Поэты Серебрянного века, Осип Мандельштам
Образ Твой, мучительный и зыбкий
Образ Твой, мучительный и зыбкий,
Я не мог в тумане осязать.
«Господи!»- сказал я по ошибке,
Сам того не думая сказать.
Божье имя, как большая птица,
Вылетало из моей груди.
Впереди густой туман клубится,
И пустая клетка позади.
Апрель 1912
Когда мозаик никнут травы
Когда мозаик никнут травы
И церковь гулкая пуста,
Я в темноте, как змей лукавый,
Влачусь к подножию креста.
Я пью монашескую нежность
В сосредоточенных сердцах,
Как кипариса безнадежность
В неумолимых высотах.
Люблю изогнутые брови
И краску на лице святых,
И пятна золота и крови
На теле статуй восковых.
Быть может, только призрак плоти
Обманывает нас в мечтах,
Просвечивает меж лохмотий,
И дышит в роковых страстях.
1910
В разноголосице девического хора
В разноголосице девического хора
Все церкви нежные поют на голос свой,
И в дугах каменных Успенского собора
Мне брови чудятся, высокие, дугой.
И с укрепленного архангелами вала
Я город озирал на чудной высоте.
В стенах Акрополя печаль меня снедала
По русском имени и русской красоте.
Не диво ль дивное, что вертоград нам снится,
Где голуби в горячей синеве,
Что православные крюки поет черница:
Успенье нежное — Флоренция в Москве.
И пятиглавые московские соборы
С их итальянскою и русскою душой
Напоминают мне явление Авроры,
Но с русским именем и в шубке меховой.
Февраль 1916
Как подарок запоздалый
Ощутима мной зима:
Я люблю ее сначала
Неуверенный размах.
Хороша она испугом,
Как начало грозных дел,—
Перед всем безлесным кругом
Даже ворон оробел.
Но сильней всего непрочно-
Выпуклых голубизна —
Полукруглый лед височный
Речек, бающих без сна.
29 — 30 декабря 1936
———
Оттого все неудачи,
Что я вижу пред собой
Ростовщичий глаз кошачий —
Внук он зелени стоячей
И купец воды морской.
Там, где огненными щами
Угощается Кащей,
С говорящими камнями
Он на счастье ждет гостей —
Камни трогает клещами,
Щиплет золото гвоздей.
У него в покоях спящих
Кот живет не для игры —
У того в зрачках горящих
Клад зажмуренной горы,
И в зрачках тех леденящих,
Умоляющих, просящих,
Шароватых искр пиры.
29 — 30 декабря 1936
———
Твой зрачок в небесной корке,
Обращенный вдаль и ниц,
Защищают оговорки
Слабых, чующих ресниц.
Будет он обожествленный
Долго жить в родной стране —
Омут ока удивленный,—
Кинь его вдогонку мне.
Он глядит уже охотно
В мимолетные века —
Светлый, радужный, бесплотный,
Умоляющий пока.
Улыбнись, ягненок гневный с Рафаэлева холста,—
На холсте уста вселенной, но она уже не та:
В легком воздухе свирели раствори жемчужин боль,
В синий, синий цвет синели океана въелась соль.
Цвет воздушного разбоя и пещерной густоты,
Складки бурного покоя на коленях разлиты,
На скале черствее хлеба — молодых тростинки рощ,
И плывет углами неба восхитительная мощь.
Когда в ветвях понурых
Заводит чародей
Гнедых или каурых
Шушуканье мастей,—
Не хочет петь линючий
Ленивый богатырь —
И малый, и могучий
Зимующий снегирь,—
Под неба нависанье,
Под свод его бровей
В сиреневые сани
Усядусь поскорей.
Дрожжи мира дорогие:
Звуки, слезы и труды —
Ударенья дождевые
Закипающей беды
И потери звуковые —
Из какой вернуть руды?
В нищей памяти впервые
Чуешь вмятины слепые,
Медной полные воды,—
И идешь за ними следом,
Сам себе немил, неведом —
И слепой и поводырь.
Невыразимая печаль
Открыла два огромных глаза,
Цветочная проснулась ваза
И выплеснула свой хрусталь
Вся комната напоена
Истомой — сладкое лекарство!
Такое маленькое царство
Так много поглотило сна
Немного красного вина,
Немного солнечного мая —
И тоненький бисквит ломая,
Тончайших пальцев белизна
Художник нам изобразил
Глубокий обморок сирени
И красок звучные ступени
На холст как струпья положил.
Он понял масла густоту, —
Его запекшееся лето
Лиловым мозгом разогрето,
Расширенное в духоту.
А тень- то, тень все лиловей,
Свисток или хлыст, как спичка, тухнет,
Ты скажешь повара на кухне
Готовят жирных голубей.
Угадывается качель,
Недомалеваны вуали,
И в этом сумрачном развале
Уже хозяйничает шмель.
Как кони медленно ступают,
Как мало в фонарях огня!
Чужие люди, верно, знают,
Куда везут они меня.
А я вверяюсь их заботе.
Мне холодно, я спать хочу;
Подбросило на повороте,
Навстречу звездному лучу.
Горячей головы качанье
И нежный лед руки чужой,
И темных елей очертанья,
Еще невиданные мной.
Только детские книги читать,
Только детские думы лелеять,
Все большое далеко развеять,
Из глубокой печали восстать.
Я от жизни смертельно устал,
Ничего от нее не приемлю,
Но люблю мою бедную землю,
Оттого, что иной не видал.
Я качался в далеком саду
На простой деревянной качели,
И высокие темные ели
Вспоминаю в туманном бреду.
Я наравне с другими
Я наравне с другими
Хочу тебе служить,
От ревности сухими
Губами ворожить.
Не утоляет слово
Мне пересохших уст,
И без тебя мне снова
Дремучий воздух пуст.
Я больше не ревную,
Но я тебя хочу,
И сам себя несу я,
Как жертву палачу.
Тебя не назову я
Ни радость, ни любовь.
На дикую, чужую
Мне подменили кровь.
Еще одно мгновенье,
И я скажу тебе:
Не радость, а мученье
Я нахожу в тебе.
И, словно преступленье,
Меня к тебе влечет
Искусанный в смятеньи
Вишневый нежный рот.
Вернись ко мне скорее,
Мне страшно без тебя,
Я никогда сильнее
Не чувствовал тебя,
И все, чего хочу я,
Я вижу наяву.
Я больше не ревную,
Но я тебя зову.
Звук осторожный и глухой
Плода, сорвавшегося с древа,
Среди немолчного напева
Глубокой тишины лесной.
На бледно-голубой эмали,
Какая мыслима в апреле,
Березы ветки поднимали
И незаметно вечерели.
Узор отточенный и мелкий,
Застыла тоненькая сетка,
Как на фарфоровой тарелке
Рисунок вычерченный метко,
Когда его художник милый
Выводит на стеклянной тверди,
В сознании минутной силы,
В забвении печальной смерти.
Умывался ночью на дворе, —
Твердь сияла грубыми звездами.
Звездный луч — как соль на топоре,
Стынет бочка с полными краями.
На замок закрыты ворота,
И земля по совести сурова, —
Чище правды свежего холста
Вряд ли где отыщется основа.
Тает в бочке, словно соль, звезда,
И вода студеная чернее,
Чище смерть, соленее беда,
И земля правдивей и страшнее.
Источник статьи: http://stihi.ru/2012/01/07/6408
Анализ стихотворения Подготовка к ЕГЭ
методическая разработка (русский язык, 11 класс) по теме
Имманентный анализ противопоставляется, как правило, контекстуальному: имманентный направлен на сам текст, контекстуальный — на обнаружение внешних контекстов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_stiha_ege.docx | 23.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Имманетный анализ текста
как элемент подготовки
к ЕГЭ по литературе
ЕГЭ по литературе – один из самых сложных экзаменов. Готовить детей к его сдаче – очень тяжелая задача для учителя-словесника. Наиболее сложным процессом при подготовке к экзамену, на мой взгляд, считается анализ лирического текста. Мне очень помогает в этом имманентный анализ лирического текста. Изучив теорию имманентного анализа, апробировав на практике, я разработала свою версию , схему имманентного анализа стихотворения.
Само понятие имманентного анализа противоречиво, поскольку анализ предполагает рассмотрение текста в его частях, а имманентность осознается как некая целостность.
В Словаре иностранных слов имманентный — «внутренне присущий какому-либо предмету, явлению, проистекающий из его природы»/6, 188/. Для авторов Толкового словаря русского языка под ред. Д.Н.Ушакова имманентный — «присущий природе самого предмета, обусловленный ею независимо от внешних воздействий» /7, Т.1, 1194/. В литературоведении всегда подчеркивалось, что имманентность определяется независимостью прежде всего от социальной действительности, от закономерностей общественно-исторического движения.
Имманентный анализ противопоставляется, как правило, контекстуальному: имманентный направлен на сам текст, контекстуальный — на обнаружение внешних контекстов.
М.Л.Гаспаров считает, что имманентный анализ противопоставляется интертекстуальному: имманентный анализ — не выходящий за пределы материала данного стихотворения. Анализ интертекстуальный — учитывающий сторонний материал: подтекстовые отсылки к другим стихам, черновые варианты, оригиналы для переводов и объекты для пародий, биографический фон, автокомментарии, отклики современников.
В школьном варианте имманентный анализ — это прежде всего анализ, не выходящий за пределы материала данного стихотворения.
При подготовительной работе анализа можно использовать различные вопросы и задания к тексту, например:
1. Найдите в тексте примеры аллитерации и ассонанса. Какова роль звуковых повторов в стихотворении?
2. Выявите в тексте ключевые слова. Какова их роль в раскрытии смысла стихотворения?
3. Какая лексика преобладает в стихотворении: глагольная, местоименная, предметная? Почему?
4. Выявите в тексте противопоставление. Проследите, как организуется противопоставление.
5. Найдите в тексте языковые средства выразительности. Какова их роль в раскрытии темы стихотворения?
6. Охарактеризуйте рифму, метр, ритм стихотворения. Какова роль рифмы в смысловой организации текста?
7. Каковы особенности синтаксической организации текста? Какую роль играет синтаксическая организация текста в раскрытии авторского замысла? и т.д.
Из каких этапов состоит данный вид анализа стихотворения?
Это стихотворение посвящено…
Это стихотворение можно рассматривать как размышление(рассуждение)…
Можно сказать, что лирический герой…
Стихотворение представляет собой…
2.ИДЕЙНО – ОБРАЗНЫЙ УРОВЕНЬ:
1. Идея (что хотел сказать автор, какую мысль хотел донести до читателя):
Автор хотел донести до читателя мысль о том…
Этим стихотворением автор хотел сказать, что…
Здесь высказано мнение автора
2. Эмоция ( радость, уныние, восторг, надежда)
В стихотворении четко улавливается настроение (радость, уныние, восторг, надежда)
3. Мотив (грусти, печали, одиночества)
3. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР ПРОИЗВЕДЕНИЯ:
Предметный состав (все существительные, т.е образы):
В первой строфе возникают образы(существительные)…
Во второй строфе автор ведет речь о…
4. Чувственная, эмоциональная окраска художественного мира произведения: (проанализировать прилагательные, т.е. эпитеты, а также художественно-выразительные средства)
Автор, характеризуя образы, использует эпитеты…
Сквозь строфы тянется цепь тропов…
Автор, характеризуя образы, использует художественно-выразительные средства…
Здесь автору помогает использование…
Немаловажную роль играют…
5. Действия и состояния в художественном мире произведения
(анализ глаголов(т.е. проблем)
Автор использует глаголы, содержание которых отражает затронутые в тексте проблемы
6. Как выражено пространство, время
1. Пространство представлено весьма интересно
( описание комнаты и всего что в ней,
от общего к частному,
от частного к общему,
описание представлено сверху вниз,
описание пространства в ширину,
выход на уровень неба, космоса…)
2. Автор в произведении затрагивает временные рамки ( прошлое ,настоящее, будущее)
Автор в произведении использует (высокую, низкую) лексику
Автором использована (параллельная, перекрестная, опоясывающая) рифма…
Стихотворение написано с использованием…рифмовки…
В стихотворении использованы такие синтаксические средства, как (повторы: анафоры, эпифоры, инверсия, параллелизм, риторические вопросы, восклицания, умолчания)
Используемые предложения построены …
Автор в произведении затрагивает временные рамки ( прошлое ,настоящее, будущее
-размер (ямб, хорей, дактиль, анапест, амфибрахий…) …
В основе ритмического рисунка – пятистопный хорей…
В основе ритма стихотворения – пятистопный хорей…
-аллитерация (преобладание согласных звуков)
-ассонанс(преобладание гласных звуков)
Специальный подбор созвучных гласных (согласных) усиливает впечатление…
Все вышеперечисленные моменты я отразила в клише , которое помогает учащимся сориентироваться в анализе:
Определение жанра (любовная, философская, гражданская, пейзажная, символистская)
Стихотворение «…» принадлежит к …лирике
Стихотворение представляет собой яркий пример ..лирики
Стихотворение может быть отнесено к … лирике
Выявление лирического сюжета, переживания лирического героя
В основе содержания стихотворения – переживания лирического героя …
Можно сказать, что лирический герой…
Тема — вопрос, которого касается автор
Автор «…» развивает традиционную тему…Это стихотворение посвящено…Это стихотворение можно рассматривать как размышление(рассуждение) о…
Идейный уровень(идея, эмоция)
Автор хотел донести до читателя мысль о том…Этим стихотворением автор хотел сказать, что…Здесь высказано мнение автора…
В стихотворении четко улавливается настроение (радость, уныние, восторг, надежда)
… звучит мотив грусти…
Выделение композиционных частей(если есть) – кульминационная часть, отступления, противопоставления частей, кольцевая композиция
Стихотворение состоит из … строф…
Оно имеет четкую структуру..
Кульминация стихотворения приходится на…
Стихотворение названо так потому, что…
В первой строфе возникают образы (существительные)…
Во второй строфе автор говорит…
Сквозь строфы тянется цепь тропов…Автор, характеризуя образы, использует художественно-выразительные средства… Здесь автору помогает использование… Немаловажную роль играют…
Действия и состояния(глаголы-проблемы)
Автор использует глаголы, содержание которых отражает затронутые в тексте проблемы
. отмечает (что?) . описывает (что?) . касается (чего?) . обращает внимание (на что?) . напоминает (о чем?)
Пространство представлено весьма интересно… ( описание комнаты и всего что в ней, от общего к частному, от частного к общему, описание представлено сверху вниз, описание пространства в ширину, выход на уровень неба, космоса…)
Автор в произведении затрагивает временные рамки ( прошлое ,настоящее, будущее)
Стилистический уровень(лексика, рифма, синтаксис)
Автор в произведении использует (высокую, низкую) лексику
Автором использована (параллельная, перекрестная, опоясывающая) рифма… Стихотворение написано с использованием…рифмовки… Строфы имеют…рифмовку…
В стихотворении использованы такие синтаксические средства, как…(повторы: анафоры, эпифоры, инверсия, параллелизм, риторические вопросы, восклицания, умолчания)
Используемые предложения построены …
Фонический уровень(размер стиха, звукопись: аллитерация, ассонанс)
…В основе ритмического рисунка – пятистопный хорей…
В основе ритма стихотворения – пятистопный хорей…Размер стихотворения — .
Специальный подбор созвучных гласных (согласных) усиливает впечатление…
Приведу пример имманентного анализа стихотворения Ивана Бунина
«Настанет день — исчезну я…»
Настанет день – исчезну я
А в этой комнате пустой
Всё то же будет: стол, скамья
Да образ древний и простой.
И так же будет залетать
Цветная бабочка в шелку,
Порхать, шуршать и трепетать
По голубому потолку.
И так же будет неба дно
Смотреть в открытое окно,
И море ровной синевой
Манить в простор пустынный свой.
Произведение Ивана Бунина «Настанет день — исчезну я…» принадлежит к философской лирике. Это стихотворение можно рассматривать как размышление автора о жизни и смерти. Бунин хочет донести до читателя мысль о том, что его скоро не станет, а мир будет все так же прекрасен. Стихотворение представляет собой синтез печали и радости, неотвратимости конца и надежды, фатализма и оптимизма.
В произведении возникают образы: комната, стол, скамья, образ, ( то есть предметы интерьера), я, бабочка (то есть живые существа), море, небо, простор (символы вечности).
Интересна метафора «дно неба», используемая автором, она уводит слушателя в космос. Автор использует вроде бы антитезу в использовании двух образов( я – бабочка) , однако это может быть расценено и как уподобление(я словно бабочка). Немаловажную роль играют в тексте эпитеты: пустая комната, пустынный простор, они словно напоминают об одиночестве человека в этом мире.
Автор использует глаголы, содержание которых отражает проблемы, затронутые автором (порхать-жить, веселиться; трепетать- переживать, любить, страдать; шуршать-работать).
Пространство в стихотворении представлено весьма интересно: от описания интерьера к космосу, вечности.
В стихотворении использованы такие синтаксические средства, как инверсия(простор пустынный), что создает впечатление монументальности, торжественности происходящих событий. В основе ритма стихотворения четырехстопный ямб.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастерская для 11 кл.
Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус.
Конспект урока литературы в 7 классе, цель которого является обучение написанию сочинения — анализа лирического произведения.
Данная разработка урока предназначена для учителей русского языка и литературы. Она поможет провести урок по теме «Стихотворение «Бородино»».
Анализ стихотворения «Анчар".
Предлагается последовательность действий ученика при работе над сочинением. Дана инструкция и памятки для самостоятельной работы.
Целью урока является углубление и расширение знаний учащихся о творчестве А.А. Блока, продолжение формирования навыка работы с текстом, умения анализировать и извлекать необходмую информацию.
Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2012/05/25/analiz-stikhotvoreniya-podgotovka-k-ege