Календарь языческих праздников октябрь

Славянские праздники октября – последние сказки осени

«До Покрова – осень, за Покровом – зима идет»

Первый день октября служил славянским племенам своеобразной границей между осенью и зимой, а праздник Покрова делал эту границу еще очевиднее. «Покров землю покроет, где листом, а где и снежком», — говорили о празднике общинники. На Покров воплощение матери-земли – богиня Мокоша – укрывалась одеялом из осенних листьев и готовилась уснуть глубоким сном до самой весны. Утром праздничного дня женщины племени отправлялись на поля, чтобы пожертвовать Мокоше лучшие караваи хлеба и попросить ее о сохранении здоровья всем членам общины.

С этого времени прекращались любые полевые работы, чтобы не потревожить покой земли. А после окончания страды традиционно производился расчет работников и найм новой рабочей силы на следующий сезон – нанимались обычно либо «до Покрова», либо «от Покрова». Вечером накануне праздника хозяйки три раза бросали через порог кусок сухого коровьего навоза, чтобы «изба не курная была» (иначе говоря, чтобы в доме был достаток), а следующим утром сжигали навоз в печи, «чтобы зиму дом сухим отстоял».

Большим почтением день Покрова пользовался у воинов, как у охранителей покоя славянских общинных земель. Отправляясь в поход, каждый из них брал с собой горстку родной земли – считалось, что она придает силы в бою и помогает одолеть ворога. А если ратник принимал смерть вдали от родины – могилу его посыпали той же землей с родной стороны, и она покрывала его и принимала его душу.

Особым днем был Покров и для девушек на выданье – начиналось время вечорниц, домашних посиделок, и возрастала возможность найти хорошего мужа. А те, в чьи дома не торопились являться сваты, приносили жертвы под самое старое дерево в священной роще (чаще всего дуб) и просили Мокошу «покрыть голову если не платком, то хотя бы тряпкою, лишь бы в девках не засидеться». А для тех, кого сосватали раньше, на Покров наступала пора свадеб. Если в этот день выпадал первый снег – по примете молодые должны были прожить жизнь счастливо.

Природа могла рассказать на Покров многое – по приметам этого дня судили о будущей зиме. Если снег не выпадал – считалось, что он не покроет землю до самого декабря. Не осыпавшаяся листва сулила теплую зиму, если же на деревьях не оставалось ни листочка – нужно было готовиться к морозам и снегопадам. Ветер с юга в день Покрова обещал, что зима будет теплой, северный ветер служил предвестием морозов, а западный – обильных снегопадов. Если же ветер за день несколько раз менялся, то и зимняя погода ожидалась изменчивой.

«Был бы лес – будет и Леший»

Три дня спустя после Покрова на зимовку провожали лесного батюшку-хозяина Лешего. С 4 октября, согласно преданию, по лесам прекращали разгуливать последние лесовики – те, что не ушли внутрь земли на осенний Змейник. Надо сказать, расставался Леший со своим обширным владением крайне неохотно. От его неудовольствия в лесу задували холодные ветра, кружились в зловещем танце листья, ломались деревья. На Лешевы проводы всякий зверь лесной старался укрыться от хозяйского гнева в норе, всякая птица улетала подальше от разошедшегося лесного владыки. Больше того, ни один человек в здравом уме не отправлялся в этот день в лес, даже по самой крайней надобности. Бытовало поверье, что самые злые лешаки не засыпают и на зиму – носятся они по людскому миру, насылают на славян вьюги и ураганы. Вообще, считалось, что Лешего всегда сопровождают ветра, и по их направлению можно судить, куда он движется. Никогда никто не видел его следов ни на земле, ни на траве, ни на камнях, потому что ветры заметали его след сразу же, как только он проходил мимо.

В день проводов Лешего на опушке леса наши предки оставляли приношение: на самый большой пень укладывали каравай хлеба и щепоть соли и произносили заговор, признавая Лешего хозяином чащобы и желая ему доброго сна до первых весенних дней.

Погода четвертого октябрьского дня предвещала приметы на ближайший месяц. А если день выдавался солнечным, да еще ветер задувал с востока – значит, надо было готовиться к суровой зиме.

«Деды, приходите, с нами пейте, едите»

В 21 день октября для славянских племен приходило время почествовать пращуров – наступали Осенние Деды. Накануне в домах чисто убирались, вся семья мылась в бане, оставляя специально для душ усопших ведро родниковой воды и новый парильный веник. Утром на погост семьи несли жертву для предков – кушанья, которые они любили при жизни, чтобы Деды видели, что потомки помнят о них и чтят их память.

А вечером наступало время поминальной трапезы в доме. Перед началом пира все двери и окна в домах открывались настежь, чтобы души предков могли присоединиться к застолью. Перед началом пира старший в доме мужчина произносил приглашение Дедам отведать праздничной еды вместе с семьей.

Количество поданных к столу яств могло быть любым, однако не менее пяти и непременно нечетным. Каждое угощение подавалось на двух тарелках, чтобы поровну доставалось пищи и живым и мертвым. Все блюда ставились на стол, что называется, с пылу, с жару, чтобы над ними вился пар: это считалось очень важным, поскольку только пар и могли вкушать предки.

Праздничная трапеза обычно длилась долго, и главным правилом поведения для участников были степенность, сдержанность, отсутствие неуместного веселья и тем более пьянства. Застольная беседа шла только о пращурах – об их жизни и характерах, добрых делах и мудрых советах. Сперва говорили о самом древнем либо самом прославленном из Дедов, а завершали разговор, вспоминая тех, кто ушел на тот свет совсем недавно.

Читайте также:  Ненавижу праздники что делать

По окончании праздника хозяин дома провожал предков, просил их, уходя, забрать с собой в Навь все беды и болезни, и выражал надежду, что ждать потомков за чертой им придется еще долго. Никакие блюда после трапезы не убирались со стола, чтобы души предков могли лакомиться до самого утра, а рядом ставилась плошка с водой и укладывалось новое полотенце, чтобы, насытившись, они могли вымыть и вытереть руки.

После Осенних Дедов во всю ширь разворачивались все домашние ремесла, ведь даже для простой работы на улице становилось уже слишком холодно.

Праздник Небесной Пряхи

На конец месяца, последнюю пятницу октября, приходилось славление самого сурового из воплощений Мокоши – Судьбопряхи, Владычицы Судеб. Наши предки верили, что нити их судеб держит в своих руках эта строгая богиня, а помогают ей Доля и Недоля. Прикажет Небесная Пряха – и Доля спрядет человеку прямую и ровную нить, и будет его жизнь благополучной и богатой. А если Мокошь велит – то Недоля напрядет нить кривую, в узелках, и получит неудачник горькую, злую судьбу. На Судьбопряху жрицы Мокоши могли заговорами выпрямить кривую дорожку судьбы и предсказать каждому, как ему следует поступить, чтобы умилостивить богиню и поправить жизненный путь. Для предсказания над чашей с водой читали заклинания и затем бросали в нее чиры (дощечки с символами). От того, как лягут чиры в чаше, зависел результат гадания. Чтобы не помешать Мокоши с помощницами прясть людские судьбы, не перепутать небесные нити, в день праздника строго запрещалась любая работа с пряжей и нитками. Можно было лишь отдать старые веретена и нитяные клубки в жертву Судьбопряхе. Еще в дар богине славяне приносили платки и ленты, чтобы она велела Доле напрясть всей общине здоровья, долгой жизни и богатства. На жертвенниках в этот день освящались лекарственные цветы и травы – считалось, что так они становятся целебными вдвойне.

Наши предки верили, что в этот день матерь-Земля и государыня-Вода окончательно погружаются в глубокий сон до самой весны. Поэтому славяне торопились принести им последние жертвы и получить прощение за все, чем могли прогневать богинь за год. На одно из священных деревьев (чаще всего на старую березу, липу или рябину) навязывали наузы-узелки с заговорами и просьбами об удаче и доброй доле.

После Осенней Мокоши не только разрешалось, но и приветствовалось прилежное выполнение женской работы – прядение, ткачество, шитье и вышивка. А вот свадебный сезон заканчивался, поскольку согласно поверьям после дня Судьбопряхи в Яви начинали властвовать силы Темных Богов, не любящие людских союзов. На славянских землях окончательно наступала зима, и зарождения новой жизни оставалось ждать до весны.

Напомним, что на нашем сайте можно узнать тайны славянского колдовства в статье «Волхвы – управители языческого мира».

Источник статьи: http://www.chronoton.ru/mir/prazdniki-oktyabrya

Славянские праздники октября (Листопада)

Октябрь (Рюень, Листопад)

1 Октября — Покров

1 октября — ОСЕННЕЕ СВАРОЖЬЕ /ПОКРОВ — СВАРОГОВ ДЕНЬ/ — собственно день Замыкания Сварги на зимнее время. О сию пору славят-величают Сварога — Великого Небесного Бога, рекут слова:

СЛАВИСЯ СВАРОЖЕ НАШ ВЕЛИКИЙ БОЖЕ! СВАРОЖЕ ДАРИ СИЛЫ НА ВСЮ ЗИМУ СТЫЛУ ЯКО ОГНЬ БЕЗБРЕЖЕ СТАНИ В ОБЕРЕЖЕ СВАРОЖЕ ЕСИ ГОЙ ВО СВАРГЕ ЗЛАТОЙ СВОИХ ВНУКОВ ТЫ ОПРЯДИ ЗДРАВОЙ ДАЖДЬ СВАРОЖЕ СВЕТ ГОД ПРОЖИТЬ БЕЗ БЕД ТВОЙ СВЯТОЙ ЗАВЕТ НА ПРЕМНОГО ЛЕТ СЛАВИСЯ СВАРОЖЕ НАШ ВЕЛИКИЙ БОЖЕ! СВА! СЛАВА! СЛАВА! СЛАВА! ГОЙ! Девушки, которым пришла пора выходить замуж, просили: «Покрой, Сварог, Мать Сыру Землю снежком, а меня женишком!»

С Покрова крестьяне переходили на зимнее житьё в избах, начинали держать скотину дома — на зимнем корме. Тако же Покров — начало женских работ в избе. На следующий день после Покрова 2 листопада/октября обращались к Велесу и Макоши с просьбой защитить от нечистой силы, колдовских чар и злых наваждений. От злого очарования девушки просили Макошь, а парни — Велеса.

— отлет последних журавлей. Если журавли к этому дню улетали, то первый мороз намечался через две недели, если же задерживались, то через месяц.

1 октября — Сварог кроет Землю павшим листом да кличет Светлых Богов на Небо (в Сваргу). На Земле — конец осенних хороводов, начало зимних посиделок. Пора, когда осень «переламывается» на зиму.

— В народе говорили: «На Покров до обеда осень, а после обеда — зима», «Покров кроет Землю где листком, а где и снежком», «Не удивляйся снегу на Покров».

Примечали: «Какова погода на Покров, такова будет и зима», «Если на Покров ветер дует с севера или востока, то зима будет холодная и многоснежная; если с юга — зима тёплая; если с запада — снежная».

С Покрова начиналась пора свадеб. «Если снег Землю покрывает на Покров — счастливое предзнаменование для обручённых».

4 октября Проводы Лешего — прощание с Лесным Хозяином до будущей весны и благодарение за все его дары, собранные в лесу за лето. По поверьям, с этого дня перестают бродить по лесам последние Лешие (те, что не ушли под землю на Змейник Осенний). Чуя, что выходит их срок, Лешие порой ломают в лесу деревья, на полянах вырывают землю на семь пядей, загоняют всех зверей по норам. Весь этот день по лесам воют ветры и слышатся стоны Леших. С первыми петухами Лешие проваливаются сквозь землю, чтобы вновь вернуться лишь будущей весной.

Читайте также:  Сказочный праздник для дошкольников

Леший — олицетворённая душа леса. Когда приходит зима, Леший и подвластный ему лес засыпают. Впрочем, верование в то, что Лешие спят всю зиму до весны — было распространено на Руси не повсеместно.

21-27 октября Осенние Деды (НАВЬЯ СЕДМИЦА) — череда Святодней, предшествующих Осеннему Макошью, седмица поминовения Предков, проведения тризн и иных поминальных обрядов. Проводы душ Предков в Ирий — до будущей весны.

В пору двоеверия на Руси субботу перед Дмитрием Солунским (26 листопада/октября) называли Дмитриевскими Дедами и посвящали поминовению умерших родителей. Согласно легендам, в этот день Дмитрий Донской положил справлять тризны по воинам, павшим на Куликовом поле.

28 октября Осеннее Макошье (ОСЕННИЕ МОКРИДЫ) — Святодень, когда Мать Сыра Земля и Государыня Вода «засыпают» до будущей весны. О сию пору им приносят требы и просят у них прощения за «всё, чем досадили» им в завершающемся году. Тако же Святодень сей посвящён Матери Макоши — Пряхе Небесной, Владычице Судеб, Держательнице Покутных Нитей всего сущего. В этот день жрицы Макоши моют и расчёсывают Кудели Судеб — распрямляют спутавшиеся нити, а тако же предрекают будущее.

Для этого в чару с заговорённой водой бросают дощечки с изображёнными на них чирами и смотрят: как легли чиры? По ним и прорекают судьбу.

На Осеннее Макошье (Осенние Мокриды) приносят требы Земле и Воде, просят у них прощения за все возможные оскорбления, нанесённые им за минувшее лето: «Простите, в чём досадили Вам. » На священное дерево, посвящённое Великой Матери, большую берёзу или липу (либо старую рябину с толстым стволом), навязывают особливые наузы с прошениями и наговорами. Жрицы Макоши «творят мокриды»: расчёсывают гребнями кудель («распутывают» Покутные Нити), предварительно омыв кудель «молчальной» (то есть набранной в молчании — без каких-либо наговоров) водой. Жрец либо волхв три раза подряд спрашивает у них: «Что деете?» Они отвечают: «Рукодельице, батюшка!» Затем: «Лён-конопель треплем — Красной Макоши на передничек!» И, наконец: «Мокриды творим!» Затем жрицы благословляют всех собравшихся, обходя коло посолонь и кропя водой с кудели. Все в ответ кланяются, благодарят Макошь за Дары Её, после чего устраивают братчинный пир горой.

Источник статьи: http://v-istok.ru/nashi-istoki/slavyanskie-prazdniki-oktyabrya-listopada/

Языческие праздники

Языческие пляски скоморохов (с летописной миниатюры)

Когда-то практически весь мир был «языческим». Сейчас, когда половину человечества обратили либо в христианство, либо в ислам, язычников гораздо меньше, однако это еще не доказательство того, что «язычество» менее ценно по сравнению с мировыми религиями.

Календарь праздников для язычников – это годичный круг, это зима и весна, это жизнь, смерть и возрождение. В календаре в наиболее законченном виде выражается любая традиция, в нем собрано самое главное, что каждый народ знает о времени и о вечности. Календарь показывает родство всех живущих под Солнцем и Луной. Вокруг календаря вращается весь круг труда и отдыха.

Календарь с его праздниками, помогает живущим со вниманием смотреть на Природу, восстановить силы и сохранить чувство своей неслучайности на Земле. Воплощенная в календаре народная мудрость отражает все богатство настроений и обликов Живой Природы – вечно преображающейся, умирающей и неизменно воскресающей, а потому – бессмертной.

Языческие праздники были не просто красными датами календаря, это особые времена, когда истончаются границы меж мирами. И не они зависят от календаря, а он от них.

Течение времени определяли сезоны повторяющихся праздников.Таких точек перехода было 8. Непростая цифра для всей древней традиции. Отмечали зимнее и летнее солнце стояния (22 декабря; 21 июня), осенние и весеннее равноденствия (21 марта, 22 сентября), кроме того, смену годовых сезонов (1 ноября, 1 мая, 2 февраля и 1 августа).

Самый простой способ войти в этот мир единым неотъемлемым целым, как входили наши предки и те, что, будут жить после нас – это пройти Круг Года вместе с умирающим и обновляющимся миром. Начиная с простого представления о сильных точках года, мы постепенно учимся улавливать моменты перехода, те точки, когда грань миров открыта, вместе со стихиями и силами мира, мы взлетаем и падаем на волнах возрождения и смерти, с каждым разом все большее понимание неподвижной точки центра, в которой находится сам мир независимо от происходящих в нём изменений и в которую, стремясь к высшей гармонии, когда-нибудь попадём и мы.

Вместе с пониманием этих волн придет неожиданно новое восприятие народных праздников, обычаев, имен и путей Богов, противоборствующего единения стихий. Единство и целостность – не это ли есть то, что мы ищем сегодня в язычестве?

Всего в разделе — 22 праздника. Зеленым цветом обозначены фестивали, памятные даты и т.п., имеющие большое значение для страны, но не являющиеся праздниками в прямом смысле этого слова. Красным цветом отмечены государственные выходные.

Ежегодно 9 января многие последователи языческой веры в странах Скандинавии и Исландии отмечают День памяти Рауда Сильного (Raud the Strong).Рауд Сильный известен своим отказом принять христианскую веру, которую норвежский король Олаф (King Olaf).

22 января птТорраблоут 2021
«Торраблоут» отмечается в 1-ю пятницу после 19января. В 2021 году эта дата — 22 января.

С конца января и до конца февраля в Исландии празднуется Торраблоут (Torrablout). Название праздника происходит от названия четвертого месяца зимы по исландскому календарю — Торри (до сих пор в Исландии принято выделять только два времени года: лето .

По одной из версий, название праздника Имболк (Imbolc) происходит от древнеирландского слова mblec — «молоко». Февраль — пик зимы, когда иссякают запасы пищи и топлива, а удача может перестать сопутствовать охотникам. В это время тепло, жилище, одежд.

Читайте также:  Неофициальный праздник 22 июля

14 февраля отмечается один из главных языческих праздников — Дистинг. Это праздник поздних морозов, посвященный победе света Солнца над темными днями зимы. Он возвещает пробуждение жизненных сил, заснувших во время Зимней Ночи. Считается, что зем.

20 марта сбДень весеннего равноденствия 2021
Дата события уникальна для каждого года. В 2021 году эта дата — 20 марта.

С самых незапамятных времен весеннее равноденствие связывали с полным оживлением природы и возвращением ее жизненных сил. Английское название этого праздника (Easter) — тевтонское по происхождению (равно как и немецкое Ostern). Eostre или Ostara — им.

Традиционно День Рагнара Лодброка (Ragnar Lodbrok Day) отмечается в скандинавских странах 28 марта.Рагнар Лодброк (Ragnar Lodbrock) известен как один из легендарных королей Дании и Швеции, правивший примерно в 8 или 9 веках. Несмотря на то, что е.

22 апреля чтСумарсдаг — первый день лета 2021
«Сумарсдаг — первый день лета» отмечается в 1-й четверг после 18апреля. В 2021 году эта дата — 22 апреля.

Согласно древнему исландскому календарю в первый четверг после 18 апреля в Исландии отмечается древний языческий праздник Сумарсдаг или Сиггблот (Sumarsdag, Siggblot). В этот день начинается лето — большое и радостное событие после долгой северной зи.

Вальпургиева ночь, Бельтайн или Майский Канун отмечается ночью 30 апреля в ознаменование расцветающей весны. В средние века существовало поверье, что Вальпургиева ночь является ночью пиршества ведьм во всей Германии и Скандинавии. Сейчас в но.

Отмечаемый в ночь на 1 мая праздник Бельтайн (Beltane или Beltaine) был одним из двух самых важных праздников кельтского календарного года, который делился на два равных периода, открывавшихся большими праздниками — Самайном (Samhain) 1 ноября и Бель.

21 июня пнЛита — день летнего солнцестояния 2021
Дата события уникальна для каждого года. В 2021 году эта дата — 21 июня.

Лита с англосаксонского наречия переводится как «самый длинный день в году». У кельтских народов Британии само время праздника Летнего солнцестояния говорит о его прошлой связи с культом солнца. Потому и основные обряды и ритуалы сходны с таким же ко.

23 июня отмечается праздник, имеющий давние языческие корни, который до сих пор празднуют народы Европы. В разных странах он называется по-разному. В Норвегии праздник назван в честь Иоанна Крестителя — Jonsok. Другое название праздника — Jonsvaka (J.

День Ламмас (Lammas Day), отмечаемый 1 августа, имеет много названий, но наиболее распространенное среди них — Лугнасад (Lughnasadh), которое переводится как «сборище Луга» или «свадьба Луга». Луг — один из богов кельтского пантеона, покровитель земл.

День осеннего равноденствия Мабон (Mabon), отмечаемый в Северном полушарии 22 сентября, имеет два аспекта: во-первых, это освобождение от всего старого и отжившего, а, во-вторых, воздание почестей покойным членам женской половины семьи.Название М.

День Рогатого Бога Британии — древний языческий праздник. Это лесное божество, отвечающее за плодородие и плодовитость растений и животных, имело множество имен и было известно далеко за пределами Британии. В Уэльсе его называли Ато, Рогатый Бог;.

30 октября сбДень Зимы (Зимние ночи) 2021
«День Зимы (Зимние ночи)» отмечается в последнюю субботу октября. В 2021 году эта дата — 30 октября.

Скандинавский Новый год проходит в конце периода приготовлений к зимнему сезону. Стихия перестала расточать свою жизненную силу. Пришло время, когда люди должны обратить свои мысли к духовным ценностям. Праздник еще иногда называют «Зимние ночи».

Миллионы людей в разных частях мира ежегодно празднуют Хэллоуин — канун Дня всех святых или Самайн. Этот праздник особенно популярен в Великобритании, Скандинавии и США. Из года в год осенью стар и млад участвуют в увеселениях, специально подготовлен.

Согласно германо-скандинавской мифологии Эйнхерии (Einherjar) — это лучшие воины, павшие герои, заслужившие свое почетное место в Вальхалле (Valhalla). Праздник — День Эйнхериар — был связан с почитанием павших в бою соратников по оружию и восхвалени.

В южной Мексике фестиваль древней богини народа майя Ишчель (Ishchel) и в настоящее время отмечается с процессиями и ритуалами, благословляющими поля и лодки. Согласно мифологии майя, Ишчель, или Иш-Чель, (что значит «госпожа радуга») — богиня пл.

13 декабря отмечают память святой Люции (Saint Lucy’s Day), мученицы времен Диоклетиана (3 век).Имя Люция происходит от латинского слова «lux» — «свет». С праздником в ее честь связана поговорка: «Со святой Люцией ночи убывают». Появилась она еще.

20 декабря пнНочь матери 2021
Дата события уникальна для каждого года. В 2021 году эта дата — 20 декабря.

Ночь матери — это ночь перед днем зимнего солнцестояния. Это конец года. Вся годовая работа закончена, закрома полны. Пришло время подвести итоги и отблагодарить богов и домашних духов за их содействие во всех делах в течение всего года. Это время ос.

В переводе с тюркского слово Нардуган означает «рожденный солнцем» и символизирует языческий культ Солнца. Проведение праздника приходится как раз на время, когда начинает расти световой день. Наиболее распространенное мнение, что 25 декабря.

Двенадцатой ночью заканчивается Йоль. Двенадцатая ночь — это ночь рождения нового года, нового жизненного цикла. В двенадцатую ночь врата миров открыты, и все их жители собираются в месте празднования Йоля, чтобы веселым пиром приветствовать нову.

Помощь в создании раздела: Олег Агаев, Михаил Хорошев

У Вас есть дополнительная информация по теме «Языческие праздники»? Напишите нам

Источник статьи: http://www.calend.ru/holidays/pagan/

Оцените статью
Adblock
detector