Дева днесь Пресущественного рождает, и земля вертеп Неприступному приносит, ангелы с пастырями славословят, волхвы же со звездою путешествуют: ибо нас ради родился Отроча Младо, Превечный Бог. Кондак Рождества Христова
Светлый праздник Рождества Христова известен сегодня подавляющему числу людей в нашей стране. Даже сам день 7 января официально является праздничным. А какие мысли и чувства вызывает это праздник лично у вас? Какие надежды вы с ним связываете и как он проходит в вашей семье? Чего бы вы хотели пожелать в этот день другим людям?
Елена (35 лет, педагог)
Рождество для меня — добрый, светлый, радостный праздник. В нем соединяется и неразрывная связь поколений, и величие материнской любви, и надежда на светлое будущее, торжество добра и любви, любовь и забота о своих близких. Морозная погода, узоры на стекле, скрип снега под ногами, огоньки наряженных елок, трогательный перезвон колоколов всегда подчеркивают светлость, чистоту этого праздника, создают атмосферу согласия, взаимопонимания, любви. Появляется искреннее желание стать лучше и добрее, изменить себя и жизнь своих близких.
С рождением Христа у людей появилась надежда на спасение, на жизнь вечную. Наверное, поэтому именно в Рождество так хочется верить в чудеса. На душе становится тихо и светло, появляется покой в душе, который практически невозможно обрести в обыденной суете.
Для меня Рождество — семейный праздник, мне очень нравится в эти дни приезжать к родителям, когда вся семья собирается за столом, все дарят друг другу маленькие подарки, царит атмосфера добра и уюта. Пожелать в эти светлые дни хочется только добра и любви, терпения и милосердия по отношению к своим близким людям, а еще — веры в чудеса.
Тамара (52 года, служащая)
Я выросла в то время, когда празднование христианских праздников могло вызвать большие неприятности. Храма у нас не было (его взорвали в 1938 году). Священника я в своем детстве не видела ни разу (крестили меня еще совсем младенцем). Но праздники Пасхи и Рождества Христова праздновали все в нашем селе. Что означают эти праздники, нам рассказывали бабушки — все, что помнили из своего детства. За долгое время отсутствия какой-нибудь литературы и проповедей смысл этих праздников в умах бабушек исказился, оброс суевериями. Однако в моей памяти осталось очень светлое воспоминание об этих праздниках.
Рождество Христово приходилось на зиму, когда не было никакой особой работы. К празднику готовилось очень много вкусных блюд, делалась генеральная уборка дома и стирка всего, что можно постирать. В сам праздник (а праздновался он три дня) наряжались в праздничные одежды и ходили в гости. В первый день — обязательно к родителям и обязательно с хлебом. Все было торжественно и чинно. И погода всегда была морозной и солнечной. Снег искрился и скрипел под ногами. Даже не понимая до конца смысла этого праздника, я понимала, что происходит что-то таинственное и необычное.
Сейчас я хожу в храм, читаю труды святых Отцов и богословов. Я обрела веру. Рождество Христово — это Боговоплощение, весь смысл которого человек понять и осознать до конца не в состоянии. Это событие вселенского масштаба. Даже сейчас, когда я понимаю всю масштабность и высоту этого праздника, праздник Рождества Христова, как в детстве, вызывает во мне ощущение таинственности и необычности.
Желаю всем ощутить этот праздник по-детски светло и таинственно, желаю не растерять детскую чистоту и наивность при встрече Младенца Христа.
Екатерина (50 лет, любящая жена)
Для меня Рождество Христово — это отличный праздник. Я его с детства отмечаю, сколько себя помню. Перед ночью Рождества чисто убирались в доме, пекли пироги, покупали сладости (это было только по праздникам). Ночью шли колядовать, собиралось нас человек по пять, и мы ходили по домам, а было морозно; и пели песню — это была длинная песня, славящая Христа, а начиналась она словами «Христос рождается, славите…» и т.д. К утру приходили домой счастливые, делили подарки и ложились спать. Так проходило Рождество.
Я по сей день очень люблю этот праздник. К сожалению, живу далеко от малой родины (Нижегородской области), но и здесь это стало возрождаться. В церковь в эту ночь не хожу, ноги болят. Смотрю службу по телевизору.
Я всем пожелала бы мира, любви и веры в Бога, ну и себе того же самого.
Анастасия (28 лет, юрист)
Рождество Христово особо не отмечается в нашей семье. Он празднуется наравне с остальными новогодними праздниками, в кругу друзей и родных. Поэтому я не могу сказать, что он вызывает у меня какие-то чувства и мысли, что с ним связаны какие-то надежды и желания. Единственное, что могу сказать, в последнее время мне все больше хочется в этот день побыть одной и чтобы было много свечей. А пожелать — как и во все остальные дни — другим людям хочется только добра, благополучия и спокойствия.
Валентина (34 года, социальный педагог)
Лично у меня нет никаких ощущений праздника либо праздничного настроения. Для меня это данность. А еще некая дань. В семье не отмечается этот праздник, культуры в этом отношении нет. Передавать дальше что-то сложно. Я со своей дочкой хожу в церковь накануне или после праздника, но и все на этом. Ни надежд, ни упований. А пожелать — веры. Потому что все, что я писала выше, это от маловерия. Пожелать веры себе в первую очередь, продлить веру в ребенке — вот это уже возможное начало и праздников, и традиций, и радости.
Рождество для меня — это праздник, вызывающий самые светлые и добрые чувства в моей душе. Он лишен той «помпезности» и «нарядности», как Новый Год. Рождество — очень уютный и домашний праздник. А символизирует он рождение Нового, Светлого, Великого.
Этот праздник вселяет в меня надежду на то, что все в жизни будет хорошо. Что все, что свершится в предстоящем году, будет нести добро, свет, тепло, счастье и любовь. Для меня это по-настоящему домашний праздник. Я всегда стремлюсь провести его только со своей семьей, пусть не обязательно дома, но обязательно вместе.
Хотелось бы пожелать в этот день людям, чтобы на душе было легко и спокойно, чтобы они были здоровы, по-настоящему счастливы, любили и были любимыми. Чтобы все были добры и внимательны друг к другу, и чтобы все отвечали друг другу взаимностью. Чтобы в душе не было обид и злобы, чтобы все задуманное удавалось, а достигнутое радовало и приносило моральное удовлетворение.
Евгений (25 лет, студент)
Что для меня Рождество Христово? Я умеренно верующий человек, крещенный, но без всякого фанатизма отношусь к вере. Поэтому Рождество для меня более далекий праздник, чем Новый Год. Это еще один из поводов для сбора всей семьи в один семейный круг (отец, мама, брат и я).
Мы отмечаем его — накрываем стол, едим, вместе проводим время. Кто больше всего из членов моей семьи любит Рождество? Наверное, это отец, он больше к нему готовится. К нам в эту ночь приходят колядовщики, и мы даем им сладкое (конфеты, печенье). Не дать нехорошо, так как это добрая традиция, которая приобрела странную форму: раньше пели, показывали представление, а сейчас если скажут два-три слова — это уже хорошо.
Моей семье в эту ночью я хочу пожелать терпения и не конфликтовать по пустякам. Ведь это был и есть семейный праздник, и поэтому символом Рождества можно назвать семейный круг.
Наталья (26 лет, экономист)
Я всегда любила этот праздник. С ним у меня связаны какие-то необъяснимые теплые ассоциации. Ведь в этот день празднуют рождение Иисуса Христа, который пришел в этот мир спасти всех от греха. С этого момента коренным образом изменилась не только человеческая история, а, что еще глубже и по-настоящему серьезно, история человеческой души, можно даже сказать, души человечества. Такой вот это масштабный праздник.
При мысли о Рождестве Христовом всплывает картинка о пещере, где все залито ярким, но теплым светом, несмотря на ночь, спокойное лицо Богородицы склоняется над колыбелью. Обычная картина матери и дитя. Но такая величественная, столько в ней смысла! И появляется надежда на спасение и Божье благословение у обычного человека, живущего обычной, ничем не примечательной жизнью. Ведь, возможно, просто мысль о том, что в пещере родился Бог, духовно укрепляет человека.
В этот день, несомненно, происходят чудеса. Чудеса происходят в наших душах: кто-то становится добрее, у кого-то появляется надежда, вера во что-то. Теплота и мир в душах загораются, как свечи в храме, и не без Божьей помощи.
Рождество Христово — это праздник света и надежды одновременно. Ощущение света рождается в душе детей и взрослых от того, что Спаситель пришел в мир и даровал каждому из нас возможность примириться с людьми и Богом, раскрыть в себе творческий потенциал и благородство души, научиться по-настоящему прощать и принимать прощение.
Кроме того, мы надеемся, что, несмотря на все наше несоответствие евангельским строкам, нам с помощью Божьей удастся изменить свой внутренний и окружающий мир к лучшему.
Вот почему, если внимательно прислушаться, в душе у каждого из нас что-то радостно отзывается на песнопение этого праздника: «Христос Рождается, славите!»
Благовествование и проповедь не есть не только первый, но и хоть бы какой-нибудь долг всякого верующего. Первый долг верующего — очистить себя от страстей.
Св. Феофан Затворник
Если бы Господь пришел в мир сегодня, о чем бы вы Его спросили?
Источник статьи: http://www.ubrus.org/newspaper-spas-article/?id=967
Рождество Христово: как ощутить радость праздника
Беседа с протоиереем Валерианом Кречетовым
Накануне Рождества Христова мы беседуем о том, как настроить себя на более внимательное переживание великих христианских праздников, с известным духовником и проповедником протоиереем Валерианом Кречетовым, настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы в Акулово.
– Отец Валериан, сегодняшняя мирская суета и бешеный ритм жизни не позволяют даже присмотреться к пролетающим мимо нас событиям и людям, не оставляют шансов заглянуть и в собственную душу. Всё это с горечью приходится признавать в канун великих праздников, когда, несмотря на все наши усилия, мы бессильны что-либо изменить в себе, чтобы, как в детстве, «плыть по течению» Божественной благодати и ощущать ни с чем не передаваемую радость.
– Дело в том, что самым главным в нашей Православной Церкви является богослужение. Именно богослужение, как говорил священномученик Сергий Мечёв, есть «премирное Таинство», Таинство, которое совершается в Церкви Небесной и земной. Зримым свидетельством этой истины является всем известный праздник Покрова: Матерь Божия явилась в храме и возносила со всеми молящимися Свои молитвы о молящихся во всем мире. Пример преподобного Серафима Саровского, который видел во время совершения Входа на Литургии Самого Спасителя. И, конечно, пример преподобного Сергия – его видели с сослужащими ангелами. Есть множество других примеров, когда святым людям было открыто, что вместе с ними служат Небесные Силы. Множество таких примеров свидетельствует о том, что наше земное богослужение совершается совместно с Церковью Небесной. Вот это-то и является самым главным и самым важным в нашей православной вере!
– Значит, самое главное у нас – это богослужение?
– Да, богослужение. При этом все, что совершается в нашей земной жизни, имеет, прежде всего, отношение к духовной ее стороне. Как говорил преподобный Амвросий Оптинский, на все нужно смотреть «взглядом оттуда». Именно так можно понять, более того, только тогда и понимается правильно все, что совершается в этой жизни.
– Но как нам приобрести правильный, духовный взгляд на земные события?
– Мы все, конечно, не больше апостола Петра, которому Сам Господь сказал: «Что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после» (Ин.13:7). Довольно широко известно изречение, что «браки заключаются на Небесах». Все это свидетельствует о том же: только там, на Небе, и совершается во всей полноте то, что здесь мы наблюдаем только отчасти.
– Отец Валериан, не могли бы вы привести этому какой-то конкретный пример?
– Существует множество свидетельств, подтверждающих эту истину.
Меня, грешного, Господь сподобил общения с покойным ныне Владимиром Петровичем Седовым. Он приходился дальним родственником митрополиту Московскому Филарету (Дроздову). Однажды святитель Филарет явился ему наяву и около часа с ним беседовал. Он сказал ему интересную вещь: «Поскольку ты ведешь воздержанную жизнь (а тот с детства не ел мяса, не пил не только вина, но и никаких крепких напитков, даже кофе с чаем; естественно и не курил), – за это ты много раз был избавлен от смерти». А надо сказать, что тот действительно побывал в очень сложных жизненных ситуациях. Например, его как врача посылали в места эпидемий чумы и холеры на санитарном поезде. И вот, бывало так, что вокруг все разбомбили, и осталось только два вагона целых из всего поезда (он сам об этом рассказывал). И вот, митрополит Филарет ему сказал: «Ты думаешь, что все это просто так? Нет, я с самой твоей колыбели слежу за каждым твоим шагом!»
– Да, удивительный случай. Подобные свидетельства знакомы многим православным людям, но мы часто забываем о них, а порой и лукавим, говоря о «простой случайности».
– Нет, воздействие мира иного на этот мир действительно существует! Например, сколько было таких случаев во время Великой Отечественной войны, когда люди слышали какой-то голос, который предупреждал: «Перейди на другое место!» Они переходили, а в это время в то место, где они находились, падал снаряд, который бы в противном случае их уничтожил. Это подлинное свидетельство живой и постоянной связи двух миров – видимого и невидимого. И то, что мы видим своими глазами, это, как говорят, лишь надводная часть айсберга. А настоящая глубина не приоткрывается большинству людей.
– Значит, подлинный смысл церковных событий не доступен пониманию большинства людей?
– То, что совершается в Церкви, совершается в мире невидимом, здесь это воспринимается только со временем и, увы, только немногими людьми, потому что все остальные заключены в земной суете.
– Давайте рассмотрим в качестве примера событие Рождества Спасителя.
– Рождественский пример замечателен… Иерусалим весь спит, спят все окрестности, бодрствуют в это время только пастухи. И именно тогда совершается величайшее Таинство – Рождение Сына Божия, Рождество Христово. Возвещается оно людям непосредственно ангелами. Кому возвещается? Пастухам…
– Но волхвы, восточные мудрецы, тоже пришли поклониться Родившемуся Богомладенцу, следуя за звездой.
– А здесь удивительная параллель: незадолго до этого события волхвы, мудрецы, можно сказать, ученые люди своего времени, замечают какое-то особенное небесное явление: необычную появившуюся звезду. И они понимают, что происходит что-то необыкновенное, причём происходит в невидимом мире. Что же это? Это – Благовещение. Ведь они видели-то звезду далеко, а пока шли, ведомые этой звездой, прошло очень много времени. И вот, они приходят в Иерусалим (кстати, это замечательный символ науки) и, согласно науке, делают вывод о том, что где-то недалеко от Иерусалима что-то должно произойти. Но что.
У нас иногда люди ученые, но еще не дошедшие до веры, говорят: «Да, что-то там есть…» При этом слово «Бог» они часто даже боятся произнести. На эту тему есть замечательное высказывание, я не знаю, кому оно принадлежит: «Последнее слово науки есть первое слово Библии». Так вот, когда волхвы пришли в Иерусалим и стали спрашивать: «Где тут должен родиться Царь?», ученые книжники начали им объяснять, что, согласно Священному Писанию, это произойдет в Вифлееме Иудейском. Так последние шаги мудрецов-волхвов, уже приведшие их в Иерусалим, направляются далее согласно пророчествам Священного Писания… И куда приходят волхвы? – Туда, куда прежде них уже пришли пастухи, получив известие непосредственно от ангелов!
– То есть, Господь предпочел открыться сначала простым, неученым людям?
– Так, действительно, совершается и в нашей жизни: простые сердцем люди больше чувствуют власть духовного мира. А за земной суетой, за заботами мы часто забываем о том, что в мире совершается что-то значительное. Поэтому, чем больше суета земная заслоняет духовную жизнь, тем труднее ощущать мир Горний. И слова Спасителя о последних временах звучат так: «ели, пили, покупали, продавали, садили, строили…» (Лк.17:28), то есть люди будут всем этим заниматься, а в это время будет приближаться конец мира.
– Вот именно о конце мира (или о «конце света») совсем недавно было столько шуму в прессе…
– Удивительный Промысл Божий явился в этом явлении, которое, конечно, на самом деле способно вызвать лишь улыбку у человека православного, – в ожидании «конца света». Но, видимо, Господь попустил этому наивному рассуждению (наивному – в смысле точности датировки). Однако весь этот шум явился напоминанием о том, что конец все-таки будет! Но при современной земной суете выглядело это довольно забавно: одни покупают что-то из продуктов про запас (но ведь если конец, то никакие продукты не помогут), другие получают за это деньги (хотя и деньги не будут нужны). Таким образом, и те, и другие действуют бессмысленно! Но удивительно то, что все же некоторые люди серьезно задумались над своей жизнью и решили, что надо покаяться. И это единственное, наверное, доброе семя от всей этой истории о «конце света». Хотя, в общем-то, о нем, конечно, надо людям напоминать! И помнить самое главное, что задолго до этого «конца» многие из нас закончат свою частную жизнь – ведь все равно никто не избежит своего личного конца! Как сказано: «Помни последняя твоя, и вовек не согрешишь!» Видимо, ради этой благодатной памяти смертной Господь и попускает эти, наивные по рассуждению, может быть, знаки, чтобы напомнить нам о том, что всем нам обязательно предстоит.
– К сожалению, радость грядущего Рождества Христова в этой суете жизни иногда забывается, растворяется как-то, люди просто забывают о ней. А вот кто, пожалуй, особенно чувствует Рождество Христово, так это дети. Это – детский праздник, потому дети его особенно и чувствуют. Может быть, конечно, они во многом по-детски чувствуют, ну и что? Например, родители приучали их поститься, а тут можно будет разговеться, все будут праздновать, все можно есть – ведь это такая радость после поста! И хотя это радость детская, но ведь даже у монахов это есть: «братии утешение велие…» Тут ничего плохого нет, ведь Господь и Сам вкушал пищу, был на брачном пире в Кане Галилейской и заботился о том, чтобы накормить слушающих Его проповедь. Поэтому забота об угощении, забота о пище не является чем-то непонятным или ненужным. Недаром говорят, что если «немощствует тело, немощствует и душа», а если радуется тело, то радуется и душа. А еще иногда говорят: «Веселись, душа и тело!» Все-таки эти сущности – духовная и телесная – связаны между собой. И это естественно, это – цельность человеческой природы.
Одна только печаль: и то, и другое помрачено грехом, поэтому полной радости у нас не бывает. Кто-то расстраивается, кто-то начинает обижаться на что-то… Да и враг часто старается смутить душу. Ведь это очень известное явление, что во время праздников, а иногда и накануне, бывают искушения, например, чтобы поссорить кого-нибудь: близких, родных, разделить их. Это ведь бесовская система: «разделяй и властвуй». В то время как Господь говорил: «Да будут все едино, якоже и Мы» (Ин.17:11). А радость праздника увеличивается именно совместной радостью. Есть замечательное изречение: «горе, которым делятся с кем-то, уменьшается вдвое, а разделенная с кем-то радость становится вдвое большей радостью».
Подобные замечательные высказывания простых русских людей очень поучительны, часто они основаны на текстах из Священного Писания.
– А что это вообще такое – духовная радость праздника?
– Это именно та радость, о которой Господь сказал, что ее «никто не отнимет от вас» (Ин.16:22). Этой радости желал всем святой апостол: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите…» (1Фес.5:16-18). И вот именно это устроение дает человеку возможность радоваться уже здесь, в этой жизни, в ожидании будущей радости. Кстати, об этом даже Гете говорил: «Кто не верит в будущую жизнь, тот мертв и для этой». А если человек живет для будущей жизни, он и здесь живет по-другому: и тут радуется, и там для него будет радость! А если человек и здесь, бедненький, мучается (например, завистью, злобой и т.д.), то и тут-то он не живет, и там для него жизни не будет. Жалко таких людей…
– Наверное, особенно ощутить радость праздника можно, посещая богослужения в эти предваряющие его недели?
– Радость приближающегося праздника знаменуется нашим православным богослужением. Как прекрасно и глубоко устроен богослужебный Устав! Каждым праздником Церковь спешит порадовать христианина пораньше – это называется предпразднством. Когда радость праздника наступает, Церковь не спешит расставаться с этой радостью – для этого существует попразднство. И чем более велик праздник, тем больше и тот, и другой периоды – подготовки и последующий.
Например, как замечателен Успенский пост: всего-навсего две недельки. А когда он бывает, этот пост? Матерь Божия ведь милостивая, Она же Матерь наша. Уже в первый день Своего поста Она нас радует освящением меда. Потом – Яблочный Спас… А пост перед Праздником Рождества Христова не успел еще начаться – Церковь уже поет: «Христос раждается, славите!» А потом, на каждой воскресной службе, мы слышим в течение всего поста: «Христос раждается!» Это как бы перекликается с возгласом «Христос воскресе!» Когда у нас Праздник Пасхи, Воскресения Христова, то попразднство длится сорок дней, и в течение всего этого времени мы постоянно слышим: «Христос Воскресе!», «Христос Воскресе!» А перед приближающимся праздником Рождества звучит в Церкви: «Христос раждается!», «Христос раждается!»
– И предваряют Рождество Христово недели Святых Праотец и Святых Отец…
– Ну, это ведь естественно: кому мы должны быть благодарны? – Тем, кто эту радость до нас донес, кто эту истину для нас сохранил и нам передал. Откуда это? – По преемству от Праотец, от Отец. Это – Предание Церкви, которое передавалось из поколения в поколение до наших дней, это преемство живое. Поэтому как были Праотцы и Отцы до Рождества Христова, так и теперь есть Праотцы и Отцы – уже наших поколений. Это символизирует наше преемство и учит нас с благоговением относиться к тем, кто эту истину для нас сохранил.
«Русь Святая, храни веру Православную, в нейже тебе утверждение!»
Поздравляю всех с наступающим великим и светлым Праздником Рождества Христова!