История праздника пеледыш пайрем

Пеледыш пайрем: описание и история праздника

Пеледыш пайрем — популярный национальный праздник, который отмечается в республике Марий Эл. Он был создан во времена зарождения Советского Союза. Символизирует весенне-летнее возрождение природы, призван воспитывать патриотизм и любовь к малой родине. В наши дни празднуется в третью субботу июня.

История праздника

В то время местные средства массовой информации призывали всех, кому дорого будущее марийского народа, прийти на пеледыш пайрем в Сернуре.

Инициатор праздника

Главным идейным вдохновителем праздника стал марийский поэт, драматург и общественный деятель Александр Конаков. Он жил и творил на рубеже XIX-XX веков.

Конаков окончил военно-хозяйственные курсы при Приволжской академии, которая базировалась в Казани. Преподавал педагогику. Именно он основал праздник, который первоначально назывался Йошкар пеледыш пайрем, что в дословном переводе означает «Красный праздник цветов». Он до сих пор считается одним из самых любимых и почитаемых среди марийцев.

В 1922 году Конаков скоропостижно скончался от болезни. Ему было всего 34 года.

Замена народным традициям

Праздник пеледыш пайрем должен был прийти на смену традиционному народному празднику Семык.

Он был очень популярен на Руси еще с XVII века. Отмечали его также в конце весенних полевых работ. В этот день традиционно поминали усопших, а также казненных и умерших от болезней и голода. Молодые девушки проводили специальные обряды, которые должны были помочь им в ближайшее время родить ребенка.

Пеледыш пайрем должен был стать новым советским праздником. На первые торжества съехались не только местные жители, но и гости из окрестных сел и деревень. Все началось с торжественного шествия, затем прошли спортивные игры и митинг. Вечером устроили постановку спектакля «Эртыше» по пьесе местного автора Токмурзина. Завершилось все поэтическими чтениями и концертом.

В тот день в Сернуре зажгли факел, который затем торжественно пронесли по всем окрестным деревням и селам.

Революционный день трудящихся

В 1923 году этот праздник получил официальный статус. Он стал народным революционным днем всех трудящихся Марийской автономной республики. Датой празднования был установлен четверг, когда отмечали и Семык.

Поэтому в 1923 году пеледыш пайрем в Йошкар-Оле состоялся 23 мая. Его организаторами выступили видные марийские деятели культуры — Ефремов, Шкетан, Палантай, Чавайн, Шабдар.

В первые годы к подготовке к празднику относились особенно тщательно. В 1925 году он был устроен в одной из священных рощ на месте традиционных языческих обрядов. Известный исследователь культуры марийского народа Соловьев в середине 60-х годов сообщал, что многие очевидцы помнят, как отмечался этот день. После данного праздника можно уверенно заявлять, что марийская культура окончательно вышла из темноты и отсталости.

К тому же праздник пеледыш пайрем в Йошкар-Оле сыграл важную роль в просвещении марийцев.

Запрет праздника

В 30-е годы советские власти запретили праздник. Он был возрожден только по инициативе Валентина Семеновича Губина. Решение было принято на заседании бюро марийского областного комитета коммунистической партии. Чиновники решили возродить ежегодное отмечание этого праздника. Датой было определено третье воскресенье июня. Как раз в это время заканчивались основные весенние полевые работы.

В общении с местными СМИ Губин вспоминал, как ему пришла в голову идея восстановить этот праздник. По его словам, в середине 60-х годов он руководил отделом культуры в Сернуре. Старики ему увлеченно рассказывали, как в 20-х годах с подачи марийского писателя Конакова в их местах на протяжении шести лет отмечался этот праздник. Это были своеобразные торжества, посвященные окончанию весенних полевых работ. Тогда активно насаждали новые советские праздники взамен старых традиций.

Читайте также:  Праздник день офицера российской армии

Многие запомнили митинги, лекции, агитации за здоровый образ жизни, а также благоустройство. Особенно всем нравилась идея чествовать лучших работников, которые проявили себя на полях.

Поэтому было решено по-новому возродить этот праздник. На него приехало руководство республики, идея им понравилась. Поэтому они решили закрепить его официально. Для этого издали специальное постановление о ежегодном праздновании в третье воскресенье июня. Такое решение было принято на заседании областного комитета партии и республиканского Совета Министров.

В истории современной России дата пеледыш пайрем еще раз изменилась. В 1996 году его перенесли на 12 июня. Он стал отмечаться одновременно с Днем независимости России, который позже стал называться просто Днем России.

Только в 2009 году вернули более привычную марийскому народу дату — третью субботу июня.

Формат праздника

В настоящее время республиканским министерством, которое заведует культурой, печатью и делами национальностей, разработана единая форма проведения этого праздника для жителей сельской местности. Ее делят на две части — официальную и развлекательную.

В официальную часть включают церемонию торжественного поднятия флага, подведение итогов весенне-полевых работ. В развлекательной части этого праздника обязательно присутствуют увлекательные игры, концерты, выступления лучших местных творческих коллективов.

Самое массовое празднование организуют в Йошкар-Оле. Тут оно проходит в формате народного гуляния. Сначала торжественное открытие на главной площади города. Оттуда стартует костюмированное шествие, устраиваются различные увлекательные мероприятия.

Сегодня это не только праздник всех марийских крестьян. Он, как и в те времена, когда только зарождался, носит ярко выраженный патриотический характер. Снова всех участников учат любить свою малую родину, с трепетом относиться к исполнению гражданского долга. Сегодня он остается одним из самых любимых среди марийцев.

Источник статьи: http://fb.ru/article/333852/peledyish-payrem-opisanie-i-istoriya-prazdnika

История: Пеледыш пайрем — Праздник цветов

Вход на сайт

Впервые об открытом и общенародном устройстве марийских народных праздников заговорили на Первом Всероссийском съезде мари, состоявшемся 15-25 июля 1917 года в городе Бирске Уфимской губернии. С энтузиазмом его подхватили в организовавшихся в начале 1919 года марийских секциях при Вятском губисполкоме и отделе национальностей исполкома Уржумского уезда. За разработку нового красного праздника для внедрения в революционный быт марийского народа взялись два активиста — сернурский преподаватель А.Ф.Конаков и инструктор марийских школ Уржумского отдела народного образования В. К. Королев. А.Ф.Конаков как преподаватель естествознания связывал праздник с замечательным явлением в природе — порой ее полного расцвета, чарующего и завораживающего людей с древности.

Марийцы издавна придавали большое значение цветам, понимали их таинственный мир, полный красоты и загадок. Им, как пользователям плодов Земли, очень важно было знать время цветения выращиваемых растений, прежде всего хлебов. По цветочным часам определялось ими начало сенокоса. Через цветы душа марийца тянулась к прекрасному и вечности природы. Народ любил цветы, слагал о них песни, сравнивая с ними жизнь человека. А.Ф.Конакову и В.К.Королеву казалось, что в жизни марийского народа также наступила пора весеннего пробуждения и цветения, потому новый праздник должен стать праздником его возрождения.

Впервые праздник цветов был проведен в деревнях Сернурского кантона 27,28.29 мая 1920 года. Днем его празднования был установлен «первый день народного праздника «Семык», объявлявшийся «нерабочим по всей области».

Летом 1928 года Праздник красного цветка вышел за пределы Марийской автономной области. Он прошёл в марийских деревнях Вотской (Удмуртской) автономной области, Елабужского кантона Татарской АССР, Башкирской АССР

Но в начале 1930-х годов проведение этого праздника из-за начавшейся волны разоблачений «буржуазных националистов» свернулось и даже прекратилось. Пеледыш пайрем возродился только в 1965 году: 20 июня прошел в районах республики, а 27 июня в ее столице Йошкар-Оле. С 1996 года он стал проводиться 12 июня, в рамках Дня России.

Для марийского народа он превратился в главный праздник, причудливо соединивший в себе черты отмечаемых и поныне Агавайрам, Семык и Сӱрем, связывавшихся в его древнем календаре с Зарей и Солнцем, приходящим на смену Ночи и Луне. Сегодня Пеледыш пайрем стал любимым праздником и символом национального возрождения, выражением души и духа марийского народа, его культурным кодом.

Читайте также:  Сценарий праздника ко дню учителя для учителей

Автор: Руслан БУШКОВ, кандидат исторических наук, заслуженный работник культуры РМЭ.

№56. Из постановления президиума Мароблисполкома о народном празднике области «Пеледыш пайрем» от 11 мая 1923 г.

«…принимая во внимание мнения, выраженные марийскими трудящимися в 1919-1920 гг. в Сернурском районе в ознаменование данной властью Советов свободы культурного развития… национальностей,
президиум Мароблисполкома постановил:
Продолжить, начиная с 1923 года, праздник «Йошкар-пеледыш пайрем», начало которому положили трудящиеся Сернурского кантона в 1919 году.
Объявить этот праздник народным революционным днём трудящихся Марийской автономной области.
2. …Днём празднования установить первый день народного праздника «Семык»… объявить этот день нерабочим по всей области».

Источник: ЦГА МАССР. «Культурное строительство в Марийской АССР 1917-1941 гг. Сборник документов. Йошкар-Ола, МКИ, 1983. С. 65.

Источник статьи: http://mari-arslan.ru/ru/node/798

Пеледыш пайрем

луговомар. Пеледыш пайрем
горномар. Пеледӹш айо
Официально Пеледыш пайрем
Также Йошкар пеледыш пайрем , Йошкар пеледш пайрем
Значение весенне-летнее возрождение природы; патриотический
Установлен 28 апреля 1965
Дата 3 суббота июня

Пеледыш пайрем (марийск. «праздник цветов»; ранее — Йошкар пеледыш пайрем или Йошкар пеледш пайрем — марийск. «праздник красного цветка» [1] [2] ) — национальный праздник в республике Марий Эл. Изначально созданный как советский праздник на замену традиционным религиозным, сегодня символизирует весенне-летнее возрождение природы и служит воспитанию патриотизма к «малой родине». В настоящее время празднуется в третью субботу июня [3] .

Содержание

История

Впервые празднование было проведено 27 мая 1920 года в селе Сернур [3] . Рекомендация о проведении было принято на состоявшемся в Малмыже в марте 1920 года II губернском съезде национальностей Вятской губернии. Целью создания праздника было «чтобы народ мари поверил в свою звезду, возродился новой луной, засиял солнцем» [2] . Местная газета «Марий илыш» («Марийская жизнь») писала, что рекомендация сопровождалась наказом [1] :

Если вам дорого будущее вашего народа; белая, как снег, ваша одежда; быстрый, как молния, ваш ум; яркие, как звезды, ваши глаза; сила Онара в теле вашем; гибкий, как воск, ваш язык; прекрасные, как щебетанье птиц, песни ваши; неявная, как крылья бабочки, ваша душа; если вы хотите, чтобы народ мари воспрянул, как звезда; поднялся, как месяц; засиял, как солнце, проведите в Сернуре Пеледыш пайрем.

Инициатором и организатором первого празднования был марийский драматург А. Ф. Конаков [4] [5] ; оно проводилось силами Сернурских педагогических курсов, на которых Конаков по совместительству преподавал. Дата была выбрана так, чтобы заместить традиционный религиозный праздник Семик (марийск. «Семык»), и привить новый советский праздник. «Марий илыш» потом писала, что на торжестве присутствовали не только местные, но и жители отдалённых деревень. Сперва прошло шествие, затем митинг и спортивные игры, вечером собравшимся показали спектакль по пьесе И. Ф. Токмурзина «Эртыше», поэтические чтения и концерт. В день 27 мая в Сенуре был зажжён факел, который впоследствии пронесли по окрестным сёлам и деревням [2] .

11 мая 1923 году Марийский облисполком принимает решение объявить Йошкар пеледыш пайрем народным революционным днём трудящихся Марийской автономной области, а датой празднования был установлен главный день народного календарного праздника Семык — четверг. Соответственно 24 мая 1923 года в столице Марийской АО Краснококшайск (Йошкар-Ола) прошли празднества. Среди организаторов были известные марийские деятели культуры, в том числе С. Чавайн, М. Шкетан, И. Шабдар, И. Палантай, В. Мухин, Т. Ефремов и актёры Марийского передвижного театра [3] .

Особенно тщательно в первые годы праздник готовился в 1925 году — в тот раз он проводился в одной из «священных рощ» — месте языческих молений. В отношении того празднования марийский исследователь В. Соловьёв в 1966 году сообщал, что участники первого пеледыш пайрема помнят празднование «во всех подробностях», а также считал, что 27 мая 1920 года стал первым днём, когда марийская культура демонстрировалась «выйдя из отсталости и темноты» [1] .

Читайте также:  Сценарий осеннего праздника во второй младшей группе сценарий

Праздник сыграл значительную роль в просвещении марийцев [6] .

В 1930-е годы праздник был запрещён. И только 28 апреля 1965 года по инициативе В. С. Губина [4] [7] Бюро Марийского обкома КПСС приняло постановление о восстановлении и ежегодном проведении праздника во всех населённых пунктах Марийском АО в третье воскресенье июня (дата была выбрана, чтобы попадать после окончания весенне-полевых работ). Восстановленный праздник получил немного другое название — «Пеледыш пайрем», то есть из него было убрано слово «йошкар» («красный») [3] . Губин в своём интервью вспоминал, как ему в голову пришла мысль возрождения праздника [7] :

В середине 60-х я работал заведующим отделом культуры в Сернуре и услышал как-то от стариков, что в 20-х годах писатель Александр Конаков лет шесть подряд проводил торжества по случаю окончания весенних полевых работ: тогда было модно в противовес религиозным праздникам внедрять новые советские традиции. Толком никто ничего уже не помнил, но, говорят, был митинг, читали лекции, агитировали за здоровый быт и благоустройство. Понравилась идея чествования лучших людей и обустройства места, где живешь. Вот мы и попробовали в райцентре возродить хорошую традицию на новой основе. На празднике побывали представители руководства республики, им понравилось, и в результате вышло постановление обкома партии и Совмина о проведении ежегодно в третье воскресенье июня в Марий Эл праздника Пеледыш пайрем

В 1996 году было принято решение установить дату празднования 12 июня (одновременно с Днём независимости России, ставшим с 2002 года Днём России) [3] .

С 2009 года праздник отмечается самостоятельно в третью субботу июня [3] .

Формат празднования

Министерство культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл выработало единую форму проведения праздника для сельской местности: его делят на две части — официальную (в ходе которой поднимают флаги, подводят итоги весенне-полевых работ) и развлекательную (в её ходе организуют игры, концерты). В Йошкар-Оле празднование проходит в форме массового народного гуляния. На главной площади города проходит торжественное открытие, после которого происходят костюмированное шествие и организуются другие развлекательные мероприятия [6] .

Примечания

  1. 123 Людмила Александровна Тульцева, Юлиан Владимирович Бромлей Современные праздники и обряды народов СССР — М: Наука, 1985
  2. 123 Екатерина Горбушина Раскрепостись, марийка! // Бизнес Новости в Кирове, 16.12.2013
  3. 123456Марийские календарные обычаи и праздники. Методические рекомендации. Сценарии / под ред. Г. Сабанцева — Йошкар-Ола, 2013
  4. 12 Валерий Александрович Мочаев Марийская биографическая энциклопедия — Йошкар-Ола: Марийский биографический центр, 2007
  5. ↑ Александр Михайлович Александров, Галина Егоровна Беспалова, Ким Кириллович Васин А. Конаков (1887—1922) // Писатели Марийской АССР: биобиблиографический справочник — Марийское книж. изд-во, 1976, С. 156
  6. 12Пеледыш пайрем // Сайт Министерства культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл
  7. 12 Ольга Бирючева Праздник цветов — для людей // Марийская правда, 25.05.2006

Литература

  • Пеледыш пайрем // Энциклопедия Республики Марий Эл / Отв. ред. Н. И. Сараева. — Йошкар-Ола, 2009. — С. 614. — 872 с. — 3505 экз. — ISBN 978-5-94950-049-1.

Что такое wiki2.info Вики является главным информационным ресурсом в интернете. Она открыта для любого пользователя. Вики это библиотека, которая является общественной и многоязычной.

Основа этой страницы находится в Википедии. Текст доступен по лицензии CC BY-SA 3.0 Unported License.

Wikipedia® — зарегистрированный товарный знак организации Wikimedia Foundation, Inc. wiki2.info является независимой компанией и не аффилирована с Фондом Викимедиа (Wikimedia Foundation).

Источник статьи: http://wiki2.info/%D0%9F%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D1%8B%D1%88_%D0%BF%D0%B0%D0%B9%D1%80%D0%B5%D0%BC

Оцените статью
Adblock
detector