Как организовать праздник науки

Сценарий «День науки»
опыты и эксперименты

8 ноября «Международный день науки»

Скачать:

Вложение Размер
Сценарий «День науки» 21.3 КБ
Презентация игра «Тонет — не тонет» День науки 2.65 МБ

Предварительный просмотр:

Развлечение для дошкольников «Госпожа наука» .

Цель: формирование целостного мировидения.

Задачи:
Воспитательные:
1. Воспитывать культуру общения.
2. Воспитывать у детей навыки сотрудничества, желание работать в коллективе, умение выслушивать друг друга.
Образовательные:
1. Учить детей устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы на основе элементарного эксперимента и делать выводы.
2. Учить устанавливать взаимосвязь и взаимозависимость природных явлений.
Развивающие:
1. Развивать познавательную активность, наблюдательность, мыслительную деятельность детей в процессе экспериментирования.
2. Развивать умение детей самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, решать проблемные ситуации.
3. Активизировать речевую деятельность детей.

Оборудование и материалы: столы, емкости и сосуды разной формы и размера, банки с холодной водой, йод, крахмал, 2 баночки с раствором акварели желтого и синего цветов, 2 апельсина,мерные ложечки, палочки деревянные, соломинки для коктейля, пакет с кожурой апельсина, очки с цветными стеклами, листы бумаги.

Выходит госпожа Наука

-Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, взрослые! Меня зовут госпожа Наука. Сегодня очень важный для меня день, день моего рождения – день науки! А какие науки знаете вы?

— А теперь, мои друзья, скажите: Вы готовы праздновать День Науки вместе со мной? (дети отвечают, что готовы). Тогда я объявляю наш праздник открытым! Я приглашаю вас в лабораторию к профессору «Почемучкину». Вы знаете, что такое лаборатория? (Дети отвечают)
— Какие вы умные ребятки, да, лаборатория это специальное место, где проводят опыты и эксперименты. А, вы любите экспериментировать? (Дети отвечают).

— Сегодня мы вместе с вами займемся этим увлекательным занятием. Только для начала вспомним правила безопасности:

БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ЗАПРЕЩАЕТСЯ
— вставать с места
— трогать оборудование, приборы и реагенты
— засовывать что-либо в нос, рот, уши и пр.

Ну вот мы готовы, вот только как же нам попасть в лабораторию, а помогут нам волшебные шапочки.

Госпожа «Наука» раздает всем волшебные шапочки.

Звучит волшебная музыка.

( Выход профессора «Почемучкина» Выход 2)

Профессор: — Здравствуйте, дети! Меня зовут профессор Почемучкин.

— Скажите, дети, для чего ученые проводят опыты и эксперименты? (Дети отвечают)
— Конечно, ученые хотят разгадать загадки природы. И для вас у меня первая загадка: чего в этом зале очень много, но мы этого не видим? (Дети отвечают)

— Сейчас мы проведем такой опыт, что все в этом зале смогут увидеть воздух.
ОПЫТ №1
— Сейчас мы проведем такой опыт, что все смогут увидеть отгадку.

— Мне нужны помощники.
(Выбирает детей из зала – 10 человек, предлагает им подуть через соломинки в банку с водой. Пока дети дуют, профессор обращается с вопросами к залу).
— Что мы видим? (Дети: пузырьки воздуха, воздух)
— Откуда берется этот воздух? (Дети: дети вдыхают его и выдыхают через трубочку)
— Куда деваются пузырьки воздуха? (Дети: всплывают из-под воды, и воздух возвращается в зал)
— Почему пузырьки не остаются в воде? (Дети: потому что воздух легче воды)
— Да, воздух легче воды. Это подтверждено множеством экспериментов. Один из них мы сегодня проведем.

Еще один вопрос о свойстве воздуха – чем пахнет воздух? (Дети отвечают. профессор побуждает их называть разные запахи и ароматы, спрашивает, чем пахнет воздух в деревне, в городе, в лесу, на кухне и т. п., чем он пахнет в этом зале.)

Мне нужны помощники ( детям зрителям , кожуру положить в пакет и в волшебный мешочек), сначала дети нюхают, а потом говорят, чем пахло) — А чем пахнет воздух в этом пакете? (Дети: апельсинами).
— Значит, что лежит в этом пакете? (Дети: апельсин. Профессор открывает пакет, в нем лежат апельсиновые корки) .
— Апельсина в пакете нет, хотя, наверное, раньше и был. (Профессор выбрасывает корки в мусорное ведро, и опять дает детям понюхать воздух в пакете).

-Апельсина нет, корочек нет, что же пахнет апельсинами? (Дети: воздух в пакете пахнет апельсинами).
— Вы любите апельсины, а еще какие ягоды и фрукты вы любите? (Дети отвечают).
— Да-а-а, летом много всего вкусненького можно унюхать и слопать, но важно не забывать, что перед едой надо мыть ноги (Дети смеются) .
— А, что надо мыть? Уши? Шею? (Дети: руки).

— Это, да! Хорошо! Надо хорошенько мыть фрукты, ягоды и овощи. Так, что прежде, чем есть наши апельсины, надо их вымыть. (Профессор достает два апельсина – один очищенный, другой с кожурой и бросает их в две банки с водой.)
— Смотрите, коллеги, этот утонул, а другой плавает! Чем можно объяснить этот феномен? (Плавучесть зависит от воздуха, которого много в порах апельсиновой шкурки; этот эксперимент также подтверждает, что воздух легче воды).

ИГРА «ТОНЕТ – ПЛАВАЕТ»

Госпожа «Наука» Вы, ребята, наверняка проводили в группах опыты на плавучесть предметов. Давайте поиграем в игру «Тонет-плавает». Я буду показывать предмет, а вы показывайте, если тонет – сидите на стульчиках и говорите «буль-буль-буль», если плавает – вставайте, гребите руками и говорите «шлеп-шлеп-шлеп».

(Проводится игра «Тонет-плавает», для демонстрации можно использовать картинки или изображения на мультимедийном экране. ).

А как вы думаете, какого цвета воздух? Если мы посмотрим через зеленое стекло, то воздух будет …зеленый. Если мы оденем очки с красными стеклами, то воздух станет …красным. А если оденем очки с зелёными стеклами, то воздух будет …зелёным. Значит воздух какой? Разноцветный.

ОПЫТ №4
«Вода может склеивать».

Берем два листочка бумаги, соединяем их и двигаем в разных направлениях (свободно двигается). Опустить в воду листы бумаги, соединяем, пробуем сдвинуть листы – не двигаются.
Вывод: вода обладает склеивающим действием, но когда высыхает……..

А теперь начинаем опыты на окрашивание воды. На занятия ИЗО вы научились смешивать краски и получать новые цвета. Какая краска любит воду, хорошо в ней растворяется? (Дети: акварель). У меня здесь две баночки с желтой и синей краской. Какой цвет получится, если их смешать? (Дети: синий). Проверим! (Двое детей выходят на сцену и при помощи пипетки в прозрачных стаканчиках делают раствор желтого и синего цвета; одновременно выливают свои растворы в третий стакан, и моментально получается зеленый).
Но не всегда в воде получается тот цвет, какой мы ожидаем увидеть. Некоторые вещества, соединяясь в воде, реагируют особым образом.
— Следующее превращение!Вот посмотри без красок с помощью йода и крахмала можно получить разные цвета от желтого до синего. Вода и йод нам дадут желтый оттенок воды, а вода, йод и крахмал — получится синяя вода.

1. В колбу с водой растворяем каплю йода — получаем жёлтую воду.

2. Потом добавляем белый порошок крахмала, и получается синяя вода.

(Предлагает добровольцу из зала растворить в воде картофельный крахмал).

ОПЫТ №6. «Свойства сухого песка»

Задача: познакомить детей со свойствами сухого песка.
1.Взять песок в ладошки и высыпать тонкой струйкой на поднос.
2.Рассмотреть песчинки через лупу или увеличительное стекло.
3.Подуть через трубочку на сухой песок в подносе.
4.Насыпать песок на горку – песок скатывается вниз.
Вывод: песок состоит из отдельных песчинок, а между ними находится воздух, поэтому песок может сыпаться тонкой струйкой вниз и каждая песчинка самостоятельно может катиться по наклонной горке.
«Свойства мокрого песка»

Задача: знать, что мокрый песок нельзя сыпать струйкой, но зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет, из мокрого песка можно лепить.
Если же в мокрый песок добавить цемент, то и высохнув, песок не потеряет свою форму и станет твердым, как камень. Вот так песок используют при строительстве домов.
Вывод: мокрый песок нельзя пересыпать, зато из него можно лепить. Он принимает любую форму. Когда песок намокнет, воздух между гранями каждой песчинки исчезает, мокрые грани слипаются и держат друг друга.

Госпожа «Наука»: ребята, я для вас приготовила вопросы

1. Может ли вода быть твердой? (да)
2. Летучая мышь видит ушами? (да)
3. Вы видели верблюда, который летел не касаясь земли ногами? (нет)
4. Умеет ли ветер работать? (да)
5. Черепаха видит все зеленым? (да)
6. Воздух легче воды? (да)
7. Можем ли мы прожить без растений? (нет)
8. В школу нужно приносить игрушки? (нет)

Госпожа «Наука»: Вот и размялись, и знания проверили! Молодцы!

-Я смотрю что праздник удался на славу! И вы, ребята, такие молодцы! Умные, находчивые и любознательные! И мне так хочется, чтобы вы и дальше продолжали в том же духе и помнили, что знания выручат вас в любом деле и пригодятся каждому из вас! А я в подарок принесла для вас книги из моей собственной библиотеки. И теперь в каждой группе у вас будет книга от госпожи Науки. Читайте, узнавайте, много нового и интересного и эти знания вам непременно пригодятся! А сейчас возвращайтесь в сои группы.

Источник статьи: http://nsportal.ru/detskiy-sad/scenarii-prazdnikov/2019/02/24/stsenariy-den-nauki

Сценарий Дня науки в школе: особенности, интересные идеи и рекомендации

В новых федеральных образовательных стандартах особое внимание уделяется организации внеурочной деятельности школьников, а также их вовлечению в проектную и исследовательскую деятельность.

Для того чтобы справиться с задачами, поставленными ФГОС, в школах организуются специальные научные общества учащихся, проводятся тематические праздники, направленные на формирование у подрастающего поколения позитивного отношения к современной науке. Если правильно продумать сценарий линейки открытия Дня науки, можно направить детей на активную умственную деятельность. В настоящее время во многих учебных заведениях проводят декады науки, в рамках которых школьникам предлагается множество интересных мероприятий.

Значимость дней науки

День науки в начальной школе, сценарий которого будет представлен чуть позже, направлен на стимулирование познавательной активности младших школьников. Именно в такие дни, когда ребята получают возможность ощутить себя настоящими исследователями, повышается престиж качественного образования, осуществляется знакомство малышей с интересными людьми: учеными, лаборантами, медицинскими работниками.

Правила проведения

Для того чтобы сценарий Дня науки в школе получился ярким и запоминающимся, предлагаем полезную инструкцию.

Изменения российской современной школы происходят ежегодно, причем не только в вариантах выпускных испытаний в форме ОГЭ и ЕГЭ, но и в самом содержании учебных дисциплин.

В новом образовательном стандарте особое внимание отводится самообучению. Разработчики подобных инноваций убеждены в том, что ребята самостоятельно должны проявлять к науке интерес, стремиться к разработке индивидуальных и коллективных проектов, проводить исследования под руководством педагога.

Сценарий Дня науки в школе должен обязательно учитывать эти аспекты, стимулировать самостоятельность подрастающего поколения.

Конференция для малышей

Сценарий праздника «День науки» в школе может включать в себя в качестве итогового мероприятия научно-исследовательскую конференцию, в рамках которой школьники смогут представить своим сверстникам результаты собственных исследований и экспериментов.

Самым распространенным видом научной деятельности в школе, которую ребята могут осуществлять самостоятельно, является научно-исследовательская. На протяжении многих лет ею предлагали заниматься воспитанникам гимназий и лицеев, а после введения стандартов второго поколения такая деятельность стала обязательным элементом образовательного процесса и в обычных школах.

Сценарий Дня науки в школе предполагает наличие мини-конференции, на которой ребята получат опыт публичного выступления. Кроме того, малыши смогут корректировать свои интеллектуальные способности, научиться стремиться к саморазвитию.

Интеллектуальный турнир

В сценарий Дня науки в школе можно включить интеллектуальную игру, правила которой аналогичны телевизионной версии программы «Что? Где? Когда?». В ходе турнира развивается эрудиция, творческое и логическое мышление, стимулируется умение работать в команде.

Суть игры заключается в том, что на параллели из каждого класса выбирается команда и 5-6 ребят. Ведущий озвучивает вопрос, ребята вместе ищут на него ответ, записывают его на листке бумаги. Выигрывает та команда, которая даст большее количество правильных ответов.

Встречи с интересными людьми

Как эффектно организовать открытие Дня науки в школе? Сценарий можно выстроить так, чтобы в нем была встреча с учеными, работающими в различных отраслях российской современной науки. У малышей будет возможность задать им вопросы, осмыслить значимость проведения научных экспериментов.

Например, в рамках ученической конференции сначала можно запланировать лекцию с участием представителей высшей школы, а потом приступать к работе по секциям. Награждение участников, призеров и победителей могут проводить не педагоги, а приглашенные на конференцию ученые.

Уроки-семинары

Сценарий проведения Дня науки в школе может включать и уроки-семинары, которые посвящены знакомству с биографиями великих российских и зарубежных ученых.

В рамках таких семинаров активными участниками могут стать и сами ученики начальных классов, подготовив яркие презентации, стенды, устные сообщения, а в функции педагогов будет входить только консультация участников семинара.

Вариант праздника

Как организовать и провести День науки в начальной школе? Сценарий мероприятия, которым можно начать этот праздник, разработан для учеников 3-4 классов.

Открытие можно организовать в актовом зале. В качестве ведущих выступают старшеклассники и ребята из начальной школы.

Старшеклассник: Добрый день, друзья! Сегодня мы будет отмечать важный и ответственный праздник – День науки!

Первый ведущий: Ну и что? Ведь мы, школьники, не ученые!

Старшеклассник: Все дело в том, что с различными науками мы знакомимся именно в школе, поэтому День науки — праздник всех учеников.

Второй ведущий: Вот бы и мне стать знаменитым ученым!

Первый ведущий: Да ну, какой из тебя ученый? Ты – девочка. У настоящего ученого есть очки, галстук, например, как у профессора из произведения «Денискины рассказы».

Второй ведущий: Неправда! Ученые бывают разными, среди них очень много женщин. И дело вовсе не в одежде. Для того чтобы стать настоящим профессором, нужно хорошо учиться, стать образованным человеком.

Старшеклассник: Все верно, но не умения и знания являются самыми важными факторами для того, чтобы стать настоящим ученым. Такой человек обязан думать быстро, отвечать за свои действия, не бояться принимать самостоятельные решения. Именно во время учебы в школе нам необходимо этому научиться, а потому сегодняшний день станет для всех хорошей тренировкой.

Далее в сценарий праздника «День науки» в начальной школе включаем игру. Ребят делят на несколько команд, в каждой из которых по десять человек. Группы получают флажки определенного цвета и начинают свое путешествие в мир разных наук, которые располагаются в кабинетах математики, физики, химии, астрономии, географии, биологии. Здесь учеников начальной школы ждут увлекательные задания и вопросы, благодаря которым они смогут сделать свои первые научные открытия, ощутить себя подлинными профессорами.

По мере выполнения заданий каждая команда должна собрать картинку, состоящую из отдельных пазлов. Успешное выполнение всех испытаний, предлагаемых в «научных» кабинетах, дает право на получение одного пазла. Выигрывает та команда, которая быстрее всего завершит все конкурсные испытания.

Вопросы для игры

Какие вопросы можно включить в сценарий мероприятия ко Дню науки в школе? Например, в кабинете астрономии можно повесить карту звездного неба, на доске прикрепить фотографию Солнца, приготовить для команд карточки с названиями созвездий. Руководит в этом кабинете «представитель центра управления космическими полетами».

Он приглашает школьников совершить путешествие по Солнечной системе. Сначала проверяются знания потенциальных «космонавтов» в виде разминки. Ребята перечисляют названия планет Солнечной системы, их количество, рассказывают о том, что такое комета, созвездие, спутник.

Далее команды получают карточки с изображением созвездий: они должны найти их на карте звездного неба. За каждое правильно выполненное задание ребятам выдается планета. После сбора всех планет они располагают их в правильном порядке по отдаленности от Солнца.

В качестве дополнительного (бонусного) задания «представитель центра управления космическими полетами» предлагает ребятам рассказать обо всех планетах.

За него у юных астрономов есть возможность получить «звездочки», которые пригодятся им при подведении итогов игры.

В мире живой природы

Кроме астрономии можно включить в игру множество других наук, изучение которых предполагает исследования и эксперименты. Как вовлечь ребят в этот сложный предмет в День науки в школе? Сценарий интересен только в том случае, если его мероприятия станут стимулом для последующей познавательной активности младших школьников. Например, во время игры в кабинете биологии ребят встретит юная девушка, которая будет ассоциироваться с Жизнью.

Расположившись по кругу, ребята называют поочередно птиц, животных, растения, которые есть в конкретном регионе. Далее они всей командой разгадывают кроссворд, получая за правильные ответы баллы. После того как «биология» проверит знания у ребят по природе родного края, юные ценители живой природы получают ответственное задание. Они должны посадить в стаканчик с землей цветок, за которым они будут ухаживать в своем классе.

В мире увлекательной химии

Разве можно обойтись без экспериментов в день науки и творчества в школе? Сценарии разнообразных игр по станциям могут включать и задания, которые связаны с бытовой химией. У школьников начальных классов еще нет теоретических знаний по этому предмету, но они имеют представление о крахмале, йоде, зубной пасте, стиральном порошке, мыле, пищевых красителях. В классе ребят ждет настоящий волшебник. Он приглашает учеников в настоящую химическую лабораторию, демонстрирует для них занимательные эксперименты, просит детей ассистировать ему.

Царица наук

Сложно представить себе науку без математики. Какой бы сценарий ни использовался для организации Дня науки в школе, в него обязательно должны быть включены задания, связанные с логическим мышлением. Например, в рамках путешествия по «научным кабинетам» в математическом классе команда встречает настоящего клоуна.

На удивленные взгляды школьников клоун отвечает, что он любит не только математику, но и различные виды искусства. В команде выбирается один человек, который получает карточку, на которой указано, какую математическую фигуру или действие школьник должен продемонстрировать своим товарищам. В случае правильного ответа вся команда получает баллы.

Далее ребята вместе отгадывают различные ребусы и отвечают на вопросы, которые задает им клоун.

Чтобы проверить уровень логического мышления подрастающего поколения, клоун предлагает детям необычные задачки. Например, нужно определить, сколько груш упало с елки, если на ней росло 25 яблок и 9 груш.

Бонусом будет задача следующего содержания: в одном автобусе было 15 мальчиков, а во втором ехало 15 девочек. 5 мальчиков пересели к девочкам, но водитель не захотел управлять переполненным автобусом. Тогда 5 человек, среди которых были и мальчики, и девочки, вернулись в первый автобус. Кого больше было в автобусах: мальчиков или девочек?

Заключение

Научно-исследовательской деятельности в настоящее время в общеобразовательных школах начали уделять должное внимание. Причиной подобного интереса является введение в школы федеральных стандартов нового поколения. Для того чтобы подрастающее поколение было заинтересовано в самостоятельном развитии, выстраивании для себя индивидуальных образовательных траекторий, в рамках школ разрабатываются сценарии дней и декад науки.

Помимо занимательных игр, лекций с представителями высшей школы, предметных олимпиад, в рамках разработанных мероприятий обязательно планируется проектная и учебно-исследовательская деятельность. В качестве логичного финала такого праздника науки можно рассматривать проведение учебно-исследовательской конференции, где в качестве жюри на секциях, помимо педагогов, будут участвовать старшие школьники.

Логическим завершением всех мероприятий станет награждение участников и победителей мероприятий, проводимых в рамках Дня науки.

Источник статьи: http://fb.ru/article/319393/stsenariy-dnya-nauki-v-shkole-osobennosti-interesnyie-idei-i-rekomendatsii

Читайте также:  Праздники связанные со льном
Оцените статью
Adblock
detector