Иван Купала, Иванов день
Иван Купала, Иванов день, Иван травник — Народное название праздника в память о Рождестве св. Иоанна Предтечи, Крестителя Господня и праздник летнего солнцестояния. Отмечается церковью 24 июня/7 июля. В крестьянском календаре эта дата значима как день летнего солнцестояния. В русской традиции праздник в честь Рождества св. Иоанна Крестителя был приурочен к языческому празднику Купалы. В рамках народного календаря день Ивана Купалы входил в единый цикл с праздниками Аграфены Купальницы и Петрова дня – дня памяти свв. Петра и Павла. День Ивана Купалы считался самым длинным в году. Рождество Христа — зимний солнцеворот, а рождество Иоанна Крестителя — летний солнцеворот. Под знаком Иисуса Христа солнце начинает «возрастать» , а под знаком Иоанна Крестителя — «умаляться». В день Ивана Купалы солнце излучает особую живительную силу.
В народном сознании в этот день особая сила приписывалась всем природным стихиям – огню, воде, земле, а также растительности. Крестьяне совершали многочисленные обряды с использованием охранительных, очистительных и продуцирующих свойств растений и природных стихий: возжигали купальские огни, купались в водоемах, обливали всех встречных водой, катались по росе и земле, собирали целебные травы и проч. Характерным развлечением Ивановой ночи в некоторых губерниях было разжигание костров. Костры имели значение избавительного, очистительного, обережного и продуцирующего действия. В них бросали старые ненужные вещи, одежду больных людей, что символизировало обновление жизни. С Ивана Купалы начинали заготавливать банные веники на весь год. В то же время ночь накануне Ивана Купалы считалась опасной, так как особую силу приобретала и нечистая сила. В этой связи для праздника были характерны так называемые ритуальные бесчинства, устраиваемые ночью молодежью: шум, драки, закладывание печных труб, заваливание ворот и прочее.
Кто не слышал о самом веселом и разгульном старинном празднике «ночь на Ивана Купалу»? Костры, песни, купания, сбор волшебных трав – было где душе разгуляться в этот праздник. Этот день – день свадьбы языческого бога Ярилы с богиней плодородия Макошью, день летнего солнцеворота, день разгула нечистой силы. Крестьяне верили, что в ночь на Купалу деревья и животные разговаривают, травы наполняются особой живительной силой, поэтому знахари торопились их собрать. С Иванова дня в растущей зелени уже нет злых духов, и ее можно заготавливать.
Еще этот праздник называли днем Ивана Травника. Ведь лечебные травы, собранные в этот период, чудодейственны. В древнерусских книгах-травниках описаны цветы, плоды, коренья, травы, которые надо собирать именно в ночь на Ивана Купалу.
Накануне этого праздника с солнечным восходом по домам суета поднималась. Запасливые хозяйки, старые и молодые, советовались, в каком месте какие целебные травы в купальскую ночь собирать. Где сорвать череду от золотухи, где шалфей от горловой скорби, где мать-мачеху, где зверобой, ромашку, девясил.
А ведуны и знахари и о других травах думали. Мечтали они сыскать радужный, златоогненный цвет перелет-травы, что светлым мотыльком порхает по лесу в Иванову ночь, им бы выкопать корень ревеньки, что стонет и ревет на купальской заре, им через серебряную гривну сорвать чудный цвет архилина да набрать тирлич-травы, той самой,что ведьмы рвут в Иванову ночь на Лысой горе, им бы добыть спрыг-травы да огненного цвета папоротника.
Но вот надвигаются сумерки, наступает Иванова ночь. Люди говорят, что в лесах тогда деревья с места на место переходят и шумом ветвей меж собою беседы ведут. Вот и мечтали в ту ночь сорвать огненный цвет папоротника, чтобы понять язык всякого дерева и всякой травы, а так же станут понятны разговоры зверей и речи домашних животных. Огненный цвет папоротника считался даром самого бога Ярилы, называли его еще и «цвет-огонь» и «царь-огонь». Этот чудный цветок распускается в полночь на одно мгновение. Только наступит полночь, из середины широколиственного папоротника поднимается цветочная почка, ровно живая, и вдруг с страшным треском разрывается, и тут является огненный цвет, он распускается золотым цветком или красным, кровавым пламенем, и притом столь ярким, что глаза не в состоянии выносить чудного блеска. Незримая рука тотчас срывает его.
Страшно подходить к чудесному цвету, редко кто решится идти за ним в Иванову ночь. Такой смельчак разве в несколько десятков лет выискивался, да и тот добром не кончал. Духи мрака, духи холода, духи смерти, искони враждебные Солнцу-Яриле, жадно стерегут от людей его дар. Они срывают цвет-огонь, они напускают ужасы, страсти и напасти на смельчака, что пойдет за ним в заветную Иванову ночь. Они стремятся увлечь его за собой в страну мрака и смерти, где уж не властен бог Ярило. Страшно поклоняться Яриле в лесу перед таинственным цветом-огнем.
Но совсем не страшно, а напротив весело и радостно чествовали этот праздник купальскими огнями. Накануне собирали шиповник, крапиву и другие колючие и жгучие растения, крыли ими заготовленные кучи хвороста и сухих сучьев. Лишь только спрячется солнышко, начнет гаснуть заря вечерняя, начинали во славу бога Ярилы живой огонь «взнетать». Для этого в сухой березовой плахе прорезали круглое отверстие и плотно пригоняли к нему сухое же березовое, очищенное от коры, круглое полено. Его трением в отверстии плахи вытирали огонь.
Потом молодежь прыгала через этот костер. Девушки в венках из любистока и красного мака, с травяными поясами из чернобыльника, у молодцев цветы на шляпах. Крепко схватившись за руки прыгали они через огонь попарно: не разойдутся руки во время прыжка, быть паре мужем и женой, разойдутся – свадьбы не жди.
Молодежь ищет другие травы, об иных цветах думает. Собираются девицы и с песнями идут собирать иван-да-марью, любовную траву и любисток. Теми цветами накануне праздника они будут в бане париться, «чтоб тело молодилось, добрым молодцам любилось». А пол, лавки и полки в бане надо густо устлать травою купальницей. А после бани собираются девицы и надевают на головы пахучие венки из любистока. В этих венках они пойдут под вечер плескаться в пруды, озера, реки. Считалось, что купальская вода имеет такую же очистительную силу, как и огонь.
Немало забот, забав, веселья было во всеми любимом и почитаемом чествовании Купалы. В нем участвовали все жители от мала до велика. Только вместе они могли защитить свои жилища и каждого их обитателя от злых сил, пытавшихся одолеть людей в купальскую ночь. Исстари и доныне ночь на Ивана Купалу почитается лучшим в году Временем для сбора целебных трав, цветов и корений.
И все же хозяйственные заботы не в меньшей степени, чем языческие верования, властвовали над народным сознанием, потому с днем Иоанна Крестителя связаны присловья и приметы о грядущем урожае – как его сохранить, к чему быть готовым в быстрые месяцы лета: «Сильна роса на Ивана – к урожаю огурцов», «На Иванову ночь звездно – много будет грибов», «На Иванов день цвет, на Ильин-то день — хлеб», «Ивановские дожди лучше золотой горы», «До Иванова дня дождь – в засек (прибавится хлеба), после Иванова дня дождь – из засека», «Если в Иванов день будет гроза, то орехов уродится мало, и они будут пустые», «На Ивана выходи на косовицу», «Первый покос — большой покос».
Источник статьи: http://prayerssaints.ru/?id=pravoslavnprazdniki/ivan-kupala
Ивана Купала: традиции и приметы на 7 июля
В народном календаре 7 июля – Иванов день, Ивана Купалы (Купала), Иван-травник, купальник, первый покос. Православная церковь в этот день празднует Рождество Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Наши предки Иоанна Крестителя прозвали Иван Купала. В народном представлении христианский святой Иоанн Предтеча соединился с языческим божеством плодородия и Летнего Солнца. Иванов день – один из самых древних и почитаемых праздников на Руси, в котором принимало участие всё население. Это праздник почитания воды и солнца. Ещё в языческие времена в ночь на Ивана девушки на реку опускали венки с зажженными свечками или лучинками:
- если венок утонул, то милый разлюбил, и выйти за него замуж не получится;
- чей венок дальше всех проплывет, та будет счастлива;
- у кого дольше всех прогорит лучинка, та проживет долгую жизнь.
Традиции и обычаи
Согласно поверьям, в Иванов день «открываются» земля и небо, вода приобретает чудесную силу, птицы и звери начинают говорить. Знахари 7 июля ходили в лес за травами и кореньями, веря, что в это время все растения обладают удивительной целебной силой. Собрать травы и коренья нужно до восхода солнца, пока их не опалили солнечные лучи.
Иванова ночь самая короткая в году. В старину в эту ночь спать не ложились, чтобы не набросилась на беспомощного человека нечистая сила, разбушевавшаяся в этот период. Накануне праздника, в день Аграфены Купальницы, крестьяне на окна и порог клали крапиву, чтобы в жилище нечисть не пробралась.
Вечером 6 июля разводили особые ритуальные костры на границе села (на развилках дорог, у реки, на холмах). В купальских кострах сжигали всякую рухлядь, чучело ведьмы, одежду больных людей (считалось, что с вещами сгорят и болезни). Через эти костры бросали венки, прыгала молодежь, стремясь защитить себя от болезней, порчи и происков нечистой силы. Вокруг огня водили хороводы.
Огни, зажигаемые в купальскую ночь, считались чудодейственными. Огонь добывали трением дерева о дерево. Его называли живым, лекарственным, лесным. Чтобы избавиться от невзгод в этот вечер надо тихо посидеть у костра и мысленно обратиться к духу огня с просьбой из вашей жизни выжечь всё суетное и наносное.
В Купальскую ночь на муравейниках собирали масло, которое, по преданию, излечивает от всех недугов. Считалось, что с этой ночи появляются светлячки, которых в народе прозвали – ивановские червячки.
С утра на Ивана Купалу начиналось купание в реке. Водой обливали каждого встречного. До восхода или при восходе солнца собирали росу, которая считается целебной при глазных болезнях. Чтобы излечиться от недугов, человек должен умыться этой росой. Ещё купальской росой кропили кровати, чтобы не водились клопы, и стены, чтобы в доме не было тараканов.
Важный символ купальских обрядов – цветок иван-да-марья, фиолетовый цвет которого воплощает стихию воды, а желтый – огня. С этим растением связано много преданий, большинство из которых посвящены запретной любви: родные брат и сестра, Иван и Марья, не ведая о своем кровном родстве, вступили в брак. Когда же они узнали правду, то ужаснулись случившемуся, но расстаться друг с другом они так и не смогли, за что боги превратили их в прекрасный цветок, ставший символом верности.
С давних пор славяне наделяли цветы иван-да-марьи сильнейшими магическими свойствами. Сорванные в купальскую ночь, они станут хранителями супружеского счастья и надежным оберегом дома от злых чар. Ещё уважением на Купалу пользовались полынь и крапива.
Существовало поверье, что в Иванов день змея-медянка на сутки обретает зрение и делается крайне опасной. Она может броситься на человека и укусить его. Утверждали, что человек, укушенный змеей в Иванов день, скоро умрет.
Спать в ночь на Ивана Купалу считалось зазорным. После праздника отправлялись на покос – говорили, что купальская ночь силы прибавляет.
Приметы и поверья
- Если в эту ночь звездно, то будет много грибов.
- Если в Иванов день гроза, то орехов уродится мало и большинство из них будут пустыми.
- Сильная роса – к урожаю огурцов.
- Если в этот день дождь заплачет, то через пять дней солнце засмеётся.
- Цикады стрекочут – к жаркому дню.
- Заросли ивы на ветру шумят – к ливню.
- Аромат полевых цветов усилился – к дождю.
- Кто искупается в водоеме на Ивана Купалу, тот избавится от всех болезней.
- Листья папоротника мужского книзу закручиваются – к теплому и солнечному дню.
- Если сон с 6 на 7 июля и сбудется, то очень не скоро. Сновидение, увиденное днем 7 июля, может исполниться через полгода. Если этого не произошло, то уже не стоит ждать его осуществления.
Источник статьи: http://katun24.ru/news/613978
Когда праздник ивана травника
Представляем вам цикл статей описывающих Иванов день.
Некоторые традиции считают, что даты купальского праздника — 7 июля, 24 июня. Но у наших предков была принята дата, совпадающая с астрономической — это сутки, когда самая короткая ночь в году.
Но, кроме того, не мешало бы знать, что все “праздники креста”: Коляда, Великъдень (Масленница), Купала и Осенины (Дид-Дуб-Сноп) празднуются 3 дня, где первый день до пика — навный день — символизирует очищение, второй — явный день — символизирует наполнение, третий — пик празднования — Правь — восшествие нового солнечного Бога на престол.
В этом 2020 году расклад таков: 19.06. — навный день, 20.06. — явный, 21.06. — правный день Купалы. И на каждый день существуют свои обычаи и традиции.
Иванов день. Славянские корни
С приходом купальского праздника Природа уже расцвела. Люди своим веселием, почитанием Бога Купало присоединяются к живительной силе всего явного Мира. Посвящен праздник летнему солнцестоянию, расцвету природы и победе света над тьмой.
Его возникновением мы обязаны восточным славянам, поклонявшимся различным божествам, верившим в силы природы. Одним из самых важнейших божеств был для них бог Солнца Ярило.
Купала имеет и другие названия:
- Иванов день.
- Купала.
- Ярило.
- Ярилин день.
- Иван-травник.
- Праздник летнего солнцеворота и другие.
Название Ивана Купала — славянский вариант, к которому позднее присоединили имя христианского святого Иоанна Крестителя. Несмотря на то, что праздник признан народно-христианским, церковь его не признает, и отмечает 7 июля только Рождество Иоанна Предтечи.
Священнослужители осуждают разжигание костров и прыжки через них, а также другие обряды и обычаи, связанные с Ивановым днём. Но именно созданный христианский праздник позволил “спрятать” ведические традиции и позволил им дожить до современности.
Купалье всегда было одним из самых веселых и разгульных праздников. По традиции праздновать должна была вся деревня, так как такое единение при выполнении обрядов гарантировало благополучие каждому жителю. Спать в купальскую ночь считалось страшным грехом.
Славяне полагали, что приход Бога Купало для них это:
- вершина лета;
- расцвет жизни;
- любовь;
- соединение материальной благости и душевного преображения с духовными устремлениями.
Можно сказать, что именно купальские дни отмечаются как самая сердцевина лета, Кологода и час пик Солнцестояния. Это время, когда уже всё посеяно, что нужно — посажено. Всходы дали свои крепкие ростки и продолжают свой жизненный цикл. Урожай собирать еще рано, поэтому можно в это время отдать дань роду, его продолжению, подумать о любви, создании своей семьи, укрепить уже существующие семейные узы.
В такой расцвет все живые существа пробуждаются и подвергаются настоящей любви. Но люди еще и проходят испытания навной любовью, так уж заповедано Богами, и началось это с испытаний, которые прошёл сам Бог Купало и его сестра Кострома.
Символы Бога Купало, используемые в вышивке, рисунке, обрядах:
- Птица — кукушка, синица, сойка, малиновка, жаворонок, вальдшнеп. А особенно огненный петух, символизирующий языки огненного пламени и стихию огня.
- Геральдика, символизм — солнце, с яркими вспышками и многочисленными лучами (чаще 16, 24 луча); знак “Одолень-трава” и “Цветок папоротника”.
- Праздничная атрибутика — расшитые полотенца, скатерти, платки, одежда.
- Обрядовая праздничная атрибутика — высокий костер; Купалец (огненное колесо, что нужно бросать в воду); венки со свечами, пускаемые по текучей воде.
- Цветок — цвет папоротника и одолень-трава (кувшинка, лотос).
- Треба, (подношение) – символическая жертва – петушиные перья, хлебный каравай, цветы и травы, символизирующие любовь.
Иванов день. Традиции и обычаи
Мы с вами уже поговорили про навный день, предшествующий Купале, теперь давайте поговорим об остальных традициях.
В явный день, первый купальский, было принято обращаться к матери Купальнице (которая в христианской трактовке стала Агафеной Купальницей) за детей.
Особенно делали это те, кто чем-то прогневил Богиню Ладу и в его семью долго не приходило дитё. По мифам, Купальница, как одна из младших рожениц, могла помочь умилостивить строгую Ладу и послать дитя заждавшимся родителям.
Кроме того, наши предки в этот день топили бани, в которых парились и мылись. Девушки и женщины ходили в лес, чтобы приготовить банные веники на ближайший год. В качестве материала для их создания использовали молодые ветви берёзы, черемухи, ивы, ольхи и других лиственных деревьев. Заготавливали веники под пение песен.
Не выйти на улицу, не попариться в бане в этот день считалось большим позором для девушки или молодой женщины. Про таких бы сказали: темно на душе, не ждёт светлой любви – иль на чужого зарится, иль сердце холодное.
Девушки надевали лучшие наряды, ходили по домам и просили: «умойте». По обычаю им должны были дать что-то из девичьих украшений (бусы, серьги, ленточки и т. д.).
Парни днем ходили на речку и набирали в вёдра мутную и грязную воду, которой потом обливали прохожих. Больше всего доставалось девушкам, которые старались отомстить молодым людям, и тоже обливали их водой. Вдоволь навеселившись, молодежь отправлялась к реке купаться.
По поверьям, чтобы быть здоровым, вечером на Аграфену (так часто называли в период двоеверия явный день Купалы) нужно умыться росой.
Вечером девушки и молодые незамужние женщины гадали на суженого. Находили при дороге подорожник, срывали его со словами:
«Подорожник-подорожник, ты растёшь у дороги, видишь старого и малого, покажи мне любимого моего».
Вечером сорванное растение клали под подушку, а утром следующего дня вспоминали, кто же им привиделся во сне.
Чтобы вода в колодцах была чистой, накануне праздника их чистили от ила и грязи. В некоторых селениях, было принято кататься по ржи. По мнению крестьян, такой ритуал способствовал хорошему урожаю.
Заготовка трав
Днём — готовили лечебные травы да веники. Славянские девушки-женщины после обеда отправлялись в лес, с песнями готовили молодые берёзовые веники.
Веник, собранный в этот день — волшебный. Мало того, что силы особые даёт, когда им паришься в бане, так им можно обрядить отелившуюся корову — и будет молока хватать и теленку, и хозяевам.
Можно погадать: кинуть на крышу бани, если веник упадёт вершиной к кидающему — жизнь будет радостной и богатой.
Заготавливали волшебные травы на весь год! Обязательно в этот день готовили травы к вечерней бане. Собирали особые веники «лучистых трав» — тимьяна и чабреца, папоротника, иван-да-марьи, лютика — купальницы, мяты, зверобоя, мать-и-мачеху, чистотела, ромашки и полыни.
Многие говорят, что к этому славянскому празднику лучистые травы входят в силу, а лютые еще собирают силы в кореньях.
- «Лучистые» травы – безусловно, целебные, чистые травы.
- «Лютые» травы — те, которые заключают в себе и яд, и лекарство, и колдовство.
Большинство «лютых» трав опасны не всегда, а только в определённые моменты. Так вот на этот день яд «лютых трав» оставался в корнях, такими растениями считались «водосбор», «ясенец», «вех», «болиголов», «дурман» и «белена».
Пока девушки забавлялись с цветами-травами для гадания, взрослые женщины собирали богородскую траву (чабрец) для хозяйства. Ведь накануне, в навный купальский день, сожгли они весь старый её запас, обходя дом, скотину и деревню кругом, окуривая этим дымом. А на новом Купало — новую траву собирают.
Ещё важно в этот день — заговоров нашептать, наузы наделать.
Великий день имеет сакральный смысл – это вершина лета, день, противоположный зимнему Солнцестоянию. День, когда планеты, Солнце встают так, как не делали это ни разу в течение всего года.
Это день и ночь, когда стираются границы между мирами, между реальным и магическим, всё вокруг – Природа, люди, Боги – объединяются великой песнью, прославляющей эту землю.
А вечером люди разжигали ритуальный костёр Купалец, возносили славления Богу Огня.
Самая красивая и рукодельная девушка, выбранная подругами, подносила на самом красивом своём вышитом полотенце-браннице требу – самый лучший каравай, к которому ранее прикладывали руки все в деревне и загадывали желания. Потом все прыгают через прогоревший костер поодиночке, наполняясь живительной силой огня.
А еще готовили в этот день Мирскую кашу, с помощью которой замирялись поссорившиеся, клялись в дружбе и верности побратимы, кумились девки чрез венки в берёзовой роще. Ею угощали и кормили с ложки домочадцы друг друга, чтобы не ссорится в будущем году.
А вот в правный купальский день, в само солнцестояние, собирали травы на целый год, но не все подряд, а особые, “колдовские”, собирали целебную росу и воды, зажигали вечером особые купальские костры, зазывали суженных с помощью венков и плотиков с огнями, изготавливали талисманы и амулеты на супружество, чадородие, плели наузы, просили у Богов благословения и наказа на будущий год.
Вечером в правный день зажигалось колесо огненное и выкатывалось под громкие возгласы народа в воду. Девушки и парни плели венки из трав и цветов, зажигали свечи, приговаривали на венки свои чаяния и пускали их по воде.
Славяне иногда говаривали, что это «свадьба огня и воды».
А молодые бегали искать “папороть-цвет”. И вообще, с Купальем связано много удивительных легенд и преданий.
В народе верили, что в эту ночь реки светятся особым призрачным светом, а в их водах купаются души умерших в облике русалок. По земле ходят ведьмы, колдуны и духи, которые стремятся навредить человеку, растения и звери разговаривают, а солнце на рассвете “играет”.
Пары, поженившиеся накануне осенью, уходили в священные рощи творить обряд призыва первенца, чтоб родился он сильным, здоровым, мог преодолеть навные испытания рода.
Иванов день в 19 — 20 веке
Но уже в 19 веке традиция понимания праздника была частично утрачена, где-то даже деградировала, где-то вообще исчезла, но этнография доносит интересные описания того времени:
“В нашей Нижегородской области Купальская ночь не праздновалась, не было даже такого названия — “Купала”.
По описаниям этнографов 19 — начала 20 веков, этот праздник был зафиксирован на юге, в районе знаменитого Полесья, а у русских в западных губерниях — Олонецкой, Псковской, Смоленской и частично в Костромской.
У нас, в Нижегородской области, этот день обычно называли Иваном-Травником, Иваном-Цветником или просто Ивановым днем. В основном, по воспоминаниям наших респондентов, день этот был связан с собиранием трав и утренней, целебной росы.
Ивановские росы имели особенную силу, девицы умывались ими для красоты, старые люди для здоровья. Собирали росу следующим образом — ходили по утренней траве со скатертью или полотенцем, после того как полотенце становилось достаточно влажным, им утирались, прикладывали больным, умывали детей.
Существовало и выражение “купаться в росе” или “валяться в росе”, когда, раздевшись, катались по росистому лугу кубарем, с просьбами и обращениями утренней росе о даровании здоровья и красоты.
Наговоры при сборе трав
Травы в Иванов день собирали почти во всех райнах нашей области, для чего вставали рано и шли “за крик петухов”, то есть так далеко, чтобы не слышно было пения деревенских петухов. Собирали травы обязательно с наговором, и испрашивали на это разрешения.
Например, в Варнавинском районе Плакун-траву (так в этой местности называли луговой зверобой) собирали с таким наговором:
“Плакун, Плакун! Плакал ты долго и много, а выплакал мало, не катись твои слёзы по чистому полю, не разносись твой вой по синю морю. Будь ты страшен злым бесам, старым ведьмам. А не дадут тебе покориться, утопи их в слезах, а убегут от твоего позорища, замкни в яме преисподния, будь мои слова при тебе крепко и твердо. Век веков.”
Старые люди говорят, что такая трава усмиряет бесов и приводит в страх нечистую силу. Используют для этой цели только корень и цвет плакун-травы, после того, как ее срывают, обязательно произносят наговор, для чего встают лицом на восток, к солнцу.
Часто траву ходили собирать тайно, так чтобы не знал никто, даже домашние, о помощи просили Святого Тихона, местного святого. Перед началом сбора говорили:
“Святой Тихон! Бери лихо!
Гони прочь напасти,
Помоги трав запасти!
Святой Тихон, Божий помощник.
Божий ты и поле,
Божий ты и в доме,
И в пути-дороге,
В поле, в лесу и на земли,
Спаси и сохрани.
Аминь!”
А в Тоншаевском районе в деревне Ширта местная бабушка-травница собирает траву с такими словами:
“От солнца цветок, от земли корешок.
На что ты угодна, на то ты пригодна.
Земля Мати благослови траву брати.
Чтобы польза была.”
В Ковернинском районе в Иванов день нужно было обязательно собрать букет из двенадцати трав. Такой букет закладывали матицу в избе, и должен был он целый год охранять дом от всяческих несчастий. На такой букет можно было загадать о суженом, подкладывая его на ночь под подушку. Часто букет из ивановских трав охранял дом от пожара, такой букет могли хранить также и в красном углу.
Элементы праздника
Фрагментарно сохранился обряд ночного купания на Иванову ночь в Арзамасском районе. В деревне Дресвищи купаться ходили на так называемое разречье (место, где сливаются две реки), окунувшись праздничной ночью в такую воду, можно было запастись здоровьем на весь год.
В деревнях Ветлужского района Иванов день почитался как местный годовой праздник. Со всей округи приходили люди в деревню Каменка, где в Иванов день устраивали молебен в молельном доме. После молебена для пришедших на праздник из других деревень устраивали обед. На обед обязательно подавали овсяный кисель, квас, пшеничную колобашку и пшеничную кашу, столы накрывали на улице, а вечером начиналось гулянье.
По воспоминаниям одной из жительниц, на моление приходили в основном старики. Она, бывшая тогда еще девочкой, помнит, как шли из других деревень на праздник пешком, собирались на улице около молельного дома, женщины, одетые чисто, празднично, в белых платочках, после моленья обедали и тихо расходились.
Другая наша собеседница, рассказывая о своем детстве, уже 60-х годах прошлого века, вспоминает об этом дне так: “Какого-то мы ждали торжества. Эти нарядные платья, эта чистота в доме. Вечер — к нам гости придут. Что-то такое было необычное, праздничное”.
Вечером устраивали гулянье, сначала все праздновали по домам, а потом выходили на улицу и ходили с гармонью по деревне с разных концов.
Еще одна местная уроженка рассказывала нам, что однажды на такое гулянье было семь гармонистов, и все они ходили по улицам со своей группой поющих и пляшущих родственников. Потом она добавила, что подобного гулянья не видела никогда.
Иванов день по церковному календарю
Ветлужский район заселялся в основном старообрядцами, возможно поэтому Иванов день здесь сохранился больше на религиозной основе, с обязательным посещением службы в церкви или в молельном доме.
В церковном календаре это один из 12 главных праздников — Рождество Иоанна Предтечи, который стоит в годовом круге напротив Рождества Христова, и так же, как Христос приходит за Иоанном, так и зимнее рождающееся солнце приходит на смену летнему, затухающему после своего пика.
Солнце “играет” на Иванов день, как говорят в народе, оно рассыпается тысячью искр, вращается и подпрыгивает в небе, радуясь пику лета и радуя своей игрою все живое. Встречать восход солнца на Иванов день древнейшая традиция.
К солнцу часто обращались наши предки за помощью в беде и болезни. Иисус Христос почитается верующими, как солнце духовной жизни, и основные даты провославного календаря также располагаются по основным солнечным фазам.” (Сборник этнографических материалов РАН)
Мы же продолжим разбор элементов праздника с следующей статье.
П.С. Вы можете подробно узнать о кологодных праздниках, какие обряды соответствовали каждому празднику, в помощь материал «Праздники Солнцестояний и Солнцеворотов». 👇🏻
П.П.С. Поделитесь в комментариях, какие традиции и обряды Иванова дня сохранились в ваших областях. Нам будет очень интересно узнать.
Источник статьи: http://arina-nikitina.ru/ivanov-den/