- Изложение с языковым разбором «Ёлочка», 3 класс учебно-методический материал по русскому языку (3 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- Обучающее изложение 3 класс
- Содержание:
- ↑ Изложение «Путешественница».
- ↑ Изложение «Ёлочка».
- ↑ Изложение «Как медведь сам себя напугал».
- ↑ Изложение «Осень.»
- ↑ Изложение «Клесты».
- ↑ Изложение «Лёва».
- ↑ Изложение «Горностай».
- ↑ Изложение «Лев и мышь».
- ↑ Изложение «Кот».
- ↑ Изложение «Кошкин выкормыш».
- ↑ Изложение «Лось».
- ↑ Изложение «Соловьиное гнёздышко».
- ↑ Изложение «Малютка-лосёнок».
Изложение с языковым разбором «Ёлочка», 3 класс
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс) по теме
Изложение с языковым разбором «Ёлочка», 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izlozhenie_s_yazykovym_razborom_yolochka_3_klass.docx | 29.66 КБ |
izlozhenie_yolochka._3_klass.ppt | 2.47 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок развития речи.
Изложение с языковым разбором «Ёлочка»
Учитель: Старикова Лариса Павловна
1.Обучающая: продолжить работу над умением писать изложение по составленному плану.
2. Развивающая: развивать умение анализировать текст, продолжить формирование орфографических навыков.
3. Воспитывающая: развивать навыки самостоятельной работы учащихся; прививать любовь к вдумчивому чтению.
Компетентности: коммуникативная, творческая, самостоятельная.
Форма урока: комбинированный
Тип урока: урок «открытия нового знания»
Оборудование к уроку: презентация к уроку, тексты на печатной основе ( загадка, текст изложения, карточка « Орфографическая работа»); рамки для самостоятельной работы, иллюстрированный материал, опорные слова.
- Организационный момент.
- Речевая разминка. Подготовка к зрительно – слуховому восприятию текста.
- Подготовка к изложению. Постановка учебной задачи.
2)Структурный анализ текста.
5. Пересказ текста.
6. Орфографическая подготовка.
7. Написание изложения.
9. Рефлексия. Итоги урока.
10. Домашнее задание.
Виды деятельности на уроке:
Устные высказывания на тему;
Подготовка к творческим заданиям.
1.Организация деятельности учащихся. Самоопределение к деятельности .
Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись, тихо сели.
2. Речевая разминка. ( Слайд 2)
— Давайте вместе прочитаем стихотворение.
Гостья к нам пришла с опушки —
Зелена, хоть не лягушка.
И не Мишка косолапый,
Хоть ее мохнаты лапы.
И понять не можем мы:
Иглы для чего нужны?
Не швея она, не ежик,
Хоть на ежика похожа.
Догадаться очень просто,
Кто пришел к нам нынче в гости?
— О чём эта загадка?
— Что вам особенно понравилось в этом стихотворении?
( Ёлка сравнивается с зелёной лягушкой, косолапым мишкой, колючим ёжиком, швеёй.)
— Какое это стихотворение по настроению, грустное или весёлое?
— Кто из вас весело прочитает стихотворение?
— Какого цвета наряд у ёлочки зимой, весной, летом? Почему?
— Сегодня мы узнаем, какой наряд у ёлочки осенью.
- Чтение текста учащимися вслух. (Слайд 3)
— Прочитайте отрывок из произведения Н. Сладкова.
Ёлочка появилась на свет осенью. Она раздвинула листья, травинки, высунулась из земли и удивлённо осмотрелась. Деревья роняли свои листья.
Прошло много лет. На каждую осень, в день ёлочкиного рождения, деревья дарят ей подарки. Осина дарит красные фонарики, клён роняет оранжевые звёзды, а ива засыпает ёлочку тонкими золотыми рыбками.
И стоит ёлочка счастливая. Вся нарядная и разноцветная.
— Поделитесь впечатлениями о прочитанном.
2. Структурный анализ текста. ( Слайд 4)
— Определите тему текста.
— Какова главная мысль текста?
(Ёлочка счастлива. У неё есть друзья, которые не забывают её и дарят ей подарки.)
— Определите стиль речи .
— Какой заголовок соответствует содержанию текста?
Осенний наряд деревьев.
— Что отражено в этом заголовке тема или главная мысль текста?
— Сколько частей в тексте?
— Кому захотелось запомнить текст? Почему?
— Для того, чтобы запомнить текст, я вам предлагаю написать изложение, употребляя в пересказе наиболее удачные, интересные слова и выражения авторского текста.
Постановка учебной цели. ( Слайд 5)
— Итак, какова цель нашего урока?
— Цель урока состоит в том, чтобы вдумчиво читать, анализировать художественный текст, открывая секреты писательского мастерства Н. Сладкова. А затем написать подробное изложение, употребляя замечательные выражения автора.
3.Составление плана. (Слайды 6, 7 )
— Назовите основные части текста.
(Вступление, основная часть, заключение (концовка).)
— Из скольких пунктов будет состоять план? Почему?
а) — Прочитайте первую часть текста. ( Чтение вслух)
— Когда появилась на свет ёлочка?
— Как можно сказать об этом по- другому? ( Родилась)
— Как появилась на свет ёлочка? Что она сделала?
— Какие слова говорят о ёлочке, как о живом существе?
— Как называется такое изобразительно –выразительное средство языка?
— О чём первая часть? Скажите кратко.
— Как озаглавим первую часть?
— Запишите заглавие первой части на карточке. (Учитель записывает заглавие на доске.)
Опорные слова: появилась, раздвинула, высунулась, осмотрелась.
— Перескажите первую часть близко к тексту.
б) – Прочитайте вторую часть текста. ( Чтение шёпотом)
— С чего начинается вторая часть? Давайте вместе прочитаем первое предложение.
— Что происходило каждый год осенью в день рождения ёлочки?
— Какие деревья дарили ёлочке подарки, назовите?
— Что дарили ёлочке деревья? Скажите одним словом.
— Каких цветов были листья?
— На что похожи листья осинки?
— Чем листья осинки похожи на фонарики?
— Как в тексте названы листья клёна? Почему?
— Чем одаривала ёлочку ива? Почему?
Осинка дарит фонарики .
Клён роняет звёзды.
Ива засыпает рыбками.
— Какое изобразительно – выразительное средство языка использует автор во второй части текста? (Фонарики, звёзды, рыбки…)
( Скрытое сравнение – метафору )
— В тексте говорится о том, как три дерева дарят подарки. Но слово «дарят» употреблено только один раз. Почему?
( Чтобы не было повторов)
— Озаглавьте вторую часть текста.
( Деревья дарят подарки.)
— Запишите заглавие второй части в тетради. (Учитель записывает заглавие на доске.)
Опорные предложения из второй части текста – на слайде.
Перескажите эту часть друг другу.
— Прочитайте третью часть текста. ( Чтение про себя)
— Приятно ли ёлочке, что ей дарят подарки?
— Как вы догадались?
— ( И стоит ёлочка счастливая .)
— Отчего ёлочка счастлива?
( У неё много друзей. Они помнят о ней, дарят ей подарки. Благодаря их подаркам, ёлочка стоит нарядная.)
— Почему наряд ёлочки разноцветный?
— Так какова же главная мысль текста? Давайте её ещё раз повторим.
— Озаглавьте третью часть.
(Счастливая и нарядная ёлочка.)
— Запишите заглавие третьей части в тетради. (Учитель записывает заглавие на доске.)
Опорные слова :счастливая, нарядная, разноцветная.
Перескажите третью часть себе.
- Рождение ёлочки.
- Деревья дарят подарки.
3.Счастливая и нарядная ёлочка.
— Какого типа этот текст?
(Текст — повествование с элементами описания)
— К какому стилю речи относится текст?
( К художественному стилю)
— Какие изобразительно – выразительные средства языка использованы в тексте?
( Эпитеты, олицетворение, метафора.)
— Перескажите текст по плану.
4. Физкультминутка. ( Слайд 8)
Ёлка в блёстках ледяных, ( Повороты туловища влево – вправо.)
В тёплых слёзках смоляных, ( Наклоны туловища влево – вправо.)
Свежая, зелёная, ( Поднимемся на носочки.)
Солнцем озарённая. ( Поднимемся на носочки.)
Приходит к нам с подарками, ( Руки — к плечам.)
Блестит огнями яркими, ( Руки –вверх. Три хлопка над головой.)
Нарядная, забавная ( Руки – вниз.)
И в Новый год там главная. ( Три хлопка внизу.)
5.Орфографическая подготовка.(Слайд 9)
1. Определите орфограмму.
2. Найдите слово с парной согласной буквой в корне. Подберите проверочное слово.
3. Объясните, как написать слова с предлогами и приставками.
(На)свет,( по)явилась, (раз)двинула,( вы)сунулась, (о)смотрелась, (из)земли, (в)день.
4.Обратите внимание на расстановку знаков препинания в предложениях с однородными членами предложения. Составим схемы этих предложений.
6. Повторное чтение текста учащимися.
7. Самостоятельное написание изложения.
8. Самопроверка текста изложения.
9. Подведение итогов и рефлексия деятельности. ( Слайд 10)
Чтобы красиво говорить, правильно и грамотно оформлять свои мысли, нужно учиться у мастеров слова. И одним из таких авторов является Н. Сладков, написавший много замечательных произведений для детей о природе. Ведь только внимательный человек, имеющий богатую фантазию, может в обычном для нас явлении увидеть необычное.
Вспомните, какую цель ставили в начале урока. Поднимите руки, кто считает, что он достиг поставленной цели.
Закройте глаза и вспомните, как вы работали на сегодняшнем уроке. Встаньте, пожалуйста, те, кто считает, что он поработал «на отлично».
Встаньте, пожалуйста, те, кто считает, что он поработал « на хорошо».
Спасибо, что сами себя оценили.
10. Домашнее задание. ( Слайд 11)
Осенняя ёлочка делится с вами подарками – листьями, на которых следует написать поздравление ёлочке с днём рождения.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Урок развития речи Изложение « Ёлочка» Выполнила Старикова Лариса Павловна, учитель МАОУ « Гимназия № 1» г. Сыктывкара
Речевая разминка Гостья к нам пришла с опушки — Зелена, хоть не лягушка. И не Мишка косолапый, Хоть ее мохнаты лапы. И понять не можем мы: Иглы для чего нужны? Не швея она, не ежик, Хоть на ежика похожа. Догадаться очень просто, Кто пришел к нам нынче в гости?
Текст по Н. Сладкову Ёлочка появилась на свет осенью. Она раздвинула листья, травинки, высунулась из земли и удивлённо осмотрелась. Деревья роняли свои листья. Прошло много лет. На каждую осень, в день ёлочкиного рождения, деревья дарят ей подарки. Осина дарит красные фонарики, клён роняет оранжевые звёзды, а ива засыпает ёлочку тонкими золотыми рыбками. И стоит ёлочка счастливая. Вся нарядная и разноцветная.
Анализ текста Тема Главная мысль Стиль речи Тип текста Заголовок Ёлочка. Осенний наряд деревьев. Осенняя ёлочка.
Цель урока 1)вдумчиво читать текст; 2)анализировать художественный текст, открывая секреты писательского мастерства; 3)написать подробное изложение, употребляя интересные слова и выражения авторского текста
План текста 1.Рождение ёлочки. Опорные слова : появилась, раздвинула, высунулась, , осмотрелась. 2.Деревья дарят подарки. Осинка дарит фонарики. Клён роняет звёзды. Ива засыпает рыбками. 3.Счастливая и нарядная ёлочка. Опорные слова :счастливая, нарядная, разноцветная.
Физкультминутка Ёлка в блёстках ледяных, В тёплых слёзках смоляных, Свежая, зелёная, Солнцем озарённая. Приходит к нам с подарками, Блестит огнями яркими, Нарядная, забавная И в Новый год там главная.
Орфографическая подготовка 1. Определите орфограммы: а) д…ревья, ос…нь, тр…винки, з…мля, р…ждение; б) ры…ки 2. Объясните, как написать слова: (на) свет ( по)явилась, (раз)двинула, ( вы)сунулась, ( (о)смотрелась, (из)земли, (в)день.
Вывод Чтобы красиво говорить, правильно и грамотно оформлять свои мысли, нужно учиться у мастеров слова. Таким автором является Н. Сладков, написавший много замечательных произведений о природе. Только внимательный человек, имеющий богатую фантазию, может в обычном для нас явлении увидеть необычное.
Домашнее задание Осенняя ёлочка делится с вами подарками – листьями, на которых следует написать поздравление ёлочке с днём рождения.
Спасибо за работу на уроке!
В презентации использованы Интернет — ресурсы
Источник статьи: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2018/11/18/izlozhenie-s-yazykovym-razborom-yolochka-3-klass
Обучающее изложение 3 класс
Содержание:
↑ Изложение «Путешественница».
Осень. В лесу тихо журчал ручей. На воде ручья плыл парад листиков. На одном листике сидела маленькая птичка. Это королёк; путешественница доплыла до изгиба ручья. Там она вспорхнула и вернулась назад. Птичка села на веточку и стала ждать. Тут подплыл яркий листик. Королёк опустился на листик и поплыл, как на кораблике.
1. Парад листиков.
2. Путешественница.
3. Первое путешествие.
4. Второе путешествии.
↑ Изложение «Ёлочка».
Ёлочка появилась на свет осенью. Раздвинула листья, травинки, высунулась из земли и удивлённо осмотрелась. Деревья роняли листву.
Прошло много лет. Но каждую осень, в день ёлочкиного рождения, деревья дарят ей подарки. Осина дарит красные китайские фонарики. Клён роняет оранжевые звёзды. Ива засыпает ёлочку тонкими золотыми рыбками.
И стоит ёлочка счастливая. Вся нарядная и разноцветная. Раскинула лапки, а на ладошках подарки.
1. Когда появилась ёлочка?
2. Какие подарки получила ёлочка в день рождения?
3. Какая стояла ёлочка?
↑ Изложение «Как медведь сам себя напугал».
Вошёл медведь в лес. Затрещали под тяжёлой лапой веточки.
Испугалась белка на ёлке. Уронила шишку. Упала шишка – угодила зайцу в лоб. Вскочил заяц и помчался в гущу леса. Наскочил на сороку, из кустов её выпугнул. Сорока крик подняла на весь лес. Услышали лоси и пошли по лесу кусты ломать!
Тут медведь остановился, насторожил уши. Белка лопочет, сорока кричит, лоси кусты ломают. Рявкнул медведь и дал стрекача. Так он себя напугал.
1. Медведь вошёл в лес.
2. Переполох в лесу.
3. Медведь дал стрекача.
↑ Изложение «Осень.»
Осень. Поредела на берёзах листва. Сиротливо качается на голой ветке скворечник. Вдруг прилетели два скворца. Скворчиха быстро скользнула в птичий домик. Скворец сел на веточку и тихонько запел. Песня закончилась. Скворушка вылетела из скворечника. Птицы прощались с родным домиком. Весной они опять прилетят сюда. А теперь им пора в далёкий путь.
1. Одинокий скворечник.
2. Прощальная песенка.
3. В далёкий путь.
↑ Изложение «Клесты».
На занесённых снегом ветвях ползают, кувыркаются, висят вверх ногами небольшие красноватые и зеленоватые птицы. Своими сильными перекрещенными клювами они достают семена из жёлтых еловых шишек.
Это клесты. Они не боятся ни вьюги, ни мороза. Детей они выводят не только летом, но и зимой. В самый лютый мороз клесты кормят своих маленьких птенцов. Те сидят под толстыми сучьями, у самого ствола.
Корма малышам хватает, а холод в тёплом гнезде не страшен.
1. На ветвях ели.
2. Кормление малышей.
3. Не страшен голод и холод.
↑ Изложение «Лёва».
Музыка затихла, а песня продолжала звучать. Скворец Лёва насвистывал новую мелодию. Он прыгал в клетке, выкрикивал неизвестные ему слова, разговаривал и пел.
Вот в павильон вошёл пианист. Сел за рояль и начал наигрывать мелодию. Вдруг музыкант услышал, что ему подпевают. Он оглянулся. Вокруг не было ни души. Заиграл снова, и опять зазвучал нежный голос.
Однажды скворца привезли на телестудию. Он забился в угол клетки, нахохлился и сидел неподвижно.
Скворец Лёва жил в зоопарке. Лёва умел говорить и насвистывать знакомые песенки.
↑ Изложение «Горностай».
Зима. Около лунки сидит рыболов. Выловленная рыба лежит прямо на льду.
Вдруг на лёд выскочил зверёк, белый-белый, нежно-снеговой, только кончик хвоста чёрный. Это горностай. Лёгкими, воздушными, длинными прыжками он стремительно приблизился к рыболову.
Рыболов узнал своего знакомого. Он бросил горностаю рыбку. Шустрый зверёк с ходу схватил ёршика и в несколько прыжков отнёс в своё ледяное убежище. Через минуту горностай опять был на льду. Действовал он умело, проявлял расторопность и смелость.
1. Где ловил рыбу рыболов?
2. Какой зверёк выскочил на лёд?
3. Что сделал рыболов?
4. Куда отнёс рыбку горностай?
↑ Изложение «Лев и мышь».
Лев спал. Мышь пробежала ему по телу. Он проснулся и поймал мышку.
Мышь стала просить отпустить её. Она обещала сделать ему добро. Лев засмеялся, но мышь отпустил.
Однажды охотники поймали льва. Они привязали его к дереву. Мышь услышала львиный рёв. Она прибежала на помощь и перегрызла верёвку.
Маленькая мышь сказала: «Ты смеялся, а я отплатила тебе добром за добро».
1. Лев поймал мышку.
3. Лев в беде.
2. Обещания мышки.
4. Добро за добро.
↑ Изложение «Кот».
Однажды кот совершил благородный поступок. Куры влезли на стол в саду. Они стали склёвывать из тарелок каши. Кот прокрался к курам и с победным криком прыгнул на стол. Куры с писком взлетели и бросились удирать из сада. Впереди мчался петух. За ним нёсся кот. Передней лапой он бил петуха по спине. От петуха летели пыль и пух. С тех пор куры опасались воровать. А кот ходил по дому и саду, как хозяин и сторож.
1. Куры в саду.
2. Как кот наказал кур.
3. Кот-хозяин.
↑ Изложение «Кошкин выкормыш».
У нашей кошки весной родились котята, но их у неё отняли. Как раз в этот день мы нашли в лесу маленького зайчонка.
Мы взяли и подложили его кошке. Она охотно стала кормить зайчонка.
Так зайчонок и вырос на её молоке. Они очень подружились.
Кошка научила зайчонка-приёмыша драться с собаками. Как только собака забежит к нам во двор, кошка бросается на неё и яростно царапает. А следом за ней подбегает заяц и так барабанит передними лапами, что у собаки шерсть клочьями летит. Все собаки кругом боятся нашей кошки и её выкормыша – зайца.
1. Беда кошки.
2. Зайчонок-выкормыш.
3. Дружба.
4. Гроза собак.
↑ Изложение «Лось».
На лесную поляну вышел огромный лось. Он постоял и чутко прислушался. А потом зашагал по краю полянки.
Впереди росли толстые берёзы. Лось зашагал к ним. Он странно поматывал головой, будто хотел что-то сбросить. Лесной великан не обошёл берёзы, а полез между стволами. Один рог у него вдруг отвалился и застрял в ветвях.
Из березняка лось вышел только с одним рогом. Он медленно пошёл в чащу. Там он сбросит и второй рог.
Каждый год лось сбрасывает свой тяжёлый головной убор. Недаром говорят: лось зимнюю шапку ломает, с весной здоровается.
↑ Изложение «Соловьиное гнёздышко».
Шла война. В лесу шёл бой. Молодой солдат приложил ручной пулемёт к берёзе и стрелял по врагу.
Недалеко разорвалась мина. Осколком отбило ветку с соловьиным гнездом. Упала ветка с гнёздышком на землю. Соловушка кружилась над птенчиками и тревожно пищала.
Враг отступил. Бой отдалялся. Солдат снял пулемёт с дерева. Потом подошёл к соловьиному гнёздышку, поднял его и прикрепил к другой ветке берёзы. А сам ушёл туда, где гремел бой.
↑ Изложение «Малютка-лосёнок».
Антон ехал на машине через лес. Вдруг на дорогу выскочила лосиха. Она трясла головой, словно звала на помощь. Антон остановил машину, вылез из кабины и пошёл за лосихой. Она привела Антона к болоту. Там по шею в трясине стоял малютка-лосёнок. Антон стал выталкивать лосёнка из болота. Потом взял на руки и вынес на берег. В глазах лосихи блестели слёзы. Она стала облизывать своего кроху.
1. На помощь!
2. Дорога к болоту.
3. Помощь пришла вовремя.
4. Радость матери.
Источник статьи: http://rustutors.ru/izlozheniyaa/1446-obuchajuschee-izlozhenie-3-klass.html