Классный час — мастерская «Узоры зимних праздников»
Цель классного часа: продолжать знакомить детей с традициями русской культуры.
Задачи: воспитывать любовь и уважение к традициям нашей страны, укреплять представления и знания о традициях и обычаях народов России, совмещать праздничное веселье с познавательной деятельностью, расширять кругозор и повышать интеллектуальную активность учащихся. (Презентация)
– Ох, и сильные холода настали! (1 слайд)
– Самое время им на Руси быть – крещенские морозы во дворе трещат. Да что поделаешь, в чужие края нашу зиму не пошлешь. Солнце-то, оно только летом греет, а зимой морозит, над горизонтом встает низко, лучи у него идут косо, скользят по земле, вот и не греют ее. (2 слайд)
1 Ведущий. Вроде бы уже и январь на исходе, к весне дело повернуть должно. Не зря говорят: была зима, так будет и лето. (3 слайд)
– А еще такая поговорка про зиму есть: зима лето пугает, а сама потом тает. (4 слайд)
Что ж, нас-то не испугать, мы к зиме привычные. Известное дело: мороз за нос хватает, а перед проворными сам шапку снимает. (5 слайд)
Зима-зимушка славится прекрасными народными праздниками, поэтому русский народ так ее и любит.
2 Ведущий – Сегодня мы с ребятами приглашаем вас на посиделки. А Что такое посиделки? (6 слайд)
Ученик. – Владимир Даль в своем толковом словаре дает этому слову такое объяснение : “Посиделки (посидки, посидухи) есть сборище крестьянкой молодежи по осенним и зимним ночам под видом рукоделия, пряжи, а более для россказней, забав и песен”. Но не только собиралась молодежь, приходили повеселиться и малые дети.
На завалинках, в светелке
Иль на бревнышках, каких
Собирались посиделки
Пожилых и молодых.
При лучине ли сидели
Иль под светлый небосвод,
Говорили, песни пели
И водили хоровод.
Наш досуг порою мелок,
И, чего там говорить,
Скучно жить без посиделок,
Их бы надо возродить!
Отдых – это не безделье-
Время игр и новостей,
Начинаем посиделки!
Для друзей и для гостей.
(Выходят 3 девочки с караваем.)
Нам начинать досталась роль,
Не путайте с нагрузками.
Мы принесли вам хлеб и соль
На посиделки русские.
Жива традиция, жива,
От поколениия старшего
Важны обряды и слова
Из прошлого из нашего.
И потому принять изволь
Тот, кто пришел на посиделки,
На этой праздничной тарелке
Из наших рук и хлеб, и соль.
(Девочки угощают караваем.)
1 Ведущий – Давайте перелистаем народный календарь. (7 слайд)
Учитель – Наступает 7 декабря. А кто знает, что за день 7 декабря по народному календарю? (8 слайд)
1 ученик. 7 декабря – день Екатерины – великомученицы, еще его называли день Екатерины– санницы, в этот день на Руси открывался санный путь. В больших городах собирали огромные ярмарки, но не только для того, чтобы купить-продать, но и повеселиться.
Учитель – А вот и 14 декабря. (9 слайд)
2 ученик. 14 декабря– дань Наума-грамотника. По древнему русскому обычаю с этого дня начинали крестьянских детей учить грамоте. До сих пор об этом празднике существуют пословицы.
Батюшка Наум, наведи меня на ум. (10 слайд, 11)
3 ученик. 1 января – начало нового года, но так было не всегда. Эту традицию ввел на Руси царь Петр 1 в 1700 году. Был петровский указ “О праздновании Нового года”, в котором подробно описывался ритуал торжества.
Учитель. – Солнце с января на лето поворачивает, значит зарождается новое животворящее светило и на Руси это отмечалось зимними Святками. В этом празднестве сочетались и Новый год, и Рождество, и Крещение. (12, 13 слайд)
4 ученик. 7 января – самый торжественный день новогодних праздников – Рождество Христово. Православная Церковь, а с ней и русский народ отмечает рождение у Девы Марии Богомладенца Иисуса Христа. Символ праздника – Вифлеемская звезда.
Стихотворение. (14 слайд)
Чудо из чудес!
Вдруг на ёлку прилетела
Стая снегирей,
Ёлка сразу заалела
От живых огней.
На её мохнатых ветках,
Вместо мишуры,
Инея сребрится сетка,
Снежные шары.
А венец – Звезда сияет,
Чудо из чудес!
Рождество, друзья, встречает
Первозданный лес.
5 ученик. 19 января – Крещение Господне. Согласно Евангелие, Христа крестили в реке Иордане, поэтому главное событие Крещения – водосвятие. (15, 16 слайд)
(Стук в дверь) Идут калядовщики.
Коляда. Коляда,
Ты подай пирога,
Или хлеба ломтину,
Или денег полтину
Или курочку с хохолком,
Петушка с гребешком!
Хозяин и хозяюшка, не морозьте,
Хоть копеечку, да бросьте!
На пороге мы стоим.
“Здравствуйте” не говорим.
Скажем по-другому:
“Мир вашему дому!”
5 ученик. 19 января – Крещение Господне. Согласно Евангелие, Христа крестили в реке Иордане, поэтому главное событие Крещения – водосвятие. (17, 18 слайд)
Зимний вечер темен, долог.
Насчитаю сорок елок.
То на лавке посижу,
То в окошко погляжу.
Пригласили вас на посиделки.
Будем зимний вечер коротать. (19 слайд)
– Не только на посиделках играли, но и мастерили, рукам дело давали. Предлагаю вам соткать чудесный узор зимних праздников. Обратимся к технологии вытыканка. Каждый возьмет картинку, какая ему больше понравилась. Попробуйте, все вместе соткать узор. (Дети вырезают и составляют узор на полотне.)
Ученик. (20 слайд)
– Из века в век будут передаваться старинные праздники России-матушки. Это самые волшебные дни года. Говорят, что в эти дни, что ни пожелается,
Все всегда произойдет, все всегда сбывается.
Учитель. (21 слайд)
– У меня в руках волшебная свеча желаний. Ребята, загадайте каждый свое желание и запишите на снежинках. И ваше желание обязательно исполнится. Только желание должно быть добрым и светлым. Мы надеемся, что эта свеча зажгла искорку счастья, доброты и любви друг к другу. Наш классный час окончен.
Источник статьи: http://urok.1sept.ru/articles/636639
Классный час «Зимние праздники в России: традиции и обычаи»
Классный час «Зимние праздники в России: традиции и обычаи» Зимние праздники в России: традиции и обычаи познакомить учащихся с традициями и обычаями праздников в России в зимний период. Сформировать представление у учащихся о традициях и обычаях праздников в России в зимний период. сформировать навыки работы с информацией; сформировать навыки коллективного поведения, чувства дружбы, ответственности за порученное дело. воспитывать уважительное отношение к мнению других, умение слушать и слышать окружающих; формировать позитивную психологическую атмосферу в группе; создать атмосферу предстоящего праздника; способствовать развитию преодоления застенчивости, приобрести уверенность в себе, умению неформального общения со сверстниками и взрослыми; развитие творческих способностей и таланта учащихся. Научиться использовать полученные знания при подготовке к зимним празникам. Овладеть профессиональными компетенциями: Информационной (обладание информационными ресурсом и технологиями) Коммуникативной (умение взаимодействовать с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, коллективе, проявлять желание добиваться успеха в своей деятельности.) Социально — трудовой (способность вырабатывать навыка создания новогодних украшений). Уметь самостоятельно приобретать новые знания. Компьютер, проектор, видеоролики с видеохостинговой компании YouTube. План классного часа Актуализация знаний, целеполагание и мотивация. Изучение нового материала. Первичное осмысление и закрепление изученного материала. Итоги классного часа. Рефлексия. Фронтальная работа, групповая работа. Интерактивный, словесные, наглядные, практические, репродуктивный методы обучения. сформировать знания учащихся по теме классного часа, использовать полученные знания в конкретных ситуациях. Регулятивные: учиться высказывать свое мнение. Познавательные: сопоставлять информацию, представленную в разных видах. Коммуникативные: сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в группе: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, выслушивать партнера, организовывать взаимопомощь при выполнении работы; высказывать свое мнение при обсуждении задания. испытывать чувства сострадания и ответственности. ХОД КЛАССНОГО ЧАСА Зимний лес – как будто в сказке: На заснеженной полянке – На дворе у нас зима. Холод. Ночь длиннее светового дня. Но есть и много радостных моментов, связанных с этим временем года. Назовите те радостные моменты, которые у Вас связаны с зимой. Возможные ответы учеников: катание на лыжах, коньках, санках с горки; постройка зимнего дворца; лепить снеговика и снежную бабу; встреча нового года и новогодние подарки. Всё это замечательно. Но самые яркие эмоции и воспоминания у каждого связаны со встречей нового года. И все Вы конечно же знаете главного персонажа на новогоднем празднике. В разных странах его называют по-разному. В Финляндии – Йоулупукки; Во Франции – Пэр-Ноэль; В Италии – Баббо Натале; В Швеции – Йолотомтен или Юль Темтен; В Дании – (два деда) Юлеманден и Юлениссен; В Норвегии – Юлебукк; В Голландии – Синтерклаас; В Австрии – святой Сильвестр; В США и Австралии – Санта Клаус; В Словакии – Ежишек; В Чехии, Польше – Микулаш; На Кипре и в Греции – святой Василий; В Калмыкии – Зул (ездит верхом на осле); В Монголии – Увлин Увгун; В Японии – Одзи-сан; В Румынии – Мош Джарилэ; В Китае – Шань Дань Лаожен; В Карелии — Паккайнен; В Алтайском крае — Соок-Таадак; В Узбекистане – Корбобо и Коргыз (снегурочка), “снежный дедушка” въезжает верхом на осле в сопровождении снегурочки бегущей у стремян. Я думаю, что Вы все узнали кто это! Наши окна кистью белой И даже в Камбодже – где нет ни мороза, ни снега, ни зимы, провожает старый год и встречает новый — Дед Жар. (Слайд 5) Скоро на календаре 1 января. В этот день, как известно, начинается Новый год. Новый год — самый любимый праздник. Всем нам в этот день хочется верить в сказку. Еще до прихода Нового года повсюду зажигаются огни на елках, улицы по новогоднему украшены. В каждом доме к его приходу готовятся дети и взрослые. В полночь 31 декабря, с последним ударом часов, наступает Новый год. С древности у всех народов наступление Нового года считалось праздником, но не всегда этот день приходился на 1 января. В России в новогоднюю ночь по домам ходили ряженые дети и взрослые. Одетые в маски и шкуры животных, они пели, танцевали, посыпали пол зерном, желая хозяевам богатого урожая. А праздновали Новый год в начале осени — 1 сентября. Только в 1700 году Петр Первый перенес празднование Нового года на 1 января, как это было принято во всех европейских странах. Первый день Нового 1700 года начался парадом на Красной площади в Москве. А вечером небо озарилось яркими огнями праздничного фейерверка. (Слайд 6) Но не только встреча нового года приходится на зимнюю пору. Есть в России и другие зимние праздники, о которых мы сегодня с Вами поговорим. Просмотр видеофрагментов из фильма «Зимние праздники: Рождество, Святки, Крещение (2007)»
Рождество, Святки, Крещение Канун Рождества — сочельник — справляли скромно и во дворцах императоров российских, и в избах крестьян. Зато на следующий день начинались веселье и гульба — святки. К истинным Рождественским традициям можно отнести славление. В праздник Рождества Христова, когда раздавался благовест к литургии, сам патриарх со всем духовным синклитом приходил славить Христа и поздравлять государя в его палаты; оттуда все шли с крестом и святою водой к царице и другим членам царского семейства. Традиция славления была очень широко распространена среди народа. Молодежь, дети ходили из дома в дом или останавливались под окнами и славили родившегося Христа, а также желали хозяевам в песнях и прибаутках добра и благоденствия. Участникам таких концертов-поздравлений хозяева дарили угощение, соревнуясь в щедрости и хлебосольстве. Считалось дурным тоном отказать славильщикам в угощении, и артисты даже брали с собой большие мешки-торбы для сбора сладких трофеев. В XVI веке неотъемлемой частью славления стал вертеп. Так в старину назывался кукольный театр, показывающий историю рождения Иисуса Христа. Законом вертепа запрещалось показывать кукол Богородицу и Богомладенца, их всегда заменяли иконой. А вот волхвов, пастухов и иных персонажей, поклоняющихся новорожденному Иисусу, можно было изображать и с помощью кукол, и с помощью актеров. Святки — основной зимний праздник на Руси. Святки, святые дни — две недели зимних праздников, начинавшиеся в Рождественский Сочельник (6 января) и продолжавшиеся до Крещения (19 января), всегда являлись основным зимним праздником на Руси. В Святки, никто не брался ни за какую работу, боясь несчастья. По поверьям, с началом Святок с того света возвращаются души умерших, начинаются потехи нечистой силы и ведьм, которые справляют шабаш и веселятся с нечистыми. Последние дни Святок были посвящены подготовке к Крещению. Лучшие деревенские мастера прорубали крестообразную прорубь в замерзших водоемах и украшали ее узорами изо льда. Перед Крещением большинство злобствующей нечисти отступало. Дабы окончательно избавиться от неприятностей народ устраивал Проводы святок. Люди с криками били метлами по углам, стучали по заборам, скакали на конях вдоль сила, стреляли в небо во дворах. А в конце кричали: «Иди уже, колядка, с Богом, а через год снова приходи!». Такие традиции и обычаи соблюдали на Руси и стараются придерживаться в нынешнее время. Я думаю, что и в Ваших семьях есть традиции, которые связаны с праздниками в зимний период. Вы можете сейчас нам их перечислить? Возможные ответы учеников: установка и украшение ёлки; создание новогодних украшений и нарядов в кругу семьи; украшение домов к новому году (внутреннее и уличное); встречи с друзьями и родственниками; приготовление праздничного стола; (Слайд 7) Ребята, давайте и в нашем классе заведём «зимние» традиции. Я предлагаю украсить наш класс так, чтобы ощущалось приближение нового года. И начнём мы с Вами с создания замечательных новогодних украшений. Кто вяжет снежинки и с неба бросает? А, может быть, их вырезают из ситца (Слайд 8) Давайте и мы сделаем снежинки и раскроем их «секрет» (Просмотр видеороликов). (Возможно дать задание сделать снежинки дома). (Слайд 9) Рефлексия. «Светофор». Ученикам предлагается оценить свое эмоциональное состояние в конце занятия и выбрать цвет бумаги для создания снежинки по образцу. Зеленый цвет – мне понравилось; Желтый цвет — понравилось не все; Красный цвет — не понравилось. (Слайд 10) Используемые ресурсы: Источник статьи: http://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/klassnij_chas_zimnie_prazdniki_v_rossii_traditcii_195001.html Adblockdetector |