- В какие праздники у русских было разрешено «беснование»
- На Родоницу
- На Ивана Купалу
- На Калядки и на Масленицу
- Праздники в цыганской семье
- ЦЫГАНЕ: 10 интересных обрядов и обычаев
- 8 апреля цыгане всего мира отдают дань памяти своим товарищам-солдатам, погибшим во время Второй мировой войны.
- Делегаты объявили дату, 8 апреля — Международным днем цыган, который включен в календарь ООН.
- БАНГО ВАСЫ.
- БОГОРОДИЦА БАРРИ.
- МАЙ — МАЕТО.
- КУПАНИЕ В ПОДСОЛЕННОЙ ВОДЕ.
- ПРЕСТЭПНЕК.
- ВЫКУП ЗА НЕВЕСТУ.
- КАСАНИЕ НЕВЕСТЫ.
- СВАДЬБА.
- ПОХОРОНЫ.
В какие праздники у русских было разрешено «беснование»
Беснование, как странное, разрушительное поведение, когда русские люди не только напивались и плясали до потери сознания, но и занимались прямым вредительством: ломали односельчанам заборы, путали лошадиную сбрую, переворачивали телеги и заваливали бревнами двери тем, кого недолюбливали, было разрешено в языческие времена часто. Им занимались на праздники, посвященные разным странным божкам. Несмотря на реконструкции ученых, нам практически неизвестно, как это происходило в Древней Руси, но иллюстрацией к разрушительному поведению могут стать произведения греческих авторов, в которых описывается поведение древних греков при праздновании каких-нибудь «сатурналий» или «дионисиев».
После принятия Русью православия, русские отреклись от поклонений бесам, осознав, что христианину следует быть скромным, спокойным и думать о последствиях своих шагов и о том, какую боль своим поведением они могут причинить другим людям.
Поэтому непристойное поведение было запрещено и всячески порицалось. При Иване IV беснования были даже запрещены специальным решением Собора. Однако поклонения бесам оказались весьма живучи и порой принимали весьма странные формы, искоренить которые было сложно. Поэтому беснования продолжались и в христианское время, но проводили их либо в глухих деревнях, либо тайно, так, чтобы утром никто не догадался, чьих это рук дело.
После распада СССР язычники прятаться перестали и в девяностые годы XX века в глухих деревнях и в далеких сибирских поселках доставляли немало хлопот местным жителям хулиганствами, глумлениями и осквернением надгробий и памятников. Это происходило несколько раз в году.
На Родоницу
Российский этнограф Сергей Васильевич Максимов упоминал, что языческое поминание предков – Родоницу (Родуницу) язычники справляли через 12 дней после того, как сжигали тело умершего в погребальном костре. Они устраивали что-то вроде повторной тризны, во время которой то голосили по мертвым, то изрыгали проклятья и предавались сумасшедшим пляскам, словно одержимые нечистыми духами.
Возможно, они поступали так с отчаяния, однако со стороны это смотрелось как беснование, и православные священники уговаривали народ не совершать такого, объясняя, что мертвому нужна молитва, а не пляски на кострище или на могиле. Кроме этого, подобное беснование имело и другую сторону – трагическую. После возлияний и беснований люди, у которых умер близкий человек, часто впадали в уныние и вешались.
В поучении «О жалеющих», ложно приписанному Св. Дионисию, специально указывалось, что «дьявол учит желению тому. А другия по мертвемъ резатися и давитися, и топитися в воде».
Участники подобных действий отлучались от исповеди и причастия на десятилетия, причем часто отлучали и тех из супругов, которые не принимали участия в «жалении», действуя по принципу: «Аще бо жена неверна, то и муж нечист!»
На Ивана Купалу
Какие-то отголоски этих обрядов, очевидно, существовали и на празднование Купального дня. Во-первых, на этот языческий праздник обливались, причем часто с ожесточением и даже тех людей, которые не хотели бы участвовать в подобном. В деревнях Новосибирской области и сейчас распространен обычай, когда на Купала девушки и девочки выходят на трассу и выливают буквально ведра воды на проезжающих мимо пешеходов, велосипедистов или мотоциклистов. Причем ими самими это воспринимается как веселое развлечение. Продолжалось это обливание и на кладбище, куда ходили «топить» покойников и заливали водой могилы, специально выворачивая православные кресты и христианские надгробья.
Новосибирский этнограф Елена Федоровна Фурсова в своей работе «Календарные обычаи и обряды украинских переселенцев» указывала, что в девяностые годы беснование молодежи на Купалу достигало таких масштабов, что людям постарше приходилось не спать по ночам, беречь хозяйство, чтобы молодежь не разорила полностью огород, не переломала утварь во дворе, не подперла дверь и не перегородила калитку. Отмечались случаи, когда молодые парни и девушки перегораживали цепями переулки, что приводило к авариям и мешало проезду милицейских машин.
До сих пор в деревне Венгерово ночь на Купалу называют «бешеной». И это после 70 лет советской власти. Страшно подумать, что происходило на Купала в древние времена, когда женщина, не пришедшая на массовое совокупление, начинала считаться ведьмой и ее могли просто убить.
На Калядки и на Масленицу
И это еще раз говорит в пользу языческого происхождения обычая калядовать и справлять Масленицу.
В эти дни молодежь наряжалась в одежды мифических персонажей и чертей. Если во время колядок соседи не отдаривали как следует подношениями, они мстили им, беснуясь на дворе и на огороде: рассыпали мешки с картошкой, переворачивали кадки, могли развернуть сани или телеги оглоблями назад, связать вместе все поводья и напугать лошадей.
На масленицу тоже существовал обычай посещать дома односельчан, но на этот раз уже со зловещими намерениями. В этот праздник «укоряли» тех, кто не хотел жениться или выходить замуж. Обиды у тех, кому отказывали осенью, накапливалось много, и масленица была поводом к тому, чтобы ее излить.
Украинские переселенцы в далеких сибирских селах – иногда молодежь, а иногда вполне взрослые мужчины и женщины, заранее изготавливали колодки и привязывали их парням к ногам и на шею «для смеху» и водили их по деревне. А девушкам мазали ворота дегтем. Разбушевавшаяся толпа, если ее не останавливали или не откупались, могла пойти и дальше – вымазать дегтем уже обладательницу строптивого нрава, напомнив ей, что негоже ей отказывать женихам.
Источник статьи: http://cyrillitsa.ru/tradition/74366-v-kakie-prazdniki-u-russkikh-bylo-razre.html
Праздники в цыганской семье
Праздники являются неизменной составляющей повседневного быта цыган. Сложившиеся веками традиции этого народа предусматривают множество поводов для празднования, будь то день рождения кого-либо из членов семьи или просто приезд в гости дальних родственников.
Особенно пышно отмечаются свадьбы и крестины, они сопровождаются специальными обрядовыми действиями, которым придается особое значение — считается, что таким образом можно обеспечить долгую и счастливую жизнь виновникам торжества.
У цыган Восточной Европы и, в частности, России в большом почете церковные праздники, особенно Рождество, Пасха и Троица. Во многих цыганских семьях подготовка к празднованию Рождества и Пасхи предполагает обязательное соблюдение поста. Примечательно, что эта традиция сохранялась у цыган даже во времена советской власти, когда демонстрировать свою принадлежность к христианской церкви было не принято.
Существует интересная традиция празднования дня Святого Петра или по-цыгански Симпетри. В этот день — 12 июля — в семьях, где произошло несчастье, например, тяжело заболел ребенок, родители просили заступничества у святого и давали обет ежегодно устраивать застолье в знак благодарности.
Что касается традиционного праздничного застолья, то в этом случае цыгане соблюдают особый этикет. Прежде всего, он предполагает особый порядок размещения гостей за столом — мужчины сидят отдельно от женщин, если не позволяет место, то по разные стороны стола. Культура употребления алкогольных напитков не допускает излишеств, в кругу семьи наличие пьяного гостя считается позором. Гости за столом наслаждаются пищей и напитками не спеша, сопровождая обед приятной неторопливой беседой. Тосты произносят достаточно часто, но никто не настаивает на том, что необходимо «пить до дна». Чтобы не обидеть хозяев, достаточно просто слегка пригубить из рюмки. Можно даже перейти с алкогольных напитков на прохладительные. Важные семейные события и большие церковные праздники цыгане отмечают по нескольку дней подряд, созывая дальних родственников. Женщины готовят определенный набор блюд, соответствующий значимости торжества.
Цыгане — народность, всегда славившаяся своим музыкальным талантом, именно поэтому каждое праздничное застолье обязательно сопровождается песнями и танцами. Примечательно, что инициатором танца обычно является старший мужчина или старшая женщина. Затем к ним присоединяются остальные члены семьи — по старшинству: дети, внуки и другие родственники. Таким образом, в праздничный танец оказываются вовлечены все гости.
Источник статьи: http://www.cygane.info/traditions/prazdniki-v-czyiganskoj-seme
ЦЫГАНЕ: 10 интересных обрядов и обычаев
8 апреля цыгане всего мира отдают дань памяти своим товарищам-солдатам, погибшим во время Второй мировой войны.
Международный день ромов был объявлен в 1992 году Организацией Объединенных Наций и Европейским союзом по предложению Международного союза цыган.
Первый Всемирный конгресс цыган, состоявшийся в Лондоне в 1971 году, положил начало всемирному движению ромов, направленному на утверждение и развитие культуры и самобытности ромов.
В нем принимали участие представители цыган со всех континентов, а также правительство Индии.
Делегаты объявили дату, 8 апреля — Международным днем цыган, который включен в календарь ООН.
Конгресс 1971 года также принял и утвердил цыганский флаг и гимн. Гимном стала популярная песня в Болгарии » ДЖЕЛЕМ, ДЖЕЛЕМ». Флаг организации представляет собой 16-спицевое красное колесо на синем и зеленом полях.
Поля символизируют небо и траву, а также свободную жизнь цыган в прошлом. Колесо с 16 спицами в древней Индии называлось «ЧАКРА». Оно присутствует на флаге ромов, чтобы напоминать об индийском происхождении цыган и о долгом пути, который они прошли из Индии в Европу.
Широкий спектр цыганских обычаев и ритуалов связан с основными событиями индивидуальной человеческой жизни в традиционных цыганских общинах и зависит от религии, с которой они связаны — обычным исламом (цыгане), или православным христианством (ДАСИКАНА цыгане).
В ряде групп ромов, до и после рождения, существует ряд запретов на беременную женщину и женщину во время родов. По-прежнему действует очень богатый традиционный ритуал, направленный на защиту жизни и здоровья молодой матери и ребенка.
БАНГО ВАСЫ.
Несомненно, самый большой праздник, отмечаемый цыганами из разных конфессий, — это БАНГО ВАСЫ (ВАСИЛИЦА — Новый год по юлианскому календарю). Отмечается на 2-3 дня, вечером 13 января все члены семьи собираются дома.
Мать готовит домашнюю птицу с рисом или картофелем и чаще всего с квашеной капустой. В процессе приготовления блюда женщина обязана молчать.
Отец (супруг) спрашивает; — «Женщина, чем фаршируешь индейку?» А она должна ответить; — «Здоровьем, с невестами, с зятьями, с внуками и со счастливой жизнью дома».
В каждом доме должны быть три булки хлеба — для Бога или для БАНГО ВАСЫ, для дома и всего хозяйства, и для всей семьи мужского пола. Приготавливается в доме БАНИЦА и пахлава, а молодые женщины занимаются уборкой и натирают посуду — все должно сиять чистотой.
Приготавливают также трехслойные голубцы. Когда все готово, расстилают скатерть на полу посередине комнаты и раскладывают хлеб с блюдами. Старшие зажигают свечи, а младшие целуют руку старшим и просят прощения.
Хозяин разламывает хлеб, в котором имеется золотая монета, хранящаяся и передаваемая от отца первенцу. Только после этого садятся за стол и начинают пить теплый бренди, настоянный на гвоздике. Таким образом, семейство, ест, пьёт, танцует и веселится.
Посреди ночи прибывает БАНГО ВАСЫ (в переводе — хромой Василий), который добирался три дня, и боролся с большими трудностями в пути, пока не прибудет. Вот почему он хромой, бородатый и очень уставший.
Он обычно большой, громкий, мастер на все руки, щедр и добр. Каждого он одаряет добрым словом — желает удачи и здоровья, счастья взрослым и дарит подарки детям. Он ненадолго, садится за стол, чтобы уважить трапезу.
А в это время хозяйка дома кладет подарки в его мешок, чтобы он занёс соседям, поэтому он всю ночь ходит из дома в дом и доставляет приготовленные подарки.
Утром замужние дочери со своими мужьями и детьми приходят и просят прощения у родителей, а женатые сыновья, которые живут отдельно, приходят со своими женами и детьми, целуют руку родителям, и всем пожилым людям — прося прощения.
Все приносят угощения и подарки — начинается общее гуляние праздника. Утром на ВАСИЛИЦЕ, дети ходят по соседским домам и поздравляют всех — желая здоровья, процветания, удачи, плодородия.
БОГОРОДИЦА БАРРИ.
28 августа, цыгане отмечают как самый яркий праздник — Успения Девы Марии, который они называют «БОГОРОДИЦА БАРРИ». На рассвете они встают и одеваются в самую новую и нарядную одежду.
Потом погрузившись в повозки и кибитки, украшенные разноцветными коврами и половиками. Погрузив с собой горшки с вкусной едой и обязательно большими дынями, отправляются в монастырь — Святой Богородице.
В Софии цыгане, отправляются в ДРАГАЛЕВСКИЙ монастырь, из Пловдива в БАЧКОВСКИЙ, а из Тырново — в Троянский монастырь. Как только они приезжают, сразу входят в храм и зажигают свечи — молятся за здравие.
Если у них больной ребенок — приносят подарок, записывают свои имена для священной литургии. Затем они выходят, выбирают удобное место и готовят сытные блюда.
Женщины собирают травы у монастыря, особенно ШИБОЙ — для исцеления от желтухи. Они берут базилик и святую воду из монастыря, которую привозят домой, и окропляют каждый уголок своего жилища.
Во время возвращения домой, они поют песни и играют на музыкальных инструментах – веселя всю дорогу окружающих людей, а вечером в домах начинается настоящее семейное веселье. Некоторые приготавливают КУРБАН (блюдо из баранины) и дарят его соседям и близким.
МАЙ — МАЕТО.
14 мая, цыгане празднуют свой обычай МАЙ – МАЕТО, как день шуток и весёлого обмана. Некоторые люди говорят, что 1 апреля на Балканах, принято считать днем шуток — под влиянием западноевропейской культуры. НО, МАЕТО цыган — их оригинальный, собственный праздник. Этот праздник у цыган — чисто женский, веселый и особенный в своём роде. Он празднуется, когда вишни созревают.
13 мая, две женщины, берут котел — наследственный или недавно купленный, украшают его венком из цветов и рано, до восхода солнца, тихо наполняют его водой из трех родников.
Позже днем, держа котёл в руках, они ходят по домам, и каждая из женщин дома кладет в него серьгу, кольцо или что другое.
После экскурсии они оставляют его под навесом выбранного дома, да так, чтобы в него могли заглянуть звёзды через тоненькую ткань, которой накрыли котёл.
Никто, кроме двух женщин и домохозяйки, не должны знать, где находится котел – ведь содержимое котла, останется в этом доме для процветания богатства и добра.
Рано утром, 14 мая — в день МАЕТО, девочки выходят на поле, собирают «цветы майя», делают из них пояс и завязывают на талии.
КУПАНИЕ В ПОДСОЛЕННОЙ ВОДЕ.
Согласно традиции ромов, каждого новорождённый ребенка следует ритуально купать в подсоленной воде (чтобы не пах сыростью, и рос здоровым ромом). В такой воде обязательно должны присутствовать монеты и весенние цветы на здоровье дитя – если ребёнок родился весной.
Они отмечают так называемую ПИТУ (лепёшка), на которую приглашают родственников, и трапезничают, угощаясь ритуальную ПИТОЙ.
ПИТА — специально запечённая для этого случая лепёшка, обмазанная медом, халвой и сыром, но алкоголь при этом обряде не подается. Малышу и его молодым родителям желают всего наилучшего, а ребенку жертвуются деньги и новую одежду.
ПРЕСТЭПНЕК.
Этот день отмечается, когда ребёнок самостоятельно сделал первый шаг. Домашняя, или специально выпеченная лепёшка, заворачивается в платок и привязывается через плечи на спину ребёнка в виде рюкзака.
При поддержке старшего члена семьи, ребёнок путешествует по домам родственников и соседей, раздавая печенье и всякие угощения, демонстрируя тем самым, что он уже самостоятельно ходит и к его отношению следует относиться более серьезно.
ВЫКУП ЗА НЕВЕСТУ.
В сообществе ромов хранится и функционирует обычай покупки невесты. Это связано, с выплатой денежной суммы родителями жениха, за выкуп невесты. В настоящее время ходят легенды о коммерциализации этой традиции, в зависимости от навыков и красоты невесты.
Подобный обычай практикуется в сообществе цыган, исповедующих ислам, и называется БАБАХАК (закон отца). Но в настоящее время, он почти забыт и, очевидно, будет утрачен навсегда.
КАСАНИЕ НЕВЕСТЫ.
Еще один хорошо сохранившийся обычай, предшествующий дню свадьбы, — это касание невесты. Этот обряд, лучше всего сохраняется среди цыган мусульман и производится в узком кругу родственников — в доме жениха.
Ритуал начинается в полночь — невесту поочередно касаются пальцев обеих рук и ладоней, а затем пальцев обеих ног.
Обряд сопровождается пожертвованием денег на белом холсте, который обвивает руки и ноги невесты. Белый холст, скрепляется красной нитью, и вместе они символизируют девственность молодой женщины.
Сам ритуал осуществляется с помощью пожилой и влиятельной женщины, которая имеет только один брак и никогда не изменяла своему мужу.
Она и все её старшие родственники благословляют молодую семью, а молодые и более ловкие женщины постоянно невесте помогают.
Ритуал мусульманских цыган сопровождается особым музыкальным сопровождением зурны и барабана, а также множеством шуток и дразнилок, пожеланий.
А так же обязательное присутствие слёз – счастья, от родителей, и самых верных друзей жениха и невесты.
СВАДЬБА.
Свадьба — одно из самых важных событий в жизни каждого цыгана. Уже с рождением девочки мама начинает готовить ей свадебное приданое для жениха, а родители мальчика позаботятся о том, чтобы предоставить приют будущему мужу.
Самой свадьбе предшествуют разные обычаи и обряды. Таким образом, в прошлом помолвке была обязательным тестом для будущих супругов.
Цель состояла в том, чтобы дать молодым людям возможность лучше узнать друг друга и крепче полюбить друг друга, а также с большей уверенностью для них решить, идти ли под венец.
Обряд выполняется с большим торжеством (почти как настоящая свадьба), в сопровождении множества музыкальных сопровождений, веселых и острых шуток.
Для самих цыган сама свадьба претерпела много изменений из прошлого в настоящее, но она всегда была щедрой, богатой и сопровождалась множеством забав и дразнилок.
Для цыганских родителей, это самое важное событие в жизни их детей, и они готовы от всего сердца отдать себя, как того требует традиция цыган, независимо от финансовых возможностей и количества гостей на свадьбе.
Кульминацией свадебного торжества, процесс пешего следования — молодожены и некоторые из их ближайших родственников направляются в дом жениха.
Невесту обычно встречают свекровь, готовят богатую еду, и она будет ждать результата от первой брачной ночи — была ли невеста девственницей?
Радость положительного результата первой брачной ночи, как правило, обнародуется и различна в разных подгруппах.
Но, если невеста не оказывается девственницей, свадьба обычно расстраивается, и она возвращается к своим родителям, а в группы, где платят за невесту, семья возвращает всё назад.
ПОХОРОНЫ.
Обычаи и ритуалы цыган, связанные со смертью и похоронами, также имеют определенные оттенки для мусульман и христиан.
Они связаны с тем, как хоронить покойников, омывать их, класть в могилу с одеждой, или без ковчега, или в нём.
Раздавать небольшие суммы денег близким погибших (пропавших без вести) цыганам — мусульман, поминание 40 дней у христиан, или 52 дня с мусульман, сооружение богатых могил для цыган Авторитетов, ежегодные поминания и так далее.
Источник статьи: http://marketton.ru/istoricheskie-fakty/tsygane-10-interesnyh-obryadov-i-obychaev.html