Как празднуют праздники чеченцы

Содержание
  1. Обычаи и праздники вайнахов
  2. Чеченцы и ингуши – коренные жители Кавказа, о них упоминают древнейшие летописи. Чеченцы называют свой народ «нохчий», ингуши – «галгаи». Языки, обычаи и традиции этих народов очень близки, и не случайно у них есть и общее самоназвание – «вайнахи». Ингушский и чеченский языки относятся к нахско-дагестанской языковой семье. В XVIII–ХIX вв. вайнахи приняли ислам. Верующие чеченцы и ингуши – мусульмане-сунниты, но до недавнего времени эти народы соблюдали и те обычаи, которые сохранились со времен язычества.
  3. Новый год
  4. Праздник Тушоли
  5. Праздник выхода плуга
  6. Карлаг
  7. Родной очаг
  8. Чеченские праздники
  9. 26 марта (последнее воскресенье первого месяца весны) – Праздник богини Тушоли в Чечне
  10. 16 апреля — День Мира в Чечне
  11. 22 мая – 22 июня (один из дней в среду) – Праздник громовержца Села в Чечне
  12. 27 мая — Рамадан
  13. 26 июня – Ураза – Байрам (Орозо Айт у кыргызов, Ид аль-Фитр) — Праздник разговения
  14. 1 сентября — Праздник жертвоприношения (Курбан-Байрам, Курман Айт или Ид аль-Адха – у крыгызов)
  15. 17 сентября (третье воскресенье сентября) – День чеченской женщины
  16. Как празднуют праздники чеченцы

Обычаи и праздники вайнахов

Чеченцы и ингуши – коренные жители Кавказа, о них упоминают древнейшие летописи. Чеченцы называют свой народ «нохчий», ингуши – «галгаи». Языки, обычаи и традиции этих народов очень близки, и не случайно у них есть и общее самоназвание – «вайнахи». Ингушский и чеченский языки относятся к нахско-дагестанской языковой семье. В XVIII–ХIX вв. вайнахи приняли ислам. Верующие чеченцы и ингуши – мусульмане-сунниты, но до недавнего времени эти народы соблюдали и те обычаи, которые сохранились со времен язычества.

Новый год

Новый год чеченцы называли «Кер ла шо», ингуши – «Ноджой». Если Новый год приходился на понедельник – это считалось счастливым предзнаменованием. К этому дню готовили обильное угощение: резали скотину, пекли всевозможные пироги и хлебы – треугольные, круглые, квадратные (для своей семьи, для гостя, для жреца), готовили напитки из хлебных злаков – пиво, брагу. Считалось – чем богаче стол, тем изобильнее будет год.

В новогоднюю ночь после заката солнца детей из дома не выпускали – верили, что нечистая сила особенно опасна в это время. Для защиты от неё в домах и хлевах раскладывали железные предметы, колючие ветки шиповника.

Перед Новым годом в очаге зажигали новый огонь и на нём готовили праздничное угощение. На очаг клали специально заготовленное дубовое «новогоднее бревно», такое длинное, что оно не помещалось внутри дома. Чтобы оградить себя в наступающем году от бед и болезней, и взрослые, и дети перепрыгивали через новогоднее бревно. Когда оно сгорало настолько, что можно было наконец прикрыть дверь, все шли в этот дом с поздравлениями и хозяин устраивал для гостей угощение.

Вечером накануне праздника хозяйка клала в огонь вареник, говоря: «Пусть огонь будет навеки сохранён». Три вареника клали в стенные ниши и утром проверяли: если их погрызли мыши – можно было ожидать хорошего урожая. Утром полагалось встать как можно раньше, будили даже грудных детей. Первым делом все должны были посмотреть на деньги – чтобы они водились круглый год; пересыпали из чаши в чашу зерно – чтобы хлеба было вдоволь.

Праздник Тушоли

Тушоли – богиня весны и плодородия, её почитали все вайнахи. Тушоли изображали в виде деревянного идола. Праздник в её честь устраивали весной – он совпадал с выгоном скота на летние пастбища и с прилетом удода – священной для вайнахов птицы, вестницы весны. По-чеченски удод называется «курица Тушоли», убийство удода считалось большим грехом. Жрец накануне праздника приносил в святилище идол богини и священное знамя, на древке которого было три колокольчика и изображение головы барана. Жрец объявлял собравшимся, в каком настроении находится Тушоли – весела она или хмурится, и в том случае, если она сердилась, люди шли на поля и вытаптывали часть посевов, чтобы умилостивить богиню.

Праздник выхода плуга

День весеннего равноденствия – 22 мая – отмечали как день обновления человека и природы. Особое внимание уделяли выбору пахаря – он должен был иметь легкую руку, быть среднего роста и сильно волосатым – всё это предвещало хороший рост хлебов, обильный урожай. Волам, участвовавшим в пахоте, рога и шею смазывали маслом, на рога и хвост привязывали красные ленточки, на правый рог вешали калач. Сев сопровождался магическими действиями: семена пропускали через шкуру ласки, бросали в них обереги – уголёк, металлические предметы, запахивали в борозду треугольные хлебцы с изображением креста.

Карлаг

В Чечне и Ингушетии нередко можно увидеть на обочинах дорог высокие кучи камней, щепок, земли. Каждый проходящий мимо обязательно бросит туда с проклятием и свой камень. Это карлаги, знаки того, что здесь когда-то было совершено преступление или антиобщественный поступок: обидели вдову или сироту, убили путника, испортили дорогу, загрязнили водный источник, срубили грушевое дерево. Не всегда имя преступника становится известным, но народ верит, что если все общество осудит кого-то, пусть даже не зная имени, то Божья кара обязательно настигнет человека и его потомков. Дети, видя карлаги и слыша истории об их появлении, твердо усваивают истину, как надо себя вести, чтобы не заслужить проклятие своих сородичей.

Родной очаг

Родной дом, родной очаг – святыня для вайнахов. Очаг со всем относящимся к нему – огнем, золой, сажей, цепью и котлом – пользовался в доме особым почитанием. Перед едой в огонь (особенно по праздникам) бросали, молясь о благополучии семьи, куски пищи. Вечером хозяйка прикрывала угли золой, чтобы жар сохранился до утра, приговаривая: «Дай Бог огню никогда не угасать». Кража, совершенная вблизи от очага, наказывалась намного строже, чем похищение той же вещи, лежавшей в другой части дома. Вокруг очага обводили невесту, когда она прощалась с родным домом; убийца, успевший схватиться за надочажную цепь в доме убитого им человека, был избавлен от кровной мести. Даже старую, ненужную цепь никогда не выбрасывали.

Читайте также:  Оригинальные названия для детских праздников

Источник статьи: http://www.filipoc.ru/rodina/obyichai-i-prazdniki-vaynahov

Чеченские праздники

Новруз (перс . « н овый день»), а также Международный день Новруз (21 марта) — первый день начала весны, соответствующий дню Ормазд месяца Фарвардин по астрономическому солнечному календарю у иранских народов, тюрских народов и ряда народов Евразии. Само слово « Навруз » переводится как «новый день». В некоторых представлениях о Наврузе у курдского народа слово происходит от словосочетания пол — Niw и день — roj . Стоит также отметить, что эта версия появилась совсем недавно и востоковеды, курдоведы и лингвисты находят прямые доказательства этой теории происхождения праздника. Вообще же Навруз – это равенство дня и ночи; начало сезона роста и процветания.

С глубокой древности чеченцы приурочивали начало сельскохозяйственного года ко дню весеннего равноденствия — 22 марта. Этот день был важным весенним праздником. В ходе подготовки к нему в хозяйстве наводили особую чистоту. Женщины все тщательно чистили, мыли, белили дом изнутри и снаружи, убирали во дворах. Всю бронзовую и медную посуду натирали до блеска и выставляли во двор, считая, что красный цвет меди призывает солнце. В сам праздничный день все, включая грудных детей, поднимались до рассвета и выходили во двор, навстречу восходящему солнцу.

Выходной день. Все жители Чеченской Республики отмечают День Конституции. Массовые гуляния планируются по всем районам республики. В Грозном, на главной площади им. Ахмада Кадырова, выступают звезды чеченской эстрады, лидеры молодежных организаций, общественно-политические деятели.

Праздник выхода плуга проходил в четвертый день Праздника весны (22 марта – День весеннего равноденствия).

Он отмечался в течение двух дней. Первый день был посвящен ритуальной вспашке поля и севу. Традиционный порядок этого дня: запрягание волов, проводы пахаря, проведение ритуальной борозды, сева, общественная трапеза, увеселительная часть.

26 марта (последнее воскресенье первого месяца весны) – Праздник богини Тушоли в Чечне

Культ богини Тушоли был распространен в глубокой древности. Тушоли — богиня весны, плодородия и деторождения. Праздник в честь богини проходил в последнее воскресенье первого месяца весны . К этому дню прилетала главная вестница весны — птица удод. Чеченцы называли ее «курица Тушоли » и почитали как священную птицу. Ее нельзя было убить, разве только с разрешения жреца в лечебных целях. Хорошей приметой считалось, если удод совьет гнездо на чердаке или где-либо во дворе.

16 апреля — День Мира в Чечне

По указу Президента Чеченской Республики Рамзана Кадырова (от 16. 04. 2009) каждый год Чеченская Республика отмечает День Мира. Праздник приурочен к отмене режима контр-террористической операции в Чечне. Этот день объявлен всеобщим выходным в республике. Во всех крупных городах проводят массовые гуляния, конкурсы, готовят угощения.

22 мая – 22 июня (один из дней в среду) – Праздник громовержца Села в Чечне

По старинной доисламской народной чеченской легенде, при сотворении мира огонь был только в одном очаге, и хозяином этого очага являлся бог С e ла . Однажды вор пробрался к нему, чтобы украсть огонь. Разозлившись, С e ла бросил в него головешку, угольки от которой упали на землю. И если бы не эти угольки, земля осталась бы навечно холодной.

27 мая — Рамадан

Отмечается в Азербайджане, Дагестане, Чеченской Республике, Кыргызстане и др. странах . Священный месяц Рамазан определен для мусульман во втором году хиджры (622-й год) и призван научить людей любить принципы Аллаха, дать им возможность проявить свои волевые качества, терпимость, быть бдительным, добросовестными. В этот месяц мусульмане соблюдают пост — оруджлуг . История оруджлуг начинается со второго года хиджры, когда в городе Медина пророк Мухаммед установил для мусульман месяц Рамазан. Именно в один из последних 10 ночей месяца Рамазан Аллах подарил мусульманам Коран. Говорится, что случилось это событие в ночь с 23-го на 24-е, или же в ночь с 26-го на 27-е. Эта ночь именуется « лайлат ал-Кадр » — сильная и могущественная ночь. В Коране об этой ночи говорится следующее: «Мы в эту ночь действительно подарили силу, могущество, эта ночь сильнее тысячи месяцев, ангелы спустились на землю и ждут приказа Аллаха, в эту ночь до рассвета мир». Во время поста оруджлуг не разрешается в светлое время дня есть, курить, исполнять супружеские обязанности и др. От этого свободны только дети, больные, беременные, сражающиеся на фронте, путники (путешественники). Оруджлуг наступает с появлением нового Месяца (Луны) и продолжается 29-30 суток.

26 июня – Ураза – Байрам (Орозо Айт у кыргызов, Ид аль-Фитр) — Праздник разговения

Священный праздник мусульман. Отмечается в Азербайджане, Кыргызстане, Чеченской Республике, Таджикистане, Узбекистане, Дагестанской Республике и др.

Любой мусульманский праздник начинается с праздничной молитвы — Ид. Эта молитва выполняется в мечети, после которой мужчины поздравляют друг друга с окончанием месяца Рамадан и расходятся, чтобы так же поздравить всех своих родственников и близких. Эта часть праздника у всех мусульман похожа.

1 сентября — Праздник жертвоприношения (Курбан-Байрам, Курман Айт или Ид аль-Адха – у крыгызов)

Исламский праздник окончания хаджа ( Ид аль-Адха ; азерб. Qurban Bayramı ), отмечаемый через 70 дней после праздника Ураза байрам, в 10 день месяца Зуль-хиджа в память жертвоприношения пророка Ибрахима . Мусульманский календарь состоит из 12 лунных месяцев и содержит около 354 дней, что на 10 или 11 дней меньше солнечного года. По этой причине дни мусульманских религиозных праздников каждый год сдвигаются относительно григорианского календаря. Отмечается в Азербайджане, Кыргызстане, Чеченской Республике, Таджикистане, Узбекистане, Дагестанской Республике и др.

Читайте также:  Мужские вопросы для праздника

17 сентября (третье воскресенье сентября) – День чеченской женщины

Этот праздник учредил Президент Чеченской Республики Рамзан Кадыров еще в 2009 году как дань всем чеченским женщинам, которые вынесли на своих плачах все тяготы и лишения прошлых столетий. В этот день города и райцентры республики будут восхвалять имена скромных, добродушных чеченских женщин. Пройдут народные гуляния, на площадях выступят коллективы художественной самодеятельности, звезды чеченской эстрады. В школах проведут выставки подделок, а также утренники в честь матерей и сестер.

Источник статьи: http://inter.pskovlib.ru/info/etnomir2017/CHECHENS.HTM

Как празднуют праздники чеченцы

История Чечни запись закреплена

Государственные праздники Чеченской Республики Ичкерия

Чеченская Республика Ичкерия (столица — город Джохар) имеет почти все атрибуты независимого государства, к которым относятся: президент, парламент, правительство, армия, суд, гимн, флаг, герб (для полной независимости нужны ещё собственные паспорта и национальная валюта, введение которых, к сожалению, возможно лишь в случае признания чеченского государства мировым сообществом в лице ООН).

Как и любое суверенное государство, Чеченская Республика Ичкерия имеет также свои национальные праздники, которые широко отмечаются в народе (и это, несмотря на непрерывные военные действия между российской оккупационной армией и силами Чеченского Сопротивления, не прекращающиеся на территории республики с лета 1999 года). О них-то и пойдёт речь в нашем дальнейшем разговоре.

Как известно, в июне 1999 года Кабинет министров ЧРИ утвердил постановление «О праздничных и выходных датах», согласно которому праздничными выходными днями на территории Чеченской Республики Ичкерия были объявлены следующие памятные и знаменательные даты в истории чеченского народа:

1-2 января — Толаман денош (Дни Победы)

В ночь с 31 декабря 1994 года на 1 января 1995 года российские войска по приказу министра обороны РФ Павла Грачёва предприняли мощный штурм с целью захвата чеченской столицы — города Грозного, который завершился сокрушительным разгромом элитных частей российской армии (например, в районе железнодорожного вокзала полностью полегла 131-я ордена Кутузова Майкопская мотострелковая дивизия). А 31 декабря 1996 года состоялся вывод всех российских оккупационных войск из Чечни (таким образом, по состоянию на 1 января 1997 года, на территории ЧРИ не было ни одного чужеземного солдата). Эти памятные события и послужили поводом для объявления 1-2 января Днями Победы (тем более что в эти дни на постсоветском пространстве, в том числе и в России, широко отмечается так называемый «Новый год», который приходится на Христово Рождество по православному календарю).

23 февраля — День возрождения чеченской нации

23 февраля 1944 года началась крупномасштабная операция советских спецслужб и армейских подразделений под кодовым названием «Чечевица» по выселению всех вайнахов (чеченцев и ингушей) в Среднюю Азию и Сибирь с упразднением национальной автономии (ЧИАССР). 23 февраля 1994 года, во время траурной церемонии в связи с 50-летием тотальной депортации, по инициативе первого президента ЧРИ Джохара Дудаева было решено раз и навсегда распрощаться с трауром по этому случаю, а день депортации вайнахов переименовать в День возрождения чеченской нации. 26 февраля 2004 года Парламент Европейского Союза принял Декларацию, в которой официально признал сталинско-бериевскую депортацию чеченского народа актом геноцида.

8 марта — День весны и матери

В советские времена ежегодно 8 марта отмечался один из самых культовых коммунистических праздников — так называемый «международный женский день», учреждённый по инициативе немецкой коммунистки Клары Цеткин. После распада СССР и разрушения социалистического лагеря этот праздник стал собственностью стран СНГ. Власти ЧРИ тоже решили сохранить его, переименовав в День весны и матери.

12 марта — День Конституции ЧРИ

12 марта 1992 года Парламент ЧР (ЧРИ) первого созыва принял историческое постановление «О порядке вступления в силу Конституции Чеченской Республики». Согласно этому постановлению день принятия первой Конституции чеченского государства был объявлен национальным праздником чеченского народа. В последующем в текст Конституции ЧРИ Законами Парламента ЧРИ от 11 ноября 1996 года и 3 февраля 1997 года были внесены некоторые изменения и дополнения, связанные с изменением военно-политической ситуации в республике после окончания Первой русско-чеченской войны (РЧВ).

21 апреля — ГIазотан де (День поминовения шахидов)

21 апреля 1996 года, в результате подлого террористического акта, организованного российскими спецслужбами по прямому указанию президента РФ Бориса Ельцина, во время телефонного разговора по спутниковой связи с депутатом Госдумы Константином Боровым на предмет будущих переговоров о приостановлении боевых действий на территории Ичкерии, специальной ракетой, выпущенной из стратегического бомбардировщика ВС РФ, в окрестностях села Гехи-Чу Урус-Мартановского района был убит Президент и Верховный главнокомандующий ЧРИ Джохар Дудаев. С тех пор день гибели первого чеченского президента отмечается в республике как День поминовения всех шахидов, сложивших головы во время священной войны (газавата) с российскими оккупантами и их прихвостнями (кафирами и мунафиками).

12 мая — День окончания войны между РФ и ЧРИ

12 мая 1997 года Президент РФ Б.Н.Ельцин и Президент ЧРИ А.А.Масхадов подписали в московском Кремле Договор о мире и принципах взаимоотношений между Российской Федерацией и Чеченской Республикой Ичкерия, по которому Россия де-факто признала независимость Ичкерии. В тот же день Председатель Правительства РФ В.С.Черномырдин и Премьер-министр ЧРИ А.А.Масхадов подписали Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Чеченской Республикой Ичкерия. В связи с этим 12 мая было объявлено Днём окончания войны между Россией и Чечнёй. Но Договор о мире был в одностороннем порядке нарушен российской стороной, которая летом 1999 года развязала очередную агрессивную войну против Чеченского государства (и это, несмотря на то, что в первом пункте этого Договора было написано: «Навсегда отказаться от применения и угрозы применения силы при решении любых спорных вопросов»).

Читайте также:  Праздники каждый день февраль 2021 года

21 мая — День возрождения Кавказа

21 мая 1918 года была провозглашена независимость Северного Кавказа, в состав которого входили области и провинции Дагестана, Терека, Ставрополя, Кубани из бывшей Российской империи, расположенные между Чёрным и Каспийским морями (Чечня во времена царской России была насильственно включена в Терскую область). Первый пункт Декларации об объявлении независимости горских народов Северного Кавказа гласил: «Союз горцев Кавказа решает отделиться от России и образовать независимое государство». Новое государство на Кавказе, которое получило название Горская Республика (председатель правительства — чеченский предприниматель Абдул-Межид (Тапа) Чермоев, председатель парламента — ингушский адвокат Висан-Гирей Джабагиев), было признано только Турцией и Германией, являющимися союзницами в Первой мировой войне, и просуществовало всего лишь 2 года.

6 августа — День операции «Джихад»

6 августа 1996 года силами Вооружённых Сил и Народного ополчения ЧРИ была проведена крупномасштабная военно-политическая операция под кодовым названием «Джихад» по освобождению города Грозного и остальной территории республики от российских оккупантов и агрессоров, которая завершилась полной победой чеченской стороны и подписанием исторических Хасавюртовских соглашений о приостановке боевых действий между противоборствующими сторонами и поэтапном выводе российских войск из Чечни.

6 сентября — День независимости ЧРИ

6 августа 1991 года, под давлением саморганизовавшегося народа, состоялся роспуск прокоммунистического Верховного Совета Чечено-Ингушской Республики во главе с первым секретарём рескома КПСС Доку Завгаевым, который предал национальные интересы чеченского народа в деле восстановления государственного суверенитета, и власть в Грозном перешла в руки Исполкома Общенационального Конгресса Чеченского Народа (ОКЧН) во главе с генералом Джохаром Дудаевым.

31 декабря — День окончательного вывода российских войск из ЧРИ

31 декабря 1996 года состоялся полный вывод российских оккупационных войск с территории суверенной ЧРИ, который стал результатом краха силового варианта решения политического кризиса между РФ-Россией и ЧР-Ичкерией, вошедшего в историю под названием Первая русско-чеченская война (1994-1996 гг.). К сожалению, этот важный государственный праздник также был аннулирован новой агрессией России летом 1999 года, которая развязала очередную геноцидную войну против свободолюбивого чеченского народа.

Кроме перечисленных выше, праздничными выходными днями в Ичкерии были объявлены и главные религиозные праздники народов, проживающих на территории ЧРИ: Марха досту де (День розговенья, Ураза-байрам) и ГIурбан денош (Дни жертвоприношений, Курбан-байрам), известные в исламском мире как «аййамул аIйад» («праздничные дни»), которые отмечаются ежегодно по мусульманскому лунному календарю, а также Пасха, отмечаемая по христианско-православному календарю.

И последнее. Для чеченцев не менее важными и значимыми являются и другие памятные, знаменательные даты в новейшей истории Чеченской Республики Ичкерия, которые, по тем или иным причинам, не попали в список общегосударственных (национальных) праздников, например:

27 ноября 1990 года — Верховным Советом ЧИР была ратифицирована Декларация о государственном суверенитете Чеченской Республики (Нохчийчоь), принятая на общенациональном съезде чеченского народа 26 ноября 1990 года, которая стала первым официальным (легитимным) документом в деле восстановления чеченской государственности, утраченной после падения Горской Республики в 1920 году.

27 октября 1991 года — состоялись первые в истории чеченского народа всеобщие, прямые выборы в высшие органы власти суверенного чеченского государства. Первым президентом Чеченской Республики был избран советский генерал в отставке, лидер ОКЧН Джохар Дудаев, а первым председателем чеченского Парламента стал учитель истории Хусейн Ахмадов.

26 ноября 1994 года — на рассвете группировка российских наёмников, основной костяк которой составляли солдаты и офицеры из элитных воинских частей, расквартированных в Подмосковье (Кантемировская и Таманская дивизии), а также чеченские бандиты-уголовники (так называемые «автурхановцы», «гантамировцы», «завгаевцы», «лабазановцы», «хаджиевцы», «хасбулатовцы») при поддержке бронетехники с земли и авиации с воздуха пошли на штурм города Грозного. К вечеру вся группировка вражеских сил была полностью разгромлена правительственными войсками ЧРИ, а остатки бандформирований позорно сбежали с поля боя или были пленены. «Победа чеченских ВС 26 ноября 1994 года в Грозном не была эпизодом, а явилась началом новой эпохи боевой славы чеченского оружия» (З. Яндарбиев).

31 августа 1996 года — в дагестанском городе Хасавюрте, на российско-ичкерийских переговорах, была достигнута договорённость о приостановке боевых действий в Грозном и поэтапном выводе российских войск с территории Чеченской Республики Ичкерия. Полномочные члены делегаций (с российской стороны — спецпредставитель президента России Александр Лебедь и заместитель секретаря Совета безопасности РФ Сергей Харламов, с чеченской стороны — вице-президент ЧРИ Сайд-Хасан Абумуслимов и начальник ГШ ВС ЧРИ Аслан Масхадов), в присутствии главы Группы содействия ОБСЕ в ЧР Т.Гульдиманна, разработали и подписали так называемые «Принципы определения основ взаимоотношений между Российской Федерацией и Чеченской Республикой», на основе которых должен был строиться дальнейший переговорный процесс между двумя государствами (как сказано в подписанном документе: «в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права»). Эти принципы, которые положили конец Первой РЧВ, вошли во все учебники новейшей истории под названием «Хасавюртовские соглашения».

27 января 1997 года — состоялись вторые всеобщие, прямые выборы Президента и Парламента Чеченской Республики Ичкерия. На президентских выборах убедительную победу одержал начальник ГШ ВС ЧРИ дивизионный генерал Аслан Масхадов, а председателем Парламента ЧРИ был избран командующий Шалинским фронтом бригадный генерал Руслан Алихаджиев. Постановлением Государственного Комитета Обороны (ГКО) ЧРИ от 27 ноября 2001 года, в связи с обстоятельствами, исключающими проведение очередных выборов в высшие государственные органы власти Ичкерии, оккупированной российской армией, 27 января объявлено Днём чести. Как известно, с 5 октября 1999 года на всей территории ЧРИ введено военное положение и действуют законы военного времени. Поэтому срок полномочий действующего Президента ЧРИ Аслана Масхадова и депутатов Парламента ЧРИ 2-го созыва заканчивается только после отмены военного положения и проведения очередных свободных выборов на территории свободной Ичкерии.

Источник статьи: http://vk.com/wall-75431153_316

Оцените статью
Adblock
detector