Какие перекочёвки воспринимались как праздник? Выбери правильный ответ. 1) Зимние
2) Летние
3) Осенние
Ответы
методический паспорт учебного проекта
проект «богатства, отданные людям»
предмет: окружающий мир
цель проекта: дать представление о людях, наделённых богатым внутренним миром и эти богатства другим;
найти информацию об интересных людях, которые богаты внутренним миром.
в ходе работы над проектом учащиеся научатся:
находить пути решения поднимаемой проблемы;
собирать материал в дополнительной краеведческой , в интернете;
сравнивать, обобщать, делать выводы на основе полученной информации;
подбирать иллюстративный материал;
оценивать результаты работы;
пользоваться результатами собственной деятельности.
тип проекта: информационно-исследовательский, индивидуальная работа.
время: 4 занятия.
результат проекта (продукт): журнал о людях, наделённых богатым внутренним миром. каждый ученик готовит информацию об одном человеке, оформляет информацию на листе формата а-4. из страниц мы сформируем журнал.
план работы над проектом
сообщение цели и проекта.
— нам предстоит узнать о людях, наделённых богатым внутренним миром и эти богатства другим.
2 этап. планирование и организация деятельности.
обсуждение названия проекта.
— обсудите, как будете работать, в какой форме представите результат проекта.
3 этап. практический
выполнение запланированной работы; внесение изменений.
4 этап. презентационный
представление и защита работ.
5 этап рефлексивный (контрольно-оценочный)
анализ результатов работы над проектом каждого члена группы, самооценка.
алёхин василий васильевич, родился 17 января 1882 года в городе курске. в годы учения в московском университете проявил большую склонность к научной работе и после окончания университета был оставлен при кафедре ботаники для подготовки к профессорскому званию. в 1907 году молодой учёный посещает степи под курском. в результате исследований ему удалось найти участки, которых ещё ни разу не касался плуг. первые научные труды в. в. алёхина были посвящены описанию растительности стрелецкой и казацкой степей, позднее превращённых в заповедник.
асеев николай николаевич — родился 28 июня 1889 году в городе льгове курской губернии. известный советский поэт, друг в.в. маяковского, б.л. пастернака. автор поэм и сборников стихов «раздумья», «лад», «самые мои стихи», «курские края», «богатырской поэмы», «маяковский». в честь поэта названа улица в городе москве. его именем названа курская областная научная библиотека. в городе льгове действует — мемориальный музей поэта, его именем названа улица.
винокур владимир натанович, родился 31 марта 1948 года в городе курске. артист, юморист, певец и телеведущий. заслуженный артист рсфср, народный артист рсфср. награжден орденом «знак почёта», орденом почёта, орденами «за заслуги перед отечеством» 3 и 4 степени.
клыков вячеслав михайлович- скульптор, родился 19 октября 1939 года в селе мармыжи советского района курской области. он – автор всемирно известных памятников. в курской области он является создателем памятников: » обретение иконы божией матери » знамение», певице н. в. плевицкой, серафиму саровскому, александру невскому,князю а. и. барятинскому, отцу ипполиту, курской антоновке. в память в. м. клыкова назван проспект в городе курске. а в 2007 году открыт памятник.
носов евгений иванович, родился 15 января 1925 года в селе толмачёво курской области. писатель, автор повестей и рассказов. участвовал в операции «багратион», в боях на рогачёвском плацдарме за днепром. воевал в польше. в боях под кёнигсбергом 8 февраля 1945 года был тяжело ранен, награжден орденами и медалями, государственной премией рсфср и другими премиями, герой социалистического труда, удостоен пенсией президента рф, почётный гражданин курска. в 2005 года в курске был открыт памятник писателю.
плевицкая надежда васильевна, родилась 17 января 1884 года в селе винниково курского уезда курской губернии. певица, исполнительница народных песен и романсов. по преданию, император николай ii называл её «курским соловьём». 13 июня 1998 года в селе винниково состоялось освящение и торжественное открытие памятника плевицкой. 3 октября 2009 года в селе винниково открылся музей, посвящённый её жизни.
Источник статьи: http://otvetovik.com/okruzhayushchij-mir/question40340166
ТОП 10 Казахских обычаев и традиций
Пакеты, в которых вперемешку и яблоки, и мясо, и печенья и салаты. Поздравления в честь того, что вы самостоятельно купили машину и в подарок деньги— это все и многое другое, к вашему сведению, казахские традиции. Топ 10 самых популярных и знаменитых, среди казахского народа, традиций.
1. Дастархан (Традиционный стол).
Дастархан, если переводить дословно означает «скатерть». Однако, в Казахстане употребляется в значении традиционного стола. Раньше казахи не жили в домах, не собирались за большими столами для трапез, а только маленькие круглые столики, которые назывались «дастархан» располагались они на полу. За ним обычно пили чай и обсуждали текущие дела. Традиция собирать гостей, доставать все самые лучшие лакомства, пить чай из пиал живет сидя на полу до сих пор осталась у казахов.
2. Ерулік (Угощение для новоселов).
Слово «ерулік» с перевода на русский язык означает угощение для новоприбывших соседей. Традиция зародилась в казахских аулах, когда люди переезжали в другой аул, их там встречали и приглашали в гости. В подарок они получали угощения, тем самым, быстро адаптируясь в новой среде. Это помогало сплотиться и дружить целым семьям. А также это было гарантом того, что соседи всегда готовы помочь.
3. Сарқыт (Гостинцы).
Слово «саркыт» означает гостинцы, которые родственники приносят домой, когда возвращаются с мероприятий или гостей. Саркыт — это вкус праздника и детства. В один пакет могут положить конфеты, мясные и колбасные изделия, печенья, салат и многое другое. С точки гостеприимства у казахов — положить саркыт для своих гостей, значит выразить им благодарность и уважение. На саркыт не влияет ни социальный статус, ни человеческие качества ни пол человека. Данная традиция живет и в современном мире и приносит радость всем казахам без исключений.
4. Бәйге (Скачки верхом на лошадях).
«Байга» — это скачки на лошадях по пересеченной местности и на большие расстояния. Важную роль играет мастерство всадника. «Байгу» проводили в основном богатые люди для молодых юношей, победитель получал в награду — руку и сердце дочери спонсора. Времена изменились, и сейчас в «байге» может поучаствовать любой желающий. В современном мире «байгу» проводят на ипподромах и победитель получает машину или оргтехнику.
5. Көрімдік (Вознаграждение, подарок за радостную весть).
Көрімдік — одна из самых удивительных традиций казахского народа. Родственники дарят деньги за ваши успехи. Например, новоселье, долгожданное рождение ребенка, покупка авто, техники и т.д. Көрімдік можно получить даже за самостоятельную покупку телефона, отличные оценки в учебе или же диплом о высшем образовании. Данная традиция отражает искреннюю радость и щедрость дарящих, а также сближает людей друг с другом.
6. Бесік той (Праздник колыбели).
«Бесік той» — праздник, который устраивают в честь появления новорожденного. После рождения на третий день, ребенка кладут в колыбель-качалку. Для казахского народа она символизирует золотое гнездышко для младенца. Чтобы малыш рос здоровым и сильным. Также в его колыбель кладут символичные семейные вещи. На «бесік той» принято звать самых близких и после праздника объявлять всем имя ребенка.
7. Беташар (Открывание лица).
«Беташар» — обряд знакомства невесты с родней мужа. Раньше по традиции лицо невесты не показывали членам семьи мужа. По поверьям считалось, что если девушка выходит замуж, происходит ее перерождение. Лицо невесты открывали только тогда, когда невеста под традиционную песню отдаст дань уважения каждому родственнику мужа. Певец-домбрист знакомил невесту с ними. Традиция во-многом претерпела изменения, но она продолжает соблюдаться.
8. Тұсау кесер (Разрезание пут).
«Тұсау кесер» — казахский обряд, посвященный ребенку. Проводится для того, чтобы он быстрее встал на ноги и начал делать первые шаги. «Тұсау кесер» устраивают, когда ребенку исполняется примерно год. Издревле считалось, что если проигнорировать этот обряд, то будущее малыша будет плохим и он может пойти не по той дороге. Родители обвязывают ноги малыша черно-белой веревкой, чтобы он мог отличать в будущем плохое от хорошего. Далее выбирается человек, который будет перерезать веревку. Этот человек должен быть близким для родителей, а также он должен обладать хорошей энергетикой. Казахи верят, что человек, который перерезает путы малышу отдает ему часть своей энергии.
9. Тіл ашар (Праздник букваря).
«Тіл ашар» — праздник, который устраивают в честь первоклассника. Ребенка обычно привозят на троне. Это символика того, что ребенок стал взрослым и готов перейти к следующему этапу своей жизни. Близкие и друзья семьи дарят ему сувениры и подарки. Старшие из гостей благословляют ребенка, чтобы он учился хорошо и получал знания. По традиции на «тіл ашар» приглашали аксакалов, которые учили ребенка ораторскому мастерству. Для этого его угощали определенными частями туши барана. Считалось, что ребенок так сможет красиво и правильно говорить.
10. Жеті ата (Семь поколений).
Казахи с уважением и трепетом относятся к своей истории и корням из поколения в поколение. «Жеті ата» — это своеобразная родословная каждого казаха. Люди, которые женились, и при этом являются родственниками до седьмого колена, то это может привести к кровосмешению и негативным последствиям. Каждый казах обязан знать всех своих семь предков, чтобы не допустить такой ошибки. А отцы даже заставляли детей учить родословную наизусть. Сейчас не все казахи знают все 7 своих поколений, однако стараются разузнать о своем происхождении, как можно больше.
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/id/5c39e1a546c5d300a924adc5/top-10-kazahskih-obychaev-i-tradicii-5c3b2367f2b20900a9596917
Хозяйство и быт казахского народа в XVI–XVII вв.
Скотоводческое хозяйство.
В XVl–XVll веках главной отраслью хозяйства казахов было кочевое и полукочевое скотоводство, при котором наиболее продуктивно использовались пастбища. Все пастбища делились по сезону на четыре типа: зимние (кыстау), весенние (коктеу), летние (жайлау), осенние (кузеу).
Для занятия полукочевым скотоводством были благоприятные солончаковые, пустынные, полупустынные и полынные степи. Это полуостров Мангистау, плато Устюрт, Прикаспийская низменность, горы Мугоджары, Большие и Малые Барсуки, Приаральские Каракумы, Тургайские степи, Бетпак Дала, Мойынкумы и Кызылкумы.
Зимнее кочевье.
Очень удобными были зимние пастбища в Кызылкумах. Аулы, которые зимовали в Кызылкумах, поили скот из глубоких колодцев. У каждого аула был колодец, принадлежащий только ему. Откочевывая с зимовки, колодец закрывали кошмой и оставляли родовой знак. Кочевые аулы Кызылкумов в основном выращивали каракульских овец и одногорбых верблюдов. Для кочующих аулов основную опасность представлял джут – массовый падеж скота. Он обычно начинался, когда заканчивались запасы кормов, во время суровой зимы, сильных снегопадов или гололедицы. Во время джута среди скота распространялись заразные болезни: у коз – кебенек, у овец – топалан, у коров – карасан, у лошадей –жамандат, манка. Все эти болезни по-русски назывались сибирской язвой.
Весеннее кочевье совпадало со временем окота. Дневная перекочевка в это время не превышала 8-10 километров. Было необходимо регулярно поить и кормить молодняк. Весной проводили первую стрижу скота. У овец и коз стригли шерсть, у лошадей – кыл (гриву и хвост), у верблюдов – шуда (лишнюю шерсть). Перекочевывать на жайлау начинали после того, как окрепнет молодняк, обычно в начале мая. Перед кочевкой на жайлау массивные, большие грузы закапывали в землю.
Летнее кочевье.
Жайлау служили богатые травой пастбища с источниками чистой воды, находившиеся между полынными степями и горами. Здесь аулы находились обычно полтора-два месяца. На жайлау доили кобыл и готовили кумыс. Главной задачей пастухов было правильно откормить скот, от чего напрямую зависело сохранение поголовья в зимнее время. К концу июля промывали шерсть у ягнят, прогоняя их вплавь через речку или пруд. Такое купание называлось «тогыту». Затем наступало время стрижки ягнят – «козы кузем». Из шерсти катали кошмы. В этом принимали участие все женщины аула независимо от возраста. На жайлау проводили праздники, отмечали свадьбы, устраивали поминки. Праздник, связанный с началом сезона доения кобыл, назывался «кымыз мурындык».
Осеннее кочевье.
На кузеу перекочевывали с наступлением холодов. В первые дни кочевки двигались медленно, чтобы скот мог хорошо кормиться. Аулы двигались группами, вереницей одна за другой. Осенняя перекочевка была тяжелой: с собой везли заготовленные на зиму продукты питания, кошмы, зимнюю одежду и другие вещи домашнего обихода. Обычно аулы к перекочевке на зимовки начинали готовиться в конце октября, после выпадения снега и появления ледяного покрова на реках и озерах.
Земледельческое хозяйство.
Во время создания Казахского ханства очаги традиционного земледелия переживали особенно бурное развитие. Бедняки, не имевшие скота для кочевания, вынуждены были заниматься земледелием. Они назывались жатаки («лежащий»). Поймы рек Сырдарья, Арыс, Чу, Талас и Или были районами поливного земледелия. Здесь строились каналы, арыки, пруды, сооружались искусственные дамбы и озера. Население занималось бахчеводством и садоводством. Земледелие было хорошо развито у подножия гор Каратау и Улытай, в долине Иртыша и на берегах озера Зайсан. Сеяли пшеницу, ячмень, просто и овес. На юге выращивали рис и фрукты. Для хранения зерна рыли специальные ямы – «ура». Для предохранения зерна от отсырения его обжигали. Хлеб пекли в казанах, сковородах, печах. На масле пекли бауырсаки и шелпек – тонкие лепешки. Для кочевников особо ценным продуктом питания было просо, так оно долго хранилось и не портилось.
Налоги и повинности.
Рядовые скотоводы и земледельцы ежегодно были обязаны отдавать двадцатую часть своего имущества в виде скота, продовольствия и т. д. Распространенной формой господства кочевой знати над оседло-земледельческим населением был сойургал – феодальное пожалование земли за несение службы. Скотоводы платили налоги: зякет, согум, сыбага, земледельцы и ремесленники – ушур, тагар, баж, харадж. Зякет (зякят) – обязательный ежегодный налог в пользу бедных и нуждающихся, а также на развитие проектов, способствующих распространению ислама. Согум – налог в виде подношения мясом, который производился осенью. Сыбага – это часть согыма, которую приберегали до приезда почетных гостей либо передавали через посыльного уважаемым людям со специальным приветствием. Ушур – это вид налога, взимавшийся с оседлого земледельческого населения тюркских народов в размере от 5% до 10%. Тагар – налог, взимавшийся с населения для обеспечения войск продовольствием. Баж – налоговый сбор с караванов. Передача родственникам, потерявшим скот вследствие джута или других природных бедствий, части скота называлась жылу. Передача скота богатыми людьми на выпас рядовым кочевникам называлась саун.
Состояние городов.
Город Сыгнак в присырдарьинском регионе был расположен на границе с кочевой степью. Он сыграл огромную роль в истории казахского народа. Город переходил из рук в руки во времена непрерывных войн между Узбекским и Казахским ханствами. В период правления хана Касыма, в конце XVI, он стал ханской ставкой – ордой. Сыгнак был важным центром оседлости, развитого земледелия.
Во второй половине XVII века Туркестан (Йасы) был присоединен к Казахскому ханству. Превратившись в столицу Казахского ханства, он оказывал большое влияние на развитие экономики. Караванные пути с Востока и Запада пролегали через Туркестан. При хане Есиме Туркестан был его ставкой. В нем было построено много мавзолеев, бань, мечетей, купольных мазаров. Здесь похоронены Рабига-Бегим, хан Жолбарыс и хан Есим. Жители города наряду с торговлей и ремеслами занимались земледелием. Мавзолей Ходжа Ахмеда Йасауи, расположенный в Туркестане, стал святым местом паломничества мусульман.
За овладение Саураном между Узбекским и Казахским ханствами около 100 лет шли кровопролитные войны. В XVI веке он окончательно вошел в состав Казахского ханства. Основными причинами заинтересованности сторон в захвате Саурана были то, что Сауран находился на выгодном торговом пути и в зоне Саурана было хорошо развиты земледелие, садоводство и бахчеводство. В период правления хана Тауекеля он превратился в неприступную крепость, крупный торговый центр, который оказывал важное влияние на развитие экономики.
В XVI–XVII веках Сайрам играл значительную роль в общественной и социально-экономической жизни Казахского ханства, был важным торговым и хозяйственным центром Южного Казахстана. Город быстро развивался и рос. Как и другие города, в войнах с Узбекским ханством переходил из рук в руки. Наконец, после внушительных побед Казахского ханства Сайрам был превращен в сильную крепость. Отсюда наносились удары по врагам. Однако в конце XVI века Сайрам подвергся нашествию джунгар, что привело к разорению его экономики и упадку жизни в самом городе.
Отрар (Фараб) – один из среднеазиатских крупных городов Средневековья. В исторических письменных источниках он был известен с VIII века под названием Тарбанд (Трабан). Его также называли Турарбанд, Турар, Фараб. Отрар находился на торговом пути из Ирана, Средней Азии в Сибирь, Монголию и Китай. После монгольского нашествия в 1219 году, когда город был разрушен, Отрар возродился и просуществовал до XVII века. При правлении ханов Ак Орды, особенно при хане Ерзене, в Отраре было построено множество мечетей и медресе. Вблизи Отрара расположен мавзолей Арыстан-баба, духовного наставника Йасауи. Он считается священным местом паломничества мусульман.
Источник статьи: http://itest.kz/ru/ent/istoriya-kazahstana/7-klass/lecture/hozyajstvo-i-byt-kazahskogo-naroda-v-xvi-xvii-vv