Исследовательская работа «Как праздновали Рождество Христово на Руси?»
» Тема моего исследования:
«Как праздновали Рождество Христово на Руси?»
1) Узнать, как праздновали этот праздник на Руси.
2) Открыть для себя этот праздник. Праздник – терпения, милосердия, мира».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vedernikova_darya_.docx | 33.42 КБ |
Предварительный просмотр:
VII Межрегиональные Мартыновские чтения
« Как праздновали Рождество Христово на Руси?»
(Клавдия Лукашевич «Рождественский праздник»;
народный православный календарь
Э.О.Бондаренко «Праздники христианской Руси»)
Выполнила: Ведерникова Дарья,
обучающаяся 4 «А» класса
Карандина Галина Ивановна,
учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория,
МБОУ СОШ № 3 г. Красноармейска
I Введение с.3 — 4
Тема исследования. Цель. Задачи. Гипотеза. Методы исследования. Этапы исследования.
II Основная часть
1. Опрос. Анализ опроса.
2. Чтение рассказа К.Лукашевич «Рождественский праздник». Впечатления о прочитанном произведении.
3. Анализ текста по вопросам руководителя исследования.
4. Чтение статей Э.О.Бондаренко « 6 января. Навечерие Рождества Христова. Рождественский, или первый, сочельник», «Рождество Христово». Анализ статей.
5. Сравнение описаний праздников.
III. Заключение с.11
IV. Литература с.11
Тема моего исследования:
«Как праздновали Рождество Христово на Руси?»
- Узнать, как праздновали этот праздник на Руси.
- Открыть для себя этот праздник. Праздник – терпения, милосердия, мира.
1) Расспросить взрослых и детей о празднике Рождества Христова.
2) Понять, почему этот праздник им дорог.
3)Прочитать рассказ Клавдии Лукашевич « Рождественский праздник». Поделиться своими впечатлениями о прочитанном произведении.
4)Проанализировать текст произведения по вопросам руководителя исследования.
5) Прочитать статьи из сборника Э.О. Бондаренко «Праздники Христианской Руси»
6) Сравнить описание К.Лукашевич с описанием праздника в русском народном православном календаре Бондаренко Э.О. «Праздники христианской Руси»
7) Прийти к выводу, что значит праздник Рождества Христова для верующего человека и какие традиции празднования актуальны в наши дни.
Объект исследования: православный праздник Рождества Христова, восприятие, понимание праздника людьми.
Предмет исследования: произведения литературы: рассказ К.Лукашевич « Рождественский праздник» и научно-познавательные статьи из сборника Э.О.Бондаренко «Праздники христианской Руси».
Мы предположили, что о празднике Рождество Христово можно узнать у взрослых и у детей, найти информацию в различной литературе, так как это один из самых почитаемых праздников Руси. А также, и это самое главное, что традиции празднования Рождества сохранились достаточно полно в наши дни.
Мы выбрали следующие методы исследования:
Опрос взрослых и детей. Анализ опроса. Вывод.
Изучение материала в различных источниках: детской литературе, справочной литературе.
Сравнительный анализ информационных источников.
Анализ результатов исследования.
1. Беседа со взрослыми и детьми.
2. Выбор других источников. Планирование.
3. Аналитическое чтение. Сравнение. Вывод.
4. Анализ всего материала. Формулирование вывода. Обобщение.
5.Подготовка презентации исследования.
II. Основная часть.
Меня зовут Ведерникова Дарья. Я ученица четвертого класса. Тема моей работы «Как праздновали Рождество Христово на Руси?». Вместе с руководителем работы Карандиной Г. И.мы решили провести данное исследование, так как считаем, что знание данного праздника важно в наше время. Это показатель знания нашей истории, культуры. Праздник Рождества Христова является показателем нашей веры, пониманием смысла веры, а, значит, и смысла жизни.
Мы решили расспросить взрослых и детей о празднике Рождества Христова. Мы задали несколько вопросов:
1.Какой праздник отмечают в нашей стране 7 января?
2.Какому событию посвящен этот праздник? Что известно о празднике?
3.Как празднуют этот праздник?
4.Отмечают ли этот праздник в вашей семье?
В опросе приняли участие 20 человек.
Нет ответа. Ответ «нет», «не знаю»
1.Какой праздник отмечают в нашей стране 7 января?
2.Какому событию посвящен этот праздник?
3.Как празднуют этот праздник?
4.Отмечают ли этот праздник в вашей семье?
Анализ опроса показал, что участники опроса знают название праздника. Исходя из названия праздника, сообщают, чему он посвящен, но не могут рассказать об этом событии подробно. Не понимают суть праздника.
К сожалению, мы увидели, что знания об этом празднике поверхностны и этот праздник частично забыт россиянами.
Мы решили найти материал об этом празднике в справочнике. Мы узнали, что праздник Рождества Христова отмечают в нашей стране 7 января. К его празднованию верующие готовятся шестинедельным постом.
Рождество Христово – это великий христианский праздник. В библии это событие описывают так: «Однажды праведный Иосиф и святая Мария отправились из Назарета, где они жили в город Вифлеем. В путь их погнал указ кесаря Августа, решившего учинить перепись населения Римской империи и приказавшего всем её жителям собраться в своих родных селениях. Пешком пришли Иосиф и Мария в Вифлеем, а все дома в городе были уже заняты. Пришлось им искать ночлега в небольшой пещере, куда в дурную погоду прятались пастухи. И здесь пришло Марии время рожать. «И родила Сына своего первенца, и спеленала его, и положила его в ясли…» — читаем в Евангелии. Так, первой кроватью Младенца стали выдолбленные в диком камне ясли для скота, постелью – солома. Недалеко от пещеры у костра сидели пастухи. Вдруг слетел к ним с неба сияющий ангел и объявил: «Великую весть вам возвещаю: ныне в граде Давыдовым родился Спаситель мира Христос. И вот вам знак, в яслях вы найдете Младенца». И раздалась с неба песнь: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» Пастухи побежали к пещере и там, в убогих яслях, увидели Божественного младенца и поклонились ему.
Ведомые воссиявшей на небе Вифлеемской звездой, пришли к пещере и языческие мудрецы – волхвы, поклонившись Младенцу, и принесли в дар золото, ладан, смирну. Так язычество уступило свою власть христианству».
Мы поняли, что Рождество Христово – это день рождения Христа.
Перед нами возник второй вопрос, как праздновали этот день на Руси?
Остановимся на изучении этой темы и поиске ответа на этот вопрос. Для этого я и руководитель исследования прочитаем и проанализируем произведение Клавдии Лукашевич «Рождественский праздник», а также статьи Э.О.Бондаренко «Праздники христианской Руси».
Я самостоятельно прочитала рассказ К. Лукашевич «Рождественский праздник». Данное произведение меня перенесло на несколько лет назад. Я поняла, что в то время было иное отношение к празднику Рождества Христова, чем сейчас. Этот праздник отмечали во всех православных семьях. Праздник был направлен на воспитание себя. Это было обязательным условием для взрослых. К этому стремились и дети. (К празднику готовились постом. Накануне праздника был строгий пост. Во время праздника – служба, рассказывающая о празднике. И только потом – праздничный прием пищи, славление, виршевание. Атрибутом праздника была елка. Смысл праздника – славление Бога, милосердие, доброта).
Я еще раз перечитала текст произведения и попыталась ответить на вопросы руководителя исследования:
- Какое событие предшествовало празднику?
- Что говорило детям о наступлении великого праздника?
- Что значит «благоговейное настроение»?
- Как понимаете предложение «Справив «кутью», мы отправились ко Всенощной»?
- Прочитайте описание праздника. Кому близок этот праздник? Почему? («Великий праздник Рождества, окруженный духовной поэзией, особенно понятен и близок ребенку… родился Божественный Младенец, и Ему хвала, слава и почести мира. Всё ликовало и радовалось. И в память Святого Младенца в эти дни светлых воспоминаний, все дети должны веселиться и радоваться. Это их день, праздник невинного, чистого детства…»).
- Что происходило утром?
- Как отмечали праздник у елки?
- Почему было принято каждого, чем-нибудь радовать?
Чтобы представление о праздновании Рождества Христова было более полным, мы прочитали несколько статей из сборника Э.О.Бондаренко « Праздники христианской Руси» и провели сравнительный анализ этих произведений. У нас получилась такая таблица.
К. Лукашевич «Рождественский праздник»
Э.О.Бондаренко «Праздники христианской Руси»
«Далекий Рождественский Сочельник. Из окон видно, как белый, пушистый снег покрыл улицы, крыши домов и деревья. Ранние сумерки. Небо синеет.
Мы с Лидой стоим у окна и смотрим на небо.
— Няня, скоро придет звезда? – спрашиваю я.
— Скоро, скоро, — торопливо отвечает старушка. Она накрывает на стол.
— Няня, смотри, вон уже звезда пришла на небо, -радостно говорит Лида.
— Почему не та? Посмотри хорошенько.
— Та будет побольше… Эта очень маленькая, — говорит няня, едва взглянув в окно.
— Ты сказала до первой звезды, — плаксиво замечает сестра.
-Ведь мы проголодались. Очень есть хочется, — говорю я.
— Подождите, детушки… Теперь уже скоро… Потерпите.
«В свят-вечер не едят до звезды» — такой завет твердо выполнял русский народ».
«Для вечерней трапезы готовилась каша, а из зерен пшеницы и ячменя – кутья сочельницкая. Важнейшими блюдами на сочельник были кутья и взвар. Кутью обычно приготовляли из вареных зерен пшеницы или ячменя, позднее – из риса; взвар состоял из яблок, груш, слив, изюма, вишен и других плодов, сваренных в воде. Кутья и взвар имеют символическое значение: кутью едят при похоронах и поминовении умерших, а взвар – при рождении ребенка. Соединение этих блюд как бы соединяло воспоминание о рождении и смерти Христа».
«А тут ещё является она – зеленая стройная елочка, с которой сохранилось столько легенд и воспоминаний… Привет тебе, милая любимая ёлочка. Ты несешь нам среди зимы смолистый запах лесов и, залитая огоньками, радуешь детские взоры, как по древней легенде обрадовала Божественные очи Святого Младенца»
«Церковь украшали еловыми ветвями. Наряженные ели становились и в церквях, и в домах и сохранялись в течение святок»
Нет описания этого обряда.
Отмечая свят-вечер, люди проводили обряды: коляда.
Коляда – старинный рождественский обряд прославления праздника песнями, а также сама песня.
Вечером под Рождество колядники пели песни о том, как родился Христос, как в гости к хозяину пришли Божьи посланники. Основная цель колядования – пожелание счастья, богатства и хорошего урожая.
«Поздно ночью начиналась рождественская служба в церкви, которая заканчивалась в пять часов утра.
Церковь обычно украшали еловыми ветвями».
«за стол садятся только после утомительной ночной службы в церкви».
«стол, на котором располагалась трапеза, устилался соломой и сеном. Это делало стол и лавки похожими на те ясли, в которые был положен Спаситель».
В тексте произведения есть слова: «Вставайте, барышни – сударыни. Сейчас «христословы» придут…
«В то далекое время был обычай «Христославам» ходить по квартирам «со звездой» и петь рождественские песни. Обыкновенно в каждом доме собиралась местная беднота: мальчики-подростки выучивали рождественские песни, делали звезду и шли по квартирам славить Христа»
«Мальчики встанут перед образами и запоют «Рождество Твое» и «Дева днесь»… Затем громко поздравят с праздником»
«Согласно обряду, утро проводили в славлении и виршевании. Славление на Руси заключалось в хождении с вертепом, звездою, виршами. В вертепе – маленьком ящике, оклеенном цветной бумагой, — с помощью кукол, укрепленных на оси, разыгрывались сцены из сказаний евангелистов о Рождении Христа».
«Звезда делалась из бумаги величиною в аршин, раскрашивалась красками и освещалась свечами, то есть подразумевалась та звезда, при помощи которой волхвы направились в Вифлеем, а она двигалась перед ними, пока не остановилась над местом, где находилась Мария с Младенцем».
Далее, в произведении описывается праздник у рождественской ели.
В книге «Праздники Христианской Руси» такого материала нет.
Сравнивая данную информацию, мы пришли к выводу: праздник Рождества Христова был более значимым для людей, жившим в 19-20 веке. Они с детства готовились к нему, правильно праздновали его: соблюдение поста, знание о празднике были более точными и глубокими.
Каждый человек думал больше о душе, душевном спокойствии, которое выражалось в почитании Бога, обращении к нему, жизни ради другого. Важно было увидеть одинокого, больного, бедного, а не думать только о себе.
Я увидела общее и различное в описании праздника в разных произведениях. Это мы показали в таблице.
Нам кажется, что праздник Рождества проходить должен следующим образом: пост, сочельник – строгий пост, постная трапеза, служба, святки -рассказ о Рождестве Христове и о событиях тех далеких дней, сближение с людьми – больными, бедными, оказание им своей поддержки и помощи, праздник у Рождественской Ёлки.
Очень жаль, что сейчас многие люди стесняются говорить об этом празднике, посещать храм, проявлять милосердие и сострадание.
Мы пришли к выводу, что надо чаще знакомить ребят с произведениями о Рождестве, что через обсуждение этих книг будет легче подвести ребят к пониманию веры, традиций Руси, истории.
Рождество – великий праздник христианской Руси.
Это праздник, который напоминает нам о смысле нашей веры.
Рождество Христово — праздник сострадания, милосердия: «в рождественские дни царили радушие и хлебосольство, каждый старался проявить доброту и милосердие, щедро угощая всех и одаривая, угощали знакомых, соседей, не обижали даже незнакомцев, странников, бедняков».
Сейчас великий праздник – Рождество Христово – возвращается в Отечество. Он становится признанным и для всех открытым праздником.
Мы надеемся, что многие из нас с наступлением вечера в сочельник зажгут огни на елке, посетят храм, проявят сочувствие, милосердие, встречая один из самых значительных праздников человечества, веруя и надеясь.
1. Бондаренко Э.О. Праздники христианской Руси: русский народный православный календарь: справ. изд.- Калининград: кн. изд-во, 1993.
2.Клавдия Лукашевич «Рождественский праздник».
Источник статьи: http://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2016/11/19/issledovatelskaya-rabota-kak-prazdnovali-rozhdestvo
Расскажите о чем говорится в начале произведения Лукашевича Рождественский праздник. Очень надо, срочно!
Рождественский праздник. Клавдия Владимировна Лукашевич
Далекий Рождественский Сочельник. Морозный день. Ранние сумерки. Взрослые целый день постились и не едят до звезды. Дети тоже решили поститься, как и большие. Няня и мама накрыли стол чистой скатертью и под скатерть положили сено. Детям это очень нравится. Они знают, что это делается в воспоминание величайшего события: Господь наш родился в пещере и был положен в ясли на сено.
Когда стемнеет и на небе загорятся первые звездочки, у нас будет «кутья” из рису, «кутья” из орехов, пшеница с медом и разные постные кушанья из рыбы. Кроме того, на столе поставят в банках пучки колосьев пшеницы и овса. Все это казалось детям важным, знаменательным. В квартире было чисто прибрано, всюду горели лампады; настроение было благоговейное, и целый день поста и эта «кутья” раз в году — все говорило о наступлении великого праздника.
Далекий Рождественский Сочельник. Морозный день. Из окон видно, как белый, пушистый снег покрыл улицы, крыши домов и деревья. Ранние сумерки. Небо синеет.
Мы с Лидой стоим у окна и смотрим на небо.
— Няня, скоро придет звезда? — спрашиваю я.
— Скоро, скоро, — торопливо отвечает старушка. Она накрывает на стол.
— Няня, смотри, вон уже звезда пришла на небо, — радостно говорит Лида.
— Почему не та? Посмотри хорошенько.
— Та будет побольше… Эта очень маленькая, — говорит няня, едва взглянув в окно.
— Ты сказала до первой звезды, — плаксиво замечает сестра,
— Ведь мы проголодались. Очень есть хочется, — говорю я.
— Подождите, детушки… Теперь уже скоро… Потерпите.
— Дай ты им чего-нибудь перекусить… Совсем заморила девочек. — Мама услышала наш разговор, вышла из своей комнаты и крепко целует нас.
— Вот еще, что выдумала. Разве можно есть до звезды? Целый день постились. И вдруг не дотерпеть. Грешно ведь, — серьезно возражает няня. Нам тоже кажется, что это грешно, Ведь у нас будет «кутья». Надо ее дождаться. Взрослые целый день постились и не едят до звезды. Мы тоже решили поститься, как и большие… Но сильно проголодались и нетерпеливо повторяем: «Ах, скорее бы, скорее пришла звезда».
Источник статьи: http://otvet.mail.ru/question/218234583