Как снимали праздник нептуна

Праздник Нептуна (1986)

Регистрация >>

В голосовании могут принимать участие только зарегистрированные посетители сайта.

Если вы уже зарегистрированы — Войдите.

Вы хотите зарегистрироваться?

новое сообщение

отзывы

Ну нельзя же так буквально! :)) Фильм про показуху и обязаловку в области мепроприятий, этому не подлежащих, и дурацкие ЦУ, исходящие от начальства, и творческую реализацию их на местах.

Некоторые наблюдательные увидели шланг под сеном на пути В.В. к крещенской купели, но я на этом не настаиваю. :))

В фильме никакого Крещения и религиозного обряда нету — есть просто мероприятие, даже языческого плана ))) Глазастые наверное глядели себе в одно место — ибо никаких шлангов на видео нету. Собчак — ну собчак. Жирика чуть ли не каждый год показывают ))))

Кроме как просьбы мэра Ярославля (а не распоряжения) больше таких примерно фактов «обязаловки» привести не можете? )))

Источник статьи: http://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/5558/forum/

Вечерний киносеанс: Праздник Нептуна

Режиссер Юрий Мамин: «Посмотрев мою комедию «Праздник Нептуна», Ролан Быков поцеловал меня. Взасос! »

В 1986 году на экраны вышла картина «Праздник Нептуна» и сразу же принесла широкую известность режиссеру Юрию Мамину, ученику знаменитого Эльдара Рязанова. Кто хоть раз посмотрел фильм, наверняка не сможет забыть абсурдно-комичную историю о небольшом типичном советском поселке, в котором существовал клуб моржей. Из-за того, что в члены клуба записывали всех подряд, как в гоголевских «Мертвых душах», количество любителей зимнего купания стало невероятным. И все бы хорошо, да вот когда посмотреть на моржей прибыли шведы, в прорубь пришлось лезть всем жителям поселка…

На счету Юрия Мамина таких смешных и правдивых историй много. Зрители полюбили его фильмы «Фонтан», «Бакенбарды», «Окно в Париж».

— Юрий Борисович, где только вы ни трудились: и в театре, и в Ленконцерте, и на телевидении. Признайтесь, от чего бегали?

— От неинтересной работы. Сейчас убежать легче — просто отказываешься, а в советское время была служба. Алкоголь позволял освободиться от невыносимости жизни. Многие пошли по необратимому пути: Высоцкий, Даль, Юматов, убивший по пьянке соседа…

— Вы в провинцию убежать не пытались?

— После окончания театрального института, еще до армии, мне довелось работать в Великих Луках. Там я ставил дипломный спектакль по Фонвизину «Недоросль». Школьники ходили на него по многу раз, а учителя писали возмущенные письма, ведь спектакль был хулиганский. Начинался со сцены, в которой Митрофанушка сидел в деревенском туалете и, кряхтя, жаловался, что намедни объелся пирогов. Потом выходил, лапал дворовую девку Палашку… Короче говоря, «не хочу учиться, хочу жениться» значило, что «дубина» у него все время стоит и он ни одной юбки не пропустит. В итоге вышла постановка, которую даже из Москвы ездили смотреть. После нее меня сделали и. о. главного режиссера театра.

Когда из армии вернулся, устроился в Ленконцерт, но начал там спиваться. Выкарабкаться помогла жена Людмила, которая постоянно твердила: «Ты — гений». Однажды она заявила: «Хватит пьянствовать! Вспомни, что был одаренным режиссером, попробуй снимать кино!» И я пошел ассистентом режиссера на очень низкую зарплату. Семью кормила жена: она актриса, участвовала в спектаклях, концертах.

— Но работа-то хоть нравилась?

— Работа была собачья! Однажды, например, пришлось дрессировать кур — такое задание дал режиссер Сергей Микаэлян. В его картине «Вдовы» рассказывалось о двух деревенских старушках. Микаэлян объяснил мне, что у одной из них лучшие друзья — курочки: садятся на колени, она с ними беседует… Я смотрел на него и думал: «Он шутит или пытается меня подставить? Куры — это существа, которые, посмотрев направо, забыли, что видели слева. Как с ними репетировать?» В случае неудачи меня могли тут же уволить, ведь был тогда на испытательном сроке.

Снимали под Смоленском. Я поехал в деревню и сказал бабке: «Заплачу вам 50 копеек, только птицу не кормите». — «Как же мои курочки?» — «Ничего, через неделю мы приедем — покормим». Рассчитал, что только едой их можно заманить. Привезли кур на съемку. Я насыпал пшено актрисе на колени и на диван, на котором она сидела. Все знали ситуацию и сочувствовали мне. Открыли ящик, куры медленно пошли. Подошли к героине, стали клевать пшено, а одна даже залетела на постель. Микаэлян пожал мне руку: «Молодец! Только не пойму, почему они так медленно ходят?» Не мог же я сказать, что они неделю не ели! И тут кому-то в голову взбрела идея: «Курам нужен хороший петух — настоящий самец, который их поведет!» Я вспомнил, что в ТЮЗе в одном спектакле занят не петух — настоящий бандит! Позвонил в Ленинград Людмиле и попросил привезти его в Смоленск. Встретил ее ночью на вокзале. Из огромной накрытой корзины, которую жена держала в руках, доносился рев, будто там сидел львенок. Я спросил: «Это петух?» — «Да». Принесли корзину в лагерь. Жена открыла ее, оттуда вылетел огромный белый петух, тут же клюнул ее в запястье, пробил вену, и кровь ударила фонтаном! Потом бросился на меня. Я был в кожаных перчатках, схватил петуха и прикрутил ему шею. Немного, раз пять или шесть. После этого он ко мне больше не подходил — боялся.

Когда его принесли на площадку, меня не было, что-то организовывал в деревне. Вдруг прибежали люди с криками: «Иди скорее в дом, там с ума посходили!» Вошел в избу, гляжу — все сидят на шкафах, а петух ходуном ходит! Еле поймали, посадили обратно в ящик и решили выпустить перед самой съемкой. Но когда выпустили, он стал топтать одну курицу за другой!

— На Высших режиссерских курсах вы учились у Эльдара Рязанова. Поступали к нему намеренно?

— Я очень любил его фильмы. Наиболее удачными считаю «Берегись автомобиля!» и «Служебный роман». Когда был объявлен набор на Высшие курсы сценаристов и режиссеров, я подал заявку. В моей заявочной работе был рассказ, описывающий один день из жизни музыканта военного оркестра. Набор смешных ситуаций, который Рязанову очень понравился.

— Ситуации из личного опыта?

— Да, ведь я служил в духовом оркестре ракетной части. Утро начиналось с того, что мы играли марши на упражнениях, после была репетиция, затем выступление на каком-нибудь мероприятии, например на похоронах. Нам наливали по рюмочке… В общем, любили мы это дело — хоронить! А вечером играли на танцах, где встречали пьяных офицеров. По утрам они, обозленные, били солдат по морде прямо на плацу. Это было обычным явлением, и мало кто жаловался. Я увидел, что такое коммунизм, ведь армия — это примитивный слепок огромной державы: там было и разгильдяйство, и пьянство, и сумасбродство начальства.

— Говорят, будто с вашего фильма «Праздник Нептуна» началась перестройка…

Читайте также:  Поздравления любимой девушке с праздником

— Вполне возможно. Эта картина была снята в 1986 году. Тогда же ее показали на съезде писателей. А началось вот с чего. Подходила моя очередь снимать дебютный фильм. Стал искать сценарий. Вдруг позвонил товарищ — актер Михайлов. Жил он на окраине Ленинграда. Телефона не было, и он вышел на улицу, к автомату. А там какая-то девушка долго говорила. Он подумал: «Ладно, не буду перебивать, пойду к другому автомату». Дошел до следующей остановки и увидел в телефонной будке ту же девушку! Она заявила: «Собралась очередь, мне стало неудобно, я села в трамвай и переехала к этому автомату». Выяснилось, что эта девушка — сестра молодого писателя, который мечтает о кино и уже сочинил несколько небольших сценариев. Зовут его Владимир Вардунас.

Володя предложил мне сюжет: в одном поселке есть клуб моржей, и количество членов клуба вследствие приписок оказалось больше населения поселка. Этим массовым явлением заинтересовалась шведская спортивная делегация. Я увидел неописуемую картину! Вся деревня купается в проруби, шведы смотрят, а кто-то объясняет: «Это все приписки виноваты!» Сказал Вардунасу: «Пиши!»

— Как приняли картину чиновники и простые зрители?

— Каждый день я выслушивал восторженные отзывы, а Ролан Быков даже поцеловал меня. Взасос! Кстати, Михаил Жванецкий, посмотрев мой следующий фильм «Фонтан», сделал то же самое. «Праздник Нептуна» стали тиражировать и посылать на дачи членам политбюро. В Ленинграде в новогоднюю ночь фильм шел нон-стоп во всех кинотеатрах, зрители могли смотреть его бесплатно. Наверное, это и было открытием перестройки.

— А картина «Фонтан», вышедшая в 1988 году, закрепила успех.

— Она получила много наград, добрую половину которых прикарманили московские чиновники. Зрители высоко оценили фильм. Особенно меня удивила реакция французов. Они, правда, смеются не над тем, над чем смеемся мы. Вот пример: жена главного героя плачет над замерзшими тюльпанами, а он собирается звонить в жэк по поводу лопнувшей трубы, но сталкивается с тем, что параллельно по телефону говорит его тесть. Французы падали со смеху, не могли понять, как два человека могут разговаривать по телефону одновременно! А у нас это обычное дело. Потом они осторожно спрашивали, насколько ситуация в «Фонтане» выдумана мною. «Да, в общем, там почти все — правда», — ответил я. Мы ведь даже снимали в доме, где произошла подобная авария: прорвало фановую трубу, и подойти было невозможно.

— По самому известному вашему фильму «Окно в Париж» трудно понять, что вам дороже: цветущая французская столица или сырой Петербург…

— Я старался их уравнять. Тогда, в 90-е годы, Париж был очень привлекателен: мечта русского интеллигента, возникшая еще во времена Пушкина. Сегодня она рухнула: из-за студенческих волнений и демографических изменений в этот город не хочется ехать.

— А когда работали над картиной, хотелось?

— Очень! И мы снимали в Париже. Но эмигрировать я не смог бы: за границей мне нечем заниматься.

— Я слышал, фильм «Окно в Париж» попал в сложную ситуацию.

— Да. Французский продюсер решил побольше заработать, поэтому не стал выпускать фильм (он был снят в 1993-м) в прокат.

— Странный, однако, способ заработать… Вроде бы наоборот надо.

— Дело в том, что он сэкономил на производстве пару миллионов. А во Франции такая система: если картина выходит в прокат, продюсер обязан отдать все долги, а если не выходит, то и отдавать ничего не нужно. Продюсер обманул меня: не представил фильм ни на Венецианский фестиваль, ни на Каннский. Даже на внутренний, российский, не разрешил посылать, хоть меня приглашали и картина имела шанс получить приз. Тогда я сказал, что повезу фильм от России на Берлинале. А он в ответ: «Не надо, мы уже послали». Приезжаю в Берлин — продюсера нет, а картина представлена вне конкурса и демонстрируется в каком-то маленьком зальчике на окраине. Фильм планировали показывать два дня. Пришел я в первый день — сидит ползала… А на следующий день уже полный зал, мест не было, люди толпились на улице! Устроили еще два показа, и снова были аншлаги. Все возмущались: «Почему не в конкурсе?» В конце концов, «Окно в Париж» объявили главным событием фестиваля, продюсеры наперебой стали покупать его.

— В последнее время вы редко снимаете кино. Нету тем или денег?

— Денег нет, а тем предостаточно. Недавно закончил съемки нового фильма.

— Как будет называться картина?

— «Не думай про белых обезьян». Это комедия в стихах о молодом бизнесмене, для которого деньги являются смыслом жизни.

— Причем же здесь обезьяны?

— В основе фильма — древняя буддийская притча. Герою рассказывают ее… на крыше, где он встречает странную компанию: спившегося художника, девушку и сумасшедшего, давшего обет молчания. Сумасшедший медитирует, а молодой бизнесмен спрашивает: «Что он делает?» — «Путешествует», — отвечает художник. — «По крыше?» — «Нет, значительно дальше и выше. Он открыл третий глаз». — «Слушай, и я хочу!» — «Нет ничего проще — не думай про белых обезьян». Бизнесмен, конечно, посылает тех обезьян подальше, а ночью, когда лежит в постели со своей невестой, они ему являются… И в конце фильма полностью завладевают его сознанием: бегают, строят ему рожи. Притча о том, может ли человек контролировать свои мысли.

— Да, замысловатый сюжетец… Почему вы не экранизируете классику?

— Предлагали снять новую версию «Двенадцати стульев», но я отказался. Ни «Двенадцать стульев», ни «Золотой теленок» уже не могут состояться: в них речь идет о том, что нельзя быть миллионером в советской стране. Сегодня это лишено смысла. Сейчас у нас все Остапы Бендеры, да еще такие, перед которыми герой «Двенадцати стульев» выглядит жалкой фитюлькой.

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/id/5bc372e3b7a6b100ac907311/vechernii-kinoseans-prazdnik-neptuna-5c1f68266536ba00aad31a6d

Фильм «Праздник Нептуна» как зеркало советского бюрократического идиотизма

Бюрократическая система бездушна по своей сути. И вряд ли её за это стоит ругать. Ну это всё равно, как ругать компьютерную программу. Это автомат, работающий по определённому алгоритму и человеческие эмоции ему чужды. Конечно, иногда алгоритм устаревает и требует изменений. Но ведь их должен делать не кто попало, а специалисты. Как сказал герой Папанова «Дубинушка» в фильме «Белорусский вокзал»: «Если инструкция устарела, вы добейтесь её отмены, а до тех пор я буду её выполнять». И по своему он прав. Не дело бюрократа разбираться с тем нужен тот или иной параграф или он уже устарел и мешает людям. Бюрократ должен чётко исполнять инструкции. А беда начинается тогда, когда бюрократ сам решает, когда какую инструкцию выполнять, а когда можно «закрыть глаза».

«Не по детски отжигающий» идиот-бюрократ является неотъемным атрибутом всей советской сатиры на всём протяжении её существования, включая, разумеется, киносатиру. Придурок-бюрократ, регламентирующий жизнь попавших в его зону ответственности людей, существовал в СССР всегда. Игорь Ильинский играл его и при Сталине (дебилоид Бывалов из фильма «Волга-волга», 1938 г.) и при Хрущёве (товарищ Огурцов из «Карнавальной ночи», 1956 г.), и при Брежневе (не менее феерический Огурцов из фильма «Старый знакомый», 1969 г.). То есть тип оказался очень живучим, преспокойно вынесшим и сталинские репрессии, и хрущёвский волюнтаризм, и брежневские сиськи-масиськи. И ещё не известно, в какой период ему жилось лучше.

Читайте также:  Самые лучшие мужчины с праздником вас

Однако советская сатира, от души пиная бюрократов, никогда не ставила вопрос: а откуда они берутся, не являются ли порождением системы? Нет, такой вопрос нельзя было найти ни в журнале «Крокодил», ни в киножурнале «Фитиль», ни вообще в каком-нибудь советском произведении. Однако ведь совершенно очевидно, что и Бывалов, и Огурцов сами собой не воспроизводились, если бы не были плотью от плоти Системы. И случайно ли, что «Дубинушка» (Николай Иванович Дубинский) из фильма «Белорусский вокзал» в гражданской жизни стал бюрократом с таким колоритным прозвищем?

Бюрократия, разумеется, появилась не в СССР. Бюрократическая машина Российской империи – притча во языцех. Однако Советская система, разумеется, не была бы такой радикально прогрессивной, если бы просто перенесла бюрократическую систему царской России в XX век, не внеся в неё хотя бы малую толику дополнительного абсурда. И она – советская система, конечно же, внесла. Причём не малую толику, а превратив не самую совершенную царскую бюрократическую систему в нечто совсем уж запредельное. Чтобы понять этот тезис, в качестве наглядного пособия возьмём фильм Юрия Мамина «Праздник Нептуна».

Фильм этот был снят на киностудии «Ленфильм» в 1986 году и смело может быть поставлен в один ряд с такими советскими комедиями, как «Волга-Волга», «Карнавальная ночь» и «Старый знакомый». Причём, если означенные комедии бичевали бюрократа-начальника, то фильм Мамина показывает жертву советского «телефонного права» – сельского руководителя Хохлова Василия Петровича. Через показ всего абсурда ситуации, в которую попал Василий Петрович, Юрий Мамин показал абсурд всей советской системы хозяйствования.

В кинотеатрах фильм Мамина вызывал невероятный, гомерический гогот зрителей в зале. Вплоть до падания под кресла от смеха. Сложно припомнить, чтобы хоть на одной советской комедией 80-х годов люди смеялись также, как на фильме «Праздник Нептуна». Это была просто бомба. Понятно, что такой фильм не мог появиться, если бы в стране не начались перемены, под названием «Перестройка».

Люди конца 80-х смеялись от души над фильмом «Праздник Нептуна», потому что все детали советской жизни знали до изжоги. Сегодня, увы, некоторые моменты надо отдельно объяснять. Например, что такое советские приписки в отчетных показателях. Приписка – это фальсификация данных в сторону их увеличения. Например, завод выпустил 1000 телевизоров, а в отчётах «наверх» в документах указывается 1100 телевизоров. Механизм этот прост и был понятен каждому советскому человеку, вышедшему из пионерского возраста. А некоторые овладевали этим механизмом ещё в пионерские годы, что хорошо показано в детском фильме «Пузырьки», снятом ещё в 70-х годах и «положенном на полку», ибо в эпоху застоя такое показывать было невозможно в принципе.

Приписки делались, конечно, не просто так, а во имя каких-то бонусов. Обычно ради получения премии или для того, чтобы отчитаться перед райкомом/обкомом КПСС, чтобы те не сделали «оргвыводы». Ибо обком/райком мог потребовать таких подвигов, что выполнить их было невозможно в принципе. Но надо. Вот эта характерная советская особенность и положена в основу сюжета фильма «Праздник Нептуна».

Итак, Василий Петрович Хохлов возглавляет небольшой посёлок под эпическим названием Малые Пятки. В Малых Пятках, как и в любом советском сельском поселении, есть Клуб. Клуб возглавляет завклубом с характерной фамилией Дубинкин (аллюзия на «Дубинушку» из «Белорусского вокзала»?). На Дубинкина тоже сверху валятся планы по культурно-массовым мероприятиям. Да-да, в СССР планировалось всё, включая и культурно-массовые мероприятия и количество их участников. Так вот, чтобы выполнить план «по массовости», Дубинкин придумывает такую штуку. Он пишет в плане, что 1 января 1986 года в Малых Пятках будет проведён Праздник Нептуна с купанием в проруби. Уверенный, что никто из вышестоящего начальства 1 января не приедет с проверкой, Дубинкин пишет просто астрономическое число участников заплыва – 150 человек (примерно половина численности Малых Пяток), хотя моржей в Малых Пятках нет вообще. Василий Петрович этот план подписывает и отсылает «наверх». И оба они благополучно об этой «липе» забывают.

Но тут случается беда. Причём беда нешуточная. В райцентр Петровск на экскурсию приезжает делегация шведского клуба моржей. Они интересуются, как в СССР обстоят дела с увлечением зимним плаванием и какой-то вышестоящий начальник радостно им сообщает, что с моржами в СССР всё в порядке и в качестве примера приводит Праздник Нептуна в Малых Пятках. Шведские моржи горят желанием посмотреть на этот праздник. Руководство района радостно соглашается, поскольку уверено, что с праздником всё чисто. После этого руководство района телеграфирует Василию Петровичу, чтобы он принимал делегацию моржей и не ударил перед ними в грязь лицом. Хохлов пытается по телефону объяснить, что это невозможно, но начальство – некий Юрий Васильевич – радостно кричит в трубку: «Молодец, на международный уровень выходишь!». И заканчивает разговор: «проблемы есть? Нет. Хорошо». Всё. Василий Петрович понимает, что надо хоть умереть, но Праздник Нептуна провести. И начинается полный аллес.

В фильме настолько дотошно воспроизведён весь советский бюрократический идиотизм, что его надо бы в школах показывать на уроках истории, как пособие по советскому периоду.

Во-первых, конечно, это вечное советское лицемерное лебезение перед иностранцами. Если небезызвестный Григорий Александрович Потёмкин-Таврический пускал пыль в глаза своей государыне, то СССР всю дорогу пускал пыль в глаза иностранцам. Любое мероприятие, на котором присутствовали иностранцы, становилось чуть ли не главнейшем событием, которое хоть умри, а надо выполнить на пять с плюсом. Одной из страшных пугалок советского периода была: «что о нас иностранцы подумают?».

Во-вторых, эта погоня за массовостью. Сам Василий Петрович, строго говоря, и требовал от Дубинкина массовости. Вот тот ему и выдал «массовость». Вообще, во всём и всегда присутствовала эта вечная советская гигантомания и погоня за цифрами. Чем больше были цифры чего бы то ни было, тем лучше.

Это, кстати, сидит в нынешних советских патриотах по сию пору. Советские патриоты вообще рабы цифр. Не математики, нет, а цифр. Они весь мир воспринимают только через призму «натуральных показателей». И при этом, кстати, вечно фыркают, когда кто-то рассматривает мир через призму «стоимостных показателей». Отсюда, кстати, и эта странная любовь к статистическим данным. Чтобы сделать советского патриота счастливым, надо дать ему в руки статистический справочник за какой-нибудь 1979 год, чтобы он листал его, мусолил циферки увеличения нормы выпуска мясорубок на столько-то процентов «по сравнению с предыдущим отчётным периодом». Вот оно – счастье. Это вбито в подкорку с детства.

Читайте также:  Поздравительные открытки с надписью с праздником

Но глава Малых Пяток Василий Петрович конечно иной. Ему цифры массовости нужны не для радости душевной, а чтобы руководство отстало. Василий Петрович циничный хозяйственник, который зажат между советской реальностью и советской показухой и понимает, что хоть лопни, но надо вторую натянуть на первую.

В-третьих, очень хорошо показан стиль руководства в СССР. Какое там в задницу плановое ведение хозяйства? Чистой воды волюнтаризм на любом уровне и полный бардак. Когда Хохлов приезжает в райком на бюро райкома, там с него «снимают стружку». Но затем «секретарь райкома» твёрдо говорит: «Не знаю что ты будешь делать и как. Мы все в твоём распоряжении, в том числе и я. Но первого числа праздник должен быть». Присутствующий на бюро майор Полищук (видимо, командир какой-то местной воинской части), комментирует эти слова: «А это уже приказ».

Вот вам и плановое хозяйство. Вот вам и отлаженная государственная машина. Хитрый завклубом Дубинкин очковтирательства ради пишет про 150 участников зимнего купания (хотя нет ни одного). А весь район должен включиться в идиотию по претворению этой «липы» в жизнь, поскольку на этот «праздник» хотят посмотреть шведы, то есть – иностранцы. Вернее даже так – ИНОСТРАНЦЫ . Не будь этого фактора – иностранцев – Хохлову просто влепили бы выговор и забыли. Но ради иностранцев хоть в прорубь ныряй, а выполни точно и в срок. Теперь все должны помочь Хохлову организовать Праздник Нептуна любыми средствами. Включая командира части майора Полищука.

Кстати, майор Полищук весьма заметный герой, играющий важную функцию в системе героев фильма. Он олицетворяет силовую составляющую Системы. Полищук весел и циничен. Например, на том бюро, едва сдерживаясь от смеха он шутит: «Ведь ещё совсем недавно два ящика поставить и купались бы до опосинения». Тут надо иметь в виду, что фильм снят в 1986 году, то есть в разгар пресловутой «борьбы с пьянством и алкоголизмом» и конечно же всем ясно, что поставить два ящика (водки) никак нельзя – ибо если об этом узнают ещё выше, то пистон заделают всем участникам. Характерная особенность СССР – периодически проводились какие-то общегосударственные кампании, под которые всё и затачивалось. Так что если сам Генсек принял решение бороться с пьянством, то какие уж тут «два ящика».

Но, кстати, характерно, что до начала этой кампании вполне можно было бы поставить два ящика и тогда бы искупались. Это намёк на то, что в СССР водка в некоторых случаях была второй денежной единицей, ходившей наравне с рублём. Особенно в сельской местности.

Откуда брать людей? Хохлов едет на какую-то местную фабрику и выступает там перед собравшимися рабочими: «Я обращаюсь к вам, потому что помню, как вы не раз спасали ратным ударным трудом честь родной фабрики… От этого мероприятия, товарищи, зависит, что подумают заграницей о наших Малых Пятках… Мы никого не принуждаем – дело добровольное. Но я прошу, товарищи, подойти к этому вопросу со всей серьёзностью и ответственностью».

О, это советское: «Мы никого не принуждаем – дело добровольное. Но я прошу, товарищи, подойти к этому вопросу со всей серьёзностью и ответственностью». Все сразу понимали, что означает это самое «добровольное». Советский человек всю дорогу «добровольно» выполнял идиотизмы своих вождей, чтобы иностранцы сложили правильное представление о «Малых Пятках».

А вот майор Полищук по военному конкретен, сразу берёт быка за рога и начинает угрожать, если кто-то недопонял: «Я хочу сказать, что должны явиться все до одного человека. Иначе будет плохо. Потому что вот в прошлом году у меня один не явился, а после явилися все, даже лишние!».

В те времена это иронично называлось: «добровольно-принудительный» труд.

Каждый кадр фильма великолепен и эпичен. Сложно удержаться от того, чтобы не рассказать весь фильм. Как, например, замечательно показано лицемерное отношение к антиалкогольной кампании: когда всё руководство Малых Пяток садится встречать Новый год с 3-литровыми банками сока (сухой закон!), но на утро всех душит страшный похмельный сушняк, такой, что даже при 30-градусном морозе у колодца выстроилась очередь страдальцев, у которых «трубы горят». Или момент, когда майор Полищук начинает праздник выстрелом из ракетницы, которая дважды даёт осечку и после этого кричит своим солдатам: «Пошлаааа, пошлаааа… Ракееетааа… ЗЕЛЁНАЯ!». Это красноречивый намёк на общее состояние доблестной Советской армии и её боеготовность. Кстати, авторы фильма точно в воду глядели – 27 мая 1987 года Матиас Руст словно продолжая абсурдный идиотизм фильма «Праздник Нептуна», приземлился на Красной площади.

А отношение к природе? Когда ради проверки идеи ещё одного энергичного молодца Хохлов приказывает сунуть в прорубь шланг с отходами от фабрики, чтобы «подогреть воду» в озере. Идея не прокатила. Вся рыба передохла. Но это мелочи – самое главное не ударить в грязь лицом перед иностранцами.

Тема Малых Пяток и их смешного величия идёт через весь фильм. Собственно, малопяточным патриотизмом фильм и начинается, когда на сцене клуба местный хор под руководством бодрого Дубинкина распевает гимн «Малые Пятки, родимый наш край, славься на веки, цвети расцветай. Тучные нивы, хлеба и луга будем любить и беречь от врага». Собственно, после этого гимна любой догадается, что под Малыми Пятками авторы имеют в виду СССР в целом. Автор слов, видимо, сам Дубинкин (он вообще в фильме показан весьма креативным малым). А музыку он взял не какую-нибудь, а из Патриотической песни Глинки. Кстати, эта музыка была гимном РФ с 1990 и вплоть до 2000 года.

А сцена ожидания шведов, когда наряженные в стилизованные наряды русских витязей жители Малых Пяток с копьями в руках с горы всматриваются вдаль, ожидая шведов под музыку из фильма «Александр Невский» – того момента, когда немецкие псы-рыцари несутся на русские полки – это вообще шедевр. И эпический финал, когда вся похмельная толпа с окрестных гор рвётся к проруби, срывая с себя всё до исподнего, чтобы окунуться, Дубинкин орёт в микрофон «Товарищи, остановитесь! Шведы уехали!», Хохлов, полностью обессиленный, сидит безучастно в снегу, а какой-то малый в красной рубахе («как палач») кричит в ответ: «Да хрен с ними со шведами, гуляй, ребята!», а член правления, снимая костюм Деда Мороза, философски замечает: «Этого уже не остановишь». И снова музыка Глинки. Апофеоз советской идиотии! Мамин потом вспоминал, что в финальной сцене в проруби принимали участие местные жители, которые смотрели-смотрели на съёмки фильма, а потом вдруг неожиданно для всего бросились купаться. Загадочная русская душа.

Люди выходили из кинозала со слезами на глазах от смеха. Если кто вдруг не смотрел – этот фильм обязателен к просмотру. А если кто смотрел – пересмотрите ещё раз. Получите искреннее удовольствие от отличной комедии «Праздник Нептуна», в которой, как в зеркале, отразилась вся идиотия советского бюрократизма.

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/id/5b3ec149d16e8800a9ec133e/film-prazdnik-neptuna-kak-zerkalo-sovetskogo-biurokraticheskogo-idiotizma-5c0011e5d1973c00aa5cb163

Оцените статью
Adblock
detector