Как совершать намаз по праздникам

Как совершают праздничный намаз (салят уль-ид)?

В преддверии наступающего праздника Курбан-байрам (Ид-уль-Адха) предлагаем читателям ознакомиться с материалом, раскрывающим особенности совершения праздничной молитвы (салят-уль-ид или ид-намаза), которая является важной составляющей этого дня.

По мазхабу имама Абу Ханифы

‘Ид — это праздник, названный в честь того, что милости Всевышнего Аллаха нисходят на рабов Его и что они возвращаются каждый год с радостями.

Оба ‘ид-намаза установились в шариате в первом году хиджры. От Анаса (да будет доволен им Аллах) рассказывают, что при переселении Пророка (мир ему и благословение) в Медину жители этого города праздновали два дня. Когда Пророк (мир ему и благословение) спросил об этом, ему ответили, что во времена джахилии веселились в эти дни. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал, что Всевышний дал им два дня лучше прежних — это Идуль-фитр (праздник разговения) и Идуль-адха (праздник жертвоприношения).

Праздничный намаз должен совершать каждый, кто обязан совершить джума-намаз. Эта молитва имеет те же условия, что и пятничная, т.е. два ракаата и хутба. При этом в праздничной молитве, в отличие от пятничной, хутбу читают после намаза, и чтение её является сунной, тогда как в пятничном намазе – это фарз.

Время совершения праздничного намаза

Время для праздничного намазов наступает, когда солнце поднимется над горизонтом на высоту копья, что приблизительно спустя 30 минут после восхода солнца. Это также время начала зуха-намаза. Срок же истекает до наступления полуденной молитвы, т.е. до зенита.

Порядок совершения ‘ид-намазов

Начинается намаз с произнесения слов «Ассаляту джами’а», что в буквальном переводе означает «приходите на коллективный намаз». Все становятся в ряды и совершают намерение для праздничного намаза.

После произнесения вступительного такбира «Аллаhу акбар» складывают руки на животе. Читают дуа «Санаъ» («Субẍанака Аллаhума табарака исмука ва та’ала джаддука ва ла иляhа ґайрука»). Затем имам начинает читать такбиры, их ещё называют добавленными. Читают три такбира, при каждом из них поднимают руки, как для вступления в молитву, затем опускают, но не складывают. Каждый такбир произносится отдельно друг от друга три раза, с интервалом на время, за которое можно произнести «Аллаhу акбар» или прочитать «Субẍаналлаhи валẍамдулилляhи ва ля иляhа илляллаhу валлаhу акбар».

После произнесения третьего добавленного такбира руки складывают на животе. Имам читает суру «аль-Фатиха» и желательно суру «А’ля» вслух, затем совершают поясной и земные поклоны и встают на второй ракаат.

Имам читает суру «аль-Фатиха» и желательно суру «аль-Хашия». После чтения приступают к такбирам, их произносят, как и в предыдущем ракаате, три раза. Прочитав четвёртый такбир совершают поясной поклон. Далее совершают земные поклоны, читают «Ат-тахийят» и, завершают намаз произнесением саляма.

После этого остаются сидеть на местах, имам читает обе хутбы, а затем проповедь о праздничном дне.

Такбир, читаемый в дни ташрика

Ташриком называют сушку мяса. Поэтому 11-й, 12-й, 13-й дни месяца зуль-хиджа, т. е. следующие за Курбан-байрамом, называют днями ташрика (аяму ташрик). В эти дни после совершения всех фарз-намазов необходимо мужчинам и женщинам читать такбир. Он читается до послеобеденного намаза 13-го дня.

Порядок чтения такбира таков: «Аллаhу акбар, Аллаhу акбар, Ля иляhа илляллаhу валлаhу акбар. Аллаhу акбар валилляhиль хамд». Необходимо после каждого намаза читать по одному разу, а по три раза читать — сунна.

Желательные действия в оба дня

В эти дни желательно все то, что желательно в пятницу: искупаться, использовать сивак, надушиться благовониями, надеть лучшую одежду, отправиться на намаз пораньше. Но для праздника есть еще и дополнительные суннаты: перед тем как отправиться на праздничный намаз разговения, желательно съесть что-либо, лучше нечетное число фиников. А до намаза Курбан-байрама желательно отложить прием пищи, чтобы поесть из жертвенного мяса.

Читайте также:  Конкурсы для праздника наурыз

По дороге в мечеть (на намаз) читают такбир (в день разговения — про себя, в Курбан-байрам — вслух). Желательно идти одной дорогой, возвращаться — другой. Раздать закятуль-фитр до отправления на намаз. Желательно после молитвы совершить зияраты на кладбище, как можно больше раздать милостыни.

Обе праздничные ночи проходят в бдениях, время проводят в поклонении Аллаху, за чтением Корана, совершая намаз, поминая Аллаха.

Желательно оба эти намаза совершать в поле, порицается без уважительной причины совершать их в мечетях.

Некоторые решения, связанные с обоими праздниками

Если не смог совершить коллективный праздничный намаз (за имамом), его не нужно самому возмещать. Если прошло время ‘ид-намаза (т. е. наступило время обеденного намаза) и вы не успели на намаз, то его можно совершить и на следующий день. Намаз Курбан-байрама можно совершить еще в три последующих дня, если была причина, по которой его перенесли.

Тот, кто вступит в намаз после того, как имам, прочитав такбиры, приступит к чтению суры «аль-Фатиха», прочитает такбиры, следуя за имамом, если не пропускает руку’ за ним. Если не успевает на руку’ за имамом, он, вступив в намаз, отправится на руку’, такбиры же прочтет там. Если вступит в намаз после того, как имам поднимется с руку’а, то восстановит пропущенное по завершении намаза имамом.

Порицательно до или после ‘ид-намазов совершать суннат-намазы. Их можно совершить по прибытии домой. Хутбу начинают с чтения такбира: первый — 9 раз, второй — 7 раз. В дни ташрика такбир можно продолжить добавив: «…Аллаhу акбар кабиран вальхамдулилляhи касиран ва субханаллаhи букратан ва асиля ля иляhа илляллаhу вахдаhу садака ва’даhу ва нассара ‘абдаhу ва а’аза джундаhу ва газамал ахзаба вахдаhу ля иляhа илля ллаhу валя на’буду илля иййяhу мухлисина лаhуддина ва ляв кариhал кафируна. Аллаhумма салли ‘ала саййидина Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин ва ‘аля асхаби Мухаммадин ва ‘аля азваджи Мухаммадин ва саллим таслима».

Зайнула Гамзатов

По мазхабу имама аш-Шафии

Праздничный намаз имеет два ракаата, и намерение на его совершение делается следующим образом: «Я НАМЕРЕВАЮСЬ СОВЕРШИТЬ ПРАЗДНИЧНЫЙ НАМАЗ-СУННА В ДВА РАКААТА ВО ИМЯ АЛЛАХА». Если намаз читается коллективно (в джамаате) то добавляете «СЛЕДУЯ ЗА ИМАМОМ».

После произнесения такбира вступления в намаз «Аллаhу акбар» желательно прочитать молитву «Ваджжаhту», затем желательно семь раз поднять руки как при вступлении в намаз и произнести такбир «Аллаhу акбар». После первых шести такбиров читают молитву «Субẍаналлаhи валь-ẍамду лилляhи ва ля иляhа илляллаhу валлаhу акбар». А после седьмого «Аллаhу акбар» приступают к чтению суры «аль-Фатиха». (Если намаз коллективный сперва имам прочтёт вслух, а мамумы прочтут потом). После суры «аль-Фатиха» желательно прочесть суру «аль-Каф» или суру «аль-А‘ля».

Далее совершают поясной и земные поклоны и встают на второй ракаат, произнося «Аллаhу акбар». После этого читают такбир пять раз. После первых четырёх такбиров читают молитву «Субẍаналлаhи валь-ẍамду лилляhи ва ля иляhа илляллаhу валлаhу акбар». А после пятого «Аллаhу акбар» приступают к чтению суры «аль-Фатиха». (Если намаз коллективный сперва имам прочтёт вслух, а мамумы прочтут потом). После желательно прочесть суру «аль-Камар» или «аль-Гашия».

Далее совершают поясной и земные поклоны, читают сидя молитву «Ат-тахият», и завершают намаз произнесением саляма.

Если намаз совершают коллективно, то после него следует прочесть две хутбы с теми же условиями, которые следует соблюдать при хутбах пятничного намаза.

Если человек не может прочитать намаз вышеназванным способом, он делает намерение на праздничный намаз (салят-уль-‘ид) и читает обычный намаз-сунна в два ракаата.

И так как праздничный намаз бывает раз в году, мусульманину не следует пренебрегать им, и если он пропустил его по уважительной причине, ему желательно возместить его.

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Источник статьи: http://islam.ru/content/veroeshenie/43774

Праздничный намаз – это подарок Всевышнего верующим

Праздничный намаз является крайне важной по шафиитскому масхабу сунной (суннат-ун-муаккадатун). А по ханафитскому – ваджибом (больше чем сунна – меньше чем фард).

Читайте также:  Производственный календарь 2021 узбекистан с праздниками

Наш любимый Пророк (мир ему и благословение) уделял большое внимание совершению праздничного намаза и не пропускал его. Поэтому тому, кто имеет возможность для его совершения, порицаемо ею пренебрегать.

Сунной по шафиитскому и ваджибом по ханафитскому масхабу является совершение праздничного намаза в мечети коллективно. Желательно отправиться в мечеть длинной дорогой, а вернуться короткой. У кого нет возможности совершить намаз в мечети, и есть на это Шариатом обоснованная разрешительная причина, – тот может совершать праздничный намаз дома.

Этика праздника: действия, являющиеся желательными, но необязательными

В эти дни желательно все то, что и в пятницу: искупаться, использовать сивак, надушиться благовониями, надеть праздничную одежду (лучше белого цвета), отправиться на намаз пораньше. Не стоит слишком много времени и денег уделять для покупки праздничной одежды.ассказывают, что Умар бин Абдуль Азиз (пятый праведный халиф) (раа) в праздничный день увидел своего маленького сына, одетого в изношенную рубашку, и заплакал. Сын спросил: «Что заставило тебя заплакать?» Умар ответил ему: «О сынок, я боюсь, что в этот праздничный день ты будешь в печали оттого, что твои сверстники увидят тебя в этой изношенной рубашке». На что сын ответил: «О Повелитель Правоверных, поистине печалиться стоит тому, кого Аллах не наделил Своим довольством, или же тому, кто заставляет страдать своих родителей, а я надеюсь, что Аллах будет доволен мною, так как ты, мой отец, доволен мною». Прижав его к себе, Умар заплакал, поцеловал в лоб и прочитал дуа за него. И после смерти Умара его сын был самым набожным среди людей.

Также есть поговорка:

«Праздник не у того, кто надел хорошую одежду. Праздник у того, кто проявил больше усердия в поклонении».

Но для праздника есть еще и дополнительные суннаты: перед тем как отправиться на праздничный намаз разговения, желательно что-нибудьсъесть, лучше нечетное число фиников. А до намаза Курбан-байрама желательно отложить прием пищи, чтобы затем поесть блюдаиз жертвенного мяса.

С момента наступления праздничной ночи (а она начинается с азана на магриб) крайне желательно многократное произнесение такбира дома, в дороге, в мечети, на рынке – делая это вслух и громко. Женщинам же в присутствии посторонних мужчин не разрешается произносить вслух такбир. Его время заканчивается, когда имам начинает праздничную службу. Желательно идти на праздничный намаз одной дорогой, возвращаться – другой. Раздать закятуль-фитр (активная ссылка на матерал закят-уль-фитр) до отправления на намаз.

Когда читается ид-намаз?

Во время праздника разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам) и в праздник жертвоприношения (Ид-аль-адха, Курбан-байрам).

Время для обоих праздничных намазов наступает, когда солнце поднимается над горизонтом на размер штыка, спустя 30 минут после восхода солнца. Это время начала зуха (духа)-намаза – Его срок истекает с наступлением обеденного намаза, т. е. когда солнце оказывается в зените – за 15–20 мин до азана.

Праздничный намаз имеет два ракаата, и намерение на его совершение делается следующим образом: «Я намереваюсь совершить двухракаатный праздничный намаз по случаю Уразы-байрама (Курбан-байрама) ради Всевышнего Аллаха».

Если намаз совершается джамаатом (коллективно), то к намерению ещё добавляют «вместе с джамаатом» или «за имамом».

Как и в других намазах, связывая с намерением, произносят «Аллаху акбар», одновременно поднимая руки до уровня ушей, и таким образом приступают к намазу.

Порядок совершения ид-намаза по шафиитскому масхабу

В начале намаза, сложив руки под грудью (как при чтении суры «Аль-Фатиха»), те, кто знают, читают молитву (дуа) «Вад-джахту». По окончании этой молитвы, опять поднимая руки, произносят «Аллаху акбар», затем, опустив и сложив их под грудью, читают: «Субханаллахи вальхамду лиллахи ва ла илаха илла ллаху валлаху акбар» («Пречист Аллах, вся хвала Аллаху, и нет никого и ничего (бога, божества), кому следует поклоняться, кроме Аллаха, и превелик Аллах»).

После чтения этой молитвы опять поднимают руки и произносят «Аллаху акбар», затем, как и в первый раз, сложив руки под грудью, читают ту же молитву («Субханаллахи вальхамду лиллахи ва ла илаха илла ллаху валлаху акбар»). И так шесть раз произносится «Аллаху акбар» (не считая «Аллаху акбар», произнесённого для вступления в намаз) и шесть раз читают «Субханаллахи вальхамду лиллахи ва ла илаха илла ллаху валлаху акбар». После этого в седьмой раз произносят «Аллаху акбар», после чего читают «Аузу» и суру «Аль-Фатиха». Далее, до окончания второго земного поклона (суджуда), всё делают как в обычном намазе.

Читайте также:  Кил йыш патти чувашский праздник

Вставая со второго земного поклона для совершения второго ракаата, поднимают руки и произносят «Аллаху акбар». Затем складывают их под грудью. Вновь поднимают руки, произносят «Аллаху акбар», кладут их под грудью и читают «Субханаллахи…». И так четыре раза поднимают руки, произносят «Аллаху акбар» (не считая произнесённого, вставая с суджуда) и четыре раза читают «Субханаллахи…». После этого в пятый раз поднимают руки и произносят «Аллаху акбар», затем, сложив руки под грудью, читают суру «Аль-Фатиха». Далее всё совершают как в обычном намазе.

В обоих ракаатах после суры «Аль-Фатиха» желательно читать ещё что-нибудь из Корана. Лучше всего в первом ракаате – «Каф», во втором – «Иктараба», а кто не знает их, в первом – суру «Аль-Кафирун» («Кул я аййухал кафируна. »), во втором – «Ихлас» («Кул хува. »).

После завершения праздничного намаза в мечети имам читает хутбу, состоящую из двух частей, как и перед пятничным намазом.

Кто совершает намаз-ид дома, лучше совершить его джамаатом (коллективно) вместе с остальными членами семьи (с женой, детьми, матерью, сестрами и т. д.).

Кто не знает приведённой выше молитвы, может совершить обычный двухракаатный намаз-сунну, имея намерение совершить намаз-ид. В этом случае праздничная молитва тоже считается совершённой, и совершивший её получит соответствующее вознаграждение.

Порядок совершения ид-намаза по мазхабу имама Абу Ханифы

Начинается намаз со слов «ассалату джамиа», что в буквальном переводе означает «приходите на коллективный намаз». Все становятся в ряды и совершают намерение для праздничного намаза. После произнесения слов «Аллаху акбар» совершающие намаз за имамом мамумы (так называют читающих намаз за имамом) складывают руки на животе. Читают дуа «Санаъ» («СубхIанака Аллагьума табарака исмука ва та’ала джаддука вала илагьа гъайрука»). Затем имам начинает читать такбиры. Это три такбира, не считая такбира при вступлении в намаз, при каждом из них поднимают руки, как для вступления в молитву, затем опускают вдоль тела. Каждый такбир произносится отдельно друг от друга три раза, с интервалом на время, за которое можно произнести «Аллаху акбар», или прочитать «Субханаллахи валхамдулиллахи ва иллаха иллаллаху валлаху акбар». После произнесения третьего такбира руки складываются на животе. Имам читает суру «Аль-Фатиха» и желательно суру «А’ля» («Высочайший») вслух, затем совершают руку и сужуд и встают на второй ракаат. Имам читает суру «Аль-Фатиха», затем желательно суру «Аль-Хашия» («Покрывающее»). После чтения приступают к такбирам, их произносят, как и для предыдущего ракаата, три раза и четвертый такбир – для рукуа. Совершают руку сужуд, читают «Аттахийяту» и, как обычно, выходят из намаза после произнесения салама в обе стороны и остаются сидеть на местах, имам читает две хутбы.

Где читают ид-намаз женщины и дети

По ханафитскому и шафиитскому масхабу ид-намаз совершают только те, кто обязан совершить джума-намаз, а именно: мужчины и совершеннолетние мальчики. Когда глава семьи отправляется в мечеть, чтобы совершить намаз-ид, пусть велит супруге и дочерям помолиться дома, а сыновей лучше взять с собой в мечеть, чтобы они привыкали посещать Дом Аллаха.

Если пропустил ид-намаз

Если пропустили праздничную молитву, то, по шафиитскому масхабу, её желательно (сунна) возместить как пропущенную. Чем быстрее, тем лучше, но сроком эта возможность не ограничена. По ханафитскому масхабу, если не смог совершить коллективный праздничный намаз (за имамом), его не нужно возмещать в этот день, а можно возместить на следующий. Намаз Курбан-байрама можно совершить еще в три последующих дня, если была причина, по которой его перенесли.

Канонический отдел портала Ислам.ру

Источник статьи: http://islam.ru/content/veroeshenie/43920

Оцените статью
Adblock
detector