Календарь мусульманских праздников в 2020 году
Религий и культур великое множество и узнавать о них всегда интересно и увлекательно. Новые традиции, праздники, события и история — все это помогает нам не только узнать больше о других народах, но и сблизиться с ними, увидеть что-то общее. В этот раз мы узнаем о мусульманских обычаях, и в этом нам поможет Календарь мусульманских праздников в 2020 году.
Исламские праздники
Навруз 21 марта
Ночь Рагаиб 27-28 февраля
Ночь Бараат с 7 на 8 апреля
Рамадан с 24 апреля по 23 мая
Ночь Могущества и Предопределения 19-20 мая
Ураза Байрам с 24 по 26 мая
Арафат 30 июля
Курбан Байрам 31 июля
Новый Год по Хиджре 2 марта
День Ашура с 29 августа
Сафар 19 сентября
День рождения Пророка Мухаммеда 29 октября
Джума каждую пятницу
Навруз отмечается в 2020 году 21 марта
Значение праздника
Новруз переводится, как новый день и символизирует начало нового цикла и перехода от зимы к весне. Отмечается он всегда в день весеннего равноденствия. Этот период также символизирует плодородие и начало сезона урожая.
Традиции
Одной из главных традиций в этот день является хафт сина и хафт шин-а. Этот ритуал означает, что на стол нужно поставить семь блюд на букву С и столько же на букву Ш. Обычно это круглые лепёшки из пшеницы, ячменя, проса, кукурузы, фасоли, гороха, чечевицы, риса, кунжута и бобов. Также на стол ставят обязательно сумаляк — блюдо из пророщенных ростков пшеницы.
Готовятся к празднику за месяц и каждый вторник символизирует одну из четырех стихий — воду, землю, огонь и ветер. В первый вторник принято сажать сямяни (проросшие семена пшеницы). В ночь накануне праздника обязательно окуривают дом ветками арчи. Перед Новрузом убирают весь дом, стирают вещи и готовят богатый стол.
Ночь Рагаиб отмечается в 2020 году 27-28 февраля
Значение праздника
Именно в этот день, по преданиям, сочетались браком родители пророка Мухаммеда и, предположительно, в эту ночь он был зачат. Сам же месяц Рагаиб считается священным, в этот период запрещены войны и ссоры.
Традиции
Обязательно накануне Ночи Рагаиб читается молитва даров, а поутру мусульмане идут в мечеть, чтобы послушать традиционную проповедь. Все добрые дела, сделанные в эту ночь, будут обязательно приняты и вознаграждены особенным образом. Также этот праздник является символом покаяния, поэтому, если есть тайны и секреты, желательно их раскрыть.
Ночь Бараат отмечается в 2020 году в ночь с 7 по 8 апреля
Значение праздника
У мусульман это самая почитаемая ночь и в этот праздник любой может просить милости у Аллаха и все будут прощены. Согласно преданиям в ночь Бараат меняются жизни и вершатся судьбы.
Традиции
В самую священную принято молиться о своих грехах и просить прощения. Очень важно также помириться с теми близкими, с которыми в ссоре и попросить прощения. Помимо всего прочего важно также уделить время созиданию и размышлению о своей жизни — что сделали хорошего, что нужно сделать, мысли мусульман должны освободиться от всего дурного и злого. По дороге в мечеть многие приверженцы этой религии обязательно стараются совершать добрые дела и раздать детям сладостей.
Рамадан отмечается в 2020 году с 24 апреля
Значение праздника
На самом деле Рамаданом называют месяц, во время которого принято соблюдать строгий пост. Прежде всего, это время, когда проверяется вера и преданность своим принципам, это символ того, что мусульманин может выстоять перед грехами и искушениями. Таким образом они пытаются приблизиться к Аллаху и настроиться на духовный рост.
Традиции
В этот период все мусульмане придерживаются своду правил и отказываются от некоторых вещей. Так, самым главным запретом в месяц Рамадан считается так называемый ният, а именно непроизнесенное намерение. Кроме того, воздерживаются в это время от мясных блюд, алкоголя, интимной близости, курения и даже избегают запаха табака.
В период поста разрешается ифтар (время для приема пищи после захода солнца), а также сухур (время приема пищи перед рассветом). Во время поста меняется все, даже образ жизни. Ведь весь месяц улицы пусты и все развлекательные центры закрыты. Когда стемнеет люди выходят на улицу, а торговцы продают восточные сладости. Обязательным ритуалом является Тарваих — это особенная молитва, которую произносят до зари.
Ночь Могущества и Предопределения отмечается в 2020 году 19-20 мая
Значение праздника
Это самая значимая ночь у мусульман, так как по преданиям именно в это время пророку Мухаммеду были посланы самые главные сурры Корана. Также многие верят, что в эту ночь спускаются на землю сами ангелы, чтобы подарить людям милость и благодать.
Традиции
Согласно традициям мусульмане произносят молитву, которая считается самой сильной в году. Многие стараются всю ночь молиться и читать Коран, чтобы Аллах был более милостив, простил грехи и ниспослал награду.
Ураза Байрам отмечается в 2020 году с 24 по 26 мая
Значение праздника
Этот праздник означает окончание поста и таким образом люди прощаются с Рамаданом. Это один из главнейших событий у мусульман и символизирует возрождение и духовный рост, торжество рая над адом и спасение человека.
Традиции
Согласно обычаям до праздничного намаза совершают так называемый такбир (форма возвеличивания Аллаха). Всех, кто встречается на пути в мечеть, мусульмане приветствуют словами “Ид мубарак!”, а в переводе “благословенного праздника!” Также важной традицией считается закят аль-фитр. Это значит, что собирают милостыню, которую отдают малоимущим и путникам.
В этот день совершают праздничную молитву, надевают новую одежду, готовят традиционные блюда и приглашают гостей. Дети также участвуют активно в празднике и вместе с родителями ходят по гостям, посещают соседей, которые дарят им сладости, раздают пожертвования и дарят подарки. Очень важно попросить прощения, если кого-то обидели, так как вступать в праздник в ссоре или в обиде не очень хорошо.
Арафат отмечается в 2020 году в ночь 30 июля
Значение праздника
У мусульман это самый лучший день в году, так как по преданиям это тот самый момент, когда Адам и Ева встретились у подножия горы Арафат после изгнания из рая. Лучшим он считается именно потому, что это памятное событие, когда люди задумываются о своей жизни и плохих поступках, что нужно быть осторожнее и осмотрительнее. По преданиям все поступки — и хорошие, и плохие по значимости будут в два раза выше.
Традиции
Одна из главных традиций этого дня — паломничество в Мекку. Но чтобы отправиться в хадж, каждый мусульманин должен позаботиться о том, чтобы его семья, которая останется дома, ни в чем не нуждалась. Женщинам же для того, чтобы отправиться в паломничество, нужно найти сопровождающего. Обязательной остановкой в этом хадже является Джабаль ар-Рахма, где мусульмане молятся.
Курбан Байрам отмечается в 2020 году 31 июля
Значение праздника
Праздник отмечают в память о жертве пророка Ибрагима. Однажды ему пришло откровение о том, чтобы он принес в жертву собственного сына. Он решил послушаться Аллаха, так как считал, что сын в любом случае будет спасен. Так и случилось, ведь в самый последний момент Аллах сказал, чтобы вместо сына он в жертву барашка, который оказался на горе удивительным образом.
Традиции
Как и обычно на крупный праздник, мусульмане в этот день совершают обряд омовения и надевают чистые белые одежды. Никто с утра перед молитвой не кушает, идет сразу же в мечеть, но только мужчины. Женщины же остаются дома, чтобы приготовить праздничную еду. На пути к мечети мужчины произносят специальную молитву — Такбир. После проповеди, обычно совершают жертвоприношение, из этого животного делают праздничный ужин, но его часть обязательно отдают беднякам.
Новый Год по Хиджре отмечается в 2020 году 2 марта
Значение праздника
У мусульман с этого дня начинается новый лунный год. Они не отмечают его, как у нас, здесь это, скорее, период обновления природы, время для нового этапа и перемен в жизни.
Традиции
В месяц, когда празднуют Новый год, все дни важно вести себя в два раза благочестивее, обходительнее и вежливее. Согласно поверью все зло, сделанное в этот период, вернется вдвойне. И если у нас принято накрывать щедрый и богатый стол, мусульмане на Новый год по Хиджре соблюдают пост.
День Ашура отмечается в 2020 году в ночь с 29 августа
Значение праздника
По легенде именно в этот день было сотворено практически все — небеса, ангелы, Адам и т.д. Более того, многие важные и ключевые события случились в День Ашура, а по пророчествам и конец света ожидается именно в это время.
Традиции
До захода Солнца обычно соблюдается пост, после которого организовывают небольшой праздничный ужин. На стол ставят курицу, баранину, фрукты, единственный запрет — чеснок, ведь он, по приметам, приносит неудачу в дом. На улицах вечером устраивают шествие с уменьшенной копией гробницы Хумена.
Сафар отмечается в 2020 году 19 сентября
Значение праздника
Сафар на самом деле — это месяц, а не праздник. Многие мусульмане верили, что этот период самый несчастливый и приносит с собой беды. Но это суеверия, которые больше похожи на страшилки. Ведь пророк Мухаммед говорил, что все месяцы от Аллаха и благословенны. Все же и сегодня некоторые особенно суеверные стараются не совершать крупных поступков и принимать серьезных решений.
День рождения Пророка Мухаммеда отмечается в 2020 году 29 октября
Значение праздника
Пророк Мухаммед у мусульман почитаем особенным образом. Поэтому у них многие важные даты его жизни отмечают и по сей день. Этот праздник может затянуться даже на целый месяц.
Традиции
Как и обычно мусульмане отправляются в мечеть для молитвы и проповеди. Семьи устраивают праздничный ужин, а в городе организовывают пиршества. Улицы украшают страницами Корана, поют песни и слушают его проповеди.
Джума отмечается в 2020 году каждую неделю в пятницу
Значение праздника
У мусульман это особенный день, когда по легенде Аллах завершил создание Адама. Джума чем-то похож на воскресенье у православных.
Традиции
В этот день все мужчины совершают обязательный намаз. Согласно легенде грехи, о которых молятся обязательно будут прощены, а просьбы выполнены. Как и у нас в воскресенье, так и у них на Джуму близкие родственники стараются посетить друг друга.
Подпишитесь на нас в Instagram
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Источник статьи: http://pestrecy-rt.ru/news/stati/kalendar-musulmanskikh-prazdnikov-v-2020-godu
Татарские праздники
Татарские праздники бывают: народные традиционные – сложившиеся с древнейших доисламских времён, религиозные мусульманские – появившиеся после принятия ислама татарами и международные – отмечаемые не только татарами, но и другими народами.
ТРАДИЦИОННЫЕ НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ
САБАНТУЙ (Праздник плуга) – главный татарский национальный праздник, уходящий в глубокую древность, посвященный труду на земле, отмечает окончание весенних полевых работ и красиво раскрывает все традиции, обряды и обычаи татарского народа. Со временем праздник стал полностью безалкогольным и его повсеместно стали праздновать летом. Сабантуй способствует сохранению древних традиций татар, передавая их из поколения в поколение. Праздник через века сохранил лучшие образцы культурного наследия татар – традиционные самобытные состязания в силе, ловкости, уме, смекалке и талантах. Каждый победитель состязания получает заслуженный подарок. Традиционные состязания Сабантуя с древних времён практически не изменились. Состязания джигитов Сабантуя: борьба на поясах “Корэш”, конные состязания, поднятие камней, перетягивание каната (аркан тартыш), борьба на руках, стрельба из лука по мишеням. Традиционные шуточные состязания Сабантуя: прыжки в мешках наперегонки, бег с коромыслом наперегонки, бег с яйцом в ложке наперегонки, бои набитыми мешками верхом на бревне, разбивание горшков палкой с завязанными глазами, влезание на гладкий столб с подвешенным призом, доставание монетки зубами из полной миски с катыком. На каждый Сабантуй специально сооружают Майдан для проведения турнира по татарской национальной борьбе на кушаках “Корэш”. Победитель турнира провозглашается “Батыром Сабантуя” и получает самые ценные подарки. Победительница женского конкурса становится “Красой Сабантуя”и награждается достойными призами. Конные состязания Сабантуя: соревнование на парных упряжках, быстрая езда под седлом, разрубить яблоко на пруте на скаку, поднять женский платок с земли на скаку, кыз куу – состязание, во время которого парень-всадник должен догнать девушку-всадницу и поцеловать ее на скаку. Сабантуй сопровождается различными конкурсами исполнителей, выступлениями артистов и исполнением музыки на народных музыкальных инструментах, радостными песнями, плясками, ярмаркой изделий народных мастеров и кулинаров, дегустацией и продажей блюд татарской национальной кухни, выставками, знакомствами, общением и встречей друзей и родственников. Этот удивительный праздник внесён во всемирный реестр объектов ценнейшего нематериального наследия человечества и ежегодно традиционно празднуется татарами по всей планете. Определенной даты у праздника нет – каждое село, город или община татар ежегодно выбирают наиболее удобную дату и обязательно приглашают на праздник гостей, друзей и родственников.
ЭМЕЛЬ (Праздник солнечных лучей) – день весеннего равноденствия, древний татарский новый год, татарское название праздника Навруз. Праздник, символизирующий приход весны и являющийся точкой отсчета нового года по лунному мусульманскому календарю и начало нового, сельскохозяйственного года. Отмечается в кругу семьи. На праздник традиционно готовят кушанья из преимущественно растительных продуктов. Женщины традиционно пекут круглые булочки – кульче и лепешки из пшеницы, ячменя, проса, кукурузы, фасоли, гороха, чечевицы, риса, кунжута и бобов, а так же готовят сумаляк – блюдо из пророщенных ростков пшеницы.
БОЗ КАРАУ (Праздник ухода льда) – старинный татарский весенний праздник проводов льда. Весеннее торжество, связанное с ледоходом. Символизирует уход зимы, приход весны и тепла. По традиции татарские села располагались на берегах рек. Все жители наряжались и выходили на берег реки смотреть ледоход. Музыканты играли и пели песни. С сумерками на льдинах раскладывали солому, а на одну из последних льдин ставили чучело, затем поджигали и пускали вниз по течению, что символизировало утверждение весны и тепла. Во время ледохода в воду бросали специально изготовленные куклы, монеты и даже окунались в ледяную воду по поверью что весенняя река уносит недуги, при этом приговаривая – «Аны борып-борып баш очыннан суга ташлаганнар».
ЖИМЧЭЧЭК (Праздник цветочного сока) – старинный татарский молодёжный весенний праздник. В дни весеннего паводка и появления первых цветов на берегу реки молодежь наряжалась и устраивала весёлые совместные игры, водила хороводы, пела песни.
ЖЫЕН (Праздник родни) – татарский старинный праздник по случаю завершения весенних полевых работ и начала сенокоса. В древности Жыен отмечался после возвращения домой старейшин татарских селений, которые приезжали домой после курултаев (общих собраний руководителей татарских общин). Однако со временем традиция этого торжества изменилась. Жителей одних селений приглашали их соседи в другие села. Отправлявшиеся в гости шили наряды, пекли пироги, везли с собой подарки: тушки вяленых гусей, украшения, поделки из дерева и металла, изделия из ткани,. Приезжали на расписанных по особому поводу повозках, украшенных подводах, въезжали в деревню с музыкой и песнями, дети открывали гостям украшенные полевые ворота. Для каждых вновь прибывших гостей хозяева заново накрывали стол. Хозяева топили бани для дорогих гостей по-белому “кунакны хормэше мунча” – высшая почесть для гостя. Под вечер готовят общий ужин для всех гостей. Праздник Жыен укреплял родственные и дружеские отношения, сплачивал аул и прилегающую округу: люди чувствовали себя в дни этого праздника одной семьёй. Жыен можно назвать праздником для женихов и невест. На массовых гуляниях молодые люди старались найти себе вторую половинку, а их родители сватали детей.
ЙОМЫРКА БАЙРАМ (Яичный праздник) – старинный татарский праздник. В этот день принято варить и раскрашивать куриные яйца, печь лакомства и звать гостей. Хозяйки с вечера красили яйца натуральными средствами в разные цвета — в луковой шелухе от золотисто-жёлтых до тёмно-коричневых, в отваре берёзовых листьев — различных оттенков зелёного цвета, в дубовом отваре – синие, в свекле – красно-фиолетовые. Так же раскрашивали варёные яйца красками. В каждом доме пекли особые шарики из теста — маленькие булочки “кимак” и лакомства. Особенно ждали этот день дети. Матери шили для них из полотенец мешочки для сбора яиц. Некоторые ребята ложились спать одетыми и обутыми, чтобы утром не тратить время на сборы, под подушку клали полено, чтобы не проспать. Рано-рано утром мальчики и девочки начинали обход домов. Заходящий первым заносил щепки и разбрасывал их на полу — чтобы “двор не был пустым”, то есть чтобы много на нём было живности. Шуточные пожелания детей хозяевам высказываются старинные — как во времена прабабушек и прадедушек. Например, такое: “Дед с бабкой дома ли? Дадут ли яичко? Пусть будет у вас много кур, пусть топчут их петухи!” Сбор яиц продолжался два-три часа, и проходил очень весело. А потом дети собирались в одном месте на улице и играли в разные игры с собранными яйцами на сообразительность, быстроту и ловкость. В некоторых аулах после детей очередь доходила до ребят постарше – юношей. Они разъезжали по аулу на украшенных конях, пели песни, веселили хозяев прибаутками. Собранные яйца складывались в плетёную корзину. А потом кто-нибудь из парней хватал эту корзину и скакал на окраину села. Если ловкача не догоняли, все яйца доставались ему. Однако так почти никогда не случалось. Собранные яйца сдавали торговцу, а на вырученные деньги покупали продукты и у кого-либо в доме или прямо в поле устраивали угощение.
КАРГА БОТКАСЫ (Воронья каша) – древний татарский праздник, который проводят ранней весной в конце марта, когда прилетают врановые птицы. Символизирует единение татар с природой и благодарность птицам. В древности было поверье, что весну на кончиках своих крыльев приносят вороны – тогда так называли всех врановых птиц. И ещё врановые уничтожали вредителей урожая и являлись естественными сторожами для жителей сёл при приближении врага или стай опасных хищников. И как только таял снег, появляются первые ручьи и начинают прилетать грачи, галки и вороны, в честь их прилета и устраивают праздник. В это день красиво одевают детей, и отправляют их собирать с каждого дома крупу, молоко, масло, сахар, яйца, выражать хозяевам благопожелания и зазывать стихами и песнями всех на праздник. Затем люди собираются на возвышенности, зажигают костер, и в большом казане готовят кашу из собранных продуктов. Пока каша варится все поют, танцуют и веселятся. После шумного веселья всех зовут к казану, и начинают раздавать кашу. Первая порция полагается земле с пожеланием всем мира, покоя и богатого урожая. Вторая – воде, чтобы вода смогла сохранить живность на земле. Третья – небу, чтобы было много солнечных дней и вовремя шли дожди, а четвертая – воронам в благодарность за принесенную весну. Кашу раскладывали на столбы заборов, ворот, приговаривая: «Кара каргага аш булсын, ала аргага таш булсын» – пусть пищей будет грачу, а вороне – камнем. После этого каша раздаётся всем, кто присутствует на празднике. Остатки каши разбрасывали в поле и в лесу для птиц. Птицы налетают на оставленную им кашу и восстанавливают свои силы после долгого перелета к родным местам.
ХЫДЫРЛЕЗ (Праздник начала лета) – древний татарский народный праздник пастухов и скотоводов отмечали в начале мая два-три дня. В наши дни хранителями и почитателями этого старинного праздника стали крымские татары. Перед праздниками тщательно убирают дом и двор. Накануне вечером готовится калакай — хлеб, запечённый между двумя сковородами в горячей золе. С утра готовят угощения, днём на майдане – центральной площади села или на поляне около села собираются и общаются родственники и гости, проводят традиционные состязания в силе, смекалке и талантах, турнир по татарской борьбе на кушаках, ярмарки и смотрины. Вечером проходят традиционные костры, через которые прыгают как взрослые, так и дети. В центре майдана разжигается костёр, и через него сначала прыгают мужчины, затем юноши и мальчики. По мере угасания костра через него прыгают женщины, девушки и девочки. Потухший костёр засыпают землёй. Костёр по древним поверьям очищал людей от злых духов. В дни праздника традиционно заключались и расторгались различные договоры и в первую очередь с пастухами, а после праздника пастухи начинали свою работу – выпас скота.
САЛАМАТ (Праздник благодарности земле) – осенний старинный семейный праздник сибирских татар, посвящённый окончанию сбора урожая. Торжество проводится после сбора урожая. Главное угощение торжественного стола это каша Саламат – мучная жидкая каша из ржаной, ячменной или пшеничной прожаренной муки, заваренной кипятком или горячим молоком и распаренной в печи с добавлением масла или сала или жира.
Блюдо традиционно готовили женщины, а мужчины приглашали в гости родственников и друзей. Все собирались за праздничным столом, где кроме каши обязательно присутствовали блюда из собранного урожая и лакомства.
АУЛАК ОЙ (Посиделки) – старинный татарский молодёжный праздник, посиделки неженатой молодёжи без родителей во время которого парни и девушки знакомились, выбирали себе женихов и невест, общались и веселились. В просторном помещении собираются девушки, шьют, вяжут, вышивают. Приходят парни, просят впустить в дом, а чтобы заслужить – каждый демонстрирует свой ум, талант и умения: играют на музыкальных инструментах, исполняют песни, танцуют, отгадывают загадки, показывают свои изобретения и произведения. После девушки впускают парней в дом и вместе пьют чай и кушают гостинцы. Затем проходят совместные шуточные народные игры, забавы, песни и пляски. Существуют правила:
-На посиделки каждый приносит собственноручно приготовленные гостинцы (кучтанач).
-Ни один из юношей не должен обмануть или обидеть девушку, так как это большой грех (харам).
-Юноши и девушки не должны ни драться ни ругаться (таких с позором выгоняют с праздника).
СОМБЭЛЭ БАЙРАМ (Праздник урожая) – татарский народный праздник труда, празднование окончания осенних сельскохозяйственных работ. На празднике в образной форме отображается труд сельчан, связь народа с родной землей, любовь к Родине, к труду, связь старшего и младшего поколений, любовь к родной культуре. В наши дни в рамках празднований проходит чествование передовиков сельского хозяйства.
ДЕРВИЗА (Праздник урожая) – древний праздник плодородия, урожая, окончания лета, окончания осенних полевых работ, завершения посева озимых и начала свадебного сезона. Праздник отмечается в дни осеннего равноденствия. Его сохранили до наших дней крымские татары.
Перед праздником проводят тщательную уборку дома, двора, хлева и других хозяйственных построек. Хозяйки выпекают хлебцы кобете. В день праздника девушки в нарядных одеждах рассеивают золу на поле, в огороде, в саду и виноградниках. Мальчики очищают хлев и окучивают его дымом. Этот праздник организуется совместно с жителями нескольких сел. Выбирается удобное для проведения таких мероприятий место, обязательно вблизи источника воды, рядом со святым местом – Азизом. Как всегда, праздник начинается с молитвы и жертвоприношения барана. После этого несколько девочек в возрасте 10-12 лет надевают овчинные тулупы, олицетворяя приближение зимы, одновременно сообщая о начале праздника. Для девушек устанавливаются качели. Женщины с горок катят сито – элек. Если элек ляжет вверх дном, следующий урожай будет хороший, если вниз дном, то будет малый урожай, если же встанет набок – зерновые вырастут высокими.
На празднике проводятся состязания джигитов, певцов, танцоров, поэтов, знатоков частушек – чынъ ве манелер, выступают фольклорные ансамбли, на специальной площадке – майдане проходят соревнования по татарской национальной борьбе на кушаках Корэш. Проходят конные скачки и состязания в бросании камня вдаль, бросающие приговаривают при этом: “Кара кунлер таш кайтканда кайтып кельсинлер” (“Пусть чёрные дни возвратятся тогда, когда возвратится этот камень”; иными словами – никогда). Обязательно проводятся ярмарки, подводят итоги своего труда, принимают своих овец от чабанов, спустившихся с яйлы, хозяева проводят взаиморасчеты с пастухами. После этого выбирается всем селом новый чабан или остается прежний. Тогда же начинается сезон свадеб. Праздник завершается всеобщим танцем – Хоран, который предстает как танец единства народа в достижении всеобщей цели.
УНЫШ БАЙРАМ (Осенний праздник) – старинный татарский праздник, посвящённый плодородию земли и семейному благополучию. К этому времени завершаются все полевые работы: жатва, вывоз зерна, уборка льна. Заложена основа благосостояния семьи на будущий год. Праздник символизирует благодарность за урожай Земле, Природе труженикам, которые не покладая рук работали с ранней весны до поздней осени, чтобы их народ жил сытно целый год.
В этот день готовят угощения, проводят ярмарки, чествуют самых трудолюбивых и вместе лакомятся, поют и танцуют.
КАЗ УМЯСЫ (Гусиное перо) – древний татарский молодежный праздник, проводится в начале зимы с наступлением устойчивых холодов. Праздник совмещает полезное с приятным – заготовку на зиму гусиных тушек и молодёжные посиделки. Молодёжь выщипывает гусей, а затем старшие женщины их потрошат и засаливают, делая запасы на зиму. Молодые люди за работой – совместным ощипыванием гусей – присматривались друг к другу для того, чтобы в дальнейшем строить отношения и создавать семьи.
НАРДУГАН БАЙРАМ (Возрождение света) – древний татарский праздник, день зимнего солнцестояния. Празднуется 20-25 декабря. Праздник символизирует торжество жизни, победу солнца над мраком, победу добра над злом и начало зимы. В дни праздника по поверью добрые духи и божества ходят и одаривают добрых и честных людей угощениями, подарками и исполняют их мечты. А для этого нужно достойно прожить год, вернуть все долги, помириться со всеми с кем был в ссоре и анонимно помогать нуждающимся. Все традиции современных празднований Рождества и Нового года заимствованы именно от татарского Нардугана.
К праздничному столу татарочки пекут по традиции Баурсак – небольшие жаренные в масле в казане пончики, и другие татарские лакомства и угощения.
Дети и взрослые наряжаются обязательно до неузнаваемости, ходят из дома в дом, поют веселые песни, танцуют, дарят и принимают подарки и угощения, кормят голодных, символически “будя” людей и распевая “алкыши” – народные песни с благими пожеланиями. Один алкыш переводится так: “Пусть будет счастливым для вас Новый год, Пусть пшеница и рожь хорошо растёт, Корова пусть много молока даёт, И теленка пусть принесёт!”
Одним из атрибутов праздника является гадание “Йезек салу”: Молодёжь собирается вечером как стемнеет в доме, в основном девушки на выданье, а иногда и парни. Одна из девушек идёт к проруби, зачерпывает ведром воду, несёт её в дом, не оглядываясь назад. Затем девушки опускают в воду свои кольца или пуговицы и распевают гадательные куплеты. В это время самая молодая участница гадания наугад вынимает кольцо или пуговицу. По содержанию слов песни определяется “судьба” хозяйки вынутого колечка или пуговицы.
ЭМЭ (Праздник помощи) – древний татарский праздник начала строительных работ и взаимопомощи. До нынешних дней сохраняется в татарских селениях традиция помощи – эмэ. Их организовывали во время начала всех крупных работ по строительству и ремонту: при закладке и строительстве нового дома и общественных зданий. Нередко в таких мероприятиях участвовали все односельчане, а в крупных населенных пунктах — соседи с одной улицы. Совместная работа завершалась трапезой и гуляниями. В наши дни подобные мероприятия организуются реже и в них участвует меньшее число людей.
ШЕЖЕРЕ БАЙРАМ (Праздник родословной) – современный татарский национальный семейный праздник. В кругу семьи или в более широком кругу собираются представители родов и рассказывают о своей родословной и интересных фактах. На праздник все приносят свои угощения, выступают талантливые представители родов, поют, танцуют и знакомятся. Смысл праздника – составление и изучение генеалогической летописи своего рода, интересный рассказ участников о своей родословной, истории своего рода, воздание дани памяти своим предкам, укрепление семейно-родственных связей, сохранение преемственности поколений, усиление чувства ответственности, национальной гордости и самосознания, привлечение интереса к изучению своей родословной и истории родного края.
ЯНА ЕЛ БАЙРАМ (Новогодний праздник) – современный праздник начала нового календарного года. Празднуется с 31 декабря на 1 января. Татарский семейный праздник, в который принято собираться семьёй, готовить угощения, поздравлять родственников, друзей, любимых и соседей и кормить голодных.
БЯБЯЙ МУНЧАСЫ (Детская баня) – проводится на следующий день после рождения ребёнка. После посещения бани домочадцами, когда она становилась нежаркой, повитуха помогала помыться молодой маме и искупать младенца. Семья готовила угощения, звала родственников и вместе угощались за общим столом.
ИСЕМ КУШУ (Праздник имянаречения) – обрядовый мусульманский праздник наречения имени ребёнку, проводится спустя несколько дней в доме, где родился ребенок. Приглашается мулла, родственники и друзья семейства. Мулла открывает обряд традиционной молитвой, затем к нему подносят на подушке ребенка, и он обращается к всевышнему, призывая его принять новорожденного под свое покровительство. После этого нашептывает на ухо младенцу азан (призыв к молитве для мусульман) и произносит имя новорожденного. Имена детям подбирают, как правило, муллы, имевшие специальные календари – именники. В них с давних времен преобладали имена из религиозных канонических сказаний. Считалось, что от имени зависит дальнейшее будущее младенца и его судьба. Выбор зависел от многих причин. В небогатых семьях старались подобрать имя, символизирующее богатство и благосостояние, если ребенок выглядел слабым – выбирали имя, отражающее крепость духа и тела и т.д.
БЯБЯЙ АШЫ (Праздник новорожденного) – древний татарский праздник по случаю рождения ребёнка. В продолжение нескольких дней после рождения ребёнка – подруги, соседки и родственницы молодой мамы приходили навестить ее и приносили с собой угощения и подарки.
МУСУЛЬМАНСКИЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРАЗДНИКИ
МАВЛИД БАЙРАМ (День рождения пророка) – праздник дня рождения Пророка Мухаммада
КУРБАН БАЙРАМ (Праздник жертвы) – праздник приношения даров, пожертвований и помощи нуждающимся
КАДЕР КИЧ (Ночь Предопределения) – ночь на 27 день месяца Рамадан считается ночью предопределения, решения судьбы, могущества. Этой ночью началось ниспослание Корана Мухаммеду. Считается, что в эту ночь Аллах принимает решение о судьбе каждого человека, учитывая его благочестие и просьбы, высказанные в молитвах. Поэтому принято проводить в мечети, читая Коран и вознося Аллаху и ангелам мольбы и просьбы.
УРАЗА БАЙРАМ (Праздник окончания поста) – мусульманский праздник окончания священного поста Уразы. Праздник отмечают 3 дня
ЖОМГА (Пятница) – традиционно считается праздничным днем. В этот день принято посещать мечеть и проводить Меджлисы (Собрания).
ДЕНЬ ПРИНЯТИЯ ИСЛАМА – День добровольного принятия Ислама предками современных татар – булгарами в 737г. Отмечается 4 февраля.
ИЗГЕ БОЛГАР ЖЫЕНЫ (Старое Булгарское торжество) – День официального принятия Ислама государством Волжская Булгария в 922г. Отмечается 21 мая.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ
ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ТАТАРСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУХНИ – отмечается ежегодно 28 февраля. Традиционно в этот день проходят конкурсы по кулинарии и сервису, мастер-классы с молодыми хозяйками и традиционные гостеприимные татарские национальные застолья в татарских центрах, кафе и ресторанах. Многие народы Евразии и мира позаимствовали рецепты татарских национальных блюд – некоторые полностью, другие частично. Например известные всем чизкейк, бургер, салями, соус тартар – сделаны по татарским рецептам.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ РОДНОГО ЯЗЫКА – отмечается ежегодно 21 февраля
ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ КОРЕННЫХ НАРОДОВ МИРА – отмечается ежегодно 9 августа
ДЕНЬ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН – отмечается ежегодно 30 августа
Источник статьи: http://tatarlar.info/o-tatarah1/tatarskie-prazdniki/