Как отмечали праздники купцы

Как праздновали Новый год и Рождество в XIX веке

С вечи вместо гирлянд, колядки вместо телевизора и письма вместо звонков: «Культура.РФ» рассказывает, как отмечали новогодние праздники в XIX веке.

В гости 1 января

Традиция длинных новогодних праздников в России зародилась давно. В XIX веке торжества затевали с приходом Святок, целой череды праздников. Начинали гулять 24 декабря (6 января по новому стилю) — в рождественский сочельник; 25 декабря (7 января) отмечали Рождество; 1 января (14 января) — Новый год и 6 января (19 января) — Крещение. Официально было всего четыре выходных дня, но на деле народ праздновал почти две недели.

Церковные и светские традиции были тесно связаны. В рождественскую ночь шли колядовать, а утром — в церковь на торжественное богослужение. Храмы в больших городах часто бывали переполнены, и на рождественскую службу даже продавали билеты, достать которые было непросто. В этот же день навещали друзей, родственников и ходили в гости «с визитами». За день успевали посетить несколько домов и везде поднимали тосты в честь праздника и угощались рождественскими блюдами.

На протяжении всех праздников в богатых и знатных семьях устраивали званые обеды, пышные балы и маскарады. По правилам этикета делать новогодние визиты можно было на протяжении всего января, но наиболее учтивым считалось навестить гостей 1-го числа.

Шикарные праздники проводили и в дорогих ресторанах. Федор Шаляпин так описывал встречу Нового года в московском «Яре»: «Горы фруктов, все сорта балыка, семги, икры, все марки шампанского и все человекоподобные — во фраках».

Простые люди развлекали себя катанием на ледяных горках и санях. В больших городах работали балаганы, а на Воробьевых горах запускали фейерверки.

В конце XIX столетия появились рождественские открытки. Их отправляли не только родственникам, которые живут в других городах, но и соседям по улице. Текст поздравления старались оформить как можно красивее. Выпускали даже письмовники — книжки с рекомендациями, как лучше поздравить родственников или начальство «в дань учтивости и деликатности».

От елочных ветвей до нарядных елок

До середины XIX века елки в российских домах не украшали и даже не ставили. Со времен Петра I в некоторые, чаще католические, дома приносили елочные ветви. Традиция наряжать вечнозеленое дерево и устраивать детские праздники стала набирать популярность лишь к середине XIX века, во времена Николая I. Жена императора великая княгиня Александра Федоровна провела первую праздничную елку для детей из знатных семей. Традиция быстро прижилась: сначала праздничные утренники стали устраивать в дворянских семьях, а потом и в купеческих.

Первые елки продавали обрусевшие немцы и швейцарцы. Многие из них владели кондитерскими, поэтому елки появились в кофейнях и магазинах со сладостями. Один из первых елочных базаров открылся в конце XIX века и находился в Москве, на Театральной площади рядом с Большим театром. В Санкт-Петербурге елку можно было купить во дворе Аничкова дворца или Екатерининском саду.

По немецкому обычаю елку наряжали в сочельник. Украшали детскими игрушками, лентами, фонарями и разными лакомствами: пастилой, яблоками, печеньем и конфетами. Дети находили свои подарки не только под елкой, но и на ней — после игр и развлечений игрушки и угощения раздавали гостям.

Позже стали делать специальные елочные украшения: из папье-маше и стекла. В торжественный момент на елках зажигали настоящие свечи, а рядом ставили ведро с водой, чтобы быстро потушить возможный пожар.

Несмотря на популярность елок у дворян и зажиточных купцов, крестьяне не ставили их вплоть до середины 1930-х годов.

Рождественский стол

Богато накрытый праздничный стол — один из главных символов праздника. К Рождеству заканчивался большой церковный пост, а вместе с ним и ограничения в еде. Писатель Иван Шмелев вспоминал, что накануне Рождества вся Москва превращалась в ярмарку. «Увидишь, что мороженых свиней подвозят, — скоро и Рождество», — писал он.

Купцы со всей России везли поросят, гусей, уток, рябчиков и тетеревов. Торговали прямо из саней и на глаз, без весов: «Мясник, бывало, рубит топором свинину, кусок отскочит, хоть с полфунта, — наплевать! Нищий подберет. Эту свиную «крошку» охапками бросали нищим: на, разговейся!» — удивлялся Шмелев.

Рождественский ужин начинали готовить заранее: в сочельник фаршировали поросят и птицу, готовили сочиво. Пекли особые пряники в форме козы или коровы — козули — символ животных, которые были в хлеву в момент рождения Иисуса.

Анастасия Цветаева, сестра Марины Цветаевой, писала в своих воспоминаниях о детстве: «Незаметно подошло Рождество. Дом был полон шорохов, шелеста, затаенности за закрытыми дверями залы — и прислушивания сверху, из детских комнат, к тому, что делается внизу. Предвкушалась уже мамина «панорама» с ее волшебными превращениями. Запахи поднимали дом, как волны корабль. Одним глазком, в приоткрытую дверь, мы видели горы тарелок парадных сервизов, перемываемых накануне, десертные китайские тарелочки, хрустальный блеск ваз, слышали звон бокалов и рюмок. Несли на большом блюде ростбиф с розовой серединкой (которую я ненавидела), черную паюсную икру. Ноздри ловили аромат «дедушкиного» печенья».

Мандарин — главный новогодний фрукт — в российских домах появился в XIX веке. Первые мандарины везли из Европы, и стоили они слишком дорого: за десяток штук нужно было отдать около трех рублей (для сравнения: за 15 рублей можно было купить корову). В середине XIX века в ботанических садах Грузии и Абхазии начали выращивать морозостойкие сорта цитрусовых, и постепенно мандарины стали доступнее для россиян и превратились в один из новогодних символов.

Читайте также:  Праздник с получением диплома

Источник статьи: http://www.culture.ru/materials/253916/kak-prazdnovali-novyi-god-i-rozhdestvo-v-xix-veke

Как богатые люди на Руси крестьян развлекали и какие праздники для них устраивали

Сегодня индустрия развлечений развита очень хорошо. Люди умеют отдыхать, и для этого есть все возможности. И в прошлые столетия богатые люди тратили немало денег на свой отдых, а многие из них старались сделать что-то для развлечения простого народа.

Неизвестно, что их толкало на такие поступки — желание прослыть щедрым и понимающим человеком или тайная надежда, что простой люд воспылает любовью и уважением. Читайте, как крестьяне пили пиво у Апраксина, кого пускали в сад купца Ганина и как граф Орлов относился к нищим.

Пиво от Апраксина и приём графа Потёмкина в Таврическом дворце

Граф Потемкин провел знаменитый прием в Таврическом дворце.

Нередко дворяне, вышедшие в отставку, оседали в собственных шикарных имениях и начинали скучать. Хозяйские дела не могли развеять скуку, потому люди старались завести новые хобби и даже устроить весёлые праздники для крестьян. Например, Степан Апраксин, который любил повеселиться в собственном кругу, очень часто организовывал гуляния для крепостных. Раздавалась барабанная дробь, и народ понимал — нужно бросить все дела и немедленно бежать к дому барина. Возражения не принимались! Из погребов Апраксина на улицу выносили большие бочки с вином и пивом, и гуляния начиналось. Хочешь не хочешь, а приходилось пить да нахваливать.

Граф Потемкин тоже отметился на этом поприще, проведя роскошный прием в Таврическом дворце. Официальная версия была такова: праздник был посвящен взятию Измаила в 1791 году. Однако слухи утверждали, что граф сделал это для того, чтобы вернуть утерянное расположение императрицы. Это не значит, что во дворце за накрытыми столами сидели простые горожане. Здесь хватило приглашенных из высшего сословия: они ели, пили и любовались красивыми фонтанами, из которых била лавандовая вода. Но простые люди тоже отведали вкусностей и выпили вина, так как по распоряжению графа рядом с дворцом были поставлены столы для прохожих.

Кусковские гуляния и возможность попробовать экзотические фрукты

Усадьбы Кусково была излюбленным местом москвичей.

Любителем пышных гуляний был и граф Петр Шереметев. В конце XVIII века его имение Кусково стало настоящим центром развлечений. Вся Москва и прилегающие области спешили туда в четверг и воскресенье в период с мая по август. Мероприятие могли посетить и дворяне, и крестьяне, особого приглашения было не нужно. Требование существовало одно — приличная одежда и достойное поведение. Шереметьев давал разрешение «веселиться, как кому угодно». Обычно гуляния продолжались несколько дней. В саду играл оркестр, а по пруду взад-вперёд плавала красивая венецианская гондола, в которой катались гости. Представители высших сословий приглашались на домашние спектакли, ведь у Шереметьева было целых три крепостных театра. Простые люди веселились в саду. Там для них были установлены различные аттракционы с каруселями и качелями. Можно было поиграть в городки или кегли, поучаствовать в других состязаниях. Граф был настолько щедр, что предлагал гостям невиданные экзотические фрукты, выращенные в собственных оранжереях.

Чудесный сад купца Ганина: только для честных и добрых

В саду Ганина стояли бюсты древнегреческих мыслителей. К сожалению, парк не сохранился.

Не только организацией народных гуляний занимались богатые люди. Некоторые из них пытались создать такие места, которые можно было посещать любое время и наслаждаться прекрасным. Например, в 18-19 веке был невероятно популярен у жителей Санкт-Петербурга сад купца Ганина. Он был открыт и по праздникам, и по будням. Люди с удовольствием гуляли по парку, ведь в нём было на что посмотреть. Здесь соседствовали фонтаны с миниатюрными водопадами, были возведены павильоны и храмы, по прудам плавали корабли, а на стенах бастионов стояли пушки и фигурки солдат. Библейские сюжеты, статуи греческих мудрецов и одновременно языческие идолы — полный винегрет вызывал своеобразные ощущения. Был даже так называемый зверинец, заполненный картонными изображениями редких животных, выполненных в полную величину. На входе висело объявление, что посетить сад могут только добрые, честные, правдивые люди, а вот с собаками вход был строго запрещен.

Праздники графа Орлова: публичный ипподром, цыгане и уличные бои

Граф Орлов был любителем скачек, кулачных боев и цыганского пения.

Отличался любовью к праздникам и граф Алексей Орлов. После своей отставки и оседании в Москве он прилагал немало усилий для организации гуляний. Это был азартный и активный человек, потому перед его домом был выстроен открытый ипподром, где можно было посмотреть скачки. Граф лично участвовать в состязаниях на орловских же рысаках. Он обожал кулачные бои и всегда присутствовал, когда они проводились на замерзшей Москве-реке. Очень любил цыган и всегда приглашал их на праздники.

Читайте также:  Продление январских праздников 2021

В начале 19 века имение Орлова было для многих любимым местом для гуляний. Туда приезжали и дворяне, и крестьяне. Сегодня тут расположена северная часть Нескучного сада. Было и правда не скучно, и люди шли толпой. В имение не могли попасть только нищие, но и им доставалось немного внимания от графа, который кидал в толпу пригоршни серебряных монет. Праздники проводили в летнее время, каждое воскресенье. Играл графский оркестр, в небе взрывались фейерверки, проводились конные соревнования, на сцене Зеленого театра можно было посмотреть интересные спектакли, слышались красивые цыганские романсы. Эти воскресные дни запоминались надолго, и многие с удовольствием приходили снова и снова.

Сенокос от графа Разумовского

Во время праздника мужчины устраивали соревнования по косьбе.

Не менее популярными среди народа были праздники графа Разумовского. Красивый берег Яузы, Разумовский парк, соединённый с владениями соседа Демидова, были свободными для посещения. Уютные тенистые аллеи, прекрасные растения, волшебные ароматы экзотических цветов и музыка, исполняемая оркестром — атмосфера была чарующая. Гости часами прогуливались, пробовали бесплатные угощения. Организовывался стилизованный праздник сенокоса. Парни в народных рубашках поражали сноровкой при покосе травы, девушки водили хороводы и пели песни. Это был настоящий, веселый народный праздник.

Источник статьи: http://interesnosti.com/2082756632649403379/kak-bogatye-lyudi-na-rusi-krestyan-razvlekali-i-kakie-prazdniki-dlya-nih-ustraivali/

Как встречали Новый год до 1917 года

Дорогие мои Ку-ку и все заглянувшие на огонек!

Вот и наступил Новый 2016 год – и мне очень хочется надеяться, что он будет спокойным, мирным, радостным и полным чудес для всех нас!

Я все думала, чтобы мне рассказать вам интересное на новый год на наши (мои!) любимые ретро-темы – и совершенно неожиданно мне помогло в выборе радио.

Когда я делала салат, в эфир позвонил мужчина и с возмущением заявил, что до революции Новый год не праздновали – и вообще, это совершенно советский праздник.

А вот и не советский.

Новый год в дореволюционной России отмечали, встречали и праздновали. Конечно, Рождество было тогда главнее, но и в Новый год так же ходили в гости друг к другу, в полночь пили шампанское, устраивали балы и маскарады.

Многие, как и сейчас, встречали Новый год дома: «1 января 1917 года. Встретили Новый год своей семьей, никого не было…» (из дневника Льва Тихомирова)
Или вот отрывок из журнальной зарисовки:
«Я — Новый год! — всё продолжал незнакомец. — Каждый раз являюсь я к людям как гений-утешитель; они встречают меня кто чем может — шампанским и сивухой, в семейном кругу и в клубе, в роскошных палатах и в убогих избах. Я — самая популярная личность в декабре месяце. » (Иероним Ясинский «Новый год», 1884 год).

«Празднование Рождества и Нового года в России утвердилось в царствование Петра I, который решил отмечать его с 1 января 1700 года, до этого времени новый год наступал 1 сентября. Естественно, Санкт-Петербург, основанный в 1703 году стал основным центром новогоднего праздничного церемониала. Тогда же в будущей столице впервые появились новогодние елки, кроме того, наступление года отмечали пушечным салютом со стен Петропавловской и Адмиралтейской крепостей. Празднование также сопровождалось литургией.

Однако не все традиции прижились сразу – если пушечная пальба продолжалась вплоть до конца XVIII века, то елки после смерти основателя Санкт-Петербурга ставить прекратили. Возобновилась эта традиция лишь в царствование Николая I».

В 1817 году, жена будущего российского императора Николая I Александра Федоровна делает массовой традицию устанавливать елку на Новый год. Члены императорской семьи отмечали, что сам праздник проходил по-домашнему. Так, например, великая княжна Ольга Николаевна, дочь императора Николая I, писала: «Накануне нового года Папá появлялся у постели каждого из нас, семи детей, чтобы благословить нас. Прижавшись головкой к его плечу, я сказала, как я ему благодарна».

«Вплоть до конца XIX века новогодние гуляния в столице Российской империи были скромными, куда более значимым праздником являлось Рождество. Причем в первой половине XIX столетия оно отмечалось с еще большим размахом в связи с тем, что 25 декабря праздновалось и изгнание из России наполеоновских войск. Все это время неотъемлемой частью новогодних праздников являлось и Крещение, отмечавшееся 6 января. Уже в царствование Петра I в Рождество поднимали штандарт – как полагалось во все праздничные дни – и держали его вплоть до 6 января.

В начале XX века ситуация стала немного меняться – новогодние торжества и гуляния становятся более торжественными, нежели рождественские, то есть светский праздник постепенно начал вытеснять церковный. Крещенские же торжества и вовсе прекратились после 1905 года».

Новогодний праздник довльно долго был как все другие дни Святок. Так, 1 января 1853 года газета «Санкт-Петербургские ведомости» сообщила:

«Петербург проводит Васильев день (31 января) точно так же, как и все другие вечера: так же играет в карты, так же танцует, так же ужинает и пьет шампанское, с той только разницею, что прибавляет поздравление с Новым годом».

Читайте также:  Производственный календарь 2000 года с праздниками

Изучение мемуаров очень интересно и показательно. Вот как описывает в разные десятилетия встречу Нового года в своих дневниках Александр Никитенко — историк литературы, цензор, профессор Петербургского университета и действительный член Академии наук.

«1 января 1863 года, вторник
Новый год. Все как будто вдруг обезумели, какая беготня и суматоха! Что же это такое? В природе ли произошла какая-нибудь радикальная перемена или в людях? Ведь в сущности ни малейшего намека на то, что случилось что-нибудь новое, что образовало бы рубеж между 1862 и 1863 годами. Между тем со всех сторон сыплются поздравления, все поддаются каким-то надеждам, вероятно и в этом году таким же несбыточным, как и в прошлом. А впрочем, не худо, что такой обычай существует. За недостатком истинных благ человеку нужен хоть призрак хорошего лучшего. И вся эта беготня — своего рода занятие, которое разнообразит обыкновенную прозу жизни…
1 января 1874 года, вторник.
У меня для встречи Нового года была приготовлена, по обыкновению, бутылка шампанского, и мы, то есть я и мои домашние, встречали его с бокалами довольно живо, если не весело, и просидели до половины второго часа ночи».

В его же дневнике есть и очень интересная запись:

«12 часов ночи. Новый год встречаю я с пером в руке: приготовляю юридические лекции. Но нынешний вечер дело это особенно затруднено. Квартира моя граничит с обиталищем какой-то старухи, похожей на колдунью романов Вальтера Скотта. Там до сих пор не умолкают буйные песни вакханок, которые сделали, кажется, порядочное возлияние в честь наступающего года. Удивительно, как наши женщины низкого сословия преданы пьянству».

Так что наши современные сетования на спаивание русского народа во время новогодних праздников – тоже уходят корнями в царское время.

А вот юморичистическая зарисовка от Антона Павловича Чехова:

В конце XIX века происходят два кулинарных события, роль которых в традициях празднования Нового года сложно переоценить. В 1880-е массовое распространение в качестве новогоднего угощения получают мандарины. И в 1894 году зафиксировано первое письменное упоминание салата оливье.

Канонический рецепт с рябчиками, раковыми шейками и каперсами известен сейчас всем. Помимо деликатесного салата, частыми гостями на столах того времени была икра, рыба, запеченные поросята и, конечно же, алкоголь в количествах, превышающих возможности среднестатистического человека.

«По рюмочке, да по две, а где так и стаканчик красненького или беленького, да коньячок без счету на придачу, — к вечерку-то образовались градусы высокие. От шести различных поросят отведал, половину заливных да половину жареных, ветчин, икр сколько! Словом, приехал домой больной, да и посейчас в себя не могу прийти.

Как взгляну на поросячью физиономию, так дрожь меня и берет. Не будь он скотина бесчувственная, да к тому же заливная, — так бы, кажется, и съездил ему по разукрашенной физии», — писала газета «Новости дня» о традициях новогодних визитов в начале XX века.

Не экономили и на оформлении праздничного стола. «Посредине, в длину огромного стола, шла широкая густая гряда ландышей. Знаю, что ландышей было 40 тысяч штук, и знаю, что в садоводстве Ноева было уплачено 4 тысячи золотых рублей за гряду. Январь ведь был, и каждый ландыш стоил гривенник. На закусочном огромном столе, который и описать теперь невозможно, на обоих концах стояли оформленные ледяные глыбы, а через лед светились разноцветные огни, как-то ловко включенные в лед лампочки. В глыбах были ведра с икрой», — вспоминал художник Сергей Виноградов в 1907 году о празднике в «Метрополе».

Еще одно место для кутежа — ресторан «Яръ». Певец Федор Шаляпин (1873–1938) описывал встречу Нового года там как праздник «среди африканского великолепия»: «Горы фруктов, все сорта балыка, семги, икры, все марки шампанского и все человекоподобные — во фраках. Некоторые уже пьяны, хотя двенадцати часов еще нет. Но после двенадцати пьяны все поголовно. Обнимаются и говорят друг другу с чисто русским добродушием:

— Люблю я тебя, хотя ты немножко мошенник!

— Тебе самому, милый, давно пора в тюрьме гнить!

Целуются троекратно. Это очень трогательно, но немножко противно».

И конечно, все посылали друг другу открытки — как специальные новогодние, так и новогодне-рождественские.

Точная дата появления российской новогодней открытки неизвестна. Однако многие историки связывают это событие с именем известного художника Николая Николаевича Каразина (1842-1908), чьи последние работы датированы 1901 годом.

Другим мастером новогодней открытки считается Елизавета Меркурьевна Бем (1843-1914).

Во второй половине XIX века пошла мода на новогодние открытки, оформленные в позаимствованном у европейцев сентиментально-лубочном стиле.

Иногда издатели российских новогодних открыток полностью сохраняли все детали оригинального рисунка, меняя лишь иностранную надпись на русскую:

Дед Мороз тогда был редким гостем праздничных картинок.

В начале прошлого века широкое распространение получил обычай заказывать новогодние открытки для себя лично и своих близких. За основу бралось подкрашенное групповое или парное фото, сделанное в максимально торжественной обстановке и дополненное праздничными надписями. Эта традиция сохранилась в Европе и сегодня – я сама часто получаю от друзей из Европы такие «семейные» открытки.

При подготовке использовались материалы из свободных ресурсов Интернета

Источник статьи: http://www.livemaster.ru/topic/1580667-kak-vstrechali-novyj-god-do-1917-goda

Оцените статью
Adblock
detector