Когда будет праздник джеоргуба

23.11.2020 Джеоргуыба

Джеоргуыба – день святого Георгия или, как его называют осетины, Уастырджи (Уаскерги). Празднуется ежегодно в ноябре и длится в течение недели, поэтому праздник иногда в шутку называют осетинскими олимпийскими играми.

Начинаются празднования с понедельника, а в воскресенье перед началом праздника, по традиции каждая семья приносит в жертву Богу какое-либо животное (быка, овцу). Этот предпраздничный день называют «галэргэвдэн».

Осетины, чтят своих дзуаров (святых), но особо почетное место в пантеоне осетинских святых, занимает Уастырджи – покровитель мужчин, путников, защитник слабых и обездоленных, учитель молодежи. Осетин, где бы он ни находился, и что бы он ни делал, обязательно заручится поддержкой Уастырджи.

За столом традиционно первый тост (обращение) произносится к Всевышнему (Стыр Хуыцау), второе к его посланнику Уастырджи. Глава семьи поручает его попечительству свою семью, род и просит благополучия, мира и счастья для всех. В каждый дом в течение недели обязательно приходят соседи, друзья, родственники.

В пантеоне осетинских божеств святой Георгий – единственный, кто общается с народом, ведет такой же образ жизни, как простой горец. Он является посредником между богом и людьми. Место пребывания Уастырджи – небеса. Перед богом «Хуыцау» он заступается за бедных и обиженных людей и просит для них у него всяких даров. К нему обращались в самых разных обстоятельствах жизни; он насылал болезни на провинившихся людей; его именем проклинали, благословляли друг друга.

В городе Дегара (бывшее село Христиановское) в 1992 году случилось чудо. Здесь несколько человек утверждали, что видели святого Георгия. Старец на белом коне спустился с небес и приземлился на крыше одного из домов, побыл какое-то время и улетел.

Этому чуду поверила вся Осетия, и с того момента рядом с домом, на крыше которого якобы побывал святой Георгий, построили святилище и возвели очередной памятник небесному покровителю республики.

Люди наделили любимое божество лучшими человеческими качествами, чтобы показать свое доброе расположение, называют его «Золотой Уастырджи», «Великий Уастырджи», «Золотокрылый Уастырджи». В их воображении он предстает высоким, стройным седобородым мужчиной, восседающим на белом коне. Женщины, не смея произносить его имя, обращаются к нему «Лагты дзуар» – «Покровитель мужчин», но они на это не сетуют, ведь их мужчины тоже путники и воины, находящиеся под оком Уастырджи, а благополучие мужей – это залог мира и процветания в семье.

В Осетии нет такого ущелья, такого селения, где бы не было святилища в честь Уастырджи. Особенно известны Реком, Ныхас, Коб, Хурхор, Дзывгис, Роща Хетага, святилище Дигорского Уастырджи и святилище Джер.

Уастырджи был так почитаем предками, что даже месяц, на который приходился его праздник, называли «Джеоргуыбайы май» – месяц Джеоргуыба. Поскольку праздник продолжается неделю, то эта неделя носит название «Неделя поклонения Уастырджи».

Эту неделю не принято забивать птицу, ставить на стол рыбу, свинину и приготовленные из них продукты. Свинина не должна присутствовать на столе при вознесении молитвы Богу – Стыр Хуцау, Уастырджи и другим святым. Эти продукты в неделю Джеоргуыба не принято употреблять вообще.

Читайте также:  Снова праздник новогодний красота минус

Источник статьи: http://xn--80ajpkfwc8f.xn--p1ai/calendar/dzheorguyba.html

Джеоргуыба в Южной Осетии

Памятник Уастырджи в Северной Осетии (Фото: Tatil, depositphotos.com)

Джеоргуыба — осенний праздник в честь осетинского дзуара Уастырджи, одного из героев Нартского эпоса. Это самый большой праздник у осетин, приуроченный к окончанию сельскохозяйственных работ.

Начинаются празднования с понедельника, а в воскресенье перед началом праздника, по традиции каждая семья приносит в жертву Богу какое-либо животное (быка, овцу). Этот предпраздничный день называют «галэргэвдэн».

Осетины, чтят своих дзуаров (святых), но особо почетное место в пантеоне осетинских святых, занимает Уастырджи — покровитель мужчин, путников, защитник слабых и обездоленных, учитель молодежи. Осетин, где бы он ни находился, и что бы он ни делал, обязательно заручится поддержкой Уастырджи. За столом традиционно первый тост (обращение) произносится к Всевышнему (Стыр Хуыцау), второе к его посланнику Уастырджи. Глава семьи поручает его попечительству свою семью, род и просит благополучия, мира и счастья для всех. В каждый дом в течение недели обязательно приходят соседи, друзья, родственники.

В пантеоне осетинских божеств Уастырджи — единственный, кто общается с народом, ведет такой же образ жизни, как простой горец. Он является посредником между богом и людьми. Место пребывания Уастырджи — небеса. Перед богом «Хуыцау» он заступается за бедных и обиженных людей и просит для них у него всяких даров.

Люди наделили любимое божество лучшими человеческими качествами, чтобы показать свое доброе расположение, называют его «Золотой Уастырджи», «Великий Уастырджи», «Золотокрылый Уастырджи». В их воображении он предстает высоким, стройным седобородым мужчиной, восседающим на белом коне. Женщины, не смея произносить его имя, обращаются к нему «Лагты дзуар» — «Покровитель мужчин», но они на это не сетуют, ведь их мужчины тоже путники и воины, находящиеся под оком Уастырджи, а благополучие мужей — это залог мира и процветания в семье.

В Осетии нет такого ущелья, такого селения, где бы не было святилища в честь Уастырджи. Особенно известны Реком, Ныхас, Коб, Хурхор, Дзывгис, Роща Хетага, святилище Дигорского Уастырджи и святилище Джер.

Уастырджи был так почитаем предками, что даже месяц, на который приходился его праздник, называли «Джеоргуыбайы май» — месяц Джеоргуыба. Поскольку праздник продолжается неделю, то эта неделя носит название «Неделя поклонения Уастырджи».

Эту неделю не принято забивать птицу, ставить на стол рыбу, свинину и приготовленные из них продукты. Свинина не должна присутствовать на столе при вознесении молитвы Богу — Стыр Хуцау, Уастырджи и другим святым. Эти продукты в неделю Джеоргуыба не принято употреблять вообще.

Другие праздники в разделе «Праздники Южной Осетии»

Источник статьи: http://www.calend.ru/holidays/0/0/2576/

Покровитель мужчин, защитник и наставник: Осетия отмечает Джеоргуыба

Национальный праздник осетин Джеоргуыба отмечается в 2019 году 18 ноября. О значении и традициях праздника и о том, как его правильно встретить — читайте в нашем материале

День Святого Георгия — или, как принято называть его по-осетински, Джеоргуыба — это центральный праздник в национальном календаре значимых событий для осетин.

Джеоргуыба празднуется ежегодно в середине ноября, всегда начинается с понедельника и длится неделю. В воскресенье накануне праздника закалывается жертвенное животное: бык или баран, в зависимости от размаха празднования. Этот день так и называется «день закалывания быка».

Читайте также:  Проект про праздники 4 класс

Уастырджи

Как можно понять из названия, праздник неразрывно связан с основной божественной фигурой в осетинской религиозной культуре — Уастырджи, или Святым Георгием.

В народном представлении Уастырджи — это высокий седобородый горец на белом коне.

Уастырджи — это покровитель мужчин, защитник и наставник. На осетинских застольях в доброй доле тостов всегда звучит его имя.

Более того, если первый тост принято возносить Богу, то второй — обязательно к Уастырджи.

Уастырджи занимает обособленное место в осетинском пантеоне. Это единственное божество, которое общается с людьми и выступает посредником между небесами и землей. Перед богом Уастырджи может заступиться за человека, если посчитает необходимым.

В то же время, в народе опасаются гнева божества не меньше, чем ярости самого Бога.

Как празднуют Джеоргуыба

По случаю праздника в каждой осетинской семье принято накрывать стол. Многие забивают жертвенных животных, на пиршество приглашают соседей и родственников.
С празднованием Джеоргуыба связаны некоторые гастрономические правила. В первую очередь, на застолье нужно придерживаться этикета и не превращать праздник в «пьянку».

Что касается блюд, то на столе не должна быть птица, рыба. То же самое касается свинины и блюд из нее — во время вознесения тоста ее не должно быть на столе. В целом, в Джеоргуыба рекомендуется отказаться от этих продуктов.

Источник статьи: http://sputnik-ossetia.ru/culture/20191117/9603678/Pokrovitel-muzhchin-zaschitnik-i-nastavnik-Osetiya-otmechaet-Dzheorguyba-.html

Джеоргуба — осенний праздник в честь осетинского святого

Фото: Анна Кабисова

У входа в дзуар над аркой висят два старинных церковных колокола — это дары грузинских царей. Георгий и Арчил пожертвовали их Дзивгисскому «крестохранилищу» в 1613 и 1683 годах

Каждый год в конце ноября в горное село Дзивгис в Северной Осетии съезжаются семьи со всей республики, чтобы помолиться вместе. Здесь, в сорока километрах от Владикавказа, располагается культовый комплекс, посвященный осетинскому святому Уастырджи. Святилище так и называется — «Дзывгисы Уастырджи дзуар» (в осетинском языке слово «дзуар» имеет несколько значений: крест, святилище, святой). Сюда приезжают в воскресенье во время праздника Джеоргуба — его отмечают в течение недели. Гостей встречает главный дзуарлаг (буквально «мужчина святилища»), то есть смотритель святого места, Казбек Елканов.

Праздник Джеоргуба в честь святого Уастырджи широко отмечается в Северной и Южной Осетии в последнюю неделю ноября. В 2019 году Джеоргуба был внесен в календарь праздников Северной Осетии и первый понедельник праздника стал официальным выходным.

— Праздник Джеоргуба у осетин считается одним из самых почитаемых и по традиции приурочен к осени, когда все сельскохозяйственные работы окончены. Люди режут быков и баранов, молятся, посещают святые места. Всю праздничную неделю каждая семья накрывает стол с тремя пирогами и мясом, приглашает друзей и соседей, — рассказывает он.

Святой Уастырджи считается покровителем мужчин и путников, защитником слабых и угнетенных. Многие жители Осетии ассоциируют образ Уастырджи с образом христианского святого Георгия — с осетинского языка Уастырджи переводится дословно так: «уас» — святой, «стыр» — великий, «джи» — Георгий.

Фото: Анна Кабисова

Казбек Елканов встречает всех прибывших молитвой и благословляет надочажной цепью — для осетин этот ушедщий в прошлое элемент домашней обстановки имеет сакральное значение. Считается, что цепи — связующее звено между Всевышним и человеком.

Читайте также:  Как отметила праздник что ответить

— Каждый осетин раз в год должен пройти обряд благословения надочажной цепью, которые даны нам Богом, — объясняет смотритель. — В этом месте сильная энергетика, и надочажная цепь избавляет человека от всего плохого, очищает его мысли.

Дзуар условно поделен на две части — женскую и мужскую. Мужчины подходят к столу, за которым стоит Казбек Елканов, и молятся вместе с ним. Стол в осетинской традиции — алтарь для молитвы. В этот день на нем по традиции только три пирога, три ребра жертвенного животного и осетинское пиво. После молитвы мужчины и мальчики подходят ко второму смотрителю, Казбеку Ваниеву, за благословением — в руках у него надочажная цепь. Женщин благословляет сам Казбек Елканов. Некоторые приходят с атласными лентами и повязывают их в дзуаре, обращаясь к святому с молитвами и просьбами.

Источник статьи: http://etokavkaz.ru/traditcii/dzheorguba-osennii-prazdnik-v-chest-osetinskogo-svyatogo

филиал вгтрк государственная телерадиовещательная компания “Алания”

В это воскресенье в Осетии начинается праздник Джеоргуба. Покровителя мужчин и путников, защитника слабых и обездоленных принято чествовать широко и с размахом. Это самый большой осетинский праздник. По традиции в течение недели люди ходят друг к другу в гости. Желают благополучия и изобилия. В этом году пандемия вносит коррективы, но обычаев не отменяет. Представители органов власти и высшего совета осетин призывают проводить праздник как можно скромнее, без больших застолий.

Дружные жильцы дома на улице Цоколаева каждый год вместе широко отмечали Джеоргуыба. Праздновали как одна семья. В этом году решили не собираться за общим столом. Слишком велик риск заразиться коронавирусом. Отмечать каждая семья будет в своем кругу с небольшим числом гостей.

Константин Туаев: «Отмечать праздник надо, но в домашних условиях, с семьей. Мне кажется, каждый из вас поймет и никто никого не осудит в этом отношении — почему ты меня не позвал или почему я не смог пойти к кому-то».

Осетины не привыкли проводить общенародные праздники без соседей и близких, но так велят обстоятельства. Представители старшего поколения, умудренные опытом, рекомендуют придерживаться правил временных ограничений, чтобы в следующий раз встретить Джеоргуыба как полагается.

Казбек Фриев, представитель Общественной палаты РСО-А: «Конечно, всем хочется собрать двор, соседей, большие куывды делать. Но в связи с тем, что такая ситуация, я считаю, это нецелесообразно. Всегда можно три пирога, три ребра дома приготовить и помолиться».

Больницы, и без того перегруженные пациентами, могут не выдержать потока пациентов, если в праздничную неделю не будут соблюдаться предписания. Высший совет осетин «Стыр Ныхас» обратился к жителям республики с просьбой воздержаться от массового празднования.

Руслан Кучиев, председатель международного общественного движения «Высший совет осетин»: «У нас, по-моему, меньше предохраняются и меньше уделяют внимания соблюдению норм. На праздничной неделе это особенно важно. Боюсь, что праздничные столы, подготовка могут принести нам какой-то вред».

Как говорят представители старшего поколения, отойдя от привычных устоев один раз, мы не нарушим традиций. Наоборот, забота о себе, здоровье ближнего — это показатель ответственного отношения к своим землякам.

Источник статьи: http://alaniatv.ru/severnaya-osetiya-gotovitsya-k-prazdnovaniyu-dzheorguyba/

Оцените статью
Adblock
detector