Значение и организация школьных праздников.
статья на тему
Праздник- это повод проявить себя, выразить внимание к другим людям. Праздник- это ощущение радостной атмосферы, приподнятого настроения, счастья. Праздник формирует духовный мир человека, воспитывает лучшие черты его личности. Праздники связывают их участников с жизнью страны и планеты в целом, развивают творчество, эстетические и нравственные качества, приносят радость. Что же необходимо учитывать прежде чем приступить к организации и проведению праздника в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Значение и организация школьных праздников.
В жизни человека всегда происходит чередование будней и праздников. Будничный день- это обычный день, наполненный повседневными домашними и производственными делами. Эти дни часто похожи один на другой и могут быть унылыми и тяжелыми, радостными и легкими, удачными и не удачными. Будням всегда противопоставляется праздник- это день, наполненный радостью и весельем. Слово праздник заимствовано из старославянского языка и буквально означает «не занятый делами, свободный от работы». Взрослые и дети чувствуют в такой день эмоциональный подъем, радость, хорошее настроение.
Детство — самая счастливая, но, к сожалению, мимолетная пора жизни. Яркость и богатство впечатлений детства часто остаются в памяти человека на всю жизнь.
Праздник- это повод проявить себя, выразить внимание к другим людям. Праздник- это ощущение радостной атмосферы, приподнятого настроения, счастья. Праздник формирует духовный мир человека, воспитывает лучшие черты его личности. Праздники связывают их участников с жизнью страны и планеты в целом, развивают творчество, эстетические и нравственные качества, приносят радость. Праздники обогащают жизнь яркими, образными переживаниями, дают детям и взрослым содержательно отдохнуть. И здесь нельзя не привести слова академика Ю.Г. Круглова о том, что праздники связаны не только с ритмом жизни, но и с традициями, обычаями и обрядами. Можно сказать, что ритма нет без повтора, а повтор – это уже традиция или обычай, средством выражения которых является обряд, обрядовые действия. С другой стороны, праздник- это далеко не безделье.
Безделье не противопоставляется делу! Праздник не только радость, но и деятельность, направленная и на физическую, душевную разрядку, и на реализацию социальных требований.
И я считаю, что ребенку для полноценного развития праздник необходим как воздух. «Пусть каждый припомнит свое детство, и он увидит, что праздник для ребенка совсем не то, что для нас, что это действительно событие детской жизни, и что ребенок считает свои дни от праздника до праздника, как считаем мы свои годы от одного важного события нашей жизни до другого. И наоборот, тускло и серо было бы это детство, если бы из него выбросить эти праздники…»,- писал К.Д.Ушинский.
Загадки, занимательные задачи или другие познавательные игры — отличные помощники в интеллектуальном развитии детей. Школа- это коллектив. Именно в праздничных заботах проявляется воспитательное богатство коллективной работы. В дни праздников, как впрочем, и в будни, нужна забота о настроении каждого, об общей атмосфере праздничного состояния. Такое состояние у детей связано с ожиданием чего-то приятного, сказочного. Детское воображение питается прежним опытом — ранее увиденным, прочитанным, пережитым. Оно само дорисовывает то, что называется предвкушением удовольствия, счастья. Как писал великий русский драматург А. Вампилов: «Счастье — в предчувствии счастья».
Я уверена, что подготовка к школьному празднику должна вызывать у детей особый интерес к предстоящему торжеству; на основе этого интереса формируются их моральные и нравственные качества, художественный вкус. Деятельность в предпраздничные дни и в момент празднования какого-либо события сплачивает детей и взрослых, между которыми возникает полезное сотрудничество.
Важно, чтобы ребенок не был пассивным созерцателем, наблюдателем и слушателем. Педагог-режиссер должен помочь дать выход детским стремлениям; способствовать желанию ребят участвовать в играх, танцах, инсценировках, принимать активное участие в процессе оформления зала и школьной сцены. Это обеспечивает социализацию ребенка, формирует активную позицию и приобщает к человеческой культуре, традициям и обычаям русского народа. При подготовке праздника, педагог должен не только помочь создать детям радостное настроение, вызвать положительный эмоциональный подъем, но и рассказать учащимся о традиции праздника, его организации, правилах приглашения гостей и гостевом этикете. Культура праздника слагается из культуры игры, культуры слова, культуры движения, культуры музыкального звука, культуры моды, костюма, этикета, обычая, ритуала – словом, из совокупности разных культур.
Организуя школьный праздник, педагог решает несколько задач:
— психологическую — создает у детей состояние эмоционального комфорта, ощущение радости
— социальную — укрепляет школьный коллектив, детей разных возрастов, общение между детьми и взрослыми
— педагогическую — воспитывает у детей интерес к культуре, истории, музыкальному, художественному и литературному наследию страны
— творческую – развивает способности детей в театрально-исполнительском искусстве, музыке, хореографии и т.д.
Еще очень важный аспект: как будут отдыхать дети, когда вырастут, как будут вести себя на досуге, какие ценности будут беречь, чему радоваться, к чему стремиться. Все это закладывается в детстве, в школьных праздниках.
Праздничных дней в России всегда было много. Самые первые праздники были связаны с земледельческим календарем. Их называли календарными или годовыми потому, что начинались они с момента когда «солнце поворачивало на лето», то есть в декабре, и продолжались практически весь год, заканчиваясь поздней осенью завершением сбора урожая. В основе этих праздников лежали языческие представления об устройстве мира, о взаимодействии людей с космосом, природой, божествами. Праздник представлялся в образе колеса времени, которое постоянно вращается от зимнего до летнего Солнцеворота – макушки лета.
На Руси в XIX- начале XX вв. наряду с языческими праздниками отмечалось много праздников Православной церкви. Они были введены после принятия Христианства, обрели популярность с конца XVI века и сохранились до сегодняшнего дня. Религиозные праздники – не просто дань прошлому, не слепое выполнение традиционных обрядов – это возможность приобщиться к тайне, познать иное, поверить в Бога. Христианские праздники разделяются на две большие группы: переходящие, подвижные, то есть перемещающиеся по календарю в зависимости от дня Пасхи, и неподвижные, то есть приходящиеся на одно и тоже число месяца. Православные праздники проводятся в честь значительных событий священной истории, особо почитаемых святых, чудотворных икон. Главным праздником для всех православных людей была и остается Пасха. Великими праздниками Православной церкви двунадесятые – двенадцать праздников в году, прославляющих Иисуса Христа и Богоматерь, а также пять праздников, посвященных евангельским событиям. Наиболее значимыми праздниками являются Рождество Христово, Благовещение Пресвятой Богородицы, Крещение Господне, Святая Троица, Покров Пресвятой Богородицы.
Богослужение в праздничные дни отличается яркостью и торжественностью, так как именно пышность ритуала проведения службы способствует укреплению веры людей в Бога, памяти о святых угодниках.
В период царствования Петра Первого в России были введены гражданские праздники: празднование Нового года (в ночь на первое января), дни рождения царской семьи, праздники в честь победы русского оружия и т.д. Они воспитывали чувства патриотизма, любви к Родине у детей и взрослых.
Кроме вышеперечисленных праздников, в среде деревенских общин и городских кварталов справлялись «полупраздники»- малые праздники. Они устраивались в честь покровителя какого-либо ремесла, животных, дней начала и окончания полевых работ. Малым праздником считался Сочельник – день накануне большого праздника, а также воскресенье – день недели, который считался днем отдыха.
Каждый праздник имел свои обычаи и традиции, свой «сценарий». Своеобразие традиций зависело от идеи праздника, его значимости для общества, поэтому у каждого праздника были свои главные и второстепенные действующие лица, атрибуты, песни, заговоры, специфические блюда, игры, хороводы и, самое главное, особенные ритуалы в церковном богослужении.
Праздники играли и продолжают играть большую роль в жизни людей. Они способствуют сближению жителей одного села, деревни, города. Молебен, крестный ход собирают, объединяют множество людей, переживания и мысли которых пронизаны идеей праздника. Праздник способствует и сближению родственников. Одновременно он носит образовательную функцию, так как люди, встретившись на празднике, обмениваются новостями, рассказывают о произошедших в стране или местности, где они проживают, событиях.
В наше время, работая с детьми в школе, можно выделить следующие виды праздников:
— народные и фольклорные (праздники народного календаря): Святки, Коляда, Масленица, праздник Ивана Купалы, весеннее-летние игрища и забавы, Осенины.
— государственно-гражданские: Новый год, День защитника Отечества, День Победы, День знаний, День города и т.д.
— международные: День Матери, День защиты детей, Международный женский день.
— православные: Рождество Христово, Пасха, Вербное воскресение и т.д.
— бытовые и семейные : День рождения, Праздник Букваря, Последний звонок.
— нетрадиционные (оригинальные): Всемирный день Интернета, Праздник воздушных шаров
При организации праздников как особого вида использования свободного времени следует соблюдать принципы, которые характерны для русского досуга,- душевное возвышение и просветление, единение людей, раскрытие их творческих сил, выражение коллективного строя жизни, состояние всеобщей гармонии. Я считаю, что подготовка к празднику имеет огромное значение для формирования общей культуры ребенка: он получает знания, знакомится с традициями и обычаями, учится сохранять их; постепенно приобретает навыки и умения в организации праздничного веселья. Для того чтобы сформировать праздничную культуру, педагог должен вызвать у ребенка интерес к предстоящему празднику, наметить совместные действия всего школьного коллектива и детей так, чтобы предстоящий день прошел весело и интересно. В первую очередь следует продумать программу праздника.
Очень важно привлекать детей к оформлению зала, использовать их рисунки, поделки. Это способствует воспитанию художественного вкуса, развитию интереса к продуктивной деятельности (рисованию, аппликации, конструированию и т.д.). В последнее время, для проведения школьных праздников используются компьютерные презентации. Их с удовольствием готовят ученики старших классов, что делает праздник более наглядным, информативным и ярким.
При оформлении помещения к празднику следует помнить следующие правила. Дизайн должен:
— отвечать содержанию праздника, быть художественным понятным для детей;
— развивать художественно эстетический вкус;
-создавать радостное настроение, вызывать чувство интереса к предстоящим событиям.
Праздник имеет для детей очень большое значение, поэтому важно серьезно, вдумчиво отнестись к его содержанию. Весь отобранный материал должен быть доступен детям; следует учитывать возможности каждого учащегося и коллектива в целом и не перегружать праздник трудными произведениями. При составлении сценария на любую тему нужно обеспечить:
— яркое и торжественное начало праздника
— развертывание сюжета, где отражается основная идея, информативная часть, инсцениковки, игры, танцы, музыкальные номера, чтение стихов, которые идут по линии увеличения эмоционального подъема
— кульминацию, в конце которой уместно дать финальный танец или общую песню, объединяющую всех участников сценического действия и усиливающую эмоциональное состояние не только самих исполнителей, но и зрителей.
Итак, школьный праздник – это прекрасная возможность собраться со своими учениками в обстановке праздника и уюта, когда создаются условия для живого личностного общения, воспитания чувств, овладения культурой художественного восприятия, раскрытия перед учащимися особенностей художественной культуры, ее роли в жизни людей, овладевании языком искусства. Это своеобразная форма учебной работы, в которой используются межпредметные связи дисциплин эстетического и гуманитарного циклов.
Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2016/06/05/znachenie-i-organizatsiya-shkolnyh-prazdnikov
Как организовать праздник в школе?
Организация праздников в школе – творческое занятие и требует от самого организатора неиссякаемой фантазии, таланта, а самое главное желания постоянно развиваться и совершенствоваться.
Сама же организация любых мероприятий за последние годы превратилась в динамично развивающийся бизнес. Многие образовательные организации стали пользоваться услугами профессионалов, оживляющих любую вечеринку или сами выступают в роли мастеров развлечений с целью получить дополнительный доход. Для этого не обязательно иметь хороший голос или быть отличным танцором, главное зажечь толпу.
Организация праздников в школе
Как это сделать?
1. Для проведения любого мероприятия необходим грамотно продуманный сценарий. Если в коллективе торжества проходят часто, то найти что-то новенькое раз от раза будет все сложнее. Использовать уже проведенный сценарий не получится, придется искать, писать, вносить новое, чтобы сделать праздник незабываемым. Как правило, ведущий и автор вечеринки бывает в одном лице, а значит экспромт будет естественной необходимостью. Главное — уверенность в себе!
2. Сценарий торжественного события должен быть посвящен одной теме, тем более что популярных праздничных дат с каждым днем становится все больше. Это может быть «День неторопливости», «Осенины», «День лени», «Праздник русской тельняшки», «Снежный фестиваль», «День спасибо» и др.
3. Создать основу мероприятия (тезисы) или подобрать:
— песни, частушки, стихи, которые можно подготовить экспромтом или прочитать по готовому тексту;
4. Выстроить программу или последовательность этапов:
— приветствие или знакомство, анонс темы торжества, тост или праздничная песня;
— наслаждение кулинарными изысками, если праздник проходит в кафе;
— конкурсы загадок, викторины за столом, игры со словами;
— подвижные конкурсы, эстафеты;
— концертные номера, танцевальные паузы;
— сценки или песни.
5. После составления программы сценария прописать необходимый реквизит: предметы для конкурсов, одежду для сценок, призы для гостей, приглашения, украшения столов, музыку и др.
Источник статьи: http://koncpekt.ru/metodicheskaya-kopilka/obmen-opytom/3388-kak-organizovat-prazdnik-v-shkole.html
Организация и проведение общешкольных праздников
статья
В статье описаны значимость и алгоритм подготовки общешкольных праздников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_i_provedenie_obshcheshkolnyh_prazdnikov.docx | 14.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация и проведение общешкольных праздников
Для детей праздник — это игра, т.е. выключение из рамок обычной жизни, установление особых правил, временных границ, определенная свобода в творческом самовыражении.
Основные виды деятельности ребенка на празднике связаны с художественным воспитанием, формированием эстетического вкуса, гармонизацией и развитием эмоциональной сферы, физическим развитием детей.
В основе каждого праздника, развлечения лежит определенная идея, которая должна быть донесена до каждого ребенка. Эта идея должна проходить через все содержание праздника, раскрытию ее служат песни, стихи, музыка, пляски, хороводы, инсценировки, художественное оформление.
Идея праздника будет донесена до каждого ребенка, если она раскрывается на доступном детям художественном материале, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Положительное влияние праздников на личностное развитие детей, их социальную адаптацию в большой мере обусловлено одновременным воздействием разных видов искусства (музыкального, изобразительного, литературного, театрально-драматического, танцевального и др.), с помощью которых раскрывается творческий потенциал и способности ребенка, развиваются психические функции (мышление, внимание, память и др.), двигательная сфера, стремление к самосовершенствованию. При подготовке к праздникам существенно расширяется кругозор детей, словарный запас обогащается новой лексикой, развивается потребность и умение общения.
Важное значение придается яркому, красочному художественному оформлению праздника, что также должно быть отражено в сценарии (проекты декораций, костюмов, выставки работ воспитанников, посвященных праздничному мероприятию, и др.). Праздник целесообразно проводить в большом помещении — актовом зале, празднично оформленном спортивном зале и др. Желательно использование на празднике компьютерной презентации, позволяющей не только ярко сопровождать и иллюстрировать праздник, но широко использовать письменную форму речи, что значительно облегчает коммуникацию участников праздника и гостей.
Отбор состава исполнителей осуществляется с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ученика, интересов воспитанников, задач их полноценного личностного развития, формирования творческих способностей, воспитания положительных начал в ребенке, добрых отношений в коллективе сверстников.
Подготовка к праздничному мероприятию проводится по специально разработанному плану и органично включается в учебно-воспитательный процесс школы.
Подготовка к общешкольному праздничному мероприятию должна начинаться не менее чем за месяц до его проведения.
Особую роль выполняют учителя, ответственные за проведение праздника.
В обязанности учителей входит:
• разработка сценария праздника и распределение выступлений;
•разработка плана подготовки праздника (предпраздничных мероприятий, репетиций и др.);
• организация художественного оформления помещения для проведения праздника, изготовления декораций и костюмов, световых эффектов, компьютерного сопровождения праздника и др.;
• организация и проведение репетиций;
• художественное оформление зала, холлов;
• создание компьютерной презентации, сопровождающей праздник;
• организация и проведение праздничного мероприятия;
• участие в методическом анализе праздничного мероприятия, выработке рекомендаций для дальнейшей работы;
• участие в обсуждении результатов праздничного мероприятия с воспитанниками.
Важная роль принадлежит педагогу-организатору, хореографу, концертмейстеру. В их обязанность входит:
• разучивание концертных номеров — исполнение танцевальных и гимнастических композиций, песен, игра на музыкальных инструментах в духовом оркестре, выразительное чтение стихотворений и др.;
• постановка музыкально-драматических инсценировок или фрагментов из них;
• изготовление декораций и костюмов;
• подготовка и размещение в зале необходимого оборудования для проведения репетиций и праздника, проверка качества его работы.
В обязанности воспитателей входит учет в процессе календарного и поурочного планирования с воспитанниками, связанной с подготовкой праздника:
• разъяснение значения праздника;
•разъяснение воспитанникам народных традиций и обычаев, связанных с праздником;
• участие воспитателей в разучивании с детьми праздничных выступлений (в соответствии со сценарием);
• проведение с учащимися обсуждения проведенных праздников;
• изучение пожеланий, интересов и склонностей воспитанников по организации и проведению праздничных мероприятий.
Работа по подготовке праздников включает ряд этапов.
Первый этап — выбор темы праздника, разработка сценария. Тема праздника определяется всей системой работы детского учреждения, уровнем воспитанности и особенностями детского коллектива.
Второй этап — организация подготовки к празднику. В подготовительный период планируются и выполняются работы по изготовлению костюмов, оформлению зала.
В процессе подготовки к празднику предусматриваются разные виды деятельности учеников — массовые, групповые, индивидуальные.
Третий этап — проведение праздника. Успешность проведения праздника зависит от хорошей и четкой его организации, уровня готовности к выступлениям учеников и педагогов.
Четвертый этап — анализ и обсуждение праздника в педагогическом коллективе, обсуждение праздника в детском коллективе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья с подробным описанием подготовки и проведения ежегодного туристического слета. К статье прилагаются карточки прохождения КП (контрольных пунктов) — вопросы по медицине, краеведению, топографии.
В методической разработке описана методика организации и проведения спортивного праздника. В работе отражены все этапы организации праздника, его структура и подробное описание проведения п.
В сообщении представлены этапы формирования умственных действий, показано использование метода проекта как пример применения данной технологии.
Цель: воспитание исторической грамотности и чувства патриотизма у подрастающего поколения, формирование чувства сопричастности с происходящими историческими событиями в годы войны.Задачи:формиров.
Об организации и проведении общешкольного конкурса проектов в рамках ФГОС в параллели 6,8-х классов МАОУ СОШ № 7 «Глобальные проблемы человечества».
В статье представлен опыт работы воспитателей по теме «Воспитание школьников с нарушением слуха в процессе внеурочной деятельности через организацию и проведение общешкольных мероприя.
Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2019/11/23/organizatsiya-i-provedenie-obshcheshkolnyh-prazdnikov