- ГДЗ литература 9 класс, Коровина; поэзия XIX века. Как вы понимаете эти стихотворения?
- Опыт лингвистического анализа стихотворения М.Дудина «Печаль по жаворонку»
- 10-й класс
- Словарная работа
- Работа с новым материалом
- Итог урока
- Вывод учителя
- Домашнее задание
- Анализ стихотворения «Дума» Лермонтова
- Краткий анализ
- История создания
- Композиция
- Средства выразительности
ГДЗ литература 9 класс, Коровина; поэзия XIX века. Как вы понимаете эти стихотворения?
Как вы понимаете стихотворения «Родина», « Пророк», «Молитва»? Каковы духовные страдания поэта (одиночество, непонимание. ), и с чем он связывает свои надежды (героическое прошлое, вера в Бога)?
Стихотворение «Родина» выражает неоднозначное отношение поэта к России. Причиной его любви к родине становится не признание (умом) величия и мощи Российской державы, а осознание (сердцем) величия и красоты русской природы, трогательной простоты народной жизни. Россию официальную поэт не уважает и не любит, а Россию «родную» — простонародную — любит и восхищается ею. В этом состоит противоречивость его любви к Родине. Но эта любовь возникает помимо его воли, поэт признаётся, что любит родину «за что, не знаю сам». Поэтому это чувство Лермонтов называет «странным».
Основная тема стихотворения «Пророк» — это размышление о задачах поэта и назначении поэзии в современном автору обществе. Его пророк одинок, люди не понимают его, а за «любви и правды чистые ученья» даже побивают камнями. Пророк приходит к ним с добром, а жестокие невежественные люди отвечают ему ненавистью и презреньем. В пророке они видят гордого, неуживчивого и странного человека.
Этим автор показывает несовершенство человеческой природы, бездуховность и нравственное уродство современного ему мира. Негармоничному миру людей Лермонтов противопоставляет счастливый и цельный мир природы. Растения, звери, звёзды — всё находится в гармонии в совершенном мире, созданном богом, всё радостно внимает пророку.
Трагедия поэта-пророка в том, что он хочет сделать мир людей совершеннее. Он любит людей и желает им добра, потому не может просто покинуть их. На алтарь любви к людям пророк кладёт своё счастье и свою свободу.
Стихотворение «Молитва» — это лирическая исповедь поэта. В нём он пытается выразить свою душу, отобразить свои сокровенные желания и стремления, показать всё, чем он живёт и что дорого для него. Он просит прощения у Бога за то, что бешеная жажда жизни, земные «страсти» — любовь и ревность, радость и страдание, заблуждение и вдохновение — всё это мешает ему вернуться к Господу по «тесному» пути спасения. Слишком сильна в нём «жажда» действовать, которая проявляется в творческом даре. Слишком велика тяга к искушениям жизни.
С одной стороны, поэт кается перед Богом, сознавая, что его мятежная душа не соответствует душе истинного христианина. С другой стороны, в его молитве звучит настоящий вызов Господу: если Бог хочет смирения и покаяния поэта, он должен угасить «чудный пламень» деятельности в душе поэта, то есть лишить его живой жизни.
Для лирического героя Лермонтова характерно чувство мучительной раздвоенности между земным и небесным, прошлым и настоящим, родиной и чужбиной, покоем и деятельностью, жизнью и смертью, любовью и ненавистью, добром и злом. Поэт страдает оттого, что тянется к людям, а те не понимают его; ищет любви, но его мольбы остаются без ответа, и он начинает ненавидеть. К Богу поэт обращается очень редко. Единственные моменты, когда ему удается почувствовать божественное присутствие — это моменты единения с природой. Но чаще поэт бросает Богу вызов, борется в его лице с судьбой, с предопределённостью; тянется к земному, мятежному и страстному. То, что происходит в его душе, не каждому дано почувствовать. Век сильных страстей, героев-богатырей уже прошёл. Его поколение представляется поэту ненужным и ничтожным, он бросает ему упрёк: «Богатыри — не вы!». Поэтому с героическим прошлым он тоже не может связывать свои надежды. Поэт противопоставляет себе обществу, миру, Богу. «Одинок я — нет отрады. », — восклицает он. Одиночество мешает поэту обрести счастье. Но вместо счастья он обретает свободу, символом которой становится парус «одинокий» («Парус»). Он ищет жизнь в борьбе, покой — в «буре», утверждая тем самым веру в безграничную духовную силу и возможности человека.
Источник статьи: http://class.rambler.ru/temy-gdz/gdz-literatura-9-klass-korovina-poeziya-xix-veka-kak-vy-ponimaete-eti-stihotvoreniya-69420.htm
Опыт лингвистического анализа стихотворения М.Дудина
«Печаль по жаворонку»
10-й класс
1) закрепить опыт детального комплексного анализа текста;
2) вырабатывать умение проникать в поэтический текст;
3) учить внимательному отношению к слову, пробуждать интерес к поэзии.
Тип урока: практикум.
Жизнь беззащитна,
И Любовь – нежна.
И Разум – Землю
Облагает данью.
И точная Ответственность
Должна
Сопутствовать
Великому Познанью.
Словарная работа
По лексическому значению узнайте слово и запишите его грамотно.
Ученик берет карточку, на которой написаны лексические значения слов, и пишет их на обратной стороне доски; ученики по значениям узнают слова и записывают их в тетрадь, после написа-ния – проверка слов в диктанте.
1) Держаться в воздухе на неподвижно раскрытых крыльях. (Парить.)
2) Слово, имеющее то же значение, что и песня; глава поэмы. (Песнь.)
3) Многозначное слово, переносное значение которого – «благородное, высокое». (Возвышающее.)
4) Фразеологизм, взятый из молитвы со значением «хлеб, нужды для существования», имеет переносное значение – «жизненно необходимый». (Насущный хлеб.)
5) Синоним к словам исключительно, беспримерно, неподражаемо, используемый чаще в книжной речи. (Неповторимо.)
6) Тот, кто пашет землю. (Пахарь.)
7) Внимание, попечение, уход. (Забота.)
8) Будущее. (Грядущее.)
9) Многозначное слово, одно из значений которого – «участь, судьба». (Доля.)
10) Многозначное слово, одно из значений которого – «день радости и торжества по поводу чего-нибудь». (Праздник.)
11) Постоянный эпитет к слову земля. (Кормилица, мать.)
12) Эмоциональный настрой произведения. (Пафос.)
– Скажите, ребята, каким словам мы уделяли внимание в словарном диктанте – относящимся к бытовой или приподнятой лексике? (Приподнятой, многие из этих слов имеют в словаре пометку «высок.», и взяты эти слова из стихотворения, которое мы сегодня будем анализировать.)
Работа с новым материалом
Цель нашего занятия – произвести лингвистический анализ стихотворения Михаила Александровича Дудина «Печаль по жаворонку».
– Вспомните, пожалуйста: что вы знаете о поэте Дудине?
(Родился в двадцати километрах от Иванова, города текстильщиков. В детстве часто пропадал в лесу и на реке, воспитанием его занимался дед, он научил мальчика читать, привил любовь к поэзии. Учился Дудин в ФЗУ, потом работал литсотрудником в ивановских газетах и учился в вечернем пед-институте. Прошел войну, был на Ленинградском фронте. Первая книжка стихов «Ливень» вышла в 1940 году. Герой труда, в 1981 году получил Государственную премию СССР. Писал стихи на различные темы, интересны фронтовая лирика и стихи о социальной и духовной жизни человека.)
А. Работа с текстом
Учитель. Перед вами стихотворение «Печаль по жаворонку». Внимательно прочитайте его, подготовьтесь к выразительному чтению вслух.
В своем паренье после взлета
Прекрасна жаворонка песнь.
В ее святой свободе что-то
Нас возвышающее есть.
С заботой о насущном хлебе,
Неповторимо хороша,
Парила с жаворонком в небе
И пела пахаря душа.
Высокой радовалась доле
Земля – кормилица и мать.
. Но песни жаворонка в поле
Сегодня что-то не слыхать.
Куда ты скрылся, гость любезный?
Куда, грядущее губя,
Своею музыкой железной
Двадцатый век загнал тебя?
Ужель ты не вернешься боле
На праздник радостных забот?
Ведь нет без жаворонка поля,
И неба нет, и хлеб не тот.
Учитель. Каков, по-вашему, смысл названия стихотворения? (Взаимоотношения человека и природы.)
Каков пафос стихотворения? (Торжественный и грустный.)
Что помогает нам это определить? (Лексика стихотворения – высокие слова.)
Назовите опорные слова в тексте, подчеркивающие пафос произведения.
Прочтите опорные слова, придающие стихотворению грусть.
Ученик. Название стихотворения – Печаль (по жаворонку). Это слово древнерусское, означает скорбь, грусть, заботу, тревогу; во второй строфе эту тему повторяет опорное слово – забота (на старославянском – беспокойство).
– Прочтите опорные слова, придающие стихо-творению торжественную интонацию.
Ученик. В первой строфе звучат слова: святой, возвышающий – в основе значение «высокий», в пятой строфе слово праздник – день торжества.
Учитель. Таким образом, понять пафос стихо-творения помогают и опорные слова, передающие эмоциональный настрой всего произведения.
Выпишите из текста стихотворения слова, употребляемые в переносном значении.
1. Ученик у доски. (Душа парила, пела; земля – кормилица и мать – радовалась; железная музыка; праздник радостных забот.)
– Назовите и выпишите эпитеты из текста.
2. Ученик. (Святая свобода, высокая доля, гость любезный.)
– С какой целью автор использует эпитеты и метафоры в стихотворении?
Ученик. Чтобы сделать текст стихотворения благозвучным, красивым, ярким, неповторимым.
Учитель. Возвышенная лексика стихотворения помогает нам понять торжественно-грустный пафос произведения.
Б. Выполните лексический разбор слова святая (свобода).
1) а) проникнутая высокими чувствами, возвышенно идеальная (высок.);
б) заветная, истинная, исключительная по важности (высок.);
2) многозначное слово;
3) синоним – возвышающая; антоним – низменная;
4) общеупотребительное, книжное, высокий стиль;
5) древнерусское, святъ, святый, общеславянское в значении «святить», «святой», «праздник».
Учитель. По объему это стихотворение небольшое.
Ученик. Пять строф, написанных катреном, – всего двадцать строк.
Учитель. Определите метр (размер) стихотворения.
В своем паренье после взлета
Прекрасна жаворонка песнь.
В ее святой свободе что-то
Нас возвышающее есть.
(Это четырехстопный ямб.)
Учитель. Как вы думаете: почему автор для своего стихотворения избирает именно этот метр?
Ученик. Это универсальный метр, позволяющий создать и торжественные стихи, и бытовые. Благодаря своей гибкости позволяет передать малейшие оттенки переживаний.
Учитель. Это самый распространенный метр русского стихосложения. Им, например, написано более половины пушкинских стихов. Обратите внимание на то, что в тексте встречаются облегченные стопы (пиррихий) и утяжеленные (спондей). И именно они позволяют поэту разнообразить музыкальный рисунок стиха, сделать его то более плавным, то более резким, четким. А это помогает нам воспринимать то торжественный, то грустный пафос стихотворения.
В. Внимательно прочитайте еще раз это стихотворение. Как по-вашему, помогает ли звуковой строй языка стихотворения понять его пафос?
Ученик. Помогает, торжественность стихотворению придает частое употребление звуков: [р] (16), [е] (19).
Учитель. Яркое, торжественное звучание придает стихотворению частое использование звонких согласных (147), глухих согласных – только 83, а гласных – 167.
Г. Сделаем запись четвертой строфы стихотворения.
Куда ты скрылся, гость любезный?
Куда, грядущее губя,
Своею музыкой железной
Двадцатый век загнал тебя?
– Объясните орфограммы и знаки препинания в этих предложениях.
Какова роль вопросительных предложений в этом микротексте? (Риторические вопросы помогают почувствовать торжественно-грустный пафос.)
Скажите: а в целом по тексту предпочтение каким предложениям отдает поэт?
О чем свидетельствует тот факт, что простых предложений больше? (Стремление сосредоточить жизнь в едином мгновении, в предельной конкретности которого художественным усилием раскрывается состояние мира.)
Запишите последнее предложение, объясните знаки препинания.
Ведь нет без жаворонка поля, и неба нет, и хлеб не тот.
– Почему именно последнее предложение автор делает сложным, сложносочиненным? (В сложносочиненном предложении четко выражаются смысловые отношения.)
Д. Выполните морфемный разбор слов:
Итог урока
Учитель. Что помогает нам понять пафос стихотворения?
Ученик. Все языковые средства: и морфологические, и фонетические, и синтаксические – подчинены эмоциональному настроению стихотворения в целом.
Учитель. Использование простых предложений более точно передает пафос стихотворения.
Вывод учителя
Мы убедились, что Дудин – мастер. Ему удалось найти гармоничную форму для образного выражения своих чувств и мыслей. Как вы считаете, создавая это стихотворение, автор специально подбирал подходящие языковые средства? Скорее всего – нет. Он – поэт, поэтому он писал о том, что подсказывало ему сердце, интуитивно используя те самые необходимые слова, обороты, звуки, о которых мы говорили сегодня на уроке.
Домашнее задание
Напишите сочинение-анализ, небольшое по объему, используя тот материал, который собрали сегодня на уроке. Отразите в сочинении собственный взгляд на стихотворение.
Источник статьи: http://rus.1sept.ru/article.php?ID=200502109
Анализ стихотворения «Дума» Лермонтова
В стихотворении М. Ю. Лермонтова “Дума” присутствует ярко выраженная гражданская позиция поэта, слышна скорбь о судьбе нового поколения. Автор порицает равнодушие и эгоизм общества, отсутствие высоких идеалов и стремление к праздному существованию.Полный и краткий анализ “Дума” по плану поможет при подготовке к уроку литературы в 9 классе.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Дума.
История создания – написано в 1838 году в период общения с бывшим декабристом на Кавказе.
Тема – потерянного поколения, бессмысленного существования дворянства.
Композиция – пять строф с ослабленной структурной, но сильной тематической связью.
Жанр – лирическая исповедь с философским и гражданским пафосом, имеет сходство с элегией, сатирой, эпиграммой.
Стихотворный размер – в основном шестистопный ямб с перекрёстной рифмовкой.
Метафоры – “огонь кипит в крови”, “мы вянем без борьбы”, “иссушили ум”, “тощий плод”, “чаша наслаждения”.
Эпитеты – “презренные рабы”, “поздний ум”, “тощий плод”, “бесплодная наука”, “осмеянные страсти”, “сладостный восторг”, “бесполезный клад”, “тайный холод”, “роскошные забавы”, “добросовестный, “угрюмая толпа”, “презрительный стих”.
Метонимия – “богаты мы едва из колыбели”, “и к гробу мы спешим”.
Сравнение – “жизнь томит, как ровный путь без цели”, “как пир на празднике чужом”.
Оксюморон – “добросовестный, ребяческий разврат”.
История создания
В 1838 году было написано сильнейшее из произведений Лермонтова – стихотворение “Дума”. Оно жёстко и непримиримо характеризует поколение тридцатых годов, которое погрязло в нигилизме и безразличии. В 1839 году оно было опубликовано в “Отечественных записках”, а после в 1840 году вошло в единственный сборник стихов Лермонтова, который был издан при жизни поэта.
Его написание пришлось на период знакомства Лермонтова с бывшим декабристом. События происходили на Кавказе, во время первой ссылки: Лермонтова поразила сила духа, твёрдость, верность своим принципам своего нового знакомого. Этот человек так разительно отличался от окружения поэта, сытого, безразличного, не во что неверящего. Такой контраст заставил Лермонтова высказать его в поэтической форме, родилось великолепное сильное, глубокое, безжалостное в своей правдивости.
Духовная и социальная трагедия потерянного поколения. Автор пишет о своих современниках, которые рождены в богатстве, либо живут “ошибками отцов” , не видят смысла в жизни, не совершают поступков, плывут по течению, трусливо и беспринципно проживая каждый день своей пустой жизни. Не имея цели, не чувствуя вкуса жизни, они медленно шагают в сторону “могилы” , которая их совершенно не страшит.
Идея стихотворения в том, что человек, не способный жить, творить добро, чувствовать, помогать, любить, познавать Бога, никчёмен, его существование тускло и бессмысленно. Смерть не так страшна, как жизнь, которую ведёт “потерянное поколение” . Их ум и сердце очерствели, ни искусство, ни творчество, ни политика не способны затронуть что-то в глубине сознания этих людей. Когда человеку не к чему стремиться, он превращается в “молодого старика”, такие люди не оставят следа для потомком, исчезнут с лица земли незамеченно и бессмысленно.
Лирический герой не только раскрывает чудовищную картину жизни своих современников, но и находит черты этой “болезни” и у себя. Именно эти строки раскрывают стиль жизни самого поэта: “И ненавидим мы, и любим мы случайно, ни чем не жертвуя ни злобе, ни любви…” . Общественно-политические факторы способствовали “взращению” такого поколения, они – люди без будущего, это страшно и горько.
Композиция
Композиционно стихотворение делится на пять строф, не имеющих сильной связи между собой. Связь достигается за счёт тематической целостности. Лирическая исповедь ведётся от второго лица множественного числа, поэт причисляет себя к потерянному поколению, видит горькие симптомы и в своей и в чужих душах. Эта откровенность подкупает и вызывает не осуждение, а жалость.
Жанр “Думы” можно определить как философско-гражданское лирическое стихотворение, оно близко к философской элегии или лирической исповеди гражданского характера. Есть в стихотворении и черты эпиграммы и сатиры. Основной размер, которым пользовался автор – шестистопный ямб, иногда он меняется на пятистопный и четырёхстопный для выделения определённых мыслей и фраз. Перекрёстная рифмовка и богатая насыщенная рифма – традиционны для лермонтовского стиха.
Средства выразительности
Эпитеты – “ презренные рабы”, “поздний ум”, “тощий плод”, “бесплодная наука”, “осмеянные страсти”, “сладостный восторг”, “бесполезный клад”, “тайный холод”, “роскошные забавы”, “угрюмая толпа”, “презрительный стих” .
Нетрудно заметить, что большинство эпитетов имеют отрицательную окраску, что создаёт характер всего произведения. Очень тонко поэт подметил отношение своего поколения к жизни с помощью сравнения и метонимии: “нас жизнь томит, как ровный путь без цели, как пир на празднике чужом…”, ” и к гробу мы спешим без счастья и без славы” .
Источник статьи: http://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/duma.html