День рождения русского Букваря
В этот день в 1634 году — ровно 380 лет назад — на московском печатном дворе был издан первый в России букварь. Редкий случай, когда событие столь давнее имеет столь точную датировку. Итак, «Букварь языка словенска». Автор и издатель — Василий Федорович Бурцов-Протопопов. С подробностями — Андрей Светенко в рубрике на «Вестях ФМ».
Очень обидно, что это имя совершенно неизвестно, хотя по глубине вклада в отечественное просвещение и образование Бурцов должен был бы стоять в одном ряду, ну, скажем, с тем же первопечатником Иваном Федоровым.
В самом деле, первый букварь появился, как видим, всего спустя 20 лет после окончания Смуты и был книгой сугубо светской. Букварь служил именно для обучения грамоте. Вне религиозного контекста. С точки зрения книгоиздательской, «Букварь» Бурцова — пример профессионального и педагогического подхода, соответствовавшего европейским стандартам. Бурцов использовал красный цвет печати именно для заглавных букв в начале новой смысловой фразы. Отсюда, кстати, пошло потом «Пиши с красной строки». Собственно, только из-за этого портрет Бурцова должен был бы висеть теперь в каждом кабинете русского языка и литературы в каждой средней школе.
Бурцов, вообще, был новатором, креативщиком, как теперь бы сказали. Первым стал издавать книги малого формата — этакие покет-букс, рассчитанные на массового читателя, то есть, тиражом в тысячи экземпляров. «Букварь», или «Азбука» Василия Бурцова — из числа таких компактных покет-буков. Книга уже спустя 3 года была переиздана. Это само по себе говорит о том, что издание было востребованным и популярным. И если в первом издании Бурцов поместил только алфавит, двух и трехбуквенные слоги, числа, знаки препинания, а также — раздел по грамматике с формами спряжения глаголов, и, скажем так, всего лишь позволил себе в качестве примеров склонения имен существительных и прилагательных привести текст летописи Черноризца Храбра, то во втором издании уже были иллюстрации. Причем очень показательные. Учитель наказывает нерадивого ученика розгами; были уже тексты с поучениями «младым отрочатам» — ну, прямо в стиле пожеланий октябрятам. Все они, опять-таки — о ценнности знаний, о важности просвещения. Моралитэ, конечно, да только впервые все это, впервые.
Были и стихи. Исследователи полагают, что их автор — тоже Бурцов. В стихах — тоже мораль и назидания относительно того, каким сокровищем является знание. А теперь понятно, что это был самый поэтический букварь в истории русского просвещения.
Итак, можно считать, что азбука Бурцова — это начало чудесного превращения учебника в светскую книгу.
К сожалению, на позднейшую традицию и преемственность московских печатных букварей Бурцов влияния не оказал. Даже наоборот, о нем всего-то спустя пару десятителий забыли. По вполне конкретным и коньюнктурным политическим причинам: наступила эпоха реформ патриарха Никона. Издатели предпочитали обращаться к проверенным и одобренным свыше греческим и западнорусским образцам букварей и азбук. В частности, к «Грамматике» Мелетия Смотрицкого и могилевскому «Букварю» Соболя. Поистине нет пророка в своем Отечестве. Бурцов с его свежей иницитивой и новаторством канул в Лету. Причем так, что даже неизвестны даты его рождения и смерти. Последнее упоминание датируется 1648 годом.
Источник статьи: http://radiovesti.ru/brand/60935/episode/1364318/
Праздник «День Букваря»
методическая разработка на тему
Цели: 1) раскрыть смысл праздника и его значение в жизни детей;
2) формировать положительное отношение к занятиям в школе;
3) прививать любовь к чтению, к учебе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prazdnik_bukvarya_1_klass.doc | 140 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
общеобразовательная школа №5
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Праздник «День Букваря»
учитель начальных классов
Беляева Марина Геннадьевна
Праздник «День Букваря»
Цели: 1) раскрыть смысл праздника и его значение в жизни детей;
2) формировать положительное отношение к занятиям в школе;
3) прививать любовь к чтению, к учебе.
Оборудование: пословицы о знаниях, презентация, шары, цветы, буквы, плакаты «Страна Знаний», «Прощай, Букварь».
Фон «Чему учат в школе».
ІІ. Вступительное слово учителя.
Здравствуйте, уважаемые гости и родители. Дорогие мои ребята! Вот смотрю я на вас и вспоминаю, какими вы пришли в школу. Вы удивительно изменились: повзрослели, похорошели, проявили интерес к учёбе и школе. Сегодня у нас необычный день. День прощания с букварём. За это время вы выучили все буквы, научились складывать слоги, а из них слова. Вы научились читать. Сегодня мы дошли до последней странички букваря. Но это не значит, что учёба прекратилась: скоро мы познакомимся с новыми учебниками. И так будет каждый год на всём протяжении учёбы. Каждый год вы будете прощаться с разными учебниками и знакомиться с новыми. Но самой главной для вас книгой всегда будет Букварь.
Входит Букварь (звучит музыка)
Над страной весенним утром
В школе праздник, славный праздник
Это праздник Букваря!
Потрудились мы немало,
Ведь, по правде говоря,
Русской грамоте начало
На страницах Букваря.
(послушайте, ребята, кто это к нам идёт).
Из-за леса, из-за гор,
Мимо нас во весь опор,
С громким цоканьем копыт,
Скачет русский алфавит
Выход детей под музыку
Ведушая.
Командиры во главе –
Это буквы. А, Б, В;
Вслед за ними на коне
Скачут буквы – Г, Д, Е.
Ведущая.
А в тележке Ё, и точки,
Дребезжат на каждой кочке.
За тележкой – Ж и З
На рассерженной козе.
Вскачь несется буква И –
Ишь, какая, посмотри!
Букварь.
А за ней – Й (краткое)
(сверху что-то шаткое).
Копья, латы, к шлему шлем –
Это едут К, Л, М.
А за ними мчится Н
С перекладиной меж стен.
Вбегает Незнайка со свёртком в руках под музыку
Что это у вас здесь происходит? Веселитесь, а меня не приглашаете? Я тоже хочу веселиться: прыгать, играть.
Незнайка, мне кажется, ты что – то забыл.
Что? Шляпа на месте, галстук тоже.
Ты забыл поздороваться с ребятами и гостями.
(Незнайка кладёт свёрток на стул и здоровается с каждым учеником).
Но у меня только две руки, а вас много.
Ребята, давайте поможем Незнайке. Как надо здороваться? Скажем все вместе «ЗДРАВСТВУЙТЕ!»
Давайте напомним Незнайке и всем ребятам вежливые слова.
1)Растает ледяная глыба от слова тёплого …(спасибо).
2)Зазеленеет старый пень, когда услышит…(добрый день).
3)Когда бранят за шалости, говорят…(прости, пожалуйста).
4)И во Франции и в Дании на прощанье говорят…(до свидания).
Какие хорошие слов! Я их обязательно запомню. Ой, я совсем забыл, я ведь к вам за помощью пришёл. Никак не могу прочитать слово, что – то с ним случилось! Помогите. Пожалуйста!
Дети читают: ТУЧКА.
Посмотрите-ка, эта тучка волшебная, из неё капают дождинки-слоги и получаются слова. Составьте их.
Дети составляют слова КНИГА, ШКОЛА, МАМА.
Какие же вы, молодцы! Буквы выучили, умеете складывать слоги в слова. Моя помощь вам больше не нужна. До свидания, ребята. Успехов вам в дальнейшей учёбе.
— Вам за знания пятёрки.
Позади нелёгкий труд медленного чтения.
Вам сегодня выдают удостоверения.
Ведущий : Ребята, а теперь давайте мы попрощаемся с Букварем и Незнайкой.
До свиданья! До свиданья!
А на следующий год
Наш букварь читать научит
Тех, кто в первый класс придет!
Незнайка убегает вместе с Букварём
Игра «Найди такую букву»
«Это я, это я, это все мои, друзья!»
Кто ватагою веселой каждый день шагает в школу?
Кто из вас приходит в класс с опозданием на час?
Кто из вас не ходит хмурым, любит спорт и физкультуру?
Кто из вас из малышей ходит грязный до ушей?
Кто, хочу у вас узнать, любит петь и танцевать?
Игра с портфелем
Сценка «Павлик» (5 класс)
Мама чистит картошку, папа читает журнал, бабушка вяжет.
Павлик: Вот проклятая задача! Бился, бился – неудача.
Аж, в глазах пошли круги… Сядь-ка, папа помоги!
Папа: Выше голову, сынок! С папой ты не одинок.
Павлик: Гласные буквы в упражнении нам велели подчеркнуть. Сделай, мама одолжение – повнимательнее будь!
Мама: Гласные подчеркнуть? Разберемся как-нибудь.
Павлик: А тебе, бабуля, краски,
На, бабуленька, не спи.
Нарисуй картину к сказке:
Кот шагает по цепи.
Бабуля: Нет, стара я, глаза не видят. (Павлик плачет) Ладно, ладно нарисую.
Павлик: На минутку выйду я. Где же курточка моя?
Утром Павлик шел веселый
С синей сумкой за спиной,
Но не весело из школы
Возвращался он домой.
Мама: Что принес?
Павлик: Смотри сама.
Папа: Нет, докладывай сперва!
Павлик: Маме – 5, папе – 4, а тебе, бабуля – 3, а мне – 2!
Теперь учиться буду сам
Папы, мамы, не мешайте нам.
Игра «Овощи и фрукты»
Ведущий: Есть страна знаний,
В ней учатся дети читать и писать!
Ведущий: Рисовать, считать, мечтать.
Она уводит в мир открытий!
Ведущий: В мир путешествия ведет!
В ней каждый станет знаменитым!
Ведущий: И чудо для себя найдет!
Танец «Я хочу танцевать»
Слово для поздравления директору.
Торжественное вручение Дипломов об окончании 1 класса. Фотографирование.
Источник статьи: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/stsenarii-prazdnikov/2018/11/19/prazdnik-den-bukvarya
Утренник в 1-м классе «Праздник Букваря»
Учитель. Дорогие гости! Сегодня мы проводим традиционный праздник в первом классе – Праздник Букваря. Говорят, Азбука – к мудрости ступенька. Вот вы и одолели самую трудную, самую важную первую ступеньку на пути к знаниям!
Много праздников прекрасных
На листках календаря,
А меж ними тоже праздник
Школьный – праздник Букваря.
В 1А к нам приходите,
И улыбки захватите,
Научились мы читать.
Будем праздник отмечать!
За окном снежинки вьются.
День приветливый такой.
Нынче праздник в первом классе —
День прощанья с Азбукой!
За то, что все на свете книги
Теперь сумеем прочитать,
Хотим мы Азбуке спасибо
На прощание сказать!
В день осенний, в день чудесный
В класс несмело мы вошли.
Азбуку – для всех подарок
На столах своих нашли.
Но праздники кончаются
И наступают будни,
И день наш ученический,
Порой довольно трудный.
И папе с мамой не понять,
Как сложно было прочитать
Нам в первый раз «Ау», «Уа» —
Такие трудные слова.
Среди ярких толстых книжек
Неприметна и скромна,
Но зато читать — в полгода!
Научила нас она!
Вдоль картинок мы шагали.
По ступенькам – сточкам шли.
Ах, как много мы узнали!
Ах, как много мы прочли!
С сентября до февраля
В класс ходили мы не зря.
Буквы все теперь мы знаем.
Здравствуй, праздник Букваря!
Был наш путь не очень долгим,
Незаметно дни бегут.
И уже на книжной полке
Нас другие книжки ждут.
Много книг в библиотеке,
Надо их успеть прочесть
И рассказы, и загадки,
И стихи, и сказки есть.
Говорят, что каждый год
Разные учебники.
Как же все их изучить?
Мы же не волшебники?
Не волнуйся, прочитаем
И расширим кругозор,
Потому что буквы знаем,
И читаем с этих пор.
И зачем было идти?
Я читаю лет с пяти.
Нужен этот первый класс!
Ухожу домой сейчас!
Попрошу купить компьютер,
Буду целый день играть,
Письма в Интернет писать.
Подожди, не торопись,
К школе лучше приглядись,
А уйти всегда успеешь,
И включиться в Интернет.
Грамотой не овладеешь –
Насмешишь ты целый свет!
Хорошо, я остаюсь,
Может, больше научусь!
Изучу я физику, химию, историю,
Алгебру, ботанику, а также астрономию!
Как хорошо уметь читать,
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку просить,
Прочти, пожалуйста, прочти.
Не надо умолять сестричку
Ну, прочитай еще страничку,
Не надо ждать, не надо звать,
А можно сесть и почитать.
Песня «Праздник Букваря». Сценка «Аня учится»
Девочка сидит, читает Азбуку. (Приходит собака).
— Аня, поиграй со мной!
— Некогда, мне, Дружок, я уроки учу!
— Какие уроки? Ты же маленькая. Тебе только семь лет!
— Ты, что, Дружок, я же в первом классе учусь!
(Приходит кошка).
— Аня, пойдем поиграем!
— Ты что, Мурка, мне некогда!
Я бросила куклы,
Сижу и молчу!
Идите, играйте –
Я буквы учу!
— А сколько ты уже выучила?
— 33 буквы, весь алфавит.
— А можно мне узнать, какие бывают буквы?
— Конечно, садись и слушай!
А — начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать ее легко:
Ноги ставит широко.
Буква Б проснется рано.
Буква Б бочонок с краном.
Умывайся! Будь здоров,
Богатырь Борис Бобров.
Буква В видна вдали,
Красивая витая.
Как будто крендель испекли,
Приезжих поджидая.
Г- крючок обыкновенный,
Но в труде помощник верный.
Этот домик — буква Д.
В домике окошко.
Из трубы идет дымок,
А в окошке – кошка.
На дворе — такая жалость!
Наша лесенка сломалась.
Наша лесенка сломалась,
Буква Е зато осталась.
Е и Ё- родные сестры,
Различать сестер непросто.
Но у буквы Ё две точки,
Словно в лесенке гвоздочки.
Посмотри-ка: буква Ж
На жука похожа,
Потому что у нее
Шесть жучиных ножек.
На эту букву посмотри:
Она совсем как цифра З.
Молоток я раздобыл,
Из дощечек букву сбил.
Сколько здесь дощечек?
-Три!
А какая буква? – И!
Эта буква не простая,
Голос краток и сердит,
Потому что запятая
На плечах ее сидит.
На прямую палочку
Справа села галочка.
Там поныне и сидит –
Буквой К на нас глядит.
Алфавит продолжит наш
Буква Л – лесной шалаш.
Палочка и палочка,
Между ними галочка.
И понятно сразу всем:
Получилась буква М.
На букве Н — я, как на лесенке,
Сижу и распеваю песенки!
В этой букве нет угла,
Оттого она кругла.
До того она кругла,
Покатиться бы могла.
Буква П в спортивном зале
Перекладиной назвали.
— Ну-ка, милый, не ленись,
— Подойди и подтянись.
Дрожу от страха до сих пор! —
Воскликнуло полено —
Похожа буква на топор!
Расколет непременно!
Что за буква светится
Старым ясным месяцем?
Полумесяц в небе темном
Буквой С повис над домом.
Т – антенна выше крыши –
Все увидит, все услышит,
Телевизор включаем,
У экранов не скучаем.
Удобная буква!
Удобно в ней то,
Что можно на букву
Повесить пальто.
Филин – два огромных глаза –
Букву Ф напомнит сразу.
Лупоглазый целит взгляд,
Словно фотоаппарат.
Х – забавная игрушка,
Деревянная вертушка.
Деревянная вертушка –
Ветру вольному подружка.
Эта буковка – цеплялка
С хитрой, цепкой лапою.
— Подходи, кому не жалко,
Мигом оцарапаю.
Вот какая буква Ц:
С коготочком на конце.
Коготок – царапка,
Как кошачья лапка.
Буква Ч сказала: «Есть!»
Отдала кому-то честь.
Да, вы правильно решили:
Ч мы пишем как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.
Посмотри на букву Ш –
Буква очень хороша,
Потому что из неё
Можно сделать е и ё.
На расческу Щ похожа.
Три зубца всего? Ну что же!
Молчаливый твердый знак
Не произносится никак!
Но нужен многим он словам,
Его учить придется вам.
Хотите не хотите,
Стоит он в алфавите!
Вот топор. Полено рядом.
Получилось то, что надо:
Получилась буква Ы –
Все мы знать ее должны.
Буква Р перевернулась –
Мягким знаком обернулась.
Буква Э на С дивится,
Словно в зеркало глядится.
Сходство есть наверняка,
Только нету языка.
Чтобы О не укатилось,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотри-ка,
Что случилось:
Получилась… буква Ю.
Эту букву, как тебя
Называют буква «Я»
Я кончает алфавит,
Тихо после всех стоит.
Инсценировка стихотворения «Буква Я»
Всем известно буква «Я»
В азбуке – последняя.
А известно ли кому –
Отчего и почему?
— Неизвестно!
— Интересно?
— Интересно!
Ну, так слушайте рассказ!
Жили в Азбуке у нас буквы.
Жили, не тужили,
Потому что все дружили.
Где никто не ссорится –
Там и дело спорится.
Только раз
Все дело встало
Из-за страшного скандала:
Буква «Я».
В строку не встала.
Взбунтовалась буква «Я»:
– Я, – сказала буква «Я», –
Главная, заглавная!
Я хочу,
Чтобы повсюду
Впереди
Стояла я!
Не хочу стоять в ряду,
Быть желаю на виду!
Говорят ей: – Встань на место!
Отвечает: — Не пойду!
Я ведь вам не просто буква!
Я – местоимение!
Вы в сравнении со мной –
Недоразумение!
Недоразумение – ни более, ни менее!
Тут вся азбука пришла в страшное волнение.
Буква Ф.
– Фу-ты, ну-ты! – фыркнул «эф»,
От обиды покраснев.
Буква С.
– Срам! –
Сердито «эс» сказало.
Буква В.
«Вэ» кричит:
– Воображала!
Это всякий так бы мог!
Может, я и сам предлог!
Проворчало «пэ»:
– Попробуй,
Потолкуй с такой особой!
Нужен к ней подход особый!
Вдруг промямлил мягкий знак.
А сердитый твердый знак молча показал кулак.
Тише, буквы! Стыдно, знаки!
Закричали гласные!
Не хватало только драки!
А ещё согласные!
Надо раньше разобраться,
А потом уже и драться!
Мы же грамотный народ!
Буква «Я» сама поймет:
Разве мыслимое дело
Всюду «Я» совать вперед?
Ведь никто в таком письме
Не поймет ни бе ни ме!
«Я» затопала ногами:
Не хочу водиться с вами!
Буду делать все сама,
Хватит у меня ума!
Буквы тут переглянулись,
Все буквально улыбнулись,
И ответил дружный хор:
– Хорошо!
Идем на спор.
Если сможешь в одиночку
Написать хотя бы строчку –
Правда,
Стало быть,
Твоя!
– Чтобы я
Да не сумела,
Я ж не кто-нибудь
А «Я»!
Буква «Я» взялась за дело:
Целый час она
Пыхтела,
И кряхтела,
И потела –
Написать она сумела
Только:
«Я – я – я – я – я!»
Как зальется буква «ха»:
– Ха – ха – ха – ха – ха – ха – ха!
«О» от смеха покатилось!
«А» за голову схватилось!
«Б» схватилось за живот.
Буква «Я»
Сперва крепилась,
А потом как заревет:
– Я, ребята, виновата!
Признаю вину свою!
Я согласна встать, ребята,
Даже сзади буквы «Ю».
– Что ж, – решил весь алфавит, –
Если хочет, пусть стоит.
Дело ведь совсем не в месте,
Дело в том, что все мы вместе!
Буква «Я»
Всегда была
Всем и каждому мила,
Но советуем, друзья,
Помнить место
Буквы «Я»!
(Приходят «двойка» и «пятерка»).
Двойка. И что вы тут собрались? И не лень вам? Лучше бы дома сидели. Буквы зачем-то учили! А что их учить? Это колесо! Это молоток! А это скамейка!
Ученик. Это не колесо, а буква О, и не молоток, а буква Т, и не скамейка, а буква Н.
Двойка. Ну и что! Какие они вам друзья! Я ваш лучший друг! Со мной весело и ничего делать не надо! Кто хочет со мной дружить? Никто? Ну и не надо! Я в другой класс пойду друзей искать!
Пятерка. А кто хочет со мной дружить? О, сколько у меня друзей! Я очень рада!
— Скажите буквы, а Азбука придет к вам на праздник?
— Да только надо позвать её!
— Дорогая Азбука, приходи в гости!
Азбука. Здравствуйте, дети! Я рада, что помогла вам, и все вы научились читать.
Я устрою вам экзамен,
Не позволю вам скучать.
Вы, ребята покажите,
Как умеете читать.
(Дети получают карточки с текстами и читают.)
Азбука.
Ай да дети! Удружили!
Научились вы читать!
Заслужили, заслужили,
Всем прошу поставить «пять».
Учитель. Я от всей души поздравляю вас и вручаю вам эти удостоверения об окончании курса Азбуки.
Мы прочли букварь до корки.
Нам по чтению (все хором) Пятерки!
Позади нелегкий труд,
Медленного чтения
Нам сегодня выдают
Удостоверения.
В том, что мы букварь прочли
Полный курс наук прошли,
И теперь без передышки
Мы прочтем любые книжки.
Азбука, ты отдохни.
И на полке полежи.
В школу в сентябре опять
Первоклассники придут.
И страницами твоими
В царство грамоты войдут.
Что такое? Что случилось?
Почему так огорчилась?
Девочка.
Жалко мне с тобой прощаться.
На второй год хочу остаться!
Азбука.
Гляди веселее и слезы утри,
Вас столько чудесного ждет впереди.
Я пришла не одна, а со своей сестрой.
Родная речь, бери эстафету,
Веди ты детей по дорогам планеты.
Родная Речь.
Азбука – моя сестричка –
Умная голова,
Она вас научила
Складывать слова.
Буквы, слоги и загадки
В доброй Азбуке живут.
По ступенькам, постепенно
К миру сказок вас ведут.
Мы теперь читаем сами,
Знаем слоги и слова.
Скажем Азбуке: «Спасибо!» –
Расставаться нам пора.
Мы хотим сказать «спасибо!»
Мы тебя благодарим!
Говорим мы: «До свиданья!»
«Здравствуй», – новой книге говорим!
Источник статьи: http://urok.1sept.ru/articles/513099