- Что значит престольный православный праздник и описание храмового события
- Что означает престольный праздник
- История появления
- Традиции празднования
- Как празднуют в наше время
- Храм Всех Святых в Земле Российской Просиявших
- Официальный приходской сайт п. Советский Советского района Республики Марий Эл
- Престольный праздник
- Престольный праздник
- Престольный праздник храма и главные православные праздники
- Храм и его устройство
- Какой престольный праздник храма?
- Обычаи и традиции престольного праздника
- Православные праздники
- Двунадесятые праздники
- Значение праздников
Что значит престольный православный праздник и описание храмового события
Церковный календарь пестрит разными православными праздниками, которые являются общими для прихожан любых храмов и всех христиан. Но есть особые религиозные события, история которых уходит в период зарождения христианства, они отмечаются только в отдельных храмах. Это престольные годовые праздники. Их с нетерпением ожидают прихожане и гости храма, к ним готовятся самым тщательным образом. Для того чтобы понять значение престольных торжеств, нужно изучить историю их возникновения и традиции празднования таких событий на Руси нашими предками.
Что означает престольный праздник
Храм Божий – это место обитания Святого Духа, где невидимо присутствует сам господь и святые, частички нетленных мощей которых покоятся в этом храме. Самое святое место в каждой церкви – престол или придел. Это особый стол внутри алтаря, на котором священник готовит Святое Причастие. Каждый престол основывается в честь какого-либо святого или праздника Господа Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы. Храм обычно именуется в честь праздника Господнего, Богородичного или имени святого, в честь которого основан престол.
Храмовый праздник отмечают именно в день того святого, в честь кого был основан престол. В одном храме может быть несколько престолов, тогда и храмовых торжеств также будет несколько. В праздновании обычно активно участвуют прихожане храма, а также гости, которые приезжают на торжество.
История появления
История возникновения таких торжеств уходит корнями к незапамятным временам Крещения Руси. Как только князь Владимир окрестил Русь, повсюду начали возводить храмы и праздновать престольные торжества.
Наши предки очень любили престольные праздники, ждали их весь год, тщательно готовились и отмечали с великой радостью. В этот день в церкви обязательно проводилась служба с молебном, после которой нарядно одетые служители церкви и прихожане торжественно обходили всю деревню с крестным ходом, а впереди несли иконы и хоругви. Люди, которым посчастливилось нести святыни, именовались «Богоносцами», в их числе были уважаемые прихожане, которые отличались благочестивой жизнью и помогали церкви.
Традиции празднования
За несколько дней до торжества было принято проводить молебны в домах прихожан. Люди к этому готовились – делали генеральную уборку, во дворе накрывали белой скатертью стол и ставили туда ковш для святой воды. Батюшка при этом освящал не только жилище, но и двор, конюшни, скот и даже огород. Домочадцы особенно радовались этому событию, ведь таким образом на них сходила Божья благодать. Обряд освящения завершался праздничным застольем.
В самом храме торжество также заканчивалось трапезой. После молебна и крестного хода люди дружно садились за столы. Кроме прихожан храма, в этот день принято было накормить всех желающих. Поэтому на праздник сходились люди из соседних сел. Чтобы всем хватило угощенья, во дворе накрывались огромные столы.
Традиция обязательного застолья после праздничного богослужения связана с гостеприимностью крестьян, которые готовы были поделиться своей радостью с любым прохожим. Угощения готовились совместно, всеми жителями деревни, так же вместе люди накрывали столы и угощали многочисленных гостей.
Наш народ любил и самоотверженно поработать, и как следует отдохнуть. Поэтому храмовый день плавно переходил в храмовую неделю, которую отмечали уже по домам. Кутить и гулять могли 7 дней. А потом так же искренне каялись в церкви на исповеди, такая уж особенность русской души.
Гулять в течение целой недели могли только в холодную пору года, когда крестьяне не были обременены полевыми работами.
Торжества часто сопровождались праздничной торговлей, вот где нарасхват уходили пряники, конфеты, орешки, семечки, разные сорта кваса и пива.
Как празднуют в наше время
Сегодня христианские традиции активно возрождаются, наша жизнь также не лишена празднования храмовых дней. Но проходят такие торжества намного скромнее и спокойнее, чем это было сотни лет назад. В день праздника в церкви обязательно проводится торжественное богослужение, которое заканчивается молебном и крестным ходом, но только вокруг храма. По домам прихожан никто уже не ездит, крестные ходы через все поселение также не проводятся.
После службы и крестного хода, в обязательном порядке накрываются праздничные столы, но теперь уже только на территории храма. Угощать трапезой принято всех, кто пришел в этот день в церковь. Так же, как и в былые времена, в этот день полагается накормить нищих и голодных, поэтому на трапезу собирается много людей.
Почетными гостями прихода в этот день считаются прихожане из других церквей, которые вместе со своими священниками приезжают разделить всеобщую радость с братьями и сестрами во Христе. Трапезничать целую неделю, конечно же, не принято. Праздничный обед ограничивается одним приемом пищи. При этом покушать желательно как можно быстрее, чтобы освободить место за столом для других желающих. После трапезы расходятся по домам.
Сейчас формируется еще одна новая традиция, которая повсеместно пока еще не распространена, но практикуют ее в больших городах. Это проведение культурной программы в день торжества: просмотр православных фильмов, выступления фольклорных коллективов и многое другое.
Источник статьи: http://pravoslavy.ru/liturgiya/prestolnyj-prazdnik
Храм Всех Святых в Земле Российской Просиявших
Официальный приходской сайт п. Советский Советского района Республики Марий Эл
Престольный праздник
Каждая церковь имеет свой престольный праздник, то есть каждый престол освящен во имя святого или двунадесятого праздника, и это очень торжественный радостный день для прихожан этой церкви.
В старые времена престольный праздник отмечали широко, с размахом. Накануне, вечером — Всенощная. Как правило, на Всенощную ходили только мужчины, потому что хозяйки продолжали готовиться к празднику. Труд мужчин требовал, может быть, большего напряжения сил, но не требовал постоянного присутствия. Пахота, косьба – не требует постоянного присутствия. Происходила обедня, и после обедни начинался в разных случаях либо Крестный ход, либо обход причта. Когда речь шла о двунадесятых праздниках, о приходских храмовых праздниках, то, как правило, происходил, конечно, Крестный ход. Если же речь шла о празднике какой-то конкретной деревни, то уже крестного хода не проводилось, а причт в сопровождении богоносцев с хоругвями шел в ту деревню, где проводил молебен либо в одном доме, либо несколько молебнов в нескольких домах.
Крестные ходы проводили по-разному. В отдельных местах проводился троекратный крестный ход вокруг храма. Богоносцы несли иконы, хоругви. Крестный ход до источника. Если источник находился достаточно далеко от храма, и тогда для водосвятья священник и весь Крестный ход отправлялся на значительное расстояние. Или — обход всего прихода, когда обходили по границе весь приход. Это могло быть несколько деревень. Нередко в приход входило до 15-20 деревень. После крестного хода устраивалось гуляние в конкретной деревне, утром Крестный ход вставал и шел дальше. Сами гуляния устраивались в разных вариантах. Если гуляние шло в большом волостном, то в этом селе часто устраивалась ярмарка. Если первый день был посвящен строгому культовому освещению праздника, то на второй день открывалась ярмарка, и параллельно шла торговля различными сельскохозяйственными продуктами, утварью, тем, что производили сами крестьяне. Если это был летний праздник, накрывали столы и в складчину устраивали стол крестьяне данной престольной деревни. В последнее время перед революцией и после революции чаще все-таки устраивали домашние празднования, когда несколько семей, или даже одна семья накрывала стол, но к этой семье в гости приезжали родственники из других деревень, нередко приглашали батюшку, дьякона и весь причт и, таким образом, организовывался собственно стол. При этом соблюдалась некая достаточно жесткая схема застолья. Начиналось все, особенно если приходил причт, с освящения стола, а затем пели тропари. Псалмы пелись обязательно. Собственно начало стола было связано с исполнением духовных песен. Это народные духовные песни, не церковные. Молодежь гуляла в полном смысле слова, гуляла по деревне. Она ходила из одного конца деревни в другой по улице, которая считалась в данном случае праздничной. Играли на гармониках. Девушки с юношами ходили под ручку. И на окраине деревни, как правило, танцевали, плясали русского. Совсем маленьких не допускали, то есть тех, кто еще не достиг 14-15 лет.
Еда очень четко зависела, от времени поста потому что в постное зимнее и весеннее время, как правило, на стол накрывали только квашенную капусту, варили уху и пекли пироги с рыбой. Очень ограниченный был стол. Если это было лето или осень, тогда просто с огорода овощи раскладывали. Могли сделать тушеные овощи, свежие овощи. Если говорить о скоромном столе, то, конечно же, пища была обильная и разнообразная. Как правило, 4 перемены блюд делали. Сначала пироги, потом щи или супы какие-то крупяные, но мясные, и на третье “жаркое” так называлось (ударение на первом слоге) – птица жареная, баранина жареная, телятина, свинина. И еще четвертое было. Обязательно сдобу употребляли. И постоянно пили чай. Это особенное. Самовар должен был постоянно кипеть. Разливали чай и снова заливали самовар.
После закрытия церкви престольные праздники сохранялись. Подточила престольные праздники даже не борьба советской власти, потому что закрытие церкви отнюдь не означало отмены престольного праздника, а подкосил отток крестьян, отток молодежи из деревни, то, что уезжали в районные центры, в областные центры, в столицу.
Сейчас другие времена, хотя церковь не гонима, но традиции были подорваны во времена безбожной власти, люди стали другими. Восстанавливать былые традиции, народное благочестие трудно и долго. Но престольные праздники возвратились вместе со Церковью, православный народ полюбил их. Как в далеком прошлом прихожане накануне праздника прибирают храм, готовятся к исповеди и причастию, несут продукты на стол вскладчину. Наш престольный праздник – Всех Святых в Земле Российской Просиявших нынче пришелся на 10 июня. Служба началась в 7-00 с исповеди.. В 7-15 начался водосвятный молебен, все присутствовавшие были окроплены святой водой, в 7-30 – чтение часов. Ближе к 8-00 в народе усилилось некое волнение: ждали приезда митрополита Иошкар-Олинского и Марийского Иоанна. Владыка, как всегда точен, ровно в 8 часов он вступил на дорожку, ведущую к молебному дому и благословил каждого прихожанина на улице и в храме. Вместе с ним приехали певчие городского Троицкого собора во главе с регентом Анной Ярошевич, их пение немало украсило богослужение. Божественную литургию возглавил Высокопреосвященнейший Иоанн, митрополит Йошкар-Олинский и Марийски, ему сослужили благочинный Пригородного округа настоятель прихода Всех Святых в Земле Российкой Просиявших протоиерей Николай Ярошевич, настоятель Покровского храма с.Чкарино, протоиерей Валентин Пылаев, настоятель городского храма Рождества Христова протоиерей Александр Лоскутов. Служба проходила на высоком духовном подъеме, это был настоящий праздник для души, по ее завершении – практически всеобщее причащение Дарами. Состоялся крестный ход вокруг храма. Надо отметить, что люди, глядя на хмурый день за окном, оделись потеплее, выйдя из храма обнаружилось, что во дворе светит солнце и вполне тепло, ( тепло было и во время праздничной трапезы), хотя день был прохладный, ветреный и часто понемногу дождило. Проповедь Его Высокопреосвященства Митрополита Йошкар-Олинского и Марийского Иоанна дошла, думается, до сердца каждого взрослого прихожанина. В своем архипастырском слове митрополит говорил о личной ответственности человека- христианина. Он говорил о том, что наши предки создали Святую Русь: они приняли христианство во всей полноте, их жизнь строилась на соблюдении заповедей Божиих .Наши предки были крепки телесно и духовно.. Они создали Русскую Православную Церковь, сильное Российское государство, своеобразную могучую культуру, основанную на православном вероучении. И все это, практически, было утрачено их потомками. С Конца 20 века вера, по воле Божией, вновь стала открытой, доступной всем. Народ повалил в церковь. Как-то апостол Петр сказал: «Лучше бы вы не крестились…» (2 Петр, 2-23). Многие внешне – христиане, а внутри – те же самые алчные эгоисты. Господь дает нам еще один шанс для устроения гармоничного человеческого общежития на земле, для этого и создан этот мир, даны Заповеди Божии. Но христианство слабеет, разбавляется мирским духом. Люди пытаются приспособить православие к этому миру, чтобы наша вера была служанкой обыденной жизни, чтобы жизнь была удобной и комфортной и никак не хотят принять того, что спасение дается большими телесными и духовными трудами, часто скорбями. Каждый христианин несет ответственность за собственное будущее, будущее семьи, страны, Земли. Это правильные и справедливые слова, нам остается молить Бога дать сил для того , чтобы следовать Божиим заповедям.
Благодарим митрополита Иоанна за его благословение отслужить литургию в день престольного праздника, за радость молитвенного общения.
В 13-00 – начало крестного хода. Около сотни человек, начиная от младенцев до стариков, прошли крестным ходом по окраинным улицам нашего поселка. испрашивая у Господа милости и благодатной поддержки жителям поселка. Мы молимся о ходатайстве святых за нас грешных перед Богом, о твердом стоянии в вере, о добром пастырствовании, о любви между пастырями и пасомыми, о разумении Слова Божия и сути веры. И, конечно, испрашиваем покровительства и ходатайства перед Господом в возведении нашего храма.
Общественная молитва, читаемая во время крестного хода призывает благодать Божию на поселение, в котором живем, на детей, на себя, на соседей, на народ, и на всю страну. Общая молитва усиливает наши просьбы к Господу Богу.
Источник статьи: http://hram-v-sovetskom.cerkov.ru/2018/06/11/prestolnyj-prazdnik/
Престольный праздник
Престольный праздник храма и главные православные праздники
Что означает название «престольный праздник»? Это общее наименование главного для каждого храма праздника. Престольные праздники совпадают с днями памяти святых, двунадесятыми и великим праздниками.
Храм и его устройство
Понятие «храм» означает вместилище Бога, дом Божий — то есть здание. Также в книгах апостольских Посланий и творениях Святых Отцов тело человека именуется храмом Божиим, потому что Божия благодать и Дух Святой пребывают в верующем и благочестивом человеке, приступающем к Таинствам Церкви.
Понятие «Церкви» достаточно широко: это и здание (в этом значении слова церковь и храм — одно и то же!), и собрание всех верующих людей, и региональное собрание православных людей.
Слово «престольный» произошло от наименования главного предмета в храме — святого престола.
Каждый православный храм делится на три части:
Притвор — как бы прихожая, где часто расположена церковная лавка, расписания богослужений и прочее.
Средняя, основная часть.
Алтарная часть: главная часть храма, в которую входит солея — возвышение перед иконостасом, и алтарь, отделенный более или менее высоким иконостасом .
Входить в алтарь могут только священнослужители (архиереи, священники, диаконы) и некоторые церковнослужители. В левой стороне алтаря находится жертвенник, по центру Престол, то есть подножие Бога. Именно на престоле происходит главное Таинство Церкви — Евхаристия.
Сегодня, готовя хлеб и вино, которые во время Таинства станут Телом и Кровью Христовыми, священник берет просфору (маленький круглый пресный хлеб с печатью Креста), вырезает в ней кусочек и говорит: «Помяни, Господи, рабов Твоих (имена)…». Имена берутся из записок, отдельными просфорами поминаются все молящиеся за Литургией и все причастники. Это происходит на «жертвеннике» (небольшом столике) в алтаре слева от престола.
На престоле — квадратном столе с покровом, находящемся — во время Литургии все части просфор становятся Телом Христовым в Чаше Причастия. Так люди получают великую силу и благодать от Бога.
Вот почему каждому человеку нужно иногда бывать на Литургии — подавать записку за себя и близких, причащаться Святых Христовых Тайн — Тела и Крови Господа. Это особенно важно сделать в трудные жизненные моменты, несмотря на нехватку времени. Христос говорил о том, что в Таинстве Евхаристии хлеб и вино будут постоянно чудом преображаться в Его Тело и Кровь, а люди, которые едят (вкушают) их — соединятся с Ним Самим. Церковь благословляет причащаться не реже раза в год: лучше примерно раз в месяц.
Какой престольный праздник храма?
Это одноименный с храмом праздник, то есть если храм назван в честь Воздвижения Креста, святого Пантелеимона или Смоленской иконы Богородицы, то праздноваться престольный праздник будет именно в день этого праздника, памяти иконы или святого по церковному календарю.
Однако в храме может быть несколько приделов, то есть алтарей (обычно это имеет место в больших соборах), и все они будут иметь престолы, соответственно, с разными названиями. То есть, например, предел в честь Покрова, Иверской иконы Богородицы, мученика Федора Стратилата…
Узнать, какой праздник малого придела или самого храма, можно по иконе, следующей за образом Христа, находящегося справа от Царских врат иконостаса.
Обычаи и традиции престольного праздника
Издревле в этот день приходы и общины православных храмов, все прихожане и клирики собираются на общее богослужения — накануне на Всенощное бдение (Всенощную), в сам день на Божественную литургию.
В храме заранее убирается цветами территория и почитаемые церковные иконы.
Зачастую праздничную Литургию праздника посещает правящий архиерей или благочинный (управляющий священник) округа, где находится церковь. Литургия нередко проводится сонмом священнослужителей.
Вне зависимости от числа священников после Литургии совершается крестный ход. Духовенство и церковнослужители, прихожане и гости праздника во главе с архиереем, благочинным или настоятелем обходят храм с хоругвями и иконами. Останавливая крестный ход у каждой из четырех стен храма, священник окропляет верующих святой водой, у алтаря читается Евангелие и поется тропарь праздника. Престольный праздник еще называется «малой Пасхой».
В завершение богослужения часто поется «многолетие» — пожелание «многая лета» всем молящимся. И, конечно, обычай гостеприимства велит пригласить на трапезу — обед с угощением по бюджету прихода.
Православные праздники
Эти дни — словно духовные светлые вехи года. Вспоминая то или иное событие, вознося хвалу Господу и Богородице, мы радуемся любви Божией к людям и вновь смотрим на себя со стороны, стараясь быть достойными этой любви. Верующие стараются исповедаться и причаститься в двунадесятые праздники.
Двунадесятые праздники делятся по содержанию:
Господские (Господние) — восемь праздников,
дни памяти священных событий.
По торжественности богослужения, определяемой Уставом:
— малые,
— средние,
— великие.
По времени и дате празднования:
— неподвижные;
— подвижные.
Отметим, что к двунадесятым праздникам не относится Светлая Пасха Господня. Это «праздников праздник и торжество из торжеств». По сравнениям церковных писаний, двунадесятые дни – словно звезды, Рождество Христово из них можно сравнить с луной, а Святая Пасха – Солнце, без него (без Воскресения Христова) и жизнь невозможна, и звезды меркнут.
В Пасхальную ночь во всех храмах совершаются торжественные крестные ходы, люди стараются прийти на службу хотя бы ненадолго. Есть храмы, в которых Воскресение Христово — Пасха — и престольный праздник, малая Пасха, совпадают.
Двунадесятые праздники
В годовом церковном круге есть двенадцать праздников, называемых «двунадесятыми» (по-церковнославянски двенадцатеричными). Это дни, посвященные важнейшим событиям земной жизни Христа и Пресвятой Богородицы, а также важнейшим историческим событиям Церкви.
Традиции их празднования складывались веками, и сегодня они празднуются во всем мире, причем, благодаря своей распространенности, охватывают даже жизнь не религиозных людей. Это церковная проповедь, слава имени Христа, которая идет и за церковной оградой.
Первый двунадесятый праздник — 21 сентября, Рождество Пресвятой Богородицы, то есть Ее день рождения. Икона Рождества Пресвятой Богородицы показывает нам этот важнейший исторический эпизод: святая Анна лежит на одре (кровати) в красных одеждах, рядом святой Иоаким и кормилица, моющая маленькую Деву Марию. Сведения о зачатии и рождении Богородицы находятся в памятниках Священного предания, Евангелиях-апокрифах. Это исторические, но не священные книги: они не вошли в канон Церкви, но часть из них благословлена и используется. Таким является и протоевангелие от Иакова, где содержатся сведения о рождении Богородицы.
Богоотцы Иоаким и Анна вели праведную и тихую жизнь, молились о детях, но не имели их до старости. Люди презирали и укоряли их, пытались рассорить и развести, но святые не роптали, полагаясь на волю Божию и не забывая молиться Ему, надеясь родить детей, несмотря на старость. Перед самым зачатием Богородицы святым пришлось перенести страшное испытание всенародного унижения. Во время большого праздника святой Иоаким по обычаю принес дары в Иерусалимский храм, и первосвященник Рувим, не взял дары Богу из рук Иоакима, обличив его при всех в скрытии грехов, которые будто бы служили причиной бездетности. Святой Иоаким вынужден был со стыдом, в горе уйти из храма, считая себя недостойным, грешным и изгнанным по воле Божией. Однако Господень промысл был в другом: Бог словно в последний раз испытал праведника и направил его путь в пустыню. Здесь в одиночестве святой Иоаким провел несколько дней — также и Анна, ожидая и беспокоясь за него дома, — оба они постились, чтобы показать Богу свою любовь к Нему, молились друг о друге и о рождении ребенка.
И именно в таком душевном волнении, на грани отчаяния, им обоим явился Ангел — по преданию, это был Архангел Гавриил — и сообщил о будущем рождении ребенка, Дочери, которая сможет обрадовать весь людской род. Неизвестно, сказал ли Архангел им, что Дева Мария родит Сына Божьего — но и такой вести было достаточно для их огромного счастья после долгих лет молитв, насмешек людей и переживаний. Они знали, что рождение их ребенка — чудо Божие.
В этот день особо молятся о даровании детей Матери Божией и Ее родителям.
14 сентября – Воздвижение Креста Господня. После земной жизни Христа и Его Крестной смерти само орудие Его казни — но и оружие человеческого избавления от грехов, Святой Господень Крест был утерян. Известно, что в первые века по Рождении Христовом — их еще называют первохристианскими временами — многие тысячи людей отдали свою жизнь за Христа, отказавшись отречься от него, и стали мучениками. Дело в том, что императоры Рима в то время исповедовали язычество, а главное — в сонме языческих богов обязательно находился и сам император. Но однажды, услышав проповедь учеников Христа, крестилась мать императора Константина Первого — царица Елена. Она воспитала своего царственного сына честным и праведным человеком. После Крещения Елена захотела найти Крест, на котором был распят Господь Иисус Христос и который был зарыт на горе Голгофе. Она понимала, что Крест объединит христиан, станет первой великой святыней христианства. Со временем и Константин Великий принял христианство.
Крест Христов был найден в 326 году царицей Еленой, искавшей его вместе со священниками и епископами, в числе других крестов — орудий казни — на горе Голгофе, где Господь был распят. Как только Крест был поднят из-под земли, воскрес умерший, которого проносили мимо в похоронной процессии: поэтому Крест Христов сразу стали называть Животворящим. Именно с таким большим крестом и изображается на иконах царица Елена. На протяжении своей дальнейшей жизни она помогала императору Константину в распространении и проповеди христианства по всей Римской империи: воздвигала храмы, помогала нуждающимся, рассказывала об учении Христа.
В этот день особо молятся об избавлении от опасностей, трудностей и горя.
14 октября — Покров Пресвятой Богородицы. С древности его связывают с народной приметой: переходом осени на зиму. Чаще всего в большинстве областей России в этот день выпадает первый снег. В народе говорят, что Богородица Покров расстилает над землей, укрывает ее снегом. Но, конечно, праздник этот установлен в честь другого события: чуда, произошедшего в Византии много веков назад. И сегодня православные христиане с любовью вспоминают его.
Праздник установлен по чуду Х века. Это было тяжелое время для Византии: Константинополь, столица империи, был взят в кольцо язычниками-варварами. Большинство горожан, полагая, что они на пороге страшной смерти, пришли помолиться Заступнице рода человеческого, Богородице, под своды одного из столичных храмов — здесь находилась великая святыня, часть Ее одеяния.
Пришел сюда и юродивый Андрей, известный в Константинополе своей праведной жизнью. Изображая безумие ради Бога, живя на улицах, питаясь подаянием и непрестанно молясь Богу, он удостоился видеть многие чудеса Божии. Молясь в храме, святой Андрей вместе с Епифанием, его учеником, увидели, что стены храма как бы раздвинулись и над молящимися явилась Пресвятая Богородица. Она сошла с небес, опустилась перед Царскими вратами на колени и молилась Сыну Своему о спасении несчастных людей. Ее окружали Силы Небесные и все святые, в руках же она держала омофор (покрывало, часть верхней одежды) и словно накрывала им молящихся константинопольцев. Святой Андрей и его ученик вместе увидели это чудесное явление и ужаснулись, не в ночном видении, но воочию увидев давно отошедшую на Небеса Божию Матерь, стоящую, как живая, над ними.
Сразу же после богослужения они поведали константинопольцам о видении. Обнадеженные, горожане с твердой верой в спасение разошлись по домам и местам службы. И почти сразу враги-язычники без единого сражения отступили от столицы. Интересно, что праздник празднует только Русская Православная Церковь, а вот в Греции его не празднуют.
Праздник Покрова издавна открывал время свадеб: старались пожениться в тихое время, когда урожай уже собран, а Рождественский пост еще не начался (в постное время Таинство Венчания не совершается). Возможно, неженатые люди всегда чувствовали себя в это время особенно одиноко: вот почему принято молиться, посещая храм на богослужении в Покров, ставить свечку с особым прошением о вступлении в брак, заказывать молебны, читать акафист.
4 декабря – Введение во храм Пресвятой Богородицы. Праведники Иоаким и Анна, благодарные Богу о рождении дочери и избавлении от бесплодия, решили посвятить дочь Богу и в трехлетнем возрасте повели Ее, чтобы оставить воспитываться при Иерусалимском храме. Они оторвали Ее от своего дома, но решили возблагодарить Бога за подарок и утешение. Тогда и случилось с Девочкой Марией новое чудо: малышка трех лет сама взошла по длинной лестнице до храма, где первосвященник, ведомый Духом Святым, ввел Ее в святая Святых — таинственное место алтаря, куда не всегда могли входить и сами священники. Так Господь указал, что Мария чиста и избрана Им.
Вспоминая Введение, люди просят у Господа избавления от грехов, чистоты у Пресвятой Богородицы.
7 января – Рождество Христово. В эту дату празднуется день рождения Самого Господа Иисуса Христа. Евангелие повествует, что из-за переписи населения Иосиф-Оброчник и Пресвятая Богородица были вынуждены прийти в Вифлеем, на родину Иосифа. Из-за простой бытовой детали — переполнения гостиниц для бедных, на дорогие комнаты денег уже не было — они вынуждены были укрыться в пещере вместе со скота, с домашними животными. Здесь Дева Мария родила Сына Божьего и положила его в ясли, в солому. Сюда пришли призванные Ангелами простые пастухи, чтобы поклониться Младенцу, и ведомые Вифлеемской звездой мудрые волхвы.
Исторически засвидетельствовано, что во время Рождения Господа Иисуса Христа на небе была некая новая звезда, небесное явление — возможно, комета. Однако она зажглась на небе как знак пришествия в земную жизнь Мессии, Христа-Спасителя. Вифлеемская звезда, по Евангелию, указала дорогу волхвам, пришедшим благодаря ей поклонится Сыну Божьему и принести свои дары Ему.
В Рождество просят Господа о даровании и воспитании детей, вспоминают о простоте Рождения Богомладенца и стараются делать добрые дела во время Святок — недели между Рождеством Христовым и Крещением.
19 января – Богоявление, или Крещение Господне. На берегу реки Иордан накануне одного из иудейских праздников, во время которого совершались обрядовые омовения, Иоанн Предтеча начал свое пророческое служение словами о том, что перед омовением водой нужно омыться от грехов. Сам Иоанн Креститель крестил людей символически — ведь Господь Иисус еще не взошел на Крест и не основал Церковь — но призывал в таком крещении очиститься от грехов благодатью Божией. После Крещения Господа Иисуса Христа в Иордане начался земной путь проповеди Христа.
В этот день освящается Великим чином святая вода, молятся Господу об очищении и освящении жилищ и сердец.
15 февраля – Сретение Господне. Когда Младенца Христа принесли в Иерусалимский храм, Богоматери и Иосифу навстречу вышел старец Симеон. Он был одним из 70 переводчиков Библии, в свое время усомнившимся в возможности рождения Сына Божьего от Девы. Бог сказал Симеону, что тот не умрет, пока не увидит родившегося Христа. И вот этот момент настал, и старец, поняв по благодати Божией, Кто перед ним, протянул руки, чтобы взять Богомладенца. Так встретились Ветхий и Новый Завет Бога и человека.
Интересно, что кроме иконы Сретения в этот день почитают образ Богоматери «Взыграние Младенца», перед которым молятся о зачатии и благополучном рождении детей. На руках Божией Матери изображен Младенец Христос в необычной позе. Она легко касается Сына Божьего своей щекой, а Он в порыве радости тянет ручки к Лицу Матери, касаясь его и резко закидывая голову назад. Христос был грудным Малышом и, конечно, Он не хотел идти на руки к незнакомому старику Симеону — поэтому и потянулся обратно к Маме. Богословы трактуют эту икону как человеческую сторону Господа, то есть являющую Его естественные для человека чувства и инстинкты.
7 апреля – Благовещение Пресвятой Богородицы. В этот знаменательный для всего человечества день Архангел Гавриил сообщил Деве Материи Благую весть — новость о том, что Она станет Матерью Сына Божьего. На иконе Благовещения изображены Архангел вместе с Девой Марией. Рука Архангела поднята в благословляющем жесте, а Богородица склоняет перед ним, точнее, перед волей Божией, которую он возвещает, Свою голову. В руке Архангел также держит лилию — символ чистоты Богородицы, пальмовую ветвь — символ доброй вести или дорожный посох — символ его странствий по небу и земле.
Воскресение перед Пасхой – Вербное воскресенье, Вход Господень в Иерусалим. Праздник называется переходящим, поскольку и праздник Пасхи в христианстве переходит в зависимости от фаз луны (во время земной жизни Христа время исчислялось по новолуниям). Господь входит в Иерусалим, где Его ждут жители для мирского воцарения, желая поддержать Его как военачальника в борьбе против Римского господства. Но Он въезжает в город кротко, на ослике. Люди приветствуют его криками: «Осанна» и пальмовыми ветвями — но те же люди через пять ней будут кричать «Распни Его!» — потому что Иисус Христос не оправдал их надежд как мирскую силу. Поэтому этот праздник грустен. Все верующие в славянских странах приходят в храмы с вербными ветвями — это первое дерево, которое начинает выпускать почки ранней весной, — а в южных странах люди приходят в храмы с цветами и теми же пальмовыми ветвями. Они означают, что православные люди поистине приветствуют Христа как Небесного Царя, но и напоминают нам, чтобы мы молились о своих духовных победах, а не мирским успехе.
Через 40 дней после Пасхи, в четверг празднуется очередной переходящий праздник – Вознесение Господне. В Священной истории число 40 — срок исполнения подвига (например, 40-дневный пост). И после Воскресения Господь завершил Свое пребывание на Земле на 40-й день. Апостолы после Воскресения они уверовали в Божественную волю о Распятии, смерти и Царствии Господа, поняли это до конца. При Вознесении Господнем апостолы получили от Господа благословление идти и научить Евангелию все народы, крестя их во имя Святой Троицы: Бога Отца — Саваофа, Бога Сына — Иисуса Христа, и Святого Духа — невидимого Господа, зримо пребывающего в человеческой истории только в виде огня, дыма или голубя.
На 50-й день после Пасхи, в воскресенье празднуется Пятидесятница – День Святой Троицы. Исторически в этот день Святой Дух снизошел на апостолов и Богоматерь, пребывавших в Сионской горнице — месте Тайной Вечери — в Пятидесятницу, то есть в память о Воскресении Христовом совершавшими трапезу в пятидесятый день после него. Богословски смысл праздника — явление силы Святой Троицы.
После Сошествия на них Святого Духа, апостолы просветились Божественным знанием. В них говорил Сам Бог, они мгновенно заговорили на всех языках мира: Господь подал им этот дар для проповеди Евангелия по всему свету. Все ученики Христа вместе с Богоматерью по жребию получили направления и места, где должны были обращать людей в христианство, крестя их.
19 августа – Преображение Господне, Яблочный Спас.
Праздник отмечается в соответствии со словом Евангелия, где подробно описано это великое событие. Христос взошел на гору Фавор (которая и поныне существует в Израиле) и перед тремя ближайшими учениками — апостолами Петром, Иаковом и Иоанном — явил Свою Божественную природу, показавшуюся зримо тем, что одежды Господа сделались ослепительно белыми, источающими свет — евангелист сравнивает их с сияющим под солнцем снегом. Неземным светом просиял и Его лик. Рядом со Христом явились давно умершие пророки Моисей и Илия, и Господь начал беседовать с ними. Апостолы же были в изумлении, говоря современным языком — в шоке от увиденного.
Молятся в праздник Преображения Господня, обращаясь ко Господу о просвещении каждого человека Светом Христовой Истины, направлении его на верный путь. Каждый из нас идет по жизненному пути в определенном направлении, ежедневно и даже ежеминутно делая свой выбор: на какую работу пойти, на ком жениться, когда рожать детей… Необходимо просить Господа о том, чтобы Он подсказал верный выбор нашему сердцу, правильный путь нашей душе. Об этом будет свидетельствовать внутренний покой, радость о сделанном выборе.
Праздник Преображения называют еще Яблочным Спасом — в этот день православные христиане приносят в храмы часть нового урожая, прося Господа благословить и умножить плоды земли. Конечно, особенно важен этот праздник был до революции, когда большинство населения составляли работающие на земле крестьяне. Широко празднуется он и сегодня в православных странах с развитой аграрной культурой.
28 августа – Успение Божией Матери, праздник, завершающий календарь двунадесятых праздников. Это символический праздник, поскольку на дату в канонических текстах указания нет, преставления ко Господу Богородицы. Архангел Гавриил же возвестил Божией Матери о конце Ее жизни, блаженном Успении и приходе Ее Божественного Сына за душой Богородицы. Чудесно, со всех концов земли были собраны в Иерусалим апостолы к смертному одру Богородицы, а на следующий день после явления Господа, взявшего на руки Ее душу, тело Матери Господа исчезло. Дева Мария прожила на Земле 72 года.
Значение праздников
Эти дни — словно духовные светлые вехи года. Вспоминая то или иное событие, вознося хвалу Господу и Богородице, мы радуемся любви Божией к людям и вновь смотрим на себя со стороны, стараясь быть достойными этой любви. Верующие стараются исповедаться и причаститься в престольные и двунадесятые праздники, дни памяти почитаемых и любимых святых.
Да хранит вас Господь молитвами Богородицы и всех святых!
Источник статьи: http://www.o-vere.ru/prestolnij-prazdnik.html