- Праздник Ивана Купала — вся правда о славянском празднике
- Праздник Ивана Купала
- День Ивана Купала 21-22 июня
- Купальский костер
- Народные традиции на Ивана Купала — обряды
- Народные традиции на Ивана Купала — Сбор трав на Ивана Купала
- Шокирующие обычаи славян на Ивана Купалу
- Праздник Ивана Купалы (или Купальскую ночь) славянские племена праздновали в день летнего солнцестояния, когда день был самым длинным, а ночь — коротка.
- Плевальщики репы. Как славяне сажали богатырские продукты и в чём заключались секреты народной посадки.
- Почему славяне жили в Скандинавии до викингов и при чём здесь древние арии
Праздник Ивана Купала — вся правда о славянском празднике
Новое Учение придет из России, будет чистой Россия, будет Белое Братство в России.
Праздник Ивана Купала
Праздник Ивана Купала
Славяне строили свою жизнь и календарь по Солнцу. Основным ориентиром всего календарного цикла являлось Солнце и его движение по небосклону. Цикл движения Солнца отождествлялся с циклом жизни человека. Поэтому все основные праздники тесно связаны, с так называемым Большим и Малым солнечными крестами.
Ивана Купала — древний праздник старославянских обычаев. Издревле все народы мира, которые жили в согласии с циклами природы, почитали праздники Солнцестояния, а также Равноденствия, как одни из самых важных праздников в жизни. Эти поворотные точки года служили ориентирами для занятия земледелием, строительством, планированием общественной и семейной жизни. Вместо солнцестояния, на Руси говорили – солнцеворот или коловорот (коловрат) (Солнце поворачивает на прибыль или на убыль дня). А год назывался КолоГод или КолоХод. Т. е. круговорот Солнца, которое совершает полный круг жизни, как и человек от рождения до старости и смерти.
День Ивана Купала 21-22 июня
Солнцестояние — астрономическое явление, представляющее собой момент пересечения с центром Солнца точек эклиптики, наиболее удалённых от экватора небесной сферы (точек солнцестояния), или, по другому, момент времени в годичном вращении Земли вокруг Солнца, когда наблюдается самый короткий день и соответсвенно, с 21 на 22 июня — самая короткая ночь.
В году два солнцестояния — зимнее и летнее. В северном полушарии зимнее солнцестояние происходит 21 или 22 декабря и тогда наблюдается самый короткий день (и самая длинная ночь), а летнее — 20 или 21 июня и тогда наблюдается самая короткая ночь (и самый длинный день). В южном полушарии на указанные даты приходятся, соответственно, летнее и зимнее солнцестояния.
Позже Христианская церковь ввела на 24 июня праздник рождества Иоанна Крестителя/Иванов день, (в России он отмечается по Юлианскому календарю 7 июля).
Это главный летний праздник у славян – День Солнцестояния, Коловорота. В этот день совершаются многие обряды – ведь сила такого периода очень большая. Собранные на Купало травы имеют большую ценность. Ярый огонь костра очищает людей, а вода смывает с них все горести и болезни. Пир, игры да хороводы с обрядами продолжаются с зари до зари. Это славянский веселый и жизнерадостный праздник, символом которого на весь год остаются обереги с Одолень-травой, Цветком Папоротника и Коло Года.
В ночь накануне Купалы народы всей Европы весело пировали и обмывались в водоемах, затем торжественно встречали рассвет самого долгого дня в году, с высокого холма (с Красной горки) в реку бросалось огненное колесо, люди прыгали через костры, девушки сплетали венки и пускали их по воде, а молодежь по ночам искала в лесу цветок папоротника.
Кстати, этот же обычай существует поныне и в Испании и называется Сан Хуан (Святой Иван) и так же отмечается как и на Руси 22 июня!
Известно, что и последние цари из династии Рюриковичей соблюдали православные традиции и отмечали солярные праздники. Например, Иван Грозный, уехал на празднование и в его отсутствие, 21 июня 1547 года в столице случился пожар.
А Вы знали, где находилась Красная горка и где люди отмечали солнечные праздники?
Это место Рядом с Александровской Слободой, именно на этом месте снимался фильм «Снегурочка»
Купальский костер
Купальский костёр (купала, живой огонь или царь-огонь ) — ритуальный огонь, непременный атрибут встречи летнего праздника Ивана Купалы, являлся центром гуляний в Иванову ночь. Считалось, что костёр выполняет очищающую функцию.
Купальские костры зажигали вечером и жгли чаще всего до утра, сигналом для возжигания костра служил заход солнца.
Молодёжь и дети, напрыгавшись через костры, устраивали шумные весёлые игры и бег наперегонки. Обязательно играли в горелки. По поверьям, в купальскую, самую короткую ночь, нельзя спать.
Прыжки через купальский костер имеют целый ряд примет на Ивана Купала:
если трижды прыгнуть — год будет здоровым, благополучным, счастливым, удачным;
если же вдруг споткнулся — к болезни;
если ногой разворотил огонь — нелады в семье настанут.
Тогда непременно нужно 9 раз перепрыгнуть через костер, мысленно формируя позитивные образы.
Славяне верили, что купальский огонь уничтожает все зло — болезни, несчастья, нищету. Именно поэтому на нем сжигали старую, ветхую одежду. Существовал обычай бросать в купальский костер сорочку больного ребенка. Считалось, что вместе с ней сгорала и его болезнь.
Часто через купальский огонь прогоняли домашнюю скотину для защиты ее от мора.
Народные традиции на Ивана Купала — обряды
Обряды на Ивана Купала на этом не заканчивались. Прыгнув через костер, нужно было сразу после этого броситься в воду — «лед и пламя» дают поразительный очищающий эффект. Девушки пытались так прыгнуть в воду, чтобы венок с головы поплыл по воде. Добрым знаком на Ивана Купала было, когда венок не тонул, а плыл, направление его движения указывало, откуда сватов ждать.
Можно сказать, что массовое купание — один из главных обрядов Иванова дня. Славяне верили, что в ночь накануне праздника водоемы покидают водяные и русалки, поэтому можно безбоязненно купаться в них вплоть до Ильина дня.
Омывая свое тело в купальской воде, девушки напевали волшебные слова: «Вода чистая Купайла, хочу быть красна да мила. Купальская водица, дай красотой умыться!» Кстати, если человек отказывался купаться на Иванов день, его подозревали в колдовстве.
Праздник Ивана Купала
На рассвете на Ивана Купала было принято умываться росой. Женщины обязательно собирали купальскую росу в бутылочку. Она помогала избавиться от угрей, кожа становилась чистой и нежной. «Иванову» росу использовали и при болезнях глаз. Этой же росой кропили стены своего дома, чтобы защитить жилье от нечистой силы и насекомых.
На Ивана Купала обязательно парились в банях. При этом пользовались вениками и водой, настоянной на ивановских травах (ивановскими называют травы, освященные в храмах на Иоанна Крестителя). Верили, что баня в день Ивана Купала способствовала укреплению и восстановлению жизненной энергии и здоровья.
Был распространен обычай обливать встречных в Иванов день водой. Делалось это для того, чтобы в жаркую пору вызвать дождь.
Народные традиции на Ивана Купала — Сбор трав на Ивана Купала
Все травы и растения в Купальскую ночь обретают сверхъестественную мощь — как злую, так и добрую. Дивным цветом распускается папоротник на Ивана Купала. Цветок папоротника еще называют «жар-цвет», потому что он. по преданию, будто горит красным пламенем, да таким ярким, что ночью становится ясно, как днем, а глаза не могут выносить такого слепящего света. Легенда гласит, что каждый, кто сорвет на Ивана Купала цветок папоротника, приобретет магическую силу, сможет предсказывать будущее, научится понимать язык птиц, растений и животных, а также получит способность становиться невидимым для человеческих глаз. Цветок папоротника способен открывать любые замки, железные запоры и двери, поможет обнаружить зарытые в землю клады. Только достать его не так просто. Ведь за цветком счастья идут не только люди, а еще и злые силы, с которыми трудно бороться. Они пытаются помешать, отвлечь внимание. Если все же удавалось найти цветок счастья, необходимо было спрятать его на сердце под одеждой. Затем следовало взять в левую руку полынь и мелом обвести около себя круг — тогда злые силы не смогут ничего сделать счастливцу.
Лекарственные растения на Ивана Купала заготавливали на рассвете, подальше от поселений и дорог, обязательно в хорошем настроении и с молитвой. Помимо целебных свойств, растения обладают в это время значительной магической силой.
Особо почиталась на Ивана Купала трава тирлич. Отвар из нее делали обязательно в новом горшке, который покупали не торгуясь. Умывались этим отваром, чтобы привлечь внимание избранника, приговаривая трижды: «Тирлич, тирлич! Моего милого покличь!». Такой обряд на Ивана Купала проводили и для того, чтобы девушке быстрее выйти замуж.
Другое любовное растение — барвинок.Использовали его для того, чтобы парни к девушкам «стелились». Еще заготавливали любисток, который в народе называли «любовным корнем». Верили: чтобы всегда оставаться молодой, красивой и привлекательной для противоположного пола, надо купаться в воде с отваром любистка, а чтобы привлечь любовь, можно добавить в воду семь бутонов роз.
Кроме того, на Ивана Купала собирали зверобой — его боится вся нечисть так же. как и солнечного света. А если в ночь на Ивана Купала сорвать цветок Иван-да-Марьи и поместить в углах дома, вор не подойдет к этому жилищу: брат с сестрой (желтый и фиолетовый цветки растения) будут между собою разговаривать, а вору покажется, что разговаривают хозяин с хозяйкою. Перед тем, как засушить травы с Иванова дня, их освящали в церквях, а потом окуривали ими больных людей, использовали как обереги, бросали в растопленную печь во время грозы, чтобы в дом не ударила молния.
Праздник Ивана Купала был особым временем для беременных и тех женщин, которые только планировали зачатие ребенка. Они собирали такие травы: крапиву, ромашку, чабрец, череду, любисток, полынь. Когда ребенок родится, у мамы уже будут купальские заговоренные травы, наполненные родовой силой и энергетикой. Из них заваривали чай, настаивали его и добавляли в купель. Так с самых первых дней мама помогала обрести здоровье малышу. Если продолжить купать девочку, используя купальские травы, до трех лет, она вырастет красавицей, которую будут любить все окружающие.
Источник статьи: http://beloe-bratstvo.ru/prazdnik-ivana-kupala-vsya-pravda-o-slavyanskom-prazdnike/
Шокирующие обычаи славян на Ивана Купалу
» src=»https://static.life.ru/publications/2020/6/2/672874344532.8801.jpg» loading=»lazy» style=»width:100%;height:100%;object-fit:cover»/>
Праздник Ивана Купалы (или Купальскую ночь) славянские племена праздновали в день летнего солнцестояния, когда день был самым длинным, а ночь — коротка.
Славяне в древности верили, что в этот день природа поворачивается на осень, на смерть, и поэтому праздник этот был непростым. В народе его называли «бешеной ночью», а закончиться он должен был утоплением Ваньки — чучела, изображавшего божество Купалу. В некоторых случаях чучело Купалы заменяли украшенной лентами берёзкой, которая олицетворяла жизненные силы весны.
Плевальщики репы. Как славяне сажали богатырские продукты и в чём заключались секреты народной посадки.
Подготовка к празднику начиналась загодя. Мужчины рубили и приносили в сёла берёзы — где одну, а где несколько, до пяти-шести деревьев. Они устанавливали их на определённом месте, неподалёку от водоёма, ставили столы. Женщины постарше готовили угощения, а молодые замужние женщины, которые недавно родили, и особенно девицы приступали к обряду кумовства. Мужчины к этому обряду не допускались.
Девушки наряжали берёзки, украшали их лентами и плели венки. Чтобы покумиться, замужние женщины и незамужние девицы целовались через венки. Этнографы отмечают, что главной целью подобного «кумовства» становилась передача жизненной силы, способности к деторождению и объединение женщин в некое подобие одного женского божества, жаждущего продолжения рода.
Явление это было массовым, но кумовство длилось недолго: через неделю женщины и девушки раскумовлялись на этом же месте. Эротики в этом уже не было никакой — они пели определённые обрядовые песни.
Впрочем, в других селениях покумившиеся девушки и женщины год считались лучшими подругами — до следующего праздника.
Не принимали парни участия и в создании чучела Ивана Купалы, или Ваньки. Девушки сами ставили шест, крепили перекладину, вместе с подругами наряжали чучело в мужскую одежду и набивали его травой, причём обязательно цепляли морковку вместо мужского достоинства.
У парней была другая задача — отобрать и заломать берёзку или сломать чучело. Очевидно, это олицетворяло грубую мужскую силу, вторгавшуюся в женское лоно. Недаром глагол «заломать» на Руси часто употреблялся как аналог сексуального обладания женщиной. А деревце могло символизировать девичество.
Подобные обряды до сих пор сохранились в селе Преображенка Кемеровской области. Там старожилы и сейчас рассказывают о том, как молодёжь из разных сёл крала друг у друга Ваньку и отбивала его назад.
Константинопольский дьякон Феодор Вальсамон писал, что многие обряды славян перекликались с обрядами греческих мистерий. Он описывал обряд выбора «первородной девицы», который практиковали «дикие племена», живущие на побережье Чёрного моря. Якобы на Купалу сам дьявол наделял эту девицу даром пророчества — и в праздник желающие погадать клали в сосуд с узким горлом разные предметы и задавали девице вопросы. Та вынимала предметы из кувшина — и это считалось ответом на вопрос.
Николай Сперанский. Купальский хоровод 1992 г. Фото © liveinternet.ru
Этот древний обычай практиковался в Полесье, где в сёлах молодёжь выбирала самую красивую девицу, с которой затем срывали одежду, распускали ей волосы, украшали её гирляндами цветов и заставляли пророчествовать.
Устраивали «праздник мокрых маек»
Праздник был самым тесным образом связан с водой. После прыжков через костёр парни одевались в старую одежду, шли с вёдрами на реку и начинали всех «пачкать» — набирали в вёдра самую грязную, мутную воду, возвращались в селение или к костру и обливали грязной водой всех, кого видели. Разумеется, на первом месте были женщины и девушки. Те не оставались в долгу — бежали на реку отмываться, брали с собой ёмкости для воды и в свою очередь «умывали» парней.
Колдовали и жгли ведьм
Славяне верили, что именно на Ивана Купалу можно узнать, кто из односельчанок — ведьма. Считалось, что ей может быть одна из женщин, которые отказываются праздновать вместе с односельчанами.
Именно в эту ночь колдуньи «заламывали» колоски на поле тех соседей, кому хотели навредить. Считалось, что урожая на поле не будет, а если хозяин поля притронется к заломленному пучку колосьев или срежет его косой, то непременно умрёт. «Как пошёл с поля, так на обратном пути и помер», «Тут-то его молнией и прибило!» — рассказывали вплоть до XX века крестьяне Псковской губернии.
Для совершения обряда ведьма должна была зайти на поле задом наперёд или даже ногами вверх, на руках. Тут-то их и могли подловить односельчане.
Кроме этого, верили, что в ночь на Купалу ведьмы превращаются в свиней, поэтому встреча со свиньёй этой ночью считалась плохой приметой.
Чтобы защитить дом и выявить ведьму, селяне сыпали на порог конопляное семя — верили, что ведьма не сможет переступить через порог. Часто конопляным семенем пересыпали дороги и защищали им пастбища. Была верная примета: если в ночь на Купалу начать трясти коноплю и рядом окажется женщина — она обязательно ведьма.
Праздник справляли бурно: возле чучела на шесте разводили костёр, прыгали через него, пировали за столами, а захмелев — предавались групповому сексу. Изменой мужу это не считалось. Утром замужние женщины старались выкупаться в росе, чтобы «очиститься».
Обрядовая часть праздника заканчивалась утоплением в воде чучела Ивана Купалы или наряженной берёзки — последнюю девушки разрывали руками и бросали в реку. В обязательном порядке все участвующие в празднике окунались в воду.
Этнографы считают, что этот обряд был отголоском древнего обычая жертвоприношения. А советский археолог Борис Рыбаков считал, что климат на Руси в древности был теплее и на Купалу славяне приносили девушек в жертву водяным ящерам, которые обитали в реках и озёрах Древней Руси.
Если лето было засушливым, то на Купалу проводили обряд утопления покойников — носили вёдрами воду на могилы предков и обильно поливали их. В христианские времена для этой цели выламывали кресты на могилах и заливали оставшиеся ямы водой — считали, что покойники могут поспособствовать осадкам, лишь бы их оставили в покое.
Почему славяне жили в Скандинавии до викингов и при чём здесь древние арии
До сих пор в некоторых сёлах Новосибирской области среди потомков переселенцев с Украины сохранился обычай беснования, в котором принимала участие вся молодёжь деревень. Разломать забор, перевернуть сани или телегу, снять двери с сараев, разломать утварь на дворе соседа или перегородить чем-нибудь дороги в селе — вот самые невинные забавы, которым предавались наши захмелевшие предки. Счёт наутро не предъявляли, однако отношения между соседями на этой почве могли испортиться.
Источник статьи: http://life.ru/p/1332429