- Обычаи и праздники вайнахов
- Чеченцы и ингуши – коренные жители Кавказа, о них упоминают древнейшие летописи. Чеченцы называют свой народ «нохчий», ингуши – «галгаи». Языки, обычаи и традиции этих народов очень близки, и не случайно у них есть и общее самоназвание – «вайнахи». Ингушский и чеченский языки относятся к нахско-дагестанской языковой семье. В XVIII–ХIX вв. вайнахи приняли ислам. Верующие чеченцы и ингуши – мусульмане-сунниты, но до недавнего времени эти народы соблюдали и те обычаи, которые сохранились со времен язычества.
- Новый год
- Праздник Тушоли
- Праздник выхода плуга
- Карлаг
- Родной очаг
- Чеченские праздники
- 26 марта (последнее воскресенье первого месяца весны) – Праздник богини Тушоли в Чечне
- 16 апреля — День Мира в Чечне
- 22 мая – 22 июня (один из дней в среду) – Праздник громовержца Села в Чечне
- 27 мая — Рамадан
- 26 июня – Ураза – Байрам (Орозо Айт у кыргызов, Ид аль-Фитр) — Праздник разговения
- 1 сентября — Праздник жертвоприношения (Курбан-Байрам, Курман Айт или Ид аль-Адха – у крыгызов)
- 17 сентября (третье воскресенье сентября) – День чеченской женщины
- Как празднуют праздники чеченцы
Обычаи и праздники вайнахов
Чеченцы и ингуши – коренные жители Кавказа, о них упоминают древнейшие летописи. Чеченцы называют свой народ «нохчий», ингуши – «галгаи». Языки, обычаи и традиции этих народов очень близки, и не случайно у них есть и общее самоназвание – «вайнахи». Ингушский и чеченский языки относятся к нахско-дагестанской языковой семье. В XVIII–ХIX вв. вайнахи приняли ислам. Верующие чеченцы и ингуши – мусульмане-сунниты, но до недавнего времени эти народы соблюдали и те обычаи, которые сохранились со времен язычества.
Новый год
Новый год чеченцы называли «Кер ла шо», ингуши – «Ноджой». Если Новый год приходился на понедельник – это считалось счастливым предзнаменованием. К этому дню готовили обильное угощение: резали скотину, пекли всевозможные пироги и хлебы – треугольные, круглые, квадратные (для своей семьи, для гостя, для жреца), готовили напитки из хлебных злаков – пиво, брагу. Считалось – чем богаче стол, тем изобильнее будет год.
В новогоднюю ночь после заката солнца детей из дома не выпускали – верили, что нечистая сила особенно опасна в это время. Для защиты от неё в домах и хлевах раскладывали железные предметы, колючие ветки шиповника.
Перед Новым годом в очаге зажигали новый огонь и на нём готовили праздничное угощение. На очаг клали специально заготовленное дубовое «новогоднее бревно», такое длинное, что оно не помещалось внутри дома. Чтобы оградить себя в наступающем году от бед и болезней, и взрослые, и дети перепрыгивали через новогоднее бревно. Когда оно сгорало настолько, что можно было наконец прикрыть дверь, все шли в этот дом с поздравлениями и хозяин устраивал для гостей угощение.
Вечером накануне праздника хозяйка клала в огонь вареник, говоря: «Пусть огонь будет навеки сохранён». Три вареника клали в стенные ниши и утром проверяли: если их погрызли мыши – можно было ожидать хорошего урожая. Утром полагалось встать как можно раньше, будили даже грудных детей. Первым делом все должны были посмотреть на деньги – чтобы они водились круглый год; пересыпали из чаши в чашу зерно – чтобы хлеба было вдоволь.
Праздник Тушоли
Тушоли – богиня весны и плодородия, её почитали все вайнахи. Тушоли изображали в виде деревянного идола. Праздник в её честь устраивали весной – он совпадал с выгоном скота на летние пастбища и с прилетом удода – священной для вайнахов птицы, вестницы весны. По-чеченски удод называется «курица Тушоли», убийство удода считалось большим грехом. Жрец накануне праздника приносил в святилище идол богини и священное знамя, на древке которого было три колокольчика и изображение головы барана. Жрец объявлял собравшимся, в каком настроении находится Тушоли – весела она или хмурится, и в том случае, если она сердилась, люди шли на поля и вытаптывали часть посевов, чтобы умилостивить богиню.
Праздник выхода плуга
День весеннего равноденствия – 22 мая – отмечали как день обновления человека и природы. Особое внимание уделяли выбору пахаря – он должен был иметь легкую руку, быть среднего роста и сильно волосатым – всё это предвещало хороший рост хлебов, обильный урожай. Волам, участвовавшим в пахоте, рога и шею смазывали маслом, на рога и хвост привязывали красные ленточки, на правый рог вешали калач. Сев сопровождался магическими действиями: семена пропускали через шкуру ласки, бросали в них обереги – уголёк, металлические предметы, запахивали в борозду треугольные хлебцы с изображением креста.
Карлаг
В Чечне и Ингушетии нередко можно увидеть на обочинах дорог высокие кучи камней, щепок, земли. Каждый проходящий мимо обязательно бросит туда с проклятием и свой камень. Это карлаги, знаки того, что здесь когда-то было совершено преступление или антиобщественный поступок: обидели вдову или сироту, убили путника, испортили дорогу, загрязнили водный источник, срубили грушевое дерево. Не всегда имя преступника становится известным, но народ верит, что если все общество осудит кого-то, пусть даже не зная имени, то Божья кара обязательно настигнет человека и его потомков. Дети, видя карлаги и слыша истории об их появлении, твердо усваивают истину, как надо себя вести, чтобы не заслужить проклятие своих сородичей.
Родной очаг
Родной дом, родной очаг – святыня для вайнахов. Очаг со всем относящимся к нему – огнем, золой, сажей, цепью и котлом – пользовался в доме особым почитанием. Перед едой в огонь (особенно по праздникам) бросали, молясь о благополучии семьи, куски пищи. Вечером хозяйка прикрывала угли золой, чтобы жар сохранился до утра, приговаривая: «Дай Бог огню никогда не угасать». Кража, совершенная вблизи от очага, наказывалась намного строже, чем похищение той же вещи, лежавшей в другой части дома. Вокруг очага обводили невесту, когда она прощалась с родным домом; убийца, успевший схватиться за надочажную цепь в доме убитого им человека, был избавлен от кровной мести. Даже старую, ненужную цепь никогда не выбрасывали.
Источник статьи: http://www.filipoc.ru/rodina/obyichai-i-prazdniki-vaynahov
Чеченские праздники
Новруз (перс . « н овый день»), а также Международный день Новруз (21 марта) — первый день начала весны, соответствующий дню Ормазд месяца Фарвардин по астрономическому солнечному календарю у иранских народов, тюрских народов и ряда народов Евразии. Само слово « Навруз » переводится как «новый день». В некоторых представлениях о Наврузе у курдского народа слово происходит от словосочетания пол — Niw и день — roj . Стоит также отметить, что эта версия появилась совсем недавно и востоковеды, курдоведы и лингвисты находят прямые доказательства этой теории происхождения праздника. Вообще же Навруз – это равенство дня и ночи; начало сезона роста и процветания.
С глубокой древности чеченцы приурочивали начало сельскохозяйственного года ко дню весеннего равноденствия — 22 марта. Этот день был важным весенним праздником. В ходе подготовки к нему в хозяйстве наводили особую чистоту. Женщины все тщательно чистили, мыли, белили дом изнутри и снаружи, убирали во дворах. Всю бронзовую и медную посуду натирали до блеска и выставляли во двор, считая, что красный цвет меди призывает солнце. В сам праздничный день все, включая грудных детей, поднимались до рассвета и выходили во двор, навстречу восходящему солнцу.
Выходной день. Все жители Чеченской Республики отмечают День Конституции. Массовые гуляния планируются по всем районам республики. В Грозном, на главной площади им. Ахмада Кадырова, выступают звезды чеченской эстрады, лидеры молодежных организаций, общественно-политические деятели.
Праздник выхода плуга проходил в четвертый день Праздника весны (22 марта – День весеннего равноденствия).
Он отмечался в течение двух дней. Первый день был посвящен ритуальной вспашке поля и севу. Традиционный порядок этого дня: запрягание волов, проводы пахаря, проведение ритуальной борозды, сева, общественная трапеза, увеселительная часть.
26 марта (последнее воскресенье первого месяца весны) – Праздник богини Тушоли в Чечне
Культ богини Тушоли был распространен в глубокой древности. Тушоли — богиня весны, плодородия и деторождения. Праздник в честь богини проходил в последнее воскресенье первого месяца весны . К этому дню прилетала главная вестница весны — птица удод. Чеченцы называли ее «курица Тушоли » и почитали как священную птицу. Ее нельзя было убить, разве только с разрешения жреца в лечебных целях. Хорошей приметой считалось, если удод совьет гнездо на чердаке или где-либо во дворе.
16 апреля — День Мира в Чечне
По указу Президента Чеченской Республики Рамзана Кадырова (от 16. 04. 2009) каждый год Чеченская Республика отмечает День Мира. Праздник приурочен к отмене режима контр-террористической операции в Чечне. Этот день объявлен всеобщим выходным в республике. Во всех крупных городах проводят массовые гуляния, конкурсы, готовят угощения.
22 мая – 22 июня (один из дней в среду) – Праздник громовержца Села в Чечне
По старинной доисламской народной чеченской легенде, при сотворении мира огонь был только в одном очаге, и хозяином этого очага являлся бог С e ла . Однажды вор пробрался к нему, чтобы украсть огонь. Разозлившись, С e ла бросил в него головешку, угольки от которой упали на землю. И если бы не эти угольки, земля осталась бы навечно холодной.
27 мая — Рамадан
Отмечается в Азербайджане, Дагестане, Чеченской Республике, Кыргызстане и др. странах . Священный месяц Рамазан определен для мусульман во втором году хиджры (622-й год) и призван научить людей любить принципы Аллаха, дать им возможность проявить свои волевые качества, терпимость, быть бдительным, добросовестными. В этот месяц мусульмане соблюдают пост — оруджлуг . История оруджлуг начинается со второго года хиджры, когда в городе Медина пророк Мухаммед установил для мусульман месяц Рамазан. Именно в один из последних 10 ночей месяца Рамазан Аллах подарил мусульманам Коран. Говорится, что случилось это событие в ночь с 23-го на 24-е, или же в ночь с 26-го на 27-е. Эта ночь именуется « лайлат ал-Кадр » — сильная и могущественная ночь. В Коране об этой ночи говорится следующее: «Мы в эту ночь действительно подарили силу, могущество, эта ночь сильнее тысячи месяцев, ангелы спустились на землю и ждут приказа Аллаха, в эту ночь до рассвета мир». Во время поста оруджлуг не разрешается в светлое время дня есть, курить, исполнять супружеские обязанности и др. От этого свободны только дети, больные, беременные, сражающиеся на фронте, путники (путешественники). Оруджлуг наступает с появлением нового Месяца (Луны) и продолжается 29-30 суток.
26 июня – Ураза – Байрам (Орозо Айт у кыргызов, Ид аль-Фитр) — Праздник разговения
Священный праздник мусульман. Отмечается в Азербайджане, Кыргызстане, Чеченской Республике, Таджикистане, Узбекистане, Дагестанской Республике и др.
Любой мусульманский праздник начинается с праздничной молитвы — Ид. Эта молитва выполняется в мечети, после которой мужчины поздравляют друг друга с окончанием месяца Рамадан и расходятся, чтобы так же поздравить всех своих родственников и близких. Эта часть праздника у всех мусульман похожа.
1 сентября — Праздник жертвоприношения (Курбан-Байрам, Курман Айт или Ид аль-Адха – у крыгызов)
Исламский праздник окончания хаджа ( Ид аль-Адха ; азерб. Qurban Bayramı ), отмечаемый через 70 дней после праздника Ураза байрам, в 10 день месяца Зуль-хиджа в память жертвоприношения пророка Ибрахима . Мусульманский календарь состоит из 12 лунных месяцев и содержит около 354 дней, что на 10 или 11 дней меньше солнечного года. По этой причине дни мусульманских религиозных праздников каждый год сдвигаются относительно григорианского календаря. Отмечается в Азербайджане, Кыргызстане, Чеченской Республике, Таджикистане, Узбекистане, Дагестанской Республике и др.
17 сентября (третье воскресенье сентября) – День чеченской женщины
Этот праздник учредил Президент Чеченской Республики Рамзан Кадыров еще в 2009 году как дань всем чеченским женщинам, которые вынесли на своих плачах все тяготы и лишения прошлых столетий. В этот день города и райцентры республики будут восхвалять имена скромных, добродушных чеченских женщин. Пройдут народные гуляния, на площадях выступят коллективы художественной самодеятельности, звезды чеченской эстрады. В школах проведут выставки подделок, а также утренники в честь матерей и сестер.
Источник статьи: http://inter.pskovlib.ru/info/etnomir2017/CHECHENS.HTM
Как празднуют праздники чеченцы
История Чечни запись закреплена
Государственные праздники Чеченской Республики Ичкерия
Чеченская Республика Ичкерия (столица — город Джохар) имеет почти все атрибуты независимого государства, к которым относятся: президент, парламент, правительство, армия, суд, гимн, флаг, герб (для полной независимости нужны ещё собственные паспорта и национальная валюта, введение которых, к сожалению, возможно лишь в случае признания чеченского государства мировым сообществом в лице ООН).
Как и любое суверенное государство, Чеченская Республика Ичкерия имеет также свои национальные праздники, которые широко отмечаются в народе (и это, несмотря на непрерывные военные действия между российской оккупационной армией и силами Чеченского Сопротивления, не прекращающиеся на территории республики с лета 1999 года). О них-то и пойдёт речь в нашем дальнейшем разговоре.
Как известно, в июне 1999 года Кабинет министров ЧРИ утвердил постановление «О праздничных и выходных датах», согласно которому праздничными выходными днями на территории Чеченской Республики Ичкерия были объявлены следующие памятные и знаменательные даты в истории чеченского народа:
1-2 января — Толаман денош (Дни Победы)
В ночь с 31 декабря 1994 года на 1 января 1995 года российские войска по приказу министра обороны РФ Павла Грачёва предприняли мощный штурм с целью захвата чеченской столицы — города Грозного, который завершился сокрушительным разгромом элитных частей российской армии (например, в районе железнодорожного вокзала полностью полегла 131-я ордена Кутузова Майкопская мотострелковая дивизия). А 31 декабря 1996 года состоялся вывод всех российских оккупационных войск из Чечни (таким образом, по состоянию на 1 января 1997 года, на территории ЧРИ не было ни одного чужеземного солдата). Эти памятные события и послужили поводом для объявления 1-2 января Днями Победы (тем более что в эти дни на постсоветском пространстве, в том числе и в России, широко отмечается так называемый «Новый год», который приходится на Христово Рождество по православному календарю).
23 февраля — День возрождения чеченской нации
23 февраля 1944 года началась крупномасштабная операция советских спецслужб и армейских подразделений под кодовым названием «Чечевица» по выселению всех вайнахов (чеченцев и ингушей) в Среднюю Азию и Сибирь с упразднением национальной автономии (ЧИАССР). 23 февраля 1994 года, во время траурной церемонии в связи с 50-летием тотальной депортации, по инициативе первого президента ЧРИ Джохара Дудаева было решено раз и навсегда распрощаться с трауром по этому случаю, а день депортации вайнахов переименовать в День возрождения чеченской нации. 26 февраля 2004 года Парламент Европейского Союза принял Декларацию, в которой официально признал сталинско-бериевскую депортацию чеченского народа актом геноцида.
8 марта — День весны и матери
В советские времена ежегодно 8 марта отмечался один из самых культовых коммунистических праздников — так называемый «международный женский день», учреждённый по инициативе немецкой коммунистки Клары Цеткин. После распада СССР и разрушения социалистического лагеря этот праздник стал собственностью стран СНГ. Власти ЧРИ тоже решили сохранить его, переименовав в День весны и матери.
12 марта — День Конституции ЧРИ
12 марта 1992 года Парламент ЧР (ЧРИ) первого созыва принял историческое постановление «О порядке вступления в силу Конституции Чеченской Республики». Согласно этому постановлению день принятия первой Конституции чеченского государства был объявлен национальным праздником чеченского народа. В последующем в текст Конституции ЧРИ Законами Парламента ЧРИ от 11 ноября 1996 года и 3 февраля 1997 года были внесены некоторые изменения и дополнения, связанные с изменением военно-политической ситуации в республике после окончания Первой русско-чеченской войны (РЧВ).
21 апреля — ГIазотан де (День поминовения шахидов)
21 апреля 1996 года, в результате подлого террористического акта, организованного российскими спецслужбами по прямому указанию президента РФ Бориса Ельцина, во время телефонного разговора по спутниковой связи с депутатом Госдумы Константином Боровым на предмет будущих переговоров о приостановлении боевых действий на территории Ичкерии, специальной ракетой, выпущенной из стратегического бомбардировщика ВС РФ, в окрестностях села Гехи-Чу Урус-Мартановского района был убит Президент и Верховный главнокомандующий ЧРИ Джохар Дудаев. С тех пор день гибели первого чеченского президента отмечается в республике как День поминовения всех шахидов, сложивших головы во время священной войны (газавата) с российскими оккупантами и их прихвостнями (кафирами и мунафиками).
12 мая — День окончания войны между РФ и ЧРИ
12 мая 1997 года Президент РФ Б.Н.Ельцин и Президент ЧРИ А.А.Масхадов подписали в московском Кремле Договор о мире и принципах взаимоотношений между Российской Федерацией и Чеченской Республикой Ичкерия, по которому Россия де-факто признала независимость Ичкерии. В тот же день Председатель Правительства РФ В.С.Черномырдин и Премьер-министр ЧРИ А.А.Масхадов подписали Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Чеченской Республикой Ичкерия. В связи с этим 12 мая было объявлено Днём окончания войны между Россией и Чечнёй. Но Договор о мире был в одностороннем порядке нарушен российской стороной, которая летом 1999 года развязала очередную агрессивную войну против Чеченского государства (и это, несмотря на то, что в первом пункте этого Договора было написано: «Навсегда отказаться от применения и угрозы применения силы при решении любых спорных вопросов»).
21 мая — День возрождения Кавказа
21 мая 1918 года была провозглашена независимость Северного Кавказа, в состав которого входили области и провинции Дагестана, Терека, Ставрополя, Кубани из бывшей Российской империи, расположенные между Чёрным и Каспийским морями (Чечня во времена царской России была насильственно включена в Терскую область). Первый пункт Декларации об объявлении независимости горских народов Северного Кавказа гласил: «Союз горцев Кавказа решает отделиться от России и образовать независимое государство». Новое государство на Кавказе, которое получило название Горская Республика (председатель правительства — чеченский предприниматель Абдул-Межид (Тапа) Чермоев, председатель парламента — ингушский адвокат Висан-Гирей Джабагиев), было признано только Турцией и Германией, являющимися союзницами в Первой мировой войне, и просуществовало всего лишь 2 года.
6 августа — День операции «Джихад»
6 августа 1996 года силами Вооружённых Сил и Народного ополчения ЧРИ была проведена крупномасштабная военно-политическая операция под кодовым названием «Джихад» по освобождению города Грозного и остальной территории республики от российских оккупантов и агрессоров, которая завершилась полной победой чеченской стороны и подписанием исторических Хасавюртовских соглашений о приостановке боевых действий между противоборствующими сторонами и поэтапном выводе российских войск из Чечни.
6 сентября — День независимости ЧРИ
6 августа 1991 года, под давлением саморганизовавшегося народа, состоялся роспуск прокоммунистического Верховного Совета Чечено-Ингушской Республики во главе с первым секретарём рескома КПСС Доку Завгаевым, который предал национальные интересы чеченского народа в деле восстановления государственного суверенитета, и власть в Грозном перешла в руки Исполкома Общенационального Конгресса Чеченского Народа (ОКЧН) во главе с генералом Джохаром Дудаевым.
31 декабря — День окончательного вывода российских войск из ЧРИ
31 декабря 1996 года состоялся полный вывод российских оккупационных войск с территории суверенной ЧРИ, который стал результатом краха силового варианта решения политического кризиса между РФ-Россией и ЧР-Ичкерией, вошедшего в историю под названием Первая русско-чеченская война (1994-1996 гг.). К сожалению, этот важный государственный праздник также был аннулирован новой агрессией России летом 1999 года, которая развязала очередную геноцидную войну против свободолюбивого чеченского народа.
Кроме перечисленных выше, праздничными выходными днями в Ичкерии были объявлены и главные религиозные праздники народов, проживающих на территории ЧРИ: Марха досту де (День розговенья, Ураза-байрам) и ГIурбан денош (Дни жертвоприношений, Курбан-байрам), известные в исламском мире как «аййамул аIйад» («праздничные дни»), которые отмечаются ежегодно по мусульманскому лунному календарю, а также Пасха, отмечаемая по христианско-православному календарю.
И последнее. Для чеченцев не менее важными и значимыми являются и другие памятные, знаменательные даты в новейшей истории Чеченской Республики Ичкерия, которые, по тем или иным причинам, не попали в список общегосударственных (национальных) праздников, например:
27 ноября 1990 года — Верховным Советом ЧИР была ратифицирована Декларация о государственном суверенитете Чеченской Республики (Нохчийчоь), принятая на общенациональном съезде чеченского народа 26 ноября 1990 года, которая стала первым официальным (легитимным) документом в деле восстановления чеченской государственности, утраченной после падения Горской Республики в 1920 году.
27 октября 1991 года — состоялись первые в истории чеченского народа всеобщие, прямые выборы в высшие органы власти суверенного чеченского государства. Первым президентом Чеченской Республики был избран советский генерал в отставке, лидер ОКЧН Джохар Дудаев, а первым председателем чеченского Парламента стал учитель истории Хусейн Ахмадов.
26 ноября 1994 года — на рассвете группировка российских наёмников, основной костяк которой составляли солдаты и офицеры из элитных воинских частей, расквартированных в Подмосковье (Кантемировская и Таманская дивизии), а также чеченские бандиты-уголовники (так называемые «автурхановцы», «гантамировцы», «завгаевцы», «лабазановцы», «хаджиевцы», «хасбулатовцы») при поддержке бронетехники с земли и авиации с воздуха пошли на штурм города Грозного. К вечеру вся группировка вражеских сил была полностью разгромлена правительственными войсками ЧРИ, а остатки бандформирований позорно сбежали с поля боя или были пленены. «Победа чеченских ВС 26 ноября 1994 года в Грозном не была эпизодом, а явилась началом новой эпохи боевой славы чеченского оружия» (З. Яндарбиев).
31 августа 1996 года — в дагестанском городе Хасавюрте, на российско-ичкерийских переговорах, была достигнута договорённость о приостановке боевых действий в Грозном и поэтапном выводе российских войск с территории Чеченской Республики Ичкерия. Полномочные члены делегаций (с российской стороны — спецпредставитель президента России Александр Лебедь и заместитель секретаря Совета безопасности РФ Сергей Харламов, с чеченской стороны — вице-президент ЧРИ Сайд-Хасан Абумуслимов и начальник ГШ ВС ЧРИ Аслан Масхадов), в присутствии главы Группы содействия ОБСЕ в ЧР Т.Гульдиманна, разработали и подписали так называемые «Принципы определения основ взаимоотношений между Российской Федерацией и Чеченской Республикой», на основе которых должен был строиться дальнейший переговорный процесс между двумя государствами (как сказано в подписанном документе: «в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права»). Эти принципы, которые положили конец Первой РЧВ, вошли во все учебники новейшей истории под названием «Хасавюртовские соглашения».
27 января 1997 года — состоялись вторые всеобщие, прямые выборы Президента и Парламента Чеченской Республики Ичкерия. На президентских выборах убедительную победу одержал начальник ГШ ВС ЧРИ дивизионный генерал Аслан Масхадов, а председателем Парламента ЧРИ был избран командующий Шалинским фронтом бригадный генерал Руслан Алихаджиев. Постановлением Государственного Комитета Обороны (ГКО) ЧРИ от 27 ноября 2001 года, в связи с обстоятельствами, исключающими проведение очередных выборов в высшие государственные органы власти Ичкерии, оккупированной российской армией, 27 января объявлено Днём чести. Как известно, с 5 октября 1999 года на всей территории ЧРИ введено военное положение и действуют законы военного времени. Поэтому срок полномочий действующего Президента ЧРИ Аслана Масхадова и депутатов Парламента ЧРИ 2-го созыва заканчивается только после отмены военного положения и проведения очередных свободных выборов на территории свободной Ичкерии.
Источник статьи: http://vk.com/wall-75431153_316