Русальная неделя в 2020 году: когда и как празднуется, традиции, обряды и приметы
Русальная неделя или Троицкая — время, когда славяне чествовали русалок. О том, какого числа будет в 2020 году русальная неделя и как праздновали этот праздник наши предки вы узнаете из нашей статьи.
Русальная неделя (русальская, гряная) — по народным представлениям, время пребывания русалок на земле. В течение этого периода русалки находятся в непосредственной близости от человеческого жилья и могут вступать с человеком в контакт.
В рамках народного календаря русальная неделя ориентирована на Троицу. Она приходится на неделю, предшествующую празднику, и совпадает с так называемой семицкой или троицкой неделей (калужск., орловск., тульск.; см. Семик).
Или, что встречается чаще, начинается после троицкого воскресенья — с Духова дня и заканчивается днем всех святых (см. Всесвятская неделя). По представлениям русских, время разгула русалок соответствовало периоду цветения ржи.
Русальная неделя была насыщена обрядами, обычаями, запретами, соблюдение которых связывалось в народном сознании с временным появлением русалок на земле и обуславливалось желанием крестьян избежать их вредоносного воздействия. Она осмыслялась как праздничное время: устраивались общие трапезы, гулянья с хороводами, танцами и играми.
Когда празднуется Русальная неделя в 2020 году
Духов день – древний праздник, который отмечается на следующий день после Троицы.
Русальная неделя в 2020 году начнется с 8 июня и закончится 14 июня.
Его также называют Клечальный понедельник; Духови; Духова; День Духа; Духовден; Святой Дух; Земля именинница; именины Земли; Провожание русалок; Русальница; Русалье. Этот день считается началом Русальей недели. Он сочетает церковные и языческие традиции.
Согласно учению Церкви, в едином Боге три лика – Отец, Сын и Святой Дух, который обладает всем, что во власти Отца и Сына, кроме жизни и смерти.
Верующие вспоминают о том, что в день Пятидесятницы сошедший на апостолов Святой Дух наделил их способностью проповедовать христианское учение на разных языках народам мира.
Русальная неделя в 2020 году: дата празднования
Русальная неделя: что это за праздник
Русалии являются общеславянским (а может быть, и общеиндоевропейским) аграрным праздником, связанным с плодородием полей, молениями о дожде и рождении новых колосьев.
Исследователями давно отмечена близость всех обрядов и праздников русального месяца июня: семика, троицы и Купалы.
Итак, Русалии – языческий праздник древних славян, который упоминался в средневековых источниках, начиная с 12 в. Они отмечались в канун Рождества Христова и Богоявления (зимние Русалии), на неделе после дня Пятидесятницы (Троицы) или в летний Иванов день (Иван Купала).
Во всех этих праздниках явно выступает культ воды, растительности, плодородия и плодовитости. Пляски девушек, хороводы вокруг березки, плетение и бросание в воду венков, песни о яровой пшенице и о будущем урожае, о яр-хмеле, о девице и о молодце, имитация coitus’a, обращения к русалкам, Ладе, Леле, Туру и Яриле, жертвы воде в виде женских кукол, похороны мужских кукол (Кострома, Кострубонъка, Ярила).
Все это обычно происходит в июне, колеблясь между 4 и 30 числом этого русального месяца. Путаницу в сроках обрядов вносит, во-первых, география (чем севернее, тем позже происходит обряд), а во-вторых, церковный календарь с его подвижной пасхой, подвижным троицыным днем, передвигающим языческий семик и русальную неделю.
Русальная неделя: обряды и традиции
Считается, что именно в тот день, который сейчас называется «Духов», больше всего шансов увидеть настоящих русалок, однако появляются они и на протяжении всей русальей недели. Причем встретить их можно не только в воде, но и на берегу – в рощах, на полях, на перекрестье дорог и на погостах.
Как они добираются туда на своих хвостах – загадка. Хотя некоторые считают, что на самом деле у русалок красивые длинные ноги, а миф о том, что подводные девы ниже пояса – рыбы, придумали селянки, чтобы их мужья не искали встреч с речными красавицами.
Кстати, напомним, что девушек и женщин русалки губили из зависти, детей забирали, потому что сами не могли родить, а добрых молодцев завлекали к себе для плотских утех. Возможно, и в наши дни на русальей неделе не стоит терять бдительность – вдруг еще не все русалки перевелись.
Испокон веков для того, чтобы задобрить этих существ, женщины и маленькие дети раскладывали на полях и развешивали на деревьях возле рек и лесных озер бусы, детскую и женскую одежду, вышитые рушники, отрезы материи.
Существовало поверье, что если русалки останутся довольны подарками, то ни один человек из ближайших селений летом не утонет, а урожай по осени будет очень обильным.
Кроме того, считается, что спастись от русалок можно с помощью очень пряных трав – полыни, листьев хрена и чеснока. Поэтому в течение русальей недели наши предки старались брать эти пряности с собой даже на поле и в лес за грибами-ягодами, а уж стирающие в реке белье девушки и рыбачащие парни обязательно затыкали за пояс обережные травы.
Так как русалья неделя тесно связана еще и с плодородием, считается, что в «Духов день земля урожаем беременна», поэтому нельзя пахать и боронить, сеять, копать почву и даже вбивать в нее палки и колья.
Редакторы 2020-years.ru вам рекомендуют прислушаться к этой примете и на этот день оставить в покое не только грядки на дачных участках, но и свои домашние растения.
В некоторых селениях существовал обычай «кормить землю» – в Духов день уже рожавшие женщины уходили в поля, расстилали там красивые скатерти, раскладывали праздничную еду и трапезничали.
Потом они разбредались по полю и оставляли на земле кусочки угощения, приговаривая: «Землица-именинница, дай нам урожай». Попробуйте тоже положить на своем огороде какое-нибудь лакомство – вдруг это поможет повысить урожайность.
Как праздновали раньше русальную неделю
Русалья неделя – неделя Женщины, женской духовной силы оберегающей весь род. Праздник, по разным источникам, отмечался после дня Троицы до Ивана Купалы.
Это день памяти и общения с водными, луговыми и лесными навьями — русальими духами своего рода. Согласно преданиям, русалками и русалами становятся те, кто умер преждевременно, не став взрослым, или ушел из жизни добровольно.
Женщины проводят тайные обряды, оставляя хозяйство на мужчин иногда на всю неделю. А имеющие детей оставляют для русальих деток в поле или на ветвях у источников старую одежку своих детей, рушники, полотна. Надо задобрить русальих духов, чтобы способствовали плодородию наших полей, лугов и лесов, напоили их соками Земли.
Русские люди верили, что вечером накануне Святой Дух спускается на землю, «разливается по полям», появляется в домах. Считалось, что в Духов день, земля беременна урожаем и поэтому, её нельзя трогать: копать, засевать, втыкать палки.
Повсеместно было распространено поверье, что в Духов день, перед восходом солнца, Мать-Сыра-Земля открывает свои тайны.
В этот день за пределы деревни выносили обрядовое деревце – троицкую березку, которая в течение предыдущих дней была центром праздника, развивали и оставляли её в поле или топили в реке. Бросают венки в воду: потонет – к несчастью, поплывет – к счастью.
На русальной неделе принято было выполнять магические обряды. Праздник «Русалии» начинался одним из них: в домах разбрасывали зелёные берёзовые ветки в знак приглашения в гости духов предков.
В Калужской губ. в Духов день полагалось сходить на святой колодец, бросить мелочь в воду, помолиться и умыться святой водой, чтобы отмолить и смыть с себя то греховное и нечистое; святую воду брали домой, а у колодца оставляли поминальную еду.
В этот день к вечеру разводят обрядовые костры по берегам рек, купаются, очищаясь холодной весенней водой.
Источник статьи: http://2020-years.ru/rusalnaya-nedelya-v-2020-godu.html
Русалии. Русальная неделя. Проводы русалок.
РУСАЛКА — русая, вобравшая в себя всю (АЛ) мудрость (КА). Дева-птица. У Пушкина: «И русалка на ветвях сидит. «, а с «рыбьим» хвостом – это малки
Русалии (Русальная неделя) — обрядовый праздник «проводов русалок». Русалии отмечались два раза в году, зимние Русалии и Летнии — неделя перед днем бога Купалы (Ивана Купалы).
Этнографические данные 19 в, позволяют соотнести свидетельства средневековых памятников с русальными обычаями южных славян. В Македонии в период от Рождества до Крещения ходили по дворам группы мужчин, называемых «русалии», которые устраивали особые хороводы вокруг больных людей и исполняли обрядовые танцы, чтобы исцелить их. Члены дружины «русалиев» на весь период святок соблюдали строгие запреты: они не должны были креститься перед едой и на ночь, здороваться при входе в дом и при встрече с односельчанами на улице, обязаны были хранить молчание; ночевали всей группой в чужих домах, не возвращаясь на ночлег домой и не вступая в контакты со своими родственниками, Русальскую дружину встречали во всех домах с большими почестями.
В северной Болгарии и северо-восточной Сербии подобные группы — «русалии» — ходили от села к селу с целью магического лечения людей, заболевших «русальской» болезнью, но происходило это в течение недели, перед Купалой.
Известны этнографические примеры того, что «проводами русалок» руководили специальные старики «русалыцики» (Воронежская обл., 1935 год).
Это музыканты, играющие на духовых, струнных и ударных инструментах, гусляры и скоморохи, одетые в «скураты» — маски и «деющие на глумленье человеком». Затем выделяются плясуньи, которые не принадлежали к скоморохам и выбирались, очевидно, из числа красивейших девушек города или села.
На долю зрителей оставались «пение бесовское», «говор бесчинный», «плещевание» и «позорование» всего, что происходило. Только во время летних русалий от семика до петровского заговенья разрешалось пение девичьих песен с архаичным припевом «О — эв — Леля!», «Лелемье» и т. п..
Славянские представления о русалках отличались от западных (ни каких рыбьих хвостов они не имели, а вот легкие крылья могли присутствовать. Вспоминаем Пушкинские строки «Русалка на ветвях сидит»). «Русалки суть женские существа — очень красивые девушки с длинными косами и крыльями«. Они живут на краю света, а к нам приходят лишь однажды в году весною и в нужное время орошают дождем хлебородные нивы. Они выливают росу из рога, и хлеб начинает колоситься. От русалок зависит плодородие нив. Функции русалок двойственны: с одной стороны, они заботятся о дожде и орошении полей, а с другой — об опылении цветущих хлебных колосьев, когда нивы сияют, так как это их брачное торжество. Все это происходит в июне, который и называется «русальским месяцем».
Судя по летописям, главным сроком русалий был летний, завершавшийся строго фиксированным днем — днем бога Купалы (рождества Иоанна Крестителя).
Праздник заключался в том, что в это время вся молодежь села наряжалась в белые одежды, девки распускали волосы; все вместе ходили по селу, пели песни, водили хороводы и т. д. (сс. Марьевка, Мало-Архангельское Николаевского уезда (ныне Пестравского р-на). Наиболее интересно он проходил в соседнем селе Красная Поляна, где главной русалкой обряжали парня и провожали ее в реку. Возможно, это наиболее ранний вариант обряда, суть которого заключалась в том, чтобы проводить русалку из села, и попросить её очистить село от от разной «нечисти» до будущей весны. Вся эта процессия сопровождалась пением русальных песен:
Из лоханки умывалася,
Помелом я вытералася,
На заслон богу молилася,
Свинье в ноги поклонилася.
У восточных славян к Русальной неделе приурочен обряд «проводы русалки» (варианты названий: «похороны русалки», «прощание русалки»), известный на территории южнорусских областей и восточного Полесья: группа девушек рядила избранную из своей среды «русалку», надевала на нее венок или много венков, иногда всю увешивала зеленью и поздно вечером в последний день Русальной недели выводила ряженую за село в ржаное поле или к реке, на кладбище; там с «русалки» срывали венки, бросали их в воду, в костер, за ограду кладбища и разбегались с места проводов, чтобы «русалка» не догнала.
Восточнославянские поверья о появлении на земле в первый день Русальной недели душ девушек, умерших до брака,— русалок и о возвращении их на «тот свет» (то есть по сути это такой же праздник как и Родоница, по окончании которого провожают гостившие у нас души умерших родственников обратно в мир Нави).
В некоторых местах этот праздник отмечался даже еще после войны.
ПРИМЕТЫ И ОБРЯДЫ ПРАЗДНИКА
Праздник включает множество обрядовых действий, песен, приговоров, всевозможных примет, гаданий, легенд, поверий. Последний день русальской недели -Аграфена Купальница. На Аграфену обязательно мылись и парились в банях. Обыкновенно именно в день Аграфены Купальницы заготавливали веники на весь год. В ночь с Аграфены на Иванов день существовал обычай «выкатывать ржи» то есть мять их, валяясь по полосе. В день Аграфены Купальницы (6 июля) все девушки («невесты» и подростки) расхаживают в своих лучших нарядах по домам и говорят: «Умойте!» Это значит — подарите что-нибудь из девичьих украшений: ленточку, бусы, серёжки и проч. Пожалуй, самым главным событием дня Аграфены Купальницы был сбор трав, кореньев для лечебных и знахарских целей. «Лихие мужики и бабы в глухую полночь снимают с себя рубахи и до утренней зари роют коренья или ищут в заветных местах клады» — написано в одной из книг начала ХIX века. По убеждению народа, накануне ночи на Ивана Купала деревья переходят с места на место и разговаривают между собой посредством шелеста листьев; беседуют друг с другом животные и даже травы, которые этой ночью наполняются особой, чудодейственной силой. Ночью до восхода солнца, рвали цветы Иван-да-Марья. Если их вложить в углы избы, то вор не подойдёт к дому: брат с сестрой (жёлтый и фиолетовый цвета растения) будут говорить, а вору будет казаться, будто разговаривают хозяин с хозяйкой. Накануне Ивана Купала девушки гадали по травам:
1. Собирали 12 трав (чертополох и папоротник обязательно), на ночь клали под подушку, чтоб приснился суженый — «Суженый-ряженый, приходи в мой сад гулять!».
2. В полночь надо было набрать цветов и положить под подушку; утром следовало проверить, набралось ли двенадцать разных трав. Если набралось — в этом году замуж выйдешь.
3. Под голову на ночь клали подорожник (трипутник) со словами: «Трипутник-попутник, живёшь при дороге, видишь малого и старого, скажи моего суженого!».
Иван Купала принадлежал к числу самых почитаемых, самых важных, самых разгульных праздников в году, в нём принимало участие всё население, причём традиция требовала активного включения каждого во все обряды, действа, особого поведения, обязательного выполнения и соблюдения ряда правил, запретов, обычаев. Иванов день заполнен обрядами, связанными с водой. Поутру в Иванов день купаться — обычай всенародный, и только в некоторых областях крестьяне считали такое купание опасным, так как в Иванов день считается именинником сам водяной, который терпеть не может, когда в его царство лезут люди, и мстит им тем, что топит всякого неосторожного. Ранним утром бабы «черпают росу»; для этого берётся чистая скатерть и «бурак», с которым и отправляются на луг. Здесь скатерть таскают по мокрой траве, а потом выжимают в бурак и этой росой умывают лицо и руки, чтобы «прогнать всякую болезнь и чтобы на лице не было ни угрей, ни прыщей». Роса служит не только для здоровья, но и для чистоты в доме: купальской росой кропят кровати и стены дома, чтобы не водились клопы и тараканы.
Один из довольно распространённых купальских обрядов — обливание водой всякого встречного и поперечного. «Деревенские парни, — писал орловский корреспондент в середине прошлого века, — одеваются в старое, грязное бельё и отправляются с вёдрами и кувшинами на речку, где наполняют их самою грязною, мутною водой, а то и просто жидкой грязью, и идут по деревне, обливая всех и каждого и делая исключение только для стариков и малолеток. Но всего охотнее, разумеется, обливают девушек: парни врываются даже в дома, вытаскивают и выносят девушек на улицу силой и здесь с ног до головы окачивают водой и грязью. В свою очередь, и девушки стараются отомстить парням и тоже бегут на реку за водой. Кончается дело тем, что молодёжь, перепачканная, мокрая, в прилипшей к телу одежде, гурьбой устремляется на речку и здесь, выбрав укромное местечко, подальше от строгих глаз старших, купается вместе, причём, разумеется, и парни и девушки остаются в одеждах.» Во многих местах баню было принято устраивать не на Аграфену Купальницу, а в Иванов день, точно так же, как и вязать веники. В некоторых деревнях после бани девушки закидывали веник через себя в реку: если потонет, то на этот год помрёшь. В других — вениками, составленными из разных трав и веток различных деревьев, обряжали недавно отелившихся коров; гадали о своём будущем — перебрасывали веники через головы или бросали с крыши бань, смотрели: если веник упадёт вершиной к погосту, то бросающий умрёт, а если не вершиной, то останется жив; костромские девушки обращали внимание на то, куда комлем упадёт веник- туда и замуж выходить.
Главная особенность купальской ночи — очищающие костры. Вокруг них плясали, через них прыгали: кто удачнее и выше тот будет счастливее. «Огонь очищает от всякия скверны плоти и духа, — писал один из этнографов XIX века, — и на Ивана Купалу прыгает через него вся русская деревенщина». В некоторых местах через купальский огонь прогоняли домашнюю скотину для защиты её от мора. В купальских кострах матери сжигали снятые с хворых детей сорочки, чтобы вместе с этим бельём сгорели и самые болезни. Молодёжь, подростки, дети, напрыгавшись через костры, устраивали шумные весёлые игры, потасовки, бег наперегонки. Обязательно играли в горелки. По поверьям крестьян, в купальскую ночь нельзя спать, так как оживает и становится особенно активной всякая нечисть. В день Ивана Купалы слепая змея медянка получает зрение на целые сутки и потому в это время делается очень опасною: бросаясь на человека, как стрела, может пробить его насквозь.
Характерная примета Ивана Купалы — многочисленные обычаи и предания, связанные с растительным миром. Травы и цветы, собранные в Иванов день, кладут под Иванову росу, высушивают и сберегают их, почитая больше целебными, нежели собранные в другое время. Ими окуривают больных, борются с нечистью, их бросают в затопленную печь во время грозы, чтобы предохранить дом от удара молнии, употребляют их и для разжигания любви или для «отсушки». В день Ивана Купалы девушки завивают венки из трав: Иван-да-Марьи, лопуха, богородицкой травы и медвежьего уха; вечером пускают эти венки на воду, наблюдая, как и куда они плывут. Если венок тонет, значит, суженый разлюбил и замуж за него не выйти. Из чудесных трав собираемых в это время, стоит назвать «плакун-траву», особенная сила которой, по мнению крестьян, заключена в её корне, имеющем свойство прогонять злого духа; владелец же корня будет внушать к себе страх; «терлыч-трава» употребляется для очарования парней девушками: они носят её у себя за пазухой и приговаривают: «Терлич, терлич, хлопцев покличь!» Трава чернобыльник, по народному поверью, противна ведьмам и охраняет от них дом и двор. Её же заплетают в плети и кладут под Иванову росу с приговором: «Мать-земля, отец-небо, дайте чадам вашим от этой травы здоровья!» Травка «зяблица» помогает от ребячьего крика и от бессоницы; высушенным «расперстьицем» присыпают больные места на теле- порезы, нарывы, опухоли; «пастушью сумку» издавна заготавливали как хорошее кровоостанавливающее средство при различных кровотечениях; страдающие ревматизмом собирали в большом количестве жгучую крапиву; для лечения ран, ожогов запасались заячьей капустой; на случай простуд, кашля необходимо было иметь дома мать-мачеху, душицу, багульник.
В Иванову ночь на муравьиных кучах собирают в сосуд масло, которое признается целительным средством против разных недугов.
Росою в Иванову ночь умываются для красоты и здоровья.
Травы и цветы, собранные на Ивана Купалу, почитаются более целебными, чем собранные в другой день. Ими окуривают больных, борются с нечистью, бросают в затопленную печь во время грозы, чтобы предохранить дом от удара молнии, их употребляют для присушки и отсушки.
Когда рвут травы, говорят: «Земля — мати, благослови меня травы брати, и трава мне мати!»
Собирают крапиву, шиповник и другие колючие растения, которые сжигают, чтобы избавить себя от бед. Если через купальский костер перепрыгнешь, защитишь себя от порчи. Кто выше прыгнет, тот счастливее год проживет.
В Иванову ночь собирают траву — богатенку, которую втыкают в стену на имя каждого из семьи; чей цветок скоро завянет, тому или умереть в этот год, или захворать.
Под корнем чернобыльника отыскивают земляной уголь, который употребляется как средство от падучей болезни и черной немочи.
Если в эту ночь сорвать цветок иван-да-марьи и вложить в углы избы, вор не подойдет к дому: брат с сестрой (желтый и фиолетовый цветки растения) будут между собою разговаривать, а вору покажется, что разговаривают хозяин с хозяйкою.
Девушки собирают двенадцать трав (чертополох и папоротник обязательно) и кладут под подушку, говоря: «Суженый-ряженый, приходи в мой сад погулять!»
В полночь надо не глядя набрать цветов и положить под подушку, а утром проверить, набралось ли двенадцать разных трав. Если набралось, в этом году замуж выйдешь. Под голову кладут трипутник (подорожник), приговаривая: «Трипутник- попутник, живешь при дороге, видишь малого и старого, скажи моего суженого!»
На Иванов день до восхода солнца нужно пронести через свое стадо медвежью голову и зарыть посреди двора, тогда среди скота падежа не будет.
В углах скотного двора ставят осины, вырванные непременно с корнем, — для наилучшего предохранения от ведьм.
В Иванов день считается именинником сам водяной, который терпеть не может, когда в этот особенный день в его царство лезут люди, и мстит им тем, что топит неосторожного.
Купальской росой кропят в доме кровати, чтобы не водились клопы.
Если на Иванов день перелезать двенадцать огородов, любое желание исполнится.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Источник статьи: http://welemudr.mirtesen.ru/blog/43541659558/Rusalii.-Rusalnaya-nedelya.-Provodyi-rusalok.