Как отмечать праздники во время поста

Как отмечать праздник, который выпадает на пост?

про­то­и­е­рей Вале­риан Кре­че­тов

Ответ на вопрос, кото­рый мне был задан: «Как сов­ме­стить пост и празд­но­ва­ние Нового года?», с духов­ной точки зрения очень прост. Все уже давно и очень четко ска­зано в Цер­ков­ном Уставе. То есть празд­ник может быть празд­ни­ком, а пост — постом.

Рож­де­ствен­ский пост — самый легкий вы знаете, в опре­де­лен­ные дни раз­ре­ша­ется и рыба, и овощ­ная пища с маслом, и вино. И это часть празд­ника, «уте­ше­ние братии велие». И совсем не обя­за­тельно празд­ник — это значит нужно ходить на голо­вах и есть до отвала, что хочешь. Нет. Это, кстати, часто и не празд­ник.

Я вспо­ми­наю свои моло­дые годы, когда справ­ляли так назы­ва­е­мые граж­дан­ские празд­ники. Все соби­ра­лись, гото­вили, потом мужики быстро напи­ва­лись как свиньи, и их рас­тас­ки­вали. И это празд­ник?! Про­ползли, а не про­вели празд­ник. Ну, про­вели кого-то, кого могли вести, а осталь­ные пол­зали. Поэтому, — о вели­кий могу­чий рус­ский язык, — одних про­вели, других про­та­щили.

Святые уже нашего вре­мени, испо­вед­ники, для нашей немощи пре­по­дали совет. Напри­мер, 1 января по новому стилю празд­ну­ется память Ильи Муромца. Это — наш пре­по­доб­ный, а не только исто­ри­че­ская лич­ность, воин. Можно ему про­петь вели­ча­ние, и тогда вку­шать рыбу — если не среда и не пят­ница.

А, напри­мер, Вели­кий пост — подвиж­ный. И если на эти дни при­хо­дятся чьи-то име­нины или день рож­де­ния, ну что ж — не повезло в этом году, при­шлось постом. Но, кстати, и на это Цер­ков­ный Устав дает совет. Памяти святых пере­но­сятся если сов­па­дают с каким-то важным собы­тием. На первой неделе Вели­кого поста службы сугубо пост­ные, осо­бого содер­жа­ния. И когда на них выпа­дает память святых — свя­ти­тель Алек­сий или Ивер­ская,- празд­ники пере­дви­га­ются на вос­крес­ные дни. То есть если даже памяти святых пере­но­сятся, то можно и засто­лье пере­не­сти на другой день. Да и в жизни так обычно бывает. А вдруг чело­век поехал в коман­ди­ровку? Что же, пропал празд­ник в этом году? Почему? Его можно пере­не­сти.

Кстати, вла­дыка Афа­на­сий (Саха­ров), тот самый, кото­рый шут­ливо сове­то­вал — пропой вели­ча­ние свя­тому, а потом вкушай рыбу, гово­рил: «Име­нин­ник в чести недель до шести». С какой любо­вью даны все эти советы…

А если чело­век просто забо­лел? Что ж, ему полз­ком соби­рать какое-то тор­же­ство? Можно же пере­дви­нуть. Вот вам и ответ, как справ­лять.

Что каса­ется празд­ни­ков и того, как их справ­лять, то здесь все должно быть на своих местах. То есть можно сдер­жанно, конечно, что-то отме­тить. Но осо­бенно весе­литься? Мы не знаем, что в буду­щем году еще пред­стоит.

У нас, правда, часто зара­нее весе­лятся на сва­дьбах, но что-то немного я вижу счаст­ли­вых про­дол­же­ний. Нет, есть, слава Богу, есть. Но не так много, а весе­лятся-то все. Так не рано ли иногда весе­литься? Нет, можно весе­литься, но, может быть, более сдер­жанно? Это каса­ется всех празд­ни­ков, какие бы они ни были — лич­ного харак­тера или обще­ствен­ного.

Но это не значит, что вера пра­во­слав­ная делает жизнь серой. Это полная неправда, потому что в пра­во­слав­ной жизни, кроме празд­ни­ков, есть посты. Вот пост-то и делает празд­ник празд­ни­ком. Насто­я­щий отдых — это когда чело­век потру­дился как сле­дует и потом бла­жен­ствует. Я вспо­ми­наю свою моло­дость, когда в 56–57 годах был на целине. Рабо­та­ешь, рабо­та­ешь, потом, если машина подъ­ез­жает откуда-то, ложишься на пло­щадку ком­байна, голову на педаль метал­ли­че­скую, и засы­па­ешь тут же. Такой бла­жен­ный отдых. Ника­ких таб­ле­ток не нужно сно­твор­ных гло­тать, ника­ких пере­жи­ва­ний — когда умо­та­ешься, ни до чего. Вы знаете это выра­же­ние умных людей, что отдых — это смена заня­тий. Когда физи­че­ски чело­век устал — можно почи­тать что-то, поси­деть так. Ну, конечно, если и это делать не в состо­я­нии, можешь и спать.

Но теперь поня­тие отдыха как-то рас­тво­ри­лось. Гово­рят — рас­сла­биться. Вот рас­слаб­ле­ние как раз — это не отдых. Рас­слаб­лен­ный — это тот, кого нужно лечить. К словам нужно очень осто­рожно отно­ситься, они довольно кон­кретно отра­жают сущ­ность. На самом деле слово имеет такую силу, такую глу­бину, кото­рая только со вре­ме­нем откры­ва­ется.

Что каса­ется духов­ных вещей, их сов­ме­ще­ния с нашей повсе­днев­ной жизнью, то боль­шая часть недо­уме­ний воз­ни­кает из-за того, что духов­ную область почти никто не знает. Так же как и цер­ков­ных уста­вов, правил, всех этих тон­ко­стей — пере­не­се­ния памяти, сов­ме­ще­ния празд­ни­ков и постов.

Если памяти святых пере­но­сятся, значит, и нам юбилей можно пере­не­сти. Если сов­па­дают празд­ник и пост, то почему обя­за­тельно нужно есть ско­ром­ное? Кстати, тут тоже вопрос очень тонкий. Ведь когда начи­нают рас­суж­дать о посте, гово­рят — какая раз­ница, что есть, не все ли равно? Так если все равно — ешь пост­ное. Если это неважно, что ты на этом пре­ты­ка­ешься? Празд­нуй без мяса и молока. Можешь празд­но­вать — можно празд­но­вать.

Читайте также:  Аналог праздник спорта для ps4

Празд­ник — это все-таки состо­я­ние души, Не тела. Есть люди сытые, но на душе-то покоя нет. Не это самое глав­ное. Больше того, как сказал свя­ти­тель Нико­лай Серб­ский о князе Лазаре (см. книгу «Царев завет». — Прим. ред.): «Его измож­ден­ное, изму­чен­ное тело дер­жа­лось силой совер­шенно живой души. Ибо, как обычно бывает, тело наи­бо­лее служит душе тогда, когда душа о нем не помыш­ляет».

А здесь полу­ча­ется, что душа-то только и думает, чтоб ее тело поело. И в этом только празд­ник? Наелся, напился и спать зава­лился. Ну и что?

Кстати, месяц тоже имеет свое начало. В первые века начало каж­дого месяца освя­щали молит­вой. У нас в Уставе в этом смысле оста­лось только 1 авгу­ста, а раньше всегда моли­лись, когда что-то отсчи­ты­вали. Мы же свои же года счи­таем, празд­нуем. Почему же и начало года не отме­тить?

Воз­вра­ща­ясь к теме празд­ни­ков, можно ска­зать одно: свет­ский празд­ник — это какое-то собы­тие зем­ного харак­тера, а цер­ков­ная жизнь — это как бы состо­я­ние пра­во­слав­ного чело­века…

декабрь 2011 года

из беседы в мос­ков­ском Дон­ском мона­стыре со слу­ша­те­лями Высших Бого­слов­ских курсов при МДА.

Если день рож­де­ния выпа­дает на пост­ный день. Сбор­ник сове­тов.

  1. Можно пере­не­сти засто­лье на время после поста или вос­крес­ный день, когда пост послаб­ля­ется.
  2. На работу вместо торта можно при­не­сти фрукты.
  3. Можно уго­щать гостей пост­ной пищей, в наше время рацион пост­ных про­дук­тов доста­точно раз­но­об­ра­зен.
  4. Если вас при­гла­сили на день рож­де­ния в пост­ный день, то в первую оче­редь оце­ните насколько вы смо­жете там сохра­нить внут­рен­ний мир. Сейчас прак­ти­че­ски на любом столе можно найти пост­ную пищу, глав­ное — ста­рай­тесь не при­вле­кать вни­ма­ние к тому, что вы пости­тесь.

Источник статьи: http://azbyka.ru/kak-otmechat-prazdnik-kotoryj-vypadaet-na-post

Как отметить день рождения в Великий пост?

В дни Великого поста, с 15 марта по 1 мая 2021 года, верующие отказываются от употребления пищи животного происхождения, посещения различных увеселительных мероприятий. А можно ли в Великий пост отмечать день рождения?

В России начиная с ХVII века отмечали только именины (дни памяти святых, в честь которых называли людей), а дни рождения стали праздновать лишь с ХIХ века.

В советские годы не было принято соблюдать посты. Так что вопрос, как отметить день рождения в Великий пост, перед людьми не стоял. Сейчас некоторые верующие отмечают этот праздник сразу после окончания поста, на Пасхальной неделе.

Но можно устроить небольшое застолье для друзей и близких и в пост. Однако в эти дни нельзя подавать к столу блюда из продуктов животного происхождения, так что для многих становится проблемой, что приготовить на день рождения в Великий пост.

Подайте салаты, закуски и основные блюда из овощей и грибов: например, салат из тыквы с фруктами, салат из моркови с финиками, грибное рагу с овощами (со сладким перцем, помидорами, чесноком и луком), постные голубцы, ризотто с овощами и др.

Если день рождения попадает на Великий пост, можно разнообразить стол за счет домашних заготовок – соленых и маринованных овощей, грибов, варенья, джемов и др.

На десерт предложите гостям салаты из фруктов: яблок, груш, апельсинов, мандаринов с медом и небольшим количеством пряностей (корицы, гвоздики).

Можно ли в Великий пост отмечать день рождения ребенка? Конечно, можно, но не стоит в этот период устраивать большое торжество.

Как во время Великого поста отметить день рождения?

Организуйте скромный праздник, на который пригласите только близких друзей и членов вашей семьи. Перед застольем обязательно помолитесь вместе с гостями. Можно инсценировать небольшую постановку на христианскую тему.

Что будет лучше приготовить на день рождения в Великий пост? Можно накрыть для детей сладкий стол. Подайте к столу вкусные и красиво оформленные вегетарианские блюда: салаты из фруктов с медом, орехи с сухофруктами, халву, гозинаки и др. Из напитков можно предложить фруктовые соки, морсы, квас.

Если же вы не хотите отмечать день рождения ребенка, постарайтесь объяснить это ему и убедить его. В конечном итоге принимать решение должен он, а не родители, иначе ребенок будет чувствовать себя ущемленным. Хотя он и выполнит волю отца с матерью, в его душе будет расти протест, и рано или поздно это приведет к конфликту в семье.

Источник статьи: http://www.prazdniki-na-nosu.com/kak-otmetit-den-rozhdeniya-v-velikiy-post.html

Право на Новый год, или Как поститься в праздники

Отец Игорь, близится Новый год, как соединить его празднование с Рождественским постом? В Рождественский пост можно рыбу, например, значит, сложностей быть не должно?

Читайте также:  Китайский лунный праздник когда

Протоиерей Игорь Гагарин

– В Православной Церкви существует устав, и рыба разрешается далеко не каждый день. Но существует практика, которая сейчас распространена практически повсеместно, что в Рождественский пост, кроме среды и пятницы, рыбу едят. И я не считаю нужным это запрещать, хотя соблюдение устава приветствуется.

Например, что касается меня, я считаю, что мне полезнее есть рыбу только в субботу и воскресенье, а в остальные дни стараться от нее воздерживаться. Просто иначе я поста не почувствую. Любая рыба – это так вкусно, какой там пост! Но требовать этого от всех я не могу.

Конечно, Рождественским постом серьезные проблемы с Новым годом. Вплоть до того, что некоторые люди отчаянно доказывают, что нужно переходить на новый стиль в календаре.

И когда я спрашиваю, какие у них аргументы, они на полном серьезе говорят: «Но ведь Новый год! Как же? Получается, что все как люди справляют, а у нас пост!».

Конечно, мы имеем право отпраздновать Новый год, но с постным столом – рыба, морепродукты. Некоторые ревностные православные чуть ли не демонстративно ложатся спать и все. Когда спросишь, сразу: «Я Новый год не справляю, я православный человек, а это языческий праздник!».

Мне это не близко, я считаю, что Новый год – это хороший праздник. И то, что он выпадает у нас на пост – не должно отменять поста, но допустимо смягчить пост в день новогоднего праздника. А начиная со второго числа, вплоть до Рождества пост становится особенно строгим.

Отрицательный опыт поста, когда поститься так и не получилось – значит, все, недостоин праздника Рождества?

– Я думаю, что слова «не получилось» могут быть применимы только к тем людям, которые даже не пробовали поститься. У них вообще никаких проблем нет, они и не собирались поститься.

Но если человек попытался, то значит, он хотя бы что-то сделал. А если он что-то сделал, то пусть он порадуется этому «что-то», тому немногому, что он сделал. Работники одиннадцатого часа, как мы знаем, награждаются так же, как и работники первого.

Если мы говорим о начале поста, то начать, потом бросить и больше до конца не поститься – это неправильно. В любом деле – конец делу венец. Я думаю, что если кто-то начал, попостился и бросил, то, поскольку еще весь пост впереди, пусть он постарается вернуться к посту хотя бы за какое-то малое количество дней до его конца. Это будет здорово, потому что тогда он действительно будет «работником одиннадцатого часа».

Даже если человек после Нового года начнет поститься, дня за четыре, за пять до окончания поста соберётся и решит: вот хоть столько я сделаю – это тоже будет очень хорошо. Раз не получается по-другому, пусть будет хоть так.

Тот, кто хотя бы что-то сделал, пусть поблагодарит Бога за это «что-то». И решит для себя, что в следующий раз он сделает больше. Раз я смог три дня поститься, значит, смогу и четыре, и пять. В жизни очень важно, чтобы наше движение шло по нарастающей, чтобы не было регресса. Если я в этот год попостился 10 дней, а в следующий – 9, то велика вероятность, что дальше будет еще хуже. И наоборот, если я в этот год попостился 9 дней, а в следующие – 10, то идёт рост.

Радость Рождества, в чем ее особенность?

Радость Боговоплощения, Рождества – конечно велика. Дело в том, что Рождественский пост, он не такой, как Великий, и по сложности, и по богослужениям. Великим постом все меняется, вся жизнь, весь жизненный уклад. А Рождественским постом все проще, более обыденно, есть, конечно, определенные уставные изменения, но они верующими почти не ощущаются.

Конечно, Рождество – это торжество любви Божьей. Бог стал человеком. Любовь Божья к людям явлена с такой силой, так любит Бог человека, что Сам становится Человеком. Конечно же, эта любовь обращена не только к постникам, а ко всем без исключения людям, это радость для всех.

Пост, однако, может соделать душу способной более полно и глубоко пережить эту радость. Но только, разумеется, при условии, что не будем свысока смотреть на тех, кто не постился.

Источник статьи: http://www.pravmir.ru/pravo-na-novyiy-god-ili-kak-postitsya-v-prazdniki/

Праздник в пост — или пост в праздник?

Как «совместить» светские праздники и православные посты – вопрос из разряда вечных, в том смысле, что вечно с ним сталкиваются священники, слыша его снова и снова от начинающих воцерковляться людей. С другой стороны, нет на этот вопрос единого и жесткого «догматического» ответа: когда-то стоит поступить так, когда-то — иначе, исходя из обстоятельств жизни. И здесь священник может что-то подсказать, скорее, из своего опыта. Тем, кому предстоит отметить какую-либо праздничную дату нынешним Великим постом, адресована наша беседа с клириком Петропавловского храма священником Василием Куценко.

— Батюшка, вот что интересно: мы говорим о том, как во время поста разделить праздничную трапезу с неверующими родственниками, и кажется порой, что этот вопрос возник именно в наших житейских реалиях. Но ведь в истории Церкви эта проблема, наверное, не нова?

Читайте также:  Одежда для народных праздников

— На самом деле этот вопрос возникает уже в апостольские времена. За неделю до начала Великого поста в храмах читается фрагмент из Первого послания святого апостола Павла к христианам древнего города Коринфа (см.: 1 Кор. 8, 8 – 9, 2), и там апостол отвечает на вопрос: можно ли христианам употреблять в пищу продукты, освященные в языческих храмах? Он связан с тем, что христиан могли приглашать на обеды по случаю каких-либо торжеств их родственники или друзья — язычники. При этом все праздничные угощения освящались по языческим ритуалам, а нередко и сами трапезы могли устраиваться при языческих храмах. В своем ответе апостол Павел пишет: мы знаем, что идол в мире ничто (1 Кор. 8, 4). Он напоминает нам о том, что пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем (1 Кор. 8, 8), но призывает христиан не злоупотреблять своей свободой. Хорошо, если христианин осознает ничтожность идолов и языческих обрядов и понимает, что вкушение пищи из языческого храма не причинит ему никакого вреда. Но грех в том, что новоначальный или немощный в вере христианин может соблазниться, увидев своего старшего собрата вкушающим идоложертвенное. Поэтому апостол пишет: если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего (1 Кор. 8, 13).

— А если «соблазнять» некого, потому что никто в семье больше не постится? И при этом на время поста приходится юбилей супруга, кого-то из родителей, родственников?

— С днями рождения, юбилеями и другими торжествами нужно поступать, руководствуясь христианской любовью к тем людям, которые на этом торжестве будут, чувством меры и собственной совестью. Если отказ от участия в дне рождения или юбилее может вызвать обиду, то лучше прийти на праздник. Но при этом мы вполне можем заранее сказать о том, что сейчас время поста, и попросить приготовить наряду со скоромными и постные блюда.

— Руководствоваться совестью… У меня одна знакомая на юбилее руководителя-атеиста выпила за его здоровье фужер шампанского. А после коллеги ей высказали: какая же ты верующая, если пьешь в пост?

— Это случай из разряда тех, о которых можно прочитать в Евангелии слова Господа Иисуса Христа: пришел Иоанн, ни ест, ни пьет; и говорят: в нем бес. Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам (Мф. 11, 18–19). Думаю, что просто надо иметь в виду, что действительно может быть и так: откажешься от участия в празднике — будут осуждать, пойдешь на праздник — все равно осудят. И относиться к этому спокойно.

— А что делать, если на период поста выпадает день рождения ребенка?

— Отвечу из своего личного опыта. День рождения моего младшего сына всегда будет попадать на Великий пост. Мы его празднуем. День рождения воспринимается маленькими детьми как очень важное личное событие, поэтому, думаю, не следует проявлять здесь чрезмерную строгость.

— Хорошо, когда дети маленькие. Но как быть с подростками — они ведь хотят в свой праздник не просто посидеть за столом, где может быть и относительно постное меню, но и куда-то пойти, развлечься?

— Ответ зависит от того, верующий подросток или нет, посещает ли он храм или нет. У верующих подростков обычно есть такие же верующие друзья, и тогда будет гораздо проще найти какой-то компромисс. Если при храме, например, есть молодежное общество, то можно отпраздновать свой личный праздник там — в кругу единомышленников, весело и в то же время вполне благочестиво.

Если друзья у подростка нецерковные и он хочет в свой день рождения пригласить их домой, то, думаю, опять же не нужно в этом отказывать. И превращать застолье в «поминки» тоже не стоит. Хорошие, добрые конкурсы или игры вполне уместны. Если же говорить о невоцерковленных подростках, я не могу здесь дать какого-то определенного совета. Одно дело, если эти дети прислушиваются к мнению своего верующего родителя, другое — если нет. Полагаю, что важным моментом здесь будет хотя бы то, что решение по поводу программы праздника будет совместным, а не решением единолично родителя или единолично ребенка.

Газета «Петропавловский листок» № 24, март 2017 года

Источник статьи: http://pravoslavie.ru/102264.html

Оцените статью
Adblock
detector