- 22 мая – Никола Вешний. История праздника, традиции, приметы
- История праздника и традиции
- Приметы
- 22 мая — Никола весенний, вешний, теплый.
- Никола вешний
- Содержание
- Название праздника
- Церковная предыстория
- Перенесение мощей в г. Бари
- Установление праздника
- Русские традиции
- Обряды на Николу Вешнего
- Народная версия происхождения праздника
- Приметы на Николу Вешнего
22 мая – Никола Вешний. История праздника, традиции, приметы
Народный праздник «Никола Вешний» отмечается 22 мая (по старому стилю – 9 мая). По церковному календарю в этот день отмечают перенесение святых останков святителя Николая из Мир Ликийских в Бари. Другие названия праздника: «Никола летний», «Никола тёплый», «Никола травный», «Никола милостивый», «Травный день». Вешним и теплым день назвали в противовес «Николе Зимнему», холодному, который отмечается 19 декабря.
История праздника и традиции
Святитель Николай, он же Николай Угодник, он же Николай Чудотворец — один из наиболее почитаемых в русском народе святых. Он считается покровителем моряков, купцов и детей. Еще при жизни Николай прославился способностью примирять враждующих, охранять невинно осужденных и защищать от напрасной смерти. Его имя известно во всех уголках земного шара. В честь святого называли и продолжают называть храмы, соборы, монастыри.
В честь Николая Угодника в году отмечают два основных праздника (хотя есть и другие дни его памяти) — 22 мая и 19 декабря. По этому поводу говорили: «Два Николы у нас — один с травой, другой с зимой». Травы с этого дня действительно начинали хорошо расти: «Не хвались на Юрьев день посевом, а хвались на Николин день травой». Поэтому лошадей уже выгоняли в ночное.
Для этого из каждого семейства снаряжали холостых парней и провожали их до поля. С собой давали пироги с гречневой кашей. Вечером к ним присоединялись девушки — и начиналось веселье с песнями и хороводами. В округе разводили костры. Никто долго не ложился спать. Кстати, раньше Николин день считали днем вступления мальчиков во взрослую жизнь, поэтому контроля взрослых за ними уже не было.
С Николы крестьянская жизнь постепенно шла в гору. Устанавливалась теплая погода, домашним животным хватало свежей травы, коровы и козы давали больше молока — а потому можно было не беспокоиться о том, чем накормить семью и скотину. «До Николы крепись, а с Николы живи, не тужи», — подмечали в народе. После Николы в неделю — красный сев, самое время сеять жито: тепло пойдет, больше стужи не будет.
Обращали внимание и на приметы погоды. Если утро выдавалось влажным и туманным, то нужно было умыться росой. Это сулило человеку здоровье, а земле — богатый урожай. Хорошей приметой считался и дождь на Николу. Из обычаев, связанных с этой датой, один исполнялся неукоснительно: оделять милостыней странников, убогих, нищую братию: «Не накорми в Николин день голодного – сам наголодаешься».
Приметы
- До Николы крепись, хоть разопнись, а с Николы живи — не тужи.
- Батюшка Никола! Давай дождя большого! На нашу рожь, на бабий лён, поливай ведром!
- Каков день на Николу вешнего, таков и на Николу зимнего.
- Если на другой день после вешнего Николы пойдет дождь, все лето будет ненастным.
- От Николы осталось двенадцать холодных утренников, коли не весной, то до середины сентября.
- Если на ольхе распустились цветы – настала пора сеять гречку.
- Если картошка еще не посажена, то делать это уже бессмысленно – она не успеет созреть и не даст урожая.
- На болотах слышно кваканье лягушек – урожай овса будет хорошим.
- Никола Зимний лошадь на двор загонит, Вешний — откормит.
- Не накормишь на Николин день голодного — сам наголодаешься.
- До Николы Вешнего не следует купаться.
- Родившиеся 22 мая отличаются трудолюбием, терпением и сдержанностью. Носить им следует берилл.
Подготовлено на основе информации из открытых источников
Источник статьи: http://rubtsovskmv.ru/kalendar/22-maya-nikola-veshnij-istoriya-prazdnika-tradicii-primety/2020/05/22/
22 мая — Никола весенний, вешний, теплый.
По народным верованиям славян, Никола — «старший» среди святых, входит в святую Троицу, образ Николы по некоторым своим функциям — «начальник» рая — владеет ключами от неба; перевозит души на «тот свет»; покровительствует ратникам; заступник людей; покровитель земледелия и скотоводства; хозяин земных вод; заступник всех бед и несчастий. Никола Чудотворец — один из наиболее почитаемых у славян христианских святых. В славянской традиции культ Николы по значимости второй после Бога.
22 мая, православная церковь празднует перенесение мощей святителя Николая Чудотворца из Мир Ликийских в Бар.
В XI веке греческая империя переживала тяжёлое время. Турки опустошали её владения в Малой Азии, разоряли города и сёла, убивая их жителей, и сопровождали свои жестокости оскорблениями святых храмов, мощей, икон и книг. Мусульмане покушались уничтожить мощи святителя Николая Угодника, глубоко чтимого всем христианским миром. Осквернение святынь возмущало не только восточных, но и западных христиан. Особенно опасались за мощи святителя Николая христиане в Италии, среди которых было много греков. Спасти их решили жители города Бар, расположенного на берегу Адриатического моря.
В 1087 году барские и венецианские купцы отправились в Антиохию для торговли.
И те и другие предполагали на обратном пути взять мощи святителя и перевезти их в Италию. В этом намерении жители Бар опередили и первыми высадились в мирах Ликийских. Вперёд были посланы два человека, которые, вернувшись, сообщили, что в городе — всё тихо, а в церкви, где покоится величайшая святыня, они встретили только четырёх монахов. Тотчас 47 человек отправились в храм святителя Николая; монахи-сторожа, ничего не подозревая, указали им помост, под которым была скрыта гробница святого.
Монах поведал при этом о явлении накануне Николая Угодника одному старцу: в нём святой приказывал бережнее хранить его мощи. Рассказ воодушевил барян; они увидели для себя в этом явлении соизволение и как бы указание святого. Открыв монахам свои намерения, они предложили им выкуп: 300 золотых монет, но сторожа отказались и хотели оповестить горожан, но пришельцы связали их, а у дверей поставили своих сторожей.
Разбив церковный помост, под которым стояла гробница с мощами, баряне увидели, что саркофаг наполнен благоуханным святым мирром.
Пресвитеры совершили литию (просьба, мольба, молитва), и мощи святого были извлечены из саркофага. После этого баряне отправились на корабль. 21 мая они прибыли в Бар, и скоро радостная весть облетела весь город. На следующий день мощи святителя Николая торжественно перенесли в церковь святого Стефана. Это событие и ознаменовалось установлением особого праздника 22 мая, который именуется в народе — Никола Вешний.
К Николаю Чудотворцу обращаются с просьбами уберечь скот и урожай, поскольку он считается старшим и самым близким к Богу угодником. Крестьяне верили в чудеса Николы и в то, что святой их «охраняет». Николин день у крестьян считался важной датой в сельскохозяйственном календаре, поскольку и сам Николай Чудотворец чрезвычайно почитался православными. Этот святой стал своеобразным «наследником» языческого бога Велеса — «скотьего бога», покровителя земледелия и домашних животных.
Так, например, св. Николай во многих районах считался покровителем лошадей, поэтому 9 мая по старому стилю у православных нередко называли «конским праздником». Коней в этот день первый раз выгоняли в ночное, и все лошадники по этому случаю заказывали молебны с водосвятием, чтобы святой Никола уберёг табуны от диких зверей, а также обеспечил коням хороший приплод и здоровье.
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/id/5ca98626fa38e200b36b3fef/22-maia-nikola-vesennii-veshnii-teplyi-5cde2c0fc4964500b2b0dd0c
Никола вешний
Никола вешний | |
---|---|
Фрагмент (клеймо) иконы «Никола с Козьмой и Дамианом и житием Николы». Нач. XV века, Новгород. | |
Тип | народно-православный |
иначе | Никола летний, Микула с кормом, Травный день, Никола с теплом, |
также | День поминовения переноса мощей Св. Николая в Бари |
Значение | с весной прощанье, встреча пролетья |
Установлен | после 1087 г. |
Отмечается | восточными славянами и католиками г. Бари |
Дата | 9 (22) мая |
Празднование | Молодёжный пир у костра в ночном. |
Традиции | Преподносят Николаю Угоднику яйца, окрашенные в красный, жёлтый, зеленоватый цвет, или яичницу. Проводят обряд «Постриги» для юношей. Первое купание. Обряд «крещения кукушки». Первый раз выгоняют лошадей в ночное. |
Нико́ла ве́шний — христианский, а также народный праздник восточных и, в меньшей степени, южных славян, молдаван и румын. Отмечается 9 (22) мая.
Христианский праздник установлен РПЦ в честь перенесения мощей святого Николая Чудотворца в город Бари в конце XI века.
Содержание
Название праздника
Церковное название праздника «День поминовения переноса мощей Св. Николая в Бари».
Начиная с XIX века упоминается в записях этнографов под названием «Никола вешний» или «Никола летний» [1] [2] [3] . В 1903 году Максимов С. В. издал книгу о русских праздниках, где посвящает празднику статью «Никола вешний» [4] : «Никола Вешний, или „Никола с теплом“, называется так потому, что с этого дня (9 мая) устанавливается тёплая погода. „Никола осенний лошадь на двор загонит, а Никола весенний лошадь откормит“ — говорят крестьяне, характеризуя приволье подножных кормов.»
В Толковом словаре Даля [5] [6] , и других литературных памятниках, сохранены даваемые празднику народные метафоры и эпитеты, преимущественно в пословицах с приметами о погоде: «тёплый Микула с кормом [7] , Травный день, Никола травный, Никола милостивый, летний, мокрый, с теплом, тёплый, морской», и т. п.
Церковная предыстория
Перенесение мощей в г. Бари
В XI веке турки опустошали владения Византии в Малой Азии, сопровождая свои жестокости оскорблением святых храмов, мощей, икон и книг.
В 1087 году барские и венецианские купцы отправились в Антиохию, а на обратном пути, 47 человек, вооружившись, отправились в храм святителя Николая.
Монахи, сторожившие святыню, не подозревая ничего плохого, указали им помост, под которым была скрыта гробница святого. Для облегчения своих действий они открыли монахам свои намерения и предложили им выкуп — 300 золотых монет. Монахи гневно отказались от денег и хотели оповестить жителей об угрожавшем им несчастье, однако итальянцы связали их и поставили у дверей своих сторожей.
Жители Бари разбили церковный помост, под которым стояла гробница и извлекали из саркофага мощи Святителя. Пресвитер Дрого завернул мощи в верхнюю одежду и в сопровождении барян перенес их на корабль. Освобожденные монахи сообщили городу печальную весть о похищении иностранцами мощей Чудотворца. Толпы возмущенного народа собрались на берегу, но было поздно.
8 мая корабли прибыли в Бари. На следующий день, 9 мая, мощи святителя Николая торжественно перенесли в церковь святого Стефана, находившуюся неподалеку от моря. Торжество перенесения святыни сопровождалось многочисленными чудотворными исцелениями больных, что возбуждало ещё большее благоговение к великому угоднику Божию. Через год была построена церковь во имя святителя Николая и освящена папой Урбаном II [8] .
В настоящее время мощи Николая Чудотворца хранятся в базилике Святого Николая в Бари. Там же, в Бари, находится православная Церковь Николая Чудотворца.
Установление праздника
В начале праздник перенесения мощей святителя Николая отмечался только жителями итальянского города Бари. В других странах Христианского Востока и Запада он не был принят, несмотря на то, что о перенесении мощей было широко известно. Греческая Церковь также не установила празднования этой даты, возможно потому, что потеря мощей Святителя была для неё событием печальным [9] .
На Руси в XI веке почитание святителя распространяется довольно быстро и повсеместно. Русской Православной Церковью празднование памяти перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бар 9 мая установлено вскоре после 1087 года на основе глубокого, уже упрочнившегося почитания русским народом великого угодника Божия. Архиепископ Черниговский Филарет считал, что в Русской Церкви праздник в честь перенесения мощей Святителя Николая установлен в 1091 году [10] . Митрополит Московский и Коломенский Макарий полагал, что праздник был установлен Митрополитом Киевским Иоанном II (1077—1089 гг.) [11] . Протоиерей Николай Погребняк считает, что Праздник в честь перенесения мощей святителя Николая был установлен Церковью, очевидно, святителем Ефремом (+ ок. 1098 года) [12] . По мнению Хрусталева Д. Г., на Руси же этот праздник появляется в 1092 году [13] .
Праздник широко отмечают в Русской и Болгарской церквях. Сербы и греки этого праздника не отмечают, хотя Николай Чудотворец считается покровителем как Сербии, так и Греции. Католиками за пределами итальянского города Бари этот праздник редко почитается.
Русские традиции
День приходился на время весеннего расцвета природы. Крестьяне именовали этот день Николой Вешним, Тёплым или Травным — в отличие от Николы Зимнего или Холодного. В народе день считается важной аграрной датой: на Николу Вешнего трава становится сочной, высокой; на зелёные пастбища выгоняли лошадей и скотину. «Май лошадь откормит». С Николы начинается массовая посадка основной пищи в крестьянских домах — картофеля. В Сибири начинали сеять овощи: морковь, лук, горох. Согласно поверью, в конце мая дожди — не ненастье. «Быть бы ненастью, да дождь помешал». Считается, что с Николы Вешнего остается 12 холодных зорь, коли не весной, то по Семен-день (14 сентября). Зацветает черника, земляника, незабудки и купальницы. С Николы появляются комары [14] .
К Николаю Чудотворцу обращаются с просьбами уберечь скот и урожай, поскольку он считается старшим и самым близким к богу угодником. Крестьяне верили в чудеса Николы и в то, что святой их «охраняет»; до сих пор бытуют не канонизированные молитвы, где к святому обращаются как к Богу: «Господи, святой Микола, услышь мене, помоги мене…» [15] .
Обряды на Николу Вешнего
Николин день у крестьян считался важной датой в сельскохозяйственном календаре, поскольку и сам Николай Чудотворец чрезвычайно почитался православными. Этот святой стал своеобразным «наследником» языческого бога Велеса — «скотьего бога», покровителя земледелия и домашних животных; поэтому в народе к его весеннему празднику приурочивалось множество обрядов, связанных с «пробуждением» природы, полевыми работами и выгоном скота на подножный корм.
Так, например, св. Николай во многих районах считался покровителем лошадей, поэтому 9 мая по старому стилю у православных нередко называли «конским праздником». Коней в этот день первый раз выгоняли в ночное, и все лошадники по этому случаю заказывали молебны с водосвятием, чтобы святой Никола уберег табуны от диких зверей, а также обеспечил коням хороший приплод и здоровье.
Свой праздник в Николин день справляли пастухи, конюхи и табунщики. В некоторых местах устраивались т. н. «никольщины [16] — мужские сборища, на которых чествовали пастухов и погонщиков. Справляли «никольщины» в поле, на выгонах: мужики и парни разводили костер, собирали угощение (обычно пироги и яичницу), выпивали и веселились всю ночь. Кое-где «никольщина» представляла собой чисто молодёжный праздник, в котором принимали участие и девушки.
У лошадников и вообще владельцев скота принято было в Николин день проводить различные охранительные ритуалы, защищающие животных от хищников и прочих бед. Например, чтобы волки не тронули скот, хозяева совершали особые магические действия, как бы возводившие преграду между волком и его добычей: втыкали нож в стол или в порог, клали в печь железо, накрывали камень горшком со словами: «Моя коровка, моя кормилица надворная, сиди под горшком от волка, а ты, волк, гложи свои бока», и т. п.
Кроме того, крестьяне соблюдали ряд обязательных запретов: не ставили изгородей в период между днями св. Юрия и св. Николая, не ели мяса на Николу Вешнего, не передавали в этот день из дома ткаческие орудия и не занимались снованием, «чтобы волки не развелись вокруг стада».
Чтобы летом избежать засухи и града, в Николин день у восточных и южных славян принято было устраивать крестные ходы в поля и молебны у колодцев, сопровождаемые прошениями о дожде. После обходов купались в реке, плескались и обливались водой.
Русские старожилы Приангарья к Николе вешнему коллективно готовили пиво и организовывали «пир» (братчину). Русские Прииртышья связывали с этим днём обряд закликания весны — обращались к Христу с просьбой помочь Иртышу освободиться от льда [15] .
Болгары и македонцы в этот день водили «пеперуду» — ряженую в зелень девочку, которую у каждого дома обливали водой, вызывая таким образом дождь.
На Украине говорили, что на святителя Николая «вся вода освящается», а до этого срока плескаться в реках и озёрах запрещалось, иначе «с человека верба вырастет» (то есть человек утонет, и верба вырастет над его прибрежной могилой) [17] …
В Белгородской (Ракитянский район) и Кемеровской областях на Николу Вешнего зафиксирован обряд кумления [18] :
Девки кумятся, в саду черемуховом столы накрывают, платками меняются, яишницу делают. У нас деревня была больше 600 домов, и все вместе собирались: оттедова идут с гармонями, отседова. Делали яишницу, булки хлеба вон какие напекут. Вот и сидят в саду, там и поют, и пляшут и девки, и парни. Девки сами все готовили, все ели потом. А другому и мать еду приготовит, парень еслив. А ребята и орехов нанесут, и узюму. Кедровые орехи уже богатый парень берёт.
— с. Малая Салаирка Гурьевского района Кемеровской обл. 1992 г.
В Могилёвской губернии также «на Миколу» девки ходили в лес кумиться. В роще разводили костёр и на сковороде жарили яичницу. Обряд, напоминающий вознесенско-троицкие кумления. Однако, в отличие от последних, здесь принимали участие не только девушки, но и женщины разных возрастов [19] .
Народная версия происхождения праздника
Народную крестьянскую версию о происхождении праздника приводит П. И. Мельников в 1874 году [7] :
Приметы на Николу Вешнего
Поскольку Николай Угодник почитался как покровитель плодородия, к его празднику были приурочены так называемые «хождения в жито» — ритуальные обходы полей и осмотр посевов. Крестьяне считали, что в канун своего праздника сам Николай Угодник обходит поля и помогает житу расти. Во время обхода угодий крестьяне по особым приметам судили о будущем урожае. Дождь на Николин день считали «великой милостью Божией», предвестием удачного года [17] . Каков день на Николу вешнего, таков и на Николу зимнего [15] .
Источник статьи: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1577233