Сценарий классного часа на тему «Дефектоскопист — кто это и что это за профессия?»
Букина Татьяна Анатольевна,
учитель английского языка
«Средняя общеобразовательная школа №13»
города Нефтеюганска, ХМАО-Югры
КЛАССНЫЙ ЧАС НА ТЕМУ:
«Дефектоскопист – кто это и что это за профессия?»
« Специалист — это тот, кто знает очень
много об очень малом .»
В течении 5-7 класса с учащимися уже был изучен основной мир профессий, проведены экскурсии на предприятия нашего города. Проведено анкетирование среди учеников: что вас привлекает в понравившейся вам профессии, какие трудности и плюсы есть. Учащиеся знают о пяти основных типах профессиональной деятельности человека, в нашей стране принято пользоваться классификацией профессора Е.А. Климова. Физическая сила, здоровье и выносливость, высокий уровень интеллекта, широкий кругозор и через десятки лет будут цениться не меньше, чем сейчас. А чтобы не оказаться обладателем невостребованной или непопулярной профессии, необходимо уже сейчас изучать профессии будущего. Но е сть и такие профессии, которые уже давно существуют, но мало, кто о них знает, одна их них дефектоскопист (специалист по неразрушающему контролю), весьма востребована в нашей стране. Квалифицированные специалисты в данной сфере не ощущают недостатка предложений на рынке труда. Согласно данным, полученным из Министерства труда России, в январе 2016 года вакансия дефектоскописта вошла в список самых востребованных профессий. Эта профессия востребована и в нашем округе, например, в нефтяной и газовой промышленности. Так как в нашей школе, есть профильные классы «Роснефть» старшего звена, в рамках подготовки профориентации разработан сценарий классного часа. Так же, не мало важно, что обучение профессии дефектоскопист проходит только на базе Нефтеюганского Политехнического Колледжа, нигде в округе больше нет такой подготовки.
Новизна данной разработки заключается в том, что представленный в ней материал дает возможность рассмотреть о бласть и объекты профессиональной деятельности конкретной профессии, виды деятельности, общие и профессиональные компетенции. Таким образом, формируется будущая профессиональная направленность обучения.
Цель: дать учащимся представления о профессии дефектоскопист, помочь выявить способности к этому виду профессиональной деятельности.
Побуждать детей к поиску информации о конкретной профессии, к осознанному профессиональному выбору;
Учить анализировать, делать выводы;
Содействовать развитию творческих способностей учащихся.
В разработке классного часа использованы разнообразные формы и методы работы (беседа, лекция, проблемная ситуация, групповые задания, тестирование).
Представленная методическая разработка имеет большую практическую значимость, может широко применяться на занятиях дополнительного образования, подготовлена в помощь классным руководителям.
Оборудование: компьютер, презентация, интерактивная доска, Интернет, плакат, цветные карандаши.
Форма проведения: Форум
Подготовительная работа: Учащиеся разбиты на группы по типам профессиональной деятельности человека, каждая группа готовит информацию на определенную тему:
группа «Человек-человек» (6 учащихся): информацию, кто такой дефектоскопист, история этой профессии, профессиональные качества, сфера деятельности, оборудование, представляет презентацию;
группа «Человек –знаковая система» (6 учащихся): тестирует группу учащихся «Человек-техника» (5 учащихся) при помощи он-лайн теста, собирает информацию об успеваемости, состоянии здоровья.
Классный руководитель: (слайд 1) В мире существует более 50 тысяч профессий. Как найти среди них свою? Сколько из них мы себе более или менее представляем? На что ориентироваться? На вопрос: «Кем ты хочешь стать после школы?» -старшеклассники не всегда могут ответить. А между тем проблема выбора профессии очень серьёзна. Особенно сегодня, когда от человека всё в большей степени требуются высокий профессионализм, готовность быстро приспосабливаться к новым явлениям общественной и экономической жизни. Резко возрастает интенсивность труда, требующая повышенной выносливости. Что же нужно для того, чтобы сделать свой профессиональный выбор? Разные профессии, а качества повторяются. Это значит, что кроме узкой специализации, человек должен быть всесторонне развитым. (слайд 2) Сегодня мы с вами рассмотрим профессию дефектоскописта, попытаемся выявить способности к этому виду профессиональной деятельности.
Мы с вами проведем наш классный час в виде форума и в конце вам нужно будет сделать вывод.
Я попрошу выйти учащихся, относящиеся к группе «Человек-человек» и начать наш классный час, группа учащихся, относящиеся к группе Человек- Художественный образ, по ходу классного часа нарисовать рисунок, как вы представляете себе профессию дефектоскописта.
Учащийся 1: (Слайд 3) Известно, что из истории профессии дефектоскопист – это специалист, который занимается выявлением дефектов, механических повреждений и брака на производстве.
Слово «дефектоскоп» пришло к нам из древнегреческого и латинского языка, и в дословном переводе означает «наблюдаю недостаток».
2 февраля «День дефектоскописта» -профессиональный праздник. В этот день в 1928 году русский ученый Сергей Яковлевич Соколов запатентовал первый ультразвуковой дефектоскоп. Он установил в 1927 способность ультразвука проникать через металлы без заметного поглощения и применил это явление для обнаружения дефектов в металлах, положив тем самым начало ультразвуковой дефектоскопии. В 1928 высказал основные идеи ультразвукоскопии и описал экспериментальную методику. Построил первый ультразвуковой дефектоскоп (в 1937 был создан промышленный образец), разработал ряд конструкций ультразвуковых дефектоскопов.
В 1928 г. он выдвинул теорию, согласно которой ультразвуковые колебания могут служить средством распознавания скрытых дефектов в изделиях из металла. Смелая идея в 1931 г. получила материальное воплощение: совместно со своими студентами старших курсов Сергей Яковлевич изготовил первый дефектоскоп, который мог производить сквозное прозвучивание изделий. Годом позже состоялся первый выпуск инженеров-акустиков, в числе которых были и те студенты, которые помогли своему учителю со сборкой дефектоскопа. Ученый, впоследствии член-корреспонденту АН СССР, профессор Ленинградского электротехнического института, Сергей Яковлевич Соколов в 1935г защищает докторскую диссертацию на тему «Ультраакустические колебания и их применение». Его студенты и были первые дефектоскописты, положившие начало столь ответственной профессии! В 1942 г. изобретение Соколова было удостоено Государственной премии. С тех пор отечественная дефектоскопия проделала большой путь развития… За свои неполные 60 лет жизни С.Я. Соколов публикует 32 научные работы и получает 23 патента/авторских свидетельств в области ультразвуковой техники обнаружения дефектов и исследования твердых тел.
Классный руководитель : Итак, давайте по этим характеристикам определим, к какой из пяти типов профессий относится профессия дефектоскопист? Я вам напомню, что (Слайд 5)
Информация на слайде:
I. Человек-природа. Этот тип объединяет профессии, представители которых имеют дело с объектами, явлениями и процессами живой и неживой природы. Для них характерен общий предмет труда — животные и растения, почва и воздушная среда — природа.
2. Человек-техника. Люди, использующие технические устройства.
3. Человек-человек. Тут для специалиста предметом труда является другой человек, а характерной чертой деятельности — необходимость воздействия на других людей.
4. Человек-знаковая система. Люди, выбравшие этот тип профессиональной деятельности, должны уметь оперировать абстрактными понятиями, иметь широкий кругозор.
5. Человек-художественный образ. Людей этого типа отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант.
Классный руководитель : Конечно, это человек-техника. Поднимите руки, те учащиеся, которые относятся к этому типу профессии. Итак, сегодня мы вас попросим предположить, что вы выбираете профессию дефектоскописта. Мы вас познакомим с этой профессией и постараемся понять, подходит ли она вам.
Учащийся 2: (Слайд 6) Рассмотрим, к примеру, инженер-дефектоскопист вагонного депо проверяет колёсные пары железнодорожного состава на предмет трещин и повреждений в ходе эксплуатации. Давайте посмотрим видео[7].
Учащийся 3: Многие люди задаются следующим вопросом: «Кто это – дефектоскопист? Чем он занимается?» У инженера-дефектоскописта существует ряд должностных обязанностей на рабочем месте и профессиональные качества, которые перечислены ниже:
проведение работ, связанных с неразрушающим контролем и диагностике проверяемых изделий;
планировка работы и осуществление контроля качества во время её проведения; проверка качества проводимых измерений подчинёнными;
составление отчёта о качестве исследуемого образца;
обеспечение сохранности и работоспособности измерительного оборудования; контроль за простыми и сложными по своей конфигурации деталями на стационарных и мобильных устройствах (дефектоскопах);
проверка деталей цилиндрической формы;
настройка в случае необходимости дефектоскопов магнитного, ультразвукового и электромагнитного типа;
проверка деталей на наличие расслоений, фиксация границ расслоения в случае обнаружения с использованием специального прибора;
ведение учёта проведённых работ.
Учащийся 4: (Слайд 7) Рассмотрим в этом направлении еще и «Дефектоскопист нефтепроводов» — это специалист лаборатории «неразрушаюющего контроля». Строительство всех видов трубопроводов контролируется специалистами службы технического надзора. Не остаются без их внимания и уже действующие стальные магистрали. Дефектоскописты регулярно проводят диагностику на трубопроводном парке предприятия, которая показывает, какие участки нуждаются в ремонте, какие — в реконструкции или замене. Они ставят диагноз нефтепроводам и водоводам. Ультразвуковой и радиографический контроль трубопроводов проводится регулярно, согласно графику, без вывода их из эксплуатации, то есть, не нарушая их физического состояния. Посмотрим видео [8].
Учащийся 5: (Слайд 8) Перечислим сферы деятельности, в которых есть дефектоскопия:
железнодорожный транспорт (подвижной состав, рельсовые пути);
газоснабжение (газопровод, трубы);
авиация и космонавтика (самолеты, вертолеты, ракеты);
автомобильный транспорт (автомобили, автобусы, прицепы);
здания, мосты и сооружения;
Можно выбрать сферу, которая более всего по душе. Но следует помнить о том, что дефектоскопист – это очень ответственная профессия, требующая от человека в первую очередь внимательности.
Учащийся 6 : (Слайд 9) Для работы людям данной профессии необходимы специальные измерительные приборы. Дефектоскописты, трудящиеся на железнодорожных путях, выявляют дефекты рельсов, применяя при этом дефектоскопные тележки или вагон. Профессия дефектоскописта является важнейшей и ответственной в нефтяной промышленности. Оборудование для выявления дефектов применяют для контроля качества деталей, заготовок, сварных, клеевых и паяных соединений. Некоторые приборы способны проверять изделия, которые двигаются на большой скорости, например, во время прокатки труб. Также некоторые дефектоскопы способны работать, передвигаясь на высокой скорости, например, вагоны или тележки, оснащенные необходимым оборудованием. Посмотрим видео[9].
Учащийся 6: (Слайд 10) Чтобы понять, кто это – дефектоскописты и чем они занимаются, стоит знать немного исторических фактов об истории создания дефектоскопа. Впервые братья Кюри в 1880 году заметили обратимый эффект пьезоэлектрических импульсов. Такое открытие позволило использовать кварц для преобразования электрических колебаний в звуковые. Первый дефектоскоп был создан благодаря Д. Лачинову в конце 1880 года. Его основное предназначение – выявление обрыва в электроцепи. А вот более современные дефектоскопы, работающие благодаря эхо-импульсным сигналам, были собраны в 1943 году двумя фирмами практически одновременно: американской «Сперри продактс» и английской «Кельвин энд Хьюз». Используются дефектоскопы для выявления брака. Дефектоскопы необходимы для проверки транспорта, для контроля на производстве машиностроительных заводов, в химической промышленности, строительстве, энергетике, в научных лабораториях и во многих других отраслях.
Учащийся 1: (Слайд 11) Что должен знать дефектоскопист? Инженер-дефектоскопист – это довольно сложная и ответственная работа. Он отвечает за качество выпускаемой продукции на заводе, за жизнь и безопасность пассажиров в случае работы в отрасли железнодорожных перевозок. Не удивительно, что работодатели предъявляют ряд требований к соискателям на данную должность. Инженер-дефектоскопист обязан знать следующее:
нормативные акты, касающиеся безопасности труда и методические акты государственной системы измерений;
типы возможных дефектов, конструктивные особенности объекта проверки, потенциальную опасность во время проведения замеров;
методику и техническую документацию по неразрушающему контролю;
правила проведения отбора и проверки на качество материалов;
разновидности дефектов, их классификация, признаки, по которым выявляется бракованная деталь.
«Дефектоскопист-нефтепроводов» должен знать:
проведение дефектоскопического контроля методами неразрушающего контроля сварных швов;
выдача письменного заключения по результатам проведенного контроля;
взаимодействие с техническим надзором и заказчиком;
профессия подразумевает частые командировки.
Классный руководитель: (Слайд 12) Хорошо. Тогда давайте, посмотрим, какими профессиональными навыками, должен обладать будущий дефектоскопист?
Учащийся 2: Обучение на дефектоскописта заключается в приобретении знаний, касающихся принципа работы дефектоскопа, его основного предназначения, функций управления аппаратом. Также обучающимся предстоит пройти курсы по теме «Базовые понятия электротехники».
После успешного завершения обучения дефектоскопист получает следующие профессиональные навыки:
Проверка качества сварки с использованием специальной аппаратуры. Диагностика и выявление поверхностных дефектов, вычисление их координат и площади.
Диагностика используемого оборудования, а именно дефектоскопов, глубиномеров и преобразователей.
Контроль качества исполнения сварных швов и проката углеродистой
низколегированной стали при помощи ультразвукового прибора.
Возможности карьерного роста: граждане, работающие по профессии дефектоскопист, имеющие профессиональное образование в данной сфере и 2-й разряд, могут повысить свою квалификацию поэтапно вплоть до 6-го разряда. Для этого необходимо пройти медосмотр и получить справку о том, что человек годен к работе, а также пройти курс обучения и сдать квалификационные экзамены.
Классный руководитель : Какие школьные предметы нужны для того, чтобы подготовиться к поступлению в вуз на дефектоскописта?
Учащиеся группы «Типа Человек-техника»: Алгебра, геометрия, физика.
Классный руководитель: Давайте рассмотрим, где будущий дефектоскопист может получить соответствующее образование.
Учащийся 3: (Слайд 13) В нашем Ханты-Мансийском округе обучают на дефектоскописта в Нефтеюганском Политехническом колледже. По России, пользуясь сетями, Интернет мы насчитали около 20 вузов, обучение возможно, как на платной основе, так можно поступить на бюджет, набрав определенное количество баллов.
Классный руководитель: (Слайд 14) Интересно, то что, профессия дефектоскописта входит в список ТОП-50 самых востребованных профессий по версии Минтруда РФ на 7 января 2016 года[3]. Значит, возможно ли трудоустройство будущих дефектоскопистов?
Ученик 4: (Слайд 14) Да, это вполне возможно. Если мы посмотрим на слайд, то увидим, что количество вакансий больше всего в Московской, Ленинградской, Свердловской и наша Тюменская область на 4 месте.
Источник статьи: http://infourok.ru/scenariy-klassnogo-chasa-na-temu-defektoskopist-kto-eto-i-chto-eto-za-professiya-3765229.html