горда.
Всё у нас в достатке и порядок в хатке,
Живность есть, есть кони и родит земля.

Всё умею делать, есть в душе и смелость,
Коль нужда заставит, — сяду на коня.
Враг об этом знает, битвы вспоминает
Без мужей сражались; — я всех в бой вела.

Я казачка – мама, я горда, упряма.
С Богом, с Богородицей, с Верой жизнь моя.
Берегу традиции, сделаю как надо,
Чтобы род казачий берегла семья.

Источник статьи: http://stihi.ru/2016/12/03/5620

День матери-казачки

День матери-казачки

4 декабря — большой христианский праздник Введение во храм Пресвятой Богородицы. Он совпадает с ещё одним праздником — Днем матери-казачки, который имеет давнюю историю. Его корни уходят в русско-турецкую войну.

В 1774 году девятитысячный отряд татар и турок вторгся на территорию Государства Российского. Так как все строевые казаки были в походе, то основная тяжесть по обороне станицы Наурской (Чечня) легла на женщин-казачек. Помочь им могли только старики и малолетние дети.

Полторы-две сотни женщин со стариками и малолетками храбро встретили врага. Били из ружей, рубили и кололи лезущих на валы, перетаскивали с место на место несколько оставленных в станице пушек, встречая атаки картечью. По легенде, одну из атак чеченцев сметливые казачки остановили, вылив на них с вала… горячий суп из свинины… Осада длилась 2 дня, и противник, оставив сотни трупов, ушел ни с чем.

В честь нелегкой победы казачек станицы Наурской возведен памятник, а также установлен День матери-казачки. И хотя само событие случилось в конце июня 1774 года, праздник в честь этой победы женщин над врагом был совмещён с церковным — Введения Пресвятой Богородицы во храм.

Отношение к женщине у казаков всегда было особенным. Именно женщина являлась хранительницей семейного очага, традиций. Женщина-казачка ждала мужа домой, воспитывала маленьких казачат, ибо главное предназначение казачки — стать матерью, хранительницей очага.

День матери-казачки празднуется ежегодно. С утра казачка надевала лучшее платье. В день должна была сменить 3-4 наряда. После завтрака казачки-соседки собирались человек по десять на улице и поздравляли казачек с их праздником, низко им кланяясь, благословляя на здоровье и хороший урожай в следующем году.

Казачка была не только неутомимой труженицей, но и организатором. Номинально руководил большим семейным коллективом старик-дед, но далеко не все казаки доживали до седин. Дед мог быть уже и недееспособным, инвалидом. И работу по хозяйству организовывали бабки, матери, жёны казаков. Распределяли домашних, кому чем заниматься, если нужно, нанимали работников и руководили ими. Казачки умели и торговать, чтобы часть продукции обратить в деньги и приобрести необходимое. Подобной инициативы и самостоятельности русские крестьянки не знали. У них-то всегда муж был рядом.

Но казачка умела не только это. При нападении врагов она снимала со стены мужнину саблю, ружье и дралась насмерть, защищая детей или давая им возможность убежать. 800 казачек участвовали в обороне Азова в 1641 году. А сколько в XVI—XVIII вв. встречается упоминаний о нападениях степняков на донские, терские, кубанские, волжские, уральские, сибирские городки? Если мужчины были дома, казачки укрывали детей и скот, выступали «вспомогательной силой», заряжая ружья, помогая ремонтировать укрепления, тушить огонь, перевязывая раненых. А коли главный защитник семьи отсутствует или уже пал – сама казачка становилась защитницей! Рынки Крыма и Тамани были переполнены русскими и украинскими полонянками, но из казачьих городков хищники угоняли только детей и совсем юных девушек. Казачки в плен не сдавались, сражаясь до конца!

В казачьей семье женщина испокон веков и по сей день тяжёлым и упорным трудом оберегает все, что составляет основу жизненного уклада казачьей семьи. Казачка посвящает себя дому, детям, воспитывая сынов и дочерей в духе казачьих традиций, прививая любовь к родной земле, чувство собственного достоинства наряду с уважением к старшим, готовностью встать на защиту Родины.

Читайте также:  С днем праздника дуаньу

Источник статьи: http://voysko-donskoe.ru/den-materi-kazachki/

Урок казачьей истории для родителей «Праздник Матери — казачки»
статья (старшая, подготовительная группа)

На этом необычном уроке казачьей истории родители узнают о жизни быте, роли матери- казачки в семье донских казаков

Скачать:

Вложение Размер
vse_o_kazachke_dlya_sobraniya_18.docx 16.89 КБ

Предварительный просмотр:

Праздник матери – казачки

Вот уже более двух веков наше православное казачество отмечает «День матери-казачки» 4 декабря — на великий православный праздник Введение во Храм Пресвятой Богородицы.

Девятитысячный отряд татар и турок вторгся на территорию Государства Российского. Так как все строевые казаки были в походе, то основная тяжесть по обороне станицы Наурской (Чечня) легла на женщин-казачек. Помочь им могли только старики и малолетние дети. И они выстояли!

В честь этой нелегкой победы, установлен памятник, а событие названо Днем матери-казачки. И хотя само событие случилось в конце июня 1774 года, праздник в честь этой победы женщин над врагом был совмещён с церковным — Введения Пресвятой Богородицы во храм.

Отношение к женщине у казаков всегда было особенным. Именно женщина являлась хранительницей семейного очага, традиций. Женщина-казачка ждала мужа домой, воспитывала маленьких казачат, ибо главное предназначение казачки — стать матерью, хранительницей очага.

День казачки–матери празднуется ежегодно. С утра казачка надевала лучшее платье. В день должна была сменить 3-4 наряда. После завтрака казачки-соседки собирались человек по десять на улице и поздравляли казачек с их праздником, низко им кланяясь, благословляя на здоровье и хороший урожай в следующем году.

Казачка была не только неутомимой труженицей, но и организатором. Номинально руководил большим семейным коллективом старик-дед, но далеко не все казаки доживали до седин. Дед мог быть уже и недееспособным, инвалидом. И работу по хозяйству организовывали бабки, матери, жёны казаков. Распределяли домашних, кому чем заниматься, если нужно, нанимали работников и руководили ими. Казачки умели и торговать, чтобы часть продукции обратить в деньги и приобрести необходимое. Подобной инициативы и самостоятельности русские крестьянки не знали. У них-то всегда муж был рядом.

Но казачка умела не только это. При нападении врагов она снимала со стены мужнину саблю, ружье и дралась насмерть, защищая детей или давая им возможность убежать. 800 казачек участвовали в обороне Азова в 1641 году. А сколько в XVI—XVIII вв. встречается упоминаний о нападениях степняков на донские, терские, кубанские, волжские, уральские, сибирские городки? Если мужчины были дома, казачки укрывали детей и скот, выступали «вспомогательной силой», заряжая ружья, помогая ремонтировать укрепления, тушить огонь, перевязывая раненых. А коли главный защитник семьи отсутствует или уже пал – сама казачка становилась защитницей! Рынки Крыма и Тамани были переполнены русскими и украинскими полонянками, но из казачьих городков хищники угоняли только детей и совсем юных девушек. Казачки в плен не сдавались, сражаясь до конца!

В казачьей семье женщина испокон веков и по сей день тяжёлым и упорным трудом оберегает все, что составляет основу жизненного уклада казачьей семьи. Казачка посвящает себя дому, детям, воспитывая сынов и дочерей в духе казачьих традиций, прививая любовь к родной земле, чувство собственного достоинства наряду с уважением к старшим, готовностью встать на защиту Родины.

Далее — презентация

Меню в казачьем курене во все времена было разнообразным.

Во время походов в Турцию и Персию, воинской службы в разных уголках мира, казаки впитывали обычаи восточной, кавказской и европейской культуры, в том числе культуры застолья, и привозили их на Дон.

Стол ломился от яств, когда казаков встречали после походов или ждали желанных гостей, — мясо, птица, дичь, мочёные яблоки, соленья, пироги, блины, заправленные каймаком и арбузным медом (нордеком), и, конечно же, знаменитая донская рыба: балыки осетровые, донская селедочка, щерба (уха), зажаренная с луком и яйцом мелкая рыбёшка.

Будучи непритязательными в еде и соблюдавшие все посты, казаки все же любили вкусно поесть и угостить гостей. Свадьба была одним из торжеств, когда стол буквально ломился от яств. Главным блюдом на столе был круглик — пирог с рубленым мясом.

Из холодных закусок обязательным был студень, языки или как их называли «лизни», полотки, вареное мясо дикого кабана и многое другое.

В состав горячих блюд входили: жаркое из гуся или индейки, фаршированный целиком поросенок, тушка ягненка с чесноком; мясо дикой козы; кушанья из дрофы, диких уток, куликов и другой дичи. Телятину казаки не ели, постольку считали это грешным делом. Чтобы не обидеть хозяина, гости обязаны были отведать все блюда.

…А кому — самогончик казачий, до детско-слёзной прозрачности очищенный, под огурчик малосольный и чесночек маринованный, да донской шамаечкой вослед заглянцованный, да язычком с хренцом закушенный.

Казаки и по нынешним временам чтут завет своих предков: «Как ложкой, так и шашкой», потому и стол у них в изобилии и разнообразии всевозможных блюд.

КАЗАЧЬИ СЛАДКИЕ БЛЮДА

Самостоятельными кушаньями выступали айран, каймак, сюзьма – так же продукты скисления молока.

Нужно отметить и десертный стол. Он не обширен, однако непременно включает сладкие блюда: смоква из винограда, нардек – «арбузный мед», ныне практически канувший в лету. Разнообразны и хлебобулочные изделия: пампушки, блины, горофянки, множество пирогов.

Квас, кислое молоко, разведенное водой, компот были основными напитками у казаков. Но традиционным напитком среди казаков был чай. Он проник в повседневный быт казаков во второй половине 19 века. Чаепитием завершались все праздничные гуляния, часто и ежедневные трапезы.

Пряники донские медовые

Арбузный мед (нардек)

Пироги и пирожки с капустой и яблоками, с рубленым фаршем

Печенье овсяное терское

Пампушки праздничные (по типу пончиков или орешков)

Сдобный пирог «Круглик» с яблоками и вареньем.

Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2019/02/24/urok-kazachey-istorii-dlya-roditeley-prazdnik-materi

День Матери-Казачки
классный час по теме

Более 200 лет День Матери-казачки отмечается казаками (21 ноября-по старому стилю) 4 декабря-по новому — на великий православный праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы.

Скачать:

Вложение Размер
den_materi-kazachki.zip 25.66 КБ

Предварительный просмотр:

«Хвала тебе, казачка – мать!»

-приобщение учащихся к культурным ценностям кубанского казачества, сохранение исторической памяти, укрепление и развитие преемственности поколений;

-активизация деятельности учащихся по изучению истории и культуры кубанского казачества;

-воспитание любви к родному краю, гордости за его духовное и культурное наследие.

«Казачка, казачка»- желанное слово,
В нем музыка, радость, волненье и свет.
Пусть ДОЛЯ казачки бывает суровой,
Но СЛАВА не меркнет в мелькании лет.

ВЕД.1: Более 200 лет День Матери-казачки отмечается казаками (21 ноября-по старому стилю) 4 декабря-по новому — на великий православный праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы.

(слайд 3 с изобр. Богородицы).

Тропарь в исполнении Гуровой С.Н. и учащихся 6 «А» кл.

ВЕД.2: История гласит, что 21 ноября 1774 года в турецкую войну девятитысячный отряд татар и турок вторгся на территорию государства Российского на Тереке и окружил станицу Наурскую. Так как все строевые казаки были в походе, то основная тяжесть по обороне станицы легла на женщин-казачек. Помочь им могли только старики и малолетние дети. И они выстояли! В честь этой нелегкой победы в станице Наурской насыпан курган Славы, а событие названо «Днем матери-казачки».

ВЕД.1: В дальнейшем этот день стал считаться днем поминания погибших сыновей. В этот день в курене у казачки, чей сын погиб в сражении, собирались родные и близкие люди, чтобы почтить память не вернувшегося с войны сына, вспомнить какой он был храбрый, сильный, смелый, как любил свою Землю, свой народ и родную мать. Был настоящим казаком. Они старались поддержать мать, разделить ее горе, облегчить страдания. Слайд5.

Песня 4 «А» класса в исполнении Опацкой

ВЕД.2: В экстремальных условиях приграничной жизни выковался не только характер воина-казака, но и совершенно особый тип женщины — казачки. Когда мы говорим, что казаки освоили и возделали огромные пространства Дона, Кубани, Терека, Приуралья, надо помнить, что в значительной мере это было сделано женскими руками.

ВЕД.1: Мужчины-то постоянно были в походах, на кордонах. А дома оставались старики, дети — и казачки. Они и возделывали поля, огороды, бахчи, виноградники, ходили за скотиной, они вырастили пышные сады, в которых утопали станицы.

ВЕД.2: Они собирали урожай, пекли хлеб, делали заготовки на зиму, стряпали, обшивали всю семью, растили детей, ткали, вязали, могли и хворобы лечить, и хату подправить. Слайд 7

ВЕД.1: Казачка была не только неутомимой труженицей, но и организатором. При нападении врагов она снимала со стены мужнину саблю и ружье и дралась насмерть, защищая детей или давая им возможность убежать.

ВЕД.2: Мать-казачка, и никто другой, прежде всего, отвечала перед Богом за религиозную и нравственную крепость детей. Трудолюбие, неприятие лодырничества, бесхозяйственности, было основой морали казачества, к которой приучала мать-казачка детей. Слайд 8

5 «А» кл – «У Кубани –Матушки реки»

ВЕД.1: В старинной казачьей песне «Любо, братцы, любо» есть такие слова: «Им досталась воля, да казачья доля». «Казачья доля» — это многовековая, наследственная, спартанская обязанность – от отца к сыну, от деда к внуку – быть всегда в полной готовности выполнить свое казачье предназначение – первыми выступить в бой, не думая о последствиях. Как уже упоминалось, ученые подсчитали, что за последние 600 лет Россия провела 360 войн, и все эти войны без казаков не обходились. Они первыми вступали в бой, т.к. первоочередные казачьи полки, в основном, стояли на границе.

ВЕД.2: Поэтому большое значение имела в казачьей семье женщина — мать, которая умела посвящать себя семейной жизни, своим детям, прививая им чувство собственного достоинства, любовь к родной земле, родному краю, к своему народу, воспитывая уважение к человеку. На долю казачке выпадало самое главное – готовить свое дитя к своему казачьему предназначению.

«Колыбельная» — в исполнении Лифинцевой Марии

ВЕД.1: Жизнь подтверждает народное изречение, что сердце матери поддерживает связь со своим дитя, пока оно бьется, и мать первой чувствует беду, волнение, несчастье и горе, происшедшее с ним.

ВЕД.2: Казачья поговорка по этому поводу гласит: «Если бы дитя жалело мать так же, как мать дитя, то никогда не было бы расставаний». Чего- чего, а испытаний и расставаний, и встреч матери-казачке хватало предостаточно – с избытком.

«Собирай в путь – дорогу, мамаша» — исполняет Немыкин Валерий

ВЕД.1: На конях своих ретивых
Мы с восторгом поспешим,
Чтоб быстрее нам сразиться,
И врагов лютых побить
Может быть нам и придется
Помереть за крест святой
Тогда маменька родная
Помолись за упокой.

«Ангелы поют» — в исполнении Гурова С.Н.

(идет видеофильм к песне)

ВЕД.2: Пыль клубится по дороге,
Слышны выстрелы порой,
Из набега удалого
Едут казаки домой.
Они едут близ станицы,
Свищут, песенки поют,
Жены, старцы и девицы
К ним на встречу все идут.

Слайд 11
«Войсковой старшина» — исполняет Немыкин Валерий

ВЕД.1: Слайды 12 Казак десятками лет находился бессменно на службе, и казачка-мать воспитывала сама будущих героев: Краснощекова, Платова, Бакланова, Бородина, Бескровного, Кухаренко, Головатого и других славных сынов казачества. ВЕД.2: И, если писать биографию отважного казака, нельзя не упоминать и о его матери, бабушке, которые своим тяжелым упорным трудом сберегали все хозяйство, они воспитывали детей в вере в Бога и любви к родному краю, воспитывали их настоящими казаками. Слайд 13

5 «А» кл.- «Казачья папаха»

ВЕД.1: Народная молва утверждает, а практические случаи подтверждают, что сердце матери чувствует беду своего дитя и ближнего на далекие расстояния до тех пор, пока оно бьется, независимо от ее здоровья и возраста.

ВЕД.2: Одно из семейных преданий сохранило случай, происшедший в казачьей семье уже в далеком 1952 году. Два сына находились на военной службе, один уже был офицером, а другой, младший, проходил действительную военную службу в десантных войсках. В один из дней мать почувствовала тяжесть и волнение душевное, сказала отцу – что-то неладное у моих сынов?

ВЕД.1: Отец этот день и час взял на заметку, а когда первым приехал в отпуск старший сын офицер, отец спросил у него «что у тебя было такого-то числа?» Он ответил, что дневник не ведет, и затрудняется припомнить. А когда приехал младший, на вопрос отца – «что у тебя было такого-то числа?» — ответил первый прыжок с боевого самолета (мать от сына находилась на расстоянии в 4 тыс. км.).

ВЕД.2: О свойствах материнского сердца и неизмеримости ее любви к своему дитя повествует нам «далекое веяние востока», сохранившееся в многочисленных казачьих устных преданиях.

ВЕД.1: Дивчину пытает казак у плетня:

-Когда ж ты, Оксана, полюбишь меня?

Я саблей добуду для крали своей

И светлых цехинов, и звонких рублей!

ВЕД.1: Дивчина в ответ, заплетая косу:

-“Про то мне ворожка гадала в лесу.

Пророчит она: мне полюбится тот,

Кто матери сердце мне в дар принесёт.

Не надо цехинов, не надо рублей,

Дай сердце мне матери старой своей.

Я пепел его настою на хмелю,

Настоя напьюсь — и тебя полюблю!”

ВЕД.1: Казак с того дня замолчал, захмурел,

Борща не хлебал, саламаты не ел.

Клинком разрубил он у матери грудь

И с ношей заветной отправился в путь.

ВЕД.2: Он сердце её на цветном рушнике

Коханой приносит в косматой руке.

ВЕД.1: В пути у него помутилось в глазах.

Входя на крылечко, споткнулся казак.

И матери сердце, упав на порог,

Спросило его: ВЕД.2: “Не ушибся, сынок?”

ВЕД.1: Марина Цветаева говорила о том, что наверняка “споткнётся” на дороге жизни тот, кто предал свою мать. Но главное — это безграничное великодушие матери. Материнское прощение может стать залогом спасения, возрождения человека, дать представление о возможностях человеческого духа. Тут есть о чём задуматься.

Песня «О маме» — исполняет Закарян Армен

ВЕД.2: На протяжении почти всей многовековой истории тяжело складывалась жизнь казачки, но сумела она взрастить новое, крепкое поколение своих сынов. Казачья семья всегда поклоняется Матери всех матерей — Пречистой Деве Марии, опирается на веру христианскую, потому то и крепка своими богатыми традициями, которые, пройдя через испытания временем, сохранились до сегодняшнего дня. И казачки по праву ими гордятся. Слайд 15

ВЕД.1: Тот, кто не уважает обычаи своего народа,
не хранит их в своем сердце, тот позорит
не только свой народ, но, прежде всего
не уважает самого себя, свой род,
своих древних предков

ВЕД.2: А дома отец и семейство
И с ними престарелая мать
Читают про бой отдаленный
Про сына им хочется знать.
Вдруг слышат слова роковые,
И брызнули слезы из глаз,
Что сын их убит на разведке,
О нем по полку был приказ
Убит он во славе героя,
Убит, похоронен вдали,
И ходим всегда на могилу
Защитника русской земли.

Слайд 16
о С.Н. Богданченко песня –исп. Закарян А., Немыкин В.

ВЕД.1: СПАСИБО ЗА ВСЕ Вам, Казачки родные,
Храните с молитвой отеческий дом.
СПАСИБО ЗА ВСЕ…и за ТО, Дорогие,
ЧТО МУЖ ОСТАЕТСЯ НАВЕК КАЗАКОМ!

ВЕД.2: Всем известно, какое большое значение имела женщина в казачьей семье, как она умела посвящать себя семейной жизни и воспитывать в своих детях любовь к родной земле, родному краю, к своему народу. С малых лет ребенок впитывал от матери чувства национальной гордости и кровной близости к одноплеменникам, чувство собственного достоинства, наряду с уважением к человеческой личности и к старшим.

ВЕД.1: О любви к родному краю, к братству, которую воспитывала мать-казачка, существует много сказов, легенд и преданий не только в России, но и в странах, куда забрасывала судьба защитников русской земли.

Песни в исполнении Пранцузова О.В.

1ученик: Ни шагу к старости,

Ни часу в горести.

А только в радости

И только в бодрости.

2ученик : Желаем, чтоб спутником было здоровье,

Чтоб в дверь не стучала беда.

Желаем успеха, семейного счастья

И бодрости духа всегда.!

3ученик: Пусть этот день морщинок не прибавит,

А старые разгладит и сотрёт.

Здоровье укрепит, от неудач избавит.

Побольше радости и счастья принесёт.

Песня «О маме»- Александрия Маргарита и Ветвицкая Анастасия

Во время песни просмотр видеоклипа «Наши мамы» (На основе фотографий детей и родителей класса)

ВЕД.2: Неоплатен наш долг перед мамами. Давайте помнить об этом! Пусть не только в праздники, но и в будни, мамы, которые дарят детям любовь, добро, нежность и ласку, чувствуют нашу заботу о них, нашу преданную любовь. Спасибо вам Мамы! И пусть каждой из вас чаще говорят теплые слова ваши любимые дети! Пусть на их лицах светится улыбка и радостные искорки сверкают в глазах, когда вы вместе!

Заключительное песнопение – исп. Гурова С.Н.

Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2012/12/04/den-materi-kazachki

Оцените статью
Adblock
detector