Жан Жорж Новер и его реформы
Занятие № 21. Жан Жорж Новер и его реформы.
Лекция 17. Жан Жорж Новер и его реформы.
Протесты и пожелания, закономерные эстетики Просвещения, удалось теоретически обосновать и отчасти воплотить выдающемуся французскому балетмейстеру 18 в. Ж.-Ж. Новеру.
Он явился, по существу, самым последовательным продолжателем традиций классицизма в балете (которые во многом усовершенствовал), но и самым активным его реформатором. Новер отказался от пышности и зрелищности во имя психологической осмысленности и философской углубленности содержания балетного спектакля, его целостности и стройности.
Жан Жорж Новер родился в Париже 29 апреля 1727 года. В день его рождения весь балетный мир празднует Международный День танца.
С 1743 г. Новер выступает как танцовщик в парижском театре комической оперы. 1755-57 г. возглавляет балетную труппу в Лондонском театре «Друри-Лейн».1760-67 г. – работает в театрах Штутгарта. 1776-80 г. – балетмейстер «Гранд-Опера» в Париже. 1781-94 г. с перерывами работает в Лондоне.
До нас дошли 80 названий балетов Новера, 24 хореографические постановки на оперной сцене и 11 дивертисментов. Его произведения долго не сходили со сцен многих театров, а его теоретическое наследие до сих пор актуально. Теория, подкрепленная практикой, принесла Новеру славу «отца современного балета».
Первые известные балеты Новера – «Китайский праздник» и «Фламанские увесиления». Они открыли первый период творчества Новера, как переходный к созданию ДЕЙСТВЕННОГО БАЛЕТА.
В это время в балете было принято ориентироваться на живопись. Основой мизансцен спектаклей Новера того времени была историческая картинка. В постановке балетов он придерживался принципов живописности. На сцене действовали типажи, но отсутсвовали личности. Показываемые характеры передавали общее движение спектакля, но в них не было внутреннего движения. Композиция, оживая и двигаясь, возвращалась к исходной изобразительной статике.
Балеты были сочинены в форме ДИВЕРТИСМЕНТА*, но каждый танец был неразрывно связан с общим замыслом.
Несмотря на недостатки, первые балеты Новера существенно отличались от всего ранее известного публике и принесли ему огромную популярность.
2 период творчества Новера (с 1754 г. )
Перелом в своих творческих взглядах (отказ от изобразительности во имя действенности хореографии) Новер обяснял знакомством со знаменитым актером Девидом Гаррисом (искусство актера, поражало психологизмом и достоверностью) великим исполнителем шекспировских ролей. Новер мечтал о том, что когда нибуть трагедии Щекспира будут идти на балетной сцене. Чтобы совершить задуманное необходимо было доказать, что балет – серьезное искусство.
В 1763 г. состоялась премьера самого известного балета-трагедии Новера «Медея и Язон». Сюжет был выбран под влиянием моды на кровавые сюжеты с ужасоми и убийствами. «Медея и Ясон» стал самым ярким балетом десятилетия. Зритель ходил на него, чтобы мыслить и сопериживать. Балет перестал восприниматься как искусство легкомысленное.
В первые была сделана сложная система декораций для балета, художником были разработаны сценические костюмы.
Новер начал бороться с импровизацией актеров. Балеты были продуманы до мелочей, выверено каждое движение, жест, взгляд. Музыка, считал Новер, должна представлять своего рода программу, которая устанавливает и предопределяет движения и игру каждого танцовщика. д влиянием просветительской мысли. Преклоняясь перед авторитетом Вольтера и Дидло, Новер показал на балетной сцене идеи высокого долга и глубокие чувства. Новер вывел на балетную сцену людей изнарода.
Теоретические взгляды Новера были изложены в 1760 году в «Письма о танце и балетах». Хореограф разрабатывал этот труд несколько лет. В ней было пятнадцать глав – писем. Главным в нем было:
Балет – самостоятельный спектакль с конкретной сюжетной линией; действие в нем должно развиваться логично и последовательно; его герои могут быть носителями высоких чувст, идей высокого долга; художественное оформление (декорации) балетного спектакля должно точно отражать эпоху и место действия.
Новер продолжал работать над эти трудом всю жизнь. Он дополнял и разъяснял сказанное, вводил новые факты, имена, примеры, выбрасывал устаревшее. Новер умер 19 октября 1810 года в бедности, не успев закончить ни статью о балете, ни «Танцевальный словарь». Он оставил колоссальное наследство, обобщившее опыт балетного театра XVIII века. Он создал форму многоактного балета, а его серьезные познания в анатомии позволили расширить технику танца и исполнительские возможности артистов балета.
Осуществляя свою реформу, Новер вносит изменения и в балетный костюм – упрощает обувь, облегчает и укорачивает платья, навсегда устраняет маски, а в постановках балетных комедий допускает присутствие народно-бытовых костюмов.
В конце 18 в. Новер объявляет непримиримую войну дивертисменту и изгоняет его из своих постановок. В его спектаклях хореографические фрагменты соединяются выразительной танцевальной пантомимой. Все это становится настолько выразительным, что естественно и свободно существует под музыку. Так возникает действенный танец. Уивер (английский балетмейстер-новатор) назвал такой танец сценическим. Сам Новер подразделял танец на два вида: «Первый – механический, второй – действенный. Первый интересен только разнообразием темпов, равновесием, изяществом поз, техникой и т. д. Второй – душа первого. Душа придает танцу жизнь, выразительность, пленяет сердце зрителей.
В результате новаторской реформы, осуществленной Жаном Жоржем Новером, балет окончательно выделился из оперного спектакля и обрел самостоятельность.
Источник статьи: http://pandia.ru/text/80/504/83871.php
Les Fêtes Chinoises — Les Fêtes Chinoises
Les Fêtes Chinoises — это балет XVIII века Жана-Жоржа Новерра (1727–1810). Точная дата создания балета неизвестна, но, вероятно, он был создан в 1751 году для Марселя , где Новерр был балетмейстером. Возрождения последовали в Лионе и Страсбурге, и балет был поставлен в Париже в понедельник, 1 июля 1754 года, в Комической опере с декором Франсуа Буше . В Les Fêtes Chinoises было мало сюжета или темы, вместо этого это была серия танцевальных картинок, вдохновленныхдизайном шинуазри в стиле рококо, которые вышиты на описаниях Китая путешественниками и исследователями. Балет стал первым большим успехом Новерра. Лондонское производство1755 годабыло полностью уничтожено антифранцузскими мятежниками накануне Семилетней войны .
Содержание
Задний план
Жан-Жорж Новерр родился в Париже 29 апреля 1727 года и учился танцам у Луи Дюпре . Он начал свою профессиональную карьеру в 1743 году с выступлений в Комической опере в Париже. Там он научился управлять жестами и движениями и наблюдал за итальянскими комиками с их акцентом на импровизационный и физический театр. До Новерра в балетах не применялась танцевальная техника; такие зрелища были свободно организованы вокруг истории или темы, но само танцевальное движение было в основном формальным и орнаментальным, с очень ограниченным набором мимических жестов, чтобы передать действие. Он использовал эту новую революционную постановку как ответ и контраст балетам того времени. «Новерр указывает, что такие исполнители редки. Он . думает, что актер-танцор должен принять вызов — перевести словесное описание в сценическое действие, что это включает не только перформанс, но и интерпретацию». В возрасте двадцати лет Новерр стал балетмейстером в Марселе и поставил хореографию Les Fêtes Chinoises на музыку, вероятно, Жана-Филиппа Рамо , хотя Новерр не указал композитора в своем либретто . Балет впервые был показан в 1751 году или ранее, возможно, в Марселе или Страсбурге. После недолгих художественных переездов в Лион (где балет был возрожден в сезоне 1751 года) и Страсбург, Новерр вернулся в Париж в 1754 году. «Китайский праздник» был поставлен импресарио Жаном Монне в Комической опере 1 июля 1754 года. большое признание.
Эскизы балета были плодом дружбы Буше и Жана Моне, в результате которой «еще в 1743 году» были созданы проекты для Моне в Театре Фуар де Сен-Лоран. Le Nouveau Calendrier des Spectles de Paris описал сцену Les Fêtes Chinoises как «проспект, заканчивающийся террасами и лестничный пролет, ведущий ко дворцу», затем переходящий в общественную площадь, украшенную для фестиваля, и продолжающуюся последующими сменами сцен, в которых Календриер заметил: «М. Монне не пожалел ничего, что могло бы помочь богатому воображению М. Новерра».
Les Fêtes Chinoises был полуреалистичным по стилю и состоял из танцевальных картин с небольшим сюжетом. Элементы реального и идеального были включены в работу, что вызвало экзотический Китай путешественников и исследователей, и фантастический Cathay из Chinoiserie дизайнеров рококо . Вместо представления разнообразных дивертисментов или танцевальной сюиты , Новерр вышел за рамки традиционных придворных балетов в Les Fêtes Chinoises, чтобы создать сплоченную, интегрированную работу, соответствующую месту и атмосфере, и которая сосредоточена на едином богатом стиле с небольшим драматическим действием. Такая презентация была для его аудитории чем-то новым и ярким. В первые годы своей карьеры Новерр чувствовал, что все типы, национальности и состояния мужчин подходят для изображения в танце, но в конце своей карьеры он отрекся и написал, что только благородные герои и героини (в основном древности) уместно для достоинства сценического танца. В конце жизни он невзлюбил Les Fêtes и исключил их из опубликованных либретто.
Краткое содержание сюжета
Ж. де Бульмьер, очевидец спектакля Les Fêtes Chinoises, писал:
[. ] общественная площадь, украшенная для праздника, на заднем плане амфитеатр, на котором сидят шестнадцать китайцев, [и] тридцать два видны на градинах (ступенчатых ярусах), проходящих через пантомиму . По мере того, как первая группа спускается, еще шестнадцать китайцев, как мандаринов, так и рабов, выходят из своих жилищ [. ]. Все они образуют восемь рядов танцоров, которые, последовательно поднимаясь и опускаясь, довольно хорошо имитируют волны бурного моря. Все китайцы, спустившись, начинают марш-характер. Шесть белых рабов несут мандарин в роскошном паланкине, а двое негров тянут колесницу, на которой сидит молодая китаянка. Им предшествуют и следуют множество китайцев, играющих на различных музыкальных инструментах [. ]. Этот марш завершился, балет начинается и не оставляет желать лучшего ни в разнообразии, ни в аккуратности фигур. Он заканчивается контрдансом тридцати двух человек, чьи движения прослеживают огромное количество новых и идеально продуманных состояний ума, которые образуются и растворяются с величайшей легкостью. В конце [. ] китайцы возвращаются на свое место в амфитеатре, который превращается в фарфоровый шкаф. Тридцать две вазы, которые поднимаются вверх, скрывают [. ] тридцать две китайские, которые видел прежде.
Учитывая, что большинство представлений (театральных и балетных) до этого происходило либо в королевских дворах, либо во дворах гостиниц, таверн или пабов, такое количество людей на сцене одновременно было неслыханным делом. Однако Линкольн Кирстейн добавляет, что он «состоит из танцевальных картинок с небольшим сюжетом, включающих элементы реального и идеального, включая экзотический Китай путешественников и исследователей и фантастический Катай дизайнеров рококо-шинуазри». Кроме того, костюмы были «нетрадиционными» — они были основаны на римских доспехах и имели китайские украшения.
Постановка в Париже, 1754 г.
Великолепное оформление парижского спектакля, изобретательные хороводы и большой и великолепно подготовленный кордебалет изумляли и восхищали публику, которой еще не приходилось видеть ничего столь чудесного. Хотя, вероятно, в балетной теме не было ничего глубокого, впервые появилась целостная концепция костюма, декора, свойств и движения, подчиненная развитию сценической картины, и зрители пришли посмотреть балет как таковой. не виртуоз в моде. Музыкальные инструменты, такие как треугольник и тарелка (« турецкая музыка »), были впервые представлены в балете, хотя неизвестно, играли ли они в оркестре или использовались только как сценические свойства . Костюмы были разработаны Луи-Рене Боке , который отказался от традиционной балетной формы римских доспехов с накладными кусочками китайского декора в пользу полномасштабных и реалистичных китайских костюмов. Декор был создан Гийе и Муленом и, возможно, Леусом по эскизам Франсуа Буше . Жан-Жозеф Дюмон преобразовал их в полномасштабные карикатуры и соткал девять раз, сначала в 1743 году, а последний раз в 1775 году, когда их пастораль в стиле рококо начинала казаться немного устаревшей. Китайская ярмарка из этой серии в Кливленде проиллюстрирована Ландау, 1983, рис. 20.
Прием
Les Fêtes Chinoises стал первым большим успехом Новерра. В своей скупой дневной записи драматург Шарль Колле заметил в июле 1754 года: «В этом месяце весь Париж устремился на китайский балет, который проводился в Комической опере. Я не люблю балеты, и мое отвращение к танцам значительно возросло с тех пор, как все театры заражены балетом, но я должен признать, что этот китайский балет необычен и, по крайней мере, своей новизной и живописностью он заслужил долю аплодисментов, которые ему дают ». 1 июля 1754 года Mercure de France отметила, что балет был поставлен с необычайной роскошью, а в августе сообщил, что «толпа собралась, чтобы увидеть его с беспрецедентным фурором».
Лондонское производство, 1755 г.
Les Fêtes Chinoises был представлен в Лондоне с новым оборудованием и декором под названием Les Métamorphoses Chinoises 8 ноября 1755 года в Лондоне после переговоров между Дэвидом Гарриком , владельцем театра Друри-Лейн (который ценил балет, женился на балерине и искал театральная новинка) и Жан Моне, обладатель лицензии Опера-Комик. Один комментатор заметил:
Декорации были великолепны, а костюмы великолепны. В марше вышло 90 человек. Паланкин и автомобили были богато украшены. Все флигели были украшены балконами, заполненными китайскими мужчинами и женщинами-зрителями праздника. Кордебалет были хорошо написаны и хорошо сгруппированы, отдельные па приятно варьировалась и контрданс была выполнена с точностью и опрятность необычным в Grands балетов [. ].
Однако угроза войны между Великобританией и Францией и антагонизм Англии по отношению к французским танцорам привели к беспорядкам, в которых были уничтожены дорогостоящие декорации и машины Боке, а театр и его аксессуары сильно повреждены. Гаррик понес убыток в несколько тысяч фунтов. Новерр и его семья были вынуждены скрываться после того, как брат балетмейстера Огюстен ранил человека в бою. Новерр оставался в Англии на некоторое время после беспорядков, наблюдая за танцевальными представлениями на Друри-Лейн, но без выставления счетов. Он уехал из Лондона в Лион в марте 1757 года.
Источник статьи: http://ru.qaz.wiki/wiki/Les_F%C3%AAtes_Chinoises