История развития массовых спортивных праздников
Самый крупный, и в то же время наиболее древний массовый спортивный праздник в истории человечества – это Олимпийские игры. В жизни Древней Греции олимпийские праздники, особенно в период расцвета, имели большое общественное и культурное значение. Здесь поэты читали свои стихи, музыканты исполняли свои произведения. Известно, что игры неоднократно посещали математик Пифагор, философы Платон и Аристотель, историк Геродот. В эпоху Древнего Рима на олимпийских соревнованиях за звание победителя состязались участники от гонок на колесницах до чтения трагедий и игры на лире. В Древней Греции наряду с олимпийскими праздниками были широко распространены и другие агоны («агон» — древнегреческое слово, означавшее состязание): Немейские, Пифийские, Истмийские игры и др.
В нашей странеорганизация массовых спортивных праздников связана с проведением Спартакиад.Спартакиада — это массовые спортивные соревнования в СССР и других социалистических странах. Первоначально спартакиадами (по имени предводителя восстания римских рабов Спартака) назывались спортивные соревнования, проводимые немецкими спортивными клубами прокоммунистического направления. Цель Олимпийских игр — выявление рекордных достижений в области чисто индивидуалистического буржуазного спорта. А в противовес Олимпийским играм капиталистических стран Красный спортивный интернационал (КСИ) устраивал Международные рабочие спортивные праздники (спартакиады), ставившие своей целью пропаганду физической культуры как средства оздоровления пролетариата и классового воспитания рабочих масс. Помимо отдельных спортивных соревнований, здесь проходили массовые выступления.
В 20-е годы спартакиады распространились в СССР, где они должны были послужить заменой олимпийскому движению, в котором СССР вплоть до 1952 г. не участвовал — вначале из-за бойкота МОК, позже по своей инициативе из-за идеологических разногласий. Первая Всесоюзная спартакиада с участием иностранных гостей состоялась в 1928 году в Москве. В 1932 году происходила Всемирная спартакиада Красного спортинтерна. В последующие десятилетия проводились Спартакиады вооруженных сил СССР, народов СССР, профсоюзов СССР, ДОСААФ. Они также организовывались в других социалистических странах, таких как ГДР и ЧССР. Спартакиады, как правило, сопровождались красочными парадами физкультурников.
Парад физкультурников — мероприятие, проводившееся в СССР и призванное пропагандировать среди советского народа занятия физкультурой и спортом. В 1919 году на Красной площади в Москве состоялся первый парад физкультурников и отрядов Всевобуча. Наиболее грандиозные парады проходили в сталинский период в столице СССР — Москве. Парады также проводились в некоторых иных городах СССР. В частности, в 1927 году в Барнауле проходило празднование 10-й годовщины Октябрьской революции с парадом физкультурников. В 1935 году на параде физкультурников в Москве Сталин был назван «лучшим другом пионеров», а в 1936 году на параде физкультурников в Москве впервые появился лозунг «Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство!». К организации этих зрелищных мероприятий привлекались видные советские деятели культуры и искусства. Например, в 40-е годы, эскизы костюмов и композиций Парада физкультурников на Красной площади, создавал известный театральный художник Ф.Ф.Федоровский.
Впечатляющие спортивно-художественные представления организовывались в День физкультурника. Всесоюзный день физкультурника был учрежден Советом Народных Комиссаров СССР, который 16 июля 1939 года подписал соответствующее постановление. Первый день физкультурника отмечался 18 июля 1939 года. Праздник был призван способствовать массовой пропаганде физической культуры и спорта в стране. Он стал днем традиционного всенародного смотра достижений советского физкультурного движения и мастерства советских спортсменов. В этот день по всей стране проводились показательные выступления спортсменов и соревнования различного уровня.
К числу наиболее ярких мероприятий относились красочные всесоюзные парады физкультурников и массовые спортивно-гимнастические выступления. Так, в 1945 году на Всесоюзном параде физкультурников на Красной площади выступило 25 тысяч участников. В спортивно-гимнастической части парада было 22 выступления, продолжавшихся более четырех часов. С 1956 года к Всесоюзному дню физкультурника приурочивались открытия Спартакиад народов СССР — массовых спортивных соревнований, проводившихся раз в четыре года. Дата проведения Дня физкультурника устанавливалась ежегодно. После распада СССР традиция празднования Дня физкультурника сохранилась. День физкультурника празднуется в России во вторую субботу августа.
Всероссийская массовая лыжная гонка «Лыжня России» проводится ежегодно с 1982 года и всегда является большим зимним праздником. В ней участвуют как любители, так и профессионалы на дистанциях от 5 до 50 км. На протяжении десятилетий она объединяет поклонников одного из самых популярных и массовых видов спорта. У этого яркого, масштабного зимнего праздника славная история, которую украшают легендарные имена и достижения лыжников разных поколений. С каждым годом «Лыжня России» становится все более значительным событием в спортивной жизни всей страны. Количество ее участников увеличивается из года в год.
Кросс на́ции — самое массовое спортивное мероприятие на территории Российской Федерации, забег на дистанции от 1 км до 12 км. Проводится с 2004 года. Основная цель «Кросса нации» — это пропаганда здорового образа жизни и привлечение граждан России к занятиям физической культурой. Всероссийский день бега традиционно проходит в два этапа. Первый этап соревнований проводится в российских регионах в третье воскресенье сентября. Дистанции и условия участия определяются организаторами соревнований на местах. Его победители и призеры получают право на участие в финальной стадии «Кросса нации» — Гран-при, проходящем в Москве через неделю после завершения первого этапа. К участию в пробегах привлекаются сотни тысяч школьников, студентов, бюджетников и госслужащих. Вопреки названию «кросс», забеги чаще всего проходят на дорожке стадиона или на шоссе.
Наряду с общероссийскими мероприятиями почти во всех регионах сложились традиции проведения собственных массовых спортивных праздников.
Праздник Севера в Мурманске свою историю ведёт с 30 марта 1934 года. В 1970 году он приобрёл статус международного спортивного праздника, а местные жители давно его называют «Полярной Олимпиадой». В 2004 году торжественно отмечалось 70-летие праздника. Ежегодно спортивные соревнования проводятся в марте, в «мороз и солнце», в самый разгар лыжного сезона. Соревнования проходят почти по всем зимним видам спорта: лыжные гонки, биатлон, горные лыжи, хоккей, фигурное катание. По инициативе коренных жителей устраиваются гонки на оленьих упряжках, буксировка лыжников оленями, а также заплывы «моржей», заезды на снегоходах, групповые прыжки парашютистов. Традиционно завершается праздник лыжным марафоном на 50 км.
В Твери традиционная лёгкоатлетическая эстафета 9 мая, посвящённая Дню Победы, берёт своё начало в 1948 г., когда отмечалась третья годовщина победы в Великой Отечественной войне. До 1971 г. старт давался на Советской площади, в последующие годы и до сегодняшнего дня – у Обелиска Победы. В эстафете принимают участие команды школ, техникумов, институтов, организаций и спортклубов. Пик массовости был достигнут в 1981 г. – около 4 тыс. участников.
Итак, история свидетельствует, что подобного рода мероприятия способствуют повышению у людей интереса к физическому самосовершенствованию, раскрытию ценности физической культуры и формированию в массовом сознании понимания жизненной необходимости физкультурно-спортивных занятий.
Источник статьи: http://megalektsii.ru/s29246t2.html
Учебно-методический комплекс Составитель: В. В. Корякова, доцент история и практика художественно-спортивных представлений Учебно-методический комплекс для студентов дневного и заочного отделений
Разновидности и многообразие форм массовых художественно-спортивных представлений. Синтез спорта и искусства. Значение церемоний открытия и закрытия спортивно-художественных представлений. Особенности массовых спортивно-художественных представлений и праздников. Технология производства. Деятельность постановочной группы. Спортивная режиссура как жанр зрелищного искусства.
Повсеместность и одновременность развития праздничного действия. Использование архитектурных и природных особенностей местности при определении основных точек праздника. Зрелищное пространство (национальная специфика). Специфика применения выразительных средств.
2. История возникновения
спортивно-художественных праздников и представлений
Олимпийские игры – энциклопедия зрелищных форм художественно-спортивных представлений. IX век до н. э. и первые Олимпийские игры Древней Греции. Совет старейшин, литурги, жрецы – главные организаторы Олимпийских игр. Обряды, ритуалы и символика Олимпийских игр в Древней Греции. Олимпийские игры XIX–XXI веков.
3. Традиции античности в проведении Олимпийских игр
Сохранение структуры и основных знаков Олимпийских игр в Древней Греции. Пьер де Кубертен и возрождение олимпийского движения в XIX веке. Учредительный олимпийский конгресс 1894 г. и его решения. Заря новой олимпийской эры (1896 г. – Афины). Правила Олимпийской хартии.
4. Отражение национальных особенностей
в зрелищных формах открытий и закрытий спортивных Олимпиад
Начало и финал церемоний открытия Олимпийских игр. Основные элементы и символика (выступления почетных лиц, исполнение государственного гимна страны, салют). Соединение традиционных форм с новыми.
Центральная часть церемонии открытия – зрелищно — ознакоми-тельная со страной и городами, где проводится Олимпиада, их историей, природой и другими особенностями. Финал церемоний – парад спортсменов.
5. Развитие жанра и становление спортивной режиссуры в России
Всесоюзные физкультурные парады на площадях, их развитие и становление в 20–30-х гг. Роль режиссера-постановщика. Участники-исполнители физкультурных парадов. Поиск выразительных средств. Политическая значимость физкультурных парадов. Роль деятелей искусства в развитии и становлении на профессиональную основу новой формы массового спортивного театра.
Массовые спортивные представления на стадионе в послевоенный период. Поиск новых выразительных средств. Зрелищность композиций. Включение спортивных состязаний в программы представлений.
Спартакиады народов СССР и их роль в развитии жанра. Место и роль церемоний открытия Спартакиады в композиции праздника.
Фестивали молодежи и студентов. Принцип образного решения – основа драматургии. Монтаж отдельных гимнастических выступлений – основа композиции. Отечественная школа спортивной режиссуры 70–80-х гг. и ее особенности. Пролог представления. Фонирующая группа. Художественный фон.
6. Особенности режиссуры спортивно-художественных представлений
Архитектоника спортивно-художественных представлений на стадионе. Главный герой представления – масса. Сценическая площадка – стадион. Режиссер-сценарист. Одноразовость представления. Особые условия монтажа. Выразительные средства.
7. Специфические выразительные средства
художественно-спортивных представлений на стадионе.
Методика и технология их обучения и использования
7.1. Построения и перестроения как специфические выразительные средства художественно-спортивных представлений
Рисунок построения и его поиск. Характер строя и содержание рисунка. Построения как опорные вехи композиции представления. Основные факторы, определяющие выбор построения.
Перестроения как логический переход из одного рисунка в другой. Перестроения как упражнение. Перестроения переходные или монтажные.
7.2. Массовые упражнения, их разновидности и разработка
Вольные упражнения и их целевая направленность (упражнения типа зарядки и имитационные упражнения). Поточные упражнения и их разнообразие. Пирамидковые упражнения и особенности их построения. Предметы и конструкции.
Приемы изменений зрительского восприятия при неизменности массовых упражнений.
Разработка массовых упражнений. Составление двигательных композиций.
7.3. Групповые и сольные (вставные) композиции
Тематические и нетематические вставные номера. Снаряды и конструкции для вставных номеров. Использование возможностей участников в подаче вставных номеров.
Фоновая группа и ее значение. Общий и частный фон.
7.4. Художественный фон и технология разработки программы
Художественный фон – живой экран. Возможности художественного фона как выразительного средства художественно-спортивных представлений. Значение и роль художественного фона.
Этапы подготовки художественного фона (предварительный и основной). Технология разработки художественного фона.
Использование компьютера для подготовки программы художественного фона.
Основные приемы создания художественного фона. Управление
фоном.
8. Художественно-спортивные праздники на воде
Выбор места для проведения праздника на воде. Сценарий праздника на воде. Художественное оформление озера, реки, пруда, карьера и берегов. Народные гуляния на водных праздниках. Открытие праздника. Парад спортивных судов. Спортивные соревнования и показательные выступления на воде. Карнавал на воде. Торжественный финал праздника.
9. Особенности организации художественно-спортивных праздников в парках культуры и отдыха
Художественное оформлении основных магистралей и объектов парка. Зритель – активный участник художественно-спортивного праздника в парке. Спартакиада посетителей; соревнования дворовых и уличных команд; конкурсы «силачей», роликобежцев, кроссменов, велосипедистов; соревнования боксеров «открытый ринг» и борцов «открытый ковер»; сеансы одновременной игры в шахматы, шашки, кости. Судейство. СМИ на празднике. Парад участников. Тематический концерт с эстрадно-цирковыми номерами. Выставки на спортивные темы. Фестиваль спортивных фильмов. Группы здоровья. Клуб интересных встреч (рыболовы, охотники, туристы, альпинисты, спелеологи и т. п.).
10. Театрализованные спортивные концерты
во Дворцах спорта и концертных залах
Спортивно-режиссерский замысел концерта. Выразительные средства концерта: слово, музыка, режиссерские видео и кинопоказы и т.п. Художественно-декоративный образ концерта. Особенности сценической площадки. Участники концерта.
11. Сценарно-режиссерский замысел
Идейно-тематическая основа сценарно-режиссерского замысла. Постановочная основа замысла. Обстоятельства, влияющие на рождение сценарно-режиссерского замысла. Замысел отдельного эпизода. Особенности разработки финала. План-сценарий художественного спортивного представления.
12. Музыка как компонент художественно-спортивных представлений
Особенности музыкального решения художественно-спортивного представления. Музыкальный монтаж и эпизодное построение представления. Музыкальная драматургия и сценарно-режиссерский замысел. Музыка как драматургическая основа будущего упражнения. Технологические этапы разработки двигательной композиции на основе музыкальной партитуры. Основные свойства музыкального звука. Темп и ритм музыки. Структурные элементы музыкальных произведений. Особенности музыкальной структуры произведений, выбираемых в качестве музыкального сопровождения художественно-спортивных представлений.
13. Технология разработки художественного оформления
Особенности сценической площадки художественно-спортивных представлений.
Стадион: арена – поле (110м х 70 м), беговая дорожка, сектора, трибуны; вертикальное и горизонтальное пространство над чашей стадиона.
Площадь: трибуна плюс пространство площади.
Водоемы: река, озеро, карьер, набережные.
Парк культуры и отдыха: входовая часть, центральная и второстепенные аллеи, эстрада, игровые аттракционы и т. д.
Определение художником и режиссером приоритетов в освоении частей.
Образное решение отдельных номеров, эпизодов представления своими средствами (цвет, форма). Поиск сюрпризных элементов, построенных на контрастном применении цвета, формы и действия, определение цветовой гаммы постановки в целом, конструктивное и цветовое решение реквизита, костюмов, оборудования.
Основные приемы «цветовой драматургии» представления.
Действующее художественное оформление.
14. Театрализация как творческий метод в спортивно-художественном представлении
Суть театрализации как творческого метода. Возможности театрализации в художественно-спортивных представлениях. Главный герой – масса участников. Монументальность и масштабность художественно-спортивных представлений.
15. Организация и методика репетиционной работы. Режиссерско- постановочная группа художественно-спортивных представлений
Формы организации репетиционной работы и стимулирования участников представления. Репетиционные площадки. Оборудование репетиционных площадок. Отбор и комплектование участников. Планирование репетиционной работы.
Требования к режиссеру, проводящему репетиции. Методика подготовкиэпизода. Разучивание упражнений, подготовка отдельных номеров и эпизода в целом. Особенности финальных номеров.
Прогонные репетиции. Репетиции с помощниками режиссера.
Особенности комплектования режиссерско-постановочных групп. Функции главного режиссера. Режиссеры-постановщики эпизодов и их место в подготовке художественно-спортивного мероприятия. Основные задачи художника и звукорежиссера в подготовке художественно-спортивного представления.
Организационный комитет и его назначение. Управление режиссерско-постановочной группой.
16. Историко – художественные массовые представления и праздники России (День Победы- 9 мая, День России, День города…)
Историко-документальная основа. Функции историко-художественного праздника: познавательная, нравственно-психологическая, художественно-эстетическая, коммуникативная.
Символика, образный язык массового действия, идейность и гражданственность, метафоричность, гиперболизация, специальные дополнительные художественно-выразительные средства, музыкальная партитура гражданско-патриотического праздника Дня Победы, Дня России, памятных воинских дат и военных праздников, юбилейных торжеств и шествий.
Исторический факт, документ и поэтические иносказания массового праздника.
Закономерности и особенности создания сценария и режиссерского замысла театрализованного представления в празднике Дня города:
— изучение крупнейших событий жизни города;
— историко-литературное исследование как основополагающий этап, предшествующий творческому процессу создания сценария;
— составление хроники исторических событий (хронокарта);
— отбор и подробное изучение наиболее значительных из них;
— сочинение оригинальных текстов – прозы и стихов;
-определение композиционных частей представления и единого режиссерского приема монтажа в решении каждой из них (сценарно-режиссерский ход).
Примерная тематика семинарских занятий
Тема 1. Режиссура массового праздники на открытом воздухе. «Ландшафтный» театр.
Вопросы для обсуждения:
Особенности режиссуры массового праздника на открытом воздухе.
Жанры и формы представлений и праздников на открытом воздухе.
Влияние особенностей «игровых» площадок на жанровое решение праздника и планировку действия на улице, в парке, на площади.
Выразительные средства и организация действия зрителей в празднике на открытом воздухе.
Организационно-постановочная работа праздников улиц, в парках, на площадях.
Особенности пространственной композиции представлений и праздников на открытом воздухе.
Тема 2. Современная обрядовая драматургия.
Вопросы для обсуждения:
Характеристика сценарной основы обрядовой драматургии.
Возможные формы современной обрядовой драматургии.
Ритуал как кульминация различных театрализованных массовых мероприятий.
Структурная драматургия социально-гражданственной тематики (характеристика и специфика).
Сценарная основа личностного обряда (характеристика и специфика).
Тема 3. Анализ готовых сценариев театрализованных тематических обрядовых действ.
Вопросы для обсуждения:
Прочтение и подробный анализ готовых сценариев.
Идейно-тематическая основа, композиционная структура
Наличие сценарной эклектики.
Присутствие фольклорной основы.
Адресность сценарного действия.
Тема 4. Истоки возникновения и эволюция развития театрально-зрелищных форм под открытым небом
Вопросы для обсуждения:
Массовые празднества и театрализованные представления в Древней Греции и Древнем Риме (Дионисии, олимпийские игры, кровавые зрелища Рима, Колизей, гладиаторы и навмахии)
Средневековые миракли и мистерии, рыцарские турниры
Ярмарочно-площадные празднества – карнавальная стихия эпохи Возрождения
Скоморошьи игрища, массовые гуляния и ярмарочные балаганы – воплощение образа русского народа
Потешные действия Петровской эпохи
Празднества Французской революции («Гимн свободе», «Нация», «Отечество» и др.)
Революционные празднества России («Взятие Зимнего», «Мистерия-буфф», «Гимн освобожденному труду» и т.д.)
Праздники эпохи социализма (парады, шествия, парковые и стадионные зрелища, митинги и демонстрации)
Тема 5. Современные улично-карнавальные празднества 21 века
Вопросы для обсуждения:
Современное карнавальное действие в странах Европы и Латинской Америки как выражение раскованного, свободного духа народа, уважение своих национальных корней, самовыражение творческих личностей.
Карнавалы Санкт-Петербурга и московские карнавальные шествия.
Праздники Дня города, юбилеи городов России
Юбилейные торжества, посвященные Дню Победы- 9 мая
Карнавалы и празднества Тюмени и Тюменской области
Современные электронные зрелища и фестивали фейерверков
Творческие работы режиссеров художественно-спортивных праздников и уличных зрелищ конца ХХ-начала Х1 вв.
Тема 5. Метафоричность зрелища
Вопросы для обсуждения:
Язык открытого пространства («7 красок режиссера»)
Символика, аллегория и сценическая метафора зрелища
Методика сочетания зрительного и звукового образа. Представления «Звук и свет» в синтезированной среде.
«Монтаж кульминаций», ассоциативный образ, эффект соучастия, образный строй, атмосфера праздника и их роль в раскрытии идеи, сверхзадачи празднества.
Паратеатральные действия у мемориальных комплексов.
IV . Учебно-методическое обеспечение дисциплины
4.1. Вопросы для подготовки к зачету
История становления жанра для развития режиссуры современных художественно-спортивных представлений.
Традиции античности и особенности церемоний открытия Олимпийских игр XIX–XXI веков.
Основные особенности отечественной школы спортивной режиссуры.
Специфические выразительные средства художественно-спортивного представления.
Особенности каждого из видов массовых упражнений.
Основные виды построений и перестроений и их функции.
Особенности художественного фона как выразительного средства массовых спортивно-художественных представлений.
Вставные номера в представлении и факторы, определяющие их успех.
Основные принципы разработки сценарно-режиссерского замысла.
Драматургический и конструктивный подходы к образному решению эпизода.
Графический, фотомакетный и смешанный методы разработки композиционно-постановочного плана представления.
Суть приемов обратного действия, прямого действия и возврата к исходному построению при разработке композиционно-постановочного плана представления.
Технология разработки композиции массового номера с групповым предметом.
Режиссерско-постановочная группа и ее специалисты.
Основные особенности музыкального решения художественно-спортивного представления. Музыкально-монтажный план представления.
Особенности художественного оформления художественно-спортивного представления.
Специфика репетиционной работы над художественно-спортивным представлением. Основные проблемы репетиционного периода спортивно-художественного представления.
Монтажный план представления и его роль в проведении сводных и генеральной репетиций и самого представления.
Особенности театрализации художественно-спортивных представлений как творческого метода.
4.2. Список рекомендуемой литературы по дисциплине
Генкин, Д. М. Массовые праздники: учеб. пособие для студентов ин-тов культуры /Д.М. Генкин. – Москва : Посвещение. 1975 – 140 с. ил.
Марков, О. И. Сценарная культура режиссеров театрализованных представлений и праздников: учебное пособие для преподавателей, аспирантов и студентов вузов культуры и искусств / О. И. Марков. – Краснодар : Изд-во КГУКИ, 2004. – 408 с.
Генкин, Д. М. Массовые праздники: учеб. пособие для студентов ин-тов культуры /Д.М. Генкин. – Москва : Посвещение. 1975 – 140 с. ил.
Борисов, С. К. Основы драматургии театрализованного действа: учеб. пособие /С. К. Борисов. – Челяб. гос. акад. культуры и искусств. – 4-е изд. – Челябинск : 2011. – 207 с.
Орлов, О. Л. Праздничная культура России / О. Л. Орлов. – Санкт-Петербургский гос. ун-т культуры и искусств. – Санкт-Петербург, 2001. — 160 с.
Петров, Б. Н. Массовые спортивно-художественные представления (Основы режиссуры, технологии, организации и методики) / Б. Н. Петров. – Москва : СпортАкадемПресс, 2001.
Петров, Б. Н. Массовые спортивно-художественные представления (Основы режиссуры, технологии, организации и методики) / Б. Н. Петров. – Москва : ТВТ Дивизион, 2006. — 376 с.: ил.
Силин А. Д. Театр выходит на площадь: специфика работы режиссера при постановке массовых театрализованных представлений под открытым небом и на больших нетрадиционных сценических площадках. / А. Д. Силин. — Москва : ВНМЦ НТ и КПР МК СССР, 1991. – 178 с.
Силин, А. Д. От замысла к воплощению / А. Д. Силин. – Москва, 1999.
Туманов, И. М. Режиссура массового праздника и театрализованного концерта / И. М. Туманов. – Москва, 1981.
Черняк, Ю. М. Режиссура праздников и зрелищ: учеб. пособие /
Ю. М. Черняк. – Минск : Тетра Системс, 2004. – 224 с.: ил.
Шароев, И. Г. Режиссура эстрады и массовых представлений : учебник для студентов театральных высших учебных заведений. Изд. 3-е, исправленное. – Москва : РАТИ – ГИТИС, 2009. – 336 с.
Рябков, В. М. Антология форм праздничной и развлекательной культуры России (первая половина 20 в.): учебное пособие / В. М. Рябков ; Челяб. Гос. Академия культуры и искусств. – Челябинск : ООО «Полиграф-Мастер». 2007.— Т. 4. – 870 с.
Аль, Д. Н. Основы драматургии / Д. Н. Аль. – Санкт-Петербург, 2005.
Борисов, С. К. Основы драматургии театрализованного действа: учеб. пособие /С.К. Борисов. – Челяб. гос. акад. культуры и искусств. – 4-е изд. – Челябинск, 2011. – 207 с.
Велихова, Н. А. Охлопков и театр улиц / Н. А. Велихова. – Москва, 1970.
Вершковский, Э. В. Режиссура массовых клубных представлений /
Э. В. Вершковский. – Москва, 1981.
Винничук, Л. В. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима /
Л. Винничук. – Москва, 1988.
Галеев, Б. М. Содружество чувств и синтез искусств /Б.М. Галеев. – Москва : Знание, 1982.
Галеев, Б. М. Театрализованные представления «звук и свет» под открытым небом / Б. М. Галеев. – Казань, 1991.
Галеев, Б. М. Светомузыка в системе искусств / Б. М. Галлев. – Казань, 1991.
Глан, Б. Н. Праздник всегда с нами / Б. Н. Глан. – Москва: СТД, 1988.
Губанова, М. И. Постановка спортивно-художественных выступлений в массовых театрализованных и церемониальных спортивных праздниках / М. И. Губанова, А. Л. Дружков, С. Е. Табаков. – Москва, 1995.
Жигульский, К. Праздник и культура / К. Жигульский. – Москва: Прогресс, 1985.
Клитин, С. Искусство эстрады 19-20 в. / С. Клитин. – Санкт-Петербург : ГАТИ, 2005.
Конович, А. А. Театрализованные праздники и обряды в СССР / А. А. Конович. – Москва : Высшая школа, 1990. — 206 с.
Корякова, В. В. Анимация в туризме: теория, методика и практика: учеб. метод. пособие — Выпуск 1 / В. В. Корякова. – Тюмень: РИЦ ТГАКИ, 2008 – 224 с. ил. – (Школа аниматора).
Левин, М. В. И пришел на стадион праздник / М. В. Левин. – Москва, 1998.
Мастерство режиссера / под общей ред. Н. А. Зверевой. – Москва : ГИТИС, 2007. – 534 с.
Мочалов, Ю. А. Композиция сценического пространства (Поэтика мизансцены): учеб. пособие / Ю. А. Мочалов. – Москва : Просвещение, 1981. – 239 с.
Немиро, О. Праздничный город / О. Немиро. – Москва : Художник РСФСР, 1987.
Организация Олимпийских игр / пер. с англ. В. Дауме, С. Дункан и др. – Москва : Орг. комитет Олимпийских игр, 1980.
Петров, Б. Н. Режиссура массового спортивно-художественного театра / Б. Н. Петров. – Ленинград : ЛГИК, 1986.
Петров, Б. Н. Спортивно – художественное представление на стадионе. Методические указания и рекомендации / Б. Н. Петров; Ленинград: 1988. – 180 с.
Проблемы методики режиссерского творчества: сб. науч. тр. — Москва : МГУКИ, 2002. – 193 с.
Рахлин, И. Я. Всегда со мной / И. Я. Рахлин. – Санкт-Петербург, 1993.
Рябков, В. М. Антология форм культурно-досуговой деятельности (Древний мир. Древняя Греция и Рим. Западная Европа до начала XVII в.): учебное пособие / В. М. Рябков; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. – Челябинск, 2006. – Т. 1. — 472 с. т.1.
Рябков, В. М. Антология форм праздничной и развлекательной культуры России (XVIII – начало XX вв.): учеб. пособие / В. М. Рябков; Челябинская государственная академия культуры и искусств. – Челябинск, 2006. – Т. 2. — 706 с.
Рябков, В. М . Антология форм просветительной культурно-досуговой деятельности в России (первая половина XX века): учеб. пособие / В. М. Рябков; Челябинская государственная академия культуры и искусств. – Челябинск : ООО «Полиграф-Мастер» — 2007. – Т. З. — 662 с.
Рябков, В. М. Антология форм праздничной и развлекательной культуры России (первая половина XX в.): учеб. Пособие / В. М. Рябков; Челябинская государственная академия культуры и искусств. – Челябинск: ООО «Полиграф-Мастер» — 2007. – Т. 4. – 870 с.
Сегал, М. Д. Физкультурные праздники и зрелища / М. Д. Сегал. – Москва : ФиС, 1977.
Силин, А. Д. Площади – наши палитры / А. Д. Силин. – Москва, 1982.
Силин, А. Д. Театр улиц и площадей: сб. сценариев. / А. Д. Силин, – Москва : Сов. Россия, 1989. – 108 с.
Смильгис, Э. Массовые театральные постановки под открытым небом // Массовые праздники и зрелища. – Москва : Искусство, 1961.
Спорт для всех. – 2000. – № 17–19; 1996. – № 13.
Спорт-экспресс. – 2000. — № 11 (47).
Твой Олимпийский учебник: учеб. пособие для учреждений образования России. – 15-е изд. перераб. и доп. /В.С. Родиченко и др. – Москва : Физкультура и спорт. 2005. – 144 с. ил.
Туманов, И. М. Режиссура массовых зрелищ / И. М. Туманов – Москва, 1963.
Хавин, Б. Н. Все об Олимпийских играх / Б. Н. Хавин. – Москва : Физкультура и спорт, 1979.
Цыганкова, И. Я. Формирование навыков составления композиций произвольных упражнений в художественной гимнастике / И. Я. Цыганкова. – Москва, 1991.
Чечетин, А. И. Массовые театрализованные празднества: открытие и закрытие Олимпиады-80 в Москве и Олимпиады 2000 в Сиднее: сравн. анализ [Текст] / А. И. Чечетин // Время культуры и культурное пространство. – Москва, 2000.
Шароев, И. Г. Режиссура эстрады и массовых представлений. учеб. для студентов высш. театр. учеб. заведений. /
И. Г. Шароев. – Москва : Просвещение. 1986. – 463 с.
Штейнбах, В. Век олимпийский. Кн. II. – Москва : Терра Спорт. Олимпия-Пресс, 2002.
Шубина, И. Б. Драматургия и режиссура зрелища: игра, сопровождающая жизнь: учебно -метод. пособие. – Ростов на Дону : Феникс, 2006. – 288 с. – (Высшее образование).
V . Формы промежуточного и итогового контроля
Для профессионального уровня режиссера праздника является необходимым овладение объемными теоретическими знаниями из различных научных областей и технологиями, позволяющими эффективно применять эти знания в досуговой деятельности. Поэтому в ходе изучения дисциплины используются разные формы, позволяющие отслеживать процессы «погружения» в материал.
Зачет и экзамен запланированы в пятом и шестом семестрах; они проходят по билетной системе.
Источник статьи: http://refdb.ru/look/2427855-p2.html