Какие праздники были введены петром 1
Историки отмечают, что при Петре I петербургские жители были избалованы всевозможными праздниками, «зрелищами». Праздники, как правило, использовали для пропаганды государственных нововведений.
Праздничные дни начинались с торжественного богослужения, в городе палили пушки, обязательныи являлись маскарады, фейерверки, народные гуляния. Все это продолжалось несколько дней.
Также фейерверками и прочими «огненными потехами» сопровождались торжества: дни восшествия на престол, тезоименитства, рождения царственных особ. Эти «огненные потехи» в какой-то мере заменяли официальную информацию о победах русской армии над неприятелем.Фейерверки устраивали на Потешном поле или на специальных судах на Неве.
Неистощимый в выдумывании всякого рода потех, Петр изобрел «должность самоедского князя-папы или короля-папы». Этот человек должен был по приказу царя устраивать различные увеселения для петербургских жителей.
В первой половине 18 века получили распространение потешные зрелища. Существовала особая церемония при замерзании и вскрытии Невы. Замерзание возвещалось жителям одним из придворных шутов барабанным боем. О вскрытии Невы возвещалось тремя пушечными выстрелами из крепости.
Большой торжественностью отличался спуск на воду посторенного корабля. В эти праздничные дни поднимали большой желтый флаг с российским орлом, в когдтях и на крыльях которого представлены были четыре моря: Белое, Черное, Каспийское. и Каспийское.
Праздник встречи Нового года берет свое начало с 1 января 1700 года, так как Петр I изменил в Русском государстве летоистчисление.
Еще одно зимнее развлечение- катание с гор. В Петербург принесли его первые строители. Ледяные горы строили на Неве, Охте, недалеко от Смольного перевоза, на Крестовском острове, напротив Адмиралтейства и перед императорским дворцом, откуда российский монарх мог видеть свой народ веселящимся «невинными забавами зимнего времени».
Устраивал Петр I и катание на буерах. Когда Нева замерзала, на ней расчищали снег, ботики ставили на железные полосья и шкипер-царь обучал жителей умению ходить под парусами и маневрировать. Маневры такой флотилии, как правило, устраивали на невском льду между Петропавловской крепостью и Зимним дворцом.
По заведенном Петром I обычаю, петербуржцы ездили 1 мая встречать лето в Екатерингоф. Праздник сопровождался гуляньями, иллюминациями. Эта традиция сохранялясь вплоть до царствания Александра III.
Маскарады и фейерверки, приемы иностранных гостей, ассамблеи и иллюминации, театрализованные шествия- все эти праздники м увеселения собирали огромное количество горожан. Праздники проходили непринужденно, весело и объединяли жителей северной столицы.
Источник статьи: http://saint-pb300let.narod.ru/party.htm
Петровские праздники-виктории и светские ассамблеи
Исконно петербургские традиции празднования каких-то значительных событий стали закладываться во время Северной войны, поэтому «отдельной графой» торжеств молодой столицы России становятся именно праздники-виктории. Эти празднества побед русского оружия отличались неизменной пышностью, особой торжественностью и огромной роскошью. Российские виктории несли на себе большую идейно-смысловую «нагрузку»:
Настрой праздников-викторий должен был стимулировать также готовность молодых людей встать на защиту России и поощрять гордость за свое Отечество.
Например, торжество по поводу заключения Ништадского мира 1721 года сопровождалось грандиозным фейерверком и артиллерийским салютом. С утра до поздней ночи глашатаи под звуки фанфар на всех улицах и площадях Петербурга объявляли о мире. Само празднование, как писал в дневнике дипломат В.Ф. Берхгольц, продолжалось много дней: «С 10 сентября 1721 г. в столице неделю продолжался большой маскарад с участием тысячи масок. Петр, одетый в платье голландского матроса, бил в барабан, возглавляя карнавальное шествие. В гуляньях участвовали сотни ряженых с бичами, пузырями, наполненными горохом, с погремушками и свистками. Под страхом большого штрафа участники маскарада не должны были появляться в общественных местах иначе, как в масках. 24 сентября маскарад возобновился по случаю ратификации мирного договора в Стокгольме. Ряженые в течение двух часов шествовали веселой процессией по столичным улицам. В последующие недели празднество продолжалось в столице, а затем в Кронштадте, где флот и береговые батареи салютовали в честь победы. По случаю заключения мира Сенат 22 октября преподнес Петру I императорский титул. Торжества сопровождались грандиозным фейерверком и народными гуляниями. Народ потчевали жареным быком и винными фонтанами. Праздник завершился глубокой ночью при громе артиллерийской канонады». Праздники-виктории положили начало еще одной петербургской традиции – в столице стали строить триумфальные ворота, которые знаменовали победные события русской истории. Интересно, что в отличие от европейских триумфальных образцов, российские — украшались не христианскими сюжетами и элементами, а имели в своей основе реальный исторический материал. В их оформлении преимущественно фигурировали эмблемы и символика, которые соответствовали духу государственной политики и насущным идеям времени. Например, это были изображения победных колесниц, герои античности и божества побед и мифологические персонажи – Ника, Слава, которые должны были олицетворять победу, героизм, мужество, мир и вечность, а также демонстрировать мощь нынешней России. Постепенно новые виктории и иные столичные торжества стали создавать альтернативный календарь праздников к имеющемуся церковному кругу торжеств. Происходил новый синтез религиозно-государственной системы, что демонстрировало новую политику императора-реформатора. Например, в государственных торжествах, особенно в праздниках-викториях значительную роль стали играть церковные колокола. Так, по поводу празднования викторий по всему Петербургу совершался «целодневный», трехдневный, а в особо торжественных случаях, как, например, заключение Ништадтского мира, семидневный звон. Церковный колокол, таким образом, становился также символом императорской силы и власти и величественной мощи российского государства. (Интересно, что колокол олицетворял собой не только силу, направленную против врагов страны, но и силу, с которой молодой самодержец внедрял в культуру новые «правила» жизни общества). Также в ритуалах новых государственных праздников элементы церковного и воинского церемониалов – колокольный звон, пушечная пальба и строевая музыка – совмещались с театрально-зрелищным действием «огненной потехи». Совмещение религиозного и светского начал проявило себя в церковных освящениях всего воинства, каждого морского похода, нового военного корабля и в соответствующих храмовых праздниках. Праздник в честь виктории связывался с днем памяти соответствующего христианского святого. Освящение храма во имя того или иного святого становилось актом не только церковным, но и политическим, утверждающим государственную значимость события. Растет количество храмов, освященных в честь воинских побед. Храмовые праздники совмещали в себе пушечную и ружейную пальбу, барабанный бой и воинственные звучания труб с «молебным пением» и колокольным звоном, соединяясь в единый ритуальный порядок. Празднества петровского времени были связаны с насильственным внедрением новых манер поведения, европейской одежды, этикета, танцев, увеселений. Новое поведение было обязательным и на ассамблеях, введенных Петром I. Во время танцев Петр I и Екатерина I вставали в первую пару и вслед за ними обязывали всех в точности повторять сложные и замысловатые движения. Разумеется, новоиспеченные участники ассамблей держались скованно, нелепо двигались в непривычных костюмах. Дамы, затянутые в жесткие корсеты, с огромными фижмами, в башмаках на высоких каблуках, с пышными напудренными прическами, не умели не только грациозно танцевать, но не знали, как сесть и как встать. А во время танца, и вовсе забывая о новом этикете, делали привычный русский поясной поклон кавалеру. От таких движений косточки корсета впивались в тело, великосветская красавица краснела и смущалась. Немыслимое нервное напряжение усиливалось от бесконечных подношений непривычных напитков. Испуганные и растерянные, русские дамы отказывались танцевать с иностранными послами — такие курьезные истории случались нередко. Однако петровские ассамблеи стали школой светского общения, бального танца и этикета. Петербургское общество постепенно начинало соответствовать понятию «светское общество» европейской ориентации, ассамблеи же со временем трансформировались в знаменитые петербургские балы, а виктории положили начало прекрасной традиции отмечать победы русского оружия и почитать Отечество. Источник статьи: http://www.peterburg.biz/petrovskie-prazdniki-viktorii-i-svetskie-assamblei.html Праздники и представления эпохи Петра IДопетровская Россия не знала светских официальных торжеств. Начало им положил Пётр I, устроив в Москве в 1697 году первое «триумфование» по случаю взятия Азова. С тех пор подобные торжества стали обычаем. К устройству праздников привлекались опытные специалисты-техники, поэты писали торжественные оды. Придворные представления в эти годы носили в известной мере демократический и весёлый характер. Даже сама пышная торжественность балов и ассамблей зачастую служила объектом осмеяния. Достаточно вспомнить создание «Всешутейшего собора», который А.М. Горький считал своеобразной трансформацией потех ярыжек, глумцов и скоморохов, то есть возрождением традиций русского народного творчества¹. Торжественно весёлым было карнавальное шествие, устроенное однажды Петром на масленицу. Целый день из села Всехсвятского к Кремлю двигались военно-морские суда, поставленные на сани. Сам Пётр, одетый флотским капитаном, окружённый генералами и офицерами, ехал на 88-пушечном большом корабле, который везли 16 лошадей. За кораблём «плыла» гондола, в которой находилась царица в костюме пасторальной крестьянки. Её окружали дамы и кавалеры в аравийских костюмах. За гондолой царицы тянулась так называемая «неугомонная обитель» — множество маскарадных шутов в санях, сделанных наподобие драконовой пасти. Шуты были наряжены журавлями, лебедями, лисицами, волками, медведями и огненными змеями. На колеснице, запряжённой «сиренами», восседал Нептун с трезубцем в руках. Всё это пело, играло на различных инструментах, кувыркалось, кричало, танцевало… При входе в Кремль, шутейная процессия была встречена пушечным салютом и фейерверками. Кстати, в петровские времена многие придворные празднества стали сопровождаться фейерверками. Истоки фейерверочного искусства на Руси восходят к глубокой старине, и связаны они, как и многое в истории русской культуры, со скоморохами. Это они ввели в обиход «огненные потехи», используя сухой плаун (ликоподий), обладающий способностью мгновенно вспыхивать. «Огненные игрища» вошли в моду в XVI – XVII веках, в дни рождественских праздников, которые народ встречал весёлыми гуляньями.
По свидетельству историков, при дворе Алексея Михайловича на гуляньях и игрищах использовали «летающие потешные огни» и «зажигательные нарядные стрелы», как тогда назывались ракеты. С конца XVII века фейерверки получили большое распространение, венчая праздники и различные торжества. Пётр I сам принимал деятельное участие в их подготовке. По его распоряжению для фейерверочных праздников стали изготовлять специальные машины, строить монументальные декорации. Известно, что один из фейерверков, подготовленный лично Петром I, продолжался в течение трёх часов. Фейерверки на Руси являли целые огненные представления, где был сюжет, развитие действия, кульминация и завершение. Правомерно назвать эти представления «фейерверочным действом». Сохранилось подробное описание фейерверочного действа, состоявшегося в Петербурге 1 января 1712 года в честь русско-турецкого мира. На Неве, напротив дворца петербургского губернатора Меншикова, был сооружён театр фейерверочного представления – целый комплекс, состоящий из триумфальных, ворот, арок, транспарантов, эмблем. Одни за другими возникали огромные фигуры, рисунки, надписи, прославляющие силу и могущество государства Российского, его славную столицу и могучий российский флот. На фейерверочном представлении присутствовали иностранные дипломаты, и многие намёки в адрес враждебных России государств предназначались им. «В малой дуге, — читаем мы в описании фейерверка, — явится звезда северна горяща и полумесяц свою светлость Северу поделяет. А между ними вошла тёмная туча, тогда тот полумесяц отвращается лицом от своей звезды… …Потом окажется крепость морская, у которой в одной картине подпись сия: «Бог, укрепи камень сей». Значит, сия крепость – Санкт-Петербург. В другой картине сие подписание: «На счастливое шествие сему». Причём корабль со всеми парусами по ветру в гавань прибысть. Значит сие, какую благость впредь государству через сие привлечёт»¹. Как видно из приведённого примера. Фейерверочное действо строилось по разработанному сценарию и несло не просто развлекательные функции, но и было политически направлено. 1. Старинные фейерверки в России. Л., изд. Эрмитажа, 1960, с. 43. В сентябре 1720 года в честь победы над шведским флотом в Петербурге было поставлено массовое действо, продолжавшееся 4 дня. При громе пушек суда Российского флота проконвоировали по Неве «пленных» — шведские корабли, захваченные в битве при Гренгаме. Этот торжественный ввод пленных кораблей знаменовал собой утверждение могучей силы Российского флота и был встречен присутствующими с огромным энтузиазмом. А вечером набережная Невы, площади и центральные улицы вспыхнули тысячами огней иллюминации. Праздник венчало фейерверочное действо, где был представлен Нептун, плывущий на колеснице, и торжественно трубящая Победа. Один из фейерверков вспыхнул на Неве. На больших плотах, стоящих на реке, были заготовлены фейерверочные декорации. Действие состояло из трёх аллегорических картин. После них ночное небо озарили тысячи ракет, шутих, огненных колёс и др. Интересно отметить, что пиротехники, обслуживавшие действо, были одеты в яркие маскарадные костюмы. Традиционные в конце XVII и начале XVIII века российские фейерверочные действа стали позже неотъемлемым компонентом больших праздников – в дни рождества, на масленицу, на Новый год. Источник статьи: http://studopedia.info/2-73211.html Adblockdetector |