Комоедица – Медвежий праздник славян
В славянском праздничном календаре существовало торжество, связанное со встречей весны и проводами зимы. Сегодня мы называем этот праздник Масленицей, а в старину наши предки именовали его Комоедицей. Многие старинные традиции празднования до сих пор живы в разных уголках Белоруссии и России.
С давних времён скорый приход весны для людей символизировал возрождение и пробуждение природы, за которым следовало тёплое и радостное летнее время. Особое внимание на Комоедице уделяли главным животных праздника, ведь говорили: “Первый блин – комам”. Кто же такие ком? И как в старину и сегодня народ празднует Комоедицу?
Битва зимы и весны
Праздник Комоедицы приходился на 20 марта и, как вы поняли, связан он был с днём весеннего равноденствия. Более того, эта дата связана с астрономическим началом нового времени года.
Однако отмечать приход весны наши предки начинали уже за неделю до и после указанной даты. Комоедица была весёлым праздником, масштабным и ярким, наполненным самыми разными ритуалами.
Духовной составляющей праздника стало предание о противостоянии зимы и весны. Холод и мрак воплощала богиня Морена, несущая смерть всему живому. Накануне Комоедицы она начинала терять свою силу.
Чтобы отразить историю борьбы морозов с теплом, молодёжь устраивала театрализованные представления. В ходе одного из обрядов чучело Морены, сделанное из соломы, вносили в “крепость”. Девушки должны были охранять её, а парни старались прорваться к обиталищу злой богини и выкрасть её.
Конечно, они всегда побеждали (ведь и хранительницы Морены ожидали прихода весны), и тогда чучело сжигали. Такая расправа над зимой и сегодня сохранилась в традициях Масленицы, что во многом перекликаются с обычаями Комоедицы.
Комоедица – праздник, связанный с медведями
Кто такие комы?
Традиция выпекать блины во время проводов зимы появилась очень давно. Цвет и форма блина напоминала солнце, силу которого прославлял народ. На Комоедицу принято было приговаривать: “первый блин комам, второй – знакомым, третий – дальней родне, а четвёртый – мне”.
И в этой фразе нет ошибки – именно так: не “комом”, а “комам”. А вот комами славяне называли медведей, которым был посвящён праздник. Блинами хотели задобрить лесных “царей”, которые как раз просыпались в середине марта.
Пробуждение медведя после спячки являлось верным признаком скорой весны. В народном сознании медведь был грозным властелином леса, мудрым и величественным зверем, воплощением силы и могущества. Считалось, что медведи тоже могут зазывать весну, а потому их образам уделялось особое внимание во время Комоедицы.
Комоедицу в Белоруссии можно назвать настоящим Медвежьим праздником. О старинных обрядах во время торжеств писал исследователь П.В.Шейн, что использовал материалы от 1874 года. Он отмечал, что даже кушанья во время Комоедицы должны были соответствовать медвежьему рациону.
Например, на первое люди делали сушеный репник, что символизировал преимущество растительной пищи проснувшегося мишки. К нему подавали овсяный кисель, поскольку медведям нравится овёс, а также гороховые комы. За праздничным столом не забывали о медведях, приговаривая, что все угощения – жертва могучим зверям, чьё пробуждение предвещает весну.
Меня немало позабавил один из древних обрядов Комоедицы. Н.Шейн пишет, что после трапезы ни ребёнок, ни взрослый, ни старик не должны были пойти и уснуть. Напротив, следовало лечь на лавку и начать ворочаться с боку на бок, подражая перекатываниям медведя в берлоге. Народ верил, что так человек познаёт единство с царём леса”.
Комоедица в старину
Как проходило празднование главного дня Комоедицы. День весеннего равноденствия народ праздновал по-особенному, ведь он был одним из четырёх главных солнечных праздников года.
Увы, до нашего времени сохранились лишь обрывки данных о Комоедице из различных источников, поскольку распространение христианства стало причиной гонения тех, кто придерживался языческих верований.
Предположительно ранним утром люди отправлялись к капищу. На перекрёстках дорог нужно было бросить горсть зерна. Наши предки верили, что умершие родственники непременно явятся на праздник в облике сорок, и оставляли им угощение.
На специально подготовленные столы хозяйки ставили блюда с блинами, а после произнесения ритуальных слов люди принимались угощать друг друга. Обязательным было обращение к богам и предкам, что являлись хранителями рода.
Многие ритуалы Комоедицы сегодня напомнили бы нам весёлые гуляния, однако в них был сакральный смысл. Например, в праздник нужно было прыгнуть через костёр. Вспомните сказку о Снегурочке – она растаяла как раз во время этого обряда.
Огонь обладал очищающей силой, дарующей энергию человеку. Также следовало умываться талой водой, что считалась волшебной в дни Комоедицы.
Древние славяне верили, что во время торжеств рядом с ними присутствуют незримо духи предков и те самые могучие звери, медведи-комы, которым поклонялись. Их силы помогали одержать победу над зимой, а после Комоедицы следовало приступать к земледельческим работам, ведь весна уже была совсем близко.
Комоедица – старинный праздник славян
В наше время Комоедицу сменила Масленица, что сумела найти место среди христианских обычаев, но сохранила многие старинные обряды. Конечно, немало ритуалов забылось или изменилось. Но приготовление блинов по-прежнему сопровождает встречу весны. Права, сегодня первый блин выходит комом, а вовсе не посвящается “царям леса”.
Источник статьи: http://musaget.ru/komoeditsa-medvezhiy-prazdnik-slavyan/
Медвежий праздник
Медвежий праздник – самый важный праздник в жизни общины. Люди считали, что медведь был их предком и родственником и представителем мира таежных (горных) духов. Медведя, убитого охотником, встречали в селении как дорогого гостя песнопением, игрой на ритуальном музыкальном бревне.
Сложный ритуал медвежьего праздника почти в неизменном виде сохранился с древнейших времен до середины XX столетия. Медвежонка из тайги приносили в селение, где три-четыре года вся община выращивала животное и заботилась о нем: ухаживала, кормила, выводила на прогулку. Во время воспитания медведя соблюдалось множество правил и запретов. Для медведя специально сооружали бревенчатую клеть, изготавливали ритуальную посуду. Кульминацией праздника становился ритуал убиения — «отправления» медведя к горному духу-хозяину и вкушение мяса. На праздник, проводившийся в честь умерших родственников, съезжались родственники по мужской и женской линии, соседи из других стойбищ. Молодые люди, держа взрослого медведя на цепях, проводили его по селению, на реку. На главном месте, украшенном ритуальными лиственницами и стружками инау, опытный охотник из лука стрелял в животное.
В последний раз ритуальные угощения «мос» подавали убитому зверю как жертвоприношение от мира людей миру «горных людей» – духов. Верили, душа возродится и вновь вернется к людям в образе медведя. Медвежье мясо вкушала вся община и многочисленные гости. Однако были некоторые части животного, запрещенные к еде женщинам, молодежи, детям. Старейшины, главы рода ели и табуированные части. Все кости возвращали главе рода вместе с искупительной собакой, которую приносили в жертву горным духам. Кости медведя хозяин праздника помещал в родовой деревянный амбар. Десятилетиями в нем хранились останки всех медведей, убитых членами данного рода на празднике и на охоте.
В праздничные дни соревновались в бегах на собачьих упряжках, молодежь затевала игры, национальную борьбу. Женщины готовили угощения для большого числа гостей, которые приезжали, из отдаленных селений. Под ритмы, выстукиваемые женщинами палками на музыкальном бревне, они пели о мифическом предке Мыкрфине, с именем которого связано возникновение этого праздника.
От «горных» духов зависит благополучие общины, так как они посылают людям «свои дары» — животных, ягоды, растения, и сородичи не голодают. Община же в свою очередь возвращает «подарки» – подношения духам. Дух-хозяин тайги становился покровителем будущему, еще не родившемуся потомку устроителя праздника.
Коренные народы создали неповторимую музыкальную культуру, сохранившуюся в колыбельных, любовных, бытовых песнях. Айнки исполняли наигрыши на струнном инструменте «тонкори» и пластинчатом язычковом инструменте из бамбука «муккури». Нивхинки играли на однострунном смычковом инструменте «тынрын», на дудочке «певс», варгане, на музыкальном бревне. Уйльтинки грациозно исполняли, танцы с погремушками. Некоторые приемы игры на этих инструментах и танцевальные движения, имитирующие движения зверей и птиц, народные мастера воспроизводят на возрождаемых к жизни праздниках в современных общинах северян.
// Роон Т. П. Коренные народы / [Т. П. Роон; отв. Ред. М. М. Прокофьев]. – Южно-Сахалинск, 2010. — С. 52-55.
Источник статьи: http://indigen.libsakh.tmweb.ru/korennye-narody-sakhalina/obrjady-tradicii-prazdniki/medvezhii-prazdnik/
Конспект занятия по краеведению «Народный праздник «Медвежьи игрища»
Людмила Давлетшина
Конспект занятия по краеведению «Народный праздник «Медвежьи игрища»
Цель занятия: формирование учебно-познавательного интереса к традициям и культуре ханты народа через сравнение народных праздников славян «Комоедица» и ханты «Медвежьи игрища», выделение национальных особенностей в ходе коллективного обсуждения.
Тип занятия: открытие новых знаний.
Личностные: учебно-познавательный интерес к обычаям ханты народа
Регулятивные: Принимать и сохранять программное содержание, определять цель занятия, умение действовать по инструкции, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять самоконтроль.
Познавательные: Формировать навыки сравнительно-сопоставительного анализа на основе учебного текстов «Комоедица» и «Медвежьи игрища»
Коммуникативные:Формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебной проблемы.
Предметные: раскрыть особенности и значимость народного праздника «Медвежьи игрища».
Форма занятия: учебное занятие с элементами исследования.
Структура занятия: создание проблемной ситуации, целеполагание, актуализация знаний, работа учащихся по выполнения учебных задач (овладение умениями и навыками, работа по выполнению творческих задач (усвоение знаний, рефлексия.
1. Организационный момент. Здравствуйте, дети! Я рада встрече с вами. Надеюсь, сегодня вы порадуете меня. Вижу, сегодня у вас блестят глазки, я уже читаю в них ваши умные мысли.
2. Актуализация знаний по теме «Народные праздники».Создание проблемной ситуации: Этот древних лет обычай. Жив на севере моём. Возвратившись в дом с добычей, Сквозь пургу и завируху, Сквозь века и тишину Слышу, слышу чутким ухом…
Задание: соотнесите иллюстрации «народных праздников», названия праздников и слова, обозначающие атрибуты этого праздника.
— Справились с заданием?
— Нет, не справились, потому что не нашли слов к празднику «Медвежьи игрища».
— Действительно, слов, отражающих реалии этого праздника в словариках к заданию нет, мы с ними не знакомы.
— Как вы думаете, какова тема нашего занятия? (Сегодня на уроке мы будем говорить о народном празднике «Медвежьи игрища».)
— Подумайте, какова цель нашего занятия? (раскрыть особенности и значимость народного праздника «Медвежьи игрища», узнаем слова, которые отражают атрибуты этого праздника) Да, совершенно верно, и узнаем, насколько важным и значимым является этот народный праздник.
-Что вы уже знаете об этом празднике)
-А что бы вы хотели узнать)
-Чему бы хотели научиться на этом занятии?)
4. Усвоение новых знаний и способов.
— История этого праздника необычна. С давних времен люди почитали медведя, считали хозяином леса. Встретив в лесу, старались обходить стороной. И медведь не трогал человека. Почитали медведя не только северные народы. «Медвежьи игрища» родственны белорусскому празднику «комоедицы». Почитали хозяина леса — медведя и на Руси. Медведь был прообразом одного из важнейших славянских богов — Велеса. Велес, бог — покровитель скота — косматый, отсюда и слово “волхв” (колдун-жрец, одетый в медвежью шкуру). Весенний праздник Комедиа (медвежий праздник) есть и у древних греков, от него пошла и античная комедия. «Комос» по-гречески — «медведь».
4.1.Мини-исследование: Давайте попробуем провести исследование и выяснить, чем же так близки народные праздники славян и ханты. Результаты исследования занесем в таблицу «Народные праздники: общее и отличительное». Материалом для исследования будут статьи Молдановой О. А. «Праздник ханты «Медвежьи игрища» и Миловского А. С. «Славянский праздник «Комоедица».
Ребята, во время пения «Медвежьих игрищ» специально приставленный человек отмечает число спетых песен, делая нарезки на длинной палке, изготовленной из молодой лиственницы. Так во время празднования в Оволынгорте священном месте для всех ханты, в этом году было сделано более 90 зарубок.
Сегодня мы с вами попробуем оценить свою работу при помощи «зарубок». Вам необходимо после каждого правильно выполненного задания сделать отметку «зарубку» карандашом на деревянной палочке (палочки и простые карандаши на столе у детей).
Карточка. Текст «Медвежий праздник»
И вот задумано было восстановить этот полузабытый праздник. Для такого случая из самой просторной избы, как положено, вынесли все лишнее. В передний угол поставили «священный» стол, на котором будет возлежать медвежья голова. Для украшения комнаты и стола использовали узорчатые берестяные короба, орнаментированные изделия из оленьего меха и бисера, резную деревянную посуду, великолепный старинный инструмент со струнами, что значит «поющее дерево».
Центр комнаты свободен для танцев и представлений. Густая бахрома шапочки скрывает лицо «шамана», в руках у него появляется бубен, в который он бьет все быстрее и быстрее. Вот «шаман» выходит в круг, и начинается таинство древнего танца.
После ритуальной части начинается костюмированное представление: звучит нарсъюх, скачут, вертятся фигуры в берестяных масках с длинными острыми носами, изображая ставящего капкан охотника, вытягивающего сеть рыбака, лесных жителей, оленей.
Обязательным атрибутом медвежьих игрищ является небольшая палочка, на которой ставят зарубки – по одной на каждую исполненную в честь медведя песню. По окончанию медвежьих игрищпалочка вместе с другими сакрально-ритуальными предметами: масками, стрелами, ритуальными халатами, рукавицами и шапками хранится в священном амбаре.
Медведя «будили», водили вокруг берлоги хоровод, кричали, бросали в него ветки, снежки, прутья. Сами умывались снегом или талой водой (полагая, что талая вода придаёт лицу красоту, присущую расцветающей Природе)
Комы, обрядовое угощение, торжественно выносили лес и выкладывали на пень-колоду, призывали на трапезу Хозяина Леса, просили его не драть скот и не озорничать на пасеках в течение всего года.
Проводились праздничные забавы: взятие городка, игрища, пляски, кулачные забавы. Участниками являлись все.
Карточка. Текст «Медвежий праздник»
И вот задумано было восстановить этот полузабытый праздник. Для такого случая из самой просторной избы, как положено, вынесли все лишнее. В передний угол поставили «священный» стол, на котором будет возлежать медвежья голова. Для украшения комнаты и стола использовали узорчатые берестяные короба, орнаментированные изделия из оленьего меха и бисера, резную деревянную посуду, великолепный старинный инструмент со струнами, что значит «поющее дерево».
Центр комнаты свободен для танцев и представлений. Густая бахрома шапочки скрывает лицо «шамана», в руках у него появляется бубен, в который он бьет все быстрее и быстрее. Вот «шаман» выходит в круг, и начинается таинство древнего танца.
После ритуальной части начинается костюмированное представление: звучит нарсъюх, скачут, вертятся фигуры в берестяных масках с длинными острыми носами, изображая ставящего капкан охотника, вытягивающего сеть рыбака, лесных жителей, оленей.
Обязательным атрибутом медвежьих игрищ является небольшая палочка, на которой ставят зарубки – по одной на каждую исполненную в честь медведя песню. По окончанию медвежьих игрищпалочка вместе с другими сакрально-ритуальными предметами: масками, стрелами, ритуальными халатами, рукавицами и шапками хранится в священном амбаре.
Статья Молдановой О. А. «Праздник ханты «Медвежьи игрища»
Праздник «Медвежьи игрища» был самым значимым для обско-угорских народов. «Медвежьи игрища» являются достоянием народа ханты. Праздник устраивался в честь добытого медведя, который в миропонимании ханты — это не только лесной зверь, но и возвышенное существо. Праздник приурочен к зимнему солнцестоянию (начало) и весеннему равноденствию и проводится как периодически, так и по случаю добычи медведя на охоте. Голову медведя вносили и ставили в «священный» стол и угощали. Притрагиваясь к медвежьему мясу, нельзя есть без …и выкриков (А-тан-а-тан-о! Хол-хол-хол).
Этот праздник нельзя предсказать или вычислить по календарю, чтобы он состоялся, должен быть убит медведь. Для всего, что связано с медведем, был разработан тайный язык. Самого его называли «младшим братом», — «В лесу живущим», медведя не убивают, а «низводят». Медведя убивали в старину рогатиной. По обычаю праздник начинался с обряда очищения, помещение окуривается можжевельником, чагой. А также, обрызгивали друг друга водой или осыпали снегом. Просили прощения у медведя, который может возродиться после смерти, и, чтобы душа убитого не принесла людям вреда, умилостили ее, задабривали. Говорили «НЕ я тебя убивал, кто тебя добывал он живет очень далеко». Главной частью праздника были песни, пляски, танцы.
Проводились ритуальные, священные и театрализованные представления.
Здесь сконцентрированы все виды народного творчества.
В зависимости от количества присутствующих на празднике знатоков фольклора, на медвежьих игрищах исполняется до 300 «номеров»: песен, танцев, пантомимических сценок, диалогов, кукольных представлений. Пляска вокруг убитого зверя объясняла, представлениями хантов, о способностях медведя в текущем году послать урожай ягод, обеспечить удачу на охоте.
В третьей части медвежьих игрищ исполняются – шутливые песни». Исполнители выступают в берестяных масках, показывают различные сценки из повседневной жизни, в которых зрители часто оказываются активными участниками происходящего действия.
Примечательна четвертая часть медвежьих игрищ, посвященная лесным божествам
Исполнители этого цикла песен также выступают в берестяных масках, но, в отличие, от «шутливых» – надевают на себя меховую одежду – гусь. Сначала «маски» показывают сюжет, как люди неправильно себя ведут в лесу, на воде, или на святых местах и за это наказываются. Затем исполняется песня-наставление, где регламентируются нормы поведения.
Фотоотчет мероприятия «Календарно-народный праздник «Сороки» 22 марта, когда день, становился по длине, равен ночи, в каждом доме лепили из теста птичек «жаворонков», пекли их. У кого не было теста,.
Фотоотчет семинара-практикума «Народный праздник как партнерский проект по социализации детей в свете ФГОС до» 14 мая 2015 года в нашем образовательном учреждении ГБОУ СОШ № 1359 дошкольное отделение – 2 проходил семинар-практикум «Народный праздник.
Конспект познавательного занятия с детьми старшего дошкольного возраста: Тема «Праздник книги» Конспект познавательного занятия с детьми старшего дошкольного возраста: Тема «Праздник книги»МБДОУ ПГО «Детский сад №34 Аленушка» Воспитатель.
Конспект спортивно-познавательного развлечения «Праздник космоса» в старшей возрастной группе 1 ребенок. День сегодня непростой, Это знает в мире каждый Впервые в космос полетел Человек с Земли отважный. 2 ребенок. Покорять простор.
Народный праздник Покров. Развлечение для детей подготовительной группы с ОНР Народный праздник ПокровЦель: приобщение детей к народной культуре. Задачи: повышаем настроение детей; воспитываем интерес детей к истории.
Народный праздник «Сороки» Народный праздник «Сороки» Задачи: Познакомить детей с праздником, его традициями, обрядами. Дать представление о весеннем равноденствии,.
Осенний русский народный праздник в подготовительной группе «Осенины нынче на Руси» Цель: формирование познавательного интереса у детей к истории своей страны, к обычаям старины, к русскому народному фольклору. Задачи: 1. Дать.
Проект «Русский народный праздник «Масленица» Цель:Вовлечь ребят в совместную продуктивную деятельность — в подготовку к празднику; Задачи:повысить познавательный интерес к окружающему.
Конспект занятия «Троицын день — народный праздник» Программные задачи: познакомить детей с древним русским праздником Троицы, объяснить его происхождение и назначение; воспитывать у детей.
Сценарий развлечения для средней группы детского сада «Народный праздник — Масленица» Занятие-развлечение для средней группы детского сада, тема: «Народный праздник-Масленица». Автор: Кабанова Светлана Алексеевна, воспитатель.
Источник статьи: http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-poznavatelnogo-zanjatija-narodnyi-prazdnik-medvezhi-igr-ischa.html