К. Е. Маковский — «Поцелуйный обряд (Пир у боярина Морозова)» (1895 год)
В XVI веке и ранее в России женщины жили достаточно закрыто — сидели в тереме, ткали и общались только с ближними родственниками. Церковь посещали по большим праздникам, по улицам перемещались в закрытых экипажах. А примерно в XVII веке возник так называем поцелуйный обряд. После окончания застолья к гостям выходила жена или дочь хозяина дома, подносила гостям чарку напитка, и получала от гостя поцелуй в щёку. Есть версия, что обряд мог быть заимствован у иностранцев, проживавших в России.
Барон Майерберг, побывавший в Москве в 1661 году, оставил описание обряда. После окончания стола к гостям в сопровождении двух или трёх девок выходит в лучшей одежде жена хозяина дома. Прикоснувшись губами к кубку, она передаёт кубок с напитком гостю. Пока гость пьёт, хозяйка выходит в другую комнату и меняет там верхнюю одежду. В новой одежде она подносит кубок другому гостю. После того, как напиток был подан всем гостям, хозяйка, потупив глаза, встаёт к стене (или печи) и принимает поцелуй от всех гостей. Таннер писал, что поцелуйный обряд проводился после усиленных просьб гостей, или для почитания особо важных гостей. Муж или отец просил гостя поцеловать жену или дочь в знак дружбы и любви.
Но вернемся к картине. Хозяйка в жёлтом летнике держит в руке кубок. Рядом, совсем недовольная — видимо дочь хозяина. Глумливые гости радостно выстраиваются в очередь. Судя потому, что некоторые участники пира уже в говно и валяются под столами. Получать слюнявые лобзания от этих хмельных бородатых рыл не самое приятное удовольствие. Думаю, что ухмыляющийся карлик на это намекает. Но суровое положение женщин в древней Руси давайте обсудим в другой раз.
Другое название картины «Пир у боярина Морозова». Борис Морозов — воспитатель царя Алексея Михайловича Романова (сам царь чуть выше на картине Шварца из церкви едет). Прославился этот боярин тем, что влияние на царя имел огромное, богатство несметное, а при этом еще и государственную казну «распиливал» не стесняясь, из за чего не дюжие проблемы имел (например, считается, что соляной бунт в Москве вспыхнул как раз по вине Морозова). Хотя, может быть на именитого боярина наговаривают. никогда на Руси не любили ни правительство ни богачей. После смерти Бориса состояние перешло к его родственнице Феодосии, вошедшей в историю, как просто боярыня Морозова. Но это уже совсем другая история и о ней Суриков лучше знает .
Источник статьи: http://maminsite.ru/forum/viewtopic.php?t=3286
Семейные ценности на картинах известных художников
Представляем вашему вниманию подборку картин на тему семьи и вечных ценностей.
«На террасе» — Борис Михайлович Кустодиев. 1906. Холст, масло. 134 x 97.5 см. Нижегородский художественный музей
«На балконе» — Федор Михайлович Славянский. 1851. Холст, масло. 102,5 х 68,5 см
«За обедом» («За завтраком») — Зинаида Евгеньевна Серебрякова. 1914. Холст, масло. 88,5 × 107 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва
«Сын Женя» — Зинаида Евгеньевна Серебрякова. 1909
«Дочка Катя с куклами» — Зинаида Евгеньевна Серебрякова. 1923. Пастель, бумага. 63 х 47 см.
«CountryWalk» — Donald Zolan
Семейный портрет «Ольга с детьми» — Владимир Волегов. 2015. Холст, масло. 110 x 85 см.
Семейный портрет — Владимир Волегов. 2015. Холст, масло. 122 x 91 см.
Семья — Владимир Волегов. 2014. Холст, масло. 150 x 90 см.
Сестра и брат — Владимир Волегов. 2014. Холст, масло. 81 x 65 см.
Друзья, пишите в комментариях, чьи картины понравились вам больше всего и о работах какого художника вы бы хотели узнать больше.
Источник статьи: http://risovashki.tv/blog/semeinye-tsennosti-na-kartinakh-izvestnykh-khudozhnikov/
Непревзойденный мастер изображения семейных торжеств и застолий: фламандский художник Якоб Йорданс
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Главный после Рубенса и Ван Дейка
Их было трое – великих фламандцев, на которых ориентировались все последующие поколения художников: Питер Пауль Рубенс, Антонис Ван Дейк и Якоб Йорданс. Последний, пережив своих коллег, стал на тот момент самым знаменитым и уважаемым мастером Северного Возрождения.
Якоб Йорданс родился 19 мая 1593 года в Антверпене, в семье богатого торговца. Он был старшим из одиннадцати детей – отец, продававший ткани и гобелены, мог себе позволить содержать большое семейство, к тому же, отправляя первенца учиться живописи к Адаму ван Ноорту, он рассчитывал, что впоследствии Якоб станет помощником в семейном деле. Немного раньше ван Ноорт, довольно знаменитый живописец того времени, обучал Рубенса – который был старше Йорданса на 16 лет. Якоб получил, по-видимому, обычное для своего сословия образование – во всяком случае, он прекрасно разбирался в античной мифологии, обладал четким уверенным почерком и владел французским языком. Кстати, имя свое художник писал на французский манер – Jacques.
С 14 лет став частью семьи ван Ноорта, Якоб сблизился и с его домочадцами, а в 1616 году женился на дочери учителя Анне Катарине. В том же году молодой художник вступил в Гильдию Святого Луки – объединение представителей разных творческих профессий. Сделавшись частью этого закрытого клуба, Йорданс получил возможность открыть собственную мастерскую, набрать учеников, получать заказы на создание произведений – а также рассчитывать на помощь в случае потери трудоспособности. Статус домовладельца и семьянина давал преимущества в иерархии антверпенских мастеров, так что в 1618 году Якоб купил дом – в том самом районе города, где прошло его детство. Спустя двадцать лет художник расширил свои владения, приобретя и соседнее здание. Там, в просторном домовладении, где значительное пространство было отведено под мастерскую, и пройдет вся жизнь Якоба Йорданса, ставшего после смерти Рубенса и Ван Дейка главным и самым уважаемым из фламандских мастеров.
Что и как изображал Йорданс
Вопреки довольно распространенному тогдашнему обычаю, Йорданс не поехал в Италию изучать мастеров Ренессанса. Вместо этого он просматривал имеющиеся в его распоряжении гравюры, а также интересовался теми произведениями, что находились в Северной Европе. Творчество Йорданса испытывало серьезное влияние Рубенса, который часто привлекал своего более молодого коллегу к выполнению заказов, но речь не шла о простом копировании стиля, иначе не стать бы Якобу фигурой такого масштаба.
При сравнении полотен Рубенса и Йорданса – порой написанных на один и тот же сюжет – можно заметить, что работы последнего отличаются большим оптимизмом, жизнелюбием, выдержаны в теплых тонах, даже фигуры людей он старался изображать на холсте в натуральную величину, так грань между зрителем и происходящим на картине несколько стиралась, персонажи становились ближе, реальнее.
Другим мастером, оказавшим воздействие на формирование собственного стиля Йорданса, стал Караваджо, основатель реализма в живописи, один из самых влиятельных художников XVI-XVII веков. Молодой Йорданс вслед за итальянцем экспериментировал в технике кьяроскуро и тенеброссо, когда на картине особенно резко противопоставлялись свет и тень, отчего каждый предмет получал эффект объема. Несмотря на то, что Йорданс следовал за открытиями и внимательно присматривался к работам великих предшественников и современников, свою индивидуальность он не утрачивал – и был потому весьма востребован как художник на родине и за ее пределами.
Он много писал на библейские и мифологические темы, но не избегал и других направлений в живописи. Среди работ Йорданса значатся, например, натюрморты, причем над некоторыми картинами он работал с привлечением «узких» специалистов, как в случае с созданием «Мадонны с младенцем в венке из цветов», где цветочный орнамент создавал мастер натюрморта Андрис Даниэльс. Йорданс активно использовал и труд своих учеников – которых только по официальным записям было пятнадцать. Среди вышедших из мастерской фламандца живописцев значился и его собственный сын, Якоб Йорданс младший, тоже оставивший после себя некоторое количество полотен.
Простые люди и «короли» на картинах Йорданса
Картины Йорданса может отличить от остальных полотен фламандцев даже не особенно сведущий человек – работы этого фламандца излучают оптимизм, прославляют красивую простоту человеческих отношений. Йорданс часто обращался к бытовому жанру, изображая сцены из жизни крестьян и бюргеров, часто – по мотивам пословиц, размещая на холсте много персонажей, наполняя картины грубоватым юмором. В нескольких произведениях на тему «бобового короля», например, отражается старинная игра, когда в пирог запекалось одно бобовое зерно, и тот, кому оно попадалось, становился «королем» вечера.
Даже мифологические, библейские сюжеты Йорданс воплощал с характерным реализмом и подчеркнутой чувственностью восприятия. Вдохновение художник черпал все там же – в толпе, в деревне, в работе ремесленников, в жизни простого народа. Порой библейские персонажи Йорданса кажутся списанными с обычных горожан – и это, судя по всему, так и было, художник частенько приглашал в качестве натурщиков своих антверпенских знакомых. Одновременно нельзя не заметить глубокий символизм его произведений. Например, на многих групповых портретах семей можно увидеть собаку, или попугая – как знак верности.
Йорданса ценили за то, что его произведения создавали настроение, атмосферу, причем некоторые из работ художника оказались причиной наложения штрафов – за еретические настроения и скандальное содержание картин. И все же Якоб Йорданс был очень уважаемым и востребованным художником, среди его заказчиков значился даже король Англии Карл I, который поручил мастеру создание картин для резиденции в Гринвиче. В 1645 году Йорданс стал протестантом, но католическая церковь не перестала заказывать ему создание новых произведений.
Помимо живописных произведений, Йорданс оставил после себя несколько сотен рисунков, а также много занимался дизайном гобеленов, в то время самым прибыльным из всех видов искусства. Прожив всю жизнь в Антверпене и практически не выезжая за его пределы, художник не получил международной известности, он и не искал ее. Якоб Йорданс скончался в 85 лет от болезни, называемой «английский пот», в один день с ним умерла и его дочь Елизавета, которая не раз позировала отцу и появилась на нескольких его полотнах. Жена Катарина к тому времени уже скончалась, и Йорданс был похоронен рядом с ней.
Картины Якоба Йорданса находятся в коллекциях всего мира, некоторое количество есть и в России. Одно из произведений, «Оплакивание Христа», было выкуплено императрицей Екатериной II и подарено ею Александро-Невской Лавре.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Источник статьи: http://kulturologia.ru/blogs/291219/45053/
Новый год на старых картинах разных художников
До Нового года осталось совсем чуть-чуть.
Новогодние и рождественские праздники — это очень популярная и любимая тема в мировом искусстве. Непередаваемая атмосфера зимней сказки, ожидания чуда, семейного уюта, исполнения желаний — возвращает в детство и будоражит.
Радость Нового года для каждого из нас складывается из множества мелочей — запаха хвои, мандаринов, поиска подарков, детских воспоминаний, традиций, надежд и ожиданий.
У этих знаменитых художников Новый год изображён по-разному. Но у абсолютно у всех них получилось запечатлеть ту самую, добрую, волшебную и радостную атмосферу праздника.
Я предлагаю посмотреть новогодние картины русских и зарубежных художников живописи XIX – нач. XX вв.
Т.Ерёмина «Предновогодние хлопоты», 1953 г.
С.Досекин «Подготовка к Рождеству», 1896 г.
Г. Мослер «Рождественское утро», 1916 г.
Е.Зайцев «Рождественская ёлка», 1921 г.
Н.Орешин «Ёлка», 1917 г.
Б. Кустодиев «Зима», 1916 г.
Елка. 1953 г. художник Александр Дудин
Прибыл на каникулы. 1948 г. Федор Решетников
Виктор Васнецов. «Снегурочка», 1899
Михаил Врубель. «Снегурочка», 1890
Константин Юон. «Волшебница-зима», 1912
Александр Семенов. «В Рождество», 1975
Константин Трутовский. «Колядки в Малороссии», 1864
Г. Манизер. Елочный торг
Елена Хмелева, «Новый год»
Неизвестный художник. Встреча нового года в крестьянской избе.
Праздник уже на пороге. Я надеюсь, что настроение у вас стало ещё лучше и веселее!
Заходите ко мне в круг, поделимся новогодними впечатлениями.
Источник статьи: http://www.livemaster.ru/topic/2668573-novyj-god-na-staryh-kartinah-raznyh-hudozhnikov