Катин подарок. По М.Быковой
Дорогие ребята!
Познакомьтесь с заданиями, которые чаще всего встречаются в пособиях для подготовки к итоговой аттестации. Постарайтесь выполнить эти задания.
1.Прочитайте текст.
2.Всегда старайтесь запоминать автора и название произведения. Это будет проявлением уважения к автору. В то же время это необходимо для итоговой аттестации, на которой нужно будет записать фамилии писателей и созданные ими произведения на ту или иную тему, например, о детях, о природе, о защитниках Отечества и т.д.
3.Подумайте, что вынесено в заглавие текста.
- Тема – о ком или о чём говорится в тексте.
- Основная мысль – в чём автор хотел убедить читателя.
4.Определите жанр произведения.
- народная сказка
- литературная сказка
- рассказ
- басня
- стихотворение
- былина
5. Где происходят события?
6.Назовите главных героев произведения.
7.Чтобы выполнить этот тип задания – восстановите верную последовательность пунктов плана прочитанного текста – вам необходимо составить план прочитанного текста.
Катин подарок
— Ты куда всё пропадаешь, Катя? – спросил папа свою девятилетнюю дочку. – Как только кончишь учиться, так сейчас куда-то исчезнешь. Вчера тебя насилу докричались к обеду. — Папочка, позволь мне рассказать тебе об этом не раньше, как в день рождения Володи, — отвечала черноглазая Катя. Отец улыбнулся. «Что это она придумала за подарок Володе?» — подумал он. Рано проснулся Володя в день своего рождения. Он знал, что ему всегда дарят в этот день игрушки, и ждал его с нетерпением. В столовой папа дал ему игрушечный пистолет и вожжи, а мама – книгу с картинками. Когда мальчик насмотрелся на свои подарки, Катя сказала ему: — У меня тоже есть подарок для тебя, Володя. Пойдём со мной, я покажу его тебе. Катя захватила с собой маленькую корзиночку и повела брата по дороге к пруду. Папа тоже пошёл за ними. На берегу пруда дети сели под тенью большой ивы. Володя с любопытством смотрел на сестру. Она вынула из корзинки колокольчик и принялась звонить. Что это? На поверхности пруда появилось несколько рыбок. Ещё и ещё. Все они подплывали к тому месту, где была Катя. Она вынула из корзинки ломтик хлеба и стала бросать рыбкам крошки. Вот весело было смотреть, как рыбки хватали их, толкали друг друга, ссорились и отнимали кусочки одна у другой! Катю они или не замечали, или вовсе не боялись. — Видишь, какой у тебя волшебный колокольчик, — сказала девочка, — как рыбки слушаются его звона. Дарю его тебе. Всякий раз, как тебе захочется посмотреть на рыбок, тебе стоит прийти сюда и позвонить. Володя прыгал от радости и обнимал сестру. — А если я позвоню не у пруда, а у речки, то рыбки тоже приплывут? – спросил он. — Нет, дружок, те ведь неучёные, а этих я выучила. Я целый месяц ходила каждый день к пруду, бросала крошки хлеба и в это время звонила. Наконец рыбки и привыкли приплывать на звон колокольчика. — Так вот куда ты всё пропадала, Катя, — сказал отец. – Славно ты придумала. Пойдём, Володя, расскажем об этом маме, она, верно, тоже захочет посмотреть умных рыбок.
Источник статьи: http://www.egeteka.ru/primary/family_reading/39/1081/
Урок литературного чтения. Рассказы и стихи о маме. Л.Воронкова. «Катин подарок», Ю.Коринец. «Март»
Цели: знакомство учащихся с произведениями Л.Воронковой и Ю.Коринца; формирование правильного выразительного чтения с соблюдением основных норм литературного чтения; развивать умение находить главную мысль произведения, наблюдательность, красивую выразительную речь, творческий и эмоциональный потенциал; воспитывать интерес к творчеству авторов, доброе отношение к семье, прежде всего, к матери, создать нравственное переживание.
Оборудование: учебник «Литературное чтение». 2 класс. Л. А. Ефросинина; М., «Вентана-Граф» , 2008г.; хрестоматия, рабочая тетрадь, отрывок из рассказа З.Воскресенской «Мама», листочки для моделирования обложки, мультимедийная презентация (приложение 1), выставка книг на тему «Рассказы и стихи о маме»
Ход урока
I. Оргмомент
- Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
Ум и сердце в работу вложи,
Каждой секундой в труде дорожи. - Упражнение в тренировке дыхания.
— Кем мы с вами становимся на уроке чтения? (читателями, а еще чтецами)
— У чтеца есть инструменты, которые помогают радовать слушателя. Какие? (голос и дыхание)
Тренировка дыхания (стоя)
- Стань прямо, спокойно
- Положи одну руку на верхнюю часть живота, вторую – выше талии сбоку
- Выдох. Вдох на счет (1-5)
- Задержать воздух (1-3)
- Выдох (плавно), как бы на звук [а] (3 раза)
- Представьте торт с зажженными свечами. Погасим все свечи: фуфуфу…; каждую свечу фу, фу, фу, фу.
- Держи дыхание до конца фразы: жжжж…, ж,ж,ж,ж,ж.
- Выпустим воздух из мяча: ссссс, с,с,с,с,с.
- Произносим: с-з, з-с, ш-ч-щ-ц; ж-ш-ц.
II. Проверка домашнего задания
— С каким произведением познакомились на прошлом уроке? (с легендой И.Панькина «Легенда о матерях»)
— Что такое легенда? (Ответы детей.)
— Назовите героев произведения (матери, сыновья, Нептун, его дочери — чайки).
— Почему так названо произведение?
— Почему моряки сильны и непобедимы? (матери отдали им самое лучшее, что имели)
— Что лучшее отдали женщины далекой страны? (красоту, силу, зрение)
— Почему моряки так любят смотреть на чаек? (они носят красоту их матерей)
— В чем заключается главная мысль легенды?
Закончить предложение словами легенды.
Ты видел, мой мальчик, слабых женщин?
Если, дорогой мальчик, ты увидишь когда-нибудь …
— Почему матери так поступили? (т.к. очень любят своих детей)
— Можно ли их поступок назвать героическим? (да, т.к. нужно было обладать силой духа, мужеством)
— Какие чувства вызвало у вас это произведение?
III Работа над изучением нового материала.
1. Вступительная беседа о мамах.
— Мама — это особое слово. Оно рождается как бы вместе с нами и сопровождает всю жизнь. Каждая мама несет в своем сердце материнскую любовь.
— А что для вас значит слово «Мама»? (Дети называют.)
Слайд IV. Мама – это …
2. — У многих писателей и поэтов есть произведения, посвященные маме. Прочитайте отрывок из рассказа З.Воскресенской «Мама». (Чтение цепочкой.)
Самое прекрасное слово на земле – мама. Это первое слово, которое произносит человек, и оно звучит на всех языках мира одинаково нежно.
У мамы самые добрые и ласковые руки, они все умеют. У мамы самое верное и чуткое сердце – в нем никогда не гаснет любовь, оно ни к чему не остается равнодушным.
И сколько бы тебе ни было лет – пять или пятьдесят, тебе всегда нужна мать, ее ласка, ее взгляд. И чем больше твоя любовь к матери, тем радостнее и светлее жизнь.
— Почему это слово самое прекрасное на Земле? (мама – самый близкий человек)
— Почему каждому человеку нужна любовь матери?
— Какой праздник мы празднуем в марте?
— Кто из вас поздравлял маму? А как же это сделали герои произведений, сегодня и узнаем на уроке.
Физминутка. Упражнения для глаз
- 15 движений глазами справа налево, слева направо.
- 15 движений глазами вверх-вниз.
- 15 вращательных движений глазами справа налево.
- 15 вращательных движений глазами слева направо.
Крепко зажмурьте глаза. Откройте.
Закрыть глаза и представить большой белый экран. Мысленно раскрасить его, не допускать пробелов: желтым, зеленым, любимым цветом.
3. Работа по учебнику с.74.
— Назовите автора и название произведения
— Краткое сообщение учителя.
Любовь Федоровна Воронкова родилась в Москве, но семья переселилась в подмосковную деревушку. Там, в деревне, у нее выработалась привычка к постоянному, терпеливому труду, открылась красота русской природы. И она потянулась к перу, чтобы в стихах и прозе выразить свою любовь к земле и людям. Много ездила по стране, работая журналисткой.
Краткий обзор книг.
4. Самостоятельное чтение рассказа
— Что вы прочитали?
— Какое чувство вызвал этот рассказ? Почему? (приятное, радостное, девочка поздравила родных, принесла им радость)
— Ответ на 1-2 вопросы учебника.
— Почему так назван рассказ? О каком подарке идет речь? (о вербе)
— Прочитать описание вербы. Как называют цветы? Почему? (похоже на шерсть у барашка)
5. Дифференцированная работа.
1 гр. Разделить текст на части. Озаглавить каждую часть.
2 гр. Выполнить задания в рабочей тетради на с.44.
6. Самооценка. Оцените свою работу.
Учащиеся рисуют треугольники разного цвета:
- зеленого (уверен в правильности выполнения задания)
- синего (сомневаюсь в правильности выполнения задания)
- желтого (не справился)
- красного (испытывал трудности, но преодолел их)
7. Проверка выполненной работы.
1 гр. Примерный план
- За вербой
- Подарки бабушке и маме.
- Благодарность родных
2 гр. Комментируют выполненные задания.
ФМ. Упражнения под музыку. «Песенка о маме» муз. Т. Савина, ст. Е. Титова.
8. Работа над произведением Ю. Коринца «Март».
1) Самостоятельное чтение (с.75)
— Что вы прочитали?
— Какое настроение вызвало? Почему?
2) Прочитайте автора, название.
Слайд VII Юрий Иосифович Коринец
3) Рассказ учителя:
— Юрий Иосифович Коринец родился в Москве. В детстве увлекался рисованием и даже стал профессиональным художником. Работал в журнале, поступил в литературный институт. В его поэзии добро всегда побеждает зло, он умел увидеть чудо в обыденном, в любой предмет, вещь вдыхает как бы частицу своей души.
— Какое растение раньше всех расцвело?
-Как поздравил герой маму?
— Докажите, что это стихотворение (есть рифма)
— Назовите созвучные слова (рифмы)
4) Подготовка к выразительному чтению
а) Назовите инструменты выразительности.
— Какой тон? (радостный)
б) Поработайте карандашом. Расставьте паузы, подчеркните слова (логические ударения). Работа в парах.
в) Выразительное чтение стихотворения (2-3 чел.)
III. Моделирование обложки и сравнение произведений
1 в. – к рассказу Л.Воронковой.
2 в. – к стихотворению Ю.Коринца.
— Что общего? (Тема о детях и маме)
— Отличие (Разные авторы, жанр, название)
— Что вы можете сказать о героях произведений? (Заботятся о маме, любят, поздравляют с Женским днем)
IV. Обобщение
— Для чего писательница и поэт написали эти произведения? (рассказать, как поздравлять маму, чтобы принести радость слушателю)
8) Стихотворение С.Богомолова « Красивые мамы». (Чтение ученика.)
V. Рефлексия
— Какие открытия сделали на уроке?
— О чем урок заставил задуматься?
— Кто доволен своей работой? Нарисуйте свое настроение (радость, спокойствие, досада, удивление).
VI. Домашнее задание (по выбору)
— Кому захотелось выучить стихотворение наизусть?
— Кому захотелось сделать книжку-малышку?
— Кто хочет найти произведения о маме?
Рассматривание выставки у доски (книги о маме.)
Список использованной литературы
- Оморокова М.И. Учимся читать выразительно. Тетрадь-пособие. М.: Вентана-Граф, 2003.
- Материалы сети Интернет.
Источник статьи: http://urok.1sept.ru/articles/567534
Тексты изложений по русскому языку для 6 класса
О подготовке учащихся 6 класса к написанию изложения
Изложение – наиболее распространенный вид работы по развитию речи обучающихся. Их значение разносторонне. Определенная последовательность в проведении изложений дает возможность формировать у обучающихся ряд умений: правильно мыслить логически и грамматически, без искажения передавать чужую речь, понимать своеобразие авторского языка, развивать навыки слушания и запоминания.
Изложение также учит выделять главное и второстепенное в тексте, формулировать основную мысль, находить нужные факты и доказательства для ее раскрытия, целесообразно использовать имеющийся запас слов, продуманно применять на практике полученные на уроках знания по грамматике и стилистике языка.
Кроме того, всем известно, что изложения содействуют и решению многих воспитательных задач: формирование эстетических, нравственных представлений, воспитание культуры умственного труда.
Существенную помощь учителю в решении поставленных задач оказывает тщательно продуманная подготовительная работа, которая предусматривает:
Работу с обучающимися над усвоением идейно-тематического содержания текста, логической последовательности в развитии действия, над составлением плана будущей работы;
Лингво-методический анализ текста, взятого для изложения;
Орфографическую и пунктуационную подготовку учащихся.
В своей педагогической практике с обучающимися 5-х классов организую работу над изложениями разных типов (сжатое, подробное, выборочное, с изменение лица, с добавлением фрагментов) по текстам, которые обучающиеся видят, имеют возможность прочитывать несколько раз, работать не только со слышимым, но и с видимым словом. В 6-х классах постепенно в начале года ввожу работу над изложением текста, который обучающиеся только слышат. Для этого беру яркие, эмоциональные тексты, запоминать которые не составляет труда. Постепенно тексты усложняются, по мере того как у ребят формируется навык.
Предлагаю вашему вниманию подборку текстов для изложений в 6 классе.
Я проснулся серым утром. Комната была залита желтым светом, как будто от керосиновой лампы.
… Странный свет – неяркий и не подвижный – был непохож на солнечный. Это светили осенние листья. За ветреную и долгую ночь сад сбросил сухую листву, она лежала шумными грудами на черной земле и распростарняла тусклое сияние. От этого сияния лица людей казались загорелыми, а страницы книг на столе как будто покрылись слоем старого воска.
Так началась осень. Для меня она пришла сразу в это утро. До тех пор я ее не замечал: в саду еще не было запаха прелой листвы, вода в озерах не зеленела и жгучий иней еще не лежал по утрам на дощатой крыше…
Осень пришла врасплох и завладела землей, садами и реками, лесами и воздухом, полями и птицами. Все сразу стало осенним. (96 слов. По К.Г. Паустовскому)
Последний лист осени
После медного звона погожей осени наступает пора ожиданий холодов. Если сверкнули звезды – быть завтра морозу. А чаще нет ни солнца, ни звезд…
«Сегодня – завтра, сегодня – завтра» — падают в светлую лужицу капли срябины. Сегодня-завтра все забелеет. Каждый след будет виден. А пока жухнет одеяло из листьев. Россыпью гвоздей лежат в лужице колючки от елок. Только кукушкин лен бодро зеленеет в березняке. Простились птицы с уснувшим, оцепеневшим лесом. Только дрозды, увлеченные пиром, снуют на рябине. Но тут же, на ветке, зваными гостями сидят свиристели и снегири – вестники белых узоров.
Заяц готов зимовать. Давно уже приобрел он белые шаровары. А на этой неделе лесные портняжки сшили ему и белую куртку. Однако поспешил заяц одеться – зима застряла где-то в лесах вологодских. Сидит заяц белым сугробцем на виду у всего света. Крепко сидит косой. В трех шагах пройдешь – сидит. Напружинился, глазом шаги провожает. Не задержался, не хрустнуло под ногой – так и не вскочит…
На облетевшей березе дрожит последний листок. Ветер шевелит потемневшие ветки. Лист вздрагивает, но остается висеть… А когда все утихает, вдруг сам по себе листок отрывается, тихо по невидимой горке скользит и желтой монеткой ложится в зеленую шапку кукушкина льна. Последний лист осени… (155 слов. По В.Пескову)
На другой день потеплело, на третий потекло, заиграло солнышко… Староста класса Нина Рожина и первый отличник класса Владислав Колесников на четвертый день напомнили народу:
— Никто не знает, пускают к Гале или нет?
— Никто не знает, — вздохнули сестры Болонкины. – Нет, наверное, еще не пускают.
— Чего ждать-то? – не выдержал Николай Братухин. – Вот она, больница-то, взяли да и зашли.
И прибавил насупленно, во всеобщей тишине:
— Ей подснежников надо, только хороших, таких, как у них на Украине.
— А ты откуда знаешь?
Владислав Колесников, про которого говорили, что у него исключительная память, вспомнил:
— Правильно. Прмните, Галя спрашивала, есть ли у нас подснежники. И она обрадовалась, когда узнала, что есть.
— Помним, помним! – зашумел народ.
В лесу было хорошо – краснели сосны, перешептывались талые воды. На большой сухой поляне ребята нашли первые подснежники – дивные синие цветы среди неживой травы…
Давно поселковая больница не знала такого нашествия.
Галя сидела на кровати, перебирала цветы и, слабо улыбаясь, говорила:
— А наши подснежники не такие…И прибавила:
Уходить из палаты ребятам не хотелось. Каждый на прощание сказал девочке что-нибудь доброе, пожелал скорее выздоравливать. (155 слов. По С. Романовскому)
С полей вода хлынула сразу, реки пошли, началось наводнение, дуб затопило до самой кроны и выше. Проходящие льды много унесли неподатливых дубовых ветвей. Но одну льдину дуб удержал, и она осталась висеть на дубовых ветвях, как на могучих руках.
Много лет много льдин проходило, а вот случилось, самая большая, небывалая вода захватила ветки высокого дуба, и льдина повисла. Крепко будет держать ее дуб: ведь такое в жизни случается раз. Будет изнывать в лучах солнца холодная льдина, а когда начнется движение сока в дубу, в самое желанное время она вдруг скользнет в реку и станет просто водой.
С утра до вечера изнывает льдина на солнце, … многие золотые капли падают прямо на землю, но все множество их стекает с малых ветвей на большие, с больших потоком бегут кругом по стволу и льются на землю. Весь огромный ствол дуба золотым солнечным днем сверкает как серебро. Началась …песня воды. Сверкающая льдина скользнула по дубу и скрылась в реке. (153 слова. По М. Пришвину)
Заяц жил на острове среди широкой реки. Это был еще молодой заяц. Он и внимания не обращал, что река кругом его островка с треском сбрасывает лед.
В тот день заяц спокойно спал под кустом. Солнце пригревало его, и косой не заметил, как вода в реке стало быстро прибывать. Он проснулся только тогда, когда почувствовал, что шкурка его промокла снизу. Вода прибывала быстро. Островок становился все меньше. Заяц видел, что скоро весь островок исчезнет под водой, но не решался броситься в волны: он не мог переплыть разбушевавшуюся реку…
Так прошел весь день и вся ночь.
… На третий день заяц стал прыгать на дерево, но обрывался. Наконец ему удалось вскочить на нижний сук. По реке под ним плыли деревья, бревна, сучья, солома.
Три дня просидел заяц на дереве… Наконец вода спала, и он спрыгнул на землю. Так ему и жить теперь среди реки на островке – до жаркого лета. Летом река обмелеет, и он доберется до берега. (155 слов. По В.Бианки)
Хлопотунья белка проснулась в ветвях старой ели в своем гнездышке. Собственно, это гнездо построила она не сама, его свила сорока в виде плотного шара, только в одном боку оставив круглую дырочку-лазейку.
Внутри гнезда сорока устроила лоточек из мягких стеблей травы. Получилась уютная квартирка с плетеными стенами и такой же плетеной крышей. В ней сорока спокойно вырастила птенцов. Летом малыши подросли, и все сорочье семейство покинуло родное гнездо, разлетелось в разные стороны.
Но лесная квартирка пустовала недолго. Осенью ее разыскала белка. Она сразу же принялась по-своему оборудовать будущее жилище, утеплять его, готовить к зиме. Белка натаскала в гнездо мха, выстлала им весь лоточек, получилась отличная постель. Этим же мхом хлопотливый зверек законопатил щели в плетеных стенах и потолке. Вот теперь жилище было вполне готово. В нем белка могла надежно спрятаться от мороза и от ледяного ветра.
Наступила зима, сердитая, морозная. Но для белки она была не страшна. Сама зима еще лучше утеплила беличий домик, укрыла его плотным покровом снега. Чудесная получилась квартирка! (150 слов. По Г.Скребицкому)
Впервые нового воспитателя увидели в столовой, когда все население интерната ужинало. Было шумно. Петька Малышев опустил Тане Сухумской за шиворот здоровенного черного жука, которого нашел в поленнице, куда ходил за дровами для кухни. Таня, визжа, соскочила с лавки и убежала. Петька чувствовал себя героем.
Внезапно дверь открылась и вошел новый воспитатель.
— Здравствуйте, дети, — сказал он. – Меня зовут Вениамин Витальевич. Я буду с вами работать.
— И долго? – спросил кто-то.
Все одобрительно засмеялись.
— Долго. Мне здесь нравится.
… Воспитатель улыбнулся. И тут увидел куски разбросанного хлеба. Побледнев, он присел на корточки и начал собирать хлеб. В столовой воцарилась тишина. А он положил хлеб на стол и … вышел.
… Стало известно, что семья Вениамина Витальевича погибла от голода в блокадном Ленинграде. «Так вот почему он тогда куски собирал», — пришло Петьке в голову. И когда однажды его сосед за обедом по привычке швырнул коркой, Петька с размаху залепил ему ложкой по лбу. Драки не вышло потому, что вошел Вениамин Витальевич. Петьку поставили в угол.
— Ты прав, — сказал ему воспитатель, — но рукам воли давать все равно не надо. (135 слов)
Еще холодно, почти повсюду лежит снег. Мартовское солнце хоть и светит ярко, но греет слабо. Однако весна уже наступила. И доказательство этому – звонкая птичья песня, льющаяся откуда-то сверху, с неба. Певца разглядеть нелегко – солнце слепит глаза. Однако и не глядя можно сразу сказать – это жаворонок. Вот он опустился пониже, теперь его можно и увидеть.
Жаворонок невелик, окрашен неярко – коричневый с темными пестринками и крапинками. Такая окраска помогает ему прятаться от врагов, когда он садится на землю. А живет жаворонок только на земле, где находит себе пищу и устраивает гнездо. Он прекрасно приспособился к этому: у него лапки с длинными и прямыми пальцами, чтобы удобнее было ходить по траве. На деревья жаворонок не может садиться: такими пальцами сучок не обхватишь.
Если тебе случится найти гнездо жаворонка – а найти его легко: оно лишь чуть-чуть прикрыто травинками, — уходи скорее, не беспокой птиц! За это следующей весной уже не один, а несколько жаворонков – весь выводок- будут охранять поля от вредителей и радовать людей своими звонкими песнями. (130 слов).
Источник статьи: http://infourok.ru/teksty-izlozhenij-po-russkomu-yazyku-dlya-6-klassa-4149539.html