Календарно обрядовые праздники лазарева

Глава 1. Календарно-обрядовый

Лазарева Л. Н.

Л17 Календарно-обрядовый праздник в тексте современной культуры: учебное пособие для студентов вузов культу­ры и искусств / Л. Н. Лазарева; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. — Челябинск : ЧГАКИ, 2008. — 220 с: ил.

В учебном пособии рассматриваются вопросы возник­новения календарей и календарных праздников; их взаимообусловленность и взаимозависимость, а также жизнеспособность календарных праздников на совре­менном этапе, определяемая особой спецификой тра­диции и игры.

Апухтина Н. Г.— доктор философских наук, профессор кафедры философских наук Челя­бинской государственной академии культуры и искусств;

Парфентьева Н. В.— доктор искусствоведе­ния, профессор кафедры искусствоведения и культурологии Южно-Уральского государствен­ного университета.

© Л. Н. Лазарева, 2008 © Челябинская государ­ственная академия куль­туры и искусств, 2008

Глава I. Календарно-обрядовый праздник и календарь: феномен взаимообусловленности

1.1. Археологическая классификация культуры
как хронотоп развития календарно-обрядового
(традиционного) праздника. 9

1.2. Праздник и время: точки соприкосновения . 18

1.3. Календарь как отражение освоения человеком времени.
Календарь — «взнузданное» время. 22

1.4. Версии происхождения первобытных календарей. 24

1.5. Календарные системы народов мира. 29

1.6. Концепции происхождения календарных систем

в славянском мире. 39

Глава II. Календарно-обрядовый праздник на современном этапе: вопросы теории и методологии

2.1. Предметное поле традиционной культуры

и место в ней календарно-обрядового праздника. 61

2.2. Традиционная культура конкретной ойкумены. 67

2.3. Календарно-обрядовый праздник

как проявление традиции в культуре. 71

2.4. Игровой универсализм календарного праздника. 81

2.5. Традиционная праздничная культура как пространство
адаптации фольклора. 89

Список литературы. . 103

Введение

Традиции народа — это то, что полнее всего отражает его духовный облик и внутренний мир.

Календарно-обрядовый (традиционный) праздник как факт культуры представляет собой сложный институт человеческого общежития, отражающий в своем тексте все универсалии ок­ружающей действительности. Праздник и общество, праздник и человек — именно в таком контексте возможно говорить о постоянно меняющейся модели мира, в котором пребывает человечество в целом и каждый индивид в частности. Опре­деляя модель мира как «сокращенное и упрощенное отобра­жение всей суммы представлений о мире внутри данной тра­диции, взятых в их системном и операционном аспектах» [56, с. 161], можно представить праздник как оригинальный канал сбора, аккумуляции суммы представлений (системы цен­ностей) и их художественной трансляции в настоящем, соеди­няющем прошлое с будущим. Именно наличие модели мира, оперирование истинными ценностями и создает ценностно-смысловое ядро праздника, без которого он превращается в раз­влечение, игру, потеху.

Как моделировать смысловое ядро традиционного праздника? Что в нем истинное, вечное и что поверхностное? В чем изна­чальное, генетическое зерно празднования? Какие эволюции произошли с текстом праздника в ходе его исторического раз­вития?

На многие вопросы можно ответить с большой долей веро­ятности, поскольку следует помнить, что гуманитарному зна­нию по самой его сути, воспроизводящей человеческую природу, свойственно многоголосие и поливариативность. Но необхо­димость понимания глубинного смысла каждого календарно-обрядового праздника, продиктованная актуальными потреб­ностями выявления современной модели мира, требует проводить археологию смысла праздничного действа в большом диахрон-ном пространстве.

Здесь неоценимую помощь могут оказать этнография и эт­нология. Этнография как описательная наука представляет уникальный материал о культурно-бытовых традициях наро­дов мира. Этнология позволяет понять характер закономер­ностей развития разных форм материального и духовного бытия, их детерминантности, эволюции, а подчас полной смены зна­ковой системы.

Этнологические знания представляют собой базисную основу культурного развития человечества, при этом способствуют восприятию культуры своего народа в контексте мирового процесса, в синхронном и диахронном аспектах, поскольку «культура — наследственная память коллектива» [30, с. 326]. Овладение мировоззренческим уровнем позволяет формировать детальные представления о культуре нации, истоках и проблемах преемственности, видение общей картины мира (модели мира), в которой сопряжены межнациональные (общемировые, общие) и национальные (особенные) ценности. Профессиональное оперирование ценностями, их художественная интерпретация позволяют создавать то смысловое ядро праздника, вокруг которого и «вращается» его игровая стихия. Это тем более необходимо в условиях функционирования современной куль­туры, ее деритуализации, когда «традиционные механизмы поведения сходят на нет, а инвективные (оскорбительные) формы, утрачивая ритуальный характер, переходят в быт» [9, с. 107]. Именно праздник имеет природную способность ритуализировать быт, представлять его в художественно-образ­ной форме, если он сам при этом имеет остов, смысловой «ген­ный» стержень, который можно определить только производя этнологические «раскопки».

Не менее важным выступает структуральный аспект праз­днования. В этом смысле можно говорить о своеобразной морфологии праздника, в которой все структурные элементы взаимосвязаны и взаимообусловлены, т. е. разные семиотичес­кие языки сведены в единую структуру. Универсальные за­коны построения текста праздника формировались тысячеле­тиями. Чтобы освоить эти законы, необходимы методы «шурфа» в толщу археологической классификации культуры, вплоть до эпохи первобытности, ибо «сложный организм культурного типа формировался чрезвычайно долго. Рядом с относительно но­выми влияниями научный анализ выделяет в нем пласты, вое ходящие к глубокой древности» [72, с. 10J. Богатейшие данные этнографии и этнологии заполняют пустые лакуны в структуре праздника фактами, помогающими полнее представить древние «письмена» праздничного действа и в их контексте рекон­струировать современные ритуально-художественные формы.

Читайте также:  Ассамблеи балы фейерверки светские государственные праздники

Выступая знаком культуры, календарно-обрядовый празд­ник, в свою очередь, активно «эксплуатирует» множество знаков культуры, которые и образуют целостность его структурной формы. Велика сила первичных элементов праздника: маски, жеста, движения, интриги, языка тела (пластического косноя­зычия, пластической скороговорки), музыки и особенно слова. Слово цементирует все знаковые системы, осмысляет и одухотво­ряет их, создавая в итоге смысловое ядро праздника. Для режиссера необходимо овладевать духовной этимологией, со­зданной мировым опытом всего человечества. Нужно отметить, что в научной литературе праздники и представления рассмат­риваются как разные тексты культуры, в которых запрограм­мированы отличительные модификации коммуникации. Если в театрализованном представлении все знаковые системы на­правлены на человека, для человека, то в празднике человек входит в текст праздничного повествования, в пространстве которого иные формы связи всех знаков.

Современный режиссер обязан не только понимать общую знаковую структуру праздника, но и неизбежные процессы исторической «раскомпоновки» знаков, актуализации одних и приглушения других. Для каждого традиционного праздника необходим отбор знаков и их логическая и художественная упорядоченность (венки, купальская березка, рождественская звезда, ритуальная еда, ряженье), позволяющие создавать смыс­ловое поле праздничного действа. Материалы об эволюции каждого знака, его месте в общей системе праздничного миро­ощущения, закрепленные в этнографической и этнологической литературе, представляют собой весомый инструментарий, по­могающий в технологии создания праздника, где главным дей­ствующим лицом является человек.

В учебном пособии рассматривается календарно-обрядовый праздник в диахронном аспекте, от эпохи первобытности до наших дней. Такой аспект позволяет увидеть динамику тема­тической направленности календарного праздника, смену его форм, смещение ценностей внутри ритуально-обрядового ком­плекса. Теоретические положения подкрепляются наглядны­ми таблицами, схемами, рисунками, данными в приложениях (прил. 2 — 6, 10, 11, — авторские; 1, 7 — 9 — из источников), а также богатейшим хрестоматийным материалом подготовленным по монографиям известного ученого Б. А. Рыбакова «Язычество древних славян» [50] и «Язычество Древ-

Хочется надеяться, что для специалистов данное учебное пособие будет подспорьем в организации и проведении кален-царно-обрядовых праздников в современных условиях.

Глава 1. Календарно-обрядовый

Дата добавления: 2015-11-26 ; просмотров: 469 | Нарушение авторских прав

Источник статьи: http://mybiblioteka.su/11-10775.html

Лазарева Л.Н. История и теория праздников: учебное пособие

Статьи

Лазарева Л.Н. История и теория праздников: учеб. пособие / Л.Н. Лазарева; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. – 3-е изд., испр. и доп. – Челябинск, 2010. – 251 с.

В работе освещается праздник как знак культуры и знаки в празднике; историческая детерминанта форм и содержания праздничной культуры, обусловленная характером базисных ценностей; основные движущие силы праздничной деятельности в конкретные исторические промежутки; формирование мировой «копилки» художественно-выразительного языка праздника; вопросы жизнедеятельности праздника в современных условиях.

Рецензенты: Шаронина М. Г., кандидат педагогических наук, профессор Челябинской государственной академии культуры и искусств, заслуженный работник высшего профессионального образования; Вольфович Т. В., кандидат культурологии, доцент кафедры искусствоведения и культурологии Южно-Уральского государственного университета

Печатается по решению редакционно-издательского совета ЧГАКИ

© Лазарева Л. Н., 2010

академия культуры и искусств, 2010

Часть 1. ПРАЗДНИК И КУЛЬТУРА.. 8

Тема 1. Определение праздника. Проблемы терминологии.

Место праздника в тексте культуры . 8

Тема 2. Обзор научных концепций происхождения праздника .. 14

Часть 2. РУССКИЕ ОБРЯДОВЫЕ ПРАЗДНИКИ.. 22

Раздел 1. Календарно-обрядовые праздники .. 22

Тема 3. История изучения календарных обычаев и обрядов . 24

Тема 4. Русский праздничный календарь .. 30

Кузьминки (Кузьмодемьянки) – праздник встречи зимы . . 32

Колядки, Святки – праздник солнцеворота . 33

Масленица – проводы зимы . 37

Встреча весны . 40

Аграрные обряды, приуроченные к Великому посту . 41

Велик день (в церковном календаре – Пасха) . 43

Праздник Красной горки .. 44

Радуница (Радоница) – день поминовения умерших . 46

Егорьев день (Юрьев день) – праздник наступления

настоящего весеннего тепла . 47

Первое мая – праздник конца весны, начала лета . 49

Праздник стрелы . 50

Семик (зеленые святки, четверток, праздник русской березки) – праздник весенне-летнего календарного периода 51

Праздник Ярилы .. 53

Иван Купала (Иванов день, Ярилин день) – праздник летнего солнцестояния .

Петров день (Петровки) – праздник проводов весны .. 58

Праздник жатвы (Оспожинки, Госпожинки, Осенины) .. 60

Тема 5. Морфология календарного праздника . 64

Знак пространства . 66

Знак времени 69

Солярный знак . 72

Знак растительности . 80

Знак ритуальной пищи 82

Знак даров и жертв .. 87

Знак культа предков 89

Знак маскирования и ряженья 91

Знак гаданий и примет 93

Знак эротических действ 95

Тема 6. Архаичный (обрядовый) праздник как текст культуры. 100

Раздел 2. Христианско-обрядовые праздники . 104

Тема 7. Православный обрядово-праздничный календарь . 107

Читайте также:  Традиции праздник у марийцы

Рождество Христово . 108

Крещение Господне (Богоявление) . 109

Сретенье Господне (Громницы) 111

Вход Господен в Иерусалим (Вербное воскресенье) .. 113

Пасха (Христов день, Великдень) . 114

Вознесение (Вознесеньев день, Ушествие) .. 115

Троица (Пятидесятница, День сошествия Святого Духа на апостолов) 117

Преображение (Второй Спас, Второй Калинник, Спас на Горе, Яблочный Спас) 120

Успенье Богородицы (Первая Пречистая, Госпожа Первая, Дожинки, первые Осенины) . 121

Рождество Богородицы (Вторая Пречистая, Госпожа Вторая, Аспосов день, вторые Осенины, Луков день, Поднесеньев день) . 122

Воздвиженье (капустки) . 124

Тема 8. Соотношение народных и церковных праздников .. 127

Раздел 3. Семейно-обрядовые праздники . 129

Тема 9. Родильно-крестильные обряды . 131

Тема 10. Свадебный обряд. Знаковый мир русской свадьбы .. 136

Тема 11. Похоронные обрядовые действа 140

Часть 3. ПРАЗДНИК И ИСТОРИЯ.. 146

Раздел 1. Праздники древнего мира .. 147

Тема 12. Праздничный календарь Древней Греции . 147

Тема 13. Праздники и зрелища Древнего Рима . 154

Раздел 2. Праздники эпохи средневековья .. 162

Тема 14. Праздничный мир эпохи средневековья в Западной Европе . 162

Тема 15. Праздничный площадной театр средневековой России X – XVII вв. 173

Раздел 3. Русские праздники в период от преобразований Петра I до социальных революций XVIII – начала ХХ вв. .. 184

Тема 16. Массовые праздничные действа эпохи Петра I (1672–1725 гг.).

Новое «лицо» праздничного календаря.. 184

Тема 17. Русские народные праздники, увеселения и зрелища конца XVIII – начала ХХ вв. .. 192

Раздел 4. Праздник и революция. Характер праздничного календаря времен социальных революций 201

Тема 18. Празднества Великой Французской революции (1789–1794 гг.) ..

Тема 19. Праздники Великой Октябрьской социалистической революции (1917 г.): тематическое и жанровое многообразие 208

Раздел 5. Праздники в Советском Союзе . 213

Тема 20. Праздничная культура в советской стране в предвоенные годы (1920–1940 гг.) ..213

Тема 21. Советские массовые празднества в послевоенный период (1945–1985 гг.) .

Раздел 6. Праздник и современность . 222

Тема 22. Развитие праздничной культуры в годы перестройки и постсоветский период (1985–2000 гг.) . 222

Тема 23. Научные концепции современного праздника . 227

Приложение 1. Тематический план .. 236

Приложение 2. Русский праздничный календарь. 239

Приложение 3. Круглый год праздничного календаря. 240

Приложение 4. Великий пост. 246

Приложение 5. Соотношение народных и православных праздников. 249

Приложение 6. Праздники солнцеворотов и равноденствий и знаки соответствующие им 251

Каждое деяние человека уникально и самобытно, если озарено мыслью и одухотворено талантом. Праздник – подтверждение тому. Являясь результатом осмысления человечеством самого себя в рамках реального бытия, праздник создает портрет общества каждой эпохи. Он отражает всю систему эстетических, нравственных, этических, религиозных критериев общества, накопленных в историческом беге времени. Россия нынешнего столетия, как никакая другая страна, переживает ситуацию выбора дороги. Будущее страны, в первую очередь, определяется состоянием духа нации, уровнем ее культуры, одной из форм проявления которой является праздник. Каков праздник – таково общество, каково общество – таков и праздник. Эта взаимосвязь обусловлена генетической «спайкой» этих двух явлений и проиллюстрирована самим ходом истории культуры. Каждая эпоха создает свою систему мировоззрения, которая реализуется в конкретных формах праздничной деятельности. Социально-экономические потрясения в государственном пространстве обуславливают перекодировку праздничных форм и направлений, изменение праздничного календаря. Одни праздники уходят в прошлое (иногда этому содействуют государственные акты), другие меняют смысловое поле, третьи по законам эволюции превращаются в зрелище, игру, потеху. Появляются новые праздники, обслуживающие эстетические вкусы формирующихся новых классов и социальных групп. Знание методологических основ празднования, закономерностей развития праздничной культуры, лучшего исторического опыта создания «праздничного мира» поможет будущим специалистам овладеть «механизмом» праздничной индустрии. Учебное пособие по курсу «История и теория праздников» предназначено для студентов специализации «Режиссура театрализованных представлений и праздников». Оно состоит из трех частей, внутри которых материал сгруппирован по разделам и темам. Порядок расположения материала продиктован использованием историко-хронологического метода применительно к обширной временной парадигме (от эпохи неолита до наших дней) и пространственными параметрами (Россия и Европа). Поэтому тематический вектор праздничных форм закономерно повторяет историческую схему: первобытнообщинный строй, античность, средневековье, Возрождение, новое время, современность. Кроме того, в некоторых случаях даются либо краткие, либо развернутые комментарии. В пособии одни темы, хорошо представленные в научной литературе, освещаются контурно, в перечислительно-назывной форме акцентируются опорные явления праздничной культуры. Другие темы представлены подробнее в силу нескольких причин. Это могут быть темы, неизвестные в общих вузовских курсах – «Морфология праздника», «Знаковый мир праздничной культуры», либо темы, опирающиеся на малодоступную литературу или слабо исследованную проблему.

Теоретические (методологические) и исторические аспекты праздничной деятельности представлены двойственной структурой построения материала. Теоретические положения предваряют и заканчивают пособие, они определяют суть каждой части и каждой главы, создавая «сплав» теории и реальной практики. В пособии использован научный и эмпирический опыт культурологии, истории культуры, этнологии, семиотики, режиссуры, сценарного мастерства. Основная цель пособия – помочь студенту сформировать научные знания об институте праздника в синхронно-диахронном аспекте как уникальном знаке культуры.

Читайте также:  Праздники день вневедомственной охраны

Задача курса: дать возможность студентам овладеть знаковым миром праздника (временем, пространством, различными кодами действования: вербальным, акциональным, кинетическим), усвоить классификационные единицы праздничного комплекса (структурно-типологический срез); выявить основные режиссерские приемы и ходы организации поведения праздничной общности, апробированные историческим опытом разных народов; овладеть художественным репертуаром праздничной деятельности (обрядовыми песнями, игровыми действиями, хороводами, кадрилями, театрально-зрелищными сценками, гаданиями и т. п.). Основные формы занятий: лекции, семинары, фольклорно-игровой тренинг, учебная конференция. Курс состоит из 196 часов, из них 136 часов – лекционных, 40 часов – семинарских; тренинговые занятия проходят в часы лекций и семинаров, учебные конференции организуются за счет семинарских часов (тематический план курса см. в прил. 1). 8

Часть 1. Праздник и культура

Тема 1. Определение праздника. Проблемы терминологии.

Место праздника в тексте культуры

Праздник жизни А. С. Пушкин

Термин «праздник» и его эквиваленты в разных языках принадлежат к словарному фонду повседневной речи и употребляются часто для характеристики эмоциональных состояний (праздник чувств, эмоций, души, сердца), т. е. выступают подчас как термины «служебного» характера.

Научная литература сформировала достаточно огромную определительную базу этого феномена культуры:

1. В древнееврейском языке первоначальное название праздника – «хач» («хачать» – танцевать). Специалисты связывают его происхождение с праздничной церемонией, совершаемой в плясовом ритме вокруг алтаря; последующее древнееврейское название – «моэд» – урочный час, ныне употребляется термин «йом-тов».

2. В латинском языке два термина: feriae – праздничные дни, каникулы, дни отдыха, а также festum – праздник, торжество, праздничный день (иначе «освященное место»).

3. Во французском языке слово «праздник» имеет три значения: особый день, посвященный культу религиозных церемоний; публичные развлечения, устраиваемые по какому-либо чрезвычайному поводу, вовсе не имеющие религиозного характера; удовольствия, житейские радости, счастье.

4. В «Социологическом словаре», выпущенном в ФРГ в конце шестидесятых годов XX в., празднику соответствуют два термина – Fest (собственно праздник) и Feier (торжество). Праздник (das Fest) – более всестороннее и обширное явление, праздничное торжество (die Feier) – более сориентированное и определенное.

5. «Новый лексикон», изданный в Германии в 1969 г., дает такое определение праздника – это «изъятые из повседневности, учрежденные, согласно правилам, общественные события торжественного характера в свободное от работы время, первоначально тесно связанные с культом; часть и выражение организованной и институциализированной жизни общества, классов, групп и слоев, зависящей от способа производства».

6. «Словарь гуманитарных наук» (Париж, 1972 г.) дает следующее истолкование термина: «праздник» – это «момент социокультурной динамики, когда сообщество развлекательным (игровым) способом подтверждает свойственные ему общественные и культурные отношения.

Праздник создается вокруг особого мифического сюжета и организует если не беспорядок, то по меньшей мере нарушение порядка, чтобы получить или укрепить в общественном сознании согласие на требуемый порядок. Праздник – это главным образом символическая игра, которая реориентирует практику в направлении мифа, предлагающего ей смысл. Праздник ценен постольку, поскольку для группы имеют ценность применяемая в этом случае символика и вызванное ею лицо».

Определение праздника в толковых словарях:

1. Энциклопедический словарь русского библиографического общества «Гранат» (1897 г.) дает определение только в связи с религиозными мотивами.

2. Ф. А. Брокгауз и А. И. Ефрон уже различали религиозные и светские праздники (1898 г.).

3. В. И. Даль вывел понятие «праздник» от прилагательного «праздный», означающего «не занятый», «пустой», «порожний» (если речь идет о месте) и «праздное время» – период, когда не нужно работать, когда можно быть праздным (если речь идет о времени).

4. М.Фасмер считает, что понятие « праздный» заимствовано из исконно древнеславянского «праздь», означающего безделье, отдых (1964 г.). Но в современном языке смысловое значение понятия «праздник» отделилось от понятия «праздный», которое многие авторы толкуют как бесцельный, бессодержательный.

5. Д. Н. Ушаков, С. И. Ожегов, авторы словарей русского языка, гораздо шире понимают функционирование праздников, однако и они связывают праздники с определенными днями.

6. Л.В.Успенский в этимологическом словаре «Почему не иначе» определяет праздник в соответствии со старославянским «праздный» в значении «порожний», «пустой» от работ, ничем не заполненный, кроме отдыха.

7. Энциклопедия «Мифы народов мира» – как «временной отрезок, обладающий особой связью со сферой сакрального, предполагающий максимальную причастность к этой сфере всех участвующих в празднике и отмечаемый как некое институциализированное действо». Противопоставление праздник – будни – является ключевым и определяющим. Понятие « праздник» в определении ученых:

1. И. М.Снегирев (1837 г.): «Праздник есть антитеза будней с их трудом и заботами».

Источник статьи: http://xn--80aaaa0cdsweg0n.xn--p1ai/article/lazareva

Оцените статью
Adblock
detector