Национальные праздники
Национальные праздники и обряды у татар представляют собой важную область духовной культуры народа.
Среди татарских национальных праздников есть как религиозные (мусульманские), так и светские (нерелигиозные). Религиозные мусульманские праздники называются словом гает (ает) (Ураза гаете — праздник поста и Корбан гаете — праздник жертвы). А все народные, не религиозные праздники по-татарски называются бэйрэм (байрам).
Народные национальные праздники занимают заметное место в жизни татарского народа и проводятся в определенное время года, и, как правило, связаны с тем или иным этапом сельскохозяйственных работ.
Науруз (Навруз)
Календарный цикл национальных праздников и обрядов татарского народа начинается с Науруза, который праздновали в день весеннего равноденствия (21 марта) по солнечному календарю. Навруз является древнейшим земледельческим праздником, его происхождение связано с возникновением земледельческого календаря. Праздник, символизирующий приход весны и являющийся точкой отсчета нового года по лунному мусульманскому календарю. Навруз – это один из самых любимых праздников татар. Он означает «новый день» и связан с днем весеннего равноденствия, который начинается в первый день первого месяца солнечного года, в тот момент, когда Солнце входит в созвездие Овна. В целом, каждый элемент новогоднего стола имеет духовный и священный смысл. Но главный смысл празднования Навруза – это встреча Нового года в кругу семьи.
В канун Навруза шакирды обходили дома, распевая песни-баиты о том, что случилось замечательного, достойного за минувший год, желали благополучия хозяевам. Дети с помощью взрослых готовили бумажные игрушки, хлопушки. Отцы семейств готовили подарки. Молодые собирали цветы и украшали ими дом;
В день Навруза все одевали лучшие, и часто новые одежды. Старшие одаривали младших. Ходили друг к другу в гости. На праздничный стол складывали круглые лепешки из пшеницы, ячменя, проса, кукурузы, фасоли, гороха, чечевицы, риса, кунжута и бобов. В Навруз приготовляют кушанья из семи, преимущественно растительных, продуктов, наиболее известным праздничным блюдом является сумаляк — блюдо из пророщенных ростков пшеницы.
Сабантуй
Сабантуй — самый главный из этих праздников. По некоторым исследованиям этот древний праздник имеет тысячелетнюю историю. Так еще в 921 году христианской эры его описал в своих трудах знаменитый исследователь Ибн Фадлан, прибывший в Булгар в качестве посла из Багдада. Также в Алькеевском районе Татарстана учёными был обнаружен надгробный камень булгарского периода, надпись на котором гласила, что усопшая почила в 1120 году в день Сабантуя.
Сегодня сабантуй, как национальный татарский праздник, отмечают во многих городах, где в процессе миграции появился значительный контингент татар, например, в Москве, Ташкенте, Петербурге, Самаре.
Раньше Сабантуй праздновали в честь начала весенних полевых работ (в конце апреля), теперь же — в честь их окончания (в июне).
Истоки празднования Сабантуя уходят в глубокую древность и связаны с аграрным культом. Об этом свидетельствует его название: сабан означает «яровые», или в другом значении, — «плуг», а туй — «свадьба», «торжество». Таким образом, смысл слова сабантуй — торжество в честь сева яровых.
Первоначальная цель обряда, вероятно, заключалась в задабривании духов плодородия с тем, чтобы благоприятствовать хорошему урожаю в новом году.
С изменением хозяйственного уклада жизни магические обряды теряли смысл, но многие из них продолжали бытовать уже как народные увеселения и праздники. Так случилось и с сабантуем.
В XIX веке Сабантуй был уже просто веселым народным праздником, который знаменовал начало очень сложных, трудоемких сельскохозяйственных работ. Только в отдельных местах сохранились пережиточные обряды, указывающие на первоначальную связь сабантуя с религиозными поверьями.
Накануне праздника по сложившемуся ритуалу собирали подарки для одаривания победителей предстоящих состязаний. Особенно ждали этот день — дети. Матери шили для них из полотенец мешочки для сбора яиц. Некоторые ребята ложились спать одетыми и обутыми, чтобы утром не тратить время на сборы, под подушку клали полено, чтобы не проспать. Рано-рано утром мальчики и девочки в возрасте от 3-4 до 10-12 лет начинали обход домов.
Дети заходили в дома с пожеланием, чтобы куры хорошо неслись, был урожайным год, предваряя эти пожелания фразой: «Пусть легкой будет моя нога» — Аягым жинел булсын. Считалось, что если первым в дом в этот день войдет человек «с легкой ногой», то год будет благополучным.
Сбор яиц продолжался два-три часа, проходил он очень весело. А потом дети собирались в одном месте на улице и играли в разные игры с собранными яйцами. Победителями были самые сообразительные, быстрые, ловкие.
В некоторых аулах после детей очередь доходила до ребят постарше — юношей. Они разъезжали по аулу на украшенных конях, пели песни, веселили хозяев прибаутками. Собранные яйца складывались в плетёную корзину.
На следующий день — кульминация праздника. У каждого аула было свое излюбленное место его проведения — Майдан, имеющее ровную, хорошую просматриваемую площадку, окруженную деревьями, кустарником. Все желающие жители аула (а это были все, кто мог присутствовать!) и гости в самых лучших одеждах прибывали сюда кто пешком, кто на подводе, семьями, группами, поодиночке, со своими музыкантами.
Основные состязания — борьба на кушаках — курэш (борьба). В качестве кушака используется полотенце. Борцы обхватывают друг друга за талию полотенцем, и таким образом ведут борьбу. Начинали состязание два мальчика 5-6 лет или два старика. Их одаривали. Это зачин, затравка. Затем поочередно борются мальчики постарше, юноши, мужчины среднего возраста. Тот, кто сумел положить на лопатки своего противника, получал подарок. Поединок продолжался до тех пор, пока один из борцов не становился побежденным. После нескольких удачных схваток победитель становился претендентом на звание сильнейшего борца — батыра. Таких набиралось несколько человек. И их борьба становилась кульминационным моментом схваток. Батыр получал одно из лучших полотенец, подаренных молодушками, один из лучших призов. В настоящее время батыру вручают ковры, стиральные машины, автомобиль и так далее. Иногда батыр по традиции получает живого барана.
Пока набирала силу борьба, чуть в стороне проводились состязания по бегу. Участники подразделялись по возрасту — мальчики, мужчины,старики. Дистанция была не длинной — 1-2 км. и короче.
Завершали состязания скачки. Участие в них считалось престижным, поэтому на скачки выставляли коней все, кто мог. В целях безопасности финиш располагался в стороне от основного места состязаний, однако награждение проходило на Майдане. Кстати, награждали всех участниковскачек, правда, ценность подарков была различной. Пришедшей последней лошади, как правило, привязывали полотенце, специально оговоренное дарительницей, чтобы «утешить ее». Считалось, что она плачет — елый, имеш.
А вечером на поле-майдане проводятся молодёжные игрища с хороводами, плясками, играми в догонялки, катанием на подводах. Их устраивали либо на месте Майдана , либо на традиционных места игрищ, где-нибудь за околицей, на лугах.
Сабантуй прекрасен ещё и тем, что на этом празднике все не только зрители, но и участники — они поют, танцуют, показывают ловкость в играх.
Каз Омэсе
Каз Омэсе — («Гусиное перо») древний татарский молодежный праздник, когда татарские молодые люди и девушки за работой (совместным ощипыванием гусей — отсюда и название) присматривались друг к другу для того, чтобы в дальнейшем строить отношения и создавать семьи. Праздник проводится в деревнях и селах в холодную погоду, после того как выпадет снег, в основном, в первые недели ноября-декабря
Каз омэс являлся и является знаменательным событием в жизни любой татарской деревни. Особенно его ждут девушки. «Каз омэсе» — это не только работа, но и общение,
развлечение.
Девушки, которые ощипывают гусей, ведут разговоры на разные темы. Ощипанных гусей несут к реке или источнику воды, повесив их на коромысло. На берегу реки девушки ждут деревенских парней. Здесь во время мытья гусей они общаются, поют песни. Затем парни на гармонях, исполняют мелодии, провожая девушек до самого дома.
Этот осенний календарный праздник уходит корнями в глубокую древность. С древнейших времен поздней осенью, обычно с первым ледоставом, жителями татарского
села проводилась коллективная обработка гусиного мяса, пера и пуха. По традиции в этот день заготавливают впрок гусиное мясо и щиплют пух — на подушки, которые пойдут на приданое невестам. Парни и девушки собираются на посиделки, поют песни. Гусь – один из древнейших домашних птиц, предки знали в ней толк. Татарской душе очень нравится весело гогочущий гусь с белым оперением. Гусь, не утруждая свою хозяйку, сам идет к реке и, возвращаясь, домой, ест корм. Из гусиного пуха делают подушки, одеяла. Когда пекут что-нибудь из теста, используют кисточку из гусиного крылышка. Ни одну девушку на выданье не представишь без горы подушек, набитых гусиным пером. Да татарский дом без этих подушек – не дом. За год до свадьбы солят и сушат гуся, готовя его в качестве приданого. Этих гусей выносят к свадебному столу на красивых блюдах и гости, не отказываясь, приступают к еде.
Источник статьи: http://www.domain-tatar.ru/prazdniki.html
Праздничные и памятные дни
Праздничные и памятные дни
Новогодние каникулы | 1, 2, 3, 4, 5, 6 и 8 января |
День защитника Отечества | 23 февраля |
Международный женский день | 8 марта |
Праздник Весны и Труда | 1 мая |
День Победы | 9 мая |
День России | 12 июня |
День Республики Татарстан | 30 августа |
День народного единства | 4 ноября |
День Конституции Республики Татарстан | 6 ноября |
Дни религиозных праздников:
Рождество Христово | 7 января |
Ураза-байрам Курбан-байрам | Дни, на которые в соответствии с лунным календарем и сложившимися традициями приходится начало проведения праздников Ураза-байрам и Курбан-байрам, определяются указом Президента Республики Татарстан. |
Дни вышеуказанных праздников являются нерабочими днями.
При совпадении выходного и нерабочего праздничного дней выходной день переносится на следующий после праздничного рабочий день.
Другие праздничные дни:
В Республике Татарстан по случаю окончания весенне-полевых работ отмечаются национальный народный праздник «Сабантуй» и русский народный праздник «Каравон». Дата проведения данных праздников ежегодно устанавливается Указом Президента Республики Татарстан.
Законом РТ от 19 февраля 1992 г. № 1448-ХII «О праздничных и памятных днях в Республике Татарстан» в республике устанавливается праздничный день — День родного языка, проводимый 26 апреля.
Законом РТ от 14 октября 2010 г. № 74-ЗРТ «О внесении изменений в Закон Республики Татарстан «О праздничных и памятных днях Республики Татарстан»» в Республике Татарстан устанавливается памятная дата: День официального принятия Ислама Волжской Булгарией – 21 мая.
Источник статьи: http://tatarstan.ru/about/holidays.htm
Татарские праздники
Навруз-байрам.
Отмечается во второй половине марта. Навруз (Науруз) — это древнейшее празднество согласия и дружбы народов. Так же это праздник весеннего равноденствия и земледелия. В этот день татары ходят друг к другу и кушают разные вкусности. Стол обычно накрывается лепешками из самых разных злаков. Наиболее частое блюдо за столом — сумаляк. Он представляет собой лакомство из ростков пшеницы. По традиции блюдо готовится дружной компанией в большом казане или котле, и каждый должен поучаствовать в создании блюда, бросив на перемолку и отжим свою часть пшеницы.
Рамадан.
Его еще называют Рамазан — это месяц (9ый по счету в мусульманском календаре), когда каждый мусульманин должен поститься. Этот праздник появился в тот месяц, когда Джебраил явился Мухаммеду. Откровение, что принес ангел, является каноном ислама. В этот месяц нельзя кушать, пить (даже воду), грешить (сквернословить тоже запрещено), заниматься любовью. Разрешено работать, изучать Коран, творить дела, угодные Аллаху. Женщины в это время могут готовить и угощать близких и родственников едой.
Ляйлятуль-кадр.
Отмечается в Рамадан. Точной даты нет, но обычно событие празднуется в последние десть дней месяца. Весь праздник представляет из себя одну ночь — Ночь Могущества и Предопределения. Она должна быть тиха, спокойна и безмятежна. Не должно быть осадков, облаков. Утром солнце должно взойти без ярких слепящих лучей, как полная Луна. По поверью, если на следующий день молиться, читать Коран, совершить все пропущенные намазы — будут прощены грехи.
Ураза-байрам.
Это день завершения поста в месяц Рамазан. Крайне важно в этот день собрать всех друзей и родственников у себя дома и провести день в семейном кругу, даря друг другу подарки и угощая традиционными татарскими блюдами. Праздник отмечается весело и радостно, а так же несет в себе надежды на счастливое будущее в следующем году.
Курбан-байрам.
После хаджа (обязательное для верующих мусульман паломничество в Мекку) устраивается праздник жертвоприношения. Дата празднования — десятый день 12го месяца мусульманского календаря. История события такова, что ангел Джебраил предстал перед пророком Ибрахимом и сказал, что Аллах хочет, чтобы Джебраил принес своего первенца в жертву. Пророк беспрекословно собрался отправиться в Мекку и сделать это. Все это было испытание, и ребенок был заменен ягненком, а Ибрахим был отблагодарен за верность. Символизм праздника: подчинение воле Аллаха. В Курбан-байрам с утра все верующие направляются в мечеть, совершают утренний намаз и режут барашка. Одну третью туши оставляют семье, а остальное идет бедным и на угощения для соседей и друзей в равной доле.
Ат-Ташрик.
С 11го по 13ый день двенадцатого месяца мусульманского календаря совершается паломничество к долине Мина. Там нужно бросать камни с 3 столба или 3 стены. Это олицетворяет бросание камней в шайтана (злого духа) с целью его побития. Каждый день (3 дня) нужно бросать по 7 камней, и желательно говорить при этом «Аллаху Акбар», что переводится с арабского как «Аллах — великий». Это делается для того, чтобы позаботиться о ждущей каждого дороге в загробный мир. Слова должны быть сказаны не на автоматизме, а с осознанием их смысла и глубины.
Сабантуй.
После окончания полевых работ, весь народ празднует событие, собираясь обычно на большом лугу, где проходят игры, соревнования, танцы, играет музыка и выступают артисты.
Праздники описаны очень коротко. Если вам понравилась статья, напишите комментарий или поставьте лайк. Так наша редакция поймет, что материал интересен, и мы опишем каждый праздник подробно.
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/nashtatarstan/tatarskie-prazdniki-5cf6c156bbfeea00af30f191