Как сделать отдых детей незабываемым праздником материал авторских смен

Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Материал авторских смен. 282 стр. Гузенко А. П. Караваева О. В. Юров А. В. и др

Нет в продаже

Аннотация к книге «Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Материал авторских смен. 282 стр. Гузенко А. П. Караваева О. В. Юров А. В. и др»

Предлагаемое пособие продолжает серию книг, которые помогут распространить передовой опыт организации детского летнего отдыха. В книге обобщен уникальный опыт единственного в своем роде детского центра «Орленок». В сборнике представлены материалы реализации программ «Школа лидера», «Классная компания», «Академия приключений», разработанных и апробированных в детских лагерях «Звездный», «Солнечный» Всероссийского детского центра «Орленок»: рекомендации и методические разработки различных.

Предлагаемое пособие продолжает серию книг, которые помогут распространить передовой опыт организации детского летнего отдыха. В книге обобщен уникальный опыт единственного в своем роде детского центра «Орленок». В сборнике представлены материалы реализации программ «Школа лидера», «Классная компания», «Академия приключений», разработанных и апробированных в детских лагерях «Звездный», «Солнечный» Всероссийского детского центра «Орленок»: рекомендации и методические разработки различных способов организации деятельности подростков, направленной на обогащение их лидерского опыта, развитие инициативы, на оздоровление, организацию досуга. Сборник адресован организаторам летнего отдыха детей: педагогам, методистам, воспитателям, представителям общественных организаций и объединений.

Источник статьи: http://www.books.ru/books/kak-sdelat-otdykh-detei-nezabyvaemym-prazdnikom-material-avtorskikh-smen-282-str-guzenko-a-p-karavaeva-o-v-yurov-a-v-i-dr-4471734/

Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Материал авторских смен

Код 841
Авторы-составители Гузенко А. П., Куц И. В. и др.
Издательство Учитель, 2007
Серия Из опыта работы ВДЦ «Орленок»
ISBN 5-7057-1079-8
Страниц 282
Штрихкод 9785705710799
Размеры (Ш x В x Т) 138 x 213 x 12 (мм)
Вес 206 г

Подробное описание

Обращение к читателю

Если хочешь, чтобы люди
шли за тобой, иди за ними.

Дети и общество, их взаимоотношения, взаимодействие – тема, с одной стороны, освещенная в полной мере, с другой стороны, малоизученная.

Проблемы взаимодействия ребенка и общества, выраженные в асоциальном, девиантном поведении подростка, получили широкое освещение, однако педагогические технологии, обеспечивающие социально приемлемое развитие личности, обновляются достаточно медленно и не получают массовой информационной поддержки. Несомненно, к проблемам подросткового сообщества стоит привлекать внимание общественности и нельзя не обращать внимания на те способы и механизмы, которые в состоянии решить данные проблемы в современном обществе.

Мы рассматриваем один из аспектов взаимодействия ребенка и общества – лидерство. Феномен современного лидерства усложнился в силу целого ряда причин, связанных, во-первых, с мировыми глобальными изменениями, во-вторых – с тенденциями, развивающимися в современном Российском обществе, образовании, детском и молодежном движении. Лидерство приобретает социальный характер и понимается как способность поднять человеческое видение на уровень более широкого кругозора, вывести эффективность деятельности человека на уровень более высоких стандартов, а также способность формировать личность, выходя за обычные, ограничивающие ее рамки.

Всероссийский детский центр «Орленок» как федеральное образовательное учреждение, главной задачей которого было и остается обогащение лидерского опыта подростка, утвердил «Программу лидерского образования детей и подростков в «Орленке». Целью этой программы является обеспечение получения каждым подростком, участником смены, определенного минимума знаний и умений лидерского профиля, развития его лидерских качеств, формирования лидерской позиции.

На протяжении многих лет педагогический коллектив детского лагеря «Звездный» является творческой лабораторией и школой лидерства для подростков России. Большое внимание уделяется теоретическим и практическим разработкам в области современных лидерских технологий, в основе которых лежит личностно-ориентированная технология обучения и воспитания.

Читайте также:  Сценарий праздника с новыми русскими бабками

Одним из путей становления активной лидерской позиции подростка является включение его в социально значимую деятельность, которая становится системообразующей деятельностью детского лагеря.

В организации социально значимой деятельности нами проработаны механизмы и технологии, которые обеспечивают эффективность функционирования всей системы и ее результативность:

– «Банк социальных инициатив»;

– система отрядной деятельности.

В условиях детского лагеря ребенок имеет возможность получить комплекс знаний в разнообразных образовательных объединениях и опробовать свои знания на практике в своем отряде.

«Школа лидера», «Банк социальных инициатив» – образовательные объединения, в которых ребенок получает образовательный лидерский минимум, необходимый для осуществления дальнейшей деятельности. Эти знания становятся важным опытом для ребенка в том случае, если они востребованы на практике и оценены остальными людьми.

«Школа лидера» дает возможность посмотреть на себя и свои способности с другой точки зрения. Может ли подросток стать организатором, может ли придумывать оригинальные идеи или, возможно, он обладает знаниями, необходимыми всей команде? Не каждый может быть руководителем группы, но каждый обладает знаниями или умениями, которые очень важны для успешной работы команды в подготовке дела, – в этом смысл общей работы. Поэтому основной задачей «Школы лидера» становится эффективное распределение усилий команды при подготовке и проведении дела. Важным становится не только освоить алгоритм подготовки и проведения дела, но увидеть свою роль в этой деятельности.

«Банк социальных инициатив» – еще одно средство становления лидера. Банк решает две задачи: во-первых, он обогащает знания ребенка в области социального проектирования, во-вторых, развивает сферу социальной активности подростка. Банк собирает лидеров-организаторов социально направленной деятельности, которые самостоятельно способны собрать всю команду для реализации социального проекта. В Банке также происходит оценка себя и своих возможностей: подросток оценивает свои силы, знания и умения с точки зрения возможности и успешности их практического применения в ходе реализации конкретного проекта социальной направленности. Банк становится своеобразной образовательной и практической площадкой для организаторов социальных иници а тив.

Однако и «Школа лидера», и «Банк социальных инициатив», сколь бы хороши они ни были сами по себе, тем не менее должны обеспечиваться эффективным механизмом сопровождения подростка. Данный механизм – это программа отрядной деятельности, которая становится средством сопровождения успешного взаимодействия педагога и ребенка и, в конечном итоге, средством обеспечения успешности подростка.

Становление социально активной позиции подростка – это задача, которую ставит перед образовательной системой современное государство. Обеспечение этой деятельности эффективными технологиями – это функция прикладной педагогики. На наш взгляд, технологии, представленные в сборнике, эффективны в реализации поставленной цели: в успешной совместной деятельности педагога и ребенка.

Лариса Рафиковна Сайфутдинова,

кандидат педагогических наук,

начальник детского лагеря «Звездный»

Содержание

Обращение к читателю 3

Программа «Школа лидера» 6

Материалы тематических занятий 8

Программа «Диалоги о Конвенции» 33

Материалы занятий по обучению детей разработке тематического дела 46

Банк социальных инициатив 60

Программы отрядной деятельности 78

Программа «Академия Приключений» 102

Маршруты безопасности 114

Положение о проведении Спортивного приключения 132

Положение о проведении Творческого приключения 133

Положение о проведении Туристического приключения 134

Положение о проведении Морского приключения 134

Разработка Морского Приключения (алгоритм для инициативной группы) 135

Большое Приключение (финальная игра) 141

Свечи (отрядное дело) 145

Основы социального проектирования (мастер-класс) 150

Выбор (деловая игра) 151

«Цветы цвета хаки…» (отрядное дело) 153

Японский журавлик (отрядное дело) 157

Семья (деловая игра) 163

Путешествие литературных кораблей (интеллектуальная игра) 166

Театр-экспресс (КТИ основного периода) 171

Выявление лидерских качеств (коллективно-творческая игра) 172

Источник статьи: http://www.uchmag.ru/estore/e45247/

Модель программы – проекта тематической смены летнего загородного лагеря «Великие тайны или копи царя Соломона»

Модель программы – проекта тематической смены летнего загородного лагеря

«Великие тайны или копи царя Соломона»

Автор: Чубаева Наталья Николаевна, воспитатель группы продлённого дня, первой квалификационной категории, МОУ «С(К)ОШИ №4», город Магнитогорск, Челябинская область.

1. Паспорт тематической смены

«Великие тайны или копи царя Соломона»

Читайте также:  Смысл праздника масленица кратко

Организаторы и участники проекта

Начальник лагеря – Сахно Л.В.

Зам. Директора по ВР: Чубаева Наталья Николаевна

Старшая вожатая – Тиманова Татьяна Андреевна

Цель и задачи смены

Цель тематической смены: сформировать готовность к осмыслению исторического прошлого своей страны

— Создание психологически комфортных и доброжелательных условий для длительного пребывания ребенка в смене.

— Стремиться научить детей быть организованными и ответственными, знать способы успешного преодоления трудностей в различных жизненных обстоятельствах.

— Развить навыки креативности. Раскрыть жизненный и творческий потенциал детей, познакомить со способами их развития.

— Дать знания из области психологии, социологии, экологии человека и природы.

— Помочь обнаружить среди массы обрушивающей на ребенка информации действительно важных жизненных ценностей и целей человека, его места в мироустройстве, законов и правил достойной, успешной жизни.

— Способствовать тому, чтобы общение с детьми было постоянным, выслушивать и обсуждать все предлагаемые идеи, направлять детскую фантазию в нужное русло и учить достигать эффекта, как словом, так и делом.

— Освоение опыта вожатского мастерства учащимися старших классов, действующих членов ученического

Эффективные формы по реализации смены

Праздники, игры, викторины, тематические дни, шоу программы, тематические дискотеки

2. Концептуальные основы и идейное содержание смены

Сюжет смены связан с историческим прошлым всего человечества и в его основу лёг сюжет приключенческого романа «Копи царя Соломона» Г.Р. Хаггарда. Поскольку все дети любят приключения, то им предлагается роль искателей приключений. В первый день заезда дети окунаются в игровое пространство и находятся в этом пространстве на протяжении всей смены.

При этом каждый ребенок выбирает для себя определенную роль, и выполняет ее всю смену. Сюжет игры может варьироваться в зависимости от поведения детей и их настроения. В зависимости от принадлежности к возрастной группе, варьируется сложность дороги, ведущей к сокровищам царя Соломона: у старшей группы – самый сложный путь, ведущий через пустыни, горы, и т.д., сопряженный со множеством опасностей; средняя возрастная группа идет по менее сложному пути, и младшая – по наиболее простой дороге.

Отряды делятся на три возрастные сюжетные группы:

Искатели приключений – старшая возрастная группа. Она состоит из леди и джентльменов, ищущих сокровища. Каждый ребенок придумывает себе имя, роль, сюжетную линию, и т.д. Как правило, они — приезжие из Англии и ее Колоний.

Охотники на слонов – средняя возрастная группа. Состоит из охотников, их жен, детей, и т.д. Охотники могут придумать себе имя или прозвище, оружие, одежду, и т.д.

Кукуаны – младшая возрастная группа. Воинствующие племена, достаточно цивилизованные и географически изолированные от остального мира. Делятся на несколько поселений. Обладают самобытной культурой, нравами и обычаями. Каждый ребенок придумывает себе социальную роль, имя-прозвище, создает собственный имидж, боди-арт и антураж.

План работы этой лагерной смены выстроен так, что каждый день происходит развитие сюжетной линии. Путь каждого отряда отражается на Карте смены.

Цель игры: нужно дойти до сокровищницы царя Соломона, в которой дети находят определенный артефакт, при помощи которого совместными усилиями каждого ребенка лагеря на ЗЕМЛЕ происходит победа ДОБРА над всемирным ЗЛОМ.

Каждая возрастная группа курируется Наставником — ему дети сами придумывают Имя. Наставник осуществляет контроль за курируемыми отрядами и учет материальных ценностей сюжетных групп.

При заезде каждый отряд получает набор материальных ценностей, которые могут использоваться как помощь при прохождении приключений смены: оружие; патроны; еда; слоновая кость; вода.

Наставник ведет учет ресурсов каждого отряда. Во время каждого мероприятия отряды могут приобретать дополнительные материальные ценности (дыни, страусиные яйца, дополнительные виды оружия, веревка, алмазы, спички), которые будут использоваться в более поздних приключениях, или обменивать уже имеющие ценности на дополнительные секунды, баллы, и т.д.

За нарушение правил поведения и проживания, норм санитарного состояния, накладываются штрафы.

На линейке открытия, во время творческой части, каждый командир проходит обряд инициации, в результате которого получает ожерелье власти (бечевку с первоначальным символом власти — когтем). Командиром считается тот, кто носит это ожерелье.

Читайте также:  Прическа для праздника 2020

В течение всей смены каждый отряд будет получать тотем (тотем – это священная палка), символом тотема является бусина. Тотемы дают дополнительные разовые привилегии отряду, заработать их можно за отличное поведение, победу в приключении и т.д., различаются тотемы цветом и размером: цвета: красный – не поход (опоздание) на зарядку, синий – минуты лишнего купания на море, желтый – лишняя подсказка(секунды) при прохождении приключения. Размеры – большой, средний, малый.

У каждого представителя административного корпуса есть по одной бусине каждого размера и цвета и у него есть право раз в смену подарить ту или иную бусину любому из отрядов.

Присвоением тотема занимаются сами дети. В течение дня дети наблюдают друг за другом, на вечернем огоньке при желании проводят обсуждение, а на вечерней планерке командиры принимают решение кому, какой тотем достанется. Напоминаем, что тотемов всего девять, поэтому некоторые отряды могут остаться и без тотемов. Здесь же на планерке командиры получают бусины и надевают их на свои ожерелья.

Ожерелья власти требуют охраны, т.к. в случае утраты бусин или самого ожерелья, восстанавливать его никто не имеет права, кроме совета вождей (командиры).

Тематический словарь смены

Лагерь — Саудовская Аравия.

Отдыхающие в лагере дети – леди, джентльмены, охотники, воины, и т.д.,

Командир отряда – вождь

Президент лагеря – король Твала

Старший персонал – люди со звезд

Старшая вожатая – Макумазан

Старший воспитатель — Инкубу

Начальник лагеря — Бугван

Планерка командиров – совет вождей

Планерка вожатых – совет старейшин

Карта –план, иллюстрирующий путь отрядов и ежедневные мероприятия.

3. Механизм реализации проекта

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап смены.

Деятельностью этого этапа является:

-подготовка методического материала по тематике смены;

— обеспечение материально-технической базы в соответствии с выбранной темой;

— отбор кадров для работы в оздоровительном лагере;

— составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)

— заключение договоров с организациями на оказание услуг по обслуживанию и поставке продуктов питания.

Организационный этап смены.

Основной деятельностью этого этапа является:

— запуск программы «Великие тайны или копи царя Соломона»;

— знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.

— введение в тематику отряда и мотивация на активное участие в сезоне;

— совместное целеполагание и планирование жизни отряда (взрослые + подростки).

Основной этап смены:

— реализация основной идеи смены;

-организация и проведение оздоровительных, спортивно – оздоровительных, познавательно-творческих, досуговых мероприятий.

Заключительный этап смены:

— подведение итогов, обобщение, анализ и оценка полученных результатов:

— уровень реализации программы и решения поставленных задач (анализ деятельности);

— удовлетворенность детей отдыхом (анализ анкет, отзывы детей и взрослых);

— уровень физического развития, заболеваемости и оздоровления (анализ данных медицинского и ОФП – тестирования, обращений за медицинской помощью);

— эффективность работы педагогических кадров (анализ анкет, итоговая диагностика профессионального роста педагогического коллектива).

4. Ожидаемые результаты

Участие в проекте тематической смены благотворно скажется на духовном и интеллектуальном развитии детей, будут динамично развиваться творческое мышление, познавательные процессы, лидерские и организаторские навыки.

Использование и реализация предложенных форм работы послужит созданию условий для реализации способностей и задатков детей, что окажет существенное влияние на формирование интереса к различным видам социального творчества, к созидательной деятельности.

План — сетка по реализации смены

ПРИМЕРНЫЕ ОБРАЗЦЫ ОТРЯДНЫХ УГОЛКОВ

ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ В КОПИЛКУ ВОЖАТОГО




Соколова Н. В. Лето, каникулы – путь к успеху: сборник программ и игр для детей и подростков в условиях детского оздоровительного лагеря, — О.: «Детство», 2009.

Титов С.В. Здравствуй, лето! – Волгоград, Учитель, 2007.

Как сделать отдых детей незабываемым праздником: материалы авторских смен.- Волгоград: Учитель, 2007.

Программно-методическое обеспечение воспитательной работы в детских оздоровительных центрах.- М.: ГОУ ЦРСДОД, 2004.

Используемые ресурсы видеоматериалов

Источник статьи: http://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/model_programmi_proekta_tematicheskoj_smeni_letn_120330.html

Оцените статью
Adblock
detector